Введение
Важнейшиминаправлениями формирования рыночной экономики России являются поддержкапредпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Вэтой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалосьпреобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления,что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складываетсянеобходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие вРоссии, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы,перспективы и допущенные ошибки.
Экономическаяреформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сферекак бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизациягосударственного и муниципального имущества являющаяся сердцевинойэкономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду слиберализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализтеории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественнойэкономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостьюосмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе отадминистративно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманиемроссийских исследователей к проблемам развития отношений собственности;в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике ивовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Целью данной работы является рассмотрение процессаприватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторонприватизации в РФ. Для реализации цели были поставлены и решены следующиезадачи:
· рассмотретьсущность, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в РФ;
· выявитьцели и задачи приватизации;
· определитьсубъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственнойсобственности;
· выявитьпреимущества и недостатки процесса приватизации в РФ;
· раскрытьэкономическую характеристику приватизации.
Предмет исследования – экономические, правовые иорганизационные процессы приватизации государственного имущества.
Объект исследования – государственное имущество как объектприватизации.
1. Понятие,правовое регулирование приватизации
Вэкономическом смысле под приватизацией понимается преобразование отношенийсобственности путем передачи или продаж на различных условиях государственной имуниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам». [1]
Посколькук началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны былвопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере – Закон РСФСР от 3июля 1991 г. №15314 «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видовгосударственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались,например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.
Всоответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретениегражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частнуюсобственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов:цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных инематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капиталеакционерных обществ (товариществ) и др.
Данноеопределение содержало в себе ряд недостатков, в том числе:
· неоправданноеограничение круга лиц, являвшихся приобретателями государственного имущества –не указаны, например, производственные кооперативы, хотя этаорганизационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР;
· использованиенеюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок ит.п.);
· отсутствиеуказания на возмездность отношений, связанных с приватизацией государственногоимущества – допускалась безвозмездная передача части акций членам трудовогоколлектива при акционировании предприятий.
Акцентв определении приватизации делался на приобретении объектов в частнуюсобственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждениигосударственного и муниципального имущества.
Приватизацияинициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными юридическими ифизическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объектауполномоченному принимать решение об этом государственному органу. В Законе оприватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказазаинтересованным лицам в принятии решений о приватизации. Среди них не былотакого основания для отказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Еслиприватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку,не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительноерешение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что всоответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной.Государство, таким образом, гарантировало право граждан и юридических лицреально приобрести предприятия, их части в свою собственность.
ВГражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имуществапонимается как передача имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, его собственником в собственность граждан июридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственногои муниципального имущества (ст. 217).[2]Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии,все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве.
Федеральныйзакон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и обосновах приватизации муниципального имущества»[3]существенно изменил понятие приватизации. Приватизация – это возмездноеотчуждение государственного или муниципального имущества (объектовприватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанногоопределения следует, что:
· приватизацияносит возмездный характер;
· приватизациякак процесс представляет собой деятельность государства и муниципальныхобразований, направленную на уменьшение доли собственности этихпублично-правовых образований в экономике страны.
Хотелосьбы, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял заявочную системуинициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа впринятии решений о приватизации. Ныне действующий Федеральный закон от 21декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципальногоимущества» [4]понимает под приватизацией государственного и муниципального имуществавозмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, еесубъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) всобственность физических и / или юридических лиц.
Заинтересованныелица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить спредложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтеныили, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы)приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований дляотказа в приватизации.
Яхотела бы отметить, что Закон говорит о передаче государственного имуниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не вчастную собственность). Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать этоимущество могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимогосударственной, муниципальной и частной собственности, допускает существованиеи других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Сферадействия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника – Закона1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих приотчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Законне распространяется. Например, регулируются другими законами приватизацияжилищного фонда и имущества государственного резерва, государственногоимущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения,указанные в законе.
Законодательствоо приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
· государственнымии муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальнымиучреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении илиоперативном управлении;
· государственногои муниципального имущества на основании судебного решения.
Отчуждениегосударственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируетсяиными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативнымиправовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия,признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, ане законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения неподпадают под понятие приватизации.
В настоящеевремя отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципальногоимущества, урегулированы следующими нормативными правовыми актами:
1)Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизациигосударственного и муниципального имущества»;
2)Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственнойпрограмме приватизации государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации»;
3)Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №585 «Об утвержденииПоложения об организации продажи государственного или муниципального имуществана аукционе и Положения об организации находящихся в государственной илимуниципальной собственности акций открытых акционерных обществ наспециализированном аукционе»;
4)Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утвержденииПоложения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципальногоимущества» и др.
2. Целии задачи приватизации
В настоящеевремя цели приватизации сформулированы в Государственной программе приватизациигосударственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента РФот 24 декабря 1993 г. №2284[5],а также в Основных положениях Государственной программы приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. №1535[6]. Собрание законодательства РФ[7] вносит изменения в Правилаопределения нормативной цели подлежащего приватизации государственного илимуниципального имущества.
К числу такихцелей указанные нормативные акты относят:
– повышениеэффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятийна основе структурной перестройки экономики;
– формированиеширокого слоя частных собственников как экономической основы рыночныхотношений;
– привлечениев производство инвестиций, в том числе иностранных;
– содействиев реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе по защитеправ частных собственников (акционеров).
Ранее жегосударство выделяло такие цели приватизации, как:
– вовлечениев процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажиприватизируемого государственного и муниципального имущества заприватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г.и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 г.[8];
– завершениеприватизации с использованием приватизационных чеков;
– завершениеприватизации большинства объектов «малой приватизации» и ускорение развития наэтой основе сферы торговли и услуг;
– завершениев основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности истроительства; повышение эффективности деятельности предприятий и национальнойэкономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики,развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентнойсреды и развития фондового рынка.
В процессеприватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономическойситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации быладостигнута главная ее цель – перераспределение государственной и муниципальнойсобственности между участниками приватизации (государством, субъектамиРоссийской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическимилицами).
3. Субъектыотношений по приватизации государственного и муниципального имущества
К субъектамприватизации государственного и муниципального имущества относятсяперечисленные ниже лица.
1. Покупателигосударственного и муниципального имущества – любые физические июридические лица, за исключением:
• государственныхи муниципальных унитарных предприятий;
• государственныхи муниципальных учреждений;
• юридическихлиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ,муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом(ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного имуниципального имущества»).
2. Собственникигосударственного и муниципального имущества – Российская Федерация,субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственникаосуществляют:
а) ПравительствоРФ, которое:
• ежегодноутверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества насоответствующий год;
• издаетнормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
• руководитработой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизациифедерального имущества;
• принимаетрешения об условиях приватизации федерального имущества;
• осуществляетконтроль за приватизацией федерального имущества и т.д.
б) Федеральноеагентство по управлению федеральным имуществом, которое:
• подготавливаети представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы)приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет орезультатах приватизации;
• осуществляетмероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажиРоссийскому фонду федерального имущества;
• обеспечиваетпубликацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.
в) Российскийфонд федерального имущества, который действует на основе ПостановленияПравительства РФ от 25 декабря 2002 г. №925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:
• осуществляетот имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
• обеспечиваетоценку федерального имущества;
• заключаетдоговоры купли-продажи федерального имущества
• ведетстатистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученныхфондом от продажи федерального имущества и др.
г) органыисполнительной власти субъектов РФ;
д) органыместного самоуправления.[9]
4. Объектыприватизации и их классификация
Приватизациямуниципального имущества осуществляется органами местного самоуправлениясамостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизациигосударственного и муниципального имущества».
Объектами приватизации является государственное и муниципальноеимущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизацииназывает государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом(либо его часть).
И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), темне менее под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какиеобъекты?
Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос.В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые нераспространяется Закон. К их числу относятся:
1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которыхрасположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природные ресурсы;
3) государственный и муниципальный жилищный фонд;
4) государственный резерв;
5) государственное и муниципальное имущество, находящееся
за пределами территории Российской Федерации;
6) государственное и муниципальное имущество в случаях,предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельнымиучастками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственностиимуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственностьрелигиозных организаций для использования в соответствующих целях;
8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении всобственность некоммерческих организаций, созданных при преобразованиигосударственных и муниципальных учреждений;
9) государственные и муниципальные унитарные предприятия,государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними вхозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственное и муниципальное имущество на основаниисудебного решения;
11) акции в предусмотренных федеральными законами случаяхвозникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образованийправа требовать выкупа их акционерным обществом.
Итак, объект приватизации – это государственное и муниципальноеимущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует вдействующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующиепредположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего объекты недвижимости(предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с нимиобъектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценныебумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права(например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образованийв капитале хозяйственных обществ).
Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе оприватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которыераспространяется действие этого правового акта, а не
искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положениев значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственнойпрактике.
Отчуждениеуказанного государственного и муниципального имущества регулируется инымифедеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовымиактами. Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральнымизаконами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам,изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленномфедеральными законами, может находиться только в государственной илимуниципальной собственности.[10]
5. Этапы приватизации
Порядокприватизации– предусмотренный законодательством процесс принятия и реализациирешения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяютчетыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработкапрогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительнойвласти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственныхунитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акцийоткрытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определеннойотрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный планразрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом иутверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозныйплан (программа) должен содержать перечень федеральных государственныхунитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся вфедеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируетсяприватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе)указываются характеристика федерального имущества, которое планируетсяприватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
2. Принятиерешения о приватизации имущества. Такое решение принимается ПравительствомРФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. Врешении об условиях приватизации федерального имущества должны содержатьсяследующие сведения:
• наименованиеимущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристикаимущества);
• способприватизации имущества;
• нормативнаяцена;
• срокрассрочки платежа (в случае ее предоставления);
• иныенеобходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона«О приватизации государственного и муниципального имущества»).
3. Приватизацияфедерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способовприватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федеральногозакона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
1) преобразованиеунитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажагосударственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажаакций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажагосударственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажаза пределами территории Российской Федерации находящихся в государственнойсобственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажаакций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценныхбумаг;
7) продажагосударственного или муниципального имущества посредством публичногопредложения;
8) продажагосударственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесениегосударственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставныекапиталы открытых акционерных обществ;
10) продажаакций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
4. ПредставлениеПравительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имуществаза прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, непозднее 1 мая.
Отчет овыполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества запрошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем годуимущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий,акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указаниемспособа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе сотчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатахприватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ,муниципального имущества за прошедший год.
Порядокпланирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ,и муниципального имущества определяется соответственно органами государственнойвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.
Информация орезультатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества запрошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ илиуполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1марта.[11]
6. Прогнозный план (программа приватизации)
Процедура(порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федеральногоимущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год. Вподготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органыисполнительной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, федеральные государственныеунитарные предприятия,
атакже открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральнойсобственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованныеорганы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имуществав Правительство РФ.
Порядокпланирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектовРоссийской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственноорганами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления(п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).
Всоответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план(программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждаетсяПравительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственныхунитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся вфедеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируетсяприватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе)указываются характеристика федерального имущества, которое планируетсяприватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегическихакционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план(программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФрешения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлениистратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятийиз числа стратегических предприятий. Другая особенность: акции открытыхакционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а такжеявляющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозоки находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в областиуправления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарныепредприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федеральногоимущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).
Прогнозныйплан (программа) приватизации федерального имущества, утвержденныйПравительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектомзакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемыхк нему документов.
Решениеоб условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ всоответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (п. 7 ст. 6,п. 1 ст. 14 Закона о приватизации). В решении должны содержатьсяследующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие егоиндивидуализировать данные (характеристика имущества);
способприватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае еепредоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.
Особыетребования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизацииимущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана(программы) приватизации до момента перехода права собственности наприватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятиязаметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).
Органыгосударственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяютпорядок принятия решений об условиях приватизации государственного имуниципального имущества.
Стадияисполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципальногоимущества характеризуется следующими действиями государственных органов иорганов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условияхприватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизацииимущества.[12]
7. Способыприватизации
Органыгосударственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяютпорядок принятия решений об условиях приватизации государственного имуниципального имущества.
Стадияисполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципальногоимущества характеризуется следующими действиями государственных органов иорганов местного самоуправления.В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этойстадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способприватизации имущества – это предусмотренные Законом о приватизации,решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждениягосударственного и муниципального имущества в частную собственность физическихи юридических лиц[13]
Переченьспособов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, являетсязакрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправевыбрать иной способ приватизации.
Дляприватизации государственного и муниципального имущества могут бытьиспользованы следующие способы (ст. 13 Закона):
1)преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажагосударственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
3) продажаакций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
4) продажагосударственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
5) продажа запределами территории Российской Федерации находящихся в государственнойсобственности акций открытых
акционерныхобществ (ст. 21);
6) продажаакций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценныхбумаг (ст. 22);
7) продажагосударственного или муниципального имущества посредством публичногопредложения (ст. 23);
8) продажагосударственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
9) внесениегосударственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставныекапиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
10) продажаакций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления(ст. 26).
Конкретныйспособ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, апотому переход от одного способа приватизации к другому возможен толькопосредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации.Здесь нет очередности.
Подавляющеебольшинство способов приватизации относятся к продаже государственного илимуниципального имущества. И только два способа – исключение (преобразованиеунитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесениегосударственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставныекапиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.
Преобразованиеунитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидностьреорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своейорганизационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одногоюридического лица и возникновение нового. В силу п. 2 ст. 13 Закона оприватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия вслучае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерногообщества, установленный законодательством, может осуществляться только путемпреобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иныхслучаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятияосуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации
способами.
Врассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытоеакционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовойформы юридического лица, но и к смене формы собственности. Однако кроме решенияо преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное обществоГражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт:передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передачагосударственного или муниципального
имуществаакционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.
Тем не менееспособом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия воткрытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется ипри продаже государственного или муниципального имущества различными способамиприватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.
Закон оприватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленныхкритериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарныхпредприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытыхакционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнююотчетную дату превышает 5 млн МРОТ, а также имущества, соответствующего инымкритериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имуществаможет осуществляться:
– путемпреобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
– нааукционе;
– наспециализированном аукционе;
– посредствомпродажи за пределами территории Российской Федерации находящихся вгосударственной собственности акций открытых акционерных обществ;
– посредствомвнесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФфедерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегическогоакционерного общества.
Приватизацияимущества, не соответствующего указанным п. 3 ст. 13 Закона оприватизации критериям, может осуществляться:
– путемпреобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
– нааукционе;
– наспециализированном аукционе;
– наконкурсе;
– посредствомвнесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерногообщества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).
Следующийспособ приватизации – внесение государственного или муниципального имущества вкачестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Во-первых,соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органомисполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.
Во-вторых, вуставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесеныгосударственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.
В-третьих,доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственностиРоссийской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемыхсоответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акцийэтого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция,если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерныхобществ.
В-четвертых,внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительныхправ в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: приучреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемыхдополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерныхобществ (ст. 25 Закона).
Отличительнаяособенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формойсделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договоркупли-продажи имущества.[14]
Заключение
Взаключение хотелось бы отметить, в России осуществляется крупнейшая всовременной истории приватизация государственной и муниципальной собственности.Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что онапринципиально изменила социально-экономическую систему общества, создалакачественную новую материальную основу общественного устройства. Образовалсякрупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополиюгосударственной собственности, создать основу для развития рыночных формхозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это являетсярезультатом приватизации. А также приватизация содействовала становлению иразвитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданиюусловий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций,ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и т.д.
Говоряо законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, тооно отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целомзаконодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением исовершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконныхнормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательногорегулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все этообусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетаниеммасштабности приватизации и ограниченности ее сроков. Необходимо отметить, чторезультатом совершенствования нормативно-правовой базы о приватизациигосударственной и муниципальной собственности принятие в 2001 г. Закона «Оприватизации государственного и муниципального имущества». В Законе учтенымногие пробелы и коллизии предшествующего законодательства, тем не менее, в немсодержится и ряд недоработок, связанных, прежде всего, с недостаткамиюридической техники. Также этим законом существенно изменены концепция и технологияпроведения приватизации, которые еще не получили осмысления в рамкахюридической доктрины и, что особенно важно, с учетом практики применениязаконодательства.
Вцелом процесс приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е.приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, чтоприватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без тогонеидеального законодательства, что привело к негативным экономическим исоциальным последствиям для абсолютного большинства населения страны. Зачастуюв научной литературе возникают призывы к признанию результатов приватизациинедействительными в целом или к проверке законности приватизации и, какследствие, пересмотру ее итогов, в отношении каждого ранее приватизированногообъекта. На мой взгляд, одним из упущений российских экономистов изаконодателей является, что в процессе приватизации не учитывался опытэкономически развитых стран в подобного рода процессах.
Ясчитаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – началеXIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизнироссийского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению,приватизация государственной собственности была необходима для российскойэкономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию нестоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированногоплана приватизации, подтвержденного законодательной базой.
Необходимо,чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставаядруг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенномупроцессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводитьсяпо четко определенной линии государственной политики в области экономики и нетолько.
Списокиспользованного нормативного материала и использованной литературы
1. Конституция РФ 12декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Часть перваяГражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32,ст. 3301. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2010 г.
3. Часть втораяГражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. №5,ст. 410. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2010 г.
4. Федеральный закон от21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного имуниципального имущества». Текст Федерального закона опубликован в «Российскойгазете» от 26 января 2002 г. №16, в «Парламентской газете» от 26 января2002 г., №19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28января 2002 г., №4, ст. 251. С изменениями и дополнениями посостоянию на 01.10.2009 г.
5. Указ Президента РФ от24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
6. ПостановлениеПравительства РФ от 12 августа 2002 г. №585 «Об утверждении Положения оборганизации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе иПоложения об организации находящихся в государственной или муниципальнойсобственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».
7. ПостановлениеПравительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утверждении Положения опроведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества.
8. Бублик В.А. Экономико-правовыепороки приватизации в жилищно-коммунальной сфере // Хозяйство и право.2001. №5.
9. Витрянский В. Споры оприватизации. Как их решать? // Хозяйство и право. 1994. №4.
10. Витрянский В.В. ГражданскийКодекс о праве собственности // Вестник Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации. – 1998. – №10.
11. Витрянский В.В. НовыйГражданский кодекс и судебная практика. // Хозяйство и право. – 2000. – №7.
12. Гражданское право,(под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). СПб. 2004.
13. Комментарий кГражданскому Кодексу РФ части 1-ой/ Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2008
14. Носова С.С.,Экономическая теория: Учебник для вузов / М.: Гуманитарный издательский центрВЛАДОС, 1999.
15. Предпринимательскоеправо России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко[и др.]; отв. ред. В.С. Белых. – М.: Проспект, 2009. – 656 с.
16. Предпринимательское(хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.]; под ред. В.В. Лаптева,С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовойун-т. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –560 с.
17. Предпринимательскоеправо (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С.Э. Жилинский.– 8-е изд., пересмотр, и доп. – М.: Норма, 2007. – 944 с.
14. Предпринимательскоеправо России. Курс лекций Беляева О.А 2006 2-е изд. -136 с.
19. Предпринимательскоеправо Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. С. 447.