Время: его герой иантигерой. «Горе от ума» как политическая
комедия.
Императорпаническибоялся проникновенияв Россию революционныхидей
— «французскойзаразы». Он могдавать обещанияна Европейскомсейме,
нона родине до реальных шагов дело не доходило. Более того,
внутренняяполитика приняла репрессивные формы. И недовольство
передовойрусской общественностизрело исподволь, ибо твердаярука
Аракчееванавела в страневнешний порядок. И этот порядок, это
довоенноеблагоденствие, разумеется, радостноприветствовалилюди
типаФамусова, Скалозуба, Горичей иТугоуховских.
Комедия«Горе от ума»построена так, что о «векенынешнем», об
идеяхсоциально — политических преобразований о новой морали и
стремлениик духовной иполитическойсвободе насцене говоритлишь
Чацкий.Он — тот «новый человек», который несет в себе «дух
времени», идею жизни, цель которой- свобода. НоЧацкий на три
важнейшихгода исчезаетиз российскойдействительности. За эти три
годаутихло послевоенноеликование, поэзия ратныхподвигов сменилась
прозойобыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным
заботам: карьера, протекции, доходы и т.п.Воротившисьв Россию и
попав«с корабля набал», Чацкийтак до концаи не разобрался, что в
Москвежизнь вошлав прежние довоенные«берега», чтомосквичи этим
довольныи лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и
реальныхперемен. В образеЧацкого огражденычерты декабристаэпохи
1816-18 годов. В этовремя российскийгражданинпередовыхубеждений
нестремился к активной революционнойдеятельности, к свержению
монархиии тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой
долгперед Отечеством, желал честнослужить ему. Именно поэтомуза
тригода до описанныхв комедии событийЧацкий, «обливаясьслезами»,
рассталсяс Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и
оборваласьблестяще начатаякарьера: «Служитьбы рад, прислуживаться
тошно».В этой формулировкеЧацкого важныи значимы обечасти: он
радбы служить, онжаждет этого. Но Государству, оказывается, не
нужносамоотверженноеслужение, онотребует прислуживания.И Чацкий
оставляетстолицу. Онпытается служить Отечеству иначе: «славно
пишет, переводит». Неслучайныэти слова Фамусова, ведь не водевили
жебудет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об
общественномслужении! Убеждения герояне всегдавысказываютсяим
прямов монологах- как неприятиекрепостногоправа, протекционизма,
негодованиепо поводу засильяиностранцеви преклоненияперед ними.
Изсоображенийцензуры
Грибоедовчасто позволяетгерою лишь намекнуть на важнейшие свои
идеи.Так, несколькораз скажетЧацкий о жизнив деревне како более
нравственной.И речь здесьне о возвращении к природе (проповедь
Руссо), но о моральном долге помещикапо отношениюк крепостным
(вспомните, кстати, чтоэтот путь избралдвоюродныйбрат Скалозуба,
неожиданнооставивший службу, когда «чин следовал ему»).
Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев
фамусовскогообщества: «Забратьвсе книги быда сжечь!» Просвещение
дляэпохи Чацкогонеотделимоот гражданскоговоспитания, важнейший
егоэлемент — проповедьсвободы. Вотпочему такнегодует свет. И
такиенамеки рассыпаныпо всему текстукомедии.
Итак, Чацкий — новый человек Его идейные убеждения
рожденыдухом перемен, тем веком нынешним”, которыйпытались
приблизитьлучшие люди России. «Его идеал свободной жизни
определителен: это свободаот всех… цепейрабства которымиоковано
общество, а потом свобода- вперить в науки»ум, алчущийпознаний”,
илибеспрепятственно предаваться«искусствамтворческим, высоким и
прекрасным»,- свобода служитьили не служить, жить в деревне или
путешествовать”…- так объясняет Гончаров в статье «Мильон
терзаний», какое содержаниевкладывалЧацкий (и идейноблизкие ему
люди)в понятие «свобода».
Нов тоталитарномгосударствевопрос «служитьили не служить, жить в деревне или путешествовать» выходит за рамки проблемыличной
свободы.
Личнаяжизнь гражданинанеотделимаот его политическихубеждений, и
стремлениежить по-своему, наперекорнорме, уже самопо себе естьвызов.
Вобразе Чацкогоотразился тотвосторг, который испытало русскоеобщество, почувствовав себя фигуройисторической, победителемсамого Наполеона.Это — то новое, что появилосьв социальнойжизни России, что стало залогомбудущих преобразований.
Нореальныепреобразованияеще далеки. Плотной стенойна их пути
всталфамусовский мир, обитатели которого «радеют»лишь «родномучеловечку»и пределоммечтаний видят«сто человекк услугам», «чин завидный»и тому подобныеблага Да, Чацкий, наделенныйтемпераментомбойца, активно противопостоитфамусовскомуобществу. Новидит ли онсвоего реального противника, когда обличаетФамусова, Скалозуба, бальную толпу? Подумайте, кто истинныйсоперник Чацкого? ока наш
геройтри года путешествовал, общество нестояло на месте. Оно не простос облегчениемвозвращалоськ заботам ирадостям мирной жизни. Оновырабатывало в себе «сопротивляемость»тем зреющимпеременам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить. И вот в обществепоявляетсяи твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкийнеспособенотнестись кнему и его «талантам»всерьез. А между тем, это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствияЧацкого, Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он счастливыйсоперник главного героя. И этотолько начало. Личное поражениеЧацкого неисчерпываетего будущей драмы. Брошенные им слова «Молчалиныблаженствуютна свете» оказываютсяпророчеством.
Ум, хитрость, изворотливостьМолчалина, умение найти «ключ» к
каждомувлиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющиекачества этогогероя. Качества, делающие егоантигероемпьесы, главным противником Чацкого. Его жизненные установки, убеждения, всясистема нравственныхценностейпротивостоитморальномукодексу, идеям и идеалам Чацкого.И в этом Молчалинне отличаетсяот всего фамусовскогообщества Егоотличает иное: сила. Вот «тузы»: Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский. Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачнозамуж Софью, ну еще паруорденов Получитьне более того. Скалозуб тожена многое непретендует«Мне толькобы досталосьв генералы». Князь Тугоуховский давным — давно «на посылках»у супруги, емухочется, вероятно, только одного: оставили быего в покое…
Молчачинмалым не удовлетворится. За три годаотсутствияЧацкого ондобился блестящихуспехов. Безвестный, безродныйтверской мещанин, он стал секретареммосковского«туза», получил три награжденья, чин асессора, дающий правона потомственноедворянство,
сталвозлюбленными тайным женихомСофьи. Незаменим в фамусовском
доме, незаменим вобществе:
Таммоську вовремяпогладит, Тутв пору карточкувотрет…
Остановитсяон на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливои холодно
набираетМолчалин силу.Уж он-то не потерпитна своем путиЧацкого –
безумногомечтателя, ниспровергателяоснов! Молчалинстрашен именно
своейглубочайшейбезнравственностью: тот кто готов вынести любые
униженияв борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшисьдо
желанныхвершин, будетне только самунижать, но иуничтожать.Именно молчалины, идеал которых «и награжденьябрать, и весело
пожить», дойти «до степенейизвестных»станутв ближайшембудущем (
послевосстания декабристов) столпами общества. На них будет
опиратьсяновая власть: ибо они послушны, ибо превышевсего власть
ценитименно их «таланты»- «умеренностьи аккуратность».Молчалин –
человекструктуры,, его безбедноесуществованиевозможно лишь в
четкоотлаженномгосударственноммеханизме. Ион не допуститразлада
этогомеханизма, темболее его разрушения!
Спустяполвека послесоздания «Горяот ума», в
80-егоды М.Е.Салтыков-Щедринвновь выведет Молчалина на сцену в
очерке«Господа Молчалины». Социально ориентированный художник
неслучайнообратился к этому литературному герою. Он увидел в
Молчалинеодну из самыхстрашных фигуррусского обществаВ очерке
ЩедринаМолчалин предстает уже вельможей, добившийся «степеней
известных».
Онукоренилсяк русской жизнии прошел по ней, достигнув в конце
путижеланных вершин.
Щедрин«по достоинству»оценил молчалиныхи мрачную роль, сыгранную
имив обществе. Поего словам, именно молчалиныявляются создателями
техсумерек, благодарякоторым «настоящий заправский человек не
можетсделать и шага, не раскроивсебе лба». Вкрадчивыемолчалины
занялиместо бескомпромиссныхчацких… каждыйсделал свойвыбор
Историческоезначение образаЧацкого
Чацкий- новый тип человека, действующийв истории русскогообщего:
общества.Главная егоидея — гражданское служение. Такие герои
призванывносить вобщественнуюжизнь смысл, вести к новымцелям.
Самоененавистноедля него — рабствово всех егопроявлениях, самое
желанное- свобода. Всеокружающеенуждается, поего мнению, в
тотальнойпеределке.Мы понимаем, что столкновение Чацкого с
фамусовскиммиром — не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий
характер.Свобода вовсем должна придти на смену иерархической
упорядоченностипрежней жизни. Чацкий, желаявоплотить своиидеи,
делаетнесколькопрактическихшагов, результатомкоторых оказывается
его«связь с министрами», о которой упоминаетМолчалин Ведьэто не
чтоиное, как участиегероя в конкретныхреформах власти, которые не
состоялись.Чацкий умеряетсвой реформаторскийпыл и уезжаетза лицу
нетолько в поискахума, но и от бессилия что-либо сделать в
сложившейсяситуации. Его ничто больше не связываетс родными
пенатами, вероятно, онне приехал бывовсе, если бы не Софья.
Отъездведь тоже формапротеста, пустьи пассивная.После скандалав
домеФамусова, Чацкийвряд ли ещекогда-нибудьпоявится в России.
Онтолько укрепилсяв выборе, которыйсовершил давно: жить подобной
жизнью- невозможно.
Ивот та родина… нет в нынешнийприезд Я вижу, что она мнескоро надоест.
Онв глазах общества, которое живет по старинке и очень этим
довольно,- опасный человек, «карбонарий», нарушающийгармонию ихсуществования.
Грибоедовпервым в русской литературе Х1Х века показал«лишнего
человека»(термин А.И.Герцена), механизм егопоявления в обществе.
Чацкий- первый в этомряду. За ним — Онегин, Печорин, Бельтов,
Базаров.
Можнопредставить себе дальнейшую судьбу такого героя в
обществе.Наиболее вероятныдля него два пути: революционный и
обывательский.Вспомним, чтодействие пьесыпроисходитпримерно в 20
-егоды прошлоговека, когда вРоссии сформировалось общественное
движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было
обществос определеннойсоциально-политическойпрограммой, которая
должнабыла решить главный вопросдня — освобождениекрестьян от
крепостнойзависимости и ограничение самодержавной власти. В
сознаниидекабристов это был вопрос, требующийбезотлагательного
решения- без искоренениярабства во всехего проявленияхневозможно
былодвижение вперед.Но
декабристовпостигла неудача. После Декабря в России наступилотридцатилетнее«затмение» — Николай 1, ставшийимператоромпосле смертибрата, установилрежим жесткойавторитарнойвласти. «Первыегоды, следовавшие за 1825, были ужасающие. Только летчерез 10 обществомогло очнутьсяв атмосферепорабощенияи преследования. Им овладелаглубокая безнадежность, общий упадоксил, — так писалоб
этомА.И.Герцен.
Чацкиймог быть среди тех, кто вышел14 декабря наСенатскуюплощадь, и тогдажизнь его былабы предрешена на 30 лет вперед: принявшиеучастие в заговоревернулись изссылки толькопосле смертиНиколая 1 в 1856году.
Номогло быть и другое — непреодолимоеотвращениек „мерзостям“русской жизнисделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком безРодины. И тогда- тоска отчаяньее лчность и, что самое страшноедля такого героя — борца и энтузиаста, вынужненнаяпраздностьи бездеятельность.
ОбразСофьи
Единственныйперсонаж, задуманныйи исполненный, как близкийЧацкому, — этоСофья ПавловнаФамусова. Грибоедовписал о ней: Девушка самане глупаяпредпочитает дурака умному человеку…» В этом персонажевоплощен характерсложный, авторушел здесь отсатиры и фарса. Он представилженский характербольшой силыи глубины. Софьедовольно долго«не везло» вкритике. ДажеПушкин считалэтот образ неудачей автора:” Софья начертана неясно”. И толькоГончаров в«мильоне терзаний»в 1871 году впервыепонял и оценил по достоинству этот персонажи его роль впьесе.
Софья- лицо драматическое, она персонажбытовой драмы, а не социальнойкомедии. Она- так же как иее антагонистЧацкий — натурастрастная, живущая сильными настоящимчувством. Ипусть предметее страсти убоги жалок (об этомне знает героиня, но знают зрители) это не делаетситуацию смешной, напротив, углубляетее драматизм.В лучших спектакляхактрисы в ролиСофьи играютлюбовь. Это вней самое главное, это формируетлинию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин ивсе остальные. Когда нет избранника- все мысли толькоо скорой встрече; она можетприсутствоватьна сцене, насамом же деле — вся душа ееустремленак Молчалину. В Софье воплотиласьсила первогочувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна.Она прекрасно отдает себеотчет в том, что избранникникогда небудет принятее отцом. Мысльоб этом омрачаетжизнь, Софьявнутреннеуже готова кборьбе. Чувствонастолькопереполняетдушу,
чтоона исповедуетсяв своей любви, казалось бы, совершеннослучайнымлюдям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсесамому неподходящемув этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и
одновременноудручена необходимостьюпостояннотаиться ототца, что ейпопросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает еевозможностирассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»Софье с самогоначала уже можно посочувствовать. Но в выбореее столько же свободы, сколько ипредопределенности. Она выбралаи полюбилачеловека удобного: мягкого, тихогои безропотного(таким предстаетМолчалин в еерассказах-характеристиках).Софья, как ейкажется, относитсяк нему здравои критически:«Конечно, нетв нем этогоума, Что генийдля иных, а дляиных чума, Которыйскор, блестящи скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
Вероятно, ей кажется, что она поступилаочень практично, ко всему прочему.Но в финале, когда она становитсяневольнойсвидетельницей«ухаживания»Молчалина заЛизой, она пораженав самое сердце, она
уничтожена- это один изсамых драматичныхмоментов всейпьесы.
Какже случилось, что умная иглубокая девушкане только предпочлаЧацкому подлеца, бездушногокарьеристаМолчалина, нои совершила
Геройвремени в «Гореот ума»
I.Проблема «героя времени» в русской классике, возникающаяна
разныхэтапах общественно-исторического развития. Отражение впьесе основного конфликта эпохи: противопоставление «века нынешнего»«веку минувшему». Появление в эпоху подготовки
декабрьскоговосстания нового типа личности, выразителяпрогрессивныхидей времени. В пьесе итог новый тип личностивоплощен вобразе Чацкого.
II. Чацкий- выразитель идей «века нынешнего». Анализ монологовЧацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленностьгероя
остальномуобществу повсем важнейшимобщественно-политическими нравственнымвопросам тоговремени:
а)отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого окрепостномтеатре, о «Несторенегодяев знатных», обменявшемсвоих верныхслуг на трехборзых собак;
б)отношение кобразованию: Чацкий наделен «ждущим познаний»умом, «славно пишет, переводит», отличаетсясвободомыслием, недаром Фамусовсчитает, что«сумасшедшим»Чацкого сделала его «умность», то есть глубокиезнания и свободноемышление; онже называетЧацкого завольнодумие«карбонарием»;
в)отношение кобщественномумнению:
Даи кому в Москвене затыкалирты Обеды, ужиныи танцы?
г)отношение кчинопочитаниюи подхалимству:
Комунужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;
д)отношение кнасилию иностранцев:
…чтоб истребилгосподь нечистыйэтот дух
Пустого, рабского, слепогоподражанья…
или:
Воскреснемли когда от чужевластьямод? Чтоб умный, бодрый нашнарод Хотя поязыку нас несчитал за немцев;
е)возмущениенравственнымпадением столичногообщества мужчин, той ролью, сгораянередко отводитсямужу в семье:
Муж-мальчик, муж-слугаиз жениныхпажей –
Высокийидеал московскихвсех мужей.
(Можнодобавить, чтоиз Молчалинаполучился бытакой же мужрядом с
Софьей; образец «мужа-мальчика»в комедии — Горич);
ж)стремление Чацкого «служить», а не «прислуживаться»,
служить«делу», а не«лицам», его«связь с министрами»и дальнейший
полныйразрыв — намек на желаниепрогрессивнонастроеннойчасти
молодежипреобразоватьобщество мирным, просветительскимпутем. Его
поездказа границу быласвязана нетолько с «поискамиума», то есть
идеейсамосовершенствования, но и с необходимостью обрести
единомышленниковв своем деле. Такова ещеодна особенность«героя
времени»первой четвертиХ1Х века.
111.Заключение.Непримиримостьвзглядов междуЧацким и фамусовским
обществомставит его втрагическуюситуацию. ПозамечаниюГончарова,
егороль «страдательная»: в одно и то же время он и «передовой
воин»,«застрельщик», и при этом «всегдажертва»
ФамусовскаяМосква в изображенииГрибоедова
I.Основной конфликтпьесы. Чацкий и косное, консервативное
московскоеобщество. «Векнынешний и векминувший». Прогрессивные