Проявления зороастризма в бытовой жизни

–PAGE_BREAK–

Глава 3. Зороастрийский календарь

По структуре используемого народом календаря можно судить как о религиозных воззрениях, так и о географическом местонахождении и основах ведения сельского хозяйства.

Зороастрийцы издавна пользовались в повседневной жизни солнечным календарем по образцу египетского солнечного календаря. Точных данных о времени и месте создания зороастрийского календаря нет; по предположению В.А. Лившица, зороастрийский календарь возник в Восточном Иране или Средней Азии в первой половине I тыс. до н.э. и был воспринят в Западном Иране Ахеменидами.

В Европе вплоть 46 г. до н.э. также пользовались солнечным календарем, представлявшимся наиболее точным и отвечающим требованиям ведения сельского хозяйства.

3.1 Структура календаря

Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарем и сезонными, религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям Авесты, должны были проводиться в строго определенное время года. Особым неудобством для правоверных зороастрийцев было несоответствие между календарем и празднованием Ноуруза, которое совпадало с днем весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна».

Абу Рейхан Бируни писал по этому поводу, что год персов составлял 365 дней, а одной четвертью дня «они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц, что происходило один раз в 120 лет». Однако Зороастрийцы предпочитали, чтобы дополнительные дни составляли целые месяцы, а не дни, так как увеличение числа дней в месяцах сделало бы невозможным произнесение нужной молитвы по соответствующим дням, поскольку, согласно зороастризму, молитва должна была точно соответствовать ангелу-покровителю того дня, когда она читалась, а таких ангелов было 30 (по количеству дней) в месяце. «Но если число дней в месяце увеличилось бы на один день – «замзама» (молитва) не была бы действительной»[24].

Когда в календарный год вставлялся дополнительный (високосный) месяц, последние пять дней, приходившиеся на конец года и связанные с одним из древних зороастрийских религиозных праздников – почитанием душ умерших, следовали не за последним, 12-м месяцем в году, а за високосным месяцем. Это создавало дополнительные трудности, так как передвигались последние пять дней.

Основываясь на сообщениях Бируни о том, что один из последних календарных пересчетов был произведен, при Йездегерде, сыне Шапура, когда после VIII месяца (абана) было прибавлено два високосных месяца, и отождествляя упомянутого выше царя с Йездегердом I Сасанидом, иранский ученый Таги-заде пришел к выводу, что указанный високосный цикл был седьмым по счету, и, таким образом, начало официального употребления зороастрийского календаря в Иране можно отнести к 441 г. до н.э., хотя некоторые ученые, в том числе и Э. Бикерман, сомневаются в достоверности этой даты.

С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с того времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялись дополнительных пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Ноуруза, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день.

Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации: первое, второе, третье и т.д. Название месяцев и дней в этом календаре «теофорное», восходящее к именам божеств зороастрийского пантеона. Каждый месяц и день имеют своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого они и названы. Первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день каждого месяца являются особыми, посвященными Ахура-Мазде[25].

Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Например, 13-й день каждого месяца называется тир, четвертый месяц года также называется тир. День тир в месяце тире считается праздничным днем, посвященным воде, и связан с выполнением определенной церемонии. Поскольку в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца, всего таких дней насчитывается 12.

В настоящее время известны названия месяцев и дней авестийского, парфянского, среднеперсидского, согдийского и хорезмийского календарей, которые «хотя и установлены по памятникам более позднего (по лингвистической периодизации – среднеиранского) периода, но с точки зрения историко-фонетических закономерностей безусловно восходят к одному древнеиранскому прототипу, близкому или идентичному тому, который представлен в текстах Авесты»[26].

Неудобства, связанные с необходимостью корректировки протяженности года и добавлением лишних дней и месяцев, сегодня наиболее ярко проявляются в исламских государствах, использующих лунный календарь, содержащий 354 дня. Это приводит к необходимости сдвигать религиозные праздники (например, священный месяц рамадан).
3.2 Названия месяцев

Традиционно название месяцев либо отражает религиозные представления, либо просто является порядковым (латинская традиция).

Новый год (ноуруз) зороастрийцы праздновали в день весеннего равноденствия, которое по современному календарю наступает 20–21 марта.

Каждый год носит имя одного из ангелов или самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного — покровителя года. Всего таких животных 32, по числу лет в календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь (бурого медведя персы священным животным не считали, вероятно, из-за его непредсказуемого и коварного нрава), а также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин и Сокол.

Персы полагали, что их характеры отражаются и на событиях года, и на свойствах и облике людей, в этот год рожденных. Они внимательно наблюдали за животным — символом года, пытаясь по его поведению предугадать грядущие события и прочесть волю ангела, управляющего годом.

Названия месяцев зороастрийского календаря отсылают нас к мифам и легендам. Так, первый месяц называется фарвардин и посвящен предкам. Считается, что в первые дни года души умерших родственников посещают Землю в виде птиц. Празднование Нового года в Персии и других странах, где исповедуется зороастризм, обязательно включает обряды, связанные с воспоминаниями о предках, с семейными традициями, посещением родственников.

Интересно, что и у славян весенние праздники — русская Масленица, белорусский Великдень — тоже связаны с культом предков. Белорусы в дни, близкие к весеннему равноденствию, ходят в рощи и по пение птиц стараются угадать грядущие события. Первый блин на Масленицу всегда отдается птицам, но посвящается умершим родителям или другим родственникам. А всем известная Радуница входит в пасхальный цикл, когда весной посещают могилы близких.

Второй месяц, Аша-Вахишта, посвящен Закону и Истине, третий месяц, Хаурват, — Целительству и Милосердию. Четвертый месяц — Тиштрия. Персы считали, что это имя Небесного Всадника, отгоняющего от Земли тьму, засуху и смерть, дарующего полям живительную влагу. Пятый месяц, Амертат, посвящен ангелу бессмертия, вечной жизни.

Шестой месяц, Шахревар, назван в честь предводителя Небесного Воинства, защищающего Землю от злых сил. Этот месяц отдан раздумьям и покаянию. Близится осеннее равноденствие, дни становятся все короче и короче, ночи — длиннее. Тьма наступает на Землю.

Следующий, седьмой, месяц носит имя Митры, ангела договора. После осеннего равноденствия световой день стремительно сокращается, и Митра призывает людей объединиться перед наступающей зимой.

Восьмой месяц называется Апам-Напат и связан с очищением от грехов. Девятый месяц называется Атар, что по-персидски значит «огонь». Месяц Атар предваряет зимнее солнцестояние, затем день начинает медленно прибывать, увеличиваться, а Солнце все выше и выше поднимается над горизонтом. Самое темное время года миновало.

Десятый месяц наступает по зороастрийскому календарю сразу после зимнего солнцестояния. Он называется Датуш и посвящен Богу-Творцу нашего мира. В этот месяц празднуется рождение пророка Заратуштры.

Одиннадцатый месяц называется Воху-Мана. Это имя ангела-вестника, через которого людям сообщается Божья Воля.

Последний, двенадцатый, месяц зороастрийского календаря называется Спента-Армайти, что в переводе означает «Благодетельный Мир». Он посвящен земле, ее плодородию, материнской щедрости. В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком — об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством.

Персидские шахи при вступлении на престол давали клятву не вносить изменений в священный календарь. Может быть, благодаря этому он пережил тысячелетия и дошел до наших дней. А многие народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Новруз — праздник Нового дня [27].

В современном Иране продолжают использовать названия месяцев и дней зороастрийского календаря, а также праздновать Новый год в день Ноуруза. Многие зороастрийские праздники также сохраняют государственный статус и перешли в ислам.

Заключение

Мы провели  исследование и рассмотрели основные бытовые обряды и традиции зороастризма. Задачу, поставленную перед проведением работы, а именно обнаружить универсалии, легшие в основу мировых религий и формирующихся моноэтничных культур, мы считаем выполненной.

В результате изучения данной проблемы были выявлены следующие общие для зороастризма и мировых религий понятия и традиции: дуализм мира (противоборство добра и зла как отдельных явлений, а не как составных частей единого целого), понятие религиозной чистоты,  традиция поминальных обрядов, предоставление значимых религиозных постов исключительно мужчинам (после реформы IIIв  н.э. в зороастризме).  Как и в христианстве, буддизме и исламе, в зороастризме прослеживается тенденция негативного отношения к безбрачию представителей светского общества. По аналогии с зороастрийским вероучением, в православии белому духовенству разрешено вступать в брак. Для всех вышеназванных вероучений характерен ряд ограничений для женщин в силу физиологических особенностей организма, а также необходимость проходить обряд очищения после родов. На наш взгляд, возможность искупить грехи или «очиститься» через соблюдение постов и запретов также впервые появилась в зороастризме.  Отношение к огню, как к источнику благодати, также распространилось на другие религии (например, схождение благодатного огня на Пасху).

Мы пришли к выводу, что наибольшее количество совпадений обнаруживается в зороастризме и исламе. Например, обязательная ежедневная пятикратная молитва, понятие «чистых» продуктов питания («халяль» для ислама) и посуды для их приготовления. Также отмечается возможность полигамного брака и схожесть условий его создания. По нашему мнению, данная тенденция неразрывно связано со схожим географическим положением очагов возникновения обеих религий.

В сравнении с христианством обнаруживается примерная идентичность возраста инициации (причастия) в диапазоне 7-9 лет.

Отношение к окружающему миру и стремление не наносить природе никакого ущерба характерны в равной мере для буддизма и для зороастризма.

Для большинства евразийских народов характерны традициями являются обычай не знакомить жениха и невесту до вступления в брак и обычай патрилиниального наследования. Возраст вступления в брак девушек определяется похожим диапазоном – 13-15 лет.

На основе исследования структуры зороастрийского календаря мы пришли к выводу, что он был прототипом для календаря, использовавшегося в Риме вплоть до 46 г. до н.э. Показательной является и этимология названия месяца «февраль»: от латинского februare — «чистить», в честь древнеримского ритуала очищения Februa. На основе данного наблюдения можно провести параллель с названием месяца эсфанд (см. Прил. 3) — «святой», сокращение от «святое благочестие», а также характерной для многих европейских народов традиции сжигать чучело, символизирующее зиму,  и таким образом осуществлять очищение. Разделение года на 12 месяцев и введение високосного года также транспортированы из зороастрийской системы, заимствованной, в свою очередь, из древнеегипетской астрологии.

Результаты проведенной работы в полной мере позволяют нам говорить о наличии определенных универсальных аспектов в процессе формирования обрядов и традиций, существующих независимо от этнических и расовых особенностей.

Мы считаем преемственность современных культур зороастризму очевидной, и в условиях ускорения глобализации и тенденции к поглощению локальных религий и культур необходимо проводить политику защиты, а также более подробного их изучения, хотя бы для того, чтобы в документальной форме сохранить память о них.

Приложение 1. Основные принципы зороастризма[28]

Благодеяния

Грехи

1. благородство (великодушие)

2. правдивость (честность)

3. благодарность

4. удовлетворённость

5. (сознание) необходимости делать добро благим людям и быть каждому другом

6. уверенность в том, что небо, земля, все хорошее на земле и на небе — от Творца Ормазда

7. уверенность в том, что все зло и противодействие — от лживого проклятого Ахримана

8. уверенность в воскрешении мертвых и конечном воплощении

9. вступление в брак

10. исполнение обязанностей опекуна-попечителя

11. честный труд

12. уверенность в чистой Благой вере

13. уважение к умению и мастерству каждого

14. видеть доброжелательность благих людей и желать добра благим людям

15. любовь к благим людям

16. изгнание из мыслей зла и ненависти

17. не испытывать подлую зависть

18. не испытывать похотливого желания

19. ни с кем не враждовать

20. не причинять вреда имуществу покойного или отсутствующего

21. не оставлять в себе зла

22. из стыда не совершать греха

23. не спать из лености

24. уверенность в язатах

25. не сомневаться в существовании рая и ада и ответственности души

26. воздержание от клеветы и зависти

27. наставление других в благодеяниях

28. быть другом благих и противником злых

29. воздержание от обмана и злобы

30. не говорить ложь и неправду

31. не нарушать обещаний и договоров

32. воздержание от причинения вреда другим

33. оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам

1. содомия

2. извращения

3. убийство праведника

4. нарушение брака

5. несоблюдение обязанностей опекуна

6. гасить огонь Варахрам

7. убийство собаки

8. почитание идолов

9. вера во всевозможные (чужие) религии

10. растрата доверенного

11. поддержка лжи, покрывающей грех

12. безделье («кто ест, но не работает»)

13. следование гностическим сектам

14. занятие колдовством

15. впадение в ересь

16. поклонение дэвам

17. покровительство вору

18. нарушение договора

19. месть

20. насилие, чтобы присвоить чужое

21. обижать благочестивых

22. клевета

23. высокомерие

24. хождение к чужим жёнам

25. неблагодарность

26. говорить ложь и неправду

27. недовольство (благими) деяниями прошлого

28. радость от мучений и страданий благих людей

29. легкость в совершении злодеяний и отсрочка в совершении благодеяний

30. сожаление о хорошем деле, сделанном для кого-нибудь

Приложение 2.  Дни зороастрийского календаря[29]

1. Ормазд (Ахура Мазда)

2. Бахман (благой помысел)

3. Ардибехешт (наилучшая праведность)

4. Шахривар (желанная власть)

5. Эсфанд (святое благочестие)

6. Хордад (целостность)

7. Амордад (бессмертие)

8. Дэй бе Азар (Творец перед Азаром)

9. Азар (огонь)

10. Абан (воды)

11. Хоршид (солнце)

12. Мах (луна)

13. Тир (Тиштрия)

14. Гуш (душа коровы)

15. Дэй бе Мехр (Творец перед Мехром)

16. Мехр (Митра)

17. Соруш (послушание)

18. Рашн (Рашну — правосудие)

19. Фарвардин (фраваши)

20. Варахрам (победоносность)

21. Рам (мир)

22. Вад (ветер)

23. Дэй бе Дин (Творец перед Дин)

24. Дин (вера)

25. Ард (награда)

26. Аштад (справедливость)

27. Асман (небо)

28. Замьяд (земля)

29. Мантра Спанд (святая мантра)

30. Анарам (бесконечные сияния)

Приложение 3. Месяцы зороастрийского календаря[30]

Весна

фарвадин (22 марта — 21 апреля) — от «фраваши», названия душ в Авесте;

ордибехешт (22 апреля — 22 мая) — «наилучшая праведность»;

хордад (23 мая — 22 июня) — «целостность».

Лето

тир (23 июня — 23 июля) — по названию звезды Сириус, которая в персидской мифологии считалась звездой, вызывающей дождь;

амордад (24 июля — 23 августа) — «бессмертие»;

шахривар (24 августа — 23 сентября) — «желанная власть».

Осень

мехр (24 сентября — 23 октября) — «Митра»;

абан (24 октября — 22 ноября) — «воды»;

азар (23 ноября — 22 декабря) — «огонь»;

Зима

дэй (23 декабря — 21 января) — «Создатель», подразумевается Ахура Мазда;

бахман (22 января — 20 февраля) — «благая мысль»;

эсфанд (21 февраля — 21 марта) — «святой», сокращение от «святое благочестие».

Приложение 4. Словарь зороастрийских терминов[31]

Мобед — священнослужитель в зороастризме.

По представлениям зороастрийцев мобеды являются потомками первых учеников пророка Заратуштры. Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов (перс. мобед задэ), не совершавший неискупимых грехов (перс. танапохл гунах). Если мобед задэ до инициации осквернился грехом танапохл, он теряет возможность пройти инициацию. Только его правнук может снова стать мобедом. До инициации будущий мобед должен завершить обучение, сдать экзамены, пройти службу в качестве хирбада, пройти обряды очищения и инициации, что занимает от 10 до 15 лет. До инициации кандидат должен жениться на зороастрийке, родители которой так же являются зороастрийцами. Допускается чтобы родители невесты были обращёнными.

Джашн (Джашан)— перс. Джашн-хани, у парсов Джашан (от др.перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) — праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны), важнейшим из которых является Новруз — встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.

Джашн-хани — это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) — «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.

Символика джашна:

Символ

Творение

Амешаспент

Мобед

Человечество

Ахура Мазда

Молоко

Скот

Бахман

Огонь

Огонь

Ардибехешт

Металлические принадлежности

Металлы

Шахривар

Скатерть

Земля

Спандармаз

Вода

Вода

Хордад

Цветы, фрукты, орешки, веточка мирта

Растения

Амордад

Седре-пуши или Навджот— седре-пуши (перс. букв. «одевание рубахи») или навджот у парсов (букв. «новый заотар», изначально так назывался обряд новзуди, см. ниже) — обряд принятия зороастризма

Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры, молитву Фраваране, надевает священную рубаху сэдрэ (судрэ) и мобед повязывает ему священный пояс кошти. После этого новопосвящаемый произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратуштры. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).

Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов:

Хаван-гах — от рассвета до полудня;

Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов по полудни;

Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката;

Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;

Ушахин-гах. — от полуночи до рассвета;

Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.

Гавахгири— свадебный обряд в зороастризме.

Новзуди— обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.

Хафт син(перс. هفت‌سین) — иранская традиция праздничного стола к празднику Новруза (нового года). Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы ﺱ — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита:

سیر (сир) — чеснок, символ медицины;

سیب (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;

سبزی (сабзи) — зелень (в данном случае — злаки), символ возрождения природы;

سنجد (сенджед) — маслины, символ любви;

سرکه (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;

سمنو (саману) — хлебный пудинг, символ достатка;

سماق (сомаг) — сумах, символ рассвета.

Порсе— поминальная служба по душам и фраваши умерших. Считается, что поминальные службы по душе умершего нужно производить в течение 30 лет после смерти, в дальнейшем поминается только его фраваши, с которой к этому сроку соединяется душа праведника.

Барашнум— большой ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки в течение 9 дней. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Прежде каждому зороастрийцу рекомендовалось пройти этот обряд хотя бы раз в жизни, но в настоящее время этот обряд проводится достаточно редко.

Список литературы.

1.     Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988, с. 56, 211.

2.     Васильев Л.С. Религии древних иранцев, М., 1987, с.113-118.

3.     Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982 с. 47-48,76,78,81,86

4.     Жигалина О. И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996, с. 193

5.     Зенер. Р.Ч. Учение магов. М.,1993, с. 263.

6.     Зороастрийские тексты: Арда-Вираз-намаг, Бундахишн, Видевдат, Дад-Спарам, Динкард, Зирочак, Меног-и-Храд, Сад-Дар, Ясна (пер.  Е. Лугова). М., 1978, сс. 139, 215.

7.     Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992, с. 127.

8.     Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы. //Локальные и синкретические культы. М. 1991; сс.54, 58.

9.     Малерб М. Зороастрийский календарь. СПб., 1989, сс. 69, 140, 174.

10.Материалы сайта http://ru.wikipedia.org

11.Порублев Н.В. Зороастризм: религия космологического дуализма. СПб., 1984.

12.Рак И.В. Древнеперсидская и «зороастрийская» календарные системы, СПб, 1999, с. 163-170.

13.Реза Ша’абани. Краткая история Ирана. СПб., 2008, с.201.

14.Соколов С.Н. Зороастризм. Древняя религия иранских племен. Авеста в русских переводах (1861-1996). //Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. СПб.: Журнал «Нева» — РХГИ, 1997, с. 380- 381.

15.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986 с.345-347.

16.Эрвад Рамияр Первез Каранджия Введение в зороастризм. (Пер. Е.Лугова). М., 1975, с. 25.
–PAGE_BREAK–