ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТАРаспахнимне объятья твои, Густолистый, развесистый лес!Движение реализма в русскомискусстве XIX века было на столько мощным, что все выдающиеся художникииспытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние ре ализмав особенности сказалось в стихах о природе.Фет один из замечательнейшихрусских поэтов-пейзажистов.
В его стихах во всей своейкрасоте предстает и русская весна с цветущими деревьями, первыми цветами, сжуравлями, кричащи ми в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многимирусскими поэтами, впервые обозначил Фет.В поэзии Фета природа изображенадетально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной кприроде, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционныхптиц с привычным поэтическим ореолом как соловей,
лебедь, жаворонок, орел, нои таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например Ислышу я в изложине росистой Вполголоса скрыпят коростели Знаменательно, что здесь мы имеемдело с автором, который по голосу различает птиц и более того замечает, гдеэта птица нахо дится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания приро ды,а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.По-видимому, в работе над стихамио природе автор должен об ладать незаурядным
вкусом. Потому что в ином случаеон тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такимивариантами.Прав С. Я. Маршак в своемвосхищении свежестью и непосред ственностью фетовского восприятия природы Егостихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными стро камио весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейза жами .На мой взгляд, Маршак точнозаметил и еще одну особенность поэзии
Фета Природа у него точно в первыйдень творения кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащийсладко ключ Если назойливая современность и вторгается иной раз в этотзамкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практи ческий смысл и приобретаетхарактер декоративный .Как важную грань Фета-пейзажистахочу отметить его импрес сионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, онзорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он
представляет ся егомгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не пред мет, а впечатление Лишьты одна скользишь стезей лазурной Недвижно все окрест Да сыплет ночь своей бездонной урнойК нам мириады звезд.Читателю ясно, что внешний миризображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всейконкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у
Фета вего лирическом чувстве.Природау поэта очеловечена, как ни у одного его предшествен ника. Цветы у негоулыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива дружна с мучительнымиснами . Интересен момент отклика природы на чувство поэта в воздухе за песнью соловьинойРазносится тревога и любовь.Об этом двустишии Лев Толстойписал И откуда у этого добро душного толстого офицера берется такаянепонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?
Надо полагать, чтоЛев Нико лаевич Толстой, одновременно ворча , признал в Фете великого поэта.Он не ошибся.Фет крепок и в любовной лирике.Его пейзажный багаж приго дился ему в его романтических стихотворениях о любви.Я бы ска зал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красо ту вприроде, в человеке. Сам поэт был уверен без чувства красоты жизнь сводится ккормлению гончих в душно-зловонной псарне .
Красота его ритмов и пейзажейвсегда будет украшать нашу жизнь.