Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики. "Фиаско рынка" и "фиаско государства"

Министерствообразования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованиюГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
По предмету: Государственное регулирование экономики
на тему:
Научное обоснование необходимости государственногорегулирования экономики.
«Фиаско рынка» и «фиаско государства»

Преподаватель:
Работа выполнена:
Специальность ГМУ
Группа № 443
Челябинск 2009

Содержание
Введение
Экономические функции государства
«Фиаско» рынка — государственное регулирование
«Фиаско» Государства
Заключение
Список литературы
Введение
Экономика большинствасовременных государств — это смешанная экономика, в которой экономическиепроцессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, «невидимаярука» рынка дополняется «видимой рукой» государства.
При этом под государствомпонимается «набор институтов, располагающих средствами законногопринуждения, которые используются на определенной территории и в отношении еенаселения, обозначаемого термином „общество“.
Начиная с 30-х годов ХХ века,когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросыцелесообразности такого вмешательства, границы участия государства вэкономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия наэкономику становятся центральными проблемами, занимающимиэкономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономическиеконцепции, отвечающие на эти вопросы.
Характеристика роли государствав современной, смешанной экономике рассмотрим в данной работе.
Экономические функции государства
Государство всегда, в любыеисторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защитачастной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежногообращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенноизменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.
Современная рыночная экономика — это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеетсягосударственный сектор и государственное регулирование. Государство производитоколо 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов вобществе, регулирует многие экономические процессы.
Усиление экономической ролигосударства в рыночной экономике связывают, как правило, с „провалами“(фиаско) рынка — случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельными не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним,что к „провалам“ рынка относят:
монополизацию экономики (преобладаниярынков несовершенной конкуренции);
неспособность к сохранениюневоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
нерациональное распределениересурсов общества;
отсутствие заинтересованностирынка в производстве общественных благ;
отсутствие механизмов,учитывающих внешние эффекты;
неравномерность в распределениидоходов;
нестабильностьмакроэкономического развития и др.
»Провалы” рынка, атакже ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошломсоциалистической системой, распад мировой колониальной системы, усилениеконкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства вэкономической жизни общества.
Сглаживание, предотвращениенегативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острыхсоциально-экономических проблем общества — основная цель экономической деятельностигосударства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночноехозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономическогохарактера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономическихцелей.«Фиаско» рынка — государственноерегулирование
Экономические функциигосударства (формы экономической деятельности государственных органов) весьмамногообразны. Среди них можно выделить:
Обеспечение правовой базыфункционирования рыночной системы (определение «правил игры» дляэкономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих правасобственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемнымиработниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдениеконтрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночнойэкономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательстводает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор,планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствуетминимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональномураспределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;
Защита конкурентной среды. Ограничениеконкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов,ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характерадеятельности монополий государство проводит антимонопольную политику,направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с ужеимеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетаетсяс регулированием деятельности естественных монополий.
Поскольку рыночное, пофакторноераспределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе,постольку перераспределение доходов через систему прогрессивногоналогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.),установление государственного контроля за ценами на некоторые товары,определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.
Охрана окружающей среды. Рынокне имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охранеокружающей среды. Их цель — максимизация прибыли — приходит в противоречие снеобходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтомуфункцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.
Финансирование фундаментальнойнауки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современнойНТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силуобщества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидированиеразвития современных наукоемких производств стало необходимым условиемнормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования.Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, напервый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские,творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью сталоналичие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения,обеспечить развитие которых в состоянии только государство.
Стабилизация экономики истимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полнойзанятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью толькорыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономическойнестабильностью становится функцией государства.
Корректировки рыночногораспределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных иположительных внешних эффектов, и финансирование производства илинепосредственное производство общественных благ.
К недостаткам рыночнойэкономики, которые вынуждено корректировать государство, относятсянеоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий)и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.
Экстерналии — это издержки иливыгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц — лиц,не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночныхценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностьюотражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижениюэффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всейрыночной системы.
Именно в целях обеспеченияэффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленныена учет экстерналий в цене.
Государство может сдерживатьпроизводство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешниеэффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливаяразного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждаетпредпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование поочистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооруженияувеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, чтоменьше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающееотрицательные внешние эффекты.
Расширять производство благ сположительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей,что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями илисубсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производстваи увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличениепроизводства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты,означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределенииресурсов.
Важная функция государства врыночной экономике — производство общественных благ. Напомним, что особенностьобщественных благ заключается в том, что их полезность распространяется болеечем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставивдругим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественныеблага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частномубизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство беретих производство на себя.
Затраты на производствообщественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуетсявсе общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счетналогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однаконепосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием впотреблении общественных благ отсутствует.
Наряду с приведеннойклассификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсонв качестве функций государства называет:
эффективность — содействиеэффективному распределению ресурсов общества;
справедливость — деятельностьгосударства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществепутем выравнивания доходов;
стабильность — осуществлениемер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.
Важное теоретическое ипрактическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границыгосударственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счеточень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательствав рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы).Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику недолжно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование(как это было в условиях командно-административной системы).
Отсюда — ограничение сфергосударственного участия, ориентация на преимущественно экономические методывоздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативныхпоследствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решениисоциальных и экономических проблем и др.
Государственное регулированиеэкономики — это набор типовых мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, осуществляемых государственными органами длявоздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру сцелью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизмаи решения социальных проблем.
Масштабы, направления, объекты,инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительствомполитики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разныевоззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику.Существуют разные теории государственного регулирования.
Неоклассическая теория (теория«невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков,как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Всенедостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтомугосударству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает всеэкономические проблемы, свобода выбора — основа эффективности хозяйства.
Кейнсианская теория. Переворотво взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал,что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутреннеприсущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых оченьвелики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.
Цель государственногорегулирования — поддержание экономической и социальной стабильности в обществе,обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целейрегулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частуюпротиворечивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная наснижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченностьресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех илииных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.
Во всех странах существуютспециальные государственные органы, ответственные за разработку программ и ихосуществление.
Отличие программ,разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся вадминистративно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер,состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государствоне может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно можетчерез налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказовзаинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целейпринятых программ.
«Фиаско» Государства
Государственному воздействию наэкономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки.Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечитьэффективное распределение и использование ограниченных ресурсов обществаназывается фиаско (провалами) государства.
Причинами фиаско (провалов) государстваможет быть:
ограниченность, ненадежность илисознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иногокурса;
несовершенство политическогопроцесса, в результате чего искажается общественный выбор;
наличие мощного бюрократическогоаппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересамиобщества в целом;
неспособность государстваполностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
наличие временного лага междуосознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатамиих реализации.
Таким образом, к фиаско рынкаможет добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры,государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиямисвоих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии сконкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще разподчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике — неперестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободногофункционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать безгосударственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет своипределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга.Это две стороны одной «медали» — смешанной экономики.
При этом сочетание рынка игосударства в разных странах может быть разным.
Заключение
1. Возникновение монополий,незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохраненииокружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределениидоходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция,кризисы — все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цельдеятельности государства в рыночной экономике — смягчить негативные последствиядействия рыночного механизма, компенсировать «провалы» рынка. Основныеего функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация,перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностьюразвития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, аположительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли,где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции илисубсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.
2. Государственное регулированиеэкономики — это набор типовых мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, осуществляемых государственными органами длявоздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру сцелью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизмаи решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являютсявсе важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействуетна рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и,во-вторых, экономически: прямо — выступая как хозяйствующий субъект (производительи продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно — регулируя частный секторпосредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. Взависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различаютразные модели рыночной экономики.
Задача:
Определите величинунационального дохода в прогнозном году, если:
величина ВВП должна составить735 млрд. долл.
амортизация основного капитала — 56 млрд. долл.
трансфертные социальные платежигосударства — 28 млрд. долл.
косвенные налоги — 145 млрд. долл.
Решение:
Национальный доход — этосовокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей,трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н. д. страны какчасть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений(износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определениявеличины Н. д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговойприбыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнегохозяйства.
Значит, исходя из данных задачи,мы можем вычислить:
величина ВВП — амортизацияосновного капитала — косвенные налоги =
национальный доход.
Т. е. — 735 — 56 — 145= 534 млрд.долл.
Ответ:
В прогнозном году национальный доходсоставит 534 млрд. долл.
Список литературы
1. Пикулькин А.В. П32 Системагосударственного управления: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 399 с.
2. Наумов С.Ю. Осипова И.Н. ПодсумковаА.А. Система государственного управления: Учебное пособие. 2008. — 304с.
3. Чепурин М.Н., Киселева Е.А.,«Курс экономической теории», Киров, «АСА», 1995 г.
4. Камаев В.Д., «Учебник поосновам экономической теории», Москва, «Владос», 2003 г.
5. Артемова Л.В. Инвестиции иинновации. Словарь-справочник от А до Я, 2000.
6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н.,«Введение в рыночную экономику», Москва, «Высшая школа», 1995г.