Анализ тенденций доходов населения

–PAGE_BREAK–1.2.  Дифференциация доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство дохо­дов характерно для всех экономических систем. Наибольший раз­рыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конку­ренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной систе­ме рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населе­ния продолжает жить в условиях распадающейся прежней систе­мы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры нера­венства сокращаются.

Для количественной оценки дифференциации доходов приме­няются различные показатели. Степень неравенства доходов отра­жает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа.) с соот­ветствующим процентом дохода, а по оси ординат — долг доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Долясемей, %

Рис. 1. КриваяЛоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответ­ственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и со­ответствующих этой численности доходов. В результате она пока­зывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% — половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равно­мерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактическо­го распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15% и т.д.

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенст­ва доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравен­ства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Одним из наиболее часто употребляемых показателей диффе­ренциации доходов является квинтилъный (децилъный) коэффици­ент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними дохода­ми 20% (10%) наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов насе­ления (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При вы­равнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:

 (1),

где S
— нарастающие проценты денежного дохода;  — доля населения, относящегося к i-му интервалу;  — деля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i-го интервала.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднеду­шевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.

1.3.  Государственная политика доходов

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям насе­ления через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспре­делении их через госбюджет путем дифференцированного налого­обложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода пере­ходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы соци­альной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система денежных или нату­ральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяй­ственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в об­ществе, предотвращение роста преступности, а также поддержа­ние внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение дохо­дов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев на­селения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспреде­ления доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращи­вание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населе­ния и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет до­ходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, на­пример, гарантированием цен фермерам и введением минималь­ных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов за­ключается в том, что оно необходимо для максимизации удовле­творения нужд потребителя, или предельной полезности. Основ­ное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооп­лачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американ­ский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эф­фективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных транс­фертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, по­вышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.4. Регулирование доходов

Государство непосредственно вмешивается в первичное рас­пределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономичес­кое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов использу­ется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособ­ности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляцион­ную политику, может временно централизованным путем устанав­ливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыноч­ной и переходной экономики могут быть различными. Предпочте­ние обычно отдается методам добровольного согласия работодате­лей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможнос­тями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксирован­ные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулиро­вания заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно ис­ходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от пред­приятий и кончая отраслями. В этих документах также оговаривают­ся различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий ра­ционального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
1.5. Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (за­работной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью при­меняется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских това­ров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание по­купательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвали­дов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударствен­ном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимос­ти от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напря­женному труду, а также не способствует проведению антиинфля­ционных мер.

2. Анализ тенденций доходов населения   2.1.Методология статистического анализа  

Любое статистическое исследование последовательно проходит три этапа. Первый этап — сбор первичного статистического материала, регистрация фактов, опрос респондентов. На втором этапе собранные данные подлежат систематизации и группировке — от характеристики отдельных элементов переходят к обобщающим показателям в форме абсолютных, относительных или средних величин. Третий этап предусматривает анализ вариации, динамики, взаимосвязей.

Этапы объединяются целью исследования. На каждом из них используются те методы, которые могут дать глубокую и всестороннюю характеристику явлений, которые изучаются. Так, массовоестатистическое наблюдение дает информационную базу для статистических обобщений и характеристики объективных закономерностей. Статистические данные имеют бесспорную доказательную силу именно поэтому, что они опираются не на отдельные факты, а на их совокупность.

На этапе обобщения данных массового наблюдения элементы совокупности классифицируют по определенным признакам, например, рожденных можно классифицировать за полом и местом рождение, добычу угля — по шахтам или по годам. Упорядоченную таким образом статистическую совокупность называют статистическимрядом. В зависимостиот способа классификации различают рядыраспределения и рядыдинамики. Ряд распределения — это результат классификации, группировкаэлементов совокупности в статике (по состоянию на определенный момент или за определенный интервал времени). Посредством группировок разделяются характерные черты и разнокачественные типы явлений. Ряд динамики классифицирует значение статистических показателей во времени (за периодами или моментами времени), описывает динамику развития массового процесса.

В арсенале статистических методов анализа — методы изучения вариации, дифференциации и постоянства, скорости и интенсивности развития, обобщающие индексы, регрессионные модели и тому подобное. Изучая разнообразные общественные явления и процессы, статистический метод приспосабливается к их особенностям. Один процесс, сбор данных о демографических процессах (рождаемость, смертность, миграцию), другой — об экологическом состоянии окружающей среды. Но в любом исследовании оказываются свойственные статистическому методу черты — массовость данных, количественное измерение, обобщение.

Аналитические возможности статистических методов углубляются благодаря использованию компактной и рациональной формы предоставления результатов обобщения информации и анализа обнаруженных закономерностей. Такими формами являются статистические таблицы и графики.

Статистические методы связаны с математикой. В них общие методы обработки и оценивание данных, но различные предметы опознания. Математическая статистика изучает закономерности массовых явлений в абстрактной форме, статистика как общественная наука характеризует размеры и соотношения общественных явлений в конкретных условиях их существования и развития.

Предпосылкой использования статистических методов в конкретном исследовании должен быть определение сути явления, что изучается, его свойств и качественного своеобразия. Теоретическийанализ дает всестороннее представление о природе и логике предмета познания. Это — объективная основа методологических решений.

Статистический анализ массовых явлений и процессов является необходимым звеном в системе управления экономикой и государством в целом. Прежде всего, при помощи статистики осуществляется  “обратная связь”, т.е. поток информации идет от объекта до субъекта управления — руководства предприятий, объединений, территориальных, отраслевых и центральных органов власти. Без достоверной, всесторонней и своевременной информации эффективные управленческие решения невозможны.

    продолжение
–PAGE_BREAK–