Ответственность за нарушение прав потребителей

СОДЕРЖАНИЕ
 Введение1. Виды ответственности за нарушение прав потребителей поотраслевому признаку2. Органы и организации, защищающие права потребителей вадминистративном порядке3. Договорная и внедоговорная ответственность за нарушениеправ потребителей4. Гарантии прав хозяйствующих субъектов при проведении государственногоконтроля5. Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя завред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услугиЗаключениеСписок использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Темамоей контрольной работы посвящена изучению ответственности за нарушение правпотребителей.
Намой взгляд, актуальность предстоящего исследования не оставляет никакихсомнений в виду того значительного объема правоотношений, возникающих в сферекупли-продажи, и, соответственно, всякого рода коллизий, связанных с качествомтовара, работ и услуг. Законодательство в урегулировании данного вида отношенийпрошло немало этапов в выработке собственной позиции по данному вопросу.
Цельюработы как основного направления предстоящей деятельности является полное и всестороннее изучение последствий недобросовестного участия на потребительскомрынке.
К задачам следует отнестинеобходимость освещения таких вопросов, как виды ответственности за нарушениеправ потребителей по отраслевому признаку; органы и организации, защищающие правапотребителей в административном порядке, ответственность продавца,изготовителя, исполнителя за вред, причиненный вследствие недостатков товара,работы, услуги.
Принаписании работы будет использована новейшая законодательная база, различногорода комментарии и монографии различных ученых – юристов.
Взаключительной части работы будет подведены итоги с выделением основныхмоментов.

1. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПООТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ
Занарушение прав потребителей предусмотрена уголовная, административная игражданская ответственность.
Согласност. 237 УК РФ сокрытие или искажение информации о событиях, фактах илиявлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающейсреды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы,уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указаннойинформацией, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух летлибо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет или без такового.
Те жедеяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность РоссийскойФедерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равноглавой органа местного самоуправления либо если в результате таких деянийпричинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия — наказываютсяштрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либолишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или безтакового.
Гражданско-правоваяответственность занарушение прав потребителей включает в себя возмещение убытков, уплатунеустойки, а также компенсацию морального вреда.
Административно-правоваяответственность установленаКодексом об административных правонарушениях РФ. Согласно ст. 6.3 КоАПнарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальныхразмеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальныхразмеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, — от пяти до десяти минимальных размеровоплаты труда или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеровоплаты труда или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток[1].
2. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВАДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
Административныйпорядок предполагает, что гражданин-потребитель в случае нарушения его правобращается не в суд, а в специальные государственные органы, в компетенциюкоторых входит защита прав граждан-потребителей.
Кчислу органов и организаций, защищающих права потребителей в административномпорядке, относится Федеральная служба по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой переданы функциипо контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, надзора напотребительском рынке, в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, можноуказать на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору,Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Особаяроль принадлежит Федеральной антимонопольной службе, которая осуществляетконтроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Вслучае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такомувоздействию на нарушителей, как выдача предписаний. Так, предписания,направляемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека, в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов,уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей,импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срокпредписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность всоответствии со ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Аналогичные последствия наступают в тех случаях, когда органы исполнительнойвласти, выдающие лицензии, не выполняют обращения соответствующих федеральныхслужб или их территориальных органов по вопросу приостановления действиялицензии или о ее досрочном аннулировании в связи с нарушением правпотребителей.
3. ДОГОВОРНАЯ И ВНЕДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
 
Занарушение прав потребителей предусмотрена как договорная, так и внедоговорнаяответственность. При договорной ответственности речь идет о нарушенииконтрагентом потребителя своих договорных обязанностей. При внедоговорнойответственности речь идет о причинении вреда лицам, которые не состояли спродавцом или потребителем в договорных отношениях. Так, согласно п. 2 ст. 14Закона о защите прав потребителей право требовать возмещения вреда,причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается залюбым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом(исполнителем) или нет.
Потерпевшимипризнаются исключительно граждане-потребители или юридические лица, приобретшиетовар, заказавшие работу или услугу в целях собственного потребления, а не дляцелей регулярного извлечения прибыли.
Обстоятельствапричинения вреда включают в себя причинение вреда при обращении с вещью — товаром, результатом работы или при пользовании услугой. Договорнаяответственность производителя, продавца-импортера за неправомерные действияпредставлена двумя видами. Во-первых, это ответственность за недостаткисобственно товара, работы или услуги. Примерный перечень видов такихнедостатков указан: конструктивные, относящиеся к устройствам, и рецептурные,относящиеся к веществам. Во-вторых, это ответственность за ненадлежащее исполнениеинформационной обязанности изготовителем товара или его продавцом, подрядчиком,исполнителем услуги, выразившееся в предоставлении недостоверной илинедостаточной информации о товаре, работе, услуге.
Пообщему правилу бремя доказывания наличия недостатка (в частности, спредоставлением результатов экспертизы) возлагается на потерпевшего. Однакоесли на товар установлен гарантийный срок и вред причинен в течение действияэтого срока, то действует презумпция ненадлежащего качества. В этом случае бремядоказывания надлежащего качества переданного товара возлагается соответственнона его изготовителя, исполнителя или продавца[2].

4. ГАРАНТИИ ПРАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Гарантииправ хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроляустановлены Федеральным законом от 14 июля 2001 г. N 134-ФЗ «О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)». Речь, в частности, идет о контроле,осуществляемом федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственнымиучреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора)в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласност. 13 указанного Закона должностные лица и (или) представители юридическоголица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведениимероприятий по контролю имеют право:
непосредственноприсутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения повопросам, относящимся к предмету проверки;
получатьинформацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным закономи иными нормативными правовыми актами;
знакомитьсяс результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своемознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиямидолжностных лиц органов государственного контроля (надзора);
обжаловатьдействия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля(надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Юридическиелица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органагосударственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц,ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнениюобязательных требований, и (или) своих представителей при проведениимероприятий по контролю.
А вст. 14 указанного Закона говорится о праве юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведениигосударственного контроля (надзора). Согласно указанной статье вред,причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствиедействий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля(надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными,подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством[3].
Подубытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело илидолжно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата илиповреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы,которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если быэто право не было нарушено (упущенная выгода). Применительно к коммерческиморганизациям упущенной выгодой является неполученная прибыль этой организации.
Приопределении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органагосударственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридическоголица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции(работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты,которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи праванарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической илииной профессиональной помощи.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦА, ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ ЗАВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ
Согласност. 1095 ГК и ст. 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни,здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных,рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению вполном объеме. Условиями для возмещения вреда, причиненного вследствиенедостатков товара, работы или услуги, являются: наличие вреда; противоправныедействия продавца (изготовителя, исполнителя), влекущие конструктивные,рецептурные или иные недостатки товара, работы, услуги, а также действия попредоставлению недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе,услуге); причинная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.
Винапричинителя вреда не является необходимым условием ответственности. Однаконеимущественный (моральный) вред, причиненный потребителю вследствие нарушенияего прав изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит компенсации приналичии вины причинителя вреда (ч. 1 ст. 15 Закона «О защите правпотребителей»).
Продавец(изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, чтовред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителемустановленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или иххранения (ст. 1098 ГК).
Потерпевшимв этом обязательстве является гражданин-потребитель, а такжегражданин-предприниматель или юридическое лицо, приобретающие товар(принимающие услугу или результат работы) в потребительских целях.
Правотребовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы,услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он вдоговорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Вред,причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению,если он причинен в течение установленного срока службы или срока годноститовара (работы).
Еслина товар (результат работы) срок службы или срок годности не установлен, либопотребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о срокеслужбы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован онеобходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможныхпоследствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы)по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вредподлежит возмещению независимо от времени его причинения[4].
Еслив соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите прав потребителей изготовитель(исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежитвозмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара(работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно — с датыизготовления товара (окончания выполнения работы).
Вред,причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом илиизготовителем товара по выбору потерпевшего.
Вред,причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещениюисполнителем.
Изготовитель(исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью илиимуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования,инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполненияработ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных итехнических знаний выявить их особые свойства или нет.
Изготовитель(исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, чтовред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителемустановленных правил использования, хранения или транспортировки товара(работы, услуги)[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитог проделанной работе, необходимо отметить основные положения.
Статья13 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит общие положения обответственности за нарушение прав потребителей. Продавец (изготовитель,исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующуюответственность.
Уплатунеустойки (пени). Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признаетсяопределенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязануплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполненияобязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию обуплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Возмещениеубытков потребителя в полном объеме. Согласно ст. 15 ГК РФ под убыткамипонимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должнобудет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждениеего имущества (реальный ущерб).
Различиеубытков и неустойки состоит в том, что для получения неустойки потребителю ненужно доказывать факта причинения убытков из-за нарушения продавцом(изготовителем, исполнителем) его прав, т.е. в любом случае неисполнения своихобязанностей продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выплатить потребителюнеустойку. При взыскании убытков необходимо доказывать сам факт их наступленияи их размер в денежном выражении. Пункт 2 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению вполном объеме сверх неустойки. Это, естественно, улучшает положение потребителяи устанавливает для продавца (изготовителя, исполнителя) дополнительные мерыответственности.
Исполнениеобязательства перед потребителем в натуре. Согласно ст. 13 указанного Законапродавец не освобождается от надлежащего исполнения возложенных на негообязанностей перед потребителем даже после возмещения всех убытков потребителю,оплаты неустойки (пени) за нарушение его прав; продавец (изготовитель,исполнитель) должен надлежащим образом исполнить свои обязанности передпотребителем.
Однакоданный Закон предусматривает единственный случай, когда продавец (изготовитель,исполнитель) не отвечает за неисполнение своих обязательств перед потребителем,если неисполнение имело место вследствие действия обстоятельств непреодолимойсилы. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные и непредотвратимыепроисшествия, не зависящие от воли обязанного лица. К ним относятся, вчастности, наводнения, ураганы, сели, иные стихийные бедствия и катастрофы. Вданном случае продавец (изготовитель, исполнитель) должен доказать, чтонеисполнение им своих обязанностей произошло ввиду таких обстоятельств.
Порядокудовлетворения продавцом (изготовителем, исполнителем) требований потребителяоб уплате неустойки (пени) может быть добровольным либо судебным. Припредъявлении потребителем требований к продавцу (изготовителю, исполнителю) обуплате неустойки последний может уплатить неустойку или отказать потребителю вее уплате. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском овзыскании неустойки. В таком случае суд взыскивает с продавца (изготовителя,исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требованийпотребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Конституция РФ от12.12.1993 года;
2.        «Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ принятГД ФС РФ 21.10.1994 г. ред. от 27.12.2009 г.;
3.        Закон РФ «Озащите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 в ред. от 23.11.2009 г. сизм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010 г.;
4.        Гафарова Г.Р.«Защита прав потребителей: Учебное пособие» под ред. З.М.Фаткудинова, изд-во «Юстицинформ», 2008;
5.        Гришаев С.П.«Права потребителей» подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008;
6.        Дворецкий В.Р. «Постатейныйкомментарий к Закону Российской Федерации „О защите правпотребителей“, 4-е издание, переработанное и дополненное, изд-во „ГроссМедиа“,»РОСБУХ”, 2009;
7.        Еналеева И.Д. «Защитаправ потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов», изд-во «Дашкови К», 2007;
8.        «Конфликты спокупателями: проблемы и решения» под ред. А.В. Сутягина, изд-во «ГроссМедиа»,«РОСБУХ», 2009.