Турагентская деятельность и ее основные направления

Содержание:
Введение………………………………………………………………………….1.Глава 1. Роль и место туристических агентств на мировом туристском рынке
1.1.        Структура мирового туристского рынка……………………….2.
1.2.        Турагентства их классификацияи основные виды деятельности…………………………………………………….12.Глава 2.  Основная деятельностьтурагентств Кыргызстана…………………22.2.1            Список используемых источников……………………………………………26.   
Введение
Рассматривая туризм как систему взаимодействующих элементов,составляющих целостное образование,имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, чтоэлементы системы связаны между собойи определенным образом управляются. Однако отдельные элементы системы ин­дустриитуризма могут быть описаны лишь вероятностнымихарактеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные ту­ристские услуги,направления и регионы путешествий,предпоч­тения и т. д.
Готовые туристские услуги, как правило, предлагаютсяи проводятсяспециальными компаниями, называемымитурагентами и туроператорами. Такие компании организуют техническую сторонутура — бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионноеобслуживание в метах отдыха и т.д. — а также занимаютсясамостоятельной рекламой имаркетингом предлагаемых туров. При организации перевозки туристов крупныетурагентства могут пользоваться какрегулярными авиарейсами, осуществляяпредварительное блоковое бронирование мест, так и при необходимости заказыватьспециальные чартерные авиарейсы длябольших групп туристов. В США достаточна распространена практика, при которойбольшие многопрофильные тур агентства частично выступают и в ролитур-операторов. Так, например, агентства, специализирующиеся на одном географическом регионе, например,Восточной Европе или Ближнем Востоке, могут самостоятельноорганизовывать и предлагать групповые туры — особенно специальные (например, для любителей отдельных видов спорта, национальнойкухни или напитков — чего угодно) — в страны этих регионов. Одновременно сэтим, они могут выполнять чистоагентские функции, продавая готовыетуры других тур-операторов в другие страны, на курорты и т.д.
Независимый тур предоставляетклиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности поездки инабора желаемых услуг, в то же времяпозволяяснизить стоимость поездки за счет приобретенияуслуг в комплексе.
Для агента организация независимого тура представляетвесьма трудоемкое дело, поскольку поиск и бронирование всех билетов, мест ит.п. должен производится напрямую в авиакомпаниях,гостиницах, компаниях по арендеавтомобилей и экскурсионному обслуживанию. Тур агент также должен оформить ивыдать на руки клиенту все авиабилеты, ваучеры, и прочие путевые документы для предъявления на месте в качестве подтверждения платежа. Длясравнения — при заказе групповоготура с сопровождением у тур-оператора агенту необходимо лишь позвонитьпоследнему и сделать заказ.
Целью моей работы являетсярассмотрение турагентской деятельностии ее основных направлений.
Основная задача данной работы– раскрыть роль и место туристических агентств на мировом рынке, т.е. структурамирового туристского рынка, туристические агентства их классификации и основныевиды деятельности.Глава 1. Роль и место туристическихагентств на  мировом туристском рынке1.1.Структура мирового туристскогорынка
     Под рынком товаров (продуктов и услуг)принято понимать систему отношенийкупли-продажи между экономически свобо­дными продавцами и покупателями. Особенностью туристского рынка является профессиональнаяразобщенность производителятуристских услуг, их потребителя—туристаи исполнителей куп­ленной услуги. Комплекснаятуристская услуга (пакет услуг), какправило, предлагается туристу иприобретается им в месте его постоянного проживания,а место путешествия, страна пребыва­ния находитсяза пределами его постоянного местажительства. Поэтому на рынке туристских услуг особую роль приобретаютрекламные, информационные и правовые аспекты дляего нор­мального функционирования,гарантирующие предоставление той услуги (пакета услуг), которая была оплачена.
Принято считать, что рынок эффективно функционирует втом случае, если соблюдаются триосновных условия: свободная кон­куренцияпроизводителей, наличие одинаковых правил длявсех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и ока­зываемыхуслуг, возможность свободного выбора потребителей.
Субъектами туристского рынка выступают организаторыи про­давцы туров (туроператоры и турагенты), их контрагенты — испол­нители услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, эк­скурсионныебюро и т. д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.
Продавцами туристских услуг (турпродукта) выступаютюри­дические или физические лица, участники рыночного процесса, уступающиеправа собственности на услугу (пакет услуг) покупа­телю в обмен на деньги.Покупатели — юридические или физичес­кие лица, участники рыночного процесса,приобретающие права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен наденьги.
При этом под оптовым рынком понимается купля-продажа(для перепродажи) крупной партиитурпродукта, в которой участвуют юридические лица, а потребительский рынокпродает те же услуги индивидуальным покупателям(в розницу) для удовлетворения их личных потребностей.
Важнейшими категориямирынка являются спрос и предложе­ние. Под покупательским(туристским) спросом понимаетсяпо­требность в путешествии (желание и необходимость), обеспечен­ная деньгами и представленнаяна рынке. Различаются следующие видыспроса: потенциальный, формирующийся,сложившийся, се­зонный. В своембольшинстве туристский спрос носит сезонный характер, который преодолевается специальными маркетинговы­ми мерами.Потребительский спрос зависит от многих факторов. К их числу могут бытьотнесены:демографические численность и возраст населения, поло­возрастная структура, размер и состав семьи, урбанизация, куль­турный уровень покупателя, социально-экономические—занятость, уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, распределение населения по уровню дохода;географические и климатические особенности страны; национальный состав покупателей; политическая и экономическая стабильность государства; безопасность пребывания; прочие случайные воздействия (погода, конфликты и др.).
     К предложениям на туристском рынке относятся направления(регионы пребывания) и объемтуров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определеннойцене.
     Между предложением и спросомнаблюдается определенная связь.Иногда спрос не только порождает предложение, но и предложение некоторым образомвлияет на спрос.
      Продавец и покупатель являются рыночными партнерами с разными целями. У продавца цель — продать тур по более дорогойцене и получить прибыль, а у покупателя- купить тур по более низкой цене и удовлетворить соответствующую потребность впутешествии. Стремление продавца получить максимальную прибыль и желаниепокупателя заплатить за покупкуминималь­ную (в условияхнемонопольного рынка) цену уравновешиваютсяв соответствии с законом спроса-предложения.Наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов порождаетконкуренцию.
     Существует рынокпродавца, когда спрос превышает предложе­ние и наблюдается дефицит товаров, и рынок покупателя—ситу­ация,при которой предложение соответствует спросу или опере­жает его. Ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, называется конъюнктурой рынка. Существование (жизнь)большинства турпродуктов на рынке ограничено: новый продукт появляется на рынке, завоевывает признание покупателей,активно продается. В дальнейшемобъем продаж стабилизируется, затемначинает падать, а на смену устаревшего продукта приходит но­вый. Этот отрезоквремени носит название жизненного цикла
турпродукта
Ценатура претерпевает изменения наразных этапах его жиз­ненного цикла: выведение на рынок, рост продаж, зрелость(ста­бильность продаж) и т. д. Этап выведенияна рынок требует значительных затрат. По мере нарастанияпродаж прибыль начи­нает расти. При этом необходимо гибко оперировать ценами сучетом тенденции потребительского спроса. На этапе стабиль­ности появляется точка насыщениярынка (максимальная емкостьтуристского рынка), а затем уровень продаж имеет тенденцию к сокращению. Однакоинтенсивные маркетинговые операции (ре­клама, снижение цены тура, льготыпокупателям и т. п.) могут накакое-то время реанимировать ростили даже привести к повтор­ному циклу роста. Иногда при существенном спадепринимается решение о прекращениипродаж некоторых туров.
Один из главных ограничителей на рынке — покупательная спо­собность граждан. Рынок туристских товаров иуслуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизнинаселе­ния, в условиях нормальной конкуренции, политической и экономи­ческойстабильности жизни общества. Выводы рядаученых, среди которых Ю. Левада, В. Осипов, Н. Римашевская,А. Овсянников, А Демидов и др., осоциально-экономических возможностяхполь­зования услугами туризмагражданами России даны в таблице, из которой следует, что услугами туристскихфирм, как правило, могут пользоватьсятолько представители первых трех слоев.
Таблица1.1
Страта (слой)
Доля
населе­
ния, %
Социальный
статус
страты
Экономические
возможности
страты, долл.
Возможности
пользования
услугами
выездного
туризма
1.«Элита»
П. «Состоя­
тельные»
III.«Новые
средние»
IV.«Старые
средние»
V.«Аутсайде­ры»
не
более
3,0
не
более
6,0
не
более
10,0
не
более
50,0
не
менее
30,0
Предпринима­
тели в области
торговли, экс­
порта сырья,
чиновники
высшего звена
власти
Предпринима­
тели, высшие
менеджеры,
интеллектуаль­
ная элита
Предпринима­
тели, менедже­
ры, служащие,
интеллигенция,
работники
топливо-
энергетических
компаний
Интеллигенция,
ИТР, служа­
щие, военно­
служащие, ра­
бочие высокой
квалификации
и крестьяне
Бедные слои,
пенсионеры,
инвалиды,
многодетные
семьи
Семейный до­
ход не менее
8,0тыс. в ме­
сяц.Неограни­
ченные воз­
можности
Доход 1—2 тыс.
в месяц. Доступ”
но большинство
товаров и ус­луг
Доход
0,8—1,2тыс. в
месяц. Доступ­-
ны массовые
товары и ус­луги
Доход
0,1—0,3тыс. в
месяц. Доступ­
ны только не­
обходимые то­
вары и услуги
Прожиточный
минимум
Самые обшир­
ные: элитный
отдых (Сен-Тро-
пез, Ибиза, Ниц­
ца, Мальдивы,
Карибы и т. д.),
экзотические ту­
ры (сафари), ин­
дивидуальные
туры
Подражание
элите. Доступен
элитный отдых,
таймшер
Стандартные
массовые
туры: Турция,
Кипр, Греция,
Прибалтика,
Крым; шоптуры
В основном
не пользуются
Не пользуются
Следует отметить, что 36%потенциальных туристов не нашли в списке предложенных видов отдыха интерес насвой вкус вследствие недостаточно полного набора услуг, известных в туризме, ноне представленных в таблице. Так, за рамками таблицы остались паломничество,посещение родственников и знакомых, ностальгический и событийный туризм,система владения отдыхом (таймшер) инекоторые другие. Интересен также итот факт, что в зависимости от материаль­ного положенияграждан в России хотели бы провести отдых ор­ганизованно от 18% опрошенных, чьематериальное положение значи­тельно улучшилось, до 44%, чье материальноеположение осталось без изменений. При выборе вида отдыха немаловажное значениеимеет возраст путешественника, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Таблица 2.2
Вид отдыха
Доминирующий возраст (лет)
Отдых на море
Спортивный туризм
Отдых в городе
Отдых на оздоровительных
курортах
Бизнес-туры
Оздоровительный туризм
Экскурсии
Охота
Рыбалка
Развлечения
Ночная жизнь
Другое
21—40
26—35
31—40
31—40
26—35
31—40; 51—55
21—40
21—30; 56—60
31—35
до 20; 36—40
до 20; 36—40 36—40
36—40; 56—70
      Наибольший интерес длятуристских фирм представляют поку­пателив возрасте 26 – 40 лет, которые заявляют интерес на 6 – 8 видов отдыха из 12, приведенныхв таблице.
      Изучение и анализ рынка туристских услуг выявили необходи­мость сегментирования различных типов рынков. Изучение рынка каждойконкретной страны эксперты рекомендуют проводить по следующим показателям:
1.Население. Сегменты: половозрастная структура, числен­ность работающих, учащихся и пенсионеров, число и структура семей, темпы роста.
2.Социально-экономические условия.Сегменты: структура доходов и расходов населения,уровень социального обеспечения,система отпусков, включая ихпродолжительность и оплату, число нерабочих дней.
3.Цели поездок. Сегменты: виды отдыха, продолжительность,сезонность, направление выезда, структура расходов туристов од­ной страны припоездках в другие страны, имидж страны, без­опасность поездок.
4.Цены на туристские услуги. Сегменты: индивидуальные игрупповые поездки, стандартные туры, отдельные услуги, в том числе гостиничныетарифы, цены на питание, стоимость перево­зок, осуществляемыхнациональными и международными перевоз­чиками, соответствие предлагаемых услугмеждународным стан­дартам.
5.Конъюнктура рынка. Сегменты: конкурирующие фирмы,виды предложений, программы пребывания,уровень цен.
6.Уровень и состояниематериально-технической базы. Сег­менты: число и состав средств размещения, количество мест и но­меров, предприятий питанияи мест в них, природные и культурные достопримечательности, пропускная способность объектов показа.
7.Средства транспорта и инфраструктура. Сегменты: назем­ный,воздушный и водный транспорт, классификациятранспорт­ных маршрутов, смешанные перевозки.
8.Средства рекламы. Сегменты: радио, пресса,электронные
СМИ, каталоги и буклеты, затраты на рекламу (в том числе по такимсегментам рынка, как молодежный и рынок лиц «третьего возраста»).
9.Организацияи уровень развития национального имеждуна­родного туризма, роль туроператоров и турагентов, монополии,общественные туристские организации, статистика туризма, ту­ристскиеформальности, правила выезда и въезда.
10.Товары туристского спроса (аудио- и видеоаппаратура,компьютеры, автомобили, часы, парфюмерия,одежда, напитки и т.д.)
     Правилапродажи туристских путевок, имеющиесяв каталогах турфирм, на плакатах и в буклетах, признаютсяпубличной офер­той, если они отвечают приведенным выше нормам. Правила продажидолжны содержать условия бронирования и подтверждениятура, его стоимость и порядокоплаты, требования к паспортам ивизам, условия изменения и отказа от подтвержденного  тура, обязательстваи ответственность сторон, действия вслучае возникновения претензий,условия страхования. По сути дела эти продажи являютсяобщими условиями, одинаковыми для всех потребителей туристских услуг, покупателей.
Кроме путевки в практике туристской деятельности имеет хож­дение и туристский ваучер*как документ,устанавливающий право туриста на услуги, входящиев состав тура, а также подтверждающий факт (полноту) их оказания. Ваучеры разрабатываютсякаждой фирмой индивидуально, в соответствии с конкретными условиями контракта на любом языке,понятном клиенту. При его разработкетурфирмы руководствуются соображениями максимального удобст­ва технологиидокументооборота для себя и своих партнеров. Ва­учерами, как правило,пользуются иностранные туристы, хотя при определенных условияхваучер может выступать в качестве докумен­та, дополнительно используемого вовнутреннем туризме и гаран­тирующего туристу оказание услуг, указанных в договоре.
Договор продавца тура с клиентом (покупателем тура) явля­ется основным документом, устанавливающим взаимные обяза­тельства сторон, и включает следующиесущественные положения:номер, дату и место заключения договора; наименование продавца с указанием его организационно-правовой формы и номера лицензии на право осуществления международной туристской деятельности; ф., и., о. туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты; предмет договора (оказание туристской услуги); условия предоставления туристской услуги; права, обязательства и ответственность сторон; стоимость (порядок исчисления стоимости) договора, поря­док и форму платежей; порядок вступления договора в силу и срок его действия; условия оформления виз (для международного туризма); порядок использования ваучера (комплекта ваучеров) для международного туризма; условия страхования; условия и порядок применения компенсационных санкций их аннулирования, а также рассмотрения и удовлетворения ре­кламаций;  форс-мажорные обстоятельства; особые условия; юридические и банковские реквизиты продавца; подписи сторон; печать продавца.
В случае если продавец осуществляетпредоставление (прода­жу) туристской услуги на условияхпубличной оферты, опублико­ванию подлежат реквизиты, составляющие общие условияпредо­ставления туристской услуги(тура, туристской поездки) данным продавцом и существенные условия договора. Данные условияпубликуются в каталогах фирмы или виных документах, которые должны быть расположены в офисе фирмы в удобном для посети­телей месте. Продавец должен подписать скаждым туристом (в 2 экземплярах—поодному для каждой стороны) договорна туристское обслуживание, содержащий все вышеуказанные рекви­зиты.
Туристскаяпутевка является документом, в котором устанав­ливаются конкретные (частные) условияпредоставления и потре­бительскиесвойства туристской услуги. Если продавец предостав­ляетуслуги на условиях публичной оферты,то туристская путевка является письменным акцептом оферты.
             Покупателямитуристской путевки могут быть как физические, так и юридические лица. Втуристскую путевку включается сле­дующая информация: номер, дата и место выдачи путевки; наименование продавца с указанием его организационно-правовой формы и номера лицензии на право осуществления международной туристской деятельности; наименование покупателя (для юридических лиц); ф., и., о. туристов, которые будут совершать поездку; соответствие туристской поездки (тура) коду ОКУН; номер сертификата, подтверждающего соответствие требо­ваниям безопасности предоставляемой услуги; продолжительность поездки (количество дней/ночей); сроки посещения и название географических пунктов, состав­ляющих основной маршрут поездки, и характеристика транспортных средств при передвижении по маршруту; название аэропорта (вокзала, станции) каждого географиче­ского пункта на маршруте с указанием даты и времени прибытия / убытия; название средств размещения (гостиниц, мотелей, кемпин­гов, круизных судов и др.) на маршруте с указанием даты и продолжительности проживания туриста; характеристику средств размещения и условий проживания (с использованием национальных систем классификации средств размещения); характеристику типа питания во время совершения поездки; обозначение экскурсионной и прочей культурно-развлека­тельной программы, стоимость которой оплачена туристом до начала поездки; перечень и характеристику дополнительных услуг, оплачен­ных туристом до начала поездки; ссылку на договор или оферту, по которым предоставляется туристская услуга; подпись продавца или уполномоченного лица; подпись покупателя; штамп (печать) продавца.
В дополнительной информации, касающейся приобретенной ту­ристом услуги, информационномлистке, продавец указывает сведе­ния,без знания которых туристская поездка будет затруднена или со­провождаться недопустимо высоким уровнем риска для жизни, здо­ровьяи имущества туриста или вообще невозможна.
К указанной информации относятся:
·        информация оправилах компании-перевозчика, соблюдение которых обязательнодля туриста;
·        сведения оправилах пребывания иностранныхграждан, вре­менно находящихся в стране (странах) посещения,включая информацию о порядке прохождениятуристских формаль­ностей;
·        сведения осанитарно-эпидемиологической обстановке во времясовершения поездки;
·        информация одополнительных факторах риска, возникаю­щих в связисо спецификой приобретенной туристом услуги, требованияхк его специальной подготовке дляуспешного совершения путешествия;
·        сведения окультурно-этнографических особенностях,тради­циях населения в местах посещенияво время совершения поездки; данные длясвязи в экстренных случаях с государ­ственными органами, консульскимиучреждениями и др.
            Полная стоимостьтура рассчитывается на основебазовой цены, к которой прибавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, ивычитаются возможные скидки. Какправил, базовая цена включает: авиаперелет экономическим классе (туда и обратно), питание на борту, и провозбагажа, аэропортовые сборы, трансфер, проживание в отеле, питание, страховку.
Доплата к базовой цене производится за дополнительные услу­ги, предоставленные повыбору, в том числе за тип питания,более удобное размещение (од