Министерство внутренних делРоссийской ФедерацииДальневосточный юридический институтКафедра административного права
КУРСОВАЯработа
на тему: Мерыобеспечения производства по делам об административных правонарушениях,применяемые милицией
Хабаровск 2009
План
Введение
Глава I. Административно–процедурныемеры обеспечения административного процесса в ОВД
1.1Административно–процессуальные меры обеспечения административного процессаГосударственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)
1.2Организация органами внутренних дел контроля за объектамилицензионно–разрешительной системы
1.3. Меры,принимаемые органами внутренних дел, по обеспечению паспортно-регистрационнойсистемы
Глава II.Административно–юрисдикционные меры обеспечения административного процесса вОВД
2.1 Формы иметоды административно-юрисдикционной деятельности милиции по охранеобщественного порядка при авариях и катастрофах
2.2Природоохранительная административно–юрисдикционная деятельность органоввнутренних дел
2.3 Административно-юрисдикционнаядеятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечения нарушенийантиалкогольного законодательства
Заключение
Список литературы
Введение
Основноеотличие административного процесса от иных видов юридических процессов состоитв содержании процедурных (процессуальных) правил и требований. Для административногопроцесса характерны совершения различных групп действий и видов деятельности,содержания и степени законодательной детализации процессуальной формы. Видыадминистративно-процессуальной деятельности с точки зрения их процедуры, какправило, более просты в сравнении с классическими видами юридического процесса- уголовным и гражданским. Традиционным требованиям процессуальной формы соответствуетпроизводство по делам об административных правонарушениях и производство поделам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих, ведущиеся по правилам гражданского судопроизводства.
В данной работе предпринята попытка раскрыть сущность и виды меробеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В выполнениизадач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная рольпринадлежит административной деятельности, осуществляемойадминистративно-процессуальными средствами. Эта деятельность непосредственнонаправлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественногопорядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ееэффективности во многом зависит состояние правопорядка.
Целью которая ставилась вданной работе является изучение мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях.
Для достиженияпоставленной цели мною выдвигаются следующие задачи:
— дать понятие административногопроцесса, его признаков и принципов
— охарактеризоватьспецифику административного процесса в органах внутренних дел
— изучить стадииадминистративного процесса.
Глава I. Административно–процедурныемеры обеспечения административного процесса в ОВД
Основу для формирования понятия административного процесса как вшироком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле,составляет административно-процессуальная деятельность:
а) административно-процедурная;
б) административно-юрисдикционная.
В первом случае имеются в виду распорядительные действия органоввнутренних дел по осуществлению установленных административно-правовыми нормамиразличного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций иполномочий.
1.1 Административно – процессуальные меры обеспеченияадминистративного процесса Государственной инспекции безопасности дорожногодвижения (ГИБДД)
Реализация надзора за дорожным движением возложена на дорожно-патрульнуюслужбу (далее — ДПС), являющуюся головным структурным подразделениемГосударственной инспекции.
Целевое назначение ДПС заключается в осуществленииоперативно-профилактических, контрольных, надзорных и разрешительных функций вобласти обеспечения безопасности дорожного движения, а также участии в охранеобщественного порядка и борьбе с преступностью.
К основным задачам службы отнесены: охрана жизни, здоровья иимущества участников дорожного движения, защита их прав и интересов, а такжеинтересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойногодвижения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений иадминистративных правонарушений в сфере дорожного движения.
Основными способами несения службы являются: контроль заповедением участников дорожного движения, предостережение их от совершенияпротивоправных действий, пресечение правонарушений, осуществлениераспорядительно-регулировочных действий.
Под контролем при несении службы понимается визуальное, либоосуществляемое с помощью специальных технических средств наблюдение засоблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иныхнорм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При осуществлении контроля за дорожным движением с использованиемтранспортных средств могут применяться:
— открытый контроль — на автомобилях или мотоциклах, имеющихспециальную окраску;
— скрытый контроль — на автомобилях без специальной окраски иопознавательных знаков (решение о его проведении принимается руководителемсоответствующего подразделения);
— смешанный контроль — одновременно на двух автомобилях, один изкоторых имеет обычную окраску, а второй — специальную.
При осуществлении открытого контроля за дорожным движением используютсяследующие методы: движение в потоке транспортных средств для предупреждения ивыявления нарушений правил дорожного движения; движение впереди транспортногопотока для предупреждения превышения установленной скорости движения; остановкау опасных в аварийном отношении мест для предупреждения совершениядорожно-транспортных происшествий; остановка в местах наиболее интенсивногодвижения транспортных средств и пешеходов для предупреждения нарушений правилдорожного движения.[1]
Предостережение участников дорожного движения состоит ввоздействии на их поведение путем присутствия сотрудника на определенноммаршруте или участке движения.
Пресечение нарушения заключается в применение инспектором ДПС мерадминистративного пресечения к нарушителю правил дорожного движения либотребований иных нормативных правовых актов в области охраны безопасностидорожного движения.
К распорядительно-регулировочным действиям относится регулированиедвижения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении,при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорнойсигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаяхосложнения дорожной обстановки.
При несении службы нарядами ДПС основное внимание должно бытьуделено выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения, которыеявляются основными причинами ДТП.
П.Р. Федореев указывает, что для решения возложенных на ДПС задач,ее сотрудники наделяются государственно-властными полномочиями к которым, вчастности, относятся полномочия по: предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений; применению мер административного воздействия кнарушителям правил дорожного движения; регулированию дорожного движения;производству неотложных действий на месте ДТП; оказанию помощи участникамдорожного движения; контролю за содержанием в исправном и безопасном длядвижения состоянии улиц и дорог, дорожных сооружений и др.[2]
Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движениядолжны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своихобязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности впредупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным иуважительным отношением к гражданам.
Сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам в следующихслучаях: в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, атакже в охране их собственности; в разъяснении специфики поведения и проезда потерритории обслуживаемого маршрута; в организации оказания первой медицинскойпомощи пострадавшим в ДТП, доставлении их в лечебные учреждения; втранспортировке поврежденных транспортных средств.
Контроль за работой сотрудников ДПС на постах и маршрутахпатрулирования осуществляется путем проведения гласных и негласных (скрытых)проверок руководством строевого подразделения, уполномоченными на тосотрудниками подразделений Государственной инспекции, сотрудниками других служб(по специальному указанию руководства соответствующего органа внутренних дел).
Деятельность строевого подразделения ДПС оценивается по следующимосновным показателям: состоянию аварийности на обслуживаемой территории;участию в борьбе с преступностью и охране общественного порядка; направленностиадминистративной практики на предупреждение ДТП; состоянию дисциплины изаконности в деятельности сотрудников подразделения; отношению населения кдеятельности строевого подразделения.
Основнымведомственным нормативным актом, регламентирующим порядок регистрацииавтомототранспортных средств на территории Российской Федерации, являются«Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним вГосударственной инспекции безопасности дорожного движения», утвержденныеприказом МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624.[3]
К объектам регистрации отнесены автомототранспортные средства срабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростьюболее 50 км/час и прицепов к ним, предназначенные для движения по автомобильнымдорогам общего пользования и принадлежащие организациям независимо оторганизационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностраннымюридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортныесредства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные вРоссийскую Федерацию на срок более 6 месяцев.
Собственники транспортных средств либо лица, от именисобственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами наосновании доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменитьрегистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака«Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления,замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавшихизменения регистрационных данных.
В этих целях в регистрационные подразделения Государственнойинспекции предоставляются:
а) заявление;
б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося засовершением регистрационных действий;
в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлятьинтересы собственника при совершении регистрационных действий;
г) документы об уплате установленных налогов и сборов;
д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортногосредства, если паспорт выдавался в установленном порядке;
е) транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств,допускается представление актов их осмотра, выданных с соблюдениемустановленного порядка;
ж) справка-счет, выданная организацией-изготовителем, торговойорганизацией, предпринимателем, или иной документ, удостоверяющий право собственностина транспортное средство, номерной агрегат;
з) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационныезнаки «ТРАНЗИТ» и (или) регистрационные документы и регистрационные номерагосударств регистрации транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию.
В процессе рассмотрения соответствующих заявлений сотрудникамирегистрационных подразделений осуществляются проверочные действия. В частности,устанавливается личность собственников транспортных средств либо ихпредставителей. В необходимых случаях такая проверка может проводиться поучетным данным подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел.
Проверке подлежат документы, удостоверяющие право собственности натранспортное средство, паспорт транспортного средства и иные представленныедокументы. Указанная проверка осуществляется с применением технических средствна соответствие подлинности документов (выявление поддельных или измененныхкаким-либо иным способом).
В установленном порядке проводится проверка документов пофедеральному учету утраченных, похищенных документов АИПС «Документ», а такжетранспортных средств и номерных агрегатов по учетам угнанного и похищенноготранспорта.[4]
Производится осмотр транспортного средства, в процессе которогоосуществляется:
а) контроль за безопасностью конструкции регистрируемоготранспортного средства путем определения соответствия указанной конструкциитребованиям нормативных документов, устанавливающих необходимые параметрытранспортных средств;
б) контроль за подлинностью номеров агрегатов и регистрационныхзнаков (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом)и их соответствием данным, указанным в документах, удостоверяющих правособственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационныхдокументах и (или) паспорте транспортного средства.
В случаеобнаружения признаков подделки представленных документов, государственныхрегистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной натранспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номеровагрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также приналичии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыскеили представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы,регистрационные знаки задерживаются, а в орган внутренних дел направляетсясоответствующая информация для принятия решения.
Осуществляется контроль за соблюдением собственниками либо ихпредставителями сроков для регистрации транспортных средств. В случае нарушенияустановленных сроков к заявителям принимаются меры административногопринуждения в порядке, установленном законодательством об административныхправонарушениях.
По окончании соответствующих процедур регистрационныеподразделения Государственной инспекции в зависимости от характера обращениясобственника транспортного средства либо его представителя совершают следующиедействия: регистрируют транспортные средства; производят изменениерегистрационных данных; — снимают с учета транспортные средства; производятвременную регистрацию места пребывания зарегистрированных в Государственной инспекциитранспортных средств.
На зарегистрированное транспортное средство выдаются свидетельствоо регистрации транспортного средства, регистрационные знаки и в установленныхслучаях — паспорт транспортного средства. В других случаях выдаются иныедокументы, предусмотренные нормативными правовыми актами.
На каждое зарегистрированное транспортное средство заполняетсякарточка учета автомототранспорта.
Транспортные средства подлежат снятию с учета в случаях: заключениядоговора о прекращении (отчуждении) права собственности на транспортныесредства; изменения места жительства физического лица или юридического адресаорганизации, за которым они зарегистрированы, если новое место жительства(юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяетсядеятельность подразделения ГИБДД, зарегистрировавшего транспортное средство, атакже возникновения иных оснований для изменения места регистрации; утилизации(списания) транспортных средств; вывоза транспортных средств за пределыРоссийской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.[5]
На снятые с учета транспортные средства (за исключением случаев обих утилизации) заполняются и выдаются паспорта транспортных средств ирегистрационные знаки «ТРАНЗИТ», о чем в графе «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспортатранспортного средства делается запись «ТРАНЗИТ» с указанием серии, номера, датывыдачи и срока действия знаков, которая заверяется подписью должностного лица ипечатью регистрационного подразделения.
Поддержание надлежащего технического состояния транспортныхсредств является одним из необходимых условий обеспечивающих безопасностьдорожного движения.[6]
Важная роль в решении этой задачи принадлежит Государственнойинспекции, осуществляющей соответствующие контрольные и надзорные полномочия впроцессе надзора за дорожным движением, производстве регистрационных действий савтотранспортными средствами, проведении государственного технического осмотра.Последнее направление деятельности ГИБДД является основным в области надзора затехническим состоянием автомо-тотранспортных средств.
Порядок проведения государственного технического осмотра определенпостановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «Опорядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств,зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движенияМВД Российской Федерации».[7]
Государственный технический осмотр транспортных средств проводитсяпо месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
На Государственную инспекцию возлагается обязанностьзаблаговременно информировать владельцев о порядке представления транспортныхсредств на государственный технический осмотр.
Актуальной задачей при проведении государственного техническогоосмотра является выявление похищенных транспортных средств. Для ее решения: проводитсяпроверка соответствия типа, модели, номерных знаков, идентификационных номеровшасси (рамы), кузова и двигателя данным, записанным в свидетельстве орегистрации (техническом паспорте, талоне), паспорте транспортного средства; осуществляетсяпроверка учетных данных автомототранс-портных средств по федеральной базетранспортных средств, находящихся в розыске, с использованием АИПС «Розыск» или«Автопоиск»; применяются приборы для выявления признаков подделкиидентификационных номеров кузовов и агрегатов транспортных средств,регистрационных и водительских документов.[8]
При обнаружении признаков подделки регистрационных документов илидокументов на право владения, пользования или управления транспортнымсредством, расхождении номеров агрегатов с записями в паспорте транспортногосредства и иных регистрационных документах, признаков сбивания илинесанкционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах документыизымаются, транспортное средство в установленном порядке задерживается. В целяхфиксации выявленного факта в присутствии понятых составляется акт, от водителя(владельца) транспортного средства (документа) отбирается объяснение. Собранныепервичные материалы направляются на рассмотрение начальника горрайорганавнутренних дел.
В процессе осмотра транспортных средств решаются и иные задачи, вчастности, выявляются транспортные средства, скрывшиеся с мест дорожно-транспортныхпроисшествий; предупреждаются и пресекаются преступления и административныеправонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств; уточняютсячисленность транспортных средств, их принадлежность и иные регистрационныеданные; производится проверка наличия квитанций или платежных поручений обуплате налога, взимаемого с владельцев транспортных средств, и сборов в связи спроведением государственного технического осмотра.
Следует отметить, что к решению основной задачи — оценкетехнического состояния транспортных средств — ГИБДД вправе при наличииопределенных условий привлекать соответствующие предприятия, выдавая имразрешение на проведение государственного технического осмотра транспортныхсредств. В этих случаях Государственный технический осмотр транспортных средствпроводят комиссии предприятия. Работники Государственной инспекции принеобходимости могут оказывать комиссии методическую и практическую помощь.
Государственная инспекция осуществляет надзор за проведением илиподготовкой к проведению государственного технического осмотра.
На все транспортные средства, прошедшие государственныйтехнический осмотр, Государственной инспекцией выдается владельцам талон о прохождениигосударственного технического осмотра установленного образца.
1.2 Организация органами внутренних дел контроля за объектамилицензионно – разрешительной системы
Контрольорганами внутренних дел за объектамилицензионно-разрешительной системы в основном осуществляется в двухнаправлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охраннойдеятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВДреспублик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД натранспорте, горрайорганы внутренних дел.
Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлятьнарушения правил оборота оружия, нарушений, связанных с деятельностью частныхдетективных и охранных предприятий, граждан, незамедлительно реагировать навыявленные нарушения и применять предусмотренные законом меры административногои уголовного воздействия.
Ведомственными нормативными актами МВД России детализированадеятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частнойдетективной и охранной деятельностью. Инструкцией о работе органов внутреннихдел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотреныследующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц,осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия; заприобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; заобеспечением сохранности и безопасности хранения оружия; контроль за перевозкойоружия.
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля заоборотом оружия имеют право производить осмотр оружия в местах егопроизводства, торговли, экспонирования, хранения и уничтожения. Изымать иуничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории РоссийскойФедерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной илиписьменной информации для выполнения контрольных функций.[9]При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнениягражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушенийс указанием конкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, которыемогут повлечь ущерб, хищение либо неправомерное использование оружия,производить опечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования,временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговойдеятельности до устранения выявленных нарушений. В случае возникновенияобстоятельств, при которых не обеспечивается сохранность оружия, сотрудникимилиции изымают оружие и передают его на хранение в органы внутренних дел. Пофактам нарушений установленных правил оборота оружия выписываются письменныепредупреждения, а при совершении административного правонарушения составляетсяпротокол об административном правонарушении.
Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотрудникамимилиции не реже одного раза в квартал. О проверке объекта составляется актпроверки в двух экземплярах. Из них один передается руководителю юридическоголица, а второй приобщается к наблюдательному делу. Осуществление проверокобъектов, используемых в качестве складов по хранению оружия и патронов, атакже торговых предприятий проводится не реже одного раза в месяц. В проведениитаких проверок непосредственное участие принимают руководители органоввнутренних дел либо их заместители — начальники милиции общественнойбезопасности. Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одного раза в год.При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение сутоквместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина-владельцаоружия докладывается руководству органа внутренних дел для принятия решения вустановленном порядке.
Как считает А.Л.Островский, при осуществлении проверокорганизаций, осуществляющих торговлю оружием, сотрудники органов внутренних делв первую очередь устанавливают наличие лицензий на торговлю оружием, разрешенийна хранение оружия вне мест, указанных в лицензиях. Проверяют техническуюукрепленность мест торговли, экспонирования и хранения оружия, надежностьсохранности оружия в торговых витринах, на прилавках, а также мер безопасностипри обращении с ним. Вместе с тем проверяется наличие и правильность заполненияучетной документации, порядок внутреннего контроля за обращением оружия ипатронов лицами, ответственными за их сохранность и ведение учета, продавцами(материально-ответственными лицами) и работниками, допущенными к производствуработ с оружием и патронами, их транспортированию и сопровождению приперевозке, а также наличие материалов проверок по фактам недостачи, порчи,утраты оружия и патронов. При проведении внезапных проверок по решениямруководителей органов внутренних дел может выясняться часть вопросов иистребоваться документы исходя из цели проверки.[10]
Проверки юридических лиц и граждан, занимающихсяколлекционированием или экспонированием оружия и патронов, осуществляютсясотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специальноуполномоченных органов по сохранению культурных ценностей с учетом соблюдениятребований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и ихвладельцах. Проверки таких юридических лиц проводятся не реже одного раза вквартал, а граждан Российской Федерации — не реже одного раза в год. В ходеплановых проверок деятельности юридических лиц, осуществляющихколлекционирование и экспонирование оружия, сотрудники органов внутренних делустанавливают: [11] соответствиеих деятельности нормативным актам, положениям уставных, учредительныхдокументов, внесенным в них изменениям и дополнениям, лицензиям наколлекционирование или экспонирование оружия и патронов, разрешениям на иххранение вне мест, указанных в лицензиях; наличие актов приема (передачи)оружия и договоров, заключенных с владельцами оружия и патронов об участии впроведении экспонирования либо актов приема изъятого и конфискованного оружия,переданных музеям уполномоченными на то органами для соответствующего хранения,актов историко-культурных и искусствоведческих экспертиз на коллекционируемоеоружие и паспортов на коллекции, отдельные модели коллекционируемого оружия;порядок внутреннего контроля за обращением оружия, документов выдачи оружияхранителям, специалистам и лицам, ответственным за проведение экспертиз,исследовательские работы, экспонирование, транспортирование и другие видыработ; порядок допуска работников юридических лиц к работе с оружием,перевозке, сопровождения при перевозках, экспонировании, а также организация допускапосетителей в залы с экспозициями, специалистов в фондохранилища, обеспечениесохранных мер; своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных припроверках сотрудниками органов внутренних дел, исполнение предписаний.
При проведении проверок условий хранения оружия и патронов,имеющихся у граждан, сотрудники внутренних дел выясняют: соответствиеимеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся уграждан патронов моделям зарегистрированного оружия; наличие запирающегося назамок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом; условия, исключающиедоступ посторонних лиц к оружию.
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля заперевозкой и транспортировкой оружия и патронов выясняют: соответствие деятельностипредприятий-перевозчиков требованиям, предъявляемым к обороту оружия и, вчастности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копий договоров на перевозкуоружия; наличие товарно-транспортных, сопроводительных и иных документов, наосновании которых осуществляется перевозка; документов, удостоверяющих личностьсопровождающих лиц и подтверждающих их право на хранение и ношение оружия;наличие необходимого количества охранников.[12]
В ходе осуществления контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью органы внутренних дел используют предоставленное им право всоответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации»[13] иведомственными нормативными актами МВД России. Одним из них является Инструкция«О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля зачастной детективной и охранной деятельностью»,[14] которойпредусмотрены следующие направления:
— проверка соответствия частной детективной и охраннойдеятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности;
— проверка соблюдения в частной детективной и охраннойдеятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использованияогнестрельного оружия и специальных средств;
— участие совместно с другими компетентными органами негосударственныхобразовательных учреждений в контроле за осуществлением подготовки кадров длячастных детективных и 6х-ранных предприятий, служб безопасности, в том числеогневой подготовки;
— рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросамсоблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными иохранными предприятиями, службами безопасности.
При осуществлении контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своейкомпетенции требовать от частных детективных и охранных предприятий, служббезопасности, негосударственных образовательных учреждений предоставлениясоответствующих документов, а также получать необходимую для этого устную илиписьменную информацию.[15]
В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частнойдетективной и охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел обязанывыявлять нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельностичастных детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутреннихдел принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии сдействующим законодательством органам внутренних дел предоставлено право:
ü безвозмездноизымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту натерритории Российской Федерации;
ü изыматьоружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующихоснований: отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружияи патронов к нему, торговлю им, их приобретение, коллекционирование илиэкспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия;аннулирование в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушенийюридическими лицами или гражданами установленных правил передачи, приобретения,коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения,перевозки, транспортирования и применения оружия; выявления самодельных илипеределанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему сизмененными баллистическими и другими техническими характеристиками; смертисобственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, атакже смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебноеоружия; ликвидации юридического лица;
ü привыявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнениягражданами и должностными лицами предписаний об устранении этих нарушений;
ü аннулироватьлицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия,выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия, систематическинарушающим общественный порядок; при наличии медицинского заключения, препятствующеговладению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления;страдающим психическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или разрешениявлечет изъятие имеющегося оружия и патронов к нему;
ü аннулироватьлицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаяхнарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего частнуюдетективную и охранную деятельность, либо при неисполнении предписаний органоввнутренних дел частными детективными и частными охранными предприятиями.
При установлении правонарушений, образующих составы преступлений,и административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекаютвиновных лиц к уголовной или административной ответственности.
Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотренаадминистративная ответственностьза нарушения, связанные с установкой награжданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы илиприцела ночного видения (ст. 20.9. КоАП РФ), незаконным изготовлением, продажейили передачей пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), нарушением сроковрегистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст.20.11 КоАП РФ), стрельбой из оружия в не отведенных для этого местах (ст.20.13КоАП РФ) и др..[16]
Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборотом оружия,частной детективной и охранной деятельностью проводится органами внутренних делв следующих случаях: добровольного отказа от лицензии или разрешения,ликвидации юридического лица либо смерти собственника оружия; систематического(не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическимилицами или гражданами требований нормативно-правовых актов, регулирующих обороторужия; возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензииили разрешения; конструктивной переделки владельцем гражданского или служебногооружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и другихтехнических характеристик оружия и патронов к нему; нарушения либо неисполнениячастным детективом (предприятием, объединением), частным охранником(предприятием) требований нормативных актов, регулирующих частную детективную иохранную деятельность.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовнаяответственность за: превышение полномочий служащими частных охранных илидетективных служб (ст.203 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасныхобъектах (ст.217 УК РФ); нарушение правил учета, хранения, перевозки ииспользования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехническихизделий (ст.218 УК РФ); незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение,перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывныхустройств (ст.222 УК РФ); незаконное изготовление оружия (ст.223 УК РФ);небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224 УК РФ); ненадлежащееисполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ ивзрывных устройств (ст.225 УК РФ).[17]Законодательством предусматривается наступление уголовной ответственности и засовершение иных деяний, связанных с нарушениями правил оборота оружия и частнойдетективной и охранной деятельности.
1.3 Меры, принимаемые органами внутренних дел, по обеспечениюпаспортно-регистрационной системы
Паспортно-регистрационная система является одним из эффективныхсредств, используемых в целях охраны общественного порядка, обеспечениягосударственной и общественной безопасности, борьбы с различнымиправонарушениями. Для достижения этих целей органы внутренних дел осуществляютследующие основные функции: оформление регистрации и снятие граждан срегистрационного учета; ведение адресно-справочной работы; осуществлениеконтроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицамизаконодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации, а также законодательных и иныхнормативных актов о регистрационном учете населения; решение правоохранительныхзадач при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета;учет при регистрации лиц, имеющих судимость; информирование населения опринятых правовых актах, касающихся регистрационного учета граждан.[18]
Важнейшей функцией органов внутренних дел, как считает А.П. Алегин,является осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующегопередвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации, а также, законодательных и иных нормативных актов о регистрационномучете населения.[19]
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицамиустановленных правил паспортно-регистрационной системы как один из видовадминистративной деятельности органов внутренних дел осуществляетсяпреимущественно гласными методами. Однако некоторые специфические возможностирассматриваемой системы активно используются в деятельностиоперативно-розыскных аппаратов милиции.
Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдениемпаспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласныхметодов, представляет собой совокупность организационных и практическихмероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационнойсистемы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушениялиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошломсовершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершениипреступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложнымили поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органамвнутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступления, и т.д.
Организационные и практические мероприятия по осуществлениюконтроля за соблюдением установленных правил паспортно-регистрационной системыорганы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействиис местнымиподразделениями Федеральной миграционной службы, органами безопасности,прокуратуры, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами,жилищно-эксплуатационными организациями и общественностью, а в пограничныхзонах — также с подразделениями и частями органов пограничной службы.[20]
Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообразных формах(например, совместного планирования и участия в реализации практическихмероприятий, обмена опытом), несомненно, позволяет не только успешно решатьмногие узкоспецифические задачи Федеральной миграционной службы, другихправоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствуетукреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима встране.
Непосредственное обеспечение контроляза соблюдениемпаспортно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделенийпаспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируютправоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практикиприменения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин иусловий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере;контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональныхобязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещанияс личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными зарегистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.
В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задачпо контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная рольпринадлежит участковым уполномоченным милиции, которые несут полнуюответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемыхучастках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудниковмилиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка,уличных, домовых комитетов и других сил общественности.
Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил,осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечениипаспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлениинарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однакоследует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущиеантиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах ит.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении ихнеобходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими болеесерьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдениемпаспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и впрофилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числепреступлений.
Основным методомосуществления данного контроля являются проверки,которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органоввнутренних дел. В ходе проведения таких проверок обращается внимание на меставозможного нахождения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жиломсекторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квартир, систематическисдающие жилую площадь лицам сомнительного поведения; проводятся обходы нежилыхпомещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могутиспользоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил.Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить впериод с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных онарушении паспортно-регистрационных правил.[21]
Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответственных зарегистрацию, по мнению О.А.Бойченко, сотрудники органов внутренних делпроверяют своевременность и правильность регистрации и снятия срегистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гостиницах, домах отдыха,санаториях, пансионатах.[22] Эти проверкинеобходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрывающиеся преступники излостные неплательщики алиментов нередко стремятся к проживанию именно в техместах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.
Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, взависимости от тяжести содеянного могут быть привлечены к административнойответственности.
Глава II. административно –юрисдикционные меры обеспечения административного процесса в ОВД
2.1 Формы и методы административно-юрисдикционной деятельностимилиции по охране общественного порядка при авариях и катастрофах
Формы и методы деятельности милиции по охране общественногопорядка при чрезвычайных ситуациях носят подвижный характер и определяютсяправовым положением, содержанием деятельности и конкретными задачами.
Исходные положения об организации и осуществлении охраныобщественного порядка установлены государством в нормативно правовом порядке, анепосредственно формы управленческой деятельности большинство авторовподразделяют на правовые и неправовые.[23]
Первые в свою очередь классифицируются по содержанию (направотворческие и правоприменительные), по целенаправленности (на внутренние ивнешние), по форме выражения (на словесные и конклюдентные).
Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется нарегулятивную и правоохранительную.
К неправовым формам управленческой деятельности относятсяорганизационные, материально-технические и иные действия, носящиефункционально-обеспечительный характер.
Универсальными методами государственного управления являютсяубеждение и принуждение.[24] Убеждениекак метод деятельности милиции при авариях и катастрофах заключается в воздействиина волю и сознание людей с целью побуждения их к добровольному соблюдениюадминистративно-правовых норм.
Сотрудники милиции в качестве гарантий прав и свобод граждан приавариях и катастрофах наряду с убеждением применяют и административноепринуждение, которое представляет собой принудительное воздействие, основанноена юридически обязательном предписании, исполнение которого гарантируетсягосударством.
Совокупность форм и методов (приемов и способов) охраныобщественного порядка в науке административного права принято называть тактикой3.
Компетенция милиции при ликвидации аварий и катастрофосуществляется в единой системе государственных органов, непосредственносозданной для этого.
Это российская система предупреждения и действий в чрезвычайныхситуациях (РСЧС).[25]
Данная система в том числе обеспечивает готовность к действияморганов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых дляпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляетликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил исредств РСЧС на всех уровнях управления, на МВД России, в частности, возложеныфункции по обеспечению общественного порядка и охране материальных и культурныхценностей при чрезвычайных ситуациях, а также руководству созданием идеятельностью функциональной подсистемы РСЧС в сфере охраны общественногопорядка.[26]
Для охраны общественного порядка в зоне аварии организуетсяпатрульно-постовая служба. При этом используются как виды нарядов,предусмотренные действующим Уставом ППС МОБ, так формируются специальные нарядыи группы, предназначенные для выполнения специфических задач в зоне аварии.
К первой группеотносятся пешие патрули и посты, патрули наавтомобилях, «традиционные» наряды, задачей которых является охранаобщественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности гражданкак в зоне аварии, так и на примыкающей территории.
Особенности организации и тактика несения службы этими нарядамиобусловлены рядом обстоятельств, как правило, сопутствующих аварии:деморализация населения, попавшего в зону аварии; наличие жертв из числаграждан, а иногда и сотрудников милиции; угроза возникновения пани ки;нарушение путей сообщения и линий связи; наличие большого количестватоварно-материальных ценностей, временно оказавшихся без охраны; хаотическое,неорганизованное перемещение населения; повышенные физические и психическиенагрузки на личный состав; возможная активизация преступного элемента в зонеаварии, а также другие дестабилизирующие факторы.
Таким образом, к обычным обязанностям по поддержанию общественногопорядка на заданных маршрутах и прилегающей территории добавляются специфические:контроль за обстановкой в зоне аварии, оказание помощи по спасению людей и материальныхценностей, разъяснение населению обстоятельств происшествия, предупреждение ипресечение распространения ложных слухов, выявление и задержание провокаторов иподстрекателей.
Как правило, в условиях аварии возникает потребность в выставлениидополнительных постов охраны. Эти посты выставляются: для охраны специальныхобъектов; в пунктах сбора вывозимого (эвакуируемого) имущества (когда егоохрана не может быть обеспечена силами собственника); в пунктах сбораэвакуируемых из зоны аварии, а также в местах хранения останков погибших.
В обязанности этих нарядов входит, помимо охраны имущества, допускуполномоченных лиц, а также контроль за законностью вывоза охраняемогоимущества.
На основных магистралях, ведущих в зону аварии, выставляютсяконтрольно-пропускные пункты, которые предназначены для регулированиябеспрепятственного проезда специальных формирований и выезда транспортныхсредств с пострадавшими и имуществом.
Ко второй группе организационно-правовых форм построения охраны общественногопорядка относятся оперативные группы, которые создаются исходя из конкретныхусловий аварии.
Так, указывает С.Ю.Паничкин, при необходимости изоляции зоныаварии производится ее оцепление, для чего формируется группа оцепления, котораяв зависимости от обстановки выполняет свои функции путем выставления постов илисплошных цепочек по периметру зоны.[27]
Ее задачи — не допустить к месту происшествия притока постороннихграждан и транспортных средств, задерживать правонарушителей, пытающихсяскрыться из оцепленного района или проникнуть через рубеж оцепления, инаправлять их на фильтрационный пункт.
При необходимости эвакуации пострадавших, населения, задержанных,а также материальных ценностей формируется группа эвакуации.Сотрудникиэтой группы обходят дома и квартиры, разъясняют гражданам необходимостьэвакуации, принимают меры по охране оставленных жилищ.
Кроме того, они привлекаются для сопровождения автобусов сэвакуируемыми к посадочным площадкам, обеспечивают установленную очередностьпосадки и др.
В то же время успешное выполнение задач каждым сотрудникоммилиции, независимо от вида наряда или оперативной группы, прямо зависит отзнания им некоторых общих положений и правил, характерных для любых аварий икатастроф.
Это относится к механизму поведения людей, оказавшихся в зонеаварии и подвергшихся в результате этого физическим и/или психологическимтравмам. Вступая в служебные контакты с такими людьми, а тем более применяя теили иные формы административного принуждения, сотрудник милиции долженучитывать, что сразу после аварии большинство из них прибывает в состоянииострого психологического шока.
Эти люди плохо понимают, что произошло, у них резко снижаетсяспособность к целенаправленным действиям. Затем шоковое состояние постепеннопроходит и наступает депрессия. Необходимо учитывать это и отличать злостноенеподчинение своим требованиям от естественной в экстремальных условияхрастерянности.
Другое, общее для всех сотрудников, требование касаетсямаксимальной собранности и внимательности. Необходимо фиксировать малейшиеизменения в поведении людей, которые являются признаком обострения обстановки,возникновения паники, указывают на назревание беспорядков, и принимать меры ксвоевременному их устранению.
2.2 Природоохранительная административно – юрисдикционнаядеятельность органов внутренних дел
Природоохранительная деятельность органов внутренних делосуществляется в следующих организационных формах:
1) на основе сочетания этой функции с задачами по охранеобщественного порядка и борьбе с правонарушениями;
2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительнойдеятельности и оказания им содействия;
3) охраны обособленных объектов природы на основе договоровсамостоятельно;
4) обеспечение соблюдения природоохранительного законодательствана объектах, подведомственных МВД России.
Рассмотрим названные виды деятельности подробнее.
1. Сотрудникам управлений (отделов) охраны общественного порядка,горрайоргана внутренних дел, уголовного розыска, ГИБДД и других служб приосуществлении их непосредственных обязанностей вменяются обязанности повыявлению нарушений правил рыболовства и охоты, установлению перекупщиков рыбы,пушнины и т.д., усилению оперативного прикрытия объектов ловли, переработки иреализации рыбной продукции, пунктов сдачи пушнины. Работникипатрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции в процессе охраныобщественного порядка должны пресекать нарушения природоохранительногозаконодательства в местах массового отдыха трудящихся, курортных и пригородныхзонах, парках, коллективных садах. Участковые инспектора, осуществляя общийнадзор на закрепленных за ними участках, обращают внимание на поведение лиц, откоторых можно ожидать незаконного лова рыбы, на использование в этих целяхмоторных лодок, катеров их владельцами. В местностях, богатых лесными дарами(зверьем, дичью, грибами, ягодами) или с водоемами с ценными породами рыб,объектами наблюдения должны быть и почтовые отделения, нередко используемыеправонарушителями для пересылки добытого незаконным путем в другие населенныепункты.
Работники милиции на водном транспорте, решая задачу охраныобщественного порядка, также оказывают содействие государственным инспекциям ввыполнении контрольно-надзорных функций по обеспечению санитарных,ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.
Работники ГИБДД принимают непосредственное участие в охранеатмосферного воздуха. В процессе контроля за техническим состояниемавтотранспорта они выявляют и пресекают факты эксплуатации транспортныхсредств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах отработанныхгазов превышает установленные нормативы. Помимо этого, Госинспекцияконтролирует работу автопредприятий по уменьшению вредных выбросов двигателей,предупреждает выпуск на линию транспортных средств с неисправными двигателями,обеспечивает контроль за соблюдением ГОСТа при проектировании новых моделеймашин. Кроме того, работники ГИБДД обращают внимание органов местногосамоуправления на необходимость установления соответствующих знаков на дорогах,где возможны наезды на животных, выявляют и пресекают факты перевозкибраконьерами предметов незаконной охоты и рыбной ловли.[28]
На МВД России во взаимодействии с другими министерствами иведомствами возложены функции обеспечения безопасности при перевозке опасныхгрузов автомобильным транспортом.
Огромный ущерб природе наносят лесные пожары: огнем уничтожаютсязапасы древесины на корню, иногда ценные и редкие виды растительности, фауна,заготовленная древесина. В результате пожаров снижаются защитные,санитарно-гигиенические, водоохранные и иные полезные функции лесов.
Оказание содействия иным субъектам природоохранительнойдеятельности осуществляется органами внутренних дел путем взаимодействия сгосударственными инспекциями охотничьего и рыбного надзора, другими органами,совместного проведения профилактических мероприятий. К числу организационныхформ взаимодействия относятся: совместное проведение рейдов, патрулирование,выставление контрольных постов, засад, заслонов, проведение обходов, объездов ит.д. Такие мероприятия проводятся обычно в местах возможного браконьерства,сбыта продукции незаконной охоты и рыболовства, в местах скопления рыбы илиохотничьей дичи, во время весеннего и осеннего перелета птиц, сезона охоты, вместах нерестилищ и т.п.
Работники милиции оказывают содействие органам здравоохранения,санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора при проведении имимероприятий, связанных с обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических ипротиво-эпидемиологических правил, проведении ими карантинных мероприятий приэпидемиях и эпизоотиях. Милицией оказывается помощь различнымприродоохранительным органам при оказании им противодействия. Так, работникисанитарно-эпидемиологических станций иногда вынуждены обращаться за помощью всвязи с необходимостью обеспечить им допуск на территорию экологически опасныхобъектов для взятия там образцов и проведения экспертных исследований. Органылесного хозяйства обращаются к работникам милиции за содействием в пресечениинезаконной вырубки деревьев.[29] Силы органоввнутренних дел привлекаются к тушению лесных пожаров, а также к мероприятиям поохране и защите лесов в периоды высокой пожарной опасности для ограниченияпосещения посторонними лесов, въезда в них транспортных средств, проведенияопределенных видов работ.
Значительный объем природоохранительной деятельности органоввнутренних дел составляют деятельность подразделений милиции, создаваемых дляохраны отдельных объектов природы, имеющих важное хозяйственное илиэкологическое значение. Они содержатся за счет соответствующих министерств иведомств. Милиция обеспечивает охрану водохранилищ, снабжающих питьевой водойгорода и населенные пункты. Охраняя их, милиция предупреждает и пресекаетнарушения установленных правил на обслуживаемой территории: сооружениестроений, палаток, въезд и стоянку машин, их мойку, разжигание костров, порчузеленых насаждений и травяного покрова, засорение воды и берегов, пользованиемоторными лодками и т.д.
Милиция обеспечивает исполнение требований заповедного режима,предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, рубки леса, сбора дикорастущихрастений, ягод и т.п. в государственных заповедниках или заказниках. Внекоторых областях милиция охраняет памятники природы, а также памятникикультуры. В некоторых городах создаются подразделения милиции по охране зеленыхнасаждений, имеющих оздоровительное, защитное и культурно-эстетическоезначение. Решение об их охране от уничтожения и повреждения, а также о порядкеих охраны выносится органами государственной власти. В отдельных случаяхмилицией охраняется не весь зеленый фонд города, а только часть его(ботанические сады, дендрарии и т.п.). В этих случаях договоры на охранузаключаются с соответствующими органами, учреждениями Российской Академии наук,другими научными учреждениями.
В ряде регионов создаются подразделения милиции за счет средстврыбодобывающих предприятий или рыболовецких колхозов для охраны рыбных запасови борьбы с хищениями рыбопродуктов.
В некоторых подразделениях милиции Сибири, Урала, Дальнего Востокавведены должности сотрудников, содержащиеся за счет лесохозяйственных органов.Они призваны осуществлять противопожарные мероприятия в лесах и на предприятияхлесопромышленного комплекса. В горрайорганах, расположенных в лесных районах,подверженных лесным пожарам, за счет лесохозяйственных предприятий создаютсягруппы инспекторов милиции, обязанностью которых является проведениепрофилактики лесных пожаров, принятие оперативно-розыскных мер по установлениювиновных лиц, возбуждение уголовных дел и проведение дознания, оказание помощиработникам лесохозяйственных предприятий в охране лесов от пожаров, контроль засоблюдением противопожарных правил организациями, предприятиями, гражданами.[30]
Важным направлением природоохранительной деятельности органоввнутренних дел является обеспечение соблюдения природоохранительногозаконодательства на объектах, подведомственных МВД России. В основном этокасается организаций, имеющих собственное производство. В своей деятельностиони выступают как природопользователи. Реализуя свое право природопользования,они обязаны строго соблюдать закрепленные действующим законодательствомэкологические требования.
МВД России принимает меры по улучшению природоохраннойдеятельности. В МВД, ГУВД, УВД созданы постоянно действующие комиссии поэкологическим проблемам из представителей заинтересованных служб дляорганизации контроля и координации природоохранительной деятельности врегионах, а также кустовые лаборатории по охране окружающей среды при ГУВД, УВДи др. В число важнейших вопросов совершенствования природоохранительнойдеятельности органов внутренних дел включены: организация и обеспечение взаимодействияс территориальными природоохранительными органами, финансирование мероприятий,проведение совместных проверок, распространение передового опыта, разработканормативов предельных выбросов загрязняющих веществ, контроль за их соблюдениеми др.[31]
Для осуществления обязанностей в сфере природоохранительнойдеятельности органы внутренних дел (милиция) наделены определеннымиполномочиями, в том числе по применению мер административного принуждения. Вцелях предупреждения нарушений им предоставлено право требовать от юридическихи физических лиц предоставления соответствующих документов и письменной илиустной информации, необходимых для выполнения контрольных функций по осуществлениюразрешительной системы. Им предоставлено право решения вопросов о выдаче илиотказе в выдаче лицензии на продажу и приобретение, а также на хранение иношение оружия. Милиция осуществляет проверки сохранности оружия и безопасностиего хранения, а также безопасности хранения взрывчатых и отравляющих веществ;производит осмотр оружия и мест его производства, продажи, хранения иуничтожения; проверяет соблюдение правил перевозки опасных транспортных грузов,документов на право охоты, рыболовства и т.д.
В случае обнаружения правонарушений применяются мерыадминистративного пресечения. К ним относятся: аннулирование лицензий иразрешений на продажу, приобретение, хранение и ношение оружия; выдачапредписаний об устранении правонарушений в сфере разрешительной системы,противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения; изъятие оружия,орудий охоты, рыбной ловли, документов; запрещение эксплуатации техническинеисправных транспортных средств; приостановление работы предприятий,производственных участков, проведения отдельных видов работ при нарушенииправил пожарной безопасности. Для пресечения нарушений, связанных с незаконнойохотой и рыбной ловлей, применяется задержание правонарушителей.[32]
В соответствии с законом при совершении лесонарушений илинарушении правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также нарушениизаконодательства об охране и использовании животного мира в целях составленияпротокола, если личность нарушителя не может быть установлена на местенарушения, работники милиции могут производить доставление этих лиц в милициюили в помещение органов местного самоуправления и осуществлять административноезадержание. В целях обеспечения правильного рассмотрения дела и исполненияпостановления по делу об административном правонарушении допускается личныйдосмотр, досмотр вещей, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и другихпредметов. Досмотр, как правило, осуществляется в присутствии собственника иливладельца. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи,предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых и в отсутствиесобственника (владельца). О личном досмотре или досмотре вещей составляется протоколили делается запись в протоколе об административном правонарушении либо впротоколе об административном задержании. В качестве мерыадминистративно-процессуального обеспечения применяется изъятие орудий ипродукции незаконного промысла (охотничьих ружей, капканов, плавучих и другихтранспортных средств и т.д.). Запрещенные орудия промысла сдаются на базы(склады) или в другие места под сохранную расписку. Рыба, икра осетровых илососевых, а также мясо животных во избежание порчи сдаются рыбозаводам илиторгующим организациям с оформлением приемной накладной или квитанции. Припередаче дела в следственные или судебные органы судьба изъятых орудий(предметов) решается этими органами. Запрещенные орудия лова владельцам невозвращаются, а передаются предприятиям или рыболовецким колхозам дляиспользования при изготовлении разрешенных орудий или уничтожаются. Изъятоеоружие, технически пригодное к эксплуатации, подлежит реализации черезпредприятия, имеющие право на продажу таких видов оружия. Изъятое оружие,непригодное для дальнейшей эксплуатации, уничтожается органами внутренних дел,за исключением боеприпасов для газового оружия самообороны и аэрозольныхустройств, снаряженных раздражающими веществами, которые передаютсябезвозмездно предприятиям по продаже данного оружия для дальнейшей утилизации.
Административная природоохранительная деятельность органоввнутренних дел включает в себя широкий круг мероприятий организационногохарактера: аналитическую работу, планирование природоохранной деятельности и организациюреализации намеченных мероприятий, организацию взаимодействия между службами иподразделениями органов внутренних дел и с другими природоохранительнымиорганами, распространение положительного опыта и т.д.
2.3 Административно-юрисдикционнаядеятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечения нарушенийантиалкогольного законодательства
Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмомсоставляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всехслужб и подразделений органов внутренних дел (милиции), но непосредственноевыполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольногозаконодательства возложено на милицию общественной безопасности.[33]
Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается вфункциях аппаратов, подразделений и служб милиции общественной безопасности,закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных актах. Организациядеятельности аппаратов, подразделений служб милиции общественной безопасности всфере борьбы с пьянством и алкоголизмом складывается из функцийпрогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля,нормативно-правового, информационного, научно-методического,материально-технического обеспечения и др.
Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осуществляютсятакже в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведенияспециальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольногозаконодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний порасстановке сил и средств, формировании, внедрении и распространении передовогоопыта административно-юрисдикционной деятельности различных аппаратов,подразделений и служб органов внутренних дел (милиции) по предупреждению ипресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.
Функции по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизмавыполняют подразделения милиции общественной безопасности путем:
— выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекающих их впьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками,проведения с ними профилактической работы с целью формирования здорового образажизни;
— внесения предложений в соответствующие органы о рациональномразмещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанови других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным инегативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенногопункта;
— регулярного обследования территории и особенно мест концентрациилиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (подвалы, чердаки, рынки, магазины,культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта ит.п.);
— привлечения правонарушителей антиалкогольного законодательства кадминистративной ответственности.
При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртныхнапитков в общественных местах, сотрудник милиции обязан: 1) немедленнопотребовать прекращения противоправного поведения; 2) проверить документы,удостоверяющие личность нарушителя; 3) зафиксировать выявленные в них сведения;4) установить и записать данные о свидетелях, объяснить им их права иобязанности в соответствие с действующим законодательством.[34]
Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушителя,характер совершенного правонарушения, следует либо предупредить нарушителя,либо составить протокол об административном правонарушении.
Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельствапрепятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания дляего доставления в орган внутренних дел, сотрудник милиции вправе принять всепредоставленные ему законом меры, о чем затем докладывает рапортом руководствуоргана.
Лица, задержанные за появление в общественных местах в пьяномвиде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,находящиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если они утратилиспособность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающимили себе, помешаются в медицинский вытрезвитель (центр социальной помощи),находящийся в ведении милиции общественной безопасности.
Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель лиц,находящихся в общественных местах в пьяном виде, как правило, осуществляютсяэкипажами автомобилей «Спецмедслужбы», которые обязаны предварительно проверитьвозможное наличие у доставляемых предметов, могущих быть используемыми длянападения или причинения себе телесных повреждений.
При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающихна возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, онидоставляются в орган внутренних дел.
Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющихчерепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острогопищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянииалкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на улицах илив иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.
Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производитсятолько при невозможности установить их личность, местожительство и передатьродителям (лицам, их заменяющим) либо представителям учреждений, на которыхвозложены обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределительдля несовершеннолетних.
Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрируется,составляется протокол о доставлении (помещении) и привлечении виновного кадминистративной ответственности или мерам общественного воздействия.
Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболеераспространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом.
Среди непосредственных причин ДТП, имеющих тяжкие последствия(превышение установленной скорости движения; недисциплинированность пешеходов,игнорирование правил применения ремней безопасности и мотошлемов и т.д.),статистика выделяет управление транспортными средствами в состоянии опьянения.Именно поэтому Правила дорожного движения (ПДД) запрещают водителю «управлятьтранспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического ииного)… передавать управление транспортным средством лицам, находящимся всостоянии опьянения…».[35]
Административная ответственность за правонарушения на транспорте,связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, предусмотрена ст.12.8.КоАП РФ.
За управление транспортными средствами в состоянии опьянения кадминистративной ответственности привлекаются лица независимо от того, являлосьли оно (транспортное средство) самоходной машиной либо находилось на прицепе удругого транспортного средства, а также как долго управлял виновныйтранспортным средством — важен лишь факт приведения его в движение.[36]
Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данныевиды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицоосознает не только факт собственного опьянения, но и правовой запрет науправление транспортным средством в данном состоянии.
В целях предупреждения фактов управления транспортными средствамив состоянии опьянения органы внутренних дел (милиция) наделены правамиостанавливать транспортные средства, в том числе и принудительно, осуществлятьпроверку документов и освидетельствование водителей на предмет установленияфакта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Эти и иные административно-предупредительные меры направлены наобеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания,а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредныхпоследствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.
Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульнойслужбы ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установитьсостояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этимтранспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управлениятранспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом дляпривлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца напередачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствииили в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемусяв состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущенавладельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортнымсредством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законномосновании, например по доверенности, в процессе выполнения водителемобязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.
К мерам административного пресечения фактов управлениятранспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административноезадержание, отстранение водителя от управления транспортным средством,задержание документов на право управления транспортным средством.
Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означаетналожение на водителей административных взысканий, а имеет цель впринудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определеннуюопасность для дорожного движения противоправные действия, не допуститьпричинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия дляпривлечения виновных лиц к ответственности.
Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольногозаконодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшуюраспространенность и общественную опасность представляют: распитие алкогольнойи спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств илипсихотропных веществ в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ); появление вобщественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); появление всостоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной испиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств илипсихотропных веществ в общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ) и др.
Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, чтоони имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические,нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только надеформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправногоповедения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимсядемонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности,очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе снарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами наобщественный порядок.
Административное законодательство устанавливает правовой запрет нараспитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всехвидах общественного транспорта и других общественных местах, кроме предприятийторговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розливразрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющемчеловеческое достоинство, и общественную нравственность.
Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушенийантиалкогольного законодательства является установление сотрудниками милициисоответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умыслена распитие спиртных напитков, но не образующего состава административногоправонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительноеприставание к гражданам и т.п.) и других действий, нарушающих общественныйпорядок.
Применение органами внутренних дел (милицией) мерадминистративного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных спьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этихантиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественныхместах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупрежденияправонарушений, состоящей из экономических, организационных,пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий инаправленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведенияграждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами,злоупотребляющими спиртными напитками.[37]
Важность административно-предупредительных мер объясняется тем,что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовыезапреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспеченияне приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.
Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянствоми алкоголизмом, занимают служба участковых инспекторов милиции и милицияобщественной безопасности, сотрудники которых осуществляютадминистративно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и вобщественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иныхслужб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления ипроведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными кпьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртныхнапитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам длясистематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртныхнапитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организациявзаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например,выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативныйинтерес, находящихся в розыске и т.п.
Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений можетслужить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественномместе в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятыхнорм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения),поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправныхпосягательств.
К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел(милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественныхорганизаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностейграждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочениюнациональных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды средиразличных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений облагоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещениикультурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговыхпредприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.
Целям предупреждения и пресечения пьянства срединесовершеннолетних служит, предусматривающая ответственность за доведениенесовершеннолетних до состояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.
Борьба с пьянством и алкоголизмом — важная социальная задача, еереализация зависит от активной и последовательной работы органовпредставительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления,общественных организаций, каждого гражданина.
Заключение
Основу для формирования понятия административного процесса как вшироком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле,составляет административно-процессуальная деятельность:
а) административно-процедурная;
б) административно-юрисдикционная.
Административный процесс может быть представлен в качестве урегулированнойадминистративно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов(должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальныхадминистративных дел, возникающих в сфере государственного управления, впорядке реализации задач и функций исполнительной власти.
Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мерадминистративного принуждения, применяются милицией в целях обнаруженияправонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств исоздания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрениядел о правонарушениях.
В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтобы создатьнеобходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающихответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализациипреимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерамиадминистративно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия дляреализации уголовно-правовых санкций.
Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостьюреализации различных мер государственного правового (преимущественноадминистративного) принуждения. По отношению к последним они имеютвспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.
Достижение названных целей административно-процессуальногопринуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуальногообеспечения различных функций. С учетом характера этих функций всерассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: мерыадминистративно-процессуального пресечения; меры, направленные на получениедоказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.
Меры административно-процессуального пресечения заключаются впринудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившегоправонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечениянарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей.
Меры, направленные на получение доказательств, создают условия дляустановления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения иисследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного иобъективного выяснения обстоятельств дела.
К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц,водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотрвещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебныхпомещений.
Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административномправонарушении постановления является одной из задач производства по делам обадминистративных правонарушениях.
Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение вынесенных имипостановлений по делам об административных правонарушениях, а такжепостановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий пореализации предписаний, содержащихся в этих актах.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации.-М.: Новости, 2005.
2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.
3. УказПрезидента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милицииобщественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
4. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.:Юрайт, 2001.
5. Административноеправо. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова. -М.: Юристъ, 2005.
6. АлександроваИ.Л. Административно-процессуальная деятельность // Профессионал.- 2004.-№ 4.
7. АлехинА.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО,2004.-С.229.
8. БаглайМ.В. Конституционное право России.-М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2005.
9. БакаевА.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // ВестникМВД.- 2002.-№1.
10. Боголюбов А.В. Экология иправо // Экологический вестник.- 2004.
11. Бойченко О.А. Особенностиконтроля ОВД за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию //Право.- 2004.-№ 5.
12. Винокурова Н.С.Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.
13. ВолчковаА.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№1.
14. Гирько С.И. Научно –практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.
15. Горячев В.В.Административно–процессуальные нормы // Правоведение.- 2004.-№ 11.
16. Гуев А.Н. Постатейныйкомментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.-М.: ЭКЗАМЕН, 2005.
17. Додонов О.Н., РумянцевА.Л. Большой российский юридический словарь. -М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.
18. Ибрагимова А.М.Административно – процессуальные отношения //
19. Козлов Ю.М.Административное право России. -М.: Юристъ, 2004.
20. Комментарий к КодексуРоссийской Федерации об административных правонарушениях. Под ред.Л.Попова.-М.: Юристъ, 2005.
21. Коренев В.П.Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щити меч, 2004.
22. Стариков Ю.Н. Курс общегоадминистративного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.