Воспитание сложных детей

. Изучение и прогнозирование личности ученика. Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и субъективные условия становления личности учащихся. Воспитание и обучение в школе, находящейся в данном местоположении, имеет
свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходиться иметь дело с детьми из семей, в большей части которых психолого-педагогическая культура родителей находиться на низком уровне. К тому же имеется большой процент неполных (имеются только мать или отец) и измененных (отец не является родным) семей. Как правило, это неблагополучные семьи. На формирование личности ребенка влияние оказывают различные первичные коллективы, членом которых,
он является. Естественно, что одним из таких коллективов является семья. Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка, усугубляет крайне низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А деформированная личность и свою волю выражает деформировано. Дети из таких семей эмоциональны, повышенно возбудимы.
Отсюда вытекают многие сложности и проблемы, характерные только для учебно-воспитательного процесса в школах, содержащих данный социум. О невнимании к воспитанию детей в этих семьях говорит хотя бы тот факт, что на классные родительские собрания приходит крайне мало родителей. Причём – одни и те же. Анализ семей учащихся приводит к выводу, что большинство из них не может быть опорой в организации воспитательного процесса в классе. Вызывает большую тревогу, что, например, в 5 «б» классе, в котором мною проводились данные исследования, каждый второй ученик состоит на учёте у невропатолога. Когда меня впервые познакомили с этим классом, выяснилось, что практически все дети в нём оказались в числе называемых трудновоспитуемых. Поэтому проблема трудновоспитуемых является медико-педагогической. Проблема трудноуправляемости практически здоровых детей в большей степени связана с вопросом профессиональной
ква¬лификации педагога и организацией учеб¬но-воспитательного процесса в школе. Поэтому в таких случаях необходима пере¬стройка учебно-воспитательного процесса, а через него деятельности учащихся. Однако целостное впечатление о клас¬се, его социально-психологической ха¬рактеристике помогает получить состав¬ление «Карты личности» по методике из¬вестного отечественного психолога К.К.Платонова. Карта личности — форма краткой фик¬сации сведений о личности, которая мо¬жет составить
развернутую психологиче¬скую характеристику каждого ученика. Вместе с тем она — программа изуче¬ния личности, осуществляемой путем бе¬сед, наблюдением. Карта личности дает возможность сжато и обобщенно зафиксировать в динамике (в т. ч. с помощью условных обозначений) наиболее существенные черты данной кон¬кретной личности, ее возможности. Карта личности в какой-то степени помогает осуществлять завет
Ушинского. В предисловии к своему труду «Чело¬век как предмет воспитания» он указыва¬ет: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечис¬ляются основные виды отношений воспи¬танника к окружающей действительнос¬ти и ведущие черты его личности, а в по¬следующих графах проставляются оценки поведения и отмечаются его доминирую¬щие мотивы. Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе, а мотивы — цифрами, соответствующие определенному мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель – оценка, знамена¬тель – мотив. Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяже¬нии всего учебного года, т. е. 9 раз. В кон¬це года можно построить график разви¬тия личности ребенка по каждому отно¬шению (всего 35 отношений). Я же вела исследования с сентября месяца 2005 года по январь 2006, поэтому я предоставлю
сведения только за 6 месяцев. На каждого ученика достаточно одной страницы ученической тетради. Эконом¬но и зримо. Когда я начала проводить исследования в 5 «б» классе, ввиду необходимости бы¬строго ознакомления с классом были изу¬чены только те отношения, без знания показателей которых невозможно пра¬вильно строить детский коллектив клас¬са, направляя учебную, трудовую и дру¬гую деятельность класса в целом и каж¬дого ученика в отдельности. Были выбраны как основные только 4 отношения, а именно: к
учебе, к труду, к коллективу и общественным поручениям. При этом на наиболее трудных заполня¬лась более полная карта личности. Что же показало первое заполнение карт личности? Что почти все учащиеся класса были слабовольными, неоргани¬зованными и безответственными. У мно¬гих из них были ярко выражены следую¬щие качества и черты: нежелание учить¬ся, трудиться, безответственность, недо¬бросовестность, недисциплинирован¬ность и,
крайне отрицательное отноше¬ние к педагогам. Важнейшие же качества личности (от¬ветственность, самообладание, инициа¬тивность, настойчивость, дисциплиниро¬ванность), без наличия которых, форми¬рование всех прочих черт личности невоз¬можно, находились также на неудовлетво¬рительном уровне. Отношение к Средний балл Сентябрь по классу Январь Рост показателей 1) учебе 2,1 2,6 0,7 2)труду 2,3 3 0,7 3)коллективу 2,5 3,2 0,7 4)общественным поручениям 2,4 3.4 1 На приведенной таблице видно изменение отношений учащихся класса за полугодие по наиболее важным чертам лич¬ности. Возможно, покажется, если судить по цифрам (диапазон от 0,7 до 1,0), что рост показателей незначителен. Но здесь необходимо учесть то обстоятельство, что ребята стали гораздо самокритичнее, и данные цифры вполне объективно дают представление об уровне развития класса в целом. Лучше всего получалось с изменением к общественным поручениям.
Ребята стали более ответственными. А в отношении к другим показателям тоже произошли изменения в лучшую сторону. Заметно улучшилась трудоспособность в коллективе, укрепились межличностные отношения. Таким образом, даже эта небольшая таблица дает воспитателю пищу для раз¬мышлений при планировании своей вос¬питательной работы в следующем учеб¬ном году. Особое внимание надо обратить на мотивы. Взять, например, ученика Руденко А. В течение первого полугодия он взял на себя ответственность по
организации дежурства в классе. Оце¬нивает свое отношение к общественным поручениям на 5. а мо¬тивирует такое отношение — наличием организаторских способностей. Это не случайность. Если обратиться к другим отноше¬ниям этого ученика, то увидим, что свое отношение к учебе оценивается на 3 (необходимость), коллективу — 4 (взаимопомощь, долг), старшим — 3 (неуверенность) и т. д. В результате итоговый (средний), балл составляет 3,4 балла.
Это, на наш взгляд, доказывает, что карта лич¬ности дает объективное представление о личности. И так можно пройтись по каж¬дому из 17 учеников класса. Поэтому необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирую¬щих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причи¬нах поведения ученика. Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами. Мотивов поведения бесчисленное мно¬жество. Они могут проявляться в чувст¬вах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а также объяс¬няться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению. Мотивы поведения формируются в процессе активного включения каждого ученика в специально организованные педагогически целесообразные виды дея¬тельности. Использование в педагогиче¬ском процессе самовозникающих или специально организованных ситуаций необходимо
для выявления внутренних противоречий и конфликтов учащихся, в разрешении которых ярко проявляются истинные мотивы их деятельности. Учет поведения каждого ученика и мо¬тивов его поступков (по учебным четвер¬тям) позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и це¬лесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета пове¬дения и мотивов поступков всех учащих¬ся являются критерием для оценки вос¬питательной
работы с классом воспитате¬ля и учителей. Есть разные варианты анализа и оценки поступков (самооценка, оценка совета клас¬са или воспитателя). В моём эксперимен¬тальном классе это делалось на общем со¬брании. Правда, такая процедура занимает много времени. Зато она демократична, так как и обсуждаемый, и осуждающие прини¬мают в ней активное участие. Анализ получаемых из карты личнос¬ти материалов позволяет сделать некото¬рые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравствен¬ного развития учащихся,
без знания ко¬торого дальнейшее воспитание невозмож¬но. Без этого невозможно будет и форми¬рование у них потребности в интеллекту¬альных видах деятельности. КАРТА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ. 1. Отношение к учебе. 2. Отношение к труду. 3. Отношение к самообслуживанию. 4. Отношение к правилам внутреннего распорядка. 5. Отношение к кружковой работе. 6. Отношение к старшим. 7. Отношение к сверстникам. 8. Отношение к младшим. 9. Отношение к родным. 10.Отношение к своим проступкам. 11 .Отношение к проступкам товарищей. 12.Отношение к имуществу школы. 13.Отношение к личному имуществу. 14.Отношение к самовоспитанию.
15.Отношение к своему будущему. 16. Дисциплинированность. 17. Коллективизм. 18. Целеустремленность. 19. Инициативность. 20. Активность. 21. Организованность. 22. Настойчивость. 2 3. Совестливость. 24. Стыдливость. 2 5. Честность. 26. Скромность. 27. Справедливость. 28. Принципиальность.
29. Вежливость. 3 0. Аккуратность. 31 .Общительность. 32.Воздержание от хулиганства. 33. Воз держание от алкоголя. 34.Воздержание от токсикомании. 35.Воздержание от курения. 36.Воздержание от лживости. Индивидуальные итоги: сумма балов тридцати шести показателей делится на тридцать шесть. ПЕРЕЧЕНЬ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА. 1.
Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение. 2. Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт. 3. Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.
4. Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности. 5. Ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убежденность, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность, активно. Часть 2. Стратегия работы с трудными учениками. Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. Первая из таких форм: делинквентное поведение, направленное на на¬рушение социально-нравственных норм, но не яв¬ляющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балан¬сирование ребенка на грани закона. Вторая форма: аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания,
алкоголизм, наркомания, тяга к азартным иг¬рам, компьютерная зависимость). Скрытые формы: Например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе. Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит вы¬работать систему адекватных воспитательных мер, способствовать
созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведе¬нием школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрес¬сивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стрем¬лением к доминированию,
развитием лидерских качеств, у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспита¬тельная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуаль¬но, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в реф¬лексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реак¬ций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще все¬го, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытыва¬ем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное пове¬дение
детей являются естественными и нормальными для педа¬гогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками по¬ведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осозна¬вать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инер¬ции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя гла¬зами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть.
Это важный этап эмоционального наполнения, «очелове¬чивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет иметь положительные резуль¬таты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания
лягут на благодатную поч¬ву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку. Частный случай: К школьному психологу обратился классный руководитель 8 «а» класса по поводу Ильи Ш. (13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Илья агрессивен, вспыльчив, держится в сторо¬не от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часа¬ми бродит по улице, домой не спешит. Семья полная, двое детей (есть младшая сестра – 8 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появ¬ляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, ал¬коголизм мужа скрывает.
Со слов матери, отношения с сыном на¬тянутые, помощь семье Илья не оказывает, родителей не слуша¬ет, разговаривает грубо. Комментарий психолога. Вероятно, поведение Ильи спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потреб¬ности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ре¬бенка только за то,
что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребенка. Позиция «Я – хороший» или «Я – плохой» фор¬мируется на основании мнения родителей о ребенке. Случай с Ильёй осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером «мужского поведения», вследствие чего
Илья дезориентирован в выборе адекват¬ных форм поведения в обществе. Агрессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются от¬ражением скудности представлений Ильи о мужском поведении. Мальчик не получает должного внимания и от матери. Совместная жизнь с мужем-алкоголиком приводит к серьезным психологическим про¬блемам у женщины. Мать Ильи взвалила на себя весь груз материальных проблем, у нее не хватает ни сил, ни времени на воспитание
сына. Маль¬чик оказался эмоционально изолированным от родителей. В школе ситуация такой же эмоциональной изолированности: учитель ругает за несделанные уроки, за пропуски, отторжение одно¬классников обусловлено в некоторой степени негативным отношени¬ем учителей. Рекомендации учителям и родителям: 1. Илье не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребенком. 2. Найдите, за что Илью можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной (отличайте лесть и похвалу). 3. Не пропускайте случаев лжи. Если Вы уверены, что ребенок го¬ворит неправду, об этом надо сказать. Недопустимо говорить: «Ты – лжец», «Ты опять врешь». Лучше говорить о своих чувст¬вах: «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду.
Мне не нра¬вится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не де¬лать». Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он говорит правду. 4. Указывайте ребенку на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребенка. Действуйте по принципу: «Да, я по¬нимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок». Рекомендации учителям: 1. Определить сферу интересов ребенка, создать условия для совместной деятельности
с одноклассниками в пределах сферы его интересов. 2. Определить обязанности ребенка в классе, следить за их выполнением. 3. Создать ребенку ситуацию школьной успешности. Постараться, чтобы он поверил в свои силы. 4. Посоветовать ребенку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д руководителем которого является мужчина. 5. Учесть, что родители, страдающие алкоголизмом, и созависимые члены семьи не склонны
искать информацию, касающуюся этого недуга. Положить во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечить родителей и детей необходимыми телефонами: наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д. Рекомендации родителям: 1. Не отрицать значимость для семьи пагубной привычки отца, снять чувство вины с ребенка в создавшейся ситуации. 2. Дать Илье конкретные советы, что делать, если отец проявляет агрессию. Максимально защитить ребенка от унижений. 3. Определить круг обязанностей Ильи по дому, чаще хвалить его за помощь. 4. Демонстрировать ребенку свою любовь, обнимать его и говорить ему ласковые слова. 5. Не вымещать своё бессилие, злобу, не демонстрировать ему модель агрессивного поведения. 6. Обратиться за помощью к наркологу, получить консультацию семейного психолога. В заключении хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим
процессом, при котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам, психологам и родителям найти подход к «трудному» ребенку.