Министерство Образования РФКрасноярскийпедагогический колледж №1Курсовая работа
по методикепреподавания
английскогоязыка
Тема:Обучение навыку письма
2004г.
СодержаниеВведение
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие письма
1.2 Цели обучения письму
1.3 Виды письменной речи
1.4 Типы письменной речи
1.5 Основы процесса обучения письму
1.6 Различные подходы к обучению письму
1.7 Возможные трудности при обученииписьму
1.8 Различные техники и упражнения
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Письмоявляется одним из важных средств обучения иноязычной речи, важным начальнымэтапом в развитии продуктивной коммуникативной деятельности. Но, к сожалению, внашей общеобразовательной школе обучению письму очень долгое время придавалосьвторостепенное значение. Письмо было лишь средством обучения другим видамречевой деятельности, средством, которое позволяло учащимся лучше усвоитьязыковой материал. Кроме того, письмо применялось как средство контролясформированности речевых навыков и умений учащихся. И только в школах суглубленным изучением иностранного языка (ИЯ) в программу включалось овладениеучащимися умениями письменной речи.
В настоящеевремя отношение к письму и обучению умениям выражать свои мысли в письменнойформе значительно изменилось. Письмо как цель обучения присутствует впрограммах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ.
Преждевсего, это связано со все возрастающей потребностью использования письменныхсообщений во всех отраслях современной жизни. Не имея данного навыка, мы несможем пользоваться услугами Интернета, сделать какой-либо заказ или дажепросто написать письмо другу. Кроме того, умение правильно написать сообщениепросто необходимо нам в процессе профессиональной деятельности. А здесь уженужно соблюдать определенные нормы написания сообщений: формат, стиль, язык ит.д.
Всевышеизложенное позволяет говорить о важности обучения такому умению, какписьмо, начиная с самых ранних этапов изучения языка.
Цельюданной курсовой работы является расширение и углубление теоретических знаний вобласти обучения письму на английском языке в средней школе.
Исходя изпоставленной цели, можно выделить такие задачи:
1) Изучитьлитературу по методике преподавания письма;
2) Сделатьвыводы о наиболее продуктивных методах обучения письму в школе;
3) Отобратьнаиболее адекватные типы заданий и упражнений, способствующих формированиюданного навыка;
Предполагаетсяиспользовать метод изучения теоретической информации с последующим выделениемнаиболее важных аспектов.
1.Теоретическаячасть
1.1 Понятиеписьма
Вероятно,каждый согласится, что письмо является важной частью не только нашейповседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Но что же такое письмо?Какие действия мы совершаем во время написания текста?
Различныеавторы дают разные определения письма. Рассмотрим некоторые из них:
1) ”Письменнаяречь- это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации вписьменной форме в соответствии с ситуацией общения.”(Методика преподаваниярусского языка как английского/ Под ред. А.Н. Щукина – М., 1990, стр. 133)
2) ”Письменнаяречь представляет собой умение сочетать слова в письменной форме для выражениясвоих мыслей в соответствии с потребностями общения.”(Методика/ Под ред. А.А.Леонтьева – М..1988, стр.142)
3) ”Письмо– это написание сообщения, которое вызывает отклик у читателя, и отклик этотдолжен соответствовать замыслу автора. ”(Паррот М., Задания для учителейиностранного языка;CUP, 1993, стр.211)
Достаточноразные мнения, но можно выделить общее: письмо можно считать не толькопроцессом написания графических символов, но и процессом передачи информации,также как и речь- это нечто большее, чем просто производство звуков.
Рассмотримразличия и сходства между письменной и устной речью, так как это необходимо длячеткого понимания понятия письменной речи. Одним из сходств письменной и устнойречи является необходимость использование языка и в том и в другом случае. Нотипы языка разные. В то время как в устной речи можно использовать неформальнуюречь, так как обычно мы знакомы с собеседником, в письменной речи это недопустимо. Здесь мы должны использовать формальный тон, так как автор сообщенияможет никогда не встретить своего читателя. Кроме того, в письменной речи текстдолжен быть очень четко выстроен. Более подробно различия между письменной иустной речью приведены в таблице 1.
Таблица 1Письменная речь Устная речь Определяет свой собственный контекст, который должен быть очень точным Имеет место в контексте, который позволяет сделать ссылки более точными Читатель обычно не присутствует и взаимодействие не возможно Говорящий и слушающий находятся в непосредственном контакте Автор не обязательно знает своего читателя Обычно собеседники знакомы Невозможна мгновенная обратная связь. Автор может попытаться предвидеть реакцию читателя
Мгновенная обратная связь возможна и ожидаема:
А) вербальная (вопросы, комментарии, шепот, ворчание)
Б) невербальная (мимика, жесты) Письмо постоянно. Можно перечитывать сообщение так часто, как это необходимо, и с любой скоростью. Речь переходящая. Предполагается мгновенное понимание. Предложения должны быть выстроены в определенном порядке, с определенными связками, чтобы сформировать текст. Обычно предложения не полные, часто грамматически не правильные; много пауз, повторений. Для облегчения понимания используется пунктуация, заглавные буквы, подчеркивание. Для облегчения понимания используется ударение, интонация, скорость речи, мимика, жесты.
Проанализировав все вышесказанное можно сделать вывод, чтописьмо является самостоятельным, отличным от других процессом, который требуетсерьезного отношения и изучения. В дальнейшем под понятием письменной речи вданной работе будет пониматься вид речевой деятельности, представляющий собойумение сочетать слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии сситуацией общения.
1.2 Цели обучения письму
Изучая второй язык, мы учимся общаться с другими людьми:понимать их. Разговаривать с ними, читать их письменные сообщения и писать своисообщения. Но общение не является единственной причиной, по которой письмовключено в программу изучения иностранного языка. Есть еще одна важная причина:изучение письма помогает студентам учиться. Прежде всего, пополняетсявокабуляр, изучаются идиомы и грамматические структуры. Кроме того, когдастуденты выполняют письменные задания, они должны подумать о том, как правильносоставить предложение, как его написать, как связать его с другимипредложениями и т.д. Очень близкая связь между письмом и мыслительным процессомделает письмо одной из важных составляющих любого языкового курса.
Конечным требованием приобучении письму является развитие у учеников умений выражать свои мыслиписьменно. По окончании курса ИЯ учащиеся должны уметь:
v Делать выписки из текста;
v Составлять и записывать планпрочитанного или прослушанного текста;
v Написать короткое поздравление,выразить пожелание;
v Письменно заполнить формуляр (указатьимя, фамилию, возраст и т.д.)
v Написать личное письмо, используяматериал одной или нескольких тем, пройденных на уроках устной речи, используяречевые клише, принятые в стране изучаемого языка;
Длявыпускников школ с углубленным изучением ИЯ выдвигаются такие требования как:
v Описание различных фактов, явлений,событий;
v Выражение своих впечатлений;
v Выражение собственного мнения поданному факту, событию;
v Создание учебных записей, заметок попрочитанному материалу;
v Написание развернутого плана устногоили письменного сообщения;
Для того,чтобы создавать письменные сообщения, учащиеся должны уметь следующее:
v Передавать основную идею, содержаниепрослушанного или прочитанного текста;
v Описывать, сравнивать, сопоставлятьфакты;
v Доказывать, аргументировать своюточку зрения;
v Уметь охарактеризовать, оценить,выразить собственное отношение к изложенным фактам ([4], с.37)
Последовательностьобучению письму на разных этапах в школе «проявляется в постепенном, шаг зашагом, усложнении предметного содержания, объема и характера продуцируемыхучащимися текстов, степени сложности языковых трудностей, в большемразнообразии используемых языковых средств.»([1], с.140)
Ученики начальных классовпо окончании курса должны уметь:
v Оформить поздравительную открытку,содержащую короткий текст;
v Написать небольшое по объему письмо;
v Составить краткий план прочитанноготекста;
Дляучеников 5-7 классов выдвигаются требования:
v Написать личное письмо, но большее по объему и включающее 2-3 темы;
v Заполнить простой формуляр с основными сведениями о себе;
v Выписывать ключевые слова, выражения, предложения;
На старшемэтапе обучения, в 8-9 классах, учащиеся должны научиться:
v Писать личные письма и сообщения с изложением конкретных фактов,событий, явлений и личных впечатлений, с использованием большого разнообразияязыковых средств, в том числе эмоционально-оценочных;
Ученики 10-11 классовдолжны уметь написать не только личное письмо и сообщение, но и сочинение,показав способность не просто описывать события, факты, спросить о какой-либоинформации, выразить свое мнение, доказать его, но и «…сопоставить свой опыт сопытом его сверстника- носителя языка в оценке и интерпретации затрагиваемых втексте проблем, событий, явлений.»([1], с.140)
Кроме всеговышеописанного, самостоятельность школьников в общении в письменной формезависит от того, сформированы ли у них:
1)Обще учебные умения:
Ø Списывание, использование текста какопоры для своего сообщения;
Ø Работа со справочной литературой,словарями;
Ø Построение логичных ипоследовательных высказываний, обобщение информации и т.д.
2)Компенсационныеумения:
Ø Умение перефразировать, выражатьсложную мысль простым языком;
Ø Использовать текст при поискенеобходимой информации и т.д.
Таким образом, обучение письму имеетопределенные, очень четкие цели: научить учеников правильно писать и оформлятьразличные типы письменных сообщений, выражать свою точку зрения,аргументировать ее. Все это служит основой для развития коммуникативнойкомпетенции у учащихся.
1.3 Виды письменной речи
В зависимости от назначения выделяют двавида продуктивной письменной речи:
1) Учебная письменная речь- выполнение вписьменной форме разнообразных языковых и условно- речевых упражнений,направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, атакже речевыми умениями. Данный вид речи является не только эффективным средствомобучения, но и действенным средством контроля, Упражнениями самого высокогоуровня здесь являются:
-сочинение;
-подробное изложение;
Эти же упражнения являются традиционнымидля проверки сформированности продуктивных навыков и умений письма.
2) Коммуникативная письменная речь – это«…экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевогосообщения в письменной форме.»([3], с.11)Здесь развитие умения выражать своимысли в письменной форме идет на базе и с помощью учебной письменной речи,которая опирается на технику письма, графические и орфографические навыки.
Целью коммуникативной письменной речиявляется развитие умения создавать различные типы текстов, которые могутпонадобиться учащимся в учебной или профессиональной деятельности или в личныхцелях.
1.4 Типы письменной речи
Существует очень много типов письменнойречи с различной направленностью, содержанием, композиционной структурой иязыковой формой. Т. Хедж предложила разделить их на шесть основных типов, которыеприведены в таблице 2.
Таблица 2Тип Приметы Цель Учебная письменная речь
Эссе
Письменные отчеты
Резюме
Рецензии
Аннотации
Тезисы
Заметки Используется лично студентами для заметок в процессе чтения, во время лекций Профессиональная письменная речь
Деловые письма
Контрольные
Объявления
Статьи
Отчеты
Протоколы Связана с профессиональной деятельностью. Дает студентам возможность лучше понять свои потребности в изучении языка Социальная письменная речь
Записки
Частные письма
Открытки
Инструкции
Приглашения Включает все письменные сообщения в кругу семьи и друзей Личная письменная речь
Дневники
Заметки
Рецепты
Записи адресов
Списки покупок Очень тесно связана с родным языком, что мотивирует студентов к ее использованию. Творческая письменная речь
Стихи
Рассказы
Песни
Сценарии Обычно используется для изучения родного языка на начальном и среднем этапе, но успешно используется и при изучении второго языка, что обычно очень нравится студентам. Общественная письменная речь
Письмо-жалоба
Письмо-просьба
Формуляры
Заявления Помогает студентам лучше усвоить различия между написанием такого типа сообщений в родном языке и в изучаемом.
Основным умением, которое требуют отстудентов на сегодняшний день, является умение написать сочинение, так как оноявляется экзаменационным заданием в большинстве образовательных систем. С однойстороны это хорошо, так как поможет студентам при поступлении в Вузы, гденеобходимость написания работ такого профиля очень высока. Но, необходимоподумать и о других типах письменных сообщений, с которыми студенты навернякавстретятся в будущем. Поэтому необходимо обучать всем шести типам письменнойречи, приведенным выше.
1.5 Основы процесса обучения письму
Самой главной задачей для учителяявляется вовлечение студентов в процесс письма. Он должен заинтересовать их внаписании какой-либо работы, объяснить им важность и полезность данного навыка.Но, для того, чтобы студенты могли успешно выполнить задание, учитель должендать им необходимые знания и поддержку. Ниже приведены несколько практическихсоветов для учителей, предложенные Д. Берном:
1) Учите студентов, как писать.
Умение писать часто принимается как самособой разумеющееся, особенно если обучаемые достаточно взрослые и могут писатьи говорить успешно на родном языке. Но, устным умениям – слушанию и говорению –нужно обучать, используя специальные техники и упражнения. То же и с письмом:для обучения этому навыку необходимо применять специальные техники и методы.
2) Обеспечьте достаточный и уместный опытписьменной речи.
Существует утверждение, что устныевозможности являются основой для обучения слушанию. Тот же принцип и в письме:оно должно быть представлено широким диапазоном письменной речи. Если студентыбудут видеть в своих тетрадях лишь диалоги, а в книгах – тесты, они не смогутнаписать другие типы письменных сообщений.
3) Покажите студентам, как письменнаяречь функционирует, как система общения.
Ученикам необходимо знать, как мыобщаемся с помощью письменной речи, и чем это отличается от устного общения. Вособенности, им необходимо показать, что любое письменное сообщение несеткоммуникативную функцию, независимо от того адресовано оно какому-то определенномучитателю или нет.
4) Учите студентов, как писать текст.
Автор уже отмечал ранее, что письмовключает в себя умение организовать связный текст из предложений. Большинствопрактических заданий должно быть направлено на изучение тех приемов, которыенеобходимы для написания различных типов текстов.
5) Учите студентов, как писать различныхвидов текстов.
Конечно, учитель не может требовать отучеников мастерского написания всех видов текстов. В любом случае, многие изних не понадобятся им в будущем. Но в то же время, недостаточно простопопытаться научить их какому-то общему виду написания сообщений. Так же как и вречи, они должны уметь выбрать соответствующий стиль, должны правильно оформитьсообщение.
6) Письменные задания должны бытьреалистичными и уместными.
Очень часто письменные задания кажутсяученикам нереальными, так как не дают ощущения, что они пишутся для кого-то иликому-то. Учитель должен останавливаться на тех типах письменных сообщений,которые более всего интересны детям и нужны им. Например, личные сообщения(записки, письма) или профессиональные (формальные письма, доклады).
7) Сочетайте письмо с другими умениями.
Письмо иногда называют «Золушкой» средичетырех умений, так как обычно письменные задания даются в конце темы или надомашнее задание. Учитель обязательно должен сочетать письмо с другимиумениями, чтобы ученики видели, что письмо – это «реальный» навык.
8) Используйте различные техники иупражнения.
Это очень важно, так как ученики оченьбыстро устают, делая один и тот же тип заданий. Кроме того, некоторые техники иформаты соответствуют определенному уровню. Например, написание писем обычноизучается на ранней стадии, так как оно предполагает использование разговорныхформ языка. Кроме того, учитель не может быть полностью уверен в эффективностикакой-то одной техники.
9) Сочувствуйте своим ученикам.
Учитель не должен быть «судьей», особенноесли письменные умения тестируются или экзаменуются. Учитель должен постаратьсяувидеть не то, чего ученик не смог, а то, что ему удалось сделать.
Как мы видим, учителю необходимо датьучащимся достаточно много, прежде чем перейти к процессу письма, как таковому.
Как определяет Т. Хедж, письменныйпроцесс состоит из нескольких стадий, которые можно представить в следующейсхеме:
Но на самом деле, письменный процесснамного сложнее, так как автору все время приходится возвращаться к черновику,чтобы подправить что-либо или составить новый план. Кроме того, нужноподчеркнуть, что сложность процесса будет зависеть от типа письменногосообщения. Т.о. письменный процесс можно представить следующей схемой:
До-письменный
Период
Обмен идеями/
Написание черновика
Проверка
Чистовик
Схема 2
Кроме этого, процесс письма можноописать, как состоящий из трех основных периодов. Ниже эти три периодарассматриваются на примере процессуального подхода к обучению письму, которыйявляется одним из наиболее эффективных в настоящее время:
1) До-письменный период.
На данном периоде автор должен ответитьна два важных вопроса:
А) С какой целью автор пишет данноесообщение?
Этот вопрос определяет функцию будущегосообщения. Например, доклад, который будет убеждать и побуждать к действию, илиобъяснение работы механизма, которое должно быть очень детальным и понятным.
Б) Для кого автор пишет?
Этот вопрос связан с аудиторией, котораябудет читать данное сообщение. Обдумывание данного вопроса помогает автору понять,что написать и как представить работу — серьезно, формально, дружески. Крометого, на данном периоде составляется план работы, который в дальнейшем можетподвергаться изменениям.
2) Период написания и переписывания.
Вторая ступень письменного процесса –непосредственно письменный период, на котором обычно пишется первый черновик.Т.Хедж говорит, что «…на этом периоде автор часто прерывается, чтобы перечитатьтекст, лучше понять, как он развивается, перепроверить план, чтобы внести новыеидеи и изменения.»([6], с. 23)Это так называемая переработка, когда автор всевремя возвращается к плану, к черновику, перепроверяет его, дополняет и т.д.Как правило, на данном этапе больше внимания уделяется идее текста, егосодержанию, а не исправлению пунктуационных или грамматических ошибок. Исходяиз вышеизложенного, автор данной курсовой работы предлагает изобразить процессписьма через схему, предложенную К. Трибблом:
Так как данная ступень написанияписьменного сообщения является наиболее важной и продуктивной, автор считаетуместным привести несколько советов Паулы Ля-Роке для успешного написанияписьменного сообщения. Их обязательно должны знать студенты для успешноговыполнения письменных заданий:
ü Не делайтепредложения слишком длинными. Но, если вам необходимо использовать длинноепредложение, постарайтесь перед ним и после него поместить короткиепредложения.
ü Постарайтесь неупотреблять больше трех разных грамматических структур в одном предложении.
ü Старайтесь неупотреблять предложения в пассивном залоге. Кроме того, избегайте использованиямногосложных слов, а также жаргонных слов и выражений.
ü Заменяйте помпезныеслова и выражения на простые. Например, вместо выражения «на сегодняшний день»используйте «сейчас».
ü Не оставляйтепредложения «отрытыми». Конечно, четкость и краткость приветствуются, но нужнообязательно дополнять и объяснять главные предложения, раскрывать идею.
ü Обязательнопрочитайте работу вслух, чтобы проверить ритм, разборчивость и доступность еедля чтения.
ü Используйтеконкретные понятия, а не абстрактные.
ü Используйте один«сильный» глагол вместо нескольких «слабых».
ü Постарайтесьобращаться к опыту своего будущего читателя. Ведь каждый представляет себеразличные картины во время чтения, и понимают все по-разному.
Вышеизложенные советы помогут не толькостудентам в написании работы, но и учителю, которому будет легче объяснятьсвоим учащимся, как правильно и продуктивно выполнить задание.
3) После — письменный период.
На данном этапе пишется чистовая версияработы. Более интенсивно идет проверка грамматики, пунктуации, орфографии,оформляется внешний вид работы. На этом этапе автор наиболее серьезно проверяетсвою работу, «судит» ее, пытаясь взглянуть на нее глазами читателя.
Все вышеизложенное позволяет говорить осложности и важности письменного процесса. Учитель обязательно должен научитьсвоих учеников писать правильно, проходя через все три стадии письменногопроцесса объяснить им, что, не обдумав свою работу, не ответив на необходимыевопросы перед написанием работы, им будет очень трудно успешно выполнитьзадание. Только тогда учитель может быть уверен, что его ученики достигнутуспеха в приобретении такого навыка, как письмо.
1.6 Различные подходы к обучению письму
Обучение письму уже очень долгое времяявляется одним из самых главных элементов во всех образовательных системах.Существует большое количество различных точек зрения по поводу лучшего подходак обучению письму.
К. Триббл выделяет три основныхнаправления:
ü Фокус на обученииформе;
ü Фокус на авторе;
ü Фокус на читателе;
Эти фокусы определяют три главныхнаправления в обучении письму:
1) Традиционный подход, или основанный натексте подход, который широко используется в наших школах. Здесь учитель чащевсего использует учебник, где очень много моделей. Кроме того, учителя,использующие данный подход, считают исправление ошибок студентов своей первостепеннойзадачей. Т.о. главной задачей учителя является внушение понятий о правильностии подчинении правилам.
2) Второй подход был разработан, какответ традиционному и направлен на автора письменного сообщения, как нанезависимого производителя текстов. Данный подход был подробно описан автором впункте 1.5 и называется он подходом, основанным на обучении процессу письма.
3) И, наконец, третий подход, жанровый, который более социально ориентировани основывается на взаимодействии между автором текста и читателем. Основнойидеей является то, что если читатель не поймет идею текста, то общения небудет.
Но, кроме вышеперечисленных основныхподходов к обучению письму, существует еще очень много других подходов. Этообъясняется тем, что каждый учитель видит процесс обучения письму по-разному.Поэтому каждый старается выработать для себя свой собственный подход. Рассмотримнекоторые из них:
1) «Свободное письмо» заключается в том, что некоторые учителя делаютакцент не на качестве письменных работ, а на их количестве. Учащиеся пишутработы по заданным темам, при проверке которых уделяется минимальное вниманиеисправлению ошибок. Особенностью является то, что ученики, прежде всего, учатсяпродумывать содержание, а не формат.
Для тренировки беглости некоторые учителяначинают уроки с просьбы написать небольшой абзац на любую тему, не думая ограмматике и правописании. Обычно это занимает 5-10 минут. Сначала это кажетсяученикам очень сложным. Некоторые из них просто не знают, что написать. Нозатем, практикуясь, все чаще и чаще, ученики начинают видеть свой прогресс ипонимают, что писать — это не так уж страшно. Т.о. «аудитория» и «содержание»являются главными моментами в данном подходе.
2) Подход, основанный на обучении письму через написание абзаца
В данном подходе акцент сделан наорганизацию текста, а не на грамматическую правильность или содержание.Студенты переписывают абзац, анализируют его и пишут свою модель. Кроме того,они выстраивают смешанные предложения в правильном порядке, выделяют главныепредложения, добавляют или исключают ненужные предложения. Этот подход основанна том, что в разных культурах люди выстраивают и организовывают общениепо-разному. Поэтому, если студент может хорошо организовать свои идеи на родномязыке, это не значит, что он не должен изучать на практике и анализироватькакие-то определенные, присущие только английскому языку, черты письменныхсообщений.
3) Грамматико-синтаксический подход.
Некоторые преподаватели считают, чтописьму нельзя обучать оторвано от обучения грамотности. Поэтому они стараютсяорганизовать письменные задания таким образом, чтобы студенты работали нетолько над организацией текста, но и над грамматикой и синтаксисом. Например,для того, чтобы написать четкую инструкцию по пользованию калькулятором, авторунеобходимо знать не только вокабуляр, но и простые формы глагола, слова-связки,определенные структуры предложения и т.д. Во время обсуждения и подготовки всеэто обдумывается и пересматривается. Т.о. данный метод сочетает в себе изучениецели написания работы и формы, необходимой для написания.
3) Коммуникативный подход.
Данный подход становится все болеепопулярным в настоящее время, не только в Вузах, но и в общеобразовательныхшколах. Здесь делается акцент на цели написания работы и на аудиторию. Ученикампредоставляется возможность стать «реальными» авторами. Поэтому, перед тем, какписать что-то, они должны задать себе два вопроса:
-Почему я это пишу?
-Кто будет это читать?
Традиционно только учитель был читателемработ студентов. Но было отмечено, что студенты выполняют задания лучше, когдаписьмо — реальный коммуникативный акт, с автором, пишущим для реальногочитателя.
Обычно после написания студенты обмениваютсясвоими работами, делают пометки, суммируют, комментируют, но не исправляютошибки.
Проанализировав всю вышеизложеннуюинформацию, можно сделать вывод: все подходы к обучению письму частичнопересекаются между собой. Не существует какого-то определенного, единогоподхода к обучению письму, который может использоваться без использованияупражнений и заданий, взятых из других подходов.
И главной задачей учителя является помочьученику стать независимым автором, который сможет написать понятное, беглое и осмысленноеписьменное сообщение, соответствующее требованиям.
1.7 Возможные трудности при обученииписьму
При обучении письму учителя частосталкиваются с серьезной проблемой: у учеников возникает большое количествотрудностей. Эти трудности можно разделить на три группы:
ü Психологическиетрудности.
В психологии интерес к проблемам развитияписьменной речи возник очень давно. В отечественной психологии этой проблемойзанимался Л.С Выготский. Он отметил, что развитие письменной речи не можетпроисходить без овладения техникой письма. Но почему же процесс овладенияписьменной речью так сложен для многих детей? Прежде всего, потому, что письмонаиболее сложная осознанная форма речевой деятельности, резко отличающаяся отустной речи.
А.Р. Лурия доказал в своих исследованиях,что процесс письма обеспечивается «совместной работой ряда участков мозговойкоры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другоеусловие, необходимое для осуществления письма»([10]). Кроме того, письмо являетсядостаточно самостоятельным видом деятельности, в отличие от устной речи, где мыможем видеть собеседника, касаться его. Выполняя письменную работу, мы не можемрассчитывать на мгновенную обратную связь, что делает процесс письма оченьсложным. К сожалению, те технологии, которые применяются для обучения письму насегодняшний день, не учитывают факта, что у большинства младших школьниковмежанализаторное взаимодействие недостаточно сформировано. В будущем это можетпривести к сложностям при овладении навыками письма.
ü Языковые проблемы.
Устное общение поддерживается черезвзаимодействие, и обычно собеседник помогает нам его поддерживать. Так как речьобычно спонтанна, мы не уделяем особого внимания правильности предложений и ихсвязи между собой. В письме же все наоборот: нужно поддерживать канал общенияоткрытым, используя свои собственные возможности. это является достаточнобольшой сложностью для детей.
ü Познавательныепроблемы.
Дети растут, научаясь говорить, и обычнотратят на это много времени. И часто они говорят без всякой цели, простопотому, что хочется. С письмом все наоборот: обязательно нужно думать о том,что ты пишешь, запоминать определенные структуры, которые редко используются вречи. Кроме того, нужно знать, как правильно выразить свои мысли, чтобы онибыли понятны читателю, который возможно и не знаком с автором.
Как видно из всего вышеизложенного, приобучении письму на раннем этапе возникает очень много различных трудностей,основные виды и возможные причины приведены в таблице 3:
Таблица 3Виды трудностей Возможные причины Трудность запоминания графического элемента буквы
1)Недостаточная сформированность зрительной памяти.
2)Недостатки методики обучения.
3)Форсирование темпа обучения Трудность формирования правильной траектории движения при выполнении граф. элемента
1) Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, зрительной памяти.
2) Форсирование темпа обучения Неспособность скопировать букву, неровные штрихи.
1) Недостаточная сформированность моторных функций.
2) Недостатки методики обучения. Пропуски согласных и гласных букв.
1)Трудности звукобуквенного анализа.
2) Форсирование темпа обучения Замена согласных букв; не дописывание букв, слогов.
1) Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия.
2)Трудности концентрации внимания. Не использует правила (не ставит точку, сливает предлоги и слова и т.д.)
1)Непосильный темп.
2)Трудности концентрации внимания.
3)Неустойчивая работоспособность.
4)Педагогические недоработки. Очень медленный темп письма
1) Трудности звукобуквенного анализа.
2)Индивидуальный темп деятельности.
Проанализировав вышеизложенный материал,можно сделать вывод: к обучению письму нужно относиться очень серьезно с самогоначального этапа обучения. Если оставить трудности детей без внимания, то в будущемэто может привести к еще более серьезным проблемам, исправить которые будетнамного сложнее, чем на раннем периоде.
1.8 Различные техники и упражнения
Энн Раймс говорит: «Для студента нетлучшего пути научиться письму, как форме общения, чем через выполнениепрактических письменных заданий, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни»([7], с.83). Различные письма, приглашения, инструкции являются неотъемлемой частьюнашей жизни. И если студенты будут экспериментировать с такими заданиями вклассе, они не только будут практиковаться в английском языке, но и узнавать окультуре изучаемого языка. Ниже автор рассматривает несколько техник иупражнений для обучения письму.
1) Заполнение формуляров.
Заполнение различных формуляров иопросников дает студентам возможность студентам перерабатывать информацию изодной формы в другую. Здесь можно использовать такие упражнения:
v Заполнение анкетычерез чтение.
Прочитав небольшой отрывок из текста,студенты выбирают необходимую информацию и заполняю анкету. Работу можноорганизовать по-разному. Например, дать одному студенту из пары текст; онзаполнит анкету и презентует ее партнеру, который должен восстановить описаниеполностью.
v Вопросник.
Студенты обсуждают в группе и придумываютвопросник, целью которого будет выявить отношение других учеников к такимспорным вопросам, как, например:
1) Полезнее всего есть 2 3 4 раза в деньи т.д.
Затем они презентуют собранную информациюв классе.
2) Составление списков.
Люди пишут списки, чтобы не забытьчто-то. Например, список покупок, список приглашенных на вечеринку и т.д. Здесьможно использовать такое задание:
v Составление спискапокупок.
Учитель спрашивает учеников, что онидолжны купить сегодня и записывает список на доске, а затем просит расписатьвсе эти покупки по группам – продукты, одежда и т.д.
3) Написание инструкций.
Мы пишем инструкции очень часто, когдаобъясняем другу, как добраться до нашего дома, когда пишем рецепт для подруги ит.д. Поэтому написание инструкций является одним из письменных навыков, которыйстудентам просто необходим при изучении языка. Здесь можно использовать такиеупражнения:
v Студенты пишутдруг другу инструкции, как добраться от школы до их дома. Партнеры читают изадают вопросы.
v Можно поигратьв игру «Охота за сокровищем». Группа студентов прячет в комнате какой-топредмет и пишет инструкцию, как его найти. Другая группа должна отыскать«клад».
Таким образом, проанализироваввышеизложенную информацию, можно сделать вывод: обучать письму лучше череззадания, которые непосредственно связаны с повседневной жизнью и дают студентучувство реальной полезности, а, следовательно, мотивируют к выполнению задания.
Заключение
В заключение данной курсовой работыавтору хотелось бы подвести итог об обучении письму в средней школе наосновании вышеизложенной информации.
Изучив и проанализировав большоеколичество теоретического материала по методике преподавания письменной речи наанглийском языке, что являлось одной из задач данной курсовой работы, автор сделалвывод, что наиболее продуктивным и интересным сточки зрения принциповпреподавания является процессуальный подход, основанный на обучении письмучерез изучение трех стадий: до-письменной, письменной и после письменной.Данный подход ориентирован не только на текст, но и на автора и читателя, чтодает студентам возможность не просто написать работу по шаблону, а подумать,проанализировать и оформить свои мысли в понятном для читателя виде.
Другой задачей данной курсовой работыбыло отобрать наиболее адекватные и эффективные типы заданий и упражнений,способствующих формированию навыка письма. По мнению автора, таковыми являются:написание инструкций, составление списков и т.д. Они наиболее интересны длястудентов, так как непосредственно связаны с повседневной жизнью, и студентывидят их важность, что прекрасно мотивирует их.
Т.о., изучив большое количествотеоретической литературы по методике преподавания письма на английском языке,автор расширил и углубил свои знания в области обучения письму в средней школе,что и являлось главной целью данной курсовой работы.
обучениеписьмо английский язык школа
Библиография
1. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам. — М.:АРКТИ, 2000. – 165с.
2. Готовко Н.И., Improve Your Writing.– Красноярск: Педагогический колледж №1, 2003.
3. Колесникова И.Л., Англо-русский терминологический
4. справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова, О.А. Долгина. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ,Cambridge University Press, 2001.- 224с.
4. Мусницкая Е.В., Обучение письму. – М.: МГПИИЯ им. Н. Тореза,1983.
5. Byrne, D. Teaching Writing Skills.Longman, 1995.
6. Hedge, T. Writing. OUP, 1988.
7. Raimes, A. Techniques in Teaching Writing, OUP,1983.
8. Tribble, C. Writing. Oxford University Press,1996.
9. White, R., Arndt, V. Process Writing. Longman,1995.
10. http:// conf.stsrsu.ru/ YOUTH_SCI/ SEC4/ardasheva.htm.
Приложение
«There is no better wayfor students to grasp the essential value of writing as a form of communicationthan for them to produce the kind of practical writing that many people do intheir everyday life. »(Raimes, A. Techniques in Teaching Writing. OUP, 1983 –p.83)
«Writing the first draftis often interrupted as the writer stops to read over and review, to get anidea how the text is developing, to revise plans, and bring in new ideas orrearrange those already expressed. »(Hedge, T. Writing. OUP, 1998 – p.23)