Курсовая работа По курсу: Интеркультурные взаимоотношения в туризме Тема: «Особенности менталитета жителей Бразилии» Содержание. Введение 1. Национальный характер 2. Особенности жилища 3. Особенности кухни 4. Народные традиции 5. Транспорт 6. Праздники Заключение Список литературы Введение Самой популярной страной
Южной Америки остается Бразилия. Бразилия — удивительная страна. Пышные тропические леса здесь соседствуют с величественными горами, дикие джунгли с многомиллионными мегаполисами, великолепные пляжи и огромные реки с пустынными плато, ревущие водопады с уютными тихими океанскими бухтами. Бразилия известна во всем мире как страна футбола и самбы, мыльных опер и родина Пауло Коэльо, непроходимых джунглей Амазонки и великолепных пляжей
Атлантического побережья и, конечно же, самых зрелищных карнавалов. Начало туристского бума Бразилия, а вместе с ней и Рио-де-Жанейро пережила в начале 50-ых. Европейцы смогли тогда своими глазами увидеть знаменитые карнавалы, проникнуть в дебри амазонской сельвы. Рио-де-Жанейро для многих в мире стал символом чувственных удовольствий, экстравагантности, изобилия. Оркестры, играющие на улицах самбу до рассвета, и танцующие девушки, чья
одежда состояла из нескольких блестящих перьев таковы были самые яркие впечатления туристов первой волны. С тех пор в стране произошли качественные изменения в индустрии туризма: Бразилия сегодня занимает десятое место в мире в области турбизнеса; в сфере туризма занят каждый 11-й бразилец, или около 6 млн.человек. В 1994 г. Бразилия рассчитывает получить от развития туризма 45 млрд.долл притом что весь годовой экспорт не превышает 38 миллиардов.
Страна располагает огромным потенциалом для дальнейшего развития туриндустрии. Благодаря разнообразию географических поясов в ней можно увидеть и тропические леса, и солнечные пляжи, и горные курорты. Городские тротуары выложены черно-белой мозаикой в виде морских волн. Цвета символизируют мирное сосуществование черной и белой рас. Это чистая правда, несмотря на очень пестрый национальный состав.
Здесь живут негры, индейцы, белые, мулаты, креолы, самбо и еще бог знает кто. Атмосфера на удивление интернациональная и доброжелательная. Португальцы, индейцы и африканцы сформировали современную бразильскую культуру. Доминирующим остается португальское начало – бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм – основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-
колонизаторов. Культура Бразилии формировалась и формируется по сей день. Влияние индейцев и африканцев остается бесспорным. Широко распространен язык тупи-гуарани, в 16 в. священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на Севере Бразилии. Довольно много слов в современном бразильском языке имеют индейское происхождение.
Особенно заметно влияние индейской культуры в Амазонии. Следы африканской культуры особенно заметны на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро. Особенно выделяется в этом отношении штат Байя, здесь распространена африканская кухня с блюдами типа ватапа: из рисовой муки, кокосового масла, рыбы креветок, перца и приправ. В северных прибрежных городах распространены африканские культы.
Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичном самба. Неповторимый колорит Бразилии производит незабываемое впечатление на всех приезжающих сюда. Это стана контрастов: пышные тропические леса и величественные горы, огромные реки и пустынные плато, ревущие водопады и уютные тихие океанские бухты. Но это не только великолепная южная природа, Бразилия – это еще и замечательные по архитектурному решению города, в которых путешественнику действительно
есть на что посмотреть, и где отдохнуть. 1. Национальный характер На побережье Атлантического океана почти 8000км живописных пляжей, обрамленных высокими горами, пышная экзотическая растительность. Но главным сокровищем страны по праву считаются ее веселые, радушные, незлобивые и вечно улыбчивые жители (и, разумеется, жительницы) всех возможных цветов и оттенков кожи – от слоновой кости до черного дерева. Жителей Рио называют cariocas (не путать с японским обычаем распевать под фонограмму)
и это понятие подразумевает очень многое – систему ценностей, характер, мироощущение. Повсеместно разлит аромат тропической эротики. Она проявляется в походке, как у женщин, так и у мужчин, в их движениях неуловимо проскальзывает танцевальная пластика. Эротична манера речи и общения, стиль одежды. Здесь одних бананов двести сортов. На любое обращение вам ответят такой улыбкой, что с непривычки можно ее неверно истолковать.
Бразильцы умеют и любят веселиться. Причем делают это преимущественно ночью, так как тяжелый амазонский климат (постоянная 100% влажность в сочетании с невыносимой жарой) не особо способствует активному образу жизни. Но стоит только большому желтому солнцу скрыться за кромкой океана, как все прибрежные города накрывает волна стихийных народных гуляний, в которые вовлекаются все — не только бразильцы, но и многочисленные гости этой страны. Где же белые штаны, в которых, как утверждал
Остап, ходит все население города? Неделю я искал мулатов или хотя бы метисов в белых штанах. Увы! Мужчины в белых штанах есть, это туристы. Коренные кариоки (жители города Рио-де-Жанейро) предпочитают стиль ‘серф — моя жизнь’: каучуковые шлепанцы за два доллара, майка (исходный цвет определить невозможно, так как она еще лет пять выгорала до белесо-бурого, ворот растянут, на животе мелкие дырочки) и шорты. Шорты должны быть размера на два больше и сползать так, чтобы был виден копчик.
Бразильский шик. Здесь почти все ходят вообще без штанов. И без рубах. Горожане носят микроскопические шорты или бикини, и ни солидный возраст, ни тучное телосложение им в этом не помеха. Люди открыты солнцу и ветрам. Им нечего скрывать. Мачо с голой волосатой грудью заходит в кафе, и это в порядке вещей. А вот вид человека в белой сорочке, да еще и в галстуке или, упаси
Бог, пиджаке, вызвал бы здесь всеобщую истерику. Собственно, после того, что творится у них во время карнавалов, неудивительно, что весь город отринул ложную стыдливость: они друг друга и не в таком виде лицезрели. Настоящие бразильские мужчины (все очень красивые) никогда не берут с собой полотенце — они стряхивают воду как собаки. Солнечные зонтики излишни — тень даст доска для серфа. На пляже они никогда не загорают, так что соломенный матрас тоже без надобности (на самом деле загорают,
но тайком, чтобы никто не видел, потому что темная кожа — повод для гордости, свидетельство темперамента и афро-индейских корней. Это почетно.). Тело должно быть безупречным — все качаются и бегают, не таясь. Теперь лирика. Бразильские женщины. Гордые мулатки, метиски, креолки (ну и немного белых). Все с идеальными формами той части, что сзади ниже пояса, и чем она больше, тем лучше. Обсуждение этой части женского тела — национальный мужской вид спорта (настолько распространен, что
составляет конкуренцию футболу). На пляж бразильская женщина идет в бикини (нормальная, среднестатистическая бразильская женщина покупает где-то 8—10 бикини за сезон, в этом году модно одевать верх от одного и низ от другого бикини), шлепанцах на платформе и канге (прямоугольный кусок тонкого хлопка, с рисунком или без, может выступать в роли юбки, платья, сарафана, топа — на что хватит воображения, на пляже на нем загорают), в ушах большие серьги из ракушек, на плече сумка.
В сумке: полотенце, крем от загара, масло для загара, крем увлажняющий, крем для расчесывания волос (у бразильских женщин обычно длинные волосы для того, чтобы бразильские мужчины за них хватали и целовали — это такая национальная забава), кошелек, книжка. Рядом подруга — кто-то должен следить за всем этим барахлом, пока она окунается. Бразильские женщины в океане не плавают — они медленно заходят в воду, ждут, пока пройдет волна, окунаются,
выныривают, проверяют, где бикини, эффектным движением удаляют излишнюю влагу с длинных волос, грациозно выбегают на песок (что удивительно, это получается даже у 130-килограммовых мулаток — вот что значит опыт), поправляют крохотный бикини (это главное занятие женщины на пляже — постоянно поправлять, передвигать и осматривать бикини) и гордо возвращаются на свое место, поражая по дороге красотой всех горячих серферов в радиусе 100 метров. Женщины никогда не загорают топлесс (во всем штате
Рио-де-Жанейро всего три нудистских пляжа, в столице — ни одного, что неудивительно: в этой стране купальник — верхняя одежда, вы ведь не придете на работу без блузки). Потом, это вредно для нежной кожи, а солнце в Бразилии безжалостное. Ну и третья причина, думаю, основная: бразильские мужчины любят, когда у женщины на теле следы от купальника. У женщин нижняя половина тела, особенно ее задняя часть предмет гордости, для мужчин – восхищения и
обожания. Бразильцы очень коммуникабельный и дружелюбный народ — завязать беседу можно, да и нужно с кем угодно, через пять минут вы уже лучшие друзья, вечером идете вместе пить пиво, в пятницу — танцевать, а в субботу ты уже на семейном субботнем шашлыке. Они вообще очень любят устраивать праздники. Разные: бал-фантазия по поводу дня рождения, праздник в спортклубе, праздник открытия сезона (избирательного, серфа, скейта, карнавала, бодиборда, рыбалки на
кого-нибудь, летнего, зимнего, дождей, засух), праздник пива каждую пятницу, приобретение новой машины, новой девушки, татуировки, пирсинга, доски для серфа (Марио Флавио разработал новый шейп), розового купальника — именно такого, как хотела, завершение или начало нового проекта на работе, расставание со старой девушкой, рост/снижение инфляции. Праздник потому, что давно (недели две) не было никаких праздников.
В общем, повод всегда найдется — желание у всех тоже всегда есть. Так что жизнь — сплошной праздник. Многие из этих людей – интеллектуалы, специалисты в области хореографии, изобразительного искусства, фольклора. Под их влиянием карнавальные шествия превратились в грандиозные спектакли, масштаб которых измеряется не столько количеством участников (каждая школа выставляет 3-4 тыс. человек), сколько богатством красок и гармонией движений и ритмов.
Правда, отношение к подобному великолепию отнюдь не всегда однозначно. Во многом добились своего критики, требующие естественной простоты и возвращения к традициям. Однако – вот уж истинное чудо даже эти метаморфозы не смогли охладить пыл, волнение и радость рядовых участников праздника. Эти безымянные мужчины и женщины и есть настоящие создатели спектакля. Они готовы потрать свою девятимесячную зарплату ради нескольких дней сказки.
Ими-то и рождается волшебное дыхание карнавала: ‘Мне кажется, что я на небесах. Бывает, закружится голова, я ложусь на землю и плачу Пунктуальность в Бразилии не принята. Но нельзя ошибаться и считать, будто демонстрировать деньги следует и в повседневной жизни, на улице. Нет, нет и нет! Здесь вообще лучше не показывать, что ты иностранец. Потому что повсюду рыщут воры и воришки. Они заглядывают в окошки машин, когда те стоят на светофоре,
и требуют ‘кэш Они могут вытащить деньги отовсюду, как бы глубоко вы их ни прятали В Бразилии, даже гуляя в вечернее время вдоль побережья, даже по ярко освещенным проспектам, нельзя расслабляться. И, главное, несмотря на то, что океан совсем рядом, только пересечь пляж, не рекомендуется сходить с тротуара. Попав на пляж, оказываетесь уже в другом мире, где вашу безопасность, по крайней мере, сохранность вашего имущества, уже никто не гарантирует.
Мечтающие о горячей и чистой любви европейцы и американцы больше не покупают туров в Юго-Восточную Азию. После того, как тамошние страны пострадали от разрушительного цунами, секс-туристы устремились в Бразилию Изменение мировой конъюнктуры уже привело к существенным сдвигам в местной индустрии развлечений. Как отмечается в последнем докладе бразильского парламента, в стране идет трансформация разрозненных турагентств, отелей, баров, ресторанов в единую сеть, способную удовлетворить любые, даже
самые извращенные, пожелания заказчика. Заведения меняют меню, иначе, чем раньше, планируют развлекательную программу. У владельцев борделей имеются купленные портье в крупнейших отелях и водители такси, которые при желании туриста могут помочь ему выбрать подходящее местечко. Превращение Бразилии в мировую секс-державу сулит огромные барыши местным сутенерам. Не тем, что расставляют девочек вдоль дорог. А сутенерам с большой буквы – тем, кто вкладывает немалые
деньги, чтобы превратить страну в один огромный публичный дом. Кому происходящие в Бразилии перемены едва ли придутся по вкусу, так это обычным бразильцам, которые хотели бы жить в нормальной стране, честно зарабатывать деньги и не бояться каждую минуту за своих детей. В государстве-борделе обо всем этом, увы, придется забыть. Власти пытаются бороться с секс-мафией, но не очень успешно.
Уже сейчас, по данным Детского фонда ООН, проституцией зарабатывают на жизнь более 150 тыс. бразильских несовершеннолетних. Остановить быстрое распространение проституции невозможно без непосредственного участия бизнеса. И похоже, что предприниматели начинают это понимать. Как написала в среду газета Estado de So Paulo, на днях прошла совместная конференция Всемирной детской организации и сети отелей Atlantica
Hotels. Выступивший на ней президент гостиничной сети заявил, что он не намерен мириться с превращением страны мировую столицу проституции. Гостиничный оператор намерен организовать курсы для сотрудников, на которых обслуживающему персоналу объяснят, почему не стоит помогать сутенерам. Планируется воздействовать и на гостей, однако пока не совсем ясно как. Люди в Бразилии, как правило, не любят путешествовать.
Спрашивать дорогу у местного населения себе дороже. В 30% случаев указывают неправильно. Кроме танца самба и карнавала жители Рио обожают играть в футбол – везде, в том числе и на пляжах. Путешествуя по Бразилии можно увидеть дорожный знак ‘Футболист’ (изображен бегущий чел” с мячом). Можно и не понять, что он обозначает: то ли предлагают сыграть в футбол, то ли осторожно на дорогу
может выкатиться мяч, а за ним и футболист. Футбол в Бразилии – дело общественное. Кроме огромных стадионов, таких как, например ‘Марокана’ в Рио – де – Жанейро, вмещающий около 300 тысяч человек, футбольные площадки есть везде, даже в самых невообразимых местах. Прекрасные песчаные пляжи побережья Атлантического океана – это футбольные поля, переходящие одно в другое.
Так и в Сальвадоре, так и на сорокакилометровой ленте пляжей Копакобана и Ипотанема в Рио, так и по всей Бразилии. Вообще в традициях и менталитете жителей Рио, как и всей Бразилии, чувствуется смешение рас и национальностей. Португальские, африканские и индейские корни проявляются в традициях и образе жизни жителей солнечной
страны. Хорошее настроение и ежедневное веселье здесь норма… Они, действительно, не имеют расовых предрассудков, они, действительно, не видят расовых различий и одинаково приветливы со всеми, кого любят и уважают, независимо от цвета кожи! Все – люди, такие же, как все. Все ведут себя с одинаковым достоинством, и белый швейцар почтительно открывает дверь перед богатой дамой с темной кожей, а белый учитель в школе нежно прижимает к себе обиженного
черного малыша совершенно искренне. Наверное, поэтому Латинская Америка, и, в особенности, Бразилия, никогда не участвуют в глобальных, националистических войнах. Наверное, они не смогли бы даже и проникнуться какими-то национальными идеями превосходства какой-то нации или, того хуже, расы. Думаю, по той же причине трудно ожидать от них и религиозного фанатизма – они умеренно, так скажем, религиозны, ведь различия между
Сифом и Хамом постулированы Библией, а попробуйте найти чистого Сифа или Хама в Бразилии! Так что, все их перевороты, революции (кстати, это к Бразилии не совсем впрямую относится, потому что она издавна была очень богатой страной с жесткой властью, в отличие от более бедных Никарагуа, Аргентины, Чили, Кубы) носят социальный характер, бандитизм и высокий уровень преступности (что есть, то – есть, и не
может не быть, если различия в зарплатах – в 80 раз! Это в Швеции не может быть, потому что уборщица на моем этаже получает всего на 2000 крон меньше меня, а я ведь на 15 лет более образована!) порождены только социальным неравенством! И вот эту-то внутреннюю, искреннюю свободу от расово-национальных предрассудков в сочетании с известной беспечностью, какой-то всеобщей наивностью, детскостью, беззаботностью (по крайней мере, в поведении,
внешней) все и воспринимают как ”рай” – ведь в раю все равны, души не имеют рас, ведь так? 2. Особенности жилища Невозможно не рассказать о разбросанных по всему городу фавеллах – чисто бразильской реальности. Фавеллы можно встретить в самых разных районах, даже в относительно богатых, местная достопримечательность, поэтому сюда приглашают на экскурсии туристов. Туристы без сопровождения гида вряд ли решились бы на такой маршрут, а если бы и решились, то вряд ли бы вышли из фавелы целыми и невредимыми.
Они робкой кучкой передвигаются среди лачуг, фотографируют колченогих собак, чумазых детишек, бандитов и наркодилеров, потом выпивают и закусывают в местной харчевне. Деньги за экскурсии идут в городской бюджет, но что-то перепадает и местным капо. Официально – это самострой, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, обычно на какой – либо возвышенности, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет
на постройки домов в фавеллах. На самом же деле все несколько сложнее. Бразильская фавелла не просто поселок – это образ жизни, государство в государстве. Посторонний человек свободно не пройдет там и шага, однако многие местные туристические фирмы организуют экскурсии по фавеллам. В фавеллах своя, обычно криминальная, власть, которая совсем не заинтересована в потере доходов от туризма. В большинстве этих поселков есть свое внутреннее и спутниковое телевидение,
не говоря уже о таких благах цивилизации как электричество, водопровод и канализация. Похуже, правда, с благоустройством. Дороги здесь, в основном, грунтовые, но попадается и асфальт. Фавеллы есть в каждом крупном городе Бразилии. Даже столица, город, построенный в шестидесятые годы на новом месте, в глухом районе Амазонии, по четкому проекту Оскара Нимейера, с жестким, до метра, делением между жилой и административной частями, город с высоким
уровнем безопасности, в последнее время уже тоже обзавелся фавеллами. Сегодня в фавеллах живут и студенты, и инженеры, и творческая интеллигенция, и квалифицированные рабочие – то – есть люди, не имеющие никакого отношения к местной криминальной элите. При этом можно даже выбрать район проживания – центр, парковая зона, приморская набережная – эти поселки есть повсюду. Сегодня фавеллы это неотъемлимая часть бразильского образа жизни, его гордость, беда,
а для кого – то источник дохода. Бразилия относится к числу довольно безопасных стран. Конечно, если одному отправиться на поиски приключений в районы городских трущоб – ‘favela облачившись в лучший костюм Самым престижным районом Рио считается Копакабана и дома по побережью на запад от нее. Чем ближе к пляжам – тем дороже и роскошнее. Здесь не озабочены ложной скромностью: если деньги есть – их надо демонстрировать.
Поэтому жилище богатой семьи выглядит как дворец с мраморной лестницей, фонтаном и бассейном во дворе. Путешествуя по Бразилии можно встретить много ухоженных маленьких городков (явно люди там не бедствуют). 3. Особенности кухни Настоящее раздолье в Бразилии для любителей поесть. Тропическая жара здесь вовсе не помеха. ‘Плотоядная экскурсия’ длится около трех часов. Переходя от столика к столику, туристы поедают в больших количествах жареных цыплят, свинину и говядину,
чередуя каждую порцию глотком кайпириньи (смесь водки из сахарного тростника и лайма). Жители Бразилии любят и умеют готовить. Один из главных принципов их кулинарного искусства – соединять несоединимое. В этом смысле бразильскую кухню можно смело отнести к одной из самых оригинальных. Бразильская кухня – результат традиций и обстоятельств. Каждый район Бразилии, в зависимости от преобладающего культурного влияния, имеет свой тип кухни.
В одних районах преобладает туземная культура, в других – кулинарные европейские традиции разных типов, которые занесены в Бразилии колонизаторами или, позднее, иммигрантами. Разнообразие и вкус бразильских блюд определяются также близостью реки или моря, характером почвы и осадков. Кухня Баии относится к периоду рабовладения, когда хозяева собирали сегодняшние или вчерашние остатки пищи, чтобы накормить своих рабов. Некоторым рабам разрешалось ловить рыбу или моллюсков.
Рабыни вспоминали свои детские познания в кулинарии, полученные в Африке, когда смешивали оставшуюся в кастрюлях еду с соком кокосов и маслом пальмы dende. Прошло время, и эта простая еда превратилась в разные блюда, каждое из которых имеет свое название. Так сложилась кухня Баии. Вот несколько самых вкусных блюд. Vatapa Моллюски режутся или перемалываются с кусочками рыбы, варятся в масле dende с добавлением сока
кокосов и кусочков хлеба. Блюдо подается с белым рисом. Sarapateu Печень или сердце свиньи готовится со свежей кровью животного, затем добавляются помидоры, перец и лук, и все это варится вместе. Caruru Соленые креветки подаются вместе с острым соусом, приготовленным из красного перца и бразильского растения киабу. В районе Амазонки типичное блюдо – pato no tucupi, которое состоит из кусочков утки, сваренной в густом соусе
с добавлением травы, которая жжет желудок спустя несколько часов после еды. Другим типичным блюдом этого района считается tacaca, густой желтый суп с сухими креветками и чесноком. В Рио-Гранди-ду-Сул главное блюдо – это churrasco: кусочки говядины, нанизанные на металлический стержень, которые жарятся на углях на открытом воздухе. Едят это блюдо с соусом из помидор, лука, перца, уксуса, оливкового масла и соли. Пастухи во внутренних районах страны готовят, таким образом, целого бычка.
Но одно блюдо является, бесспорно, самым характерным для Бразилии, это – feijoada. В Рио-де-Жанейро, где оно особенно популярно, feijoada готовится из черной фасоли, сушеного мяса, копченой колбасы, свинины, чеснока, перца и лаврового листа. Обычно это блюдо подается в глубокой тарелке с мукой маниоки и, по желанию, с белым рисом. К фейжоаде подаются также порезанные ломтиками апельсины, капуста и соус из перца.
Рецепт этого блюда привезли в Бразилию завоеватели – португальцы. Тем не менее, бразильцы гордятся фейжоадой не меньше, чем знаменитым карнавалом и рассказывают вот такую забавную историю: фейжоада появилась в далекие времена на хлопковых и каучуковых плантациях, и первыми его поварами и дегустаторами были негры. Плантаторы выбрасывали рабам объедки со своего стола, а бразильские ‘пролетарии’ варили из них густую похлебку в большом общем котле, сдабривая ее специями.
К настоящим бразильским деликатесам можно отнести жаркое из черепах, приготовление которого красочно описано в романе известного бразильского писателя Жоржи Амаду ‘Донна Флор и два ее мужа Свежевыловленную черепаху помещают на разделочную доску и сверху на нее кладут гнет. Бедная черепаха, живая, выдавливается из панциря. Затем ее подвешивают за задние лапы и отрезают голову, потрошат, маринуют в лимонном соке, луке и оливковом
масле, а потом жарят со специями. К другим экзотическим для европейцев блюдам можно отнести итапоа – пудинг из крабов, с которым связан забавный, но весьма поучительный анекдот. Когда-то Бразилией управлял король. Однажды во время обеда прискакал гонец и потребовал, чтобы его срочно пропустили к королю. Придворные не посмели беспокоить короля, которому как раз подали пудинг из крабов – любимое блюдо. Только после обеда король узнал, что его сын объявил независимость страны.
Но было уже поздно, и король не смог вмешаться в ход событий. Не будь пудинга, очевидно, история Бразилии могла бы сложиться по-иному. Жители Рио-де-Жанейро солидарны с низвергнутым монархом: когда они едят пудинг из крабов, никто не смеет мешать. Это правило, похоже, распространяется и на сотрудников фирм, которые работают с Бразилией. В Бразилии вообще очень распространены блюда из морепродуктов.
Любят бразильцы также каруру – соленые креветки с острым соусом из красного перца и бразильского растения киабы. Те же креветки, но уже сушеные, в районе Амазонки добавляют в такаку, густой желтый суп. В этом же районе, куда не так часто заглядывают российские туристы, в отличие от иностранных, местные жители часто готовят и пато но тукупи. Кусочки утки, сваренные в густом соусе с добавлением травы, которая жжет желудок спустя несколько часов после еды. Траву применяют сознательно не только для быстрого усвоения
пищи, но и для дезинфекции внутренних органов, что важно в условиях жаркого тропического климата. Для кухни региона Гранди-ду-Сул (Рио) характерна шурашка – блюдо из кусочков говядины, которые нанизываются на металлический стержень и жарятся на углях на открытом воздухе. Такой бразильский шашлык, состоящий из множества различных сортов мяса и субпродуктов, можно отведать в шурашкариях. Едят шурашку с соусом из помидор, лука, перца, уксуса, оливкового масла и соли.
Во внутренних районах страны гаучо (пастухи) готовят таким образом целого бычка. Они же любят потчевать себя и сарапателью – печенью и сердцем свиньи, которые готовятся со свежей кровью животного, с помидорами, перцем и специями. Напитки. Многие иностранные туристы убеждены, что бразильское пиво – одно из самых лучших в западном полушарии. В течение долгого времени производство крупнейших национальных компаний курировалось экспертами из
Голландии и Германии. В Бразилии производится крепкая, кристально-чистая водка cachaca, получаемая из спирта переработанного сахарного тростника. Кашаса с соком лимона, сахаром и льдом называется caipirinha и представляет собой популярнейший в Бразилии напиток, который часто подается к фейжоаде. Guarana – это типично бразильский прохладительный напиток из одноименного плода амазонского леса. Кстати, гуарана очень тонизирует — на дискотеку все берут порошок гуараны: если притомился — понюхаешь
и опять в строю. Никакой химии). Фармацевты используют ее в своей работе с большой оглядкой. Препараты, содержащие экстракт гуараны, имеют ряд противопоказаний, и применяют их исключительно по назначению врача. Но в слабых концентрациях этот дар джунглей безвреден и, как считается, оказывает тонизирующий эффект. Стоит шипучка из гуараны $0,4 за алюминиевую баночку, то есть несколько дешевле, чем традиционные Coca, Pepsi . Пиву отдельная ода — ледяное, такое, что внутри плавают льдинки (бразильцы
не допивают до конца кружки — они ненавидят теплое пиво), прозрачное, янтарного цвета — вкусовых качеств неимоверных. Бывает в кружках по 0,3 и граненых стаканах по 0,1 — для девушек и детей. Еще можно пить кайпиринью — местный коктейль — мелко порезанный лайм, лед, сахар и кашаса (тростниковая водка где-то 60 градусов). Тем, кому еще или уже нельзя, — гуаравитон (подобие морса из ягоды гуараны, которая растет в Амазонии. И еще плюс бразильского общепита — заказать можно все, что вам придет в
голову, даже если этого нет в меню. Кроме пивных существуют барчики ботеко. Это такая длинная узкая кишка, отделанная белой кафельной плиткой, в ней умещается барная стойка, вдоль которой ряд высоких железных табуреток, на них сидят постоянные клиенты, смотрят по телевизору футбол и пьют с хозяином заведения. Больше ничего не помещается. В конце — туалет. Дверей нет. На улице куча железных складных стульев, хочешь выпить с друзьями — расставь
стулья кружочком и пей; столы бывают редко, так что кружку держать приходится в руках, иногда устраивают импровизированный стол из сдвинутых табуреток. Как несложно догадаться, такие группы выпивающих по вечерам занимают весь тротуар (барчики в Рио каждые десять метров — клиентов всегда хватает). На стене бара полки, на них бутылки — обычно водки или виски. На бутылках вместо этикеток — бумажки с именами постоянных посетителей (вместо ‘Джони
Уокер’ написано ‘Сеньор Гимараеш’). Природа одарила Бразилию большим разнообразием фруктовых растений, и поэтому жители страны, а также гости, имеют возможность порадовать себя свежими соками самых разных вкусовых оттенков. Продаются они по скромной цене. Из растений, которые вовсе нельзя назвать фруктовыми, здесь тоже выжимают сок в коммерческих целях. Производство сиропа из сахарного тростника осуществляется прямо на глазах
у почтенной публики. С одной стороны в механический пресс засовывают сухие жесткие стебли этой травы, с другой стороны выезжают измочаленные останки тростника, все такие же сухие, а вниз непонятно откуда стекает мутная беловатая жидкость. Вкус у нее приторный, нравится не всем, но хотя бы разок попробовать стоит. Можно испить кокосового молока. По внешнему виду оно не имеет с настоящим молоком ничего общего, а вкусовые достоинства данного напитка те, кто его пробовал, оценивают неоднозначно.
Некоторые находят, что больше всего он напоминает слабый раствор стирального порошка. Прелесть кокосового молока заключается в том, как его сервируют. Туристу предлагается целый незрелый орех (в зрелом сок густеет и превращается в кокосовую мякоть) со срезанной верхушкой и вставленной в отверстие трубочкой. 4. Народные традиции Для туристов привлекателен, прежде всего, карнавалами.
Карнавалы в Бразилии — это, пожалуй, самое захватывающее шоу в мире. Это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Недаром говорят, что в Бразилии живут от карнавала до карнавала. А если учесть то, что карнавалы случаются здесь довольно часто, то характеристика бразильцев как нации праздной и праздничной — будет вполне уместна.
Школы самбы сделали карнавал в Рио-де-Жанейро одним из самых ярких и впечатляющих зрелищ в мире. Бразильцы считают свою страну родиной карнавала. За две недели до него они откладывают все важные дела ‘на потом Четыре дня длится праздник. На это время жизнь в стране замирает – все танцуют. Средства массовой информации нацелены только на карнавал. Куда ни глянешь – всюду он. Да и заграницей, кто бы ни говорил с бразильцем о его родине, рано или
поздно речь неизбежно заходит о карнавале, ибо эти понятия неразрывны. Ведь карнавал так и называют ‘бразильским подчеркивая тем самым происхождение этого праздника, уникального по своему размаху и накалу страстей, охватывающих всех и каждого. Гораздо меньше известно о все возрастающей роли, которую играют в карнавале школы самбы. Первая из них была официально открыта в Мангейре в 1928г.
За ней появились другие, но в то время они еще не имели отношения к карнавалу. Эти школы, зародившиеся в бедных кварталах, где много негров, были далеки от праздника, который проходил на центральных улицах, оставаясь развлечением зажиточных людей. Беднякам приходилось веселится почти ‘нелегально’; полиция не давала им петь и танцевать там, где им хотелось. И все-таки самба постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного населения,
пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала фавелы Рио, обитатели которых начали устраивать свои собственные шествия. В 1935г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его народной форме. Школам самбы стали предоставлять государственные субсидии. Не имевшие до этого времени определенной структуры, они теперь обрели свой статус, получили собственные
помещения, создали комитеты управления, собиравшие ежемесячные взносы. Возникла федерация школ самбы. Отныне в шествиях могли участвовать лишь ее члены. Эта ‘бюрократизация’ ускорялась по мере возрастания интереса к карнавалу со сторону государства, а также публики, жаждавшей незабываемых зрелищ. Начиная с 70-х годов школы превращаются в настоящие ‘фабрики карнавала работающие круглый год и располагающие всей необходимой инфраструктурой.
Фантасмагория шествий – итог долгих усилий, о которых зритель не подозревает. Ушли в далекое прошлое те времена, когда школы самбы подключались к организации карнавала лишь перед самым его началом. Балы и репетиции, на которые за определенную плату допускается публика (они привлекают до 150 тыс. зрителей), коммерциализация культурной продукции (танцевальные группы), помощь банкиров в проведении бичо (разновидность лотереи) приносят гораздо больше доходов, чем месячные взносы членов
ассоциации самбы. Создание этого особого института потребовало и соответствующего персонала бухгалтеров, юристов, администраторов представляющего в большинстве своем совсем иные социальные круги, чем его основатели. Школам пришлось приспосабливаться к их вкусам. Самые крупные из них стремятся, подобно клубам для среднего класса, расположиться в более престижных местах. Но каждый год совершается чудо: несмотря на всю свою эволюцию и организованную подготовку, карнавал,
выплеснувшийся когда-то из глубин народной души, всякий раз заново обретает свое волшебное очарование. Шествия Вот так описывают праздник бразильские писатели Амаури Жориу и Иром Араужу: ‘Впереди всех едет колесница (abre-alas), символизирующая школу. За ней следуют повозки, оформленные в виде различных аллегорий. А между ними идут танцоры. Члены комиссии отдают распоряжения.
Ведущие участники не спеша занимают свои позиции. Дирижеры настраивают оркестры. Вот по сигналу главный певец, стоящий на колеснице, запевает тему самбы – samba-enredo. Следуя старой традиции, участники слушают ее, затем, подхватывая мелодию, вступает оркестр – и все начинают петь, повторяя основную тему два или три раза, не двигаясь, поджидая отставших. И вдруг, словно по волшебству, все приходит в движение.
Начинается самый прекрасный в мире фестиваль народного искусства. Неторопливо, с пением и танцами проходит кортеж, вызывая вокруг радость и восхищение Для многочисленных зрителей, готовых оплатить этот спектакль, приготовлены расположенные амфитеатром места. Их отгораживают передвижными загородками, чтобы насладиться зрелищем могла только публика, заплатившая за вход. Правда, это неизменно вызывает протесты тех, кто не может позволить себе такой роскоши.
С 1984г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейра и рассчитана на 850 тыс. зрителей (длина аллеи 700 м, ширина – 13 м). Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Шествие каждой из них занимает полтора часа.
Все подчинено четкому регламенту: система оценки, которой следует жюри, время прохода каждой школы, число участников, размеры повозок, представляющих различные аллегории, тема самбы samba-enredo, ее исполнители, порядок элементов в выступлениях школ. Сегодня каждая школа сама выбирает себе тему. Но так было не всегда. Правда, первоначально свобода выбора существовала.
Но с 1939г. и до конца 60-х гг. последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы, иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь обрели свободу. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры. Популярности карнавала больше всего способствует телевидение.
Оно не только транслирует из Рио-де-Жанейро на всю страну шествие школ самбы первой категории, но и знакомит с региональными балами и шествиями по местным и национальным телеканалам. В 1995г. эти передачи посмотрели 65 млн. телезрителей. Другое важное новшество – появление carnavalesco, специалиста по организации шествий. Он предлагает тему, создает манекены и персонажи аллегорий, продумывает аксессуары, подбирает необходимые
ткани, находит цветовое решение, руководит монтажом композиции, организует репетиции, а с недавних пор вмешивается и в выбор текста для самбы. Своего апогея танцевальная феерия достигает в феврале, когда на улицы Рио выплескивается неукротимо празднество, всемирно известный карнавал. В течение недели в ‘великолепном городе как называют Рио его жители, не работают промышленные предприятия и учреждения.
Даже парламент страны берет праздничный ‘тайм-аут Конкурсы на лучшее исполнение самбы проходят во всех городах и поселках Бразилии, однако коренные жители Рио, кариоки, говорят, что кто не видел карнавала в Рио, тот не видел настоящий тропический карнавал. Четыре ночи с заката солнца и до его восхода на ‘самбодроме’ (специально построенном комплексе с трибунами по обе стороны дороги, по которой проходят карнавальные
шествия) непрерывно гремят барабаны, движутся тысячи танцующих людей в масках. Одна школа самбы сменяет другую, лучшая из них по решению жюри получает приз. В эти дни в Рио приезжают не менее 1 млн. иностранцев и гостей из других городов страны (входные билеты на карнавальное шествие – 190$). Карнавал воскрешает древние языческие обряды, существовавшие задолго до появления португальцев в Бразилии. Хотя официально около 90 % бразильцев считаются католиками, у
жителей Рио большой популярностью пользуется макумба (разновидность вуду – черной магии) и кандомбле (белая магия). Некоторые исповедуют язычество совершенно открыто. Накануне Нового года почитатели морской богини Йменьи устраивают торжественную церемонию в честь своего кумира. Облачившись в белые одежды, они отправляют в плавание небольшую, украшенную цветами лодочку, в которой лежат дары для богини, губная помада и французское шампанское.
Период после наступления Нового года, по прошествии рождественских и новогодних каникул, для всех жителей планеты не столь примечателен, как для населения Бразилии. Здесь как раз все только начинается, и начинается с предвкушения карнавала. Для кого-то это время важных решений, кто-то пускается в большие траты, а кто-то просто хочет отвлечься от будней. Еще очень важно – в Бразилии сейчас лето.
И карнавал проходит в самый его разгар. В феврале этого года Рио-де-Жанейро ожидает принять более трехсот тысяч туристов со всего мира. Самые важные дни – с 10 по 12 февраля. Вообще ежегодно карнавал проходит в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается в среду. Карнавал продлится с 8 по 15 февраля, но неофициально страна будет продолжать праздновать до 17 числа.
После него наступает Великий пост. Можно сказать, что карнавал – это та же Масленица, со своей широкой масленицей (знаменующей конец праздника в среду). Иногда платформы теряют часть своих декораций еще до появления здесь. Шествие каждой платформы имеет свою структуру. Мужчины в белых майках толкают повозки, женщины в красочных дорогих костюмах идут перед платформой, группа мужчин изображает традиционных кариокас (жителей) в белых
майках и панамах. Впереди процессии шествует женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней танцует мужчина, привлекающий внимание к этой ‘принцессе’ и призывающий зрителей аплодировать. Группа барабанщиков также своя у каждой школы. Перед ними следует королева – телезвезда, специально приглашенная знаменитость или просто красавица. Помимо Самбодрома на улицах и даже на пляжах разворачивается народное гулянье.
Основные улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют самбу, пьют веселящие напитки и распевают песни. Во время карнавала Католическая церковь проводит мессы за прощение грехов, совершаемых в эти дни. Архиепископ Рио-де-Жанейро предписывает пастве двухсот сорока двух приходов города замаливать грехи участников карнавала. Церковь не противится этим ежегодным дням веселья, но просит верных католиков молиться за прощение излишеств в то время, как большая часть населения идет не в соборы, а на улицу,
чтобы влиться в мир праздника самбы, спиртного и секса. На период карнавала бразильские города коронуют короля Момо, которого выбирают из самых толстых мужчин (они должны весить более 140кг!). В этом году вот уже шестой раз подряд королем Момо в Рио стал тридцатилетний архитектор Алекс де Оливейра.
Он обязан присутствовать на 200 дефиле, балах и конкурсах, и конечно, на Самбодроме, где будут соревноваться 14 школ. Билеты на Самбодром не дешевы. Во время церемонии открытия карнавала мэр города вручает королю Момо ключи от Рио-де-Жанейро. Во время карнавала проходит около двухсот балов в разных районах города, самый знаменательный – бал во дворце Копакабана, на который съезжаются актеры, политические деятели,
футбольные звезды, модели. В феерии карнавала участвуют все. Несколько лет назад президент Бразилии решил поучаствовать в карнавале в Рио и показать, как он любит этот город. Закончилось все заголовками во всех газетах Бразилии, кричащими о том, как глава государства потерял контроль над собой. Нужно знать, что с декабря по февраль в Рио-де-Жанейро – пик сезона, поэтому просто необходимо заранее
забронировать отель. В остальное время гостиницы обычно снижают цены. Cостоится парад победителей, показательные выступления лучших школ самбы. На самом деле соревнования танцоров называются ‘ранчос и представляют собой торжественные и романтические любовные истории, которые воплощались исполнителями с помощью танцев под совершенно другие, нежели самба, ритмы. От ранчос со временем исполнители перешли к самбе, которая гораздо более ярко и интересно показывала
эмоциональный настрой танцующих и рассказывала об их любовных переживаниях. Специалисты считают, что современные школы самбы произошли именно от исполнителей ранчос. Что можно считать символом Бразилии ? Государственный гимн, флаг, герб? Да, конечно. Все это так, но уж слишком официально. Может быть сказочно красивая природа, футбол, криминал, самба, красочные карнавалы?
В какой – то мере тоже. Но эти символы сами по себе не столь однородны для всей страны и, в зависимости от штата, имеют свою, местную, специфику 5. Транспорт Любимый транспорт – автомобиль. В шестидесятых годах все были уверены, что завтра каждая бразильская семья будет иметь машину, и не особенно заботились о пешеходных дорожках и подземных переходах. В итоге дом может быть без крыши, но рядом с ним непременно стоит машина.
Любимица нации Фуска, классический фольксваген-жук. Неприхотливый автомобильчик, заполнивший улицы городов и сел, первая машина местной сборки и первая для многих бразильцев. Порой потрепанную фуску держат в гараже рядом с престижными лимузинами – как памятник эпохи и сентиментальное воспоминание. В конце недели бразильские города пустеют. Из столицы, расчерченой сетью автотрасс, дороги уведут куда угодно.
На выходные принято уезжать за город – к хрустальному сорокаметровому водопаду Итикира, в заповедник Пиренополис, где растет знаменитое дерево жатоба, ровесник Бразилии (в 2000 году здесь отметят пятисотлетие открытия страны португальцами). Дальние поездки приурочивают к отпуску. Две тысячи километров на север от столипы, и вы в гостях у крокодилов – в Амазонии. Правда, знающие люди от таких поездок предостерегают.
В этом зеленому аду (из самолета кажется, что летишь над бескрайним бильярдным сукном) человеку раствориться так же легко, как капле воды в Амазонке. Тем более что вы можете чем-то не понравиться выходящим из сельвы индейцам. Могут, как поговаривают, и съесть Водители очень часто ездят на красный свет светофора. Очень много девушек ездят на мотоциклах. Очень мало дорожной полиции на дороге, однако, на дорогах
очень много камер и радаров скорости. В Бразилии две полиции на дорогах – дорожная, федеральная. Дорожная полиция любит ко всему цепляться и требовать деньги. Федералы проверяют документы через компьютер и если все в порядке отпускают. Водители грузовиков часто ездят со скоростью более 100 км/час и очень часто обгоняют друг друга по встречной полосе (при этом легковые машины на встречной полосе, в расчет не берут).
Почти у всех грузовиков автоматическая подкачка колес. С логистикой в Бразилии плохо – 50% грузовиков едут пустые. Как правило, грузовики поворотниками показывают можно ли их обгонять или нет. Во время сильного дождя или плохой видимости, лучше не обгонять т.к. многие водители не включают габаритных огней. 6. Праздники 1 января – День всеобщего содружества /
Новый год 20 января – основание города Рио-де-Жанейро апрель – Святая суббота 21 апреля – Тирадентис 1 мая – День труда 7 сентября – День независимости 12 октября – Праздник Явления Богородицы 2 ноября – День поминовения усопших 15 ноября – День провозглашения Республики 25 декабря – Рождество А также: Февраль-март: гонки
Формула-1 в Сан-Паулу Вторая половина февраля: праздники в Манаусе (Manaus) Апрель, с 16-го по 21-е: праздник Независимости в Ору-Прету (Ouro Preto) 20 апреля: День индейца в Ресифи В июне с 28-го по 30-е: карнавал в Амазонии С 10-го по 25 июня: фольклорный фестиваль в Белене,
Манаусе и Сан-Луисе Конец июня: марафон в Рио-де-Жанейро Июль: фестиваль артистов в Ору-Прету Июль: кинематографический фестиваль в Грамаду, на юге страны В 20-х числах августа: фольклорный фестиваль в Сан-Луисе и Белу-Оризонти Конец августа: фольклорный фестиваль в Парати В 10-х числах сентября: сражение Guarapes в
Ресифи В октябре по воскресеньям: фольклорный фестиваль в Сан-Луисе. Заключение По идее здесь все должно быть наоборот. Когда у нас зима, в Бразилии – лето, когда у нас день, у них – раннее утро. Мы ходим одетыми, даже слишком, они – почти голыми. У нас в лесах много грибов, у них – диких обезьян
На самом деле различия между нами вовсе не такие разительные. Но, чтобы убедиться в этом, надо увидеть Бразилию собственными глазами! Список литературы 1. Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах / Сост. С.Я.Левит; Редкол. 1-го тома: И. Л.Галинская ( отв. ред.) и др М.: Юристъ, 1995.Т.
1,1995 С.445-455. 2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством М.:Раритет,1997 676,[2] с. 3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций – М.: Academia, 1998. – 429c. 4. По материалам сайта “reports.travel.ru” 5. По материалам сайта “Туринфо” 6. По материалам сайта “www.nalogi.net”