Анализ и эффективность коммерческой деятельности

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА»ПРЕДМЕТ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»ЛЕКЦИЯ 15ТЕМА: АНАЛИЗ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЭКСПЕРТИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ГЯНДЖА-2010ЛЕКЦИЯ 15ТЕМА: АНАЛИЗ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАН:1. Экономический эффект, экономический результат и экономическая эффективность 2. Типы ориентации предприятия на прибыль ^ 3. Оценка эффективности коммерческой деятельности4. Показатели финансовой устойчивости Литература1 Л.В.Осипова, И.М.Синяева,«Основы коммерческой деятельностей» М.1997^ 2. О.В.Памбухчи «Организация коммерческой деятельности»М.20063. Е.Н.Киселева,О.Г.Буданова«Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения »М. 2010Экономический эффект, экономический результат и экономическая эффективность Все показатели, используемые при оценке хозяйственной де­ятельности торговых организаций, можно свести в экономические категории: экономический эффект, экономический результат, эко­номическая эффективность. Несмотря на то что в экономической литературе иногда ставят знак равенства между понятиями «эф­фект» и «результат», мы предлагаем различать эти понятия.Экономический результат — это абсолютное значение (не обяза­тельно в стоимостном выражении) какого-либо показателя, характе­ризующего степень предпри11имательской активности в той или иной сфере деятельности. Для торговой организации такими пока­зателями могут быть, например, товарооборот, количество покупа­телей, посетивших магазин за определенный период времени, при­рост торговой площади, объем закупленной партии товаров. Под экономическим эффектом понимают разницу между ре­зультатом экономической деятельности и затратами, произведен­ными для получения результата. В торговле экономический эф­фект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль. Для оценки экономической эффективности используют оба вида показателей — и результат и эффект.Экономическая эффективность определяется соотношением между полученным результатом или эффектом в стоимостном выражении и затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по достижении этого результата. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.^ Типы ориентации предприятия на прибыль Можно выделить три основных типа ориентации предприятия на прибыль: аксимизацию,мини-максимизацию ,получение удовлетворительной прибыли. Смысл стратегии максимизации прибыли состоит в получении высокой прибыли в каждой финансовой операции за счет как внутренних резервов, так и покупателей. Максимизация как дол­госрочная стратегия предприятия применяется редко, но для краткосрочной тактической задачи используется, особенно в сфе­рах быстрого экономического роста. При мини-максимизации прибыли ищется максимум прибыли, но не по всем затратам, как в первом случае. При принятии решений берется во внимание страхование от возможных потерь. При планировании удовлетво­рительной прибыли в полной мере учитывается степень риска, ориентиром для предприятий становится прибыль, которую мож­но получить при применении данных финансовых ресурсов в ка­кой-нибудь другой отрасли. Эта прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком мно­го конкурентов в эту отрасль, но не потребует вмешательства ор­ганов, следящих за тем, чтобы позиция предприятия в отрасли не стала монопольной. В исключительных случаях цель предприятия может определяться неприбыльной мотивацией. Это не означает, что предприятие не интересует его финансовые результаты. Кро­ме максимизации дохода рост нормы прибыли выражается други­ми показателями: удовлетворением потребителей, позицией на рынке, устойчивостью хозяйственных связей, благосостоянием работающих, ответственностью предприятия, технической эф­фективностью, высоким уровнем производительности труда, приданием особого значения научным исследованиям и разра­боткам.^ Оценка эффективности коммерческой деятельностиДля оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности предприятия чаще всего используют систему пока­зателей. Обоснование необходимости их применения дано в тео­рии множественности целей, основу которой составляет систем­ный подход к описанию предприятия* что предполагает сущест­вование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяй­ственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным ас­пектом планового горизонта, назначением анализа и другими па­раметрами. Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хо­зяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показа­телей, конкретизирующих состояние той или иной стороны де­ятельности. В качестве основы для обобщающего показателя рекомендует­ся использовать экономический потенциал торгового предпри­ятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финан­совых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйству­ющего субъекта, а также профессиональные способности его сотрудников и менеджеров к применению ресурсов в соответ­ствии с деятельностью предприятия в целях получения макси­мально возможного в данных экономических условиях дохода . Таким образом, экономический потенциал предприятия харак­теризуется несколькими важными чертами: во-первых, реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереали­зованными по каким-либо причинам; во-вторых, объемом ресур­сов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность; в-третьих, способностью менеджеров к использова­нию ресурсов для достижения стратегических целей фирмы. В связи с этим модель экономического потенциала для торго­вых предприятий можно представить так: Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный ка­питал. Модель экономического потенциала любого предприятия оп­ределяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фонда­ми, оборотными фондами, материальными запасами, финансо­выми и нематериальными ресурсами, инновационными и други­ми возможностями. В сумме совокупность этих составных элементов образует со­вокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности. Принцип эффективного применения экономического потен­циала (Эр) можно представить в следующем формализованном виде:Эр=(Рп)- (Рв)→0, где /(Рп) — функция потенциальных ресурсов;/(Рв) — функция вовлеченных ресурсов. Практическое использование показателя исходит из допуще­ния, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффектив­ности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров, и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости. Сложность формирования системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономи­ки, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому пред­приятия должны самостоятельно создать дпя себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет яв­ляться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы. В качестве составляющих могуг быть использованы три груп­пы показателей, отражающих: • интересы потребителей; • интересы собственников организации как инвесторов; • финансовую устойчивость фирмы. В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят: • объем товарооборота; • товарная структура товарооборота; • качество обслуживания; • уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги. Собственники предприятия, ожидающие эффективную отда­чу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют: д • эффективность использования активов предприятия; • эффективность использования ресурсов; • отношение прибыли к выручке; • отношение прибыли к собственному капиталу. Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и пла­тежеспособности предприятия. К основным показателям, харак­теризующим финансовое положение предприятия, относят: ко­эффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченностисобственными средствами и коэффициент восстановления (утра­ты) платежеспособности. Выделение трех указанных групп показателей, с одной сторо­ны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой — сохраняет ряд показателей, ко­торые использовались в торговых организациях ранее. Но пос­кольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между от­дельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств. Оценочные показатели, использу­емые при анализе финансовой деятельности предприятия, услов­но можно разделить на три группы: • показатели финансовой устойчивости; • показатели ликвидности предприятия; • показатели прибыльности предприятия.^ Показатели финансовой устойчивостиПоказатели финансовой устойчивости можно разделить на две группы: показатели, характеризующие состояние оборотных средств, и показатели, характеризующие состояние основных средств. Состояние оборотных средств предприятия характеризуют следующие три показателя (коэффициента) — Кс, К0, Км. 1. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кс): Кс = (1 П-1 А)( ll А+ III А), где I А, II А, IIIА — итоги соответственно I, II, III разделов акти­ва баланса; I П — итог первого раздела пассива баланса. Норматив Кс равен 0,1 — минимально допустимый уровень. Коэффициент обеспеченности материальных запасов соб­ственными оборотными средствами Ко: Источники собственных средств —— Оосновные средства и иные не оборотные активы Ко= запасы и затраты Норматив коэффициента обеспеченности материальных за­пасов собственными оборотными средствами — 0,1. Коэффициент маневренности собственных средств (Км):Км= Источники собственных средств —— Оосновные средства и иные не оборотные активыИсточник собственных средств Для оценки состояния основных средств предприятия ис­пользуют следующие показатели Кр, Кп, КИ. 1 . Коэффициент реальной стоимости имущества (Кр): Основные средства по остаточной стоимости + производственные запасы+производствоКр = Общая стоимость активов Норматив коэффициента реальной стоимости равен 0,5. 2 . Коэффициент постоянного актива предприятия (Кп): Основные средства и иные необоротные активы Кп= источник собственных средствЧем выше значение этого коэффициента, тем более предпри­ятию необходимо привлечение долгосрочных кредитов и займов. 3 .Коэффициент накопления износа (Ки):Ки= Износ оснавных средствпервоначальная (балансовая)стоимость оснавных средств^ Обобщенную характеристику финансовой устойчивости пред­приятия можно определить, используя два коэффициента Ка, К3. Коэффициент автономии (Ка): источники собственных средств Ка= Источник собственных средств +кредиты и другие заемные средства 2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз) Заемные средства (ll П)Кз = Источники собственных средств (I П) Собственные источники средств должны покрывать как ми­нимум собственные оборотные средства в пределах необходимых запасов и всю стоимость основных средств и внеоборотных акти­вов. Вторая группа показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, — показатели ликвидности предприятия. К основным показателям ликвидности и платежеспособности предприятия относятся К , К , Кт. 1 . Общий коэффициент покрытия (Коп):Запасы и затраты –расходы будуших периодов+денежные средства и прочие активы-прочие оборотные средства Коп=Краткосрочные кредиты ,заимы+расчеты и прочие пассивы Норматив этого коэффициента равен 3-4. Коэффициент ис­пользуют для оценки предела кредитования клиента. Критичес­кая величина общего коэффициента покрытия — 2. Общий коэффициент покрытия указывает, в какой степени все ликвидные оборотные активы перекрывают имеющуюся у предприятия краткосрочную задолженность. 2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует общую обеспеченность сельскохозяйственного предприятия обо­ротными средствами на ведение хозяйственной деятельности: Запасы и затраты –расходы будуших периодов+денежные средства и прочие активы –прочие оборотные средства Ктл = Краткосрочные кредиты,заимы+кредиторская задолженность Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)^ Расчетный счет +прочие счета в банке +краткосрочные финансовые вложения Кал= Краткосрочные кредиты,заимы+расчеты и прочие пассивы Норматив коэффициента абсолютной ликвидности равен 0,20-0,25. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет наиболее мобильной части активов.Показатели прибыльности (рентабельности) предприятия используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к показателям первых двух групп, к которым от­носятся: 1) балансовая прибыль; 2) рентабельность продукции (отношение прибыли от реали­зации к затратам на реализацию продукции, в процентах); 3) рентабельность активов (общая рентабельность предпри­ятия, в процентах). Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими, позволяющими качест­венно и количественно оценить экономическое состояние ком­мерческого предприятия.^ Практические задания Задание 1. Методические указания. По молоку в задании определяется ежеме­сячная себестоимость 1 ц цельного молока путем сложения ее элемен­тов: фиксированных и переменных расходов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Заработная плата производственного персонала и покупные товарно-материальные ценности предваритель­но индексируются в процентах к сумме предыдущего месяца. Сложив производственную себестоимость и расходы по реализации, исчислен­ные методом прямого счета по условиям заключенных договоров или с учетом опыта прошлых лет, определяют полную себестоимость молока в натуральном весе. Методом расчета средневзвешенной величины ис­числяется среднегодовая производственная и полная себестоимость 1 ц цельного молока. Производственная и полная себестоимость 1 ц молока в зачетной массе исчисляется по данным натуральной и базисной жирности. Для этого производственную или полную себестоимость 1 ц натурального молока делят на прогнозируемую и умножают на базисную жирность. Данные о зачетном количестве и полной себестоимости единицы продукции (приложение 5, табл. 8.1) используются для прогнозирова­ния полной себестоимости всего объема продаж по месяцам планируе­мого года (приложение 4). По этим показателям составляются смета доходов и расходов, пиан денежных поступлений и выплат, финансовый план, производится финансовый анализ доходов и расходов.Задание!. Составьте прогноз производственной и полной себестои­мости реализуемой предприятием продукции по месяцам планируемого года. Рассчитайте производственную и полную себестоимость 1 ц молока и 1 ц мяса крупного рогатого скота (КРС).