А. С. Пушкин Нет ничего более действенного, чем стебли тысячелистника и панцирь черепахи

Глава 6Мировое древо, «карта мира» и Откровение от ИоаннаУ лукоморья дуб зелёный А.С. ПушкинНет ничего более действенного, чем стебли тысячелистника и панцирь черепахиПрилагаемые суждения 1Дерево, высокое и крепкое, найдёт свой топорДао дэ цзин, 76Праформу религий справедливо угадывают в шаманизме, а когда шаман отправляется в путешествие, он восходит на крону Мирового дерева. Три яруса древа простираются на три мира: корни его достигают преисподней, могучие ветви проникают во все стороны света, а верхушка теряется в бес­предельном. Норны поливают корни, три парки под ветвями прядут нити судьбы, на ветвях поют три вещие птицы, а ствол обвивает дракон – он же хранитель Древа. Дерево представляют и Человеком с раски­нутыми руками, из волос, костей, органов и чле­нов которого создан мир; либо Бог сам бывает подвешен на древе как жертва во искупление греха мира. Шаманское число Дерева – девять или три­жды три: девять миров дол­жен посетить шаман, проходя по кроне‚  девять кругов, девять сфер и де­вять областей мы обнаруживаем повсюду как священную Эннеаду или абсолютную Полноту (плерому). Это же древо есть Ficus religiosа‚ и оно стало первоначальным храмом: ранние алтари человечества сооружались просто под священным деревом‚ а последним алтарём стал сам Просветлённый. «Числа древа три и девять исторически предшествуют семи»,  сви­детельствует Мирча Элиаде2. ^ Символ полноты содержит в себе все сим­волы, перетекающие друг в друга и сливаю­щиеся в Едином символе; фиксация тех или иных значений, частных аспектов Символа – задача реформаторов и основателей религий,  но то уже яблоко, похищенное у дракона. Число – одно из сечений символа; числа имеют свою мистерию, и на­чало их теряется во тьме. Ключом к хорошо сберегаемым сокровищам ка­жутся они одним, оракулом либо шифром, посредством которых незримое обращается к нам  представляются другим, но в любом случае язык чисел уходит в корни вещей.Такова‚ в частно­сти‚ эннеада  девятка, сумма трёх первых уровней Октавы: 1+3+5. Уникальность Мирового древа в том, что оно выступает связующим звеном между Небом и преисподней, то есть являет собою разворачивающуюся структуру, содержащую потенции эволюции. Первое известное упоминание о «^ Девяти полях» или «Девяти залах» находится в трак­тате II века до н.э. в Китае, но происхождение их, по-видимому, куда более раннее. Поля были нане­сены на карту и получили обозна­чения; древ­нейшее наименование их  Ло шу, или «Карта феи реки Ло»  Фиг. 6.1.:Из Жёлтой реки вышла Таблица, Из реки Ло вышли Письмена. Мудрые следуют этому («^ Прилагаемые суждения», 11).С той поры без девяти полей не обходятся китайская астрология и геоман­тия – фэншуй. По системе девяти залов и пяти начал гадали на пан­цире черепахи. После того‚ что было сказано‚ не будет неожиданностью встречать далее де­вятку во всё новом и новом обличье. Детальное рассмотрение непременно опять приведёт нас к Октаве, пока же всмотримся пристальнее в эту «детскую забаву»  магический квадрат трёх. «Жемчужиной и самым древним из экспонатов комбинаторной кунтскамеры» назвал его Мартин Гарднер3. Первые девять чисел натураль­ного ряда размещены в квадрате 3х3 таким способом, что образуют одинаковую сумму‚ равную 15, при сложении их по строкам, по столбцам и по диагоналям. Заметим также, что суммы чисел по углам квадрата (8+4+2+6) и «по кресту» (3+9+7+1) равны и составляют двадцать; сумма малого квадрата (2х2) левого нижнего угла 8+3+5+1 = 17, оставшиеся же числа дают совершенное 28 = 4 х 7 = 1+2+3+4+5+6+7 («треугольник» числа 7); суммы прочих трёх малых квад­ратов  19, 21 и 23. Некоторые из чисел получают в «магическом квадрате» явное преимущество пе­ред другими: разности их по пери­метру (δ) образуются чередованием 1, 5 и 7 (Фиг.6.2. и 6.3.).Возможно, что вы развлекались «магическим квадратом» когда-либо в детстве за партой во время скучного урока, а вот у Бенджамена Франклина, одного из основателей Соединённых Штатов, это увлечение сохранилось и в зрелые годы (видно, в его век трудно было занять себя ещё чем-либо стóящим, сидя битый рабочий день в офисе без ПК за столом). Каким образом почтенный Б.Франклин оказался упоминаем «в одной команде» с китайским оракулом и «загадкой НЛО», мы расскажем немного погодя, пока же отметим уникальность и симметрическую простоту устройства числового квадрата 3х3. Во-первых, это «взвешенное» расположение чисел девятки относи­тельно центра, представленного пятёркой (Фиг. 6.3.); причём любые девять чисел, взятые подряд и расположенные по приведённой схеме в квадрате‚ дадут одинаковую сумму при сложении по горизонталям, вертикалям и диагоналям. П . 6.2. ри исключении центра  числа 5  сумма в квадрате относительно «нулевого полюса» оказывается равной десяти: то есть сумме священного тетракса пифагорейцев 1+2+3+4=10 и основанию десятичной системы счисле­ния. Две четверицы  «прямая» и «обращённая»  составляют в сумме виналь (20), который становится‚ таким образом‚ ни чем иным‚ как одним из представлений Октавы или восьми двоичных чисел Ба гуа (Фиг. 6.4). Не будет ошибкой утверждение, что эта обобщённая форма квадрата 3-х заключает в себе архетип декады  натуральной последовательности от единицы до десяти; и можно показать также её основополагающую роль для любых систем счисления, в которых бы мы ни оперировали4.Если взять девятку «от самого начала»  т.е. от нуля в соответствии с обозначениями восьми триграмм, где отсчёт открывается Кунь () или нулём двоичной системы,  то суммой квадрата будет 12 (Фиг. 6.3а)‚ что указывает на Октаву теперь уже в «хро­матической» форме; хотя её присутствие можно было предполагать из одного факта взвешенного распределения чисел огдоады относи­тельно центра. Проведём теперь деление единицы на 7. Выраженный в виде периодической десятич­ной дроби результат имеет вид: 0,142857… или 0,(142857)  т.е. включает период из шести цифр в данной последо­вательности, исключая 3, 6 и 9. 1/7  единственная дробь с числителем до десяти, обла­дающая полным периодом: максимальный период дроби m/n (m и n  целые) не превышает значения числителя минус единица (n1). Легко убедиться в том, что периоды рациональных дробей являются циклами или циклическими перестановками, в нашем случае перестановкой (142857): 1:7 = 0,(142857) 2:7 = 0,(285714) 3:7 = 0,(428571) 4:7 = 0,(571428) 5:7 = 0,(714285) 6:7 = 0,(857142). Для периодов можно составлять графические диа­граммы, расписав цифры от 1 до 9 по кругу и соединив линией последовательно те из них, которые образуют цикл периода. В случае 1/7 подобным графом мы имеем символ так назы­ваемой эннеаграммы Г.И.Гурджиева. Три цифры из числа девяти (3, 6 и 9) не входят в период: на эннеаграмме ими образован треугольник, обозначенный в круге пунктиром, а «прямая» и «обратная» ветви представлены двумя тройками 5, 8, 2 и 7, 1, 4  (Фиг. 6.5). Попытка связать эннеаграмму с ходом ступеней октавной гаммы известна нам также от Георгия Ивановича‚  правда‚ им ни разу не было использовано понятие квинты (хотя‚ конечно‚ музыку он знал отлично). В цикле эннеаграммы (142857) разности между соседними числами дают 326326 в отношениях 3:2 и 2:1  квинты и октавы. Из других трактовок эннеаграммы (а при­водимая нами здесь не известна из школы Гурджиева) отметим следующую. Если в Ло шу квадраты 3, 6 и 9 закрасить коричневым цветом, 5, 8 и 2  оранжевым и 7, 1, 4  голубым‚ то выделенные три тройки симметрично располагаются в «магическом квадрате»: 2-5-8 образуют диагональ, а 1-4-7 и 3-9-6  два треугольника с вершинами соответственно в левом верхнем и правом нижнем углах  Фиг. 6.7. Из сравнения доктрин можно заключить  и засвидетельствовать в свою очередь некоторыми демонстрациями  что триада 2-8-5 включает в себя «элементы развития», 1-4-7  «разделение целого», а 3-6-9  его «уравновешивание». Нумерологические суммы троек (3+6+9 =18 =9, 2+5+8 =15 =6, 1+4+7 =12 =3) снова дают нам 9, 6 и 3 с параллельным рядом значений: 9  «карта мира», 6  «октава» (6 квинт диатоники)‚ и 3  «нераздельное и неслиянное» целое5. Пятнадцать или сумма квадрата по строкам, столбцам и диагоналям  всего восемь сумм  нумерологически составляет шесть (1+5).Используя паттерн квадрата согласно Фиг. 6.3. и свойства его симметрии‚ можно легко построить «бесконечную форму» ^ 9 полей с сохранением суммы 15 в квадратах 3х3 по строчкам и по столбцам  Фиг. 6.7 а. Размер 9 х 9 клеток имела доска древнеиндийских шахмат  чатурранга‚ и фигуры на ней выстраивались с че­тырёх сторон; позднее на её основе была разрабо­тана игра на поле 8 х 8 клеток‚ известная в настоящее время. Квадрат 9х9=81 связывается с квадратом 8х8=64 через семнадцать  третье про­стое число Ферма (Фиг. 4.55 а).«Особенно предпочтительны для символического плана храма две мандалы: одна с 64 малыми квадратами‚ другая  с 81»‚  сообщает Титус Буркхардт 6. Надо заметить‚ что повторяющимся элементом бесконечного паттерна 9ти полей на плоскости будет не квадрат 9х9‚ как можно было бы предположить‚ а квадрат 12х12 (Фиг. 6.7а). Циклическая смена числовых элементов проис­ходит в нём в соответствии с одним из двух ритмов: …-1-3-… («шаг» равен 4) или …-1-1-2-4-…(«шаг» равен 8). Суммы по диагоналям в составляющих квадратах 3х3 принимают здесь значения от 6 до 24 (Фиг. 6.7б.)‚ соотносящиеся как 1:2‚ 2:3‚ 3:4‚ 4:5 и 5:6  октава‚ квинта и кварта‚ а также большая и малая терции (подобные же отношения мы нашли в геометрических элементах пяти платоновых тел  Фиг. 4.34).Если цифры‚ входящие в период эннеаграммы (^ 142857)‚ распределить по две и полученные результаты поделить на 7, то мы получим 2-4-8 (14:7=2, 28:7=4, 57:7=8+1. Последняя 1  это та «лишняя» единица, что от­крывает следующий нисходящий цикл; но далее подобная процедура может быть продолжена уже делением на шесть: 24:6=4, 48:6=8. Последним делением на шесть мы имеем самую октаву: 48:6 =8. Октава означает цикл, где первая ступень совпадает с восьмой (до= 1, до1 = 8), а шесть промежуточных ступеней, делящих её на интер­валы, образуются квинтами в последовательности фа-до-соль-ре-ля-ми-си (между си и фа нет интервала квинты)  или же, если брать ступени по по­рядку их расположения в октаве (высотному возрастанию): Если принять фа, открывающую квинтовый круг, номером первым, то квинтовый порядок ступеней по их порождению (фа-до-соль-ре-ля-ми-си) выражается в следующем виде: где слева от фа располагаются чётные, а справа – нечётные квинтовые номера. Последовательность квинт может быть обращена от си к фа: выше нами показано, что ось двусторонней симметрии (диатоники) в круге квинт проходит через фа и си, так что они представляют собой как бы «северный и южный полюсы» двенадцатиступенного круга Октавы. Таким образом, «4» и «7» переходят друг в друга, а порядок ступеней можно изобразить таким образом: (где до  это №№ 1 и 8)  Фиг. 6.8.Здесь мы снова обнаруживаем триады 1-4-7, 2-5-8 и 3-6-9. Девятая ступень, конечно, отсутствует в семиступенной гамме, но её отсутствие успешно восполняется полутоновыми интервалами мифа (4-3) и сидо (1-7)‚ указывающими на необходимость обратной, сим­метрической гаммы си – сольb – реb – ляb – миb – сиb – фа, следующей по изменён­ным нотам и дающей полную картину «дерева жизни».Маятникоподобное раскачивание, подобное движению балансира часов‚ совершающее полные циклы дейст­вия и отмечающее «приход и возвращение» всего, что происходит в мире, и зафиксировано гурджиевским символом эннеа­граммы (Фиг. 6.5.). Деление 1:7 порождает шесть интервалов эннеаграммы аналогично тому, как квинтовое деление в шесть ходов создает шесть тонов гаммы; при этом фа должна возвратиться в си, чтобы цикл не «разорвался» (Фиг. 6.9.). В древнегреческой теории музыки интервалы полутона‚ в которых «движение должно обратиться вспять»‚ так и назывались  лейммами («непроходимо­стями»).Девятка или эннеада имеет соответствие с тоном. 32 – интервал це­лого тона, основа деления в гамме семи ступеней; «накопление девяток» завершает семь ступеней диатоники в си интервалом тритон (фаси) 36 = 9х9х9, отмечающим диаметр квинтового круга и определяющим границы тональностей.Рассмотрим расположение триграмм Преж­него неба (Сянь тянь ба гуа) – универсального архетипа, одним из выражений которого также служит Октава (Фиг. 6.10.). Начертания (гуа) триграмм и гексаграмм выражаются, строго говоря, не чи­словыми, но символическими значениями «инь» («женское») и «ян» («муж­ское»), и положение их в Прежнем небе определяется «последовательностью порождения»: ^ Ян при этом «опускается сверху», а инь «поднимается снизу», и три­граммы принимают двоичные значения от 0 до 7, если прочитывать их двоичные знаки (инь ─ ─ = 0, ян = 1) сверху вниз  как обычно и читают письмена иероглифов.Такая последовательность триграмм отражает порядок волнового движения, где нижний ряд черт (от которого традиционно ведётся счёт триграммы) отвечает волне с двумя полупериодами (2), то есть приме‚ второй ряд – волне с четырьмя полупериодами (4) или первому обертону (октаве), и верхний ряд – волне с восемью полупериодами (8) и третьему обертону (второй октаве). «Порядок порождения» следует также из разложения бинома (а+ b)3, если принять а = (─ ─), b = (──)  см. Гл. 7. При таком порядке триграмм диаграмма Сянь тянь ба гуа (Прежнего неба) получает вид, представленный Фиг. 6.10. Ход двоичных чисел «порядка порождения» следует характерной ^ S-образной кривой‚ «склеивающей» круг в точках 4-5 и 8-1‚ которая может быть сопоставлена «эллиптическому обращению» гаммы относительно полюсов фа и си. Здесь снова выявляются симметричные триады 1-7-4 и 5-8-2, а 3 и 6 из «группы тройки» образуют горизонтальную ось: место девятки снова оказалось в «пустом цен­тре», через который осуществляется возвращение 8 в 1 и 4 в 5.Видимо, существует нечто общее в строении октавы, «магического квадрата 3-х» и эннеа­граммы: хотя их генезис, казалось бы, различен, в основе заключена сходная закономерность. Примечательно и то, что волновое движение и музыкальная гамма, по сути, имеют отношение не к абстрактной математической, но к при­родно-физической сфере реальности. Легко заметить также (Фиг. 6.7.), что числа цен­тральной тройки эннеаграммы 3, 6 и 9 при де­лении на 3 имеют остатком 0 (т.е. равны нулю по модулю 3), правой тройки 7, 1, 4 ─ единицу либо минус 2 (равны единице по модулю 3), а левой тройки 5, 8, 2  минус единицу либо 2 (равны двум по модулю 3). Симметрическое равновесие между этими модальными тройками отражено диаграммами Ба гуа, если их триграммы увидеть, скажем, как трёхдольные размеры с акцентом на первой (), второй () или третьей () позициях.«Смешанное» распределение триграмм Последующего неба (Фиг. 6.11.), кажется, редко получает должное объяснение. Если сравнивать его с симметрией Прежнего неба, то оно на первый взгляд может показаться хаотическим,  но это только на первый взгляд (см. Гл. 7). В Хоу тянь числа триграмм («порядка порождения») образуют «крест» двух осей зеркальной антисимметрии, направлен­ных по «сторонам света»: 3-6 ()  «север-юг» и 5-7 () ─ «восток-запад». Иньские и ян­ские черты при этом меняются местами, одновременно изменяя «направление». Пары 1-8 () и 2-4 () антисимметричны относительно горизонтальной оси (5-7), а самая пара 5-7 ()  относительно вертикальной оси (3-6). В расположенных относительно центра поворотной симметрии парах 1-2 () и 8-4 () янский знак вступает сверху  опускается‚ иньский знак вступает снизу – поднимается‚ направления их движения противоположны. Ниже мы рассмотрим роль подобных отношений в основе формирования семейств гексаграмм Книги Пе­ремен  И цзина. Мы останавливаемся на этих довольно сложных эволюциях триграмм ^ Последующего неба по той причине, что видим в них идею непространственной симметрии  «нефёдоров­ской кристаллографии» А.А.Любищева‚ проявлениями которой‚ по мысли последнего‚ могли бы служить морозные узоры на окнах‚  а также формы живых организмов7.Такая формообразующая система являлась бы расширением известной группы пространственных симметрий Фёдо­рова-Шенфлиса  описывающей все возможные формы кристаллов. О прихот­ливой форме снежинок размышлял ещё такой проницательный математик и астро­ном‚ как Иоганн Кеплер, работы по «небесной механике» которого послужили, кстати, одним из отправных пунктов для классических законов движения Ньютона. Возможно, что сходными способами по­лучаются цветные и странные симметрии семейств элементарных частиц квантовой физики микромира.Вкратце затронув вопросы строения «квадрата девяти полей» или «карты мира», тут же отметим тождество её ^ Древу Жизни кабалы или системе Сефирот  Божественных чисел  Фиг. 6.13. В Древе Сефирот различаются правая (мужская), ле­вая (женская) и центральная (уравновешиваю­щая) колонки чисел-сфир; первая (Кетер  «Корона») и десятая (Малкут  «Царствие»)8 аналогичны верхнему и нижнему пределам октавы, при этом верх­няя (Кетер) заключает в себе также «неразложи­мую триаду»  Айн Соф Аур 9. Женская Сфира Бина («Знание» или «Развитие»), парная Кетер (и относящаяся к ней так же, как три­грамма Кунь к триграмме Тянь ) получает в системе сефирот номер третий, а мужская Сфира Хокма («Муд­рость») – номер второй. Если же Бине, отвечающей женскому принципу, придать номер второй – что кабалисты практически и делают‚ а надо сказать, что маскировка верных отношений всегда была в ходу у пишущих о тайных доктринах, – то есть развернуть верхнюю триаду так, чтобы единица приходилась на место Хокма, а тройка – на место Кетер, то мы получим уже знакомые нам три тройки – в левой колонке 2-5-8, в правой – 1-4-7 и в центральной – 3-6-9‚ а вместе с тем и параллель Дерева Жизни «квад­рату 3-х» и триграммам Ба гуа. Десять чисел-Сфир ^ Дерева Жизни связаны между собою никак не иначе‚ как посредством графа из 22-х линий – соответственно числу букв или «каналов» – цинарот. Шестая Сфира Тиферет («Красота») предстаёт в окружении восьми других Сфир – аналогично центру «магического квадрата» (Фиг. 6.3.- 6.3а.) или восьмерице Ба гуа: нам уже знакомо и отношение шести к октаве. Десятая и последняя сфира – Малкут – входит уже в нижележащий цикл (следующую октаву) – и‚ представляя собой «подвеску» к Дереву Жизни, не отвечает никакому числу священной девятки. Система Сефирот, служащая ключом к учению Каб­балы, зафиксирована символом семисвечника-меноры – основополагающего иероглифа иудаизма (Фиг. 6.14.). Вместе с этим‚ она есть карта человеческого тела – так‚ четыре точки крёстного знамения обозначены следующими словами Христовой молитвы (Матф. 6:9): «Ибо Твоё есть Царство (Малькут)‚ и сила (Гебура) и слава (Хесед) во веки. Аминь». И всмотритесь-ка внимательнее, – а разве православный крест с тремя перекладинами (Фиг. 6.14 а) не построен точно так же, как «дерево вечной жизни»? Как семечко с яблони Древа Познания попало к Моисею‚ как от него выросло дерево в Иерусалиме‚ а позже был вырезан крест Искупи­теля – об этом повествует Золотая легенда‚ – апокриф‚ пользовав­шийся большой популярностью в средневековье10.Исчерпываются ли вышесказанным тайны магического квадрата? Более полный их обзор потребовал бы, вероятно, книги иного масштаба. В бумагах Александра Сергеевича Пушкина была най­дена записка, относящаяся, не исключено, к периоду его масонских знакомств (или же эта идея родилась спонтанно в беспокойном уме гения): о связи начертания цифр с их положением в «магическом квадрате». Двойка – это мы хо­рошо знаем с детства – похожа на перевёрнутую пятёрку, а шестёрка – пере­вёрнутая девятка. Соединив 2 и 5‚ мы получаем 8, а раз­резав её пополам – 3. Опять же, 4 и 7 есть единица с по-разному расположенными перекладинами. Как отнестись к подобной гипотезе? А ведь «европейское» начертание цифр складывалось постепенно – в эпоху Александра Дюрера, например (посмотрите на маги­ческий квадрат‚ изображённый на его гравюре «Меланхолия») форма их ближе напоминала современные арабские цифры (которые нам непонятны); хотя мы называем свои цифры «арабскими», арабы свои называют – индийскими. Ещё одни незнача­щие совпадения, конвергенция «коллективного бессознательного» – или, быть может, как сказал бы нам современный «жрец» церкви – далеко направленные и ведущие к возрождению архаического мировоззрения планы лукавого? Ну а что же Бенджамен Франклин, гордившийся созданными им велико­лепными «магическими квадратами»? Одна из самых знаменитых его нахо­док – «квадрат 8х8» (Фиг. 6.15.)‚ который не только по строкам, столбцам и диагоналям, но ещё несколькими различными способами демонстрирует свою сумму 260. Последняя появляется вполне обычным путём: сумма «магического квадрата» со стороной а составляет а/2(а2+1), и именно для квадрата 8х8 равна 260 [8/2(82+1)=4х65=20х13=260], – то есть числу перестановок (20)13 так называемого «гармонического модуля»11 – Цолькина‚ священного кален­даря майа! Дело усугубляется тем, что квадрат 8х8 является, ко всему про­чему… и квадратом И цзина, поскольку отвечает двоичным значениям 64-х гексаграмм, над которыми сломалась не одна учёная голова с тех пор, как тот стал предметом изучения миссионеров, специализировав­шихся по Китаю. Ведь истинное расположение 64-х гексаграмм неизвестно («листы книги были рассыпаны»), а «магический квадрат» 8х8 допускает огромное количество вариантов. Но – «чудесный квадрат Франклина» – может быть, именно он содержит ключ как к И цзину, так и к «загадке Майа»?Не менее удивителен и «дьявольский» квадрат 5-ти (Фиг. 6.15а)‚ приводимый Мартином Гарднером в уже упомянутой его работе: «Этот квадрат можно считать более магическим‚ чем любой другой квадрат»12.Такого типа «дьявольскими» квадратами можно замостить всю плоскость‚ а сумма его для порядка пяти составляет 13х5 = 65 – число‚ также имеющее отношение к И цзину – Фиг. 4.46. Шестьдесят пять – это одна четвёртая периода 260 (65х4=260).Возьмём однодолларовую банкноту и рассмотрим изображение Большой государственной печати Соединённых Штатов. Всевидящее око в треугольнике венчает тринадцатиступенную пирамиду; 13 звёзд‚ 13 стрел‚ 13 полос и 13 оливковых ветвей – всего 52, одна пятая периода 260 и календарный цикл ацтеков. Так или иначе‚ но отцы-основатели Штатов на века создали прочный па­мятник «гармоническому исчислению» и важнейшему паттерну Октавы13. На память приходит композитор Адриан Леверкюн – современный «доктор Фаустус» Томаса Манна. Сочиняя свои гениальные серийные опусы, Адриан имел перед глазами источник вдохновения – висящий в рамке на стене «магический квадрат».Каким же способом соотносятся между собою два паттерна или два плана строения, выраженные в форме разнородных символов – квадрата и круга? Октава или восемь включает в себя второе до‚ – то самое, что со­держит зерно для дальнейшего развёртывания, произрастания древа. Именно, 7+5 соответствует двенадцати – хроматической гамме без верхнего до, но 8+5 есть уже тринадцать – как мы видели выше, разворачивающаяся ок­тавная спираль14. Почва, на которую нам придётся опираться далее, могла бы показаться зыбкой, однако мы будем стараться придерживаться здесь воз­можно прочной основы. Можно безошибочно определить, что из всех когда-либо существовав­ших текстов ^ Откровение от Иоанна остаётся одним из наиболее закрытых – и, сказать того более, за свою почти двадцативековую историю существова­ния в качестве новозаветного канона эта книга могла быть в дей­ствительности прочитана лишь единицами. Такое утверждение покажется па­радоксальным: ведь именно Откровение определило «апокалиптический настрой» на долгие века христианской истории‚ им же было порождено и наи­большее количество комментариев. Возникнув в кризисный период разложения средиземноморской эллини­стической цивилизации, пророчествуя её распад и исполнив это пророче­ство‚ ─ мы знаем, как на развалинах Римской империи возникли в результате совер­шенно иные государства средневековой Европы, – Откровение изначально призвано было сообщать гораздо большее. Ведь не подлежит сомнению, что эта книга – не просто предсказание о конкретных событиях истории или даже – конкретно истории христиан­ства, но – не более ни менее, как это и заявлено в самом тексте‚ – пророче­ство о самой истории, т.е. «исходе времён» вообще. Каждому, кто когда-либо обращался к книге Откровения, не мог не броситься в глаза её довольно необычный стиль; но для привычного чита­теля Библии этот стиль и этот язык не были вовсе незнакомы: те же образы использовали библейские «видящие» – роши. Такой способ из­ложения мы встретим, открыв книги Исайи, Иеремии, Иезекииля или Даниила. Вряд ли стоит напоминать читателю лишний раз о том, что во времена оны священные и пророческие книги писались отнюдь не «просто людьми»‚ и даже не экспертами высшего разбора. Ими же составлялись или редактировались части Библии, которые позже стали называться Пятикнижием Моисея. Происходя из высших жреческих родов‚ они хорошо себе представляли‚ как устроены скрижали завета‚ хранившиеся в специальном ковчеге‚ недоступном для непосвящённых‚ а также значения Имени тетраграмматона. Местом процветания учёности в эту эпоху был Вавилон – область в цен­тре древнейших «неолитических цивилизаций». История религий далеко не так проста, как это могло бы показаться на непредубеждён­ный взгляд‚ – и задача сохранения соответствий, о которых мы расскажем ниже вкратце, представлялась в начале нашей эры настолько важной, что определила самую форму книги, вследствие которой последняя не могла не быть включённой в канон Нового завета и не сохраниться в наибольшей целости для всех последующих поколений. Надо было зафиксировать суть сокровенного учения пророков ввиду вступления новой эпохи и новой ду­ховной ситуации в мире, включив в Откровение наиболее важные элементы знания, бывшего в ходу задолго до возникновения христианства, хотя – в куда более узких кругах. Положение это не должно показаться маловероят­ным: так, в Северной Европе первой приняла христианство страна кельтов – Ирландия, обладавшая наиболее развитой языческой культурой и сохра­нившая, вследствие такой метаморфозы, в неприкосновенности духовные тради­ции, вскармливавшие затем своим молоком долгое средневековье Европы15. Было бы сказать чересчур поспешно, что Откровение «сумбурно по содержанию и спутано в изложении»: поэтические и литературные его достоин­ства бесспорны, а композиция – тщательно выверена. Те особенности текста, что могли бы показаться нам второстепенными – они все подчинены определённой цели, как о том предупреж­дает специально сам Иоанн: «И если кто отнимает чтó от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, чтó написано в книге сей» (22:19). Не скрывает апостол и того, что Откровение суть криптограмма‚ – иначе говоря, нуждается в ключе: «Здесь ум, имеющий мудрость» (17: 9), а также что знает он бóльшее, нежели должен здесь высказать: «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хо­тел-было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (10:4).Кто станет брать Откровение уже, чем оно есть, тот не поймёт в нём во­обще ничего. В наш наиболее секуляризованный век, когда “страх божий” ос­лаб, хотя “тяга к мистическому” и велика, учению ^ Откровения от Иоанна не грозит стать непопулярным‚ – мы не исключаем того, что держим сей­час в руках “бестселлер будущего”: книга эта будет прочитан заново, и в скорейшем времени. Ведь апокалипсис – конец времён – по отношению ко времени стоит вне времени‚ – или, сказать иначе, находится в каждом мгновении “здесь и сейчас”.Мы коснёмся‚ главным образом‚ основных, бросающихся в глаза число­вых особенностей текста св. Иоанна, поскольку более развёрнутое рассмот­рение – с исторической, богословской, теософской и любой другой точек зрения – только увело бы далеко в сторону от основной нашей темы. Обратимся прежде к порядку глав. Всего их 22 – именно столько, сколько букв в еврейском алфавите или Великих Арканов Таро. Распределя­ются же главы следующим образом (мы постараемся указать самую суть их содержания):1-я глава. Видение Иоанна на Патмосе. 2 и 3-я главы. Послания семи церквям. 4-я глава. Видение престола, двадцати четырёх старцев и четырёх животных о шести крылах. 5-я глава. Запечатанная книга и видение ^ Агнца о семи рогах и семи очах (которые суть духи божии), достойного снять печати. 6-я глава. Снятие шести печатей и всадники на четырёх конях: белом, рыжем, вороном и «бледном». 7-я глава. 12 тысяч запечатлённых на челе из 12-ти израилевых колен.8-я глава. Снятие седьмой печати и трубы четырёх анге­лов. 9-я глава. Трубы пятого и шестого ангелов и смерть 1/3 людей. 10-я глава. Ангел, дающий книгу пророчества и поясне­ние, что седьмая труба относится к будущему. 11-я глава. Описание конца мира (седьмая труба ангела) и краткое изложение всего далее относящегося к главам с 14-ой по 22-ю. 12-я глава.^ Жена, облачённая в солнц