Наука как социальный институт 6

Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей, а также — одна из форм общ. сознания.

Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей обязательных для людей науки (плагиаторы изгоняются).

Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

      • совокупность знаний и их носителей;

      • наличие специфических познавательных целей и задач;

      • выполнение определенных функций;

      • наличие специфических средств познания и учреждений;

      • выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

      • существование определенных санкций.

Взаимоотношения науки как социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества  и, в свою очередь, дает обществу то, что необходимо для прогрессивного развития последнего.

Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются:

– универсальность (общезначимость и «общекультурность»),

– уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью,  неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

–  нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

–   персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),

–   дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),

–  демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),

–  коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Особенности развития науки на современном этапе:

Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы;

Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

Укрепление и всё более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного;

Внедрение времени во все науки, всё более широкое распространение идеи развития;

Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении;

Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта;

Ещё более широкое применение философии и её методов во всех науках;

Усиливающаяся математизация научных теорий увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности;

Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).