Себестоимость и рентабельность производства продукции 2

Российский Государственный Аграрный Университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Курсовая работа

на тему:
Себестоимость и рентабельность производства продукции.
Выполнила студентка

учетно-финансового факультета

3 курса 305 группы

Фельдман Яна.
Москва 2010
Содержание

Введение.
Тема данной курсовой работы: себестоимость и рентабельность производства продукции. В актуальности темы сомневаться не приходится, т.к. такие понятия как себестоимость и рентабельность всегда были и будут очень важны для любого предприятия.

Себестоимость — основа соизмерения расходов и доходов, это не только важнейший экономический показатель деятельности предприятия, но и фактор конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. В себестоимости находят отражение все стороны деятельности пред­приятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства; степень использования производствен­ных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характери­зующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэто­му решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности ра­боты всего предприятия.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Данная курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе будет рассмотрены теоретические основы анализа себестоимости и рентабельности. Целесообразней в этой главе рассмотреть имеющиеся понятия отдельно, поэтому первая глава имеет два подпункта, в которых будут освещены такие вопросы как определение и сущность себестоимости, методы расчета себестоимости, задачи анализа себестоимости.

Во второй главе проведем анализ себестоимости и рентабельности производства продукции.

В третьей главе будет представлены пути решения проблем, связанных с высокой себестоимостью продукции и низкой рентабельностью предприятия.

Цель курсовой работы дать понятия себестоимости и рентабельности, проанализировать данные показатели на конкретных предприятиях, представить основных пути снижения себестоимости производства продукции и повышения рентабельности предприятия.
Глава 1. Теоретические основы анализа себестоимости и рентабельности производства продукции. 1.1Сущность и содержание себестоимости производства продукции.
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией.

Слово «себестоимость» является типично русским. Русско-английские словари дают два варианта перевода данного термина – 1) cost, и 2) cost price. Первый вариант «cost» переводится на русский как затраты, издержки, расходы и себестоимость. Второй вариант несет значение о том, что цена продукта соответствует затратам на его производство. Таким образом, себестоимость какого-либо объекта означает величину затрат предприятия на производство данного объекта. Из описанной выше сущности себестоимости вытекает традиционное определение данного понятия. Себестоимость продукции, работ и услуг — стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость показывает, во сколько предприятию обходится выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата). Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Себестоимость определяет возможности и границы реализации функций цены. Известно, что себестоимость является нижним пределом цены, т.е. определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:

-общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период – себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;

-затраты на единицу объема выполненных работ – себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 рубль товарной продукции, затраты на 1 рубль нормативно чистой продукции.

Суммарные затраты на производство и реализацию продукции можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным.

На отечественных предприятиях по объему учитываемых затрат принято различать следующие виды себестоимости:

технологическая себестоимость, включающая в себя только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, так как затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке;

цеховая себестоимость – образуется путем добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды основных производственных рабочих и общепроизводственных расходов;

производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) – кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, — показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.

Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
–PAGE_BREAK–Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнообразны по своему экономическому назначению, а также роли в изготовлении и реализации продукции.
Планирование себестоимости является одной из основных составляющих технико-экономического планирования предприятия.

При планировании себестоимости продукции применяются определенные методы.

Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

-обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;

-осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;

-наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

-определения участия отдельных служб, отделов и производственных подразделений в снижении издержек и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

-анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и в объединениях.

Сметый метод. Предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы. Смета может составляться как на отдельные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например, план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

Метод калькуляции. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия, заказы, марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции – возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, единовременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

Задачи анализа себестоимости и источники информации.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются: отчетные данные, данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).
1.2 Рентабельность производства: суть и методы расчета.
Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Выделяют рентабельность общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются:

-отношение прибыли к издержкам производства, характеризующее уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

-отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующее относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Рентабельность — это важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного расчёта. Она означает доходность, прибыльность предприятия и определяется путём сопоставления получаемых результатов (прибыли, валового дохода) с затратами или неиспользуемыми ресурсами. Будучи обобщающим показателем экономической эффективности производства, рентабельность отражает эффективность использования потреблённых производством ресурсов отрасли — трудовых, земельных и материальных, уровень управления и организации производства и труда, количество, качество и результаты реализации продукции, возможности осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников. Таким образом, рентабельность находит своё выражение, прежде всего в наличии прибыли. Прибыль представляет собой реализованную часть чистого дохода и рассчитывается вычитанием из денежной выручки от реализации продукции (Вр) коммерческой (полной) себестоимости (Ск) или издержек производства (Ип):

П = Вр — Ск (Ик) (1)

Прибыль характеризует конечные экономические показатели не только в сфере производства продукции, но и в сфере обращения, реализации. Она является как бы фокусом, в котором находят отражение все слагаемые эффективности производства. С ростом прибыли неразрывно связан рост рентабельности производства. В свою очередь когда идёт речь о том, что то или иное предприятие рентабельно, это означает, что в этом хозяйстве не только возмещают затраты, связанные с производством и реализацией продукции, но и получают определённую прибыль, позволяющую вести деятельность на расширенной основе.

В отечественной экономической науке выделяют рентабельность двух видов: народнохозяйственную и хозрасчётную. Показатель народнохозяйственной рентабельности необходим, с одной стороны, для всестороннего научного обоснования развития экономики страны в целом, с другой — для оценки итогов развития сельского хозяйства, анализа и установления важнейших пропорций развития агропромышленного комплекса. При определении народнохозяйственной рентабельности учитывается весь прибавочный продукт, создаваемый в сельском хозяйстве.

Хозрасчётная рентабельность — это рентабельность отдельного сельскохозяйственного предприятия или отдельного вида продукции. Она зависит от количества и качества продукции, уровня цен и величины затрат на производство продукции. При исчислении хозрасчётной рентабельности берут в расчёт величину чистого дохода, непосредственно реализованного предприятием.

Рассмотрим показатели рентабельности.

Проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находятся в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения. Абсолютные показатели рентабельности — это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Предприятие может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Они рассчитываются как по всей реализованной предприятием продукции, так и по отдельным её видам.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

Все вышеперечисленные показатели рентабельности характеризуют экономическую эффективность использования текущих производственных затрат на получение продукции.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определённым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

Факторы резервы повышения рентабельности.

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

-факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

-факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы – такие, которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные — на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

Таким образом, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой — резервов снижения себестоимости продукции.
Глава 2. Анализ себестоимости и рентабельности производства продукции на предприятии.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию финансовых и материальных возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Для планирования и учета, а также для изучения структуры себестоимости продукции все затраты на ее производство и реализацию группируются по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

При поэлементной классификации расходы группируются по характеру их образования, независимо от целевого назначения и места их возникновения. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период, независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия.

Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия (его отдельных подразделений), устанавливать, по каким направлениям необходимо искать пути снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. На производственных предприятиях данная группировка затрат является основной.

Анализ затрат по статьям себестоимости проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий период в целом и по отдельным калькуляционным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьям имело место снижение расходов, а по каким превышение. Такой анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии .

Проанализируем себестоимость легковых шин моделей Кама-505 и модели Кама-204, размер которых 175/70R13, за 2007 и 2008 года по данным, приведенным в приложениях 1 и 2.

Из таблиц 1 и 2 видно, что в целом произошло увеличение себестоимости на 1000 штук в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Общее увеличение затрат на 1000 штук по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 составило 66,5 тыс. руб., по автопокрышке 175/70R13 КАМА-204 -75,2 тыс. руб. или на 130 % и 136 % соответственно. Увеличение затрат произошло в основном за счет увеличения общепроизводственных расходов, расходов на энергию технологическую, общехозяйственных расходов и заработной платы основных производственных рабочих. В расчете на 1000 штук:

— общепроизводственные расходы увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 25,3 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 28,6 тыс. руб.;

— затраты на энергию увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 22,1 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 24,1 тыс. руб.;

— общехозяйственные расходы увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 8,2 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 10,2 тыс. руб.;

— затраты на оплату труда основных производственных рабочих увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 7,1 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 8,6 тыс. руб.

В 2006 году объединение перешло на давальческую схему работу, но приобретение части основных материалов осталось в ведении объединения. С конца 2007 года полностью приобретение основных материалов отошло ООО «Татнефть — Нефтехимснаб», поэтому в структуре себестоимости на 1000 шт. 2007 и 2008 года доля основных материалов присутствует в незначительном объеме.
Таблица 1 — Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 по статьям за 2007 — 2008 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-505

2007 год

2008 год

Отклонения

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

162460

1942

81786

993

-80674

-949

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные расходы

3808

46

0

0

-3808

-46

Материальные затраты

166268

1988

81786

993

-84482

-995

Затраты на ОТ производственных рабочих

2632064

31462

3178347

38575

546283

7113

ЕСН

706053

8440

850546

10323

144493

1883

Энергия технологическая

3822625

45693

5587698

67818

1765073

22125

Возмещение износа

1535394

18353

1627953

19758

92559

1405

Общепроизводственные расходы

5900963

70537

7900344

95886

1999381

25349

Общехозяйственные расходы

3632340

43419

4251305

51598

618965

8179

Прочие ОХР

125446

1500

118898

1443

-6548

-57

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

0

0

Производственная себестоимость

18521153

221391

23596877

286395

5075724

65004

Коммерческие расходы

221757

2651

341826

4149

120069

1498

Полная себестоимость

18742911

224042

23938703

290543

5195792

66501
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Увеличение общепроизводственных расходов по а/п 175/70R13 КАМА-505 на 136 % в динамике в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с увеличением расходов на:

— рост зарплаты вспомогательных рабочих и ИТР;

-рост цен на энергоносители (отопление, освещение, стоки,
хозяйственная вода);

— на текущий и капитальный ремонт оборудования.
Таблица 2 — Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-204 по статьям за 2007 — 2008 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-204

2007 год

2008 год

Отклонения

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

81098

1942

35467

993

-45631

-949

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные расходы

1901

46

0

0

-1901

-46

Материальные затраты

82999

1988

35467

993

-47532

-995

Затраты на ОТ производственных рабочих

1300660

31148

1419729

39735

119069

8587

ЕСН

348903

8356

379929

10633

31026

2277

Энергия технологическая

1891096

45288

2478706

69373

587610

24085

Возмещение износа

320501

7675

304656

8527

-15845

852

Общепроизводственные расходы

2761993

66145

3386696

94786

624703

28641

Общехозяйственные расходы

1800984

43130

1904338

53298

103354

10168

Прочие ОХР

58069

1391

50191

1405

-7878

14

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

0

0

Производственная себестоимость

8565206

205120

9959713

278750

1394507

73630

Коммерческие расходы

102650

2458

144297

4039

41647

1581

Полная себестоимость

8667856

207578

10104010

282788

1436154

75210

Увеличение затрат на оплату труда производственных рабочих на 122,61% в динамике и соответственно ЕСН на 122,31% в динамике в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с ростом тарифов и окладов.

Если в 2007 году расходы на энергию технологическую составляли 20,39% в себестоимости продукции, то в 2008 году они уже составили 23,34% в себестоимости. Это объясняется ростом цен на энергоносители.
Таблица 3 — Изменения затрат себестоимости на автопокрышки 175/70R13 КАМА-505 за 2007 — 2008 годы, в рублях

Статьи затрат

2007 год

2008 год

2008г. к 2007г.

Отклонение

Затраты на 1000 шт.

%

Затраты на 1000 шт.

%

В динамике %

Затраты на 1000 шт.

%

Сырье и материалы

1942

0,87

993

0,34

51,13

-949

-0,53

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

0,00

Транспортно-заготовительные расходы

46

0,02

0

0

0

-46

-0,02

Материальные затраты

1988

0,89

993

0,34

49,95

-995

-0,55

Затраты на ОТ производственных рабочих

31462

14,04

38575

13,28

122,61

7113

-0,76

ЕСН

8440

3,77

10323

3,55

122,31

1883

-0,22

Энергия технологическая

45693

20,39

67818

23,34

148,42

22125

2,95

Возмещение износа

18353

8,19

19758

6,80

107,66

1405

-1,39

Общепроизводственные расходы

70537

31,48

95886

33,00

135,94

25349

1,52

Общехозяйственные расходы

43419

19,38

51598

17,76

118,84

8179

-1,62

Прочие ОХР

1500

0,67

1443

0,50

96,20

-57

-0,17

Прочие производствен-ные расходы

0

0

0

0

0

0

0,00

Производственная себестоимость

221391

98,82

286395

98,57

129,36

65004

-0,25

Коммерческие расходы

2651

1,18

4149

1,43

156,51

1498

0,25

Полная себестоимость

224042

100

290543

100

129,68

66501

Увеличение расходов на возмещение износа на 107,66% в динамике свидетельствует об уменьшении объема выпуска продукции, о значительной работе предприятия по повышению качества выпускаемой продукции и замене парка мощностей спецоснастки.

Коммерческие расходы также увеличились на 156,51% в динамике. Увеличение данной статьи затрат свидетельствует о том, что были включены затраты на рекламу в расходы переработчика.

В 2008 году произошло также в сравнении с 2007 годом увеличение общехозяйственных расходов на 8179 рублей.

По остальным показателям в структуре себестоимости произошли уменьшения затрат на 1000 штук.

На рисунке 2.1 показана структура затрат себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 за 2007-2008 года.

Теперь сравним изменение затрат себестоимости на автопокрышки 175/70R13 КАМА-204 за 2008 — 2007 гг. Из таблицы 4 видно, что в целом произошло увеличение себестоимости на 1000 штук в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 36,23%.
/>

Рисунок 2.1 – Структура затрат себестоимости а/п 175/70R13 КАМА-505

за 2007-2008 года

Таблица 4 – Изменения затрат себестоимости на автопокрышки 175/70R13 КАМА-204 за 2007-2008 годы, в рублях

Статьи затрат

2007 год

2008 год

2008 г. к 2007 г.

Отклонение

Затраты на 1000 шт.

%

Затраты на 1000 шт.

%

В дина-мике %

Затраты на 1000 шт.

%

Сырье и материалы

1942

0,94

993

0,35

51,13

-949

-0,59

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные расходы

46

0,02

0

0

0

-46

-0,02

Материальные затраты

1988

0,96

993

0,35

49,95

-995

-0,61

Затраты на ОТ производственных рабочих

31148

15,01

39735

14,05

127,57

8587

-0,96

ЕСН

8356

4,03

10633

3,76

127,25

2277

-0,27

Энергия технологическая

45288

21,82

69373

24,53

153,18

24085

2,71

Возмещение износа

7675

3,70

8527

3,02

111,10

852

-0,68

Общепроизводственные расходы

66145

31,87

94786

33,52

143,30

28641

1,65

Общехозяйственные расходы

43130

20,78

53298

18,85

123,58

10168

-1,93

Прочие ОХР

1391

0,67

1405

0,50

101,01

14

-0,17

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

0

0

0

Производственная себестоимость

205120

98,82

278750

98,57

135,90

73630

-0,25

Коммерческие расходы

2458

1,18

4039

1,43

164,32

1581

0,25

Полная себестоимость

207578

100

282788

100

136,23

75210

Увеличение общепроизводственных расходов по а/п 175/70R13 КАМА-204 на 143,30 % в динамике в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с увеличением расходов на:

— рост зарплаты вспомогательных рабочих и ИТР;

— рост цен на энергоносители (отопление, освещение, стоки,
хозяйственная вода);

— на текущий и капитальный ремонт оборудования.

Увеличение затрат на оплату труда производственных рабочих на 127,57% в динамике и соответственно ЕСН на 127,25% в динамике в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с ростом тарифов и окладов.

Если в 2007 году расходы на энергию технологическую составляли 21,82% в себестоимости продукции, то в 2008 году они уже составили 24,53% в себестоимости. Это объясняется ростом цен на энергоносители.

Увеличение расходов на возмещение износа на 111,10% в динамике свидетельствует об уменьшении объема выпуска продукции, о значительной работе предприятия по повышению качества выпускаемой продукции. Коммерческие расходы также увеличились на 164,32% в динамике. Увеличение данной статьи затрат свидетельствует о том, что были включены затраты на рекламу в расходы переработчика.

В 2008 году произошло также в сравнении с 2007 годом увеличение общехозяйственных расходов на 10168 рублей.

По остальным показателям в структуре себестоимости произошли уменьшения затрат на 1000 штук.

На рисунке 2.2 показана структура затрат себестоимости а/п 175/70R13 КАМА 204 за 2007 и 2008 года.
/>

/>Рисунок 2.2 — Структура себестоимости a/п 175/70R13 КАМА-204

за 2007-2008 года
    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Основные направления снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности.
Деятельность любой организации, как вновь созданной, так и уже функционирующей, направлена на максимизацию прибыли. Основные ограничения для достижения этой цели — спрос на выпускаемую продукцию и затраты на производство и реализацию этой продукции. Повлиять на величину спроса — непростая задача для производителя, которая не может быть решена в достаточно короткие сроки. А вот снижение затрат, являющихся наиболее важным фактором, влияющим на величину прибыли,- это то, к чему стремится как мелкий производитель, так и крупный холдинг.

Под резервом снижения затрат на производство продукции понимается величина, на которую можно уменьшить размер одной и (или) нескольких составляющих производственных затрат в целях снижения уровня затрат в расчете на 1 рубль произведенной продукции и одновременного повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В Российской Федерации сложилась ситуация, когда уровень управления в промышленности не отвечает тем требованиям, которые предъявляет современная экономика. Однако это не означает, что у отечественных предприятий исчерпаны все резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности. С развитием научно-технического прогресса появляются всё новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоёмкость, трудоёмкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса, т.е. источники резервов неисчерпаемы. Проблема заключается в отсутствии соответствующих механизмов анализа и оценки резервов.

Учет объема производства и производственных затрат важнейший участок учета в системе управления, оказывающий прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность.

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала. Отсюда вытекает значимость роли, которая принадлежит бухгалтерскому учёту и калькулированию себестоимости в процессе управления себестоимостью предприятия.

Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том, что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии.

Одно из решений путей снижения себестоимости – сокращение материальных затрат (на сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и др.).

На многих предприятиях-производителях доля сырья является столь значимой (до 90 %), что изменение расходов на него может существенно повлиять на снижение себестоимости готовой продукции, а значит, на увеличение прибыли. Существует несколько способов влияния на содержание данной статьи затрат. Первый способ — это цена на сырье. Производители продукции, как правило, привязаны договорами к определенным поставщикам сырья по заранее обговоренным ценам. Конечно, трудно при сложившейся на рынке цене найти поставщика более дешевого сырья. Но кто ищет — тот всегда найдет.

Добиться снижения затрат на сырье можно и за счет снижения норм расхода и технологических потерь. Этот способ снижения затрат на сырье самый сложный, потому что требует высокой квалификации и профессионализма технологов. Ведь именно им предстоит провести большую исследовательскую и рационализаторскую работу, прежде чем решить эту задачу, причем качество продукции должно остаться на должном уровне.

Сокращение затрат по прочим материальным статьям может происходить аналогично. Обратим внимание и на такой важный момент, как рациональное использование материальных ресурсов. Особенно это касается топлива и энергии, так как они являются природными ресурсами, истощение которых нельзя доводить до недопустимых пределов. Добиться их экономии можно лишь при усовершенствовании и развитии техники и технологии производства, рациональном использовании оборудования.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает значительный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиком материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видов транспорта.

При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Следующий путь снижения себестоимости заключается в повышении производительности труда, определяемой количеством продукции, производимой в единицу времени, называемым выработкой, либо количеством времени, за которое изготавливается единица продукции, называемым трудоемкостью. Поскольку одинаковый результат может быть получен при разной эффективности труда, ясно, что чем меньше рабочего времени затрачивается на производство единицы продукции, тем больше продукции может быть произведено за определенный промежуток времени. Увеличить выработку продукции можно, повысив технический уровень производства, внедрив новые технологии. Структурные сдвиги в ассортименте, затраты рабочего времени непроизводительного свойства также оказывают влияние на выработку продукции. Если на предприятии уделяется большое внимание организации производства, его усовершенствованию, оптимизации размещения производительных сил, загрузке имеющегося в наличии оборудования, обеспечению ритмичности производственного процесса, сокращению потерь рабочего времени, повышению квалификации работающих, усовершенствованию системы оплаты труда, то рост производительности труда будет иметь место.

Обычно рост производительности труда сравнивают с ростом заработной платы, говоря о том, что рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. Но нельзя этого делать, не изучив досконально вопрос оплаты труда на конкретном предприятии. Только тогда, когда заработная плата работников предприятия, непосредственно производящих продукцию, будет достойной и сможет обеспечивать потребности рабочего в нормальной жизни, можно будет сравнивать эти два показателя.

С ростом производительности труда часть рабочих будет высвобождаться и их можно будет использовать на других участках производства готовой продукции, тем более что в наше время именно квалифицированная рабочая сила в дефиците.

Производительность труда оказывает влияние на фонд заработной платы. Каждое предприятие разрабатывает собственную систему оплаты труда, где отражается зависимость роста заработной платы (за счет премиальных выплат) отличного вклада работника в увеличении дохода предприятия.

Следующий способ снижения себестоимости — сокращение административно-управленческих расходов, предназначенных для содержания и обслуживания/> аппарата управления. Эти затраты являются условно-постоянными, а значит, чем больше объем выпущенной продукции, тем при неизменной сумме административно-управленческих расходов себестоимость единицы продукции будет меньше. Это говорит о том, что, несмотря на то, что данный вид расходов не зависит от объемов, тем не менее, он должен быть соизмерим с количеством выпускаемой продукции. Как правило, большой удельный вес в административно-управленческих затратах занимает заработная плата с начислениями. Сокращение аппарата управления порой представляется сложной задачей, и подходить к ней, конечно же, надо с решения вопросов организационно-технического характера. Всем понятно, что каков бы ни был объем, работы в бухгалтерии не убавится, а объем решаемых экономистами задач, как правило, увеличится. Автоматизация работы бухгалтеров (на рынке в настоящее время достаточно специализированных бухгалтерских программ), финансистов, экономистов, другого инженерно-технического персонала, упрощение документооборота, перераспределение обязанностей должны способствовать высвобождению рабочего времени и, как правило, сокращению аппарата управления.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

В настоящее время на ОАО «Нефтекамскшина» проводятся мероприятия, направленные на снижение норм расхода сырья и материалов. Оптимизируется объемов закупок за счет снижения нормативного запаса и материалов на складах и в производстве. Также проводится снижение закупочных цен на ГСМ (бензин, дизтопливо, смазочные масла). Приостановлены закупки ТМЦ непроизводственного назначения и не связанных с производственным процессом (оргтехника, мебель, бытовая техника). Проводится внедрение многооборотной тары при закупке каучуков. Сокращены затраты на транспортные расходы. Увеличивается загрузка линии пропитки каландрового цеха ЗГШ для обеспечения пропитанными кордами производственной программы ЗГШ. Также в рамках антикризисной программы проводится передача площадей бывшего цеха 1034 сторонним организациям, сокращение численности по участку № 72. Проводится снижение отходов обрезиненного металлокорда за счет изготовления бортовой ленты из отходов обрезиненного металлокорда. Передача отходов деревянной тары сторонним организациям с целью экономии затрат на утилизацию. При простоях по причине отсутствия сырья или сбыта готовой продукции оплата производится 2/3 тарифа или работники отправляются в административные отпуска. РСС всех предприятий нефтехимического комплекса, включая контрактованных специалистов переводят на четырехдневный график. Приостановлена деятельность базы отдыха «Наратлык». Общее сокращение затрат составит 415142,9 тыс. рублей.

Таким образом, применение вышеперечисленных мероприятий позволит существенно снизить затраты и улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение.
В данной работе рассматривался анализ себестоимости и рентабельности продукции промышленного предприятия. Анализ позволил выяснить тенденцию изменения данных показателей, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

В работе был проведен анализ себестоимости. Увеличение общепроизводственных расходов по а/п 175/70R13 КАМА-505 на 136 % и по а/п 175/70R13 КАМА-204 — на 143,30 % в динамике в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с увеличением расходов на: рост зарплаты вспомогательных рабочих и ИТР; рост цен на энергоносители (отопление, освещение, стоки, хозяйственная вода), на текущий и капитальный ремонт оборудования.

В 2006 году объединение перешло на давальческую схему работу, но приобретение части основных материалов осталось в ведении объединения. С конца 2007 года полностью приобретение основных материалов отошло ООО «Татнефть — Нефтехимснаб», поэтому в структуре себестоимости на 1000 шт. 2007 и 2008 года доля основных материалов присутствует в незначительном объеме. В 2008 году произошло снижение затрат на сырье и материалы.

Если в 2007 году расходы на энергию технологическую по а/п 175/70R13 КАМА-505 и 175/70R13 КАМА-204 составляли 20,39 % и 21,82 % соответственно в себестоимости продукции, то в 2008 году они уже составили 23,34 % и 24,53 % соответственно в себестоимости. Это объясняется ростом цен на энергоносители.

Увеличение расходов на возмещение износа на 107,66 % и 111,10 % соответственно в динамике свидетельствует об уменьшении объема выпуска продукции, о значительной работе предприятия по повышению качества выпускаемой продукции и росту парка мощностей.

Коммерческие расходы также увеличились на 156,51 % и 164,32 % в динамике. Увеличение данной статьи затрат свидетельствует о том, что были включены затраты на рекламу в расходы переработчика.

В 2008 году произошло также в сравнении с 2007 годом увеличение общехозяйственных расходов на 118,84 % и 123,58 % соответственно рублей.

Анализ себестоимости отдельных видов изделий позволил сделать следующие выводы: в 2008 году в сравнении с 2007 годом себестоимость продукции а/п 175/70R13 КАМА-505 увеличилась на 66,50 рублей. За счет изменения объема выпущенной продукции себестоимость увеличилась на 1,81 руб. За счет изменения постоянных затрат себестоимость увеличилась на 33,16 рублей. За счет изменения переменных затрат себестоимость увеличилась на 31,53 рублей.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий, внедрение прогрессивных видов материалов позволят значительно снизить себестоимость продукции.

ОАО «Нефтекамскшина» для поддержания своих позиций на рынке необходимо не только постоянно обновлять свою продукцию, технологию производства шин, повышать качество продукции, но и уделить особое внимание снижению себестоимости продукции с учетом опыта передовых стран.

Также в работе представлены пути решения существующих проблем.

Таким образом, цели, поставленные перед этой работой, достигнуты.
Список используемой литературы.
Алексеев А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеев. – М.: КНОРУС, 2007. – 672 с.

Анализ и диагностика финансово — хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.; общ. ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. – СПб.: Химиздат, 2001. — 288 с.: ил.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толкач, И.В. Щитникова; общ. ред. Л.Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2007. — 576 с.

Банк, С.В. Управленческий учет материальных запасов / С.В. Банк // Экономический анализ. — 2005. — № 14. — С. 54-57.

Баннахова, О. Маржинальный метод анализа себестоимости и
ценообразования / О. Баннахова // Справочник экономиста. — 2007. — №1. — С. 60 — 65.

Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник / О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 416 с.

Годовой отчет ОАО «Нефтекамскшина» за 2007 год. – Нефтекамск, 2008. – 87 с.

Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001. — 718 с.

Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 336 с.: ил.

10. Интернет-источники

Приложение.
Приложение 1

Таблица А.1 – Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 по

статьям за 2007 — 2008 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-505

2007 год

2008 год

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

162460

1942

81786

993

Возвратные отходы

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные расходы

3808

46

0

0

Материальные затраты

166268

1988

81786

993

Затраты на ОТ производственных рабочих

2632064

31462

3178347

38575

ЕСН

706053

8440

850546

10323

Энергия технологическая

3822625

45693

5587698

67818

Возмещение износа

1535394

18353

1627953

19758

Общепроизводственные расходы

5900963

70537

7900344

95886

Общехозяйственные расходы

3632340

43419

4251305

51598

Прочие ОХР

125446

1500

118898

1443

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

Производственная себестоимость

18521153

221391

23596877

286395

Коммерческие расходы

221757

2651

341826

4149

Полная себестоимость

18742911

224042

23938703

290543

Приложение 2

Таблица Б.1 – Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-204 по

статьям за 2007 — 2008 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-204

2007 год

2008 год

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

81098

1942

35467

993

Возвратные отходы

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные расходы

1901

46

0

0

Материальные затраты

82999

1988

35467

993

Затраты на ОТ производственных рабочих

1300660

31148

1419729

39735

ЕСН

348903

8356

379929

10633

Энергия технологическая

1891096

45288

2478706

69373

Возмещение износа

320501

7675

304656

8527

Общепроизводственные расходы

2761993

66145

3386696

94786

Общехозяйственные расходы

1800984

43130

1904338

53298

Прочие ОХР

58069

1391

50191

1405

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

Производственная себестоимость

8565206

205120

9959713

278750

Коммерческие расходы

102650

2458

144297

4039

Полная себестоимость

8667856

207578

10104010

282788