ИИКрылов на Кавказских Минеральных Водах Изучение проблемы

И.И.КРЫЛОВНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕПРОБЛЕМЫ.
(Сообщениена научно-практическойконференции
«И.И.Крылов.Художник. Педагог.Гражданин».
Новочеркасск.9 июня 2004 года).

СимволомКавказскихМинеральныхВод издавнастал Орел, терзающийзмею. Он же являетсяглавной фигуройв гербе КавказскихМинеральныхВод. Основойэтого символадавно уже сталаскульптураОрла, установленногов Пятигорскена Горячевойгоре в началеХХ века. А таккак она вскоребыла «растиражирована»в скульптурах, рисунках, азатем сталасимволом, томестные краеведы, историки долгиегоды утверждали, что скульптураОрла на местевыхода главного, Александровскогоисточника, былаустановленавовсе не случайнои появиласьздесь в 1903 году, то есть к 100-летиюКавказскихМинеральныхвод. Символикаскульптурнойгруппы ясна: Орел – это лечебнаямощь целебныхминеральныхисточников, змея – болезни, которые побеждаютсяс помощью минеральнойводы.
По последнимразысканиямкраеведаС.В.Боглачева, было установлено, что на самомделе скульптураОрла появиласьна Горячей горераньше – в 1901 году, когда ДирекцияКавказскихМинеральныхвод решилаустроить наГорячей горееще один курортныйпарк и украситьего различнымискульптурами.Имя создателяОрла – местногоскульптораЛ.К. Шодкогохорошо известнона КМВ, так жекак и его творчество.В последниегоды достаточнонеплохо прослеженабиографияШодкого.
Но с появлениемскульптурыОрла связаноеще одно имя– художникаИ.И. Крылова –личности дляместных историковсовершеннонеизвестной.
Занимаясьисторией постройкиказенных театровна КавказскихМинеральныхВодах в началеХХ века мы обратиливнимание нато, что в оформлениисцен Лермонтовскойв Пятигорскеи Пушкинскойв Железноводскегалерей (тоесть казенныхтеатров) принималтакже участиенекий художникИ.И. Крылов, которомузатем былапредоставленавозможностьустроить вПятигорскеперсональнуювыставку. Сопоставиввремя установкискульптурыОрла и устройствогалерей – 1901-1902годы мы высказалипредположение, что в одном идругом случаеречь идет ободном и том жечеловеке.
Из публикациив местной прессео персональнойвыставке Крыловав Пятигорскеудалось выяснить, что неизвестныйнам художникучился в ПетербургскойАкадемии художеств.
Изучив фондыархива Академиив Санкт-ПетербургеС.В.Боглачевсмог выяснитьнекоторыедетали биографииКрылова. Такв краевой курортнойгазете появиласьпубликация«Орел на Горячейгоре», где авторопубликовалрезультатысвоих исследований.Позже эта статьябыла включенав альманах«Наследие»«КавказскиеМинеральныеВоды» (2004 г.), какважный фактическийматериал дляистории КМВ.
Однако никакихдополнительныхсведений опребыванииэтого художниканам не былоизвестно. А имяего привлеклонаше вниманиееще и потому, что когда-тов Пятигорскоммузее «ДомикЛермонтова»существовалпортрет М.Ю.Лермонтова, написанныйнеким художникомКрыловым. Историяпортрета досих пор остаетсязагадочной, его следы затерялисьуже в наше время.Однако портретэтот был оченьзначим дляПятигорска.В Государственноммузее-заповедникеМ.Ю. Лермонтовахранится рядфотографийразных лет:1910-20-х годов сизображениемразличныхторжеств, посвященныхзнаменательнымлермонтовскимдатам. На некоторыхиз них запечатленыдепутации спортретомодного и тогоже портретаЛермонтова.Нам было известно, что в Лермонтовскойгалерее долгиегоды висел надсценой портретпоэта, вероятно, он же и запечатленна фотографиях.Логично допустить, что его рисовалтакже И.И.Крылов, одновременнос декорациями.
Но для этогонужны документальныедоказательства.
Наши поискипривели вНовочеркасск, на родину художникаИ.И.Крылова, вМузей историиДонского казачества.Для нас неожиданнымоказался факт, что в Новочеркасскесуществуетмемориальныймузей художника.
Надеемся, что совместнаянаучно-исследовательскаяработа с сотрудникамимузея И.И.Крыловапоможет стеретьбелые пятнаи в историиКавказскихМинеральныхВод.
В заключениеприводим публикациив пятигорскойгазете «КавказскиеМинеральныеВоды» за 1902 годо деятельностиКрылова в нашемрегионе. Думаем, что они могутбыть интересныи для изучениябиографиихудожника вНовочеркасске.

А.Н. Коваленко, зав.мемориальным
отделомГос.музея-заповедника
М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.

Приложениек сообщению.

«Театр имузыка».
На днях в«Лермонтовскойгалерее», г.ДиректоромМинеральныхвод с участиеммногих служащихв УправленииКавказскихМинеральныхВод, и при довольномногочисленнойпостороннейпублике, состоялсяосмотр и приемтеатральныхдекораций, изготовленныхи написанныххудожникомИ.И.Крыловым.Осмотр декорацийпроизводилсяпри электрическомсвете, чтобывернее судитьо производимомими вечеромвпечатлении, причем применялисьэффекты красного, белого и синегосвета. Из осмотренныхдекораций, больше напоминающаякартину, передняязанавесь, изображающаячудный уголокАдриатики сбело-мраморнымдворцом наберегу моря, с красивой ивоздушнойпанорамой назаднем плане.
Удивительнохороша полнаяжизненнойприроды и воздухалесная декорация, задним планомкоторой служитзанавесь сизображениемтаинственнойлесной прогалиныс застоявшимсяпрудом, местамиподернувшимсязеленью с плавающимина нем водянымилилиями. Водана этой декорацииизображенас реальностью, доходящей доиллюзии. Прекрасноевпечатлениетакже оставляетдекорациягорной далис воспроизведениемгрозно-величавойи мощно-красивойприродой Кавказа.Вполне художественныевещи представляютиз себя такжедекорациигородскойплощади ивнутренноститюрьмы. Остальные,- также не разрушаютприятноговпечатления, оставленногоперечисленнымиуже декорациями.Невольно радуешься, что на долюэтого театравыпала возможностьиметь не пачкотнюремесленников-декораторов, а декорации, более чем наполовину, представляющиечисто художественныйинтерес. Этимже талантливымхудожникомвыполненыдекорации ив театре Железноводскойгалереи.

Газета«КавказскиеМинеральныеВоды»,
1902 г., № 15, 15 мая, с.3.

«Обзор картинныхвыставок вПятигорске».
К эстетическимнаслаждениямкавказскойприродой, музыкойоркестров итеатральнымразвлечениемнынешний сезонприбавил вПятигорскедве выставкикартин художниковКрылова иФетваджиана, иллюстрирующихсвоими произведениямикрасоты Кавказскихгор, необозримыйпростор нашейматушки Россиии дающих своимижанровымикартинами сценыбыта и нравовее бесчисленныхнародностей.
Переходяк обзору каждойвыставки отдельно, надо заметить, что г-н Крыловвыставилпо—преимуществупейзажи и, какприродныйказак, из Петербургскойакадемии художестввынес искусствопередаватьбесконечныедали родныхстепей. Однаиз капитальныхего вещей: «Степьковыльная», фигурировавшаяна последнейвсемирнойПарижскойвыставке, всеголучше передаетзрителю этоволнующеесяморе травы, переливающеесясеребром, подгорячими лучамилетнего солнца, степные наездницы, гарцующиепо-мужски всвоих яркиххалатах живописнооживляют киргизскуюстепь. «Объездчики»ранним утромприостановилисвоих конейи, кажется, залюбовалисьдолиной рекитянущейсякрасивымизигзагамикуда-то далеко-далеко.«Пора домой»- интересныйжанр: козел-вожакстада подошелк заснувшемупастуху и остановилсяв раздумьи, можно-ли обеспокоитьсвоего отдыхающегоповелителя.С соседнегохолмика другойкозлик наблюдаетотважится листарший вожакразбудить ихобщего хозяина, а стадо овецеще мирно пасется, предоставляярешить вопросо возвращениина ночлег своимбравым вожакам.И снова на десяткиверст расстилаетсятравянистаястепь.
Кавказ с еговеличавымигорными вершинамидает художникубогатый материалдля солидныхвещей; каковы:«утренняязаря», с блистающимснежным Казбеком, или «аул в ущельи»сохраняющийживописныеконтуры былыхвремен, когдане было ещенастроено«дымных келийпо уступамгор», или «долинаТерека у Владикавказа», рисующая мирныйуголок, окруженныйграндиознымискалами.
ОкрестностиПятигорска, Железноводскас мирным Машуком, грациознойБештау, даютцелую сериюинтересныхвоспоминаний; не забыта иматушка Москва, то в зимнем, тов летнем наряде: ее «Воробьевыгоры», ее «Бутырки», переданы художникомс характерновыбранныхточек, москвичамне надо и в каталогзаглядывать, чтобы узнатьмонастырь, вагон конки, ожидающейбогомольцев, и разносчика, расставившегосвой лотококоло самогобульвара.
Перед намине только картины, дающие абрисыизвестныхместностей, но передающиечарующую природу, навевающиенастроение, подмеченноеартистом. Взгляните№ 19: «Оттаяло», и этот весеннийвечер переноситвас в иной мир, где вечерниезолотистыепереливающиесятона окрашиваютвсе окружающееи заставляютярко блистатьводу междурастрескавшегосямелового льда.Картина этабыла на Берлинскойхудожественнойвыставке. Иззначущихсяв каталоге 70номеров некоторыесостоят изнесколькихэпизодов, ноэто далеко невсе, что создалхудожник, котороговещи ежегоднопоявляютсяна картинныхвыставках иукрашают дворцы: так у ГосударыниимператрицыМарии Федоровныимеются «Крымскиеберега у Ай-Тодора», у Великой княгиниКсении Александровны– картина «Весна»; этюд к которойподарен художникомв пользу ПятигорскогоБлаготворительногообщества…
Газета«КавказскиеМинеральныеВоды»,
1902, № 84, 23 июля, с.2-4.