Анализ работы методического объединения начальных классов за 2010-2011 учебный год

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГООБЪЕДИНЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.Методическое объединение начальных классов состоит из 7 учителей начальных классов:Краснова И.Я. учитель нач кл. 14 разряд, высшая категорияЕвстигнеева О.С.учитель нач кл.14 разряд, высшая категорияСтрочкова Л.В. учитель нач. кл. 12 разряд, 2 категорияСуркова П.В. учитель нач.кл. 12 разряд, 2 категория Шпикина М.Н. учитель нач.кл. 12 разряд Бочарникова С.С. .учитель нач.кл. 12 разрядМочалова И.А. учитель нач.кл. 10 разрядКраснова И.Я., Евстигнеева О.С., Суркова П.В., Строчкова Л.В., Шпикина М.Н., Бочарникова С.С. и Мочалова И.А. имеют высшее педагогическое образование. Краснова И.Я. имеет второе высшее образование, психологическое – педагог-психолог. Стаж работы у многих учителей от 10 лет и выше. В нашем коллективе продолжают работать молодые специалисты: Мочалова И.А. и Бочарникова С.С.. Все учителя прошли курсы повышения квалификации по усовершенствованным программам.В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Для отечественного образования это все больше актуально в связи с прагматическим стремлением общества, родителей, учащихся к наиболее целесообразному и полезному приложению сил и максимально полному личностному развитию учащихся. А это во многом зависит от педагога, стоящего у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе об Образовании РФ» (ст.14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения школьников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Практика убедительно показала, что малоэффективно учить “всех всему”. Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом их интересов, а учебный предмет является лишь средством формирования общеучебных умений и навыков и подготовки к продолжению образования. В связи с тем, что содержание начальной ступени образования значительно обогащается за счёт распространения новых технологий, вариативности программ, средств обучения в нашей школе было принято решение ориентировать образовательный процесс на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование стремлений учащихся к самообразованию, развитию мировоззренческих начал с учётом его индивидуальных особенностей. Уже шестой год наша школа работает по программе школы полного дня, практически каждый учитель является и воспитателем ГПД. Широкое распространение получили в нашей школе новые педагогические технологии, направленные на совершенствование адаптивной модели школы, включающие элементы исследовательской деятельности, дидактические и ролевые игры. В этом году школа продолжает работу в рамках экспериментальной площадки от Центра Информационных Технологий и Учебного Оборудования (ЦИТУО) в единой информационной среде, у всех учителей есть свои дистанционные курсы по различным предметам. Исходя из этого, была составлена программа методической учёбы учителей начальных классов на 2010-2011 учебный год по теме: «Развитие школы полного дня обеспечивающее максимальное развитие способности ученика, его всестороннее психосоциальное развитие с использованием информационных технологий. Наиболее полное объединение учебной и внеучебной деятельности в единый функционал образовательных и оздоровительных процессов».ЗАДАЧИ:Совершенствовать научно – теоретическую подготовку.Совершенствовать методическую работу.Повышение уровня квалификации учителей начальных классов.Совершенствовать психолого – педагогическую подготовку учителей начальных классов.В программу методической учёбы учителей начальных классов включены следующие формы работы:Методические объединения учителей начальных классов. Цель: повышение уровня научно-теоретической методической работы.Теоретические семинары. Цель: расширение психолого – педагогических знаний.Семинары – практикумы. Открытые уроки. Цель: развитие профессионализма, совершенствование методики преподавания.Самообразовательная работа Цель: развитие индивидуального творческого поиска.Посещение уроков председателем МО. Цель: оказание методической помощи.Наставничество. Цель: организация индивидуальной помощи по методическим вопросам.Повышение квалификации. Цель: повышение уровня профессиональной подготовки учителей.Детский сад – Школа «Школа дошколят» Цель: совершенствовать систему работы по преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Педагогический опыт – поиск. Цель: формирование инновационных направлений в работе начальной школы.В 2010-2011 учебном году перед методическим объединением начальных классов ставились следующие задачи:Ознакомление и изучение федерального плана и новых стандартов.Ознакомление педагогов с новыми стандартами обучения. Организация и распространение опыта по здоровьесберегающим технологиям.Продолжить работу по преемственности ДОУ- начальной школы, и начальной и средней школы.Повышать ИКТ компетентность педагогов.Продолжить проектно-исследовательскую деятельность.В течение года было проведено 12 методических объединений по следующим темам: Сентябрь«Слагаемые педагогического мастерства. Составление планирования работы МО». – Диагностика профессиональной подготовки. – Новое в методике обучения учащихся начальной школы.Октябрь.«Внедрение информационно-коммуникационных технологий. Обучение по новым стандартам» – Использование цифровой базы в работе учителя. – Разработка тестов, методических рекомендаций к урокам, к внеклассным мероприятиям.Ноябрь.««Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая среда в школе. Как избежать школьных перегрузок» «Портфолио ученика». – Сохранение и крепление здоровья младших школьников. – Портфолио. Личностно-ориентированное образование. -Уроки здоровья.Декабрь.«Система работы по формированию у учащихся беглого устного счёта». – Обучение младших школьников решению нестандартных задач. – Развитие пространственного мышления младших школьников. – Оганизация повторения на уроках математики.Январь.^ Планирование работы на второе полугодие. «Портфолио учителя». – Портфолио учителя.Январь.«Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности». – «Волшебные сказки и приёмы их анализа». – «Принципы и методы развития речи». – Уроки речевой культуры.Февраль.«Обучение русскому языку, как иностранному». «Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения. -«Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка». – Система повторения и закрепления знаний об имени прилагательном в 4 классе». – Русский, как иностранный.Март.«Сотрудничество учителя, психолога и логопеда». – Продолжение работы с ЦПМСС. Экскурсия в центр. – «Организация работы с мотивированными младшими школьниками». – «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста».Март.«ФГОС НОО. Работа по стандартам 2 поколения». Декада «Город чудный, город древний…». – Основная задача государственных образовательных стандартов нового поколения – обеспечить качество начального образования. – «Необыкновенные путешествия в историю Москвы». – «Музеи Москвы».Апрель.«ФГОС НОО. Работа по стандартам 2 поколения». «Воспитание человека, разумно строящего свои отношения с природой». – Три группы требований – принципиальное отличие новых стандартов для начальной школы – «Тесты в системе повторения учебного материала в 3 и 4 классах». – «Использование народного творчества на уроках ОМ». – «Театрализованные экскурсии».Май.«ФГОС НОО. Работа по стандартам 2 поколения». «Уроки труда – уроки искусства». – Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Возрастные особенности их развития. – «В гостях у мастеров народных промыслов». – «Новые образовательные технологии преподавания ИЗО. Два полрисунка за урок» -«Образовательные и развивающие возможности аппликации».Май.«Проблемы и перспективы современного начального образования». Итоговое МО. – Подведение итогов.Методические объединения учителей начальных классов проходили в форме круглого стола. Учителя охотно делились опытом работы, успехами в своей деятельности, включались в обсуждение наиболее значимых тем, организовывали выставки детских работ, проектов, учебных пособий, наглядности, используемой на уроках, отчётные концерты для учителей школы и родителей.^ Большое внимание уделялось знакомству с документами ФГОС НОО. На заседаниях подробно рассматривались такие вопросы, как: Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 “Закона об образовании” и представляют собой “совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию”. С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: Материалы по ФГОС НОО.^ Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.^ Что является отличительной особенностью нового Стандарта?Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают “общеучебные умения”, “общие способы деятельности”, “надпредметные действия” и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма “Формирование ИКТ компетентности обучающихся”. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.^  Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:· личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; · метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. · предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах “выпускник научится…”, что является группой обязательных требований, и “выпускник получит возможность научиться …”, не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Учителя Шпикина М.Н. и Майкова И.В., в 2011-2012 учебном году будут преподавать уже по ФГОС НОО, стандартам второго поколения, в этом году проходят курсы повышения квалификации, «ИКТ компетентность учителя начальной школы», на следующий год продолжат обучение.В этом году в начальной школе проводились предметные месячники и декады:декада ЗОЖ (октябрь)месячник математики (ноябрь-декабрь)декада «Битвы за Москву» ( декабрь)месячник истории и москвоведения и права (январь-февраль)месячник военно-патриотической работы (февраль)месячник русского языка и литературного чтения (март)месячник природоведения и ОБЖ (апрель)месячник трудового обучения и ИЗО ( май)декада «Победы в ВОВ» ( май)Организация месячников и декад включала в себя следующие мероприятия:Школьные мероприятия – олимпиады, конкурсы – экскурсии в кабинеты среднего звена (по предметам) – конкурсы занимательных газет 2. Классные мероприятия – нестандартные уроки – внеклассные мероприятия. 3. Методическая работы – посещение и анализ уроков завучем, председателем МО – взаимопосещение уроков – открытые уроки, занятия, беседы, мероприятия – подведение итогов месячника и декад.Все учителя принимали очень активное участие в предметных месячниках и декадах. Проводили открытые уроки, тематические классные часы, интересные внеклассные мероприятия, с применением средств информационно-коммуникационных технологий, не только для детей, но и родители принимали в них участие, выпускали занимательные и, в то же время, познавательные газеты по предметам, проводили школьные олимпиады, конкурсы, ходили на экскурсии в кабинеты математики, русского языка и литературы, в кабинеты биологии и истории в старшей школе, посещали библиотеки, школьную и районную, ходили на экскурсии по историческим местам, музеям и театрам Зеленограда и Москвы.Итоги школьных олимпиад и конкурсов проведенных в ходе предметных месячников. ^ Олимпиада по математике. 2 классы 1 место – Гущин М. 2 «Б» (Строчкова Л.В.) 2 место – Гаврикова В. 2 «А» ( Краснова И.Я.)3 классы 1 место – Агеев Н. 3 «А» (Суркова П.В.) 2 место – Дронов М. 3 « А» (Суркова П.В.) 4 классы 1 место – Шлакина Д. 4«А» ( Шпикина М.Н.) 2 место – Карнуп Г. 4«А» ( Шпикина М.Н.)^ Олимпиада по русскому языку.2 классы 1 место – Клочкова О. 2 «А» (Краснова И.Я.) 2 место – Власов В. 2 «Б» (Строчкова Л.В.)3 классы 1 место – Косарев Р. 3 «А» (Суркова П.В.) 2 место – Дронов М. 3«А» (Суркова П.В.)4 классы 1 место – Илюшина О. 4 «А» (Шпикина М.Н.) 2 место – Туманова А. 4 «А» (Шпикина М.Н.)^ Олимпиада по ОМ и ОБЖ.2 классы 1 место – Власов В. 2 «А» (Строчкова Л.В.) 2 место – Семочкина М. 2 «А» (Краснова И.Я.) 3 место – Хачатрян С. 2 «Б» (Строчкова Л.В.)3 классы 1 место – Хруцкий К. 3«А» (Суркова П.В.) 2 место – Якутович Н. 3«А» (Суркова П.В.) 3 место – Баландина А. 3 «А» (Суркова П.В.)4 классы 1 место – Фёдорова Л. 4 «А» (Шпикина М.Н..) 2 место – Чернявская А. 4 «Б» ( Мочалова И.А.) 3 место – Брославский С. 4 «Б» (Шпикина М.Н.)^ Конкурс чтецов «Непобедимая и легендарная». 1 классы 1 место – Сафронова Т. 1 «А» (Евстигнеева О.С.) 2 место – Чернякова В. 1 «Б» (Бочарникова С.С.) 3 место – Мусаев Н. 1 «А» (Евстигнеева О.С.)2 классы 1 место – Гаврикова В. 2 «А» (Краснова И.Я.) 2 место – Романова Р. 2 «А» (Краснова И.Я.) 3 место – Крезов М. 2 «Б» (Строчкова Л.В.)3 классы 1 место – Косарев Р. 3 «А» (Суркова П.В.) 2 место – Великанов Р. 3 «А» (Суркова П.В.)4 классы 1 место – Илюшина О. 4 «А» (Шпикина М.Н.) 2 место – Платонов М. 4 «А» (Шпикина М.Н.) 3 место – Туманова А. 4 «А» (Шпикина М.Н.)^ Военно-патриотическая работа. Конкурс – смотр песни и строя. 1 место – 2 «А» класс (Краснова И.Я.) 2 место – 3 «А» класс (Суркова П.В.) 3 место – 2 «Б» класс (Строчкова Л.В.)^ Интеллектуальный марафон.2 классы 1 место – Гущин М. 2 «Б» (Строчкова Л.В.) 2 место – Гаврикова В. 2 «А» (Краснова И.Я.)3 классы 1 место – Дронов М. 3«А» (Суркова П.) 2 место – Баландина А. 3«А» (Суркова П.)4 классы 1 место – Шлакина Д. 4 «А» (Шпикина М.Н.) 2 место – Королёва Д. 4 «А» (Шпикина М.Н..) 3 место – Чернявская А. 4 «Б» (Мочалова И.А.)Ученики начальных классов под руководством учителей принимают активное участие в мероприятиях, конкурсах, проектах окружного уровня и занимали призовые места. Ученики 2, 3 и 4 классов принимали участие в окружном туре интеллектуального марафона «Твои возможности – 2011», учащиеся 2 «Б» класса получили грамоту за логическую стройность, принимали участие в олимпиаде по литературному чтению, олимпиаде по рисованию. Участвовали в окружном конкурсе рисунков ГИБДД по ПДД на тему «Дорожная Азбука», в Международном конкурсе плаката «Безопасность для всех». Учащиеся 2 классов принимали участие в окружном и городском турах конкурса «Зелёный шум»: Гущин М., Власов В. – ученики 2 «Б» и Гаврикова В., Клочкова О, Сёмочкина М. – ученики 2 «А» классов. Все участники были награждены дипломами и призами. В окружном туре турнира «Сказочники и фантазеры» учащиеся 1 «А» класса заняли 2 место.В Конкурсе-фестивале «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», номинация Декоративно прикладное творчество – грамоты за участие. В окружном «Конкурсе рисунков «Хороша ты, Зимушка-зима» принимали участие ученики всех классов начальной школы. Клочкова О., ученица 2 «А» класса заняла 1 место, была награждена грамотой – лаурет. На выставке во Дворце творчества детей и молодёжи были представлены тематические работы. Принимали участие в окружном туре конкурса «Мир бумажного творчества», номинация «Мы любим животных» представлены аппликации из ткани (5 работ). Грамотами были отмечены все участники выставок. Принимали участие в городском конкурсе рисунков «Моя семья, мой дом». В окружном конкурсе “Мир в моей семье, моя семья в мире”- Гаджиев М., Файнер П. – ученики 2 «А» класса – грамоты лауреатов. В окружном «Конкурсе рисунков «Мой город» Романова Р., ученица 2 «А» класса, заняла 2 место. На Фестивале «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», в окружном конкурсе стенгазет посвящённом переписи населения 2 «А» класс занял 2 место по округу.Принимали участие в окружной научно-практической конференции проектно исследовательских работ с ИКТ «Интеллект-2011». Была представлена групповая проектно-исследовательская работа с ИКТ «Уж небо осенью дышало. Осенние изменения в природе», учащихся 2 «А» и 3 «А» классов, представляли работу на конференции Гаврикова Василиса (2 «А») и Дронов Михаил (3»А») – 3 место. Также в течение года принимали участие в различных окружных конкурсах: – Конкурс «Дружат дети всей земли». Номинация «Дружба», – Конкурс «Моя будущая профессия» (2 проектные работы)- Конкурс проектных работ «Мы за здоровый образ жизни» (4 работы)- Конкурс рисунков «Страна Здоровья» (5 работ)- Конкурс «Новолетие 2011» Номинация Художественное фото ( 3работы).Большое внимание уделялось и воспитанию в детях стремления к здоровому образу жизни, к спорту. Учащиеся принимали участие в различных спортивных соревнованиях, как школьного так и окружного и городского уровней. Открытый турнир по дзюдо 23.02.2011 – Гаджиев Мурад 2 «А» класс, (2 место). Турнир по дзюдо на приз главы Солнечногорского района, 30.04.2011 – Гаджиев Мурад 2 «А» класс, (3 место).Учителя начальных классов в 2010-2011 учебном году принимали участие в работе округа. ^ Евстигнеева О.С. и Краснова И.Я. принимали участие в жюри научно-практической конференции проектно исследовательских работ с ИКТ «Интеллект-2011». Краснова И.Я. и Суркова П.В. принимали участие в окружном семинаре: Круглый стол «Организация НТДМ в школе», выступление с ИКТ «Проектная деятельность. Опыт работы школы 1149». Все учителя начальных классов принимали участие в Днях открытых дверей в школе, где проводили мастер-классы с применением ИКТ.Учителя начальных классов в 2010-2011 учебном году принимали участие в окружных и городских профессиональных конкурсах и проектах.^ Бочарникова Светлана Сергеевна принимала участие в окружном туре в конкурсе «Учитель года 2011».Мочалова Ирина Александровна принимала участие в окружном туре в конкурсе «Учитель года 2011».^ Строчкова Лидия Викторовна в окружном конкурсе дистанционных курсов, размещённых на сайте http://learning.9151394.ru/, «Дистанционное обучение».Шпикина Марина Николаевна в окружном конкурсе дистанционных курсов, размещённых на сайте http://learning.9151394.ru/, «Дистанционное обучение».Суркова Полина Валентиновна принимала участие в городской выставке ярмарке «Школа: от А до Я» в Манеже, где представляла работу Зеленоградского округа в системе «Школа Информатизации», принимала участие в конкурсах «Грант Москвы в сфере образования 2011», в «Приоритетном национальном проекте 2011».^ Краснова Ирина Яковлевна принимала участие в конкурсе методических разработок уроков «Мир без границ», в городском конкурсе методических разработок уроков «Мультимедиаурок в современной школе» урок опубликован на сайте: Образовательный портал «Мой университет» – www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru., в городском конкурсе методических разработок «Перепись населения».Ирина Яковлевна имеет печатные работы. Работы опубликованы в ^ ИД «Первое сентября», на Фестивале педагогических идей «Открытый урок»: 2008г.: «Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в первом и во втором классах», «Психокоррекционные игры и упражнения для детей младшего школьного возраста», «Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в третьем и четвёртом классах». 2009 год: «Скелет человека» с применением ИКТ, «Вычисления с многозначными числами. Повторение» с применением ИКТ. 2010г.: «Число и цифр 1» с ИКТ. На Фестивале «Портфолио»: 2009г.: Проектно исследовательская работа «Жевательная резинка: за и против» с применением ИКТ, 2010г.: «Калейдоскоп профессий» с ИКТ.Краснова Ирина Яковлевна была представлена к награждению Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ.В течение года проведено 10теоретических семинаров.Цель: расширение психолого – педагогических знаний. «Психолого – педагогические особенности младших школьников. Диагностика уровня развития. Как помочь ребёнку учиться». (Сентябрь) Краснова И.Я. психолог, логопед«Метод проектно- исследовательских работ при обучении на уроках в начальной школе – как фактор успешности обучения и воспитания. Конкурс «Интеллект»». (Октябрь) Суркова П.В. Шпикина М.Н.«Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. Экология для младших школьников». (Октябрь) Бочарникова С.С. Евстигнеева О.С.4. «Пути повышения эффективности системы продуктивного повторения на уроках в начальной школе». (Ноябрь) Краснова И.Я. Строчкова Л.В., Мочалова И.А. 5. «Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Нетрадиционные уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий». (Декабрь) Евстигнеева О.С. Суркова П.В.6. «Обучение и воспитание младших школьников в условиях школы полного дня». (Январь) Мочалова И.А., Бочарникова С.С.7. «Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования». (Февраль) Краснова И.Я. Шпикина М.Н. Методист, воспитатели Д/С №1818,18158. «Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно – воспитательного процесса. Интегрированные уроки.» (Март) Строчкова Л.В., библиотекарь, Евстигнеева О.С.9. «Воспитание экологической культуры детей. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе». (Апрель) Учитель биологии Громова Л.В. Мочалова И.А. Суркова П.В.10. «Развитие пространственного воображения методом интеграции изобразительного искусства и оригами». (Май) Краснова И.Я Строчкова Л.В.В работе всех теоретических семинаров учителя начальных классов принимали активное участие. Так, на семинаре «Психолого-педагогические особенности младших школьников. Диагностика уровня развития», раскрывая вопрос о психолого-педагогических особенностях младших школьников, Краснова И.Я. и Черненко И.Н. продемонстрировали индивидуальные папки, в них содержится материал, раскрывающий индивидуальные особенности учащегося, что помогает при подборе индивидуальных разноуровневых заданий, повышающий эффективность обучения:социальный паспортпедагогическое представлениепредставление школьного психологапредставление школьного логопедаучёт специфических ошибок письмадиагностическая картасхема анализа нарушений поведенияанкеты для детейанкеты для родителейИрина Яковлевна и педагог-психолог поделились опытом сотрудничества с центром психолого-медико-социального сопровождения.На одном из семинаров рассматривались вопросы о возможностях кабинета начального обучения. Учителя начальной школы продолжают вести большую работу по созданию классных кабинетов-лабораторий, накоплению методических пособий к урокам, наглядного и раздаточного материала, методической литературы. Всё это позволяло наиболее эффективно использовать накопленный методический материал в целях улучшения качества преподавания, подъёма уровня знаний, умений и навыков учащихся на уроках и во внеурочное время. В марте был проведён, ставший уже ежегодным, смотр кабинетов начальной школы. Он показал, что все учителя работают над усовершенствованием содержания своих кабинетов, над способами применения накопленного методического материала, часто используют в своей работе средства ИКТ. Лучшими были признаны кабинеты:Кабинет 111 – преподаватель Краснова И.Я.Кабинет 102 – преподаватель Евстигнеева О.С.В этих кабинетах по настоящему уютно и деловито. На стенах – стенды, несущие необходимую информацию к урокам, продумано расположение хранимого и используемого материала: аккуратные папки с указанием классов и тем программы, предметные дифференцированные задания по возрастающей трудности.108 кабинет учителями Красновой И.Я. и Строчковой Л.В. оформлен как кабинет литературного чтения. На стендах содержится материал о писателях: биографии, вехи творчества, иллюстрации к произведениям, отрывки из произведений, творческие работы детей, выставки книг, на стенах – портреты писателей, чьи произведения изучают в начальных классах: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова.110 кабинет учителем Сурковой П.В. оформлен как кабинет трудового обучения, на стендах творческие работы детей из различных материалов, технологические карты, указывающие на порядок выполнения работ, широко представлена методическая литература: разнообразные программы по трудовому обучению. Теоретические семинары оказали большую помощь учителям в их работе, расширили круг психолого-педагогических знаний, помогли проанализировать свою деятельность, задуматься над неиспользованными резервами повышения эффективности каждого урока.Ещё одной ступенькой повышения методического уровня каждого учителя являются семинары-практикумы, открытые уроки. Это и подведение итогов, и сравнительный анализ достигнутого, и школа передового опыта. В январе-феврале был проведён «Фестиваль открытых уроков», в ходе которого были продемострированы различные виды и формы работ с учащимися. Все уроки были хорошо продуманы. Этапы урока соответствовали теме и поставленной цели, решались образовательные, развивающие, воспитательные задачи, использовались средства информационно-коммуникационых технологий, много наглядного и дидактического материала. На семинарах-практикумах, в повседневной работе, в первой половине дня и во второй, в ГПД все учителя использовали здоровьесберегающие технологии. На уроках и занятиях. Здоровьесберегающие технологии были использованы в следующих формах:^ Уроки здоровья. Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.Уроки здоровья проводятся во второй половине дня, в ГПД. Занятия проходят в форме КВН, в игровой форме. Методика проведения уроков здоровья строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.Уроки здоровья проходятся по следующим рабочим тетрадям: – Рабочие тетради для 1-2 класса. «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А.Филиппова Издательство ОЛМА-ПРЕСС Москва 2002г. – Рабочие тетради для 3-4 класса «Полезные привычки» Т.Б.Гречаная, Л.Ю.Иванова Издательство ИПФ «Полимед» Москва 2003г.ПрогулкиПрогулки проводятся в первой половине дня, на 3 уроке, во второй половине дня в ГПД по индивидуальному расписанию. На прогулках учителя-воспитатели играют с детьми в различные развивающие подвижные игры, сюжетного и несюжетного характера, игры с использованием общеразвивающих упражнений, в игры-эстафеты, игры- забавы, игры с предметами, направленные на развитие моторики, внимания, мышления, логики, силы, меткости, совершенствованию координации движений.ФизминуткиНачало учебного дня во всех классах начальной школы отмечается организованной зарядкой под музыкальное сопровождение. Физминутки проводятся на всех уроках в начальных классах, часто по 2 за урок, в зависимости от утомляемости детей. Проводятся физминутки различной направленности: – комплекс общеразвивающих упражнений в стихотворной форме, под музыку. – комплекс дыхательных упражнений, – комплекс упражнений для зрительного анализатора. – комплексы упражнений на релаксацию.^ Дополнительные часы двигательной активностиДополнительные часы двигательной активности проводятся учителями- воспитателями во второй половине дня, на 9-10 уроках. На дополнительных часах двигательной активности проводятся, в основном разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами, которые способствуют развитию восприятия отдельных предметов, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.^ Гармония с природойУроки-экскурсии проводятся во всех классах по индивидуаТема самообразования: «Развитие орфографической зоркости, индивидуальная работа на уроках русского языка».^ Повышение квалификации: 1. «ИКТ в начальной школе. Основы работы в единой информационной среде». 12 часов в ЦИТУО, 2008 год. «Организация и содержание развивающих видов деятельности в начальной школе» 72часа МИОО 2008 г.«MS Excel для учителей – предметников» 36 часов МИОО, ОМЦ ЗелАО 2009«Работа в единой информационной среде. ВСЕ – 43» в объеме 24 часов. МИОО.«Русский язык, как иностранный» МИОО, 144 часа, 2010год. ^ Открытые уроки: Педагог работает по программе «Школа 2100». Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предметов. Задачи: развитие патриотического чувства, любви и интереса к языку, осознание себя носителем языка, воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством. Развивающий комплект учебников помогает учителю осуществлять деятельностный подход в обучении, развивать личность на основе усвоения или способа деятельности и осуществлять коммуникативное развитие. В учебно-методический комплект заложена практическая направленность. Ольга Степановна провела открытые уроки: на окружном семинаре «Преемственность: детский сад-начальная школа» урок по обучению грамоте «Знакомство с рассказом. Цирк», цель: учить детей рассказывать, обогащать словарный запас. И урок окружающего мира «Все профессии важны…», цель: знакомство с новыми профессиями, профориентация. На уроках учитель наглядно показала индивидуальную разноуровневую работу. Учитель умело использует на уроках элементы развивающей программы «2100». Одной из главных задач – это разработка способов организации комфортных условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Методический комплект обеспечивает условия для комфортных отношений учителя с учеником, и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.На всех уроках Ольга Степановна использует разнообразный наглядный материал, опоры, таблицы, индивидуальный раздаточный материал, также на многих уроках средства ИКТ. На всех уроках Ольга Степановна применяла здоровьесберегающие технологии, всегда создавала ситуации успеха. В течение года учитель проводил много внеклассных мероприятий. Такие как: «Мы разные, в этом наше богатство, мы все вместе – в этом наша сила» презентация, подготовка и участие в фестивале Дружба народов, «Здоровый образ жизни-что это такое?» «Правильное питание-залог здорового образа жизни», «Что надо делать, чтобы не болеть гриппом», «Профессия-учитель», «Я -ребенок, я-человек, я- гражданин», конвенция ООН по правам ребенка, математический КВН между 1