Владимир Абрамович
Дукельский
Морской
Гвардейский экипаж в 1812 году
В
конце XIX века вышла книга лейтенанта И. А. Виноградского «Участие Гвардейского
экипажа в сухопутной кампании 1812 года» (СПб., 1899). Автор сетует: «С
сожалением должен заметить, что весьма немногие военные писатели 1812 г. доказывают в своих
сочинениях хотя бы незначительное внимание нашему экипажу; между тем, как
увидим далее, Гвардейский экипаж по
своей деятельности, безусловно, заслуживает это внимание не менее, чем другие
полки гвардии и армии. Это молчание можно объяснить только особенным положением
Гвардейского экипажа по отношению к сухопутным властям».
Верно
или нет последнее, но в многочисленных публикациях, посвященных 1812 году, о Морском
Гвардейском экипаже и вправду говорится большей частью «упоминательно».
Значительной роли в кампании это небольшое, да к тому же «специфическое»
подразделение играть, конечно, не могло,
однако тоже не раз отличалось, о чем мы и намерены здесь рассказать,
основываясь на вышеупомянутой книге лейтенанта Виноградского.
Морской
Гвардейский экипаж был сформирован в 1810 году из придворных гребных и яхтенных
команд в составе четырех строевых рот, нестроевой и артиллерийской команд,
музыкантского хора. Предназначался экипаж для обслуживания придворных судов и несения
караульной службы. Его командиром назначили капитана 2-го ранга Ивана
Петровича Карцова.
28
февраля (здесь и далее даты приводятся по старому стилю) 1812 года
военно-морской министр России И. И. Траверсе получил письмо главнокомандующего
русской армией М. Б. Барклая де Толли: «По высочайшему повелению
Гвардейскому экипажу назначено на будущую субботу, 2-го марта, выступить
в поход на г. Вильну». Морякам, таким образом, приказывалось «спешиться».
Экипаж был зачислен в 1-ю дивизию 5-го гвардейского корпуса под
командованием Великого князя Константина Павловича; артиллерийскую команду
передали в состав лейб-гвардейской Артиллерийской бригады полковника А.
Х. Эйлера. К 10 часам утра 2 марта экипаж, полностью готовый к походу, после
высочайшего смотра и краткого молебствия двинулся через Московскую заставу на
Вильну. В сутки проходили по 25-30 верст. В Порхове экипаж перевооружили, выдав
более современные ружья. Артиллерийская команда, усиленная двумя орудиями, шла
другим маршрутом.
По
пути моряки исправляли мосты и дороги, осваивая инженерно-саперное
ремесло. Мичман Лермонтов – дальний родственник поэта – в районе Пружан по
указанию командования армии в спешном порядке навел два моста на плотах – для
пехоты и для артиллерии. При нехватке материала разбирали избы; с целью
увеличения плавучести использовали бочки, в качестве якорей – корзины,
наполненные камнями. Через эти мосты, а также переправы, организованные капитан-лейтенантом
Горемыкиным и лейтенантом Валуевым, переправлялись наши войска, отходящие к Дриссе,
где планировалось дать сражение. При Дрисском лагере через Западную Двину были
устроены четыре моста на плотах и понтонах.
Однако
и здесь сражение не состоялось. Войска начали переправляться через Западную
Двину. После переправы моряки разобрали мосты. Валуев и Лермонтов с 60-ю
матросами прошли берегом вплоть до Витебска, по дороге предавая все огню, чтобы
затруднить продвижение французов. По существу,
эта небольшая группа, то и дело отбивавшаяся от кавалерии неприятеля, стала
арьергардом нашей армии. В Полоцке обнаружили большой обоз с продовольствием
без охраны и много отставших солдат. На противоположном берегу уже были
французы. Больных солдат Валуев посадил на телеги и отправил в тыл, часть
продовольствия забрал, остальное уничтожил.
19
июля получили приказ генерала П. И. Багратиона обеспечить переправу ниже
Смоленска.
Армия
продолжала отступать. Гвардейский экипаж наводил переправы, минировал и взрывал
мосты. 17 августа расположились у села Царево-Займище, куда прибыл М. И. Кутузов.
Там к нему были прикомандированы врачи Гвардейского экипажа Галкин и Кернер.
Штаб-лекарь Б. Е. Кернер состоял при главнокомандующем до самой его смерти.
23
августа наши войска заняли позиции на Бородинском поле. Большую часть экипажа
после завершения работ по оборудованию позиций отвели в резерв.
Непосредственное участие в боях принимал мичман Лермонтов с командой в 30 человек.
Ему было приказано охранять мост через реку Колочь. 26 августа под покровом
густого тумана незаметно подошли французы. Накануне вечером, видя относительное
спокойствие на этом участке, лейб-егерям, занимавшим мост, разрешили
помыться в бане в Бородино. При нападении неприятеля часть егерей еще мылась;
оставшиеся начали отступать. В помощь морякам, пытавшимся под огнем уничтожить
мост, подоспело подкрепление. Французов отбросили, мост уничтожили. Гвардейцы в
этом деле потеряли убитыми и ранеными треть своего состава.
Между
тем Бородинский бой разгорался. На Семеновских флешах сражался капитан-лейтенант
Гвардейского экипажа П. А. Колзаков, первым бросившийся на помощь раненому П. И. Багратиону.
Стремительная
атака французов на левом фланге была отбита нашей артиллерией, в том числе и расчетом
Морского Гвардейского экипажа. Пал лейтенант Киселев, контузило лейтенанта
Листа, четверо матросов были убиты, семеро ранены. Пушки палили до 9 часов
вечера, когда все кончилось. У моряков осталось всего два исправных орудия.
Таким
образом, моряки были как среди тех, кто начал, так и среди тех, кто окончил
Бородинское сражение.
Кутузов,
оценив обстановку, принял решение отступать. Экипажу выпала нелегкая задача – поддерживать
порядок на переправах через Москву-реку и Яузу. 4 сентября после прохода
войск и толп эвакуирующихся москвичей мосты были подожжены лейтенантом
Дуб-ровиным и мичманом Римским-Корсаковым.
После
этого экипаж попал в арьергард М. А. Милорадовича, сдерживавший французов.
Моряки расположились на правом берегу Москвы-реки в районе Боровского
перевоза. Переправившись здесь через реку, Кутузов сумел произвести свой
знаменитый фланговый маневр с выходом на Калужскую дорогу. И опять морякам
нашлась работа: у села Красная Пахра они навели семь понтонных мостов.
11
октября экипаж получил приказ постро-ить переправу через реку Протву у села
Спас-Лыковщина. Под проливным дождем преодолели 17 верст. Материала для мостов
не было – начали разбирать избы. Грунт не
позволял забивать сваи, пришлось сооружать плоты с настилом из досок, скрепляя
их из-за отсутствия гвоздей веревками и жердями. Навели две переправы – одну
для пехоты, другую для артиллерии. 12 октября на рассвете в Спас-Лыковщину
прибыл М. И. Кутузов. Войска начали переправляться. Главнокомандующий тревожно
наблюдал, как колеблются мосты, настил которых то и дело скрывался под водой. Когда переправа
благополучно завершилась, он вызвал к себе И. П. Карцова и сказал: «Благодари от меня матросов и офицеров. А все-таки,
если бы что-нибудь случилось к задержке на переправе, я велел бы тебя расстрелять».
Перекрестившись, сел в дрожки и поехал к Малоярославцу.
В
сражении под Красным активное учас-тие приняла артиллерия Морского Гвардейского
экипажа.
От
Красного двинулись к местечку Копысе. Переход был тяжелым: опустошенные и сожженные
французами деревни, мороз… Теряли людей. По прибытию в Копысе, где ширина реки доходила до ста метров,
приступили к сооружению очередной переправы. Работали по пояс в ледяной воде.
Трое матросов умерло.
17
ноября, Березина. Опять же работая в ледяной воде, построили мост.
Недосчитались пяти человек.
И
вот наконец снова Вильна! Победный круг замкнулся. 17 декабря состоялся высо-чайший
смотр Морского Гвардейского экипажа. Подсчитали и потери: убитых 16, умерших от
ран и болезней – 26, без вести пропавших – 8.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/
Дата добавления: 02.05.2012