Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение. 2
1.Специальный субъект его признаки, их уголовно-правовое значение. 4
2.Признаки специального субъекта, включенные в основной состав преступления  10
3.Признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающимиобстоятельствами. 21
4.Субъект преступления и личность преступника. 27
Заключение. 32
Списокиспользованной литературы… 33
Введение
Совершенствование и изменение государственного устройстваведет к значительным изменениям государственной политики, в том числе иуголовной. В условиях проведения правовой реформы, усиления борьбы спреступностью, постоянного обновления уголовного законодательства обосновываетсянеобходимость более глубокого изучения основных институтов уголовного права,особенно состава преступления и каждого из его элементов. Постоянный интерес вэтом плане представляют исследования субъекта преступления, не только с обязательнымиего признаками, но и дополнительными, специальными признаками, позволяющимивыделить такого рода исполнителей преступных деяний в самостоятельнуюуголовно-правовую категорию специальных субъектов.
Изучение признаков субъекта актуально тем что, припрактическом применении уголовного закона очень важно помимо обязательных признаковсубъекта преступления, учитывать и факультативные, ибо при этом происходитадаптация уголовного закона под конкретные уголовно-правовые общественныеотношения.
Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждыйслучай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числеотносящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личностьобладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими еёиндивидуальность. Субъект преступления – это минимальная совокупностьпризнаков, характеризующих лицо, совершившее преступление, которая необходимадля привлечения его к уголовной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из этихпризнаков означает отсутствие состава преступления. Специальный субъект – этолицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственноститакже иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекаютиз него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность заданное общественно опасное деяние.
Целью написания данной курсовой работы является комплексное изучениепризнаков специального субъекта преступления, а также взаимосвязь междууголовным законом и конкретным человеком, совершившим преступление, посредствомвыявления помимо обязательных признаков субъекта преступления, также и факультативныхчто будет являться справедливым по назначении наказания, которое должно несивиновное лицо. Вышепоставленная цель предполагает решение следующих задач, вкоторых нужно рассмотреть:
Специальный субъект его признаки, их уголовно-правовоезначение.
Признаки специального субъекта, включенные в основной составпреступления.
Признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающимиобстоятельствами.
Субъект преступления и личность преступника.
Работа написана на основе сравнительно-сопоставительногометода учебной и специальной литературы, а также нормативной базырегламентирующей уголовно-правовые отношения. Так в работе были использованытруды доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, К.А. Панько, ПрохороваЛ.А., Прохорова М.Л., Борзенкова Г.Н., Иогамова-Хегай Л.В., Комисаровой В.С. идр. В работе также были использованы статьи Ковалевой Н., Егоровой Н., КозловойН., Макарова С., Виктора Борко, Здравомыслова Б.В. и др. Также применялиськомментарии к Уголовному кодексу под редакцией А.И. Рарога, Бриллиантова А.В., ПобрызгаеваЕ.В. Нормативную базу составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, различныеФЗ и ФКЗ регламентирующие статус отдельных категорий граждан.
В работе широко применялась судебная практика в формепостановлений Пленума Верховного Суда РФ.
1. Специальный субъект его признаки, их уголовно-правовоезначение
Признаки специального субъекта по своему содержанию оченьразнообразны. В УК РФ содержится около 40% составов со специальным субъектом. Какуказано в работе Батычко В.Т. признаки специального субъекта могут относиться кразличным характеристикам личности преступника: к занимаемому положению послужбе или работе, должности, профессии, к отрицательной характеристике,связанной с совершением преступления, к военной обязанности, семейномуположению и так далее[1].Так например, субъектом преступления, предусмотренного ст.264 УК, может быть нелюбое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только обладающееопределенными в законе особенностями — оно должно быть лицом, управляющимавтомобилем, трамваем и другими механическими видами транспортных средств. Вданном случае особенности субъекта связаны с характером его деяния в сфередвижения и эксплуатации транспортных средств (водитель, лицо, управляющеетранспортным средством); субъектом преступления, предусмотренного ст.143 УК, — должностноелицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда. Ст.305УК, устанавливающая ответственность за вынесение заведомо неправосудногоприговора, решения или иного судебного акта, называет в качестве специальногосубъекта судью (или судей).
Общие признаки субъекта не указываются в диспозиции нормОсобенной части УК, они вынесены законодателем в качестве общих принципиальныхположений в Общую часть. Напротив, действующее уголовное законодательство вОбщей части не дает определения понятия специального субъекта. Признаки,характеризующие специальный субъект, указываются в диспозициях уголовно-правовыхнорм особенной части УК. Иногда выделяются нормы со специальным субъектом вотдельные главы, создавая целые системы норм, где и определяются признакиспециальных субъектов в норме Особенной части УК. В Особенной части УКсодержатся две такие главы: глава 30 — преступления против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияи глава 33 — преступления против военной службы. В примечании к ст.285 УК описываютсяпризнаки специального субъекта для должностных преступлений, особенностькоторых заключается в том, что они могут совершаться только с использованиемобязанностей по службе и благодаря служебному положению лица, являющегосясубъектом преступления. Лица, не занимающие определенного служебного положения,просто физически не смогли бы выполнить деяния, предусмотренные в главе 30 УК.
По справедливому замечанию профессора А.И. Рарога, иногдапризнаки специального субъекта не указываются в конкретной норме Особеннойчасти УК, но их можно уяснить путем систематического, логического играмматического толкования нормы[2].Например, ст.124 УК устанавливает ответственность за неоказание помощи больному.Закон не называет прямо субъекта преступления, но указывает на его существенныйпризнак: обязанность этого лица оказывать помощь больному по закону или поспециальному правилу. В соответствии со специальными правилами, установленнымикомпетентными органами здравоохранения РФ, все медицинские и фармацевтическиеработники (врачи, акушеры, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и другиеработники) обязаны оказывать первую неотложную помощь гражданам в дороге, наулице, в иных общественных местах.
В некоторых нормах при определении субъекта законодателемупотребляет характеристики, свойственные только работника определенныхгосударственных систем. Глава 31 Особенной част УК, содержит ряд норм, вкоторых определяется ответственность за преступления против правосудия,совершаемые должностными лицами органов правосудия: дознавателем, следователем,прокурором, судьей, работником милиции (ст. ст.299-305 УК).
По общему правилу субъектами преступлений по уголовномуправу РФ могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранныеграждане и лица без гражданства (ст. ст.11 и 12 УК) Однако в Особенной части УКсодержатся две нормы, в которых установлена ответственность лиц,характеризующихся признаками специального субъекта, исходя изгосударственно-правового положения. Ст.275 УК государственная измена называет вкачестве субъекта преступления только гражданина Российской Федерации; ст.276шпионаж указывает, что шпионаж в пользу иностранного государства, иностраннойразведки, иностранной организации или их представителей может быть совершентолько иностранным гражданином или лицом без гражданства. Шпионаж, совершенныйгражданином РФ, образует признаки другого состава преступления –государственной измены и квалифицируется по статье 275 УК. [3]
В трактовке К.А. Панько специальным субъектом является лицо,обладающее, кроме необходимых обязательных признаков (возраст, вменяемость),особыми дополнительными признаками, относящимися как к позитивной, так и кнегативной деятельности субъекта, и ограничивающими возможность привлечения егок уголовной ответственности за совершение данного преступления[4].
Недостаток этого понятия заключается, прежде всего, в том,что не совсем ясно, какая негативная и позитивная деятельность определяетпризнаки специального субъекта. Автор же ни в самом определении, ни в работе,где оно предложено, не конкретизирует эти виды деятельности. Далее, К.А. Панькодопускает явную ошибку, считая, что признаки специального субъекта ограничиваетвозможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данногопреступления. В действительности же, напротив, наличие признаков специальногосубъекта к диспозиции статьи УК ограничивает возможность привлечения кответственности не самого специального субъекта, а иных лиц, не обладающих такимисвойствами. И, наконец, в определении К.А. Панько упущено указание на то, чтопризнаки специальных субъектов предусмотрены в законе или вытекают из него.
Признаки специального субъекта в теории уголовного праваполучили название факультативных признаков в общем понятии состава преступления,поскольку они не являются обязательными для всех конкретных составовпреступлений. Признаки специального субъекта указываются хотя и в значительнойчасти составов, но не во всех.
Значение выделение признаков специального субъекта вконкретных составах преступления заключается, по мнению А.И. Рарога, вправильной квалификации преступления. Исходной позицией в правильном решениивопроса правильной квалификации преступления является положение о том, что общественноопасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в немустановлены все признаки состава преступления (ст.8 УК). Следовательно,установление признаков специального субъекта является столь же необходимыми,как и определение признаков общего субъекта. [5]
С учетом изложенного можно констатировать, что специальныйсубъект преступления – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастомуголовной ответственности и иным(-и) дополнительным(-и) юридическим(-и) признаком(-ами),предусмотренным(-и) в уголовном законе или прямо вытекающим(-и) из него,ограничивающим(-и) круг лиц, которые могут нести ответственность по данномузакону.
Некоторые авторы все множество признаков специальногосубъекта объединяют в определенные группы. Так, например, в трудах Л.А. Прохороваи М.Л. Прохорова существует следующая классификации признаков специальногосубъекта, в зависимости оттого, что лежит в основании классификации:
а) гражданство — как уже отмечалосьвыше, субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ (ст.275УК), субъектом шпионажа (ст.276 УК) — только иностранный гражданин или лицо безгражданства;
б) возраст — субъектом вовлечения несовершеннолетнего впреступление (ст.150 УК) или в совершение антиобщественных действий (ст.151 УК)является совершеннолетнее лицо;
в) пол — непосредственным исполнителем изнасилования можетбыть только мужчина (ст.131 УК), при убийстве матерью новорожденного ребенка(ст.106 УК) субъектом является женщина — мать новорожденного;
г) должностное положение — субъектом принуждения к дачепоказаний (ст.302 УК) является следователь или дознаватель;
д) исполнение воинской обязанности — субъектами преступленийпротив военной службы являются военнослужащие. [6]
В качестве основы следующей классификации, предложенной Н.С.Лейкиной и Н.П. Грабовской, выделяются следующие признаки специальныхсубъектов, характеризующие:
1) государственно-правовое положение лица (иностранец либолицо без гражданства);
2) профессиональное положение;
3) должностное положение, особые качества выполняемой работы(ст. УК и др.);
4) демографические признаки – пол, возраст, родственныеотношения. [7]
При всей ее ценности для уголовно-правовой теории даннаяклассификация не лишена недостатков. Прежде всего, представляется неоправданнымвыделение в качестве самостоятельных таких признаков, которые характеризуютгосударственно-правовое, профессиональное и должностное положение лица, особыекачества выполняемой им работы. Все они определяют правовое положение субъекта,вследствие чего их целесообразно объединить в одну группу именно по признакуправового положения субъекта.
Также хотелось бы привести классификацию признаковспециального субъекта, предложенную доктором юридических наук, профессором Л.В.Иногамовой-Хегай и В.С. Комисаровой. Так согласно этой классификации признакиприсущие специальному субъекту делятся на:
Признаки, характеризующие социальную роль и правовоеположение субъекта. Это гражданство, должностное положение лица, профессия роддеятельности, характер выполняемой работы, отношение к военной службе, участие всудебном процессе и т.п.
Признаки, характеризующие физические свойства субъекта. Этовозраст, пол, состояние здоровья и трудоспособность и т.п.
Признаки, характеризующие взаимоотношение субъекта спотерпевшим. Это родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами(родители, мать, дети, другие родственники) т.п. [8]
В учебной литературе можно встретить и более детальноегруппирование признаков специального субъекта. Они, являясь факультативнымипризнаками состава преступления, выполняют троякую роль в уголовномзаконодательстве: во-первых, выступают конструктивными (обязательными) признакамиосновного состава; во-вторых, входят в состав с отягчающими обстоятельствами; в-третьих,когда не предусмотрены в законе ни в основном составе, ни в составе сотягчающими обстоятельствами, при этом эти особенности специального субъектаотносятся к характеристики личности преступника. Именно такая классификацияпризнаков специального субъекта лежит в основе последующих глав данной работы. 2. Признаки специального субъекта, включенные восновной состав преступления
При конструктивных признаках специального субъекта, т.е. включенныхв основной состав преступления. Лица, не отвечающие требованиям специальногосубъекта, указанные в конкретной уголовно-правовой норме, не могут бытьпривлечены к уголовной ответственности по данной статье как исполнителипреступления, хотя и совершили действия, предусмотренные диспозицией даннойнормы. Статья 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление послужбе только должностных лиц, которые используют свои служебные полномочиявопреки интересам службы в корыстных или иных личных интересах, если эти деянияповлекли существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.Как указано в учебнике по уголовному праву, особенность признаков субъектапреступления данной статьи в том, что они могут совершаться лицом сиспользованием обязанностей по службе и только благодаря его служебномуположению[9]Примечание 1 к ст.285 УК, раскрывая признаки должностного лица, в частности,указывает, что таковыми являются представители власти или лица, выполняющиеорганизационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных и в муниципальныхучреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках ивоинских формированиях Российской Федерации.
Так в некоторых научных работах указывается на то, что основаниемвыполнения конкретным лицом управленческих функций должен быть юридическийфакт, наделяющий это лицо властными полномочиями и порождающий возникновениеуправленческих отношений между данным субъектом и лицами, поведение которыхвыступает управляемым объектом[10].Поскольку в УК РФ упоминается «специальное» полномочие, логичнопредположить существование неких «общих» полномочий, т.е. обычных,типичных оснований выполнения управленческих функций.
Далее приводятся примеры в отраслях права. Так вадминистративном праве известны следующие способы замещения должностей: 1) зачисление;2) назначение на должность; 3) выборы; 4) конкурс[11]. В теорииуголовного права в качестве оснований выполнения управленческих функцийназываются акт о назначении на должность, акт выборов[12],доверенность, трудовой договор (контракт) [13].В работах по проблемам гражданского права к этим основаниям отнесены такие, как:решение о назначении или избрании (в качестве руководителя); особый (сочетающийпризнаки трудового и гражданско-правового) договор с руководителем или инымсубъектом, выполняющим функции органа юридического лица[14].
Не вызывает сомнений, что перечисленные основания являются «общими»,т.е. обычными основаниями выполнения управленческих функций. Но для объяснения управленческихфункций по специальному полномочию, следует привести разъяснение, данноеПленумом Верховного Суда РФ. В абз.2 п.1 постановлена Пленума Верховного СудаРФ № 6 от 10.02. 2000 «О судебной практике по делам о взяточничестве икоммерческом подкупе» записано: «Выполнение перечисленных функций поспециальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции,возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.),нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица,либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могутосуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещатьсяс основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)»[15]
Одним из самых сложных вопросов по рассматриваемой категориипреступлений является вопрос о понятии должностного лица. В этой связи ПленумВерховного Суда РФ еще раз обращает внимание на критерии определениядолжностного лица, закрепленные в примечании к ст.285 УК.
В связи с этим толкуя это разъяснение, говорится о том, чтовыполнение функций должностного лица по специальному полномочию соотнесено с возложениемна лицо таких функций нормативно-правовым актом или управомоченным органом илидолжностным лицом. Эти полномочия могут быть временными, одноразовыми,совмещаемыми с основной рабой. Отсутствие таких полномочий, представление ихнеправомочным субъектом и т.д. исключают наличие должностного лица. [16]
В правовой литературе содержится определение понятияспециального полномочия, в соответствии с которым оно представляет собой «официальнопредоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителюобщественности права на осуществление административно-хозяйственных илиорганизационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти»[17]. Содержаниеданного понятия у нас вызывает возражения. Во-первых, наделение специальнымполномочием на основании нормативного акта общего действия. Во-вторых,ограничение круга лиц, выполняющих управленческие функции по специальному полномочию,только представителями общественности.
Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанныхс выполнением управленческих функций: преступления против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления (ст. ст.285-287, 290, ч.2 ст.237 УК РФ) и преступления противинтересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204 УК РФ). Критериемих разграничения является организационно-правовая форма организации, в которойлицо выполняет управленческие функции[18].
Толкование организационно-распорядительных иадминистративно-хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам озлоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти илислужебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этихразъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. [19]
Обязательным признаком злоупотребления должностнымиполномочиями является, согласно закону, существенное нарушение прав и законныхинтересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества игосударства. При этом слово «нарушение» по уточнению Виктора Боркова,определяет те неблагоприятные изменения, которые происходят в объектепреступления. Оно более правильно отражает природу общественной опасностидолжностного злоупотребления, вытекающую из злонамеренного использованиявиновным предоставленных ему полномочий. [20]
Далее указывается на неразрывную связь деяния споследствиями данного состава преступления. Последствия выражаются в видесущественного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либоохраняемым законом государственных или общественных интересов. [21]Сущностьдеяния заключается в противоречии интересам службы использования должностныхполномочий или невыполнения обязанностей. При этом злоупотребление не «влечетза собой», а выражается в нарушении интересов, которые перечислены вдиспозиции соответствующей нормы.
Использование полномочий при злоупотреблении выступает формойнарушения интересов личности, общества и государства. При этом ключевым,по-мнению, В. Боркова, является такое свойство субъекта, как способностьизменять правоотношения для третьих лиц. То есть нарушение прав и законныхинтересов граждан или организаций либо охраняемы интересов общества илигосударства происходит во время принятия должностным лицом вредоносноговластного, организационно-распорядительного, административно-хозяйственногорешения, что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990№ 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебнымположением, превышении власти или служебных полномочий, халатности илидолжностном подлоге”. В свою очередь термин «существенное»характеризует именно злоупотребление, потому что «неблагоприятныепоследствия» неминуемы, жестко привязаны к употреблению полномочий. Использованиеконкретных полномочий всегда влечет такие же конкретные последствия. Такпоказательны виды «существенных нарушений», которые приводятся вприведенном выше постановлении. Все они описываются посредством указания надействия или бездействие виновного. Так существенный вред может выражаться: внарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органоввласти, государственных и муниципальных учреждений, создание помех и сбоев в ихработе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, другихтяжких преступлений и т.п. [22]
Одной из разновидности преступлений совершенных должностнымлицом, является преступление совершенное «представителем власти». Самопонятие «представитель власти» как разновидность должностного лицаопределено законодателем в примечании к ст.318 УК РФ в гл.32, предусматривающейуголовную ответственность за посягательства на порядок управления. Согласнозакону представителем власти признается должностное лицо какправоохранительного, так и контролирующего органа, либо другое должностноелицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиямив отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. [23]Следовательно, специальными субъектами указанных составов могут быть толькопредставители власти, т.е. круг должностных лиц органов суда, прокуратуры, МВД,ФСБ и других лиц, которые наделены властными полномочиями по отношению к другимгражданам.
Прежде всего, следует отметить, что представитель властидолжен обладать властными полномочиями, которые реализуются в праведолжностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания илираспоряжения, обязательные к исполнению, как должностными лицами, так игражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическимилицами независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности иподчиненности. Причем представитель власти осуществляет свои полномочия вустановленном законом порядке постоянно, временно или по специальному поручению.Поэтому для признания лица представителем власти необходимо установить, накаком основании он занимает должность (назначение, выборы, иное) в органахзаконодательной, исполнительной, а также судебной власти либо в органахместного самоуправления.
Таким образом, по отношению к другим должностным лицампредставители власти как субъекты должностного преступления, как справедливоотмечает Б.В. Здравомыслов, обладают рядом специфических признаков, правильноеопределение которых имеет большое значение для применения соответствующих норм,предусматривающих ответственность за самые различные должностные преступления[24].
В свою очередь, правильное установление признаковспециального субъекта — представителя власти — дает возможность отграничиватьспециальные составы, предусмотренные ст. ст.299, 300-303 и 305 УК от общихдолжностных преступлений гл.30 УК РФ. Особенно это важно, когда имеют местообщая и специальная нормы (конкуренция норм) и согласно закону (ч.3 ст.17 УК), совокупностьпреступлений отсутствует, а уголовная ответственность наступает по специальнойнорме.
К преступлениям совершенным со специальным субъектом, гдепризнак специального субъекта входит в основной состав преступления, такжеотносятся преступления совершенные лица, на которых распространяется Положениео прохождении воинской службы.
Важной особенностью Уголовного кодекса РФ и нового военногозаконодательства является относительно чёткая регламентация составов воинскихпреступлений, и, в частности, их субъектов.
Если ранее ст.1 Закона об уголовной ответственности завоинские преступления 1958 года предусматривал расширительное толкованиесубъекта воинских преступлений, поскольку содержал отсылку к иным нормативнымактам (как правило, подзаконным, иногда имевшим гриф «ДСП» либо «Секретно»),то теперь определение понятия «военнослужащего» закреплено на уровнефедерального закона[25].
В ст.331 УК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, накоторых распространяется сфера действия раздела XI УК РФ:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
2) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
3) граждане, проходящие военные сборы;
4) военные строители военно-строительных отрядов.
Только эти лица могут отвечать за преступления противустановленного порядка несения воинской службы по нормам главы 33 УК РФ.
Исчерпывающий перечень лиц, относимых законодателем квоеннослужащим, а также точное определение, что является военной службой,содержатся в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” и Федеральном законе«О воинской обязанности и военной службе». Законы дополняют другдруга. Определение статуса военнослужащих возможно лишь путём их совместноготолкования.
Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу(п.3 ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в ВооружённыхСилах
Российской Федерации, других войсках, органах внешнейразведки и федеральных органах государственной безопасности (п.1 ст.2Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). ПомимоВооружённых Сил, военная служба предусмотрена ещё в 12 государственных органах.[26]
Граждане приобретают статус военнослужащего с началомвоенной службы и утрачивают его с окончанием таковой (ст.2 Федерального закона «Остатусе военнослужащих»). Точные моменты начала и окончания военной службыопределяются указанными законами. Они различны для разных категорийвоеннослужащих.
Преступлениями против военной службы признаютсяпредусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядкапрохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военнуюслужбу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а такжегражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов ивоенными строителями военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороныРоссийской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
Как указано в работе академика В.Н. Кудрявцева определениевоинских преступлений не вносит каких-либо изменений и дополнений в общеепонятие преступления, а указывает лишь на специальный объект и на специальныйсубъект рассматриваемых деяний[27].
Так, в данном случае объектом преступлений против военнойслужбы является порядок ее прохождения, который устанавливается КонституциейРоссийской Федерации и другими законами (Закон «Об обороне» 1996г.,Закон «О воинской обязанности и военной службе» 1993г. с изменениямии дополнениями 1995г., Закон «О статусе военнослужащих» 1993г. с изменениямии дополнениями 1995г), а также Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ 1993г.и другими нормативными актами.
Установленный ими порядок является родовым объектом всехвоинских преступлений и одним из основополагающих их отличительных признаков.
Совершение военнослужащими любого другого общественноопасного и противоправного действия (бездействия), не связанного спосягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступленияпротив военной службы и квалифицируется как общеуголовное деяние.
Порядок прохождения военной службы в широком смысле словавключает в себя всю совокупность воинских правоотношений, охраняемых уголовнымзаконом: порядок подчиненности и уставных взаимоотношений (ст.332-336), порядокпрохождения военной службы в узком смысле слова, т.е. тот, который нарушаетсяуклонениями от военной службы (ст.337-339), порядок несения специальных служб(ст.340-344), порядок сбережения военного имущества (ст.345-348), порядокобращения с оружием, управления и эксплуатации военной техники (ст.349-352).
Новый УК, кроме того, исключил из порядка прохождениявоенной службы порядок хранения военной тайны и порядок деятельности органоввоенного управления, как это было в УК РСФСР. Уголовная ответственностьвоеннослужащих за совершение этих посягательств наступает по общим нормам,предусматриваемым ст.283-286, 292 — 293 о преступлениях против безопасностигосударства и государственной власти.
Так, по определению Кудрявцева вторым признаком преступленийпротив военной службы является специальный субъект преступления. Им может бытьвоеннослужащий, проходящий военную службу по призыву либо, но контракту вВооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации,о котором не раз указывалось выше. [28]
В этом случае начальным моментом военной службы по Закону «Овоинской обязанности и военной службе» (ст.37) считается день зачислениягражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службысчитается день истечения срока военной службы. Аналогичным образом эти моментыначала и конца службы определяются и для военнообязанных, проходящих военныесборы, т.е. первым и последним днем их прохождения[29].
При этом гражданские лица, в том числе и работающие ввоинских частях и учреждениях, а также учащиеся суворовских и нахимовскихучилищ не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершениепреступлений против военной службы.
В то же время лица, достигшие 16-летнего возраста и неявляющиеся субъектами преступлений против военной службы, но участвующие в ихсовершении, могут нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК вкачестве организаторов, подстрекателей и пособников, но не исполнителей. 3. Признаки специального субъекта, включенные всостав с отягчающими обстоятельствами
Существуют также такие составы преступлений со специальнымсубъектом, где признаки специального субъекта включены в конструкцию неосновного состава, а в состав с отягчающими обстоятельствами. В данном случаепризнаки специального субъекта преступления являются обязательными дляквалификации преступления. При этом эти признаки тоже входят в основаниеуголовной ответственности, но не по основному составу, а по квалифицированному.Так в статье 290 УК (получение взятки должностным лицом) предполагает вкачестве субъекта основного состава только должностное лицо (первое значениедополнительного признака субъекта). Часть 3 данной стать указывает специальнуюхарактеристику должностного лица в виде его ответственного положения: лицо,занимающее государственные должности Российской Федерации или субъектаРоссийской Федерации или являющееся главой органа местного самоуправления, этипризнаки, как уже говорилось в предыдущей главе, более конкретизируются встатьях постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике поделам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.00.
В данном постановлении также указанно, что субъектомпреступления предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, приналичии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладалополномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя илипредставляемых им лиц, но в силу своего должностного положения моглоспособствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностнымлицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство послужбе[30].
Однако в данном постановлении указывается на то, что еслисубъектом преступления будет работник государственного органа или органаместного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений,исполняющие в них обязанности на профессиональной или технической основе, и приусловии, что данные обязанности не относятся к организационно-распорядительнымили административно-хозяйственным функциям, то в данном случае данное лицо неможет рассматриваться как субъект получения взятки[31].
Так Президиум Верховного Суда РФ не усмотрел признаковдолжностного лица, занимающего ответственное положение, гражданина Ж.,осужденного по части третьей ст.290 УК.Ж., работая прокурором отдела по надзоруза следствием и дознанием в органах внутренних дел Прокуратуры г. Москвы, былпризнан виновным в получении от П. взятки за оказание помощи в благоприятномисходе уголовного дела П. и за организацию необходимой я консультативной помощи.Президиум Верховного Суда РФ указал своем постановлении, что Ж. являлся рядовымпрокурором отдела, обязанности которого сводились в основном к организации иметодическому обеспечению прокурорского надзора. В деле отсутствуют данные,свидетельствующие о широких властных полномочиях Ж., его функциональныеобязанности не включали важных служебных функций, прав и полномочий: Ж. необладал процессуальной самостоятельностью, не возбуждал уголовные дела, непроводил следственных действий. По такому положению дела, с учетом конкретныхобстоятельств, обновленных приговором народного суда, Президиум Верховного СудаРФ обоснованно переквалифицировал действия Ж. с части первой ст.173 на частьвторую ст.173 (по признаку крупного ущерба).
Повышенная общественная опасность получения взяткиобусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями (в сфереэкономики, должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и являетсяодной из распространенных форм коррупции[32].
Объективная сторона преступления складывается из: а) получениядолжностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и б) получения взятки задействия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц[33].
Получить взятку – это значит принять ее лично или черезпосредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, вкарман пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лицане было умысла на получение взятки, а, обнаружив ее у себя, оно немедленнозаявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает[34].
С субъективной стороны получение взятки характеризуетсяпрямым умыслом. Лицо осознает, что получает взятку за действие (бездействие) впользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в его служебные полномочиясовершению которых он может способствовать в силу своего служебного положения,либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает сделатьэто. Получение взятки – корыстное преступление.
Известные сложности возникают при признаниивзяткополучателями врачей, преподавателей, воспитателей и т.п. Их можнопривлекать к ответственности по ст.290 УК РФ лишь при условии, если онивыполняли организационно-распорядительные или административно — хозяйственныеобязанности в государственных органах, органах местного самоуправления,государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ,других войсках и в воинских формированиях РФ. К таковым относятся, например,незаконная выдача врачом листков временной нетрудоспособности, установленияоснования и очередности госпитализации; завышение преподавателем оценок,следствием чего становятся незаконное получение стипендии, диплома. Указанныедействия являются юридически значимыми, порождают определенные права иобязанности для других лиц.
Среди преступлений против правосудия различают такой составпреступления, со специальным субъектом в качестве которых могут выступать лица,работающие в правоохранительных органов. Так, например, в таком составепреступления как воспрепятствование осуществлению правосудия и производствупредварительного расследования субъектом преступления в ч.3 ст.294 УК выступаетлицо, имеющее определенные должностные полномочия. Таким лицам следует отнестидолжностных лиц правоохранительных органов, органов федеральной и местнойвласти, государственных и муниципальных служащих, могущих повлиять на судебноерешение или расследование, так как от них, например, зависит решение вопросов опродвижении по службе сотрудника правоохранительных органов[35].
Объективная сторона данного преступления состоит вовмешательстве в любой форме в деятельность суда, либо в осуществлении своихполномочий следователем, дознавателем, это угроза, просьбы, уговоры, советы,обещания, оказать услуги, обращенных в пользу судьи, присяжных заседателей, следователя,дознавателя, которое может осуществляться в устной, письменной форме, черезтретьих лиц, в том числе и через родственников.
Как указанно в комментариях к данной статьи, вмешательстводолжно быть в конкретное уголовное, гражданское, административное дело, а не вкакую-то категорию дел по их разрешению вообще. Адресатом воздействия, есливмешательство происходит в судебное разбирательство, является определенныйсудья или присяжный заседатель. Нет состава преступления, если воздействиеоказывается на секретаря судебного заседания, судебного пристава или другихработников суда, но не судей[36].
Для того чтобы минимизировать влияние на деятельностьправоохранительных органов в отечественном законодательстве устанавливаютсяопределенные сдержки и противовесы в форме определенных нормативных актов,которые позволяют ограничить негативное влияние одних государственных органовна другие, а если такое влияние необходимо, то сделать его максимально законным.Так сказанное выше положение проявляется в судебной системе. Так согласно КонституцииРФ, ФЗ «О статусе судей РФ» и ФКЗ «О судебной системе РФ»судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции и закону.[37] Или ФЗ «Опрокуратуре РФ» закрепляет недопустимость какого-либо вмешательства вдеятельность следователя с целью оказания влияния на принимаемые им решения. [38]
Ярким примером состава преступления со специальнымсубъектом, где признаки специального субъекта входят в состав с отягчающимиобстоятельства является такой состав преступления как мошенничество (ч.3 ст.159УК), присвоение или растрата (ч.3 ст.160 УК), среди преступлений противсобственности. Мошенничество с использованием своего служебного положения можетпроявляться в различных формах, но по характеру объективной сторонымошенничество совершается в основном двумя способами: обман и злоупотреблениедоверием. Так наиболее типичные формы обмана совершенного должностным лицом,выражаются в том, что виновный выдает себя за лицо, имеющее право на получениеимущества, которым оно в действительности не является, либо выражается впредоставление подложных документов для получения чужого имущества, илиденежных сумм (фиктивные накладные, поддельные кассовые чеки и т.д.). Присовершении мошенничества в кредитно-денежной сфере используются в основномследующие виды обмана: регистрация предприятий на подставных лиц, использованиеподдельных печатей, уставов и других документов, внесение в учредительныедокументы искаженных сведений об учредителях, в том числе с использованиемпаспорта граждан, использование реквизитов распавшихся предприятий с согласияих руководителей, введенных в заблуждение т.д.
При злоупотреблении доверием, способ изъятия чужогоимущества состоит в использовании доверительных отношений, сложившихся междувиновным и потерпевшим. При этом виновному необходимо убедить потерпевшегопередать в его распоряжение имущество.
С учетом описанных выше признаков такого составапреступления как мошенничество, совершенное лицом с использованием своегослужебного положения, хотелось бы привести точку зрения Устименко В.В. вопределении наказания за содеянное. Так при мошенничестве должностным лицомимеет место более опасный характер объективной стороны, так как мошенничествосовершает такое лицо, которое в силу занимаемого служебного положения призванообеспечивать нормальное функционирование организации, либо это лицо болеекомпетентно в решении определенных вопросов связанных с движение финансовыхсредств, капитала организации, либо лицо виновное в совершении преступления всилу определенных привилегий, вверенных ему в связи с занимаемым служебнымположением, совершает преступление, используя, данные привилегия для полученияопределенной информации, для получения доступа к реквизитам предприятия и вследствиеэтого, свободного их использования и т.д. [39]
Также, более сходное со сказанным выше примечание, по поводутакого состава преступления как «присвоение и растрата» (ст.160 УК),можно встретить в комментариях к Уголовному кодексу. Так присвоение и растратахарактеризуется тем, что чужое имущество – частное, государственное,муниципальное, кооперативное и др. – принадлежащее лицу на праве частнойсобственности, вверенного виновному и находится у него в правомерном владении всилу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения,юридически оформленного и закрепленного в соответствующих документах. При этомприсвоение представляет собой умышленное противоправное удержание чужогоимущества, например, за счет служебных полномочий, находящегося в правомерномвладении виновного, с целью обращения его в пользу или в пользу третьих лиц, арастрата заключается в отчуждении чужого имущества, в продаже его, передачедругим лицам, потреблении, обмене и т.п. [40]4. Субъект преступления и личность преступника
Каждый человек, совершивший преступление, является носителеммногих социальных качеств. Из них для состава преступления имеют значениетолько возраст, вменяемость и в отдельных случаях, как уже отмечалось впредыдущих главах признаки специального субъекта. Только эти признаки входят всостав как основание уголовной ответственности. Более широкий круг социальнозначимых качеств лица, совершившего преступление, образует понятие «личностьпреступника».
Каждое преступление совершается конкретным человеком ивыражает его волю; взгляды, стремления, привычки. Не зря было подмечено однимиз авторов: “…нельзя раскрыть сущность преступления, не анализируяличность того, кто его совершил. Уголовный закон, не забывает, что эти лицадолжны и могут быть исправлены, возвращены к честной трудовой жизни. Но найтиэффективные средства и способы воздействия на лиц, совершивших преступления,пути и средства предупреждения новых преступлений можно только при глубокомизучении всего того; что характеризует преступника как социального индивида,как личность… “. [41]
Под личностью преступника понимается личность лица,совершившего преступление. Это положение является принципиально важным иисходным для изучения личности преступника. О личности преступника можноговорить только в случае, когда человек совершил преступление. Как быотрицательно по своему поведению, образу жизни, взглядам, ценным ориентациям онни характеризовался, о нем нельзя говорить как о личности преступника.
Так в некоторых работах приводится соотношение «субъектапреступления» и «личности преступника». Признаки составапреступления, характеризующие субъекта, иногда называют «юридическими»или «уголовно-правовыми», в отличие от иных признаков личности. Такоетерминологическое обозначение признаков субъекта следует признать неудачным. Юридическое(уголовно-правовое) значение могут иметь и свойства личности преступника,находящееся за пределами состава. Криминология уделяет изучению личностипреступника исключительно большое внимание, исходя из задач данной науки. Этоважнейшая составная часть предмета криминологии. Однако недопустиморассматривать проблему личности преступника как чисто криминологическую,оставляя для уголовного права только признаки субъекта преступления. Наличияэтих признаков достаточно для признания в действиях виновного составапреступления, а значит, для обоснования уголовной ответственности. Однако этихпризнаков недостаточно для индивидуализации наказания и для решения вопроса отом, возможно ли освобождение данного лица от уголовной ответственности. [42]
Итак, каждый случай совершения преступления имеет своииндивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновногов этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ейсвойственными признаками, составляющими её индивидуальность. Как указано втрудах доктора юридических наук А.И. Рарога индивидуальность включает в себябиологические (пол, возраст, состояние здоровья), психологические (умственноеразвитие) и социальные (Поведение в быту, отношение к труду, правилампроживания в обществе) свойства личности. При этом суд, руководствуясь ст.61-64УК, может учесть эти признаки при назначения наказания, выбирая вид наказания иего вид. [43]
Таким образом, личность преступника, по определению А.И. Рарога,- это система социально значимых свойств лица, совершившего преступление,которые могут быть учтены судом при назначении мер государственного принуждения(наказания или других уголовно-правовых мер) в целях его исправления ипредупреждения совершения им новых преступлений.
Также в работах Волженкина Б.В. можно встретить сходноеопределение, что лицо, совершившее преступление, является преступником, аличность преступника, как и любая личность вообще, представляет собой не чтоиное, как совокупность признаков и свойств, которые присущи человеку исоставляют его индивидуальность[44].В свою очередь, Н.А. Стручков отмечал, что человек становится субъектомпреступления тогда, когда, обладая личностью преступника, он совершилобщественно опасное деяние. [45]Представляется, что данная точка зрения не вносит достаточной ясности вразграничение понятий «субъект преступления» и «личностьпреступника», но и не исключает их тесной взаимозависимости.
Однако наиболее обстоятельную позицию рассматриваемойпроблемы, на наш взгляд, занял П.С. Дагель, который особо отмечал, что понятия «субъектпреступления» и «личность преступника» имеют различные функции. Приэтом первая характеризует одно из условий уголовной ответственности, а втораяотражает индивидуализацию уголовного наказания. Понятие «субъектпреступления» отвечает на вопрос, кто может нести ответственность засовершенное преступление. Понятие же «личность преступника» даетответ, какую ответственность должно нести лицо, совершившее преступное деяние. [46]
Хотелось бы также отметить такое положение, отмеченное вработе А.И. Рарога. Так дополнительная характеристика личности преступника каклица, виновного в совершении преступления, не учтенная судом при квалификации,может быть принята во внимание как отягчающее или смягчающее обстоятельство привыборе вида наказания (при альтернативных санкциях) и размера наказания. Критериемтакого выбора является возросшая или уменьшенная в сравнении с другимиобщественная опасность личности преступника[47].Совершение преступления лицом, склонным к употреблению алкоголя и находившимсяв состоянии опьянения в момент совершения преступления, и, если этопреступление связано с состоянием опьянения (например, хулиганство), судучитывает в соответствии с ч.3 ст.60 УК. Как отрицательную характеристикуличности преступника. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «Опрактике назначения судами РФ уголовного наказания» рекомендовал судамиучитывать при назначении наказания состояние опьянения субъекта в моментсовершения преступления, вызванное употреблением алкоголя, наркотическихсредств, при оценке данных, характеризующих личность виновного, несмотря на то,что состояние опьянения не включено в перечень обстоятельств, отягчающих наказание(ст.63) [48].
Таким образом, учет положительных и отрицательныххарактеристик личности преступника имеет важное юридическое значение. Это –деятельность суда в рамках третьего значения факультативных признаков субъектапреступления, о чем уже говорилось выше. Признаки, характеризующие личностьпреступника, могут влиять на вид и размер наказания, предусмотренного засовершение определенного преступления, на применение принудительных мермедицинского характера, а также приниматься во внимание при обсуждении вопросаоб освобождении лица от уголовной ответственности, о применении условногоосуждения и в некоторых других случаях. Одной из важных гарантий прав и свободгражданина и человека является назначение справедливого наказания при точномсоблюдении требований уголовного законодательства, а также правильнаяюридическая оценка содеянного и личности преступника.
Заключение
Рассмотренная в данной курсовой работе тема «Специальныйсубъект преступления» занимает важное место в учении о составепреступления.
Специальным субъектом преступления признаётся лицо,обладающее наряду с обязательными признаками ещё и дополнительными, которыеуказываются в статьях уголовного кодекса и являются обязательными. Такжеследует отметить и значение специального субъекта. Во-первых, признакиспециального субъекта, вследствие того, что входят в основной составпреступления позволяют разграничить смежные составы преступлений. Во-вторых,следствие того, что признаки входят в состав с отягчающими обстоятельствами,определение специального субъекта преступления служит основанием для отягчениялибо смягчения уголовной ответственности. И, в-третьих, основываясь наиндивидуальные личностные качества лица совершившего преступление, образуютсяопределенные признаки специального субъекта, что в свою очередь позволяетмаксимально индивидуализировать ответственность за совершенное деяние, тем самым,назначая справедливое наказание.
Важная сторона проблемы субъекта преступления – изучениетакого сложного вопроса в науке уголовного права и криминологии, каксоотношение понятий «субъект преступления» и «личностьпреступника», которые порой отождествляются, что является методологическойошибкой. Методологической основой исследования данной проблемы является какуглубленное изучение самого преступного деяния на различных этапах развитиянашего государства, так и совершенствование уголовного законодательства в целяхболее эффективной борьбы с преступностью.
Список использованной литературы
1.  I. Нормативные акты:
2.  Конституция РФ. М.: Омега-Л, 2005.
3.  ФКЗ «О судебной системе РФ» от 17.12.98 №1-ФКЗ.
4.  Уголовный кодекс РФ. М.: ТК Велби, Проспект. 2007.
5.  ФЗ от 17.11.95 «О прокуратуре РФ» № 2202-1. М.: Омега-Л, 2006.
6.  ФЗ от 31.12.96 «О статусе судей РФ», М.: Омега-Л, 2006.
7.  ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98. №53-ФЗ.М.: Омега-Л, 2006.
II. Специальная литература:
8.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебнойпрактике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением,превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге// Собрание законодательства РФ.
9.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.07 №2 «О практикеназначения судами РФ уголовного наказания». // Собрание законодательстваРФ.
10.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”. // собраниезаконодательства РФ.
11.     Бриллиантов А.В. Побрызгаев Е.В. Уголовный кодекс РФ в материалахдействующих постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР) с комментариями. М.:ТК Велби. Проспект. 2008.560 с.
12.     Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред.А.И. Рарога. М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006.640с.
13.     Комментарий к уголовному кодексу РФ. Под ред.А. А. Чекалина, В.Т. Томина,В.В. Сверчкова.М., 2006.610с.
14.     Виктор Борко. Недостатки конструкции состава должностногозлоупотребления как причина проблем правоприменения. Уголовное право. 2007. №4.
15.     Буров B. C. Преступленияпротив интересов службы в коммерческих и иных организациях. Ростов-на-Дону,1997.220с.
16.     Волженкин Б.В. Служебные преступления.М… 2000, 240с.
17.     Галахова А.В. Должностные преступления.М., 1998.320с.
18.     Егорова Н. Юридические основания осуществления управленческих функцийспециальным субъектом преступления. Уголовное право. 2005. №5.
19.     Здравомыслов Б.В. Состояние преступности в России.М., 1997.110с.
20.     Ковалева Н. Кто является представителем власти по специальномуполномочию? // Российская юстиция. 2002. №2.
21.     Лейкина Н.С., Н.П. Грабовская. Личность преступника и уголовнаяответственность. Уголовное право. 2000. №4
22.     Козлова Н. Гражданско-правовой статус органов юридического лица. Хозяйствои право. 2004. №8.
23.     Макаров С. Субъекты должностных и служебных преступлений. Российскаяюстиция. М.: 1999, № 5
24.     Мацкевич И.М. Криминологический и уголовно-правовой анализ преступленийпротив военной службы. Государство и право М., 1999. № 6
25.     . Панько К.А. Признаки специального субъекта. Уголовное право.М., 2001. №3.
26.     Устименко В.В. Мошенничество в микроэкономике // Уголовное право — 2001- №3.
27.     III. Учебная литература:
28.     Батычко В.Т. Уголовное право. Общая и особенная часть.М., 2006.510с.
29.     Российское уголовное право. Общая часть. Г.Н. Борзенков, Л.В. Иогамова-Хегай,В.С. Комисарова, А.И. Рарога. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.520с.
30.     Гаухман Л.Д. Колодкин Л.М… Максимов С.В. Уголовное право. Общая часть,особенная часть. М.: Юриспруденция, 2004.469с.
31.     Криминология. Под ред.А.П. Герцензона, В.К. Звирбуля, И.И. Карпеца, М.,1998, 510с.
32.     Дагель.П.С. Уголовное право. Общая часть. М.: Омега-Л. 2004, 485с.
33.     Российское уголовное право. Под ред.В.Н. Кудрявцева А В. Наумова. М.: Юристъ.2000, 487с.
34.     Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административноеправо.М., 1996.490с.
35.     Прохоров Л.А., Прохоров М.Л… Уголовное право. М.: Юристъ. 2000.530с.
36.     Уголовное право РФ. Общая часть. Под ред.А.И. Рарога. М.: Юристъ, 2005,496с.