Логические блоки Э. Дьенеша и палочки Х. Кюизенера

Пермский государственныйпедагогический университет
Кафедрадошкольной педагогики и психологии
Логическиеблоки Э. Дьенеша и палочки Х. Кюизенера
Исполнитель:
Кулакова Татьяна,
531 группа
Руководитель:
Путяшева
Людмила Александровна
Пермь, 2009

Одна изважнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формированиетаких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваиватьновое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методыподготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности,предматематической подготовки.
Вдошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однаковозможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и вчастности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольногообучения дана не во многих.
БлокиДьенеша
Одним изнаиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанныевенгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики,и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Вметодической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить подразными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логическиекубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но вкаждом из названий подчеркивается направленность на развитие логическогомышления. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальнойшколе находят место два вида логического дидактического материала: объемный иплоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемныйлогический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическимифигурами.
Маленькихдетей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечиваютвыполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактическийнабор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур,различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигурахарактеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Внаборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные вариантысвойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный,квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легкораспознают и называют.
Впроцессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладываниепо определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различнымимыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, таки с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся уменияанализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и»,«или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками умалышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,способность производить действия в уме. С помощью логических блоков детитренируют внимание, память, восприятие.
Логическиеблоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат,равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средствомознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплектлогических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперированияодним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Впроцессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять иабстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину),сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать иобобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру,размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру;форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам(цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легкоможно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например,несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машенькеубежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней небыло рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой —чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразудвумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету иразмеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Дляработы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуетсяодин—два набора объемных логических блоков и 5—8 наборов плоских логическихфигур.
Вкомплект блоков входят, как уже отмечалось, 48 фигур: 12 кругов — по 6 толстыхи тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников. (В детских садахСША используются наборы логических блоков из 60 штук. В эти наборы включеныфигуры еще одной формы — шестиугольной.)Логические блоки изготавливаются издерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур(в см) следующие
/>
Толстыеблоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза.
Наборыплоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примерулогических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщинавсех фигур. Размеры фигур примерно такие:

/>
Еслиневозможно изготовить набор объемных логических фигур-блоков, то можно вофронтальных и подгрупповых упражнениях пользоваться более крупными плоскимилогическими фигурами. Однако их развивающие возможности несколько уже. Онипозволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.
Наряду слогическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условнообозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
/>
Использованиекарточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированиюсвойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности иумения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровыхдействий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете,форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодированиисвойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, детиовладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают»о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойствапомогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическомумышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическомумышлению.
Дляпроведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовитьвспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Взависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-тоего часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру итолщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые потолщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это оченьважно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать однисвойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Слогическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняетмесйки, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушкамии т.д., а по ходу действий рассуждает.
Посколькулогические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг,квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широкоиспользоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формамипредметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающихзадач.
Впособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей «Логика и математика длядошкольников» представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр иупражнений с логическими блоками:
Ø  для развитияумений выявлять и абстрагировать свойства
Ø  для развитияумений сравнивать предметы по их свойствам;
Ø  для развитиядействий классификации и обобщения;
Ø  для развитияспособности к логическим действиям и операциям.
Некоторыеигры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. В отличие отвышеуказанных они не имеют строго определенного места в системе работы сдетьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память,внимание, восприятие.
Все игрыи упражнения, за некоторым исключением, даны этом пособии в трех вариантах (I,II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей уменияоперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других,сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игри упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумясвойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать,классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры иупражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремясвойствами.
Все игрыи упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуютсяконкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различныйпсихологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньшедругих ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии,однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работус детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницынаходится каждый малыш. Сделать это несложно.
Ориентируясьна примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно—два упражнения(игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое(предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решитзадачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которойследует начать движение вперед.
Проверивтаким образом каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровнямыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетомуровня развития каждого ребенка.
Еслиребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — этосигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группысложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можнотолько в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они длянего не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени илипреждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиямисчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для нихтрудноваты, но выполнимы.
Важнопомнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения,вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этихупражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интереск мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых Ипрактических задач, которые можно предложить ребенку, например проложитьдорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднююгирлянду, построить мост через речку и т. д.
С этойже целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же постепени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобырядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом былиблоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигурыразной толщины, но одинакового цвета.
Винтеллектуальное путешествие по играм и упражнениям с логическими блокамиребенок может отправиться двумя маршрутами:
/>

Длямалышей 3—4 лет более удобен и эффективен маршрут А. Путь их будетдолгим, так как они еще очень мало могут и умеют. Сначала они научатсяоперировать одним, затем двумя свойствами. После этого научатся сравнивать,классифицировать и обобщать по ним предметы, кодировать и декодировать информациюоб одном, двух признаках объектов, освоят элементарные алгоритмические умения.В старшем дошкольном возрасте дети овладеют логическими операциями, смогутрассуждать, доказывать правильность или ошибочность решения задачи, научатсяоперировать сразу тремя свойствами.
Еслималыши впервые отправляются в такое путешествие в 5—6 лет, то им большеподойдет маршрут Б. Они уже многое знают и умеют. Большинство первых ичасть вторых вариантов игр и упражнений для них не составят труда, а явятсялишь предстартовыми площадками для решения более сложных задач.
Однако издесь не следует забывать об индивидуальных особенностях детей. Возможно,кому-то из четырехлеток разумнее будет идти маршрутом Б, а кое-кто изстарших дошкольников с большей пользой для себя пройдет маршрутом А. Приэтом очень важно, чтобы ребенок приступал к более сложной игре или ее вариантутолько тогда, когда самостоятельно справляется с задачами в предшествующей игреили в упражнении.
Интеллектуальноепутешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых,всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр илиупражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешитьуказывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Преждечем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможностьсамостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их посвоему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразныхманипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет,размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеетсмысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е.геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоватьсясловом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».
В целяхболее эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можнопредложить им следующие задания:
/найдитакие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
/найдине такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
/найдисиние фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие,толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
/назови,какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
Послетакого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм иупражнениям.
Игры иупражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и всвободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другимиразвивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровымизадачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детямпреодолевать интеллектуальные трудности.
ПалочкиКюизенера
Во всеммире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийскимматематиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике ииспользуется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших группдетского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещецветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основныеособенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность,высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечаютмонографическому методу обучения числу и счету.
Числовыефигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменныеатрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма,оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легковписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе какодна из современных технологий обучения.
Эффективноеприменение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическимиматериалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно.Палочки, как и другие дидактические средства развития математическихпредставлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального трудапедагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика ихроль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактныхматематических понятий в доступной малышам форме, в овладении способамидействий, необходимых для возникновения у детей элементарных математическихпредставлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенногоперехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному,для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшимивычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.
ПалочкиКюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике иособенностям элементарных математических представлений, формируемых удошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детскогомышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышленииребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практическихдействиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевестипрактические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое ив то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновениепредставлений как результат практических действий детей с предметами,выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных)операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета,измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного иматематического развития детей.
Сматематической точки зрения палочки — это множество, на котором легкообнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрытымногочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число,подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих вмышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельногоматематического исследования»).
Использование«чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление очисле на основе счета и измерения.
К выводу,что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базепрактической деятельности. Как известно, именно такое представление о числеявляется наиболее полноценным.
Спомощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше»,«больше—меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойствомотношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать имнекоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их взапоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладетьарифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления,организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее»,«длиннее», «короче», «между», «каждый»,«какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «бытьне голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помощьюпалочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметическойпрогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучениюшкольной алгебры.
Наборсодержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева и представляет собойпрямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборесодержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину —от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, тоесть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются водно «семейство», или класс.
Подборпалочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан сопределенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных»входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел,кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубикбелого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается подлине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
Существуютразные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг отдруга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковойдлины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то жечисло; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оновыражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений,определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
В работес дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек,содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждогоцвета.
Можноиспользовать венгерский вариант палочек (выпущен государственным предприятиемпо производству и сбыту учебных пособий, г. Будапешт). Комплект выполнен изпластмассы и содержит 119 палочек двенадцати цветов (табл.2). Все они, имеяодинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются вряды разными способами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая палочка внаборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розоваяпалочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипедаи является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубикаили белый кубик и розовая палочка. Существует и плоский вариант палочек,состоящий из полосок 2×2 см, 2×4 см, 2×6 см, 2×8 см, 2×10 см, 2×12 см, 2×14 см,2×16 см, 2×18 см, 2×20 см. Изготавливаются полоски из плотного цветного картонаили пластика. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты иудобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы,изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности иэффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать вначале работы и младшим детям.
Палочкидают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальнойплоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоскиразмещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе(вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и наполу.
Возможныразные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек,введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец,чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбратьпо желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.
Наборомпалочек (полосок) обеспечивается каждый ребенок. Если не удалось приобрестиготовый набор, то его легко сделать самим, ориентируясь на одно из техописаний, которые даны выше. Храниться набор может в целлофановом пакете,коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает палочки сам,ориентируясь на цвет и величину одновременно. Раскладывание палочек по ячейкамсамо по себе является полезным обучающим упражнением.
Палочкиможно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений.Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительнойгруппах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или понескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа совсеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей.Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной методобучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия спалочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнениячередовать с коллективными.
В играхс палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следуетпредоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения илиответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять,осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать вкосвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробоватьвыполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Лучшевсего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоениевзаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений.
Упражнениямогут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколькозадач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантоврешения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех,четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркойразных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простойи составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) ит.д.
Подборупражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития,интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражненийучитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов:способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений,проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы вупражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка,починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования(кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
Впроцессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших,расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесныеотчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Сравнение,анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только какпознавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методическиеприемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполненииупражнений.
Достаточноэффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционнойработе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться длявыполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек какуниверсального дидактического материала.)Сначала детей целесообразнопознакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можнопредложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободногоманипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнееиспользовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столомнаибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следуетпредложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определеннойпоследовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.
Примерныеупражнения с палочками Кюизенера:
1.Выложи палочкина столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую,белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
2.Возьми в правую рукустолько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3.Возьми в левую рукустолько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочкиодинакового цвета.
4.Возьми с закрытымиглазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
5.Перечисли цветавсех палочек на столе.
6.Покажи некрасную палочку, не желтую и т.д.
7.Отбери палочкиодинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
8.      Возьмисинюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд.Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой ичерной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
9.      Возьмиодну палочку в правую руку, а другую в левую. ‘Какие они по длине? Приложи палочкидруг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какогоцвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
10.    Найдив наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга.Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
Логическиеблоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши,Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тожезнакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактическихматериалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.

Используемаялитература
 
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика иматематика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.
www.danilova.ru
www.smartkids.ru
www.stoschet.ucos.ru
www.u-mama.ru