Банкротство: общая характеристика

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИИ СЕРВИСА
ИНСТИТУТПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРАЧАСТНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Российское предпринимательское право»
Банкротство:общая характеристика
Студентка
гр. ЮП-06-01
Е.О. Кузнецова
Руководитель
Е.М. Тараненко
Владивосток2010

Содержание
Введение
1. Институт несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие критерии, признакинесостоятельности (банкротства)
1.2 Принципы правового регулированияинститута несостоятельности
2. Отдельные процедуры банкротства
2.1 Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Конкурсное производство
2.5 Мировое соглашение
Заключение
Список использованных источников

Введение
Даннаякурсовая работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности)как правового явления, а также правовой регламентации отдельных процедур,применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. Внастоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективныхсобственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльныхпроизводств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечениястабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Банкротствоявляется одним из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизмопределяется законом о банкротстве. В течение нескольких лет своего действияроссийский Закон о банкротстве 2002 г. был одним из наиболее широко обсуждаемыхэкономических документов в стране. Его авторы пытались учесть следующиефакторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий;необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций;невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее,результаты применения данного закона не слишком впечатляющи, по-прежнемуотмечается очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных иликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий. Изучениебанкротства и его отдельных процедур помогает понять сущность данного явления,прежде всего с экономической точки зрения. Исследование правовых основбанкротства позволит уберечь от возможных юридических промахов в будущем, т.к.эти отношения популярны в современном обществе и несомненно важны дляроссийской экономики. Работа основана как на нормативной базе, в частности на положенияхФедеральногозакона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», как специальномнормативном акте, регулирующем данные правоотношения. Необходимо отметить такжеАрбитражный процессуальный кодекс РФ, который регламентирует отдельные аспектысудопроизводства по этой категории дел. Что касается научных исследованийпредставителей ученого круга, то можно отметить большое количество статей,посвященных вопросам банкротства, которые будут использованы далее. Из учебнойлитературы особенно необходимо выделить работы Попондопуло В.Ф., Беляевой О.А.Примечательно, что о проблемах правоприменения законодательства о банкротствевсе чаще «вещают» судьи арбитражных судов субъектов Федерации. Цельюданной курсовой работы является проведения комплексного анализазаконодательства о банкротстве, выявление сложностей правоприменения. Длядостижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучитькритерии, признаки, а также принципы несостоятельности;
· выявитьособенности правовой регламентации отдельных процедур банкротства.
Длярешения поставленных задач необходимо обозначить спектр используемых методов.Во-первых, в процессе исследования был использован метод системности, т.к.необходимо было разграничить собранный материал в соответствии с намеченнымпланом работы. Во-вторых, следует отметить методы анализа, синтеза и сравнения.Данная курсовая работа основана, прежде всего, на анализе норм действующегозаконодательства, выводы ученых по проблемным аспектам банкротства были синтезированы,сделаны собственные умозаключения. В работе также присутствуют элементысравнения с законодательным регулированием вопросов банкротства в зарубежныхстранах. И, наконец, т.к. курсовая работа представляет собой общуюхарактеристику института банкротства, повсеместно использован метод обобщенияматериала, как нормативного, так и доктринального.

1.Институт несостоятельности (банкротства)
1.1Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
Несостоятельность(банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника вполном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам[1]. Важно понимать, что само по себе банкротство – это не просто установленияопределенного фактического состояния должника, это не только основаниепринудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуальногопредпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство – это довольнодлительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасениепредприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу егоимущество.
Понятиенесостоятельности определенным образом соотносится с понятиемнеплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами исостоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют внеобходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может бытьотносительной и абсолютной [2].
Относительнаянеплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточнымисредствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и егокредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами,например, привлечением должника к ответственности за просрочку исполненияобязательства уплатить деньги.
Абсолютнаянеплатежеспособность имеет место, когда лицо при обычном ведении дел не можетпогасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил.Абсолютная неплатежеспособность должника, удостоверенная арбитражным судом,называется несостоятельностью (банкротством).
Вроссийском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство»используются как синонимы. В других странах эти термины могут иметь различноезначение. Обычно банкротство рассматривается как наиболее серьезный случайнесостоятельности, связанный с уголовно наказуемым действиями должника,наносящими ущерб кредиторам [3]. Последствия таких намерений (в частности,последствия фиктивного и преднамеренного банкротства) предусмотрены п.3 и 4 ст.10 Закона о банкротстве, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ [4] и ст. 195-197 УК РФ [5].
БеляеваО.А указывает, что банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческиеорганизации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротстваневозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативногоуправления (казенного предприятия); среди некоммерческих организацийнесостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии ирелигиозные организации [3]. Что касается граждан, то на сегодняшний деньпроцедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальныхпредпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока неприменяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ [6],предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Этинормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений вГражданский кодекс РФ.
Дляопределения признаков банкротства используются два основных критерия:неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что суммаобязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакойвозможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство.Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторамдля возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходитсязаниматься представлением доказательств превышения обязательств должника надего активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинамможет быть затруднительным.
Поэтомув нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношенииграждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае егонеплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности [3].
ПопондопулоВ.Ф. отмечает, что гражданин считается неспособным удовлетворить требованиякредиторов при наличии трех дополнительных признаков:
1) соответствующиеобязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срокаих исполнения;
2) требованиякредиторов к гражданину-должнику в совокупности составляют не менее 10 тыс.рублей;
3) суммадолгов гражданина превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Такимобразом, в основе признания банкротом должника-гражданина лежит критерий егонеоплатности.
Юридическоелицо – должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов приналичии двух специальных признаков:
1) соответствующиеобязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срокаих исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитныхорганизаций он составляет 14 дней);
2) требованиякредиторов к юридическому лицу – должнику в совокупности составляют не менее100 тыс. рублей, если иной размер не предусмотрен законом [2].
Следовательно,в основе признания банкротом должника – юридического лица лежит критерий егонеплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности.
Признакибанкротства можно разделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные дляквалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбужденияпроизводства по делу.
Ксущностным признакам относятся:
1) неспособностьдолжника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов;
2) превышениясуммы обязательств должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Этипризнаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходерассмотрения дела о банкротстве.
Дело обанкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличияили отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличия внешних(очевидных) признаков банкротства:
1) приостановлениядолжником платежей в течение трех месяцев с момента наступления срока ихисполнения;
2) величинытребований кредиторов к должнику-гражданину не менее 10 тыс. рублей.
3) величинытребований кредиторов к должнику – юридическому лицу не менее 100 тыс. рублей.
Наличиевнешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешниепризнаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являютсяматериально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления опризнании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можноустановить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли онаналичием сущностных признаков банкротства или нет.
Дляопределения наличия признаков банкротства учитываются:
1)размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами,перед которыми должник несет ответственность за причинения вреда жизни и здоровью;обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих потрудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторскимдоговорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающимииз такого участия;
2) размеробязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды [7].
Итак, наосновании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятиенесостоятельности так или иначе соотносится с понятием неплатежеспособности,которая объясняется различными причинами и состоит в том, что к моментунаступления срока платежа у лица отсутствует необходимое количество средствплатежа. Применительно к критериям банкротства можно отметить, что в нашемзаконодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, адолжник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае егонеплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.
1.2Принципы правового регулирования института несостоятельности
Обратимсяк истории правового регулирования института банкротства.
Возрождениеинститута банкротства можно связать со становлением в России основ рыночныхотношений в конце 80-х начале 90-г гг, когда встала необходимостьзаконодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности[8].
Первымзаконодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [9]. Закон действовал шестьлет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов,выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующегоакта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.
Несмотряна свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным.
Один изнаиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многимиучеными, — применение в качестве критерия несостоятельности) принципанеоплатности. Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали «принципдомино», стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российскойэкономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищалинедобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественногооборота.
8 ноября1998 года был принят Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» [10]. Он принес кардинальное изменение в подходе копределению критериев несостоятельности юридических лиц. Внес новые процедурыбанкротства. «Если предыдущий Закон о банкротстве отвечал интересам в томчисле и предприятия-должника, помогая суду объективно оценивать его финансовыеи материальные возможности погасить долг, то новый однозначно принял сторонукредитора». Между тем и этот закон был признан не отвечающим требованиямкак кредиторов, так и должников.
Процедурыбанкротства была значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделатьпрактически любую организацию. Этим активно начали пользоватьсянедобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начатьпроцедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца.При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готовбыл погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий — должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость,останавливалось производство и т.д.
Уже в1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.
Федеральныйзакон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства.
Приформировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона онесостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересыдолжника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправезаявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица,инициирующего банкротство.
Такимобразом, в новом Законе акценты смещены в пользу должника:«Продолжниковский» характер нового Закона выражается во включенииновой процедуры банкротства — финансового оздоровления — альтернативнойликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедурывозбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам)должника или собственнику имущества должника — унитарного предприятиявозможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правахконкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей”[11].
БеляеваО.А. отмечает, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствуетвыраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовымсистемам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклонв сторону защиты интересов должника («продолжниковская система»):невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежаниепредпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, праводолжника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и отвыполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии инекоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов («прокредиторскаясистема») [3].
Российскоезаконодательство о банкротстве является в целом «нейтральным»,поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняютсянормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересамкредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника ― юридическоголица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же времяпри определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции(проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иныхтребований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективныммеханизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управленияявляется также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Такимобразом, центральное место в системе правового регулирования несостоятельности(банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, в системузаконодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций».
Нозаконодательство о банкротстве представлено ГК РФ, АПК РФ, вышеуказаннымфедеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ, актами регулирующего органа. Законодательствоо банкротстве является комплексным, т.е. содержит в себе нормы частного ипубличного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи сбанкротством должника.
Законодательствоо банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например,административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего иконтролирующего органов.
Подзаконныенормативные правовые акты, действующие в сфере банкротства, направлены насоздание организационных, экономических и иных условий, необходимых дляреализации Закона о банкротства.
Формированиюединообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуютпостановления пленумов ВАС РФ, в частности от 8 апреля 2003 года № 4 «Онекоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона „Онесостоятельности (банкротстве)“[12] и от 15 декабря 2004 года № 29 „Онекоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности(банкротстве)» [13].
Естьнекие сложности в нормативном урегулировании вопросов банкротства физическихлиц, т.к. индивидуальные предприниматели, которые являются непосредственнымиучастниками предпринимательской деятельности, являются физическими лицами, нопри этом отличаются по своему правовому статусу от рядов граждан. По этойпричине в действующее законодательство внесены существенные изменения,обусловленные попыткой законодателя объять круг вопросов, касающихсябанкротства физических лиц.
Примечательно,что различные ученые по-разному смотрят на принципы правового регулированиябанкротства в РФ. Одни ученые склоняются к тому, что в новом Законе акцентысмещены в пользу должника, другие утверждают, что в действующемзаконодательстве о банкротстве налицо «прокредиторская» политика,третьи говорят, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствуетвыраженная направленность на защиту лишь одной стороны, и в целомзаконодательство о банкротстве имеет нейтральный оттенок. Именно эта версияпредставляется наиболее приемлимой, т.к. нормы, направленные в сторону должникатак или иначе уравновешены «прокредиторскими» нормами.

2. Отдельныепроцедуры банкротства
2.1 Наблюдение
несостоятельностьбанкротство финансовый управление
Процедуранаблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника ипроведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранеедействовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало вдолжной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачизаявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначенияреорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время,в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это моглопривести к злоупотреблениям с его стороны, а, следовательно, к ухудшениюположения кредиторов.
Правда,кредиторы в случае явной опасности злоупотреблений со стороны должника моглиходатайствовать о применении определенных мер в соответствии с АПК РФ:наложение ареста на имущество должника, запрещение совершать определенныедействия, приостановление взысканий по исполнительным документам в безакцептномпорядке, реализация имущества в случае предъявления иска об освобождении его отареста. Однако на практике такие меры применялись, как правило, только на этапеликвидации должника.
Если жеречь шла о применении соответствующих мер непосредственно после подачизаявления кредитором, возникали проблемы, которые в большинстве случаев делалиневозможным обеспечение интересов заявителя. Например, АО подало заявление опризнании несостоятельности (банкротстве) ТОО, одновременно направивходатайство об обеспечении требований путем наложения ареста на имуществодолжника. Арбитражный суд принял заявление о несостоятельности, но отказал вналожении ареста, мотивировав это тем, что применение такой меры сделало быневозможным продолжение деятельности ТОО.
Аргументсуда представляется вполне оправданным. Действительно, в случае наложения арестана активы хозяйственная деятельность должника неизбежно прекращается,вследствие чего даже потенциально жизнеспособное предприятие теряет возможностьвосстановить свою платежеспособность [14].
Процедуранаблюдения установлена Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)» введенным в действие с 1 марта 1998 года [10] и насегодняшний день утратившим силу, который принципиально изменил ситуацию вплане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов, сдругой.
Итак, наблюдение– процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранностиимущества должника, проведения анализа финансового состояния должника,составления реестра требований кредиторов и проведения первого собраниякредиторов [2]. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованноститребований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованноститребований заявителя к должнику проводится не менее чем за 15 дней и не болеечем через 30 дней со дня вынесения определения о принятия заявления о признаниидолжника банкротом. К последствиям введения наблюдения относятся следующие:
1) требованиякредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, заисключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только ссоблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявлениятребований к должнику;
2) походатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным свзысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправепредъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом обанкротстве;
3) приостанавливаетсяисполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числеснимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряженияимуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, заисключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших взаконную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взысканиизадолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатовинтеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконноговладения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещенииморального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительныхдокументов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
4) недопускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделедоли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей(участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплатадействительной стоимости доли (пая);
5) недопускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречногооднородного требования, если при этом нарушается установленная закономочередность удовлетворения требований кредиторов;
6) недопускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятияпринадлежащего должнику имущества;
7) недопускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределениеприбыли между учредителями (участниками) должника [1].
Введениенаблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иныхорганов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия сограничениями.
Органыуправления должника могут совершать исключительно с согласия временногоуправляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямопредусмотренных Законом о банкротстве, сделки или несколько взаимосвязанныхмежду собой сделок:
связанныхс приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенноимущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пятипроцентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
связанныхс получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий,уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительногоуправления имуществом должника.
Поокончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражныйсуд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника ипредложения о возможности или невозможности восстановления егоплатежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.
Процедуранаблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов смомента принятия арбитражным судом одного из следующих актов:
1) решенияо признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) определенияо введения финансового оздоровления;
3) определенияо введении внешнего управления;
4) определенияоб утверждении мирового соглашения и прекращения производства по делу.
Сообщениео введении процедуры наблюдения должно быть опубликовано в официальном издании,которым с 21 июля 2008 года является газета «Коммерсантъ» [15].
Закон обанкротстве предусматривает особенности процедуры наблюдения для отдельныхкатегорий должников, например сельскохозяйственных операций.
Подводяитог, можно отметить, что процедура наблюдения является относительно новойпроцедурой для российского законодательства о банкротстве. Она призванаобеспечить сохранность имущества должника, а также в рамках этой процедурыпроводится анализ финансового состояния должника. Примечательно, что припроцедуре наблюдения органы управления должника продолжают осуществлять своюдеятельность, но исключительно с согласия временного управляющего, выраженном вписьменной форме. Таким образом, налицо формальное участие руководства должникав управлении кризисным объектом.
2.2Финансовое оздоровление
Практикарассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнегоуправления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательствомнекоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы осовершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника отзанимаемых должностей.
Финансовоеоздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствиис графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существуозначает реструктуризацию задолженности должника – юридического лица.Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графикомпогашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двухлет [3].
Даннаяпроцедура предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановленияплатежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковуюнаправленность законодательства (система, установленная одноименным Законом 1998 г., может быть охарактеризована как нейтральная с некоторыми прокредиторскими элементами).
По сути,финансовое оздоровление является пассивной оздоровительной процедурой, котораяприменяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времениудовлетворить требования кредиторов самостоятельно, без вмешательствапосторонних субъектов [16].
Законодательство устанавливает достаточно жесткие требованияв отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. Вчастности, указанный график погашения задолженности должен предусматриватьначало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введенияфинансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестртребований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц доокончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей— не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно,пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворениятребований кредиторов.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника,продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Например,должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношениикоторых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением,отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более5% балансовой стоимости его активов. Устанавливаются ограничения и насовершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов),поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управленияимуществом должника.
Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправесовершать определенные сделки без согласия административного управляющего. Кним относятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторскойзадолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований,перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д [1].
Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц доистечения этого срока должник представляет административному управляющемуотчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы,подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности невыполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение,и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления,а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашеннаязадолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;определение о введении внешнего управления в случае наличия возможностивосстановить платежеспособность должника; решение о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия основанийдля введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Итак, финансовое оздоровление – эффективная дополнительнаявозможность для восстановления платежеспособности должника. По сути, финансовоеоздоровление является пассивной оздоровительной процедурой, которая применятсяк должнику самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов. Кроме того,наличие данной процедуры так, как она представлена, усиливает продолжниковуюнаправленность законодательства о банкротстве.

2.3 Внешнее управление
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая кдолжнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление — это наиболее сложная и трудоемкаяпроцедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельномпредприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2].
По данным арбитражной статистики за 2003 г. в арбитражных судах из 9695 принятых к производству заявление о признании должниковбанкротами, процедура внешнего управления проведена в отношении 2081 должника,из них по 28 делам (1,3 %) производство прекращено в связи с восстановлениемплатёжеспособности. Таким образом, как показывает имеющаяся практика, процедуравнешнего управления редко заканчивалась положительным результатом.
Цель внешнего управления — финансовое оздоровление должника,восстановление его платёжеспособности и накопление средств для расчётов скредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедурывнешнего управления Основными причинами такого положения являются: недостатокинвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнегоуправляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражныхуправляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельныхпредприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами [3].
Основная роль в осуществлении внешнего управления отводитсявнешнему управляющему, утверждаемому арбитражным судом одновременно с введениемданной процедуры.
Внешний управляющий для реализации процедуры внешнегоуправления разрабатывает план внешнего управления, подготовка, утверждение насобрании кредиторов и реализация которого являются ключевыми моментамипроцедуры досудебной санации.
Разработка плана внешнего управления должна осуществляться наоснове данных, полученных при проведении инвентаризации имущества иобязательств должника, а также выводов, сформированных в результате анализафинансового состояния должника.
При разработке плана внешнего управления необходимо учитыватьособенности процедур банкротства отдельных категорий должников, а также срокиреализации процедуры внешнего управления.
Процедура внешнего управления вводится на срок 18 месяцев,который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев, если имеютсядостаточные основания полагать, что продление срока внешнего управленияприведет к восстановлению платежеспособности должника. При этом совокупный срокфинансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет [1].
Тем не менее, несмотря на возможность продления процедурывнешнего управления, установленные законодательством временные рамки проведениявнешнего управления иной раз не позволяют полностью восстановитьплатежеспособность должника.
В плане внешнего управления предусматриваются конкретные мерыпо восстановлению платежеспособности должника, регламентируемые взаконодательстве.
Это такие меры, как:
• перепрофилирование производства,
• закрытие нерентабельных производств,
• взыскание дебиторской задолженности,
• продажа части имущества должника,
• уступка прав требования должника,
• исполнение обязательств должника собственником имуществадолжника унитарным предприятием или иными лицами,
• продажа предприятия должника,
• увеличение уставного капитала должника за счет участников итретьих лиц,
• замещение активов и любые иные меры, не противоречащиезаконодательству.
В настоящее время к большинству российских организаций, вотношении которых возбуждено дело о несостоятельности, необходимо применятьцелый комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника[17].
Вся деятельность внешнего управляющего сосредоточена наразработке комплекса мероприятии и проведение работ по выводу предприятия изкризиса и его финансового оздоровления, условий и порядка их реализации, атакже обосновании возможности восстановления платежеспособности должника вустановленный срок.
К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжениюимуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а такжесделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющийвправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов,если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления. Помимоэтого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших послевведения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсныхкредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (заисключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), также могутсовершаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов [1].
Следует заметить, что предварительное согласование ссобранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собойполучение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку правтребований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планомвнешнего управления).
Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов,срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствийвнешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.Мораторий касается начисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых(экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежныхобязательств и обязательных платежей, а также процентов, подлежащих уплате.Вместо этого начисляются проценты в порядке и размерах, которые предусмотреныст. 395 ГК РФ, т.е. по ставке рефинансирования Центрального банка РФ [6].
Мораторий не распространяется на:
а) денежные обязательства, которые возникли после принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения покоторым наступил после введения внешнего управления;
б) требования о взыскании задолженности по заработной плате,выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещениивреда, причиненного жизни или здоровью.
Практика свидетельствует, что именно отсутствие обоснованныхэкономических расчетов принимаемых решений изначально было одной из основныхпричин низкой эффективности внешнего управления.
Однако, несмотря на сложность поставленных задач передразработчиками планов внешнего управления, представляется необходимымсоблюдение единых методических подходов к их решению. Ведь от качестваподготовки плана внешнего управления могут во многом зависеть финансовыерезультаты и эффективность реализации процедуры внешнего управления.
План внешнего управления представляется на утверждениевнешним управляющим собранию кредиторов и передается арбитражному суду. Внешнийуправляющий проводит мероприятия, предусмотренные планом, а конкурсныекредиторы и арбитражный суд осуществляют контроль за деятельностью внешнегоуправляющего на предмет соответствия его действий требованиям закона и планувнешнего управления.
Внешнее управление может быть завершено восстановлениемплатежеспособности должника, заключением мирового соглашения, продлениемустановленного срока внешнего управления, признанием должника [1].
Весь комплекс мероприятий, осуществляемых на этапе внешнегоуправления, а также последствия введения внешнего управления должны бытьнаправлены на достижение двух неразрывно связанных целей: восстановлениюплатежеспособности должника и удовлетворению требований кредиторов.
По итогам внешнего управления внешний управляющий составляетотчет, который затем направляется в арбитражный суд для рассмотрения.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего идругих материалов дела выносится один из судебных актов:
1.определение о прекращении производства по делу в случаеудовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требованийкредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
2. определение о переходе к расчетам с кредиторами в случаеудовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнегоуправления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходам красчетам с кредиторами;
3. определение о продлении срока внешнего управления в случаеудовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
4. определение об отказе в утверждении отчета внешнегоуправляющего в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждениюотчета;
5. решение о признании должника банкротом и об открытиеконкурсного производства.
Закон предусматривает особенности внешнего управления вотношении отдельных категорий должников, например, при банкротствеградообразующих организаций.
Можно сделать вывод, внешнее управление — это наиболеесложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которыереализуются на несостоятельном предприятии. Целью внешнего управления являетсяфинансовое оздоровление должника, восстановление его платёжеспособности, атакже накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели частозатрудняется при реализации процедуры внешнего управления Основными причинамитакого положения являются: недостаток капиталовложений, пробельность ипротиворечивость российского законодательства, отсутствие у внешнегоуправляющего эффективного штата управленцев и недостаток у арбитражныхуправляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельныхпредприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами. Беря вовнимание те статистические данные, которые представлены арбитражными судамисубъектов РФ, после вступления в силу Закона о банкротстве 2002 года процедуравнешнего управления проведена в отношении 2081 должника, из них в 28 случаяхплатежеспособность была восстановлена. Это говорит, с одной стороны онедостаточной эффективности внешнего управления, а с другой стороны, все-такинаметился некий прогресс в этом вопросе.
2.4 Конкурсное производство
Конкурсное производство является конечной стадией в процессенесостоятельности (банкротства).
В результате проведения конкурсного производства прекращаетсясуществование юридического лица или предпринимательская деятельностьгражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решенияо признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением ещена 6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства наступает срокисполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторыпо денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (дажеесли срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику своитребования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признаниидолжника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращаетсяначисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых(экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ковсем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанныхсанкций при обычных условиях [1].
Сведения о финансовом состоянии должника прекращаютотноситься к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводитинвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е.денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей,изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массусоставляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия ивыявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная массасостоит из двух относительно обособленных частей: в первую включаетсяимущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должникана момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество,выявленное в ходе конкурсного производства.
В конкурсную массу включается только то имущество, на котороеможет быть обращено взыскание.
Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получитьудовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должниканесостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторовзакрывается.
После закрытия реестра конкурсный управляющий начинаетпроизводить расчеты с кредиторами в порядке очередности.
Очередность удовлетворения требований кредиторов всоответствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотреннойв Гражданском кодексе РФ.
Внеочередными требованиями считаются оплата судебныхрасходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашениекоммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущейзаработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которыевозникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. Включениеих в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженностьудовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотелибы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогдане было бы и возможности восстановить платежеспособность должника.
Кредиторами первой очереди являются граждане, которыепредъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью;кредиторами второй очереди — граждане, перед которыми существуют обязательствапо выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений.Наконец, к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди которых —залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предметазалога. По сравнению с предыдущим Законом о банкротстве 1998 г., а также ГК РФ государство уравнено в правах с другими кредиторами должника и лишенокаких-либо привилегий. На взгляд Беляевой О.А., такая позиция действующегозаконодательства является не совсем верной, так как взыскание налоговых и иныхобязательных платежей направлено на обеспечение интересов всего общества игосударства, а не конкретного кредитора [3].
В процессе конкурсного производства есть возможность введениявнешнего управления при условии, что этой процедуры, а также финансовогооздоровления не было, а у должника появились достаточные денежные средства дляведения самостоятельной хозяйственной деятельности.
Результаты исследований на основе данных за 1997-2001 гг.показывают, что крупные неэффективные предприятия не были ликвидированы.Зачастую процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовойи налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачиего активов более эффективным собственникам, а для перераспределения правконтроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защитыменеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. Сейчасданная ситуация сместилась в положительную сторону [8].
Таким образом, конкурсное производство является конечнойстадией в процессе несостоятельности. Необходимо помнить, что конкурсная массавключает в себя только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.В нее входит: 1) имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании,распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; 2)имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Интереснымпредставляется факт, что в рамках конкурсного производство государство уравненов правах с другими кредиторами должника, что является не совсем обоснованным,ведь налоговые и иные обязательные платежи направлены на обеспечение интересовобщества, в то время, как остальные кредиторы в большинстве своем удовлетворяютчастный интерес.
2.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение имеет давнюю историю и большую научнуюлитературу, поскольку является одним из традиционных способов урегулированияконфликтов в гражданском обороте и в обществе в целом. Будучи элементомсудебного процесса, мировое соглашение приобрело в процессуальной сфере иныечерты. Поэтому в литературе проводится различие между судебным и внесудебныммировым соглашением, которые имеют одну и ту же цивилистическую направленность,но различные характеристики в связи с обеспеченностью первого вида соглашенияпринудительной силой со стороны государства. Новое «дыхание» вопрос омировом соглашении приобрел в современную эпоху, в условиях большойзагруженности судов, в связи с чем стремление к достижению мирового соглашениястало поощряться и является частью современного понимания перспектив развитиягражданской юрисдикции. Мировое соглашение в конкурсном производстве с точкизрения его содержания и целей представляет собой способ получения денежных средствпутем использования гражданско-правовых способов погашения задолженности вусловиях обычного делового оборота без воздействия публично-правовых факторов — рассмотрение дела судом, введение арбитражного управления и т.д. В этом планемировое соглашение восстанавливает функционирование должника каксамостоятельного и полноправного участника гражданского оборота, а кредиторамдает возможность пусть не столь быстрого, но частичного и более растянутого вовремени удовлетворения своих требований [18].
Таким образом, мировое соглашение – процедура банкротства,применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращенияпроизводства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должникоми кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами обизменении содержания связывающих их обстоятельств [19].
Мировое соглашение утверждается определением арбитражногосуда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств,уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) вуставном капитале и т.д. В целом, такое соглашение содержит условия двух видов.К первым относятся условия, которые в обязательном порядке закрепляются вмировом соглашении (существенные условия). Ко вторым — условия, которые могутбыть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). Кчислу существенных условий относятся размер, порядок, сроки исполненияобязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлениемотступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. В дополнительныхусловиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, егореструктуризации или замены на какие-либо другие права [20].
Мировое соглашение может быть заключено только в отношенииконкурсных кредиторов и уполномоченных органов при следующих условиях:
1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второйочередей погашена полностью;
2) за заключение мирового соглашение проголосовалобольшинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требованияобеспечены залогом имущества должника.
Допускается пересмотр условий мирового соглашения по вновьоткрывшимся обстоятельствам, которые не были ранее известны, либо если кредиторне участвовал в заключении соглашения и нарушены его законные интересы.Расторжение мирового соглашения возможно только в отношении всех кредитороводновременно.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утвержденияарбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьихлиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращаетсяпроизводство по делу о банкротстве, должник приступает к погашениюзадолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случаеотмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторженияпроизводство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должникавводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.
Мировое соглашение является, наверное, самой самостоятельнойи независимой процедурой банкротства, которая применяется на любой стадиирассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу обанкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами обизменении соглашения между должником и кредиторами об изменении содержаниясвязывающих их обстоятельств. Мировое соглашение в конкурсном производстве сточки зрения его содержания и целей представляет собой способ полученияденежных средств путем использования гражданско-правовых способов погашениязадолженности в условиях обычного делового оборота без участия государства.Мировое соглашение дает должнику саму возможность деятельности каксамостоятельного и полноправного участника гражданского оборота, а кредиторамдает возможность пусть не столь быстрого, но частичного и более растянутого вовремени удовлетворения своих требований

Заключение
Наосновании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятиенесостоятельности соотносится с понятием неплатежеспособности, которая состоитв том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует средства дляпогашения задолженности перед кредитором. Что касается критериев банкротства,можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяетсялишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признанбанкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплатызадолженности. В этой связи возникают трудности в нормативном урегулированиивопросов банкротства физических лиц, т.к. индивидуальные предприниматели,которые являются непосредственными участниками предпринимательскойдеятельности, являются физическими лицами, но при этом отличаются по своемуправовому статусу от рядов граждан. По этой причине в действующеезаконодательство внесены существенные изменения, обусловленные попыткойзаконодателя объять круг вопросов, касающихся банкротства физических лиц.
Различныеученые по-разному смотрят на принципы правового регулирования банкротства в РФ.Одни ученые склоняются к тому, что в новом Законе акценты смещены в пользудолжника, другие – к тому, что в отечественном законодательстве о банкротствеотсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, и в целомзаконодательство о банкротстве имеет нейтральный оттенок.
Закон о банкротстве 2002 года был призван решить нескольковажных проблем: предотвратить неэффективное использование активов, обеспечитьправа кредиторов, вынудить руководителей предприятий избегать плохих займов ит.д. Однако, хотя российский Закон о банкротстве 1998 г. был принят именно для достижения указанных целей, в действительности он слабо способствовалпроцессу реструктуризации и не привел к ужесточению бюджетных ограничений дляменеджеров предприятий.
Результаты исследований на основе данных за 1997-2001 гг.показывают, что крупные неэффективные предприятия не были ликвидированы.Зачастую процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовойи налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачиего активов более эффективным собственникам, а для перераспределения правконтроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защитыменеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. Сейчасданная ситуация сместилась в положительную сторону.
Необходимо отметить, что многие процедуры банкротства ненесут в себе необходимого заряда эффективности и зачастую не влияют наплатежеспособность должника и улучшение его экономического положения.
Но, тем не менее, нынешнее законодательство о банкротстверазвилось чрезвычайно по сравнению с законодательством 90-х гг. и каждаяпроцедура необходима и по-своему важна во всем нелегком процессе банкротства.
Так, нельзя недооценивать такую процедуру банкротства какнаблюдение. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояниядолжника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация,выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры — установить, действительноли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнитьобязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятияарбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет,с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой —сохранить его имущество.
Основная цель финансового оздоровления — восстановитьплатежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности,который контролирует административный управляющий. Законодательствоустанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашениязадолженности перед кредиторами.
Внешнее управление — это наиболее сложная и трудоемкаяпроцедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельномпредприятии. Цель внешнего управления — финансовое оздоровление должника,восстановление его платёжеспособности и накопление средств для расчётов скредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедурывнешнего управления Основными причинами такого положения являются: недостатокинвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнегоуправляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражныхуправляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельныхпредприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами. Основнаяроль в осуществлении внешнего управления отводится внешнему управляющему,утверждаемому арбитражным судом одновременно с введением данной процедуры.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессенесостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсногопроизводства прекращается существование юридического лица илипредпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается послепринятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. С момента открытияконкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств иобязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также поотсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще ненаступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Несколько особняком от остальных процедур банкротства стоитмировое соглашение, которое представляет собой процедуру банкротства, применяемуюна любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращенияпроизводства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должникоми кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами обизменении содержания связывающих их обстоятельств.

Список использованных источников
1 Онесостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ(ред. от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №43. – Ст. 4190.
2 Попондопуло В.Ф.Коммерческое (предпринимательское) право / В. Ф. Попондопуло. – 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2008. – 175-208 с.
3 Беляева О.А.Предпринимательское право: учебное пособие / В.Б.Ляндрес. – М.: ИНФРА-М –КОНТРАКТ, 2009. – 102-125 с.
4 Кодекс обадминистративных правонарушениях РФ: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 г. № 3-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1. –Ст.14.12, 14.13.
5 Уголовный кодексРФ: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г. №133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 25. – Ст.195-197.
6 Гражданский кодексРФ. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. — № 7. –Ст. 25.
7 Ершова И. В.Предпринимательское право: учебное пособие для студ. вузов / И. В. Ершова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юриспруденция, 2009.
8 Авторский коллективAllpravo.Ru Правовое регулирование банкротства предприятий: учебное пособие[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.allpravo.ru/library/doc99p/instrum3867/item3869.html.
9 Онесостоятельности (банкротстве) предприятий: закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1(утратил силу) // Российская газета. – 1992.- 30 декабря. – С.9-10.
10 Онесостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ(утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 2. – Ст. 222.
11 Попов А.В. Общиеположения о несостоятельности в свете нового Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» // Судебно-арбитражная практикаМосковского региона. Вопросы правоприменения. — №1-2. — январь-апрель 2003 г.
12 О некоторыхвопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве): постановление Пленума Высшего Арбитражногосуда РФ от 08.04.2003 № 4 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2003. — №6.-С. 3-9.
13 О некоторыхвопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности(банкротстве): постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.12.2004№ 29 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.- 2005. — № 12. – С.2-7.
14 Телюкина М. В.Наблюдение как процедура банкротства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lawmix.ru/comm.php?id=7885.
15 Об официальномиздании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральнымзаконом “О несостоятельности (банкротстве): распоряжение Правительства РФот 21.07.2008 № 1049-р // Собрание законодательства РФ/ — 2008. — № 30. — Ст.3674.
16 Телюкина М. В.Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура как пассивнаяоздоровительная процедура / Телюкина М. В., Ткачев В.Н., ТарасовВ.И.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lawmix.ru/comm.php?id=3429.
17 Гусева С.А.Внешнее управление как процедура банкротства [Электронный ресурс].
18 Лившиц Н. Мировоесоглашение в деле о банкротстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lawmix.ru/comm.php?id=7801.
19 Ярков В.В.Мировое соглашение в конкурсном производстве [Электронный ресурс].
20 Оленин А. Мировоесоглашение в процессе о банкротстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lawmix.ru/comm.php?id=6384.