Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Институт брака в международном частномправе. Общие положения
2. Институт брака в мусульманском праве
2.1 Общаяхарактеристика брачного права мусульман
2.2Заключение брака по шариату
2.3 Праваи обязанности супругов
2.4Расторжение брака
3. Институт брака в российском праве
3.1Порядок и условия заключения и расторжения брака
3.2 Праваи обязанности супругов
3.3 Специфика заключения и расторжения брака междуроссийским и иностранным гражданином
4. Институтбрака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
«Брак – союзмужчины и женщины, соединение всей жизни,
общностьбожественного и человеческого права»
Римский юристМодестин.
С древних времен брак, каксоюз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений,необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, какправило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, исоздаваемая с целью формирования семьи.
Для большинства людей,населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественнымиотношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимаетглавное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья,осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государстваи общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующиеотношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому всовременном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только призаключении его с соблюдением установленных правом условий и форм,предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (какв отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейныеотношения присущи любому государству, их законодательное регулированиеосуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных вмеждународных правовых актах[1].
В то же время законодательстворазных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на ихвсеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Этообъясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальныйколорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурныхи политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны,а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозныхпредписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых нормсемейного права различных государств порождает возникновение коллизий прирешении различных вопросов, касающихсяправоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейныхотношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейныхотношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частногоправа.
В последнее время в средствах массовойинформации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов ипоследствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковыхисторий, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака,заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80%таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, ОбъединенныхАрабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которыхосновано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общемузаконодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, чтобольшинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключениибрака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшегопредставления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, намой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Толькокомплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака,определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому имусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающихпо поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламскогомира.
Таким образом, цель настоящей работызаключается в рассмотрении сущности института брака, определении егоособенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытиисуществующих между ними сходств и различий.
Структурно работа выполнена следующим образом:введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенномуисследованию, и завершает работу список используемой литературы.
При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.

1. ИНСТИТУТ БРАКАВ МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Институт брака с егомногогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира безпреувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права.
Брак — начало и ядро семьи, в укреплениикоторого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться какчастное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения бракарегулируются законодательством.
Семья, в современном пониманииэтого термина, — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразнымиузами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного идаже материального или делового порядка. Особое место в системе общественныхценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не толькоэмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренныеправовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности,качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависитздоровье общества в целом.
Брак и семья представляютсобой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, вкачестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характернымособенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку,общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членовпридерживаться правил морали в вопросах брака и семьи.
Следует сказать, что вбольшинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не закрепленочеткое определение брака. Как подчеркивается в современной юридическойлитературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связанос тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимсяпод воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а такжеэкономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения бракатолько правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака,безусловно, не могут регулироваться правом».
В современнойэнциклопедической и юридической литературе существует множество определенийбрака, каждое из которыхосновывается на совокупности конкретных элементов — признаков брака, которыезаключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует,что брак – это:
1. союз мужчины иженщины;
2. союз добровольный иравноправный;
3. заключается он ссоблюдением определенных правил, установленных законом;
4. преследует цельсоздания семьи;
5. брак порождает усупругов взаимные личные и имущественные права и обязанности;
6. заключается безуказания срока действия[2].
Все вышеперечисленные признакиносят только общий характер, но не общепринятый и, следовательно, имеютоговорки. Поэтому можно считать логичным дальнейшее рассмотрение отдельныхпризнаков брака в соотношении с современным законодательством разных государствна конкретных фактических примерах.
1) Брак — свободный,равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящихв другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленныхзаконом, и имеющий целью создания семьи[3]. Однако, снедавних пор в ряде стран Европы регистрируют однополые брачные союзы[4].В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины,и в настоящее время практикуется полигамный брак, характерный для мусульманскихстран. Сущность полигамного брака заключается в полигинии. Полигиния –одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, бракзаключается мужчиной с каждой женщиной отдельно, причем возможны градации. Так,в шариате количество жен ограничивается четырьмя супругами. Все остальныежительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии(от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. Тем не менее, ихположение существенно ниже, чем у жен, и скорее напоминает рабство.
2) Добровольное заключениебрака – принцип, установленный мировым правом[5] и всеми внутреннимиправопорядками. Сущность данного принципа основывается на независимости ибеспрепятственности волеизъявления лиц, вступающих в брак (без психологическогоили физического насилия), и заключается в полном и свободном согласиибрачующихся сторон. К сожалению, не всегда внешне выраженное согласие навступление в брак у одного из брачующихся соответствует его действительномунамерению (в некоторых странах юношам и девушкам до сих пор родители самивыбирают кандидатуру мужа или жены). Также, с учетом того, что право любогогосударства определяет условия, необходимые для заключения брака, иобстоятельства, препятствующие вступлению в брак, принцип добровольности невсегда реализуется в полной мере. Так, например, в законодательстве разныхстран отсутствует единообразное регулирование вступления в брак душевнобольного или страдающего слабоумием лица, не способного адекватно оцениватьсвои действия и их правовые последствия. Кроме того, законодательство некоторыхзарубежных стран предусматривает возможность вступления в брак по доверенности,что и вовсе противоречит требованию личного присутствия брачующихся призаключении брака и публичного выражения согласия на вступление в брачный союз,необходимого для реализации принципа добровольности. Так, например, мусульманскоеправо признает заключение брака не только лично, но и по поручению[6],а в Испании и Италии законодательством предусмотрена возможность вступления в бракпо доверенности при чрезвычайных обстоятельствах[7].
3) Равноправие супругов вбраке подразумевает под собой равенство прав и обязанностей, как мужа, так ижены. В семейных отношенияхосуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы иотношения к религии. Сюридической точки зрения, в большинстве современных государств этот признакзаконодательно закреплен.Сущность равноправиязаключается в том, что супруги совместно воспитывают детей, имеют равные прававладения, пользования и распоряжения совместно нажитым во время бракаимуществом, оба супруга свободны в выборе занятий и профессии, по обоюдномусогласию решают все вопросы семейной жизни. Однаков настоящее время во многих странах Аравийского полуострова, Африки и рядедругих мусульманских государств, права мужчины в браке гораздо шире, нежели, уженщин. Женщина в исламскомбраке нередко становится неким приватизированным предметом частной жизни,чем-то запрещенным, жестко контролируемым извне, всецело зависимым от волимужчины.
4) Одним из общих признаковбрака является его цель – создание семьи. В то же время в современном миреучастились случаи заключения фиктивного брака. Фиктивный брак – притворная регистрациябрака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный бракможет заключаться по различным причинам: перспектива получения жилой площади,постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелогосупруга, получение пенсии, реализация других корыстных и иных целей. Доказанноеотсутствие намерения создать семью в России является основанием для признаниябрака недействительным.
5) Еще одним признаком брака является появлениеу супругов взаимных личных и имущественных прав и обязанностей. Данный признакреализуется в полной мере лишь применительно к браку, зарегистрированномудолжным образом в соответствии с законодательством. Незарегистрированный или фактическийбрак (в российском праве – сожительство), определяемый как отношения междупартнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке, вбольшинстве стран не несет появления взаимных прав и обязанностей. Однакосуществуют и определенные исключения. Так, определенные гражданско-правовыепоследствия порождает и не узаконенное совместное проживание с ведением общегохозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истеченииопределенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедентпрезумпции законного брака.[8] Согласно нынедействующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживаниемужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей. При этом правадетей, рожденных в браке, не отличаются от прав детей, рожденных вне брака.
Вкачестве обобщения ко всему вышеизложенному можно сказать следующее. Несмотряна значительное количество конвенций и международных соглашений, принятых в областибрачно-семейных отношений, все же наиболее важные материально-правовые нормы,регулирующие вопросы брака и семьи содержатся во внутреннем законодательствестран. Так, например, брачнаяправоспособность, отсутствие препятствий для вступления в брак — определяется вряде государств личным законом каждого из супругов. При расторжении брака междусупругами различного гражданства, и при возникающих в связи с этимимущественных отношениях, в ряде стран применяется законодательство страныгражданства мужа. Брак, заключенный в одном государстве в соответствии сзаконом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, чтопорождает так называемые «хромающие браки» (то есть браки, порождающиеюридические последствия в одном государстве и считающиеся недействительными, ине порождающими правовых последствий в другом). Именно поэтому международное частное права призвано разрешитьпроблему выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых бракможет быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопросасуществует ряд коллизионных привязок, таких как: личный закон, закон местазаключения брака и другие. Так, например, порядок расторжения иностранных исмешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве.В большинстве современных стран признается расторжение брака, произведенное заграницей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода —закон места расторжения брака. Подобным образом разрешаются и другие основныеколлизионно-правовые проблемы брака и семьи: форма и условия заключения брака;расовые и религиозные ограничения; запреты на браки с иностранцами;необходимость разрешения для вступления в брак; личный закон (главенство) мужа;заключение брака по доверенности и через представителя; «хромающие» браки;полигамия и моногамия; однополые браки; ответственность за отказ вступить вобещанный брак.

2. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
 
2.1 Общая характеристика брачного права мусульман
Мусульманское право – это система норм,основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновениямировой религии – ислама или мусульманства.
Ислам в современном миреявляется общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают наБлижнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствахТропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большиесоциальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и наАмериканском континенте.
В современной России такжеимеется значительная религиозная исламская община (умма). Районамитрадиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал иСибирь[9]. В большинствекрупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие всостав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры,чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы,адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы,абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки,туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн.[10]
Для всех вышеперечисленныхстран и народов, так называемого мусульманского мира, ислам является не толькорелигиозным предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой,именуемой мусульманским правом.
Сущностьмусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского«шараа» — направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточникамусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы.Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающимболее широкий круг вопросов, ошибочно.
Воснове мусульманского права лежит четыре источника:
1)Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных кпоследнему из его пророков и посланцев Магомету;
2)Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказыванийМагомета, воспроизведенный целым рядом посредников;
3)Иджма – конкретизированные положения Корана, изложенные крупнымиучеными-мусульманистами;
4)Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые неохватываются предыдущими источниками мусульманского права.
Совсемдо недавнего времени, в мусульманских странах существовало неразрывное единстворелигиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего всесферы жизни общества и государства.
На данный момент, ни в одном государствеисламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом.Однако, не смотря на стремительную модернизацию по европейским образцамгражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое хотя инеравномерно, но неуклонно охватывало разные страны Востока со второй половиныXIX века[11], брачно-семейноеправо мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата».Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после отменыхалифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательствомбуржуазного типа западноевропейской правовой модели.
Правовая база мусульманскогобрака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именноэти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимныеобязанности супругов, родителей и детей, других родственников.
В отличие от стран Запада иСеверной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака,лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеютполигамные браки[12].
В этих странах государственнаярегистрация брака существует, но не является обязательной. Наличие же брака,зарегистрированного в государственном учреждении, не является препятствием длябракосочетания в мечети.
Мусульманин вправе заключитьбрак с любой женщиной, кроме атеистки. Неограниченная власть мужа в семье даетему право и возможность обратить жену в свою веру. Женщине-мусульманке запрещаетсявступать в брак с иностранцем иной веры. В некоторых странах за такое нарушениегрозит тюремное заключение.
В шариате самым главным всемейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запретдобрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.
В шариатских законахсуществуют постоянные и временные запреты на брак. Одним из постоянных являетсязапрет, который существует в большинстве стран мира — мужчине нельзя вступать всемейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве.Специфика этого запрета в том, что он распространяется и на родственников,появившихся благодаря супруге (на брак с сестрой жены, ее тетками как поотцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак нераспадется – а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанныйс кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленногокормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном илидочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того,появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы такжестановятся братьями и сестрами этого ребенка. Шариат запрещает женщине выходитьзамуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самымеще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всюматериальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечимужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине нерекомендуется вступать в брак.
Вопреки распространенномузаблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такойпорядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дедневесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.
Вообще, что касается равенстважениха и невесты, шариатский закон уделяет ему особое внимание. Равенстводолжно соблюдаться в нескольких аспектах — в целомудрии (непорочности),происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одноинтересное исключение — «Если юноша — носитель знаний, то ему подходитлюбая девушка». Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мирауважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для другихнаходится под запретом.
Общую тональностьвзаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: «Мужне должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что унее есть обязанности по отношению к мужу».
Семья по исламу подобнагосударству, в котором законами шариата предусмотрен один хозяин — муж, которыйнесет бремя ответственности за всех своих близких. Говоря проще, мужчина должендостойно содержать семью, в том числе и жену. Кстати, шариат запрещаетсодержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, отдачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток.
2.2 Заключение брака по шариату
В мусульманскомзаконодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовойдоговор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностейсупругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозныхобрядов, хотя их проведение и считается желательным.
Требование, предъявляемоеевропейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, неизвестно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается какразновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен нетолько стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю(вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психическиздоровым и не должен быть грешником.
Помимо этого в мусульманскомправе имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобыбудущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, ненаходящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг сдругом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.
Процедура заключения брака помусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Дляпризнания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоитиз предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время ив том месте непосредственно за предложением. Договор брака долженсоответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий одобровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимоучастие попечителя невесты (вали)[13], давшего согласиена вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранеев браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4месяцам и 10 дням.
Мусульманским правомпредусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности,муж или жена могут сказать при заключении брака: «Я беру ее в жены, еслиона имеет хороший характер» и т.п., если в последующем окажется, чтосупруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор междуаннулированием брака и признания его действительным.
При заключении брака такжемогут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного изсупругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотреннымишариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся длянее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условиемневозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.
Мусульманское право признаетбрак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями,предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то,что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по ихрелигиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правомдействительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия(добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений,наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемыешариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могутрассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака междунемусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к немумусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие спорымогут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, ккоторой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака вкакой-либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением.
 
2.3 Права и обязанности супругов
Права и обязанности супругов вмусульманском праве следует разделить на два аспекта: имущественный и личный.
Рассмотрим имущественнуюсторону шариатского брака. Мусульманское право предусматривает только режимраздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариатуполностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание,одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить женужильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, онавправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не несярасходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания.
В мусульманском правеобязанность по содержанию (нафака) семьи возлагается исключительно на мужа. Мужобязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имеладо заключения брака. Размер нафака определяется достатком мужа. При наличиинескольких жен муж обязан соблюдать равенство между женами, в предоставляемомим содержании. В случае если муж не в состоянии соблюдать равенство междуженами, то ему запрещено заключать второй договор брака, что основывается наследующем аяте Корана: «A если боитесь, что не будете справедливы, то — наодной». Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе всудебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не всостоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованиемрасторжения брака.
Личные и неимущественные праваи обязанности супругов в шариате очень своеобразны. Жена и муж наделяютсямусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектовсемейных отношений наделен специфичным кругом прав и обязанностей, который несовпадают друг с другом.
В соответствии с мусульманскимправом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статусаличности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена даннаяличность. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая привступлении в брак попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужаработать и также менять место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделенправом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, вслучае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, гдешариат допускает применение женского труда. При переезде мужа на другое местожительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распадсемьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается,если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровьяне может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.
Основными обязанностями жены всемейной жизни являются подчинение мужу. По шариату самой лучшей женойсчитается та, «которая радует мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему,когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужчине, если ему что-то ненравится в ней самой или в том, что касается его имущества». Муж имеет право, вслучае если жена не выполняет его законных требований, наказать ее.
Основными обязанностями мужаявляются обхождение с женой по справедливости, уважение её чувств, проявлениезаботы и уважения. Он обязан следить за своей внешностью и поведением, чтобынравиться жене.
Неимущественные отношениясупругов по мусульманскому праву регулируются на основе более высокогоположения супруга, и обязанности жены подчиняться мужу, если его требованияносят законный характер. По шариату мужчина, принимая на себя ответственностьза домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них,заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливостьделают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьиот разрушения и беспорядка.
Поскольку мусульмане не имеютфамилий в их европейском понимании, вопрос о фамилиях мусульманским правомникак не регулируется.
2.4 Расторжениебрака
Развод по Шариату очень легкий для мужа итрудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой при учетемногих условий, хотя сам момент его сведен до минимума простоты. Достаточномужу трижды произнести: “Ты мне не жена” (или: “Ты отлучена”, “Ты отрезана”,“Ты запретна”, “Поводья брошены на твою собственную шею”, “Соединись со своимродом”, “Ты лишена”, “Ищи товарища”, “Твоя спина, как спина моей матери” идругие) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода,жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах. Так, деспотизм мужа, еголичная свобода, оскорбления, побои и тому подобное не являются основанием длязаявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях импотенциимужа, долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, умалишенности и другихсугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа,ей понравился другой, ей претит определенный мужем семейный уклад, физическаяблизость с мужем является для нее пыткой — она не должна претендовать на развод.В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением,которое в мусульманской среде имеет большую силу.
После развода мужчина сразу же может жениться,женщина же — только по истечении определенного срока (ар. идда), дабыопределить возможную беременность (этот срок устанавливается по-разному — от 4до 20 недель).
Мусульманским правомпредусмотрено два способа прекращения брака. Первый из них — собственно развод(талак), право на который имеет только муж. Еслиформула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считаетсяневосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могутвоссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется.
Второй (фисх) — аннулированиябрака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующихусловий. Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях:прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену иливыплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены впрелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлениив брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов,прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов.
После расторжения бракаобязанность содержать детей возлагается на того из родителей, с кем послеразвода они остаются (на практике, дети чаще всего остаются с отцом).

3. ИНСТИТУТБРАКА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
 
3.1 Порядок иусловия заключения и расторжения брака
Одним из краеугольных понятийв семейном праве является понятие брака, то есть добровольного, равноправногосоюза мужчины и женщины. Этот союз должен быть заключен с соблюдениемопределенных правил, поскольку он порождает юридические последствия. Права иобязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключениябрака в органах записи актов гражданского состояния ЗАГС, где регистрируютсятакже рождения, изменение фамилии – имени – отчества, кончина человека.
Закон предписывает юридическийпорядок и условия заключения брака: при
заключении брака обязательноличное присутствие обоих лиц, вступающих в брак; жених и невеста должнывысказать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз; и чтоочень важно – они должны достичь брачного возраста, который установлен в 18лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могутразрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по их просьбе.Снижение брачного возраста в виде исключения с учетом особых обстоятельств ниже16 лет входит в законодательную компетенцию субъектов Российской Федерации[14].Брак регистрируется, как правило, через месяц после подачи заявления женихом иневестой, этот срок может быть органом ЗАГС продлен еще на месяц, или сокращендо одного дня, поскольку при наличии особых обстоятельств (беременность,рождение ребенка или др.) брак может быть заключен в день подачи заявления[15].Брак признается действительным лишь при наличии гражданской дееспособности лиц,вступающих в брак. Вот почему душевнобольные, признанные таковыми по суду, неимеют права вступать в брак. Кроме того закон разрешает бесплатно пройтидобровольное медицинское освидетельствование лицам, вступающим в брак.
В соответствии с п.3 ст.15Семейного кодекса РФ основанием для обращения одного из супругов в суд стребованием о признании брака недействительным является только факт сокрытиядругим супругом наличия у последнего ВИЧ-инфекции (СПИД) или венерическогозаболевания, передающихся половым путем. Кроме того, не допускаются закономбраки между прямыми родственниками – братьями и сестрами, матерью и сыном, отцоми дочерью, а так же между усыновителями и усыновленными. В России запрещеномногоженство и не допускается вступление в брак, если жених (невеста) ужесостоит в браке. Сокрытие этого факта также является основанием для признаниябрака недействительным. Однако признание брака недействительным не влияет направа детей, родившихся в браке.
Семья, добрые и сердечныеотношения между ее членами создают естественным образом наилучшие условия дляжизни граждан. Но право и закон не могут предписать человеку любить другогочеловека или вечно находиться с ним в семейно-брачных отношениях. И хотясохранение семьи важно не только для ее членов, но и для общества в целом,законодатель не препятствует расторжению брака, если распад семьи очевиден.
Развод прекращает правоотношениямежду супругами на будущее после расторжения брака время: если супруги пришли кобоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, то приотсутствии у них обоих несовершеннолетних детей развод производится в органахЗАГС независимо от наличия у них имущественных споров, если же имеются дети –то вопрос решается в суде. В этом случае суд, убедившись в добровольномсогласии сторон, расторгает брак без выяснения причин. Суд вправе попытатьсяпримирить супругов, но только в том случае, когда кто-то из супругов несоглашается на развод. Если же примирительная процедура в течение 3-х месяцевне дала положительных результатов, суд расторгает брак. В соответствии сСемейным кодексом бывшие супруги не вправе вступать в новый брак, пока не получатв органе ЗАГС свидетельства о расторжении предыдущего брака.
 
3.2 Права иобязанности супругов
Вступившие в брачный союзмужчина и женщина обладают как личными неимущественными, так и имущественнымиправами и обязанностями. Вступление в брак не несет ограничения прав каждого изсупругов независимо от воли другого самостоятельно принимать решения по личнымвопросам: выбирать себе профессию, род занятий, место жительства илипребывания. При заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилиидобрачную фамилию мужа (жены) или же добавить к своей фамилии другую супруга,если их добрачные фамилии не были двойными.
По российскому семейномузаконодательству нет юридического понятия «глава семьи», все вопросыблагоустройства и семейной жизни, в первую очередь, воспитание детей, супругидолжны решать совместно на основе согласия и равноправия.
Семейный кодекс РФ всоответствии с Гражданским кодексом устанавливает определенные нормы,касающиеся имущественных правоотношений супругов. Эти отношения складываются извладения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим членам семьи. Вовсех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные членысемьи. Причем дети не имеют права собственности на имущество, принадлежащееродителям.
Закон различает добрачноеимущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество,приобретенное во время брака.
Семейный кодекс РФ различаетзаконный и договорный режимы имущества супругов. Режим имущества супругов позакону действует, если брачным договором не установлено иное, а именно: супругиимеют равные права на общую, совместную собственность, то есть на то имущество,которое они приобрели сообща (посуда, мебель, бытовые электроприборы,автомобиль, жилье и т.п.). При разделе это имущество делится на равные доли,даже если жена, например, не имела самостоятельного заработка, потому что веладомашнее хозяйство, растила детей. Вот вещи личного пользования каждого членасемьи являются его собственностью, равно как таковыми являются подарки, дажеесли они сделаны другим супругом, а также имущество, полученное по наследству.В числе объектов общего имущества Семейный кодекс РФ называет, кроме доходов супруговот трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, также ценныебумаги, права на доли в капитале, вклады, как внесенные в коммерческие организацииили в кредитные учреждения, так и полученные супругами пенсии, пособия и иныеденежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения[16].
В соответствии со ст. 253Гражданского кодекса РФ предусматривает, что распоряжение имуществом,находящимся в совместной собственности, происходит по согласию супругов, т.е.подразумевается, что совершаемая мужем (женой) сделка по распоряжению общимимуществом совершается с согласия другого супруга. Сделка может судом бытьпризнана недействительной, только если суд выяснит недобросовестностьсовершившего сделку супруга.
Относящиеся к совместнойсобственности супругов общие положения семейного законодательства РФ могут бытьизменены супругами путем заключения брачного договора, который может бытьзаключен как в период брака, так и до его регистрации. Договор подлежит нотариальномуудостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместнойсобственности, супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимномусодержанию, порядок несения ими семейных расходов, но брачный договор не можетограничивать правоспособность и дееспособность супругов, нарушить принципыравноправия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которыепротиворечили бы общим началам семейного законодательства. Действие брачногодоговора прекращается с момента прекращения брака, он может быть изменен илирасторгнут по взаимному согласию супругов в любое время. Мало этого, как ивсякий гражданский договор, он может быть признан недействительным пооснованиям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
3.3 Спецификазаключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином
В рамках данной курсовойработы одним из необходимых условий достижения поставленной цели являетсяизучение специфики заключения и расторжения брака между российским ииностранным гражданином.
В соответствии с российскимсемейным законодательством иностранные лица, независимо от гражданства, вправе вступатьв брак с гражданами РФ на территории Российской Федерации путем проведения вустановленном законом порядке государственной регистрации заключения брака ворганах загса[17]. При этом условиязаключения брака для иностранного лица определяются в соответствии сзаконодательством того государства, гражданином которого данное лицо является вмомент заключения брака[18], но собязательным соблюдением требований российского законодательства в отношенииобстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК. Тоесть, ни при каких обстоятельствах на территории Российской Федерации недопускается заключение брака между: а) лицами, из которых хотя бы одно лицо ужесостоит в другом зарегистрированном браке; б) близкими родственниками (родственникамипо прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой,бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца илимать) братьями и сестрами); в) усыновителями и усыновленными; г) лицами, изкоторых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психическогорасстройства.
Аналогично российскомузаконодательству, в компетентном органе иностранного государства также можетбыть заключен брак между российскими и иностранными гражданами. При этом форма,порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательствоминостранного государства. Для признания в Российской Федерации действительнымибраков российских граждан с иностранными гражданами, заключенных в компетентныхорганах иностранных государств, необходимо не только соблюдениезаконодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 Семейногокодекса РФ, в противном случае таковой брак на территории РФ юридической силыиметь не будет.
Основания, порядок и условиярасторжения брака между гражданами РФ и иностранными гражданами на территорииРФ производится в соответствии с российским законодательством (п. 1 ст. 160СК). При этом вопросы, касающиеся раздела общего имущества супругов, алиментныхобязательств супругов, права супруга на сохранение фамилии, избранной призаключении брака в качестве общей, решаются по правилам ст. 161 СК, которой установлено,что права и обязанности супругов определяются законодательством государства, натерритории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствиисовместного места жительства — законодательством государства, на территориикоторого они имели последнее совместное место жительства. Для иностранныхграждан, расторгающих брак, в России не предусмотрено каких-либо исключений.Таким образом, брак граждан Российской Федерации с иностранными гражданамиможет быть расторгнут на территории Российской Федерации в органе загса (ст. 19СК) при наличии соответствующих оснований или в суде (ст. 21—23 СК).Возможность признания произведенного в Российской Федерации расторжения бракаопределяется законодательством государства, гражданами которого являются лица,расторгшие брак. Конечно, прежде всего, это касается иностранных граждан, таккак развод (а значит, и прекращение брака) может быть не признан действительнымв их стране на основании национального законодательства. Также, в соответствиис п. 2 ст. 160 Семейного кодекса РФ, гражданин Российской Федерации,проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнутьбрак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом,независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. Вопрос отерриториальной подсудности иска гражданина Российской Федерации о расторжениибрака должен решаться в соответствии с нормами ГПК. Правило п. 2 ст. 160 СКнаправлено на защиту прав граждан Российской Федерации в тех случаях, когдабрачно-семейное законодательство страны проживания предусматривает сложнуюпроцедуру расторжения брака или вообще не допускает развода. Суд РоссийскойФедерации вправе рассмотреть иск гражданина Российской Федерации, проживающегоза пределами территории Российской Федерации, о расторжении брака и приотсутствии другого супруга в случае неявки его в судебное заседание, если оннадлежаще был извещен о времени и месте судебного разбирательства (ст. 157, 213ГПК). Однако следует иметь в виду, что расторжение брака в суде Российской Федерацииможет быть не признано действительным (то есть прекращающим брак) вгосударстве, в котором проживают супруги. Гражданин Российской Федерации вправерасторгнуть брак со своим супругом, являющимся как гражданином РоссийскойФедерации, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства за пределамиРоссийской Федерации в компетентном органе иностранного государства (п. 3 ст.160 СК в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ). Расторжениебрака за пределами территории Российской Федерации с соблюдениемзаконодательства соответствующего иностранного государства о компетенцииорганов, принимавших решения о расторжении брака (суд или иное учреждение), иподлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признаетсядействительным в Российской Федерации.
 

4. ИНСТИТУТ БРАКАПО РОССИЙСКОМУ И МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ В СХОДСТВАХ И РАЗЛИЧИЯХ.
1. Фундаментальное сходствосовременного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том,что они регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кровного родства исвойства, принятия детей на воспитание в семью. Основные различия — в том, чтосуществует отличие в перечне семейных правоотношений: шариат включает в кругсемейных отношений «кормилицу», то есть в нем существует отношения, возникающиеиз «родства по молоку, или по груди» и в том, что в шариате нет правовогоинститута усыновления, а только опекунства, а, следовательно, нет и семейныхотношений возникающих из факта усыновления.
2. По своему содержанию сходныотношения, регулируемые семейным правом Российской Федерации и шариатом. Ониподразделяются на личные неимущественные и имущественные отношения, имеющиезначительные сходства по видам отношений. Различие заключается в том, чтоколичество личных отношений, регулируемых мусульманским семейным правом,намного больше по своему перечню, чем в российском законодательстве. Шариатрегулирует властные и сексуальные отношения между супругами, отношения междулицами различного пола в семье, устанавливает нормы поведения членов семьи всемье, в быту, правила поведения членов семьи вне семьи и многие другие.
3. Существует значительноесодержательное сходство по методу семейного права, который включает в себядиспозитивные нормы и императивные нормы, особенностью которых являетсяюридическое равенство субъектов семейных отношений, автономии их воли,индивидуально-ситуационное регулирование и способам регулирования семейныхотношений в виде запретов и дозволений. Различие в том, что в шариате болеечетко прослеживаются правовые нормы, отражающие социально-биологическоеразличие между полами, в личных правах и обязанностях членов семьи, вособенности мужа и жены и в том, что в шариате сохраняет свое преобладаниеспособ регулирования через запреты и дозволения, а в российском семейном правепреобладают более сложный способ регулирования в виде прав и обязанностейсубъектов семейных отношений.
4. В содержательном планепрослеживается почти полное сходство принципов семейного права РоссийскойФедерации и шариата: признание брака заключенного только в органах загса илиорганами или лицами, уполномоченных шариатом; добровольность брачного союза;равенство супругов в семье; решение внутрисемейных споров по взаимномусогласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защитыправ и интересов нетрудоспособных членов семьи. Различие отмечается в том, чтопризнание юридического равенства супругов в шариате, включает в себяфактическое неравенство в правах и обязанностях мужа и жены.
5. Во многом сходны целиправового регулирования в семейном праве Российской Федерации и шариате: вукреплении семьи, построении семейных отношений на чувствах любви, уважения,взаимопомощи и ответственности, недопустимости произвольного вмешательствакого-либо в дела семьи, обеспечения осуществления членами семьи своих прав свозможностью последующей их судебной защиты. Существенным различием шариата поцелям правового регулирования семейных отношений является его прямая и явнаярелигиозная составляющая, направленная на сохранение и воспроизводство ислама вмусульманских семьях. Тогда как российское право провозглашает свободу совести(включая семью) и запрещает ограничение прав членов семьи по религиознойпринадлежности.
6. Юридические источникисемейного права Российской Федерации и семейного права шариата, на первыйвзгляд, абсолютно различны. Однако, российское семейное право допускаетсуществование корпоративного права религиозных организаций, основанного насоответствии внутренних установлений таковых организаций законодательствуРоссийской Федерации. Следовательно, корпоративное право российских мусульманскихорганизаций, базирующееся на религиозных постулатах Ислама, являетсяспецифической составляющей правовых источников российского семейного права, нотолько в той их части, которая устанавливает нормы, не противоречащиеРоссийскому законодательству.
7. В сфере имущественныхправоотношений супругов в семейном праве Российской Федерации и шариатасуществует сходство в том, что в них имеются законный и договорной режимимущественных отношений на раздельное имущество супругов. Поэтому, если имущественныеотношения супругов мусульман, соответствующих нормам шариата, не противоречащихроссийскому законодательству, зафиксировать в брачном договоре, в соответствиис требованиями российских законов, то они получают законное право насуществование в составе семейного права Российской Федерации.
8. При разводе супруговмусульман по обоюдному согласию, в вопросах местонахождения детей, фамилии,разделу имущества, и некоторым другим можно следовать нормам шариата, если онине противоречат Российскому законодательству. Различие заключается в том, что вшариате нет правового института совместной собственности супругов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение ко всемувышеизложенному следует отметить следующее.
Определение брака как союзамужчины и женщины с целью создания семьи одинаково присуще и для российского идля мусульманского права. Ни российское законодательство, ни мусульманскаяправовая доктрина не признают однополые браки. Пожалуй, на этом абсолютныесходства мусульманского и российского права заканчиваются.
Впоследнее время наблюдается рост числа браков, заключаемых российскимигражданами с иностранцами. Однако далеко не все из лиц, вступающих винтернациональные браки, осознают правовые последствия их заключения.
Особенноостро эта проблема касается браков россиянок с гражданами стран мусульманскогомира. Так, зачастую, женщина, не знакомая с нормой мусульманского права,вступая в брак с мусульманином, с удивлением узнает, что согласно исламскимпредписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состояв браке со свободной женщиной-мусульманкой. Если же он состоит в браке схристианской (или иудейкой), то она через него становится женой по закону, ноон через нее мужем не становится. Жене полагается нести обязанности и выполнятьвсе предписания, но муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себязаконным супругом по отношению к своей жене. Неудивительно, что для укреплениябрака и повышения своего статуса жены склонны официально принять ислам. Насамом деле проблема данного вопроса заключается не в юридической неграмотностироссиянок или пробелах международного законодательства, а в контрастностинационального менталитета, норм обыденного поведения и различия идеологическойнаправленности мусульманского и российского права. Мусульманское брачное право– не просто совокупность религиозных предписаний, обличенных в шариатскихзаконах, регулирующих брачно-семейные отношения в мусульманской семье; этоцелый свод нравственных определений и постулатов должной морали, целая колея запретови рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающихспецифическую правовую основу института брака для большинства современныхмусульманских стран.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Всеобщая декларация правчеловека от 10.12.1948
3. Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966
4. Международныйпакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966
5. Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950
6. Гражданский кодекс Российской Федерацииот 21.10.1994 (с изм. и доп.)
7. Семейный кодекс Россйиской Федерации от 29.12.1995 (с изм. идоп.).
8. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от15.11.1997
9. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Подред. В.А. Ржевский, В.Т. Гайков, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999
10. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П.Мчедлов. М: Республика, 1999
11. Современное семейное право Российской Федерации и шариат: уч-к./Подред. Манукян Ю.К., Ростов н/Д, 2003
12. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Подред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003
13. Гражданское и торговое право зарубежных государств:уч-к.Т.2., М., 2006
14. Семейное право: учебник длястудентов вузов. / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. М.,«Юнти-Дана», Закон и право. 2008.
15.Международное частное право: Практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю.,Гетьман-Павлова И.В., М., 2007
16.Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке: статья/ АвторБарковская Е.В., 19.11.2008. Портал Рособразования