Анализ мер, применяемых сотрудниками исправительных учреждений, по обеспечению режима отбывания наказания

1. Режим в исправительныхучреждениях и требования, предъявляемые к нему
1.1 Понятие режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и напротяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается границадозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовоеположение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных ипредставителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания – один изважных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре вниманияне только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,педагогов, обществоведов.
В отечественном законодательстве термин «режим» впервые былупотреблен в словосочетании «режим подследственных» во временной инструкции НКЮРСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядкеотбывания такового». В дальнейшем, в частности в Положении об общих местахзаключения в РСФСР от 16 ноября 1920 г., уже имелся целый раздел «Режим вобщих местах заключения». С принятием первого Исправительно-трудового кодексаРСФСР 1924 г. термин «режим» получил законодательное оформление и сталшироко использоваться в научной литературе и ведомственных нормативных актах.
Первые попытки дать его научное определение относятся к 20-м гг.XX в. Профессор С. Познышев определял, что пенитенциарный режим естьсистема мер, направленная к тому, чтобы известным образом изменить подвергавшихсяему лиц. Такое определение лишь в общих чертах отражало сущность режима.
С середины 50-х гг. в советском государстве началосьвосстановление законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, и впоследующие годы режим стал рассматриваться как непременное условие процессаисправительно-трудового воздействия. А. Беляев под режимом понимал»… установленныйи регулируемый нормами советского исправительно-трудового права порядокиспользования труда осужденных, обеспечивающий их изоляцию, а также применениеограничений, связанных с лишением свободы, выполнением заключенными ихобязанностей, гарантию осуществления принадлежащих им прав и создание условийдля их исправления и перевоспитания». Несколько иную позицию занимал профессор Б. Утевский.Он рассматривал режим как «урегулированный нормами исправительно-трудовогоправа принудительный порядок исполнения наказаний, связанный сисправительно-трудовым воздействием, обеспечивающий кару, исправление иперевоспитание осужденных, а также решение задач частного (специального) иобщего предупреждения…». А. Рябинин, конкретизируя его, в содержаниережима включал всю совокупность правил и условий, порядков, которымиохватываются все стороны жизни осужденных в период «отбывания наказания в виделишения свободы». По его мнению, режим – это «правила изоляции и надзора заосужденными, правила поведения и распорядок дня, порядок и условия приобщенияосужденных к труду, проведение воспитательной работы, обеспечение жильем,питанием, одеждой и т.д.». Как видим, здесь дано более широкое толкованиепонятия «режим», в него не только включены правоограничения, свойственныенаказанию в виде лишения свободы, но и предусмотрена реализация законныхинтересов и прав осужденных в этот период, а также деятельность государственныхорганов (администрации исправительных учреждений) по обеспечению и реализацииэтих прав.
На мой взгляд, обобщив изложенные точки зрения, можно утверждать,что в местах лишения свободы существует строго определенный порядок исполненияи отбывания наказания, который включает в себя практически всю организациюуклада жизни осужденных.
А. Севрюгин усматривает в режиме «совокупностьисправительно-трудовых правоотношений, обеспечивающих правовое регулированиеповедения осужденных в социально-экономических, политических и духовныхотношениях с учетом правоограничений, свойственных этому наказанию». Думается,что определение режима А. Севрюгина наиболее правильное.
Только совсем недавно определение понятия режима впервые получилозакрепление в уголовно-исполнительном законе. В предшествующем законе (ИТКРСФСР 1970 г.) перечислялись только требования режима.
В настоящее время, для того чтобы избежать разночтений,законодатель приводит определение этого понятия непосредственно в законе.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство подробнорегулирует вопросы, связанные с определением режима. Так, по самымприблизительным подсчетам, из семидесяти статей IVраздела УИК РФ, регулирующихисполнение наказания в виде лишения свободы, около пятидесяти (более 70%) в тойили иной мере посвящены именно вопросам режима и его обеспечения.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. – «управление»)в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания,отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижениякакой-либо цели. Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот терминупотребляется в специальном, пенитенциарном значении – как распорядок жизничеловека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местахлишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенныхв жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексомправоограничений.
Термин «режим» часто встречается в нормах действующегоуголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работыучреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется вдвойном смысле: 1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнениянаказания администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Как известно, комплекс правоограничений предусматриваетсязаконодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима,установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбываниянаказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный врежиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядокотбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством иобязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания вузком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
В уголовно-исполнительном законодательстве дано определениережима в исправительных учреждениях как установленный законом исоответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения иотбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Режим как правовое явление своими элементами пронизываетвсе сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теорииуголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима исоответствующие им функции.

/>
Рис. 1.Понятие режима висправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции
Функции режима реализуются в их единстве,взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режималишения свободы.
Обобщая точки зрения ученых-пенитенциаристов по вопросуопределения режима в исправительных учреждениях, можно сформулировать следующиевыводы:
– режим в исправительных учреждениях – часть историческисложившегося в обществе общественного порядка, урегулированного действующимизаконодательными и ведомственными нормативными правовыми актами;
– состояние режима в исправительных учреждениях оцениваетсяколичеством случаев неправомерного поведения со стороны осужденных;
– правовое регулирование режима в исправительных учрежденияхосуществляется нормами уголовно-исполнительного права, а также нормами,содержащимися в других отраслях права (уголовном, административном,гражданском, семейном и др.);
– при урегулировании режима применяются нормы материального,процессуального и организационно-управленческого характера;
– установленный в местах лишения свободы правопорядокнаправлен на реализацию обязанностей всеми участниками правоотношений;
– основная функция режима сводится к созданию оптимальныхусловий для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия.
1.2 Требования, предъявляемые к режиму висправительных учреждениях
Анализ ч. 1ст. 82 УИК РФ позволяет судить о том, что основные требования режимасодержатся в самом определении этого явления.
Согласно данной норме основными требованиями режима в местахлишения свободы являются:
– обязательная охрана,изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключитьвозможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественныхпоступков;
– точное и неуклонноевыполнение ими своих обязанностей;
– реализация их прав изаконных интересов;
– обеспечение личнойбезопасности осужденных и персонала;
– раздельное содержаниеразных категорий осужденных;
– различные условиясодержания в зависимости от характера и степени общественной опасностисовершенного преступления, личности и поведения осужденного и возможностьизменения условий отбывания наказания.
Иныетребования режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы в формеправовых предписаний, адресованных администрации исправительных учреждений иосужденным, содержатся в частях 4, 5, 6, 8, 9, 10 ст. 82 УИК РФ. К нимотносятся требования:
а) о единойформе одежды для осужденных установленного образца. Администрация обязанаобеспечить спецконтингент такой одеждой (ч. 4 ст. 82 УИК РФ);
б) опроизводстве обысков осужденных и помещений, в которых они проживают и досмотреих вещей. Личный обыск производится лицами одного пола. Обыск жилых помещенийосуществляется в отсутствии осужденных, а в их присутствии – только в случаях,не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 82 УИК РФ);
в) онедопустимости хранения осужденными при себе денег, ценных бумаг, иныхценностей, а также предметов, не указанных в перечне предметов и вещей,разрешенных к хранению и использованию в исправительных учреждениях. Такойперечень приведен в приложении №1 к Правилам внутреннего распорядкаисправительных учреждений (ч. 8 ст. 82 УИК РФ);
г) оправилах хранения обнаруженных у осужденных денег, ценных бумаг, и иныхценностей администрацией учреждения и изъятия предметов, веществ и продуктовпитания, запрещенных к исполнению и хранению в исправительных учреждениях (ч. 9,10 ст. 82 УИК РФ).
Кроме того,администрации исправительного учреждения законодатель предоставил правопроизводить досмотр находящихся на территории учреждения и на прилегающих кнему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей,транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, переченькоторых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядкаисправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 УИК РФ).
В теорииисправительно-трудового права режим имел различные толкования. Учитываязаконодательные нововведения уголовно-исполнительного кодекса, существо этогоправового явления представляется возможным сформулировать как урегулированныйнормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбыванияуголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерамиисправительного воздействия, создающий условия для применения других средствисправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач,постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительнойсистемы.
В воспитательном воздействиидисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждоепреступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждыйпреступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушатьего. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает ихсоблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем уних вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этимдостигается конечная цель дисциплинирующего режима – воспитание сознательнойдисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местахлишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условиядля использования других средств исправления – это общественно полезный труд,воспитательная работа, получение общего образования, профессиональнаяподготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которыхне может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимогопорядка.
Режимотбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется всоответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целяминаказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.

2. Современное состояниедеятельности уголовно-исполнительной системы и в частности УФСИН поСтавропольскому краю по обеспечению режима за 2010 год
Анализируя статистические данные ФСИН России за 2010 год вобщем и целом снизилось общее число содержащихся в учрежденияхуголовно-исполнительной системы. На начало 2010 года оно составляло около 865тысяч человек (на 1 января 2011 года ≈ 820 тысяч человек), но это всёравно очень и очень много, причём это снижение происходило прежде всего за счётследственных изоляторов.
Вместе с тем, анализируя официальные данные ФСИН России запоследние 10 лет (табл. 2.1. – 2.3.), состав контингента исправительныхучреждений стал более тяжёлым. За последние 5 лет выросло количество осуждённыхза тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, страдающих отнаркозависимости, алкогольной зависимости, людей с психическими отклонениямитакже увеличилось в системе в разы. Всё это, безусловно, осложняет нелёгкуюработу в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
режим исправительный уголовный учреждение
Таблица 2.1. Характеристика осужденных по срокам заключения 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. до 1 года 2 934 2 250 3 101 3 856 5 304 6 536 6 704 7 635 8 145 1 год 7 561 5 419 6 069 6 179 9 261 10 986 11 468 11 189 10 672 свыше 1 до 3 лет 107 990 106 528 90 470 98 346 131 680 156 051 159 947 163 944 157 911 свыше 3 до 5 лет 258 586 224 715 195 536 156 592 157 669 172 140 180 431 182 689 178 236 свыше 5 до 10 лет 295 136 295 916 291 112 243 852 242 984 249 346 254 722 261 334 263 863 свыше 10 до 15 лет 65 020 70 580 76 186 71 093 74 588 76 678 76 461 78 959 75 916 свыше 15 лет 12 261 15 648 18 866 20 441 23 243 25 125 26 694 28 542 29 342
Таблица 2.2. Характеристика осужденных, которые осуждены к лишениюсвободы 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. впервые 368 926 356 334 330 482 302 798 335 200 367 260 385 502 390 994 377 813 второй раз 204 847 204 079 196 350 171 832 176 671 185 557 186 290 190 964 190 149 3 и более раз 175 715 160 643 154 508 125 729 132 858 144 045 144 635 152 334 156 123
Таблица 2.3. Характеристика осужденных, которые осуждены за преступления 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. убийство ст. 105 УК РФ 99867 103767 107307 108832 116222 121191 122393 122929 121341 в т.ч. женщин 7733 7580 7802 7968 8808 9482 9668 10132 10025 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 75139 78350 83119 85640 96170 101731 103037 103810 102993 в т.ч. женщин 3694 3691 4084 4321 5476 6065 6422 6664 6806 изнасилование, насильственные действия сексуального характера – ст. 131 24580 22573 21541 20316 21722 22857 24818 26918 26374 в т.ч. женщин 103 111 100 73 90 134 152 151 176 кража – ст. 158 262007 226250 188672 152773 159749 168397 165243 162659 148153 в т.ч. женщин 13430 8426 7367 6868 8699 10899 11005 11714 10889 грабеж – ст. 161 66432 64072 62054 55658 61458 68433 71217 70918 67272 в т.ч. женщин 2960 2183 2202 2150 2558 2969 2999 3176 2929 разбой – ст. 162 82905 87041 87994 80070 80400 82343 80388 77756 75078 в т.ч. женщин 3074 2940 2842 2271 2347 2399 2345 2350 2245 хулиганство ст. 213 19260 17947 16552 10042 7380 6063 4870 4193 2471 в т.ч. женщин 422 326 363 243 118 97 56 38 33 вымогательство – ст. 163 8296 7185 6661 5571 5845 6282 6514 6903 5807 в т.ч. женщин 231 137 106 86 139 144 135 130 115 преступления, связанные с наркотиками – ст. 228–234 68634 69874 65550 42757 49794 65429 81194 98430 114508 в т.ч. женщин 13482 13197 12647 8953 9647 12269 14531 16493 19016
Вчастности анализируя итоги деятельности учреждений УИС Ставропольского края за2010 год необходимо отметить, что в целом оперативная обстановка хотя иоставалась сложной, но была управляема и находилась под постоянным контролем.Негативное влияние на ее состояние продолжали оказывать перелимит и ухудшениекриминогенного состава осужденных, неполная трудовая занятость спецконтингента ит.д.
Посостоянию на конец 2010 года в исправительных учреждениях края содержалось14267 осужденных или на 3,2% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года(АППГ). Несмотря на это, перелимит составил 14,8%. Так, в исправительныхколониях общего режима для содержания мужчин содержалось 4158 осужденных – прилимите наполнении 3758; на строгом виде режима – 7897 осужденных, при лимитенаполнения 6452, в лечебно-исправительном учреждении и центральной больнице – 1453осужденных, при лимите наполнения 1318, в участках колонии-поселения – 691осужденный (прирост 34%), при лимите наполнения 462 места. И только ввоспитательной колонии перелимита не было, и содержалось 57 воспитанников.
Напрофилактическом учете в учреждениях края состоят 1498 осужденных, что на 32%больше, чем в АППГ (1025 осужденных) или 10,3% от общего количества осужденных.
Изних:
–  склонныхк побегу – 237 человек, что на 1,3% меньше, чем в АППГ (240 чел.) или 15,9%от общего количества осужденных;
–  лидерови активных участников групп отрицательной направленности – 1 чел. (АППГ –3);
–  склонныхк употреблению наркотических средств 124 чел., что на 42% больше, чем вАППГ (72 чел.);
– склонныхк гомосексуализму и лесбиянству 53 чел., что на 51% меньше, чем вАППГ (109 чел.);
– систематическиупотребляющих спиртные напитки 31 чел., что на 74% больше, чем в АППГ (8 чел.).
Вцелом показатели изъятия запрещенных предметов при доставке соответствуюттребованиям ФСИН России. Основная масса денег, алкогольных напитков заводскогоизготовления, наркотических веществ, сотовых телефонов изъята при попыткахдоставки.
/>Так, в целях профилактики и предупрежденияпроникновения на территории исправительных учреждений края запрещенныхпредметов, отделами безопасности подразделений края и УФСИН СК в тесномвзаимодействии с другими отделами проводился комплекс мероприятий какорганизационно-теоретического, так и практического характера. В результате запрошедший год оперативно-режимным составом перекрыто 56 каналов проникновения висправительные учреждения наркотических средств.
Втечение 2010 года в исправительных учреждениях края в результатецеленаправленно проводимой обыскной работы было обнаружено и изъято:
– 118,8тыс. рублей, из них при доставке 117,8 тыс. рублей или 99%, (АППГ – 472,7 тыс.рублей или на 75% больше, при доставке – 99,6%);
– 71,7литра алкогольных напитков заводского изготовления (АППГ – 77,61 литра или на7,7% больше), все при доставке;
–  699литров мутной жидкости с характерным запахом брожения (АППГ – 313 литров или на55,3% меньше);
–  375,75грамма наркотических веществ, все при доставке (АППГ – 509,794 грамма или на26,3% больше), все при доставке;
– 262сотовых телефона, из которых при доставке 238 шт. или 91,7% (АППГ – 141 или на46,2% меньше, при доставке 125 или 88,6%);
– 261 единица колюще-режущих предметов (АППГ – 223 или на 14%меньше).
В2010 году в исправительных колониях края было зарегистрировано 36043 нарушенияустановленного порядка отбывания наказания.
Изобщего количества нарушений:
–  отделамибезопасности было выявлено 31487 нарушений или 87% от общего количестванарушений;
–  воспитательнымиотделами – 3173 нарушения или 8,8% от общего количества нарушений;
–  оперативнымиотделами – 711 нарушений или 2% отобщего количества нарушений;
–  производственнымислужбами – 300 нарушений или 0,8% от общего количества нарушений;
– другими службами – 372 нарушения или 1% от общегоколичества нарушений.
Анализируявыше перечисленные данные можно прийти к выводу, что несмотря на некотороеуменьшение количества содержащихся осужденных увеличилось, в сравнении саналогичным периодом прошлого года, общее количество профилактируемых лиц. В исправительныхучреждениях увеличивается количество лиц, отбывающих наказания за совершениетяжких и особо тяжких преступлений. Растет число осужденных с повышеннойагрессивностью и возбудимостью, с большими сроками наказания.

3. Средства обеспечениярежима в исправительных учреждениях
Средстваобеспечения режима не входят в его содержание, их назначением являетсяобеспечение соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания наказания всемисубъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.Указанные средства можноразделить на две группы.
– средства обеспечения режима общего характера. К числу мер общегохарактера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание;индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерноеповедение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.
– специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют:охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающиетребуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средстванадзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила,специальные средства и оружие).
3.1 Применение технических средств охраны инадзора в целях поддержания установленного режима отбывания наказания
Уголовно-исполнительноезаконодательство наделило администрацию исправительных учреждений правом использованияаудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзораи контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушенийустановленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации оповедении осужденных (ст. 83 УИК РФ).
Такимобразом, применение технических средств надзора при осуществлении надзора заосужденными в учреждениях УИС не нарушает прав граждан, закрепленных в КонституцииРФ, и осуществляется на основании конституционных норм.
Несмотря на то, что администрация исправительных учрежденийинформирует осужденных о применении в их отношении данных технических средств,она не обязана указывать, в каких местах эти средства размещены.
В идеальном варианте технические средства надзора и контроля могутиспользоваться как гласно, так и скрытно (негласно) во всех местах натерритории исправительного учреждения, где находятся или могут находитьсяосужденные. Знание этого факта осужденными в определенном смысле заставляет ихкорректировать свое поведение, вплоть до отказа от совершения правонарушения.Информированность осужденного о постоянном контроле за его действиями с помощьюсовременных технических средств может рассматриваться в качествепредупредительного фактора, влияющего на возможность совершения осужденнымправонарушения.
Кюридическим документам, определяющим возможность использования техническихсредств в исправительных учреждениях, относятся:
–Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные права и свободычеловека, а также определена возможность ограничения этих прав;
–Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части определениявозможности изъятий и ограничений в отношении осужденных, установленныхуголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, а также наделенияправом применения в определенных случаях технических средств;
– Закон РФот 21 июля 1993 г. №5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказанияв виде лишения свободы» в части наделения правом учреждений, исполняющих наказания,осуществлять фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку;
– Уголовныйкодекс РФ 1996 г. в части определения ответственности за превышение должностныхполномочий сотрудниками УИС;
–Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности», в котором указано, что в ходе проведения оперативно-розыскныхмероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- ифотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущербажизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде;
–Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», регламентирующийпроцесс передачи видеоинформации по каналам связи и электромагнитнойсовместимости технических средств видеонаблюдения с другими радиоэлектроннымисредствами гражданского и военного назначения.
Болеедетально вопросы применения технических средств видеонаблюдения находят отражениев ведомственных нормативных актах, основными из которых являются:
–Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях;
– Руководствопо технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора,применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы;
– Наставлениепо оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектовуголовно-исполнительной системы и т.д.
В связи с активизациейгосударственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободыконцентрируется наиболее опасная категория осужденных и наблюдается росткриминальной составляющей в среде спецконтингента. В этих условиях задача обеспечениянадежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей,с соблюдением требований законности и правопорядка остается однойиз первоочередных задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний.Вследствие этого совершенствование системы охраны учреждений, исполняющихнаказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ее форм иметодов актуализируется.
Применениесовременных ИТСОН позволяет в значительной степени снизить вероятностьсовершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденныхи лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними.
Привнедрении систем визуального наблюдения обеспечивается возможностьвсеохватывающего контроля за ситуацией на территории учреждения. Оператор поставидеоконтроля и оперативный дежурный имеют возможность быстро, достовернополучать информацию о состоянии охраны как на периметре учреждения, так и навнутренней его территории. Они могут просматривать все внутренние посты, контролироватькачество исполнения младшими инспекторами учреждений своих обязанностей и соблюдениережимных требований, достоверно квалифицировать факты срабатываний охраны на периметреучреждения и тревожной сигнализации на внутренних постах.
/>
Рис. 2.Камеры видеонаблюдения в режимных корпусах

Следует отметить, что применение инженерно-технических средствохраны и надзора, создание на их основе интегрированных комплексов безопасностиспособствуют повышению надежности охраны объектов ИУ, совершенствованиюконтроля за поведением осужденных. Эти средства способны пресекать побеги.Кроме того, оборудование периметра запретных зон современнымиинженерно-техническими средствами, их надежная работа по созданию преграднарушителю, своевременной выдаче сигналов обнаружения оказывают важноепредупредительное воздействие на осужденных, поскольку у последних формируетсяпредставление о том, что их противоправные действия находятся под контролемадминистрации, а попытки совершить преступление или подготовку к нему(например, побег путем преодоления запретной зоны) будут обнаружены с помощьютехники.
Порезультатам выполненных задач поставленных «Концепцией совершенствования оборудованияобъектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраныи надзора до 2010 года» явилось многократное увеличение количества видеокамер понадзору за осужденными в исправительных учреждениях.
Необходимо отметить,что использование технических средств в обеспечении надзора не ограничивается однимивидеокамерами. Начиная с 2005 г. они используются в рамках единых систем безопасности.Они объединяют в себе системы мониторинга управления внутренней территории, защитыпериметра колонии, а также обеспечивают возможность взаимного дублирования пультовразличных служб, подключение новых устройств, аппаратуры, а также дистанционныйконтроль со стороны региональных управлений.

/>
Рис. 3.Пост системы видеонаблюдения интегрированной системы безопасности (ИСБ)
На данныймомент значительно расширилась номенклатура технических средств,централизованно поставляемых в учреждения УИС, таких как: интегрированныекомплексы технических средств охраны и надзора для исправительныхколоний «Тобол», «Пахра-М», «Сова», «Микрос-02» и «Рубеж-08», радиолучевыедатчики обнаружения «Арбалет-Б», датчики обнаружения оптические лазерные«Рапира-Б», трибоэлектрические датчики «Гюрза-035П», металлодетектормагнитоиндуктивный пассивный «Фракталь-01».
/>
Рис. 4.Арочный металлодетектор антивандального исполнения Фракталь-01

В настоящеевремя в силу недостаточности современных технических средств охраныи контроля, а также прогрессирующего старения инженерных сооруженийнеобходимо основную работу направить на:
– оборудованиеобъектов современными интегрированными системами безопасности, замена морально и физическиустаревшей аппаратуры надежными и устойчиво работающими изделиямиразличного принципа действия, выполненными на современной элементной базе;
– серийноевнедрение средств видеонаблюдения как на периметре,таки на внутренней территории учреждений. Современные средствавидеонаблюдения должны обладать большой разрешаемой способностью и бытьадаптированы к применению в любых климатических условияхв разное время суток. Отдельным перспективным направлением применениясредств дистанционного наблюдения является использование камер общего обзоракупольного исполнения, устанавливаемых на вышках высотой 20–40 метров.С помощью них возможно осуществление контроля внутренней территории объекта,периметра и прилегающей к охраняемому объекту местности.
/>
Рис. 5.Купольная видеокамера на мачте

3.2 Оперативно-розыскная деятельность в исправительныхучреждениях как средство обеспечения режима содержания осужденных
В значительной степени уровень режима достигается с помощьюоперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратамиисправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы в целом.Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласнои негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственныхорганов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскныхмероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека игражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскноепредупреждение правонарушений предполагает сбор информации о криминальноактивных лицах, степени их исправления, связях, преступном опыте, намерениях,особенностях их личности и системы социальных отношений. Совокупность сведений,которые дают основания для неблагоприятного прогноза, т.е. вывода о вероятностипреступного поведения, сразу указывает на необходимость установленияоперативного наблюдения за теми, кто сохранил криминальную активность.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощьюразличных мероприятий: опрос граждан; исследование предметов и документов;наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности итранспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений; оперативное внедрение и т.п.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующимрассматриваемый вид деятельности, является Инструкция по профилактикеправонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительнойсистемы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. №333.
Инструкция регламентирует порядок организации и проведениямероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений средиосужденных, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях иследственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Согласно данному нормативно-правовому акту оперативные отделы вцелях профилактики правонарушений среди осужденных осуществляют следующий комплексмероприятий:
– собирают информацию, необходимую для разработки основныхмероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы средиосужденных, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят доруководства учреждений УИС информацию об оперативной обстановке на объектахучреждения, а в необходимых случаях – до оперативного дежурного и сотрудниковзаинтересованных служб;
– при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудниковучреждений УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактическийучет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверностиизложенных в них сведений. На профилактический учет берутся осужденные:готовящиеся совершить побег или ранее его совершавшие; относящиеся к так называемойкатегории «вор в законе»; лидеры и активные участники группировок отрицательнойнаправленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные купотреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств,сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанныесудом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; имеющие психическиеотклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своемуздоровью и проявлением агрессии к окружающим; занимающиеся поборами ипритеснениями других осужденных; организующие или активно участвующие вазартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; нетрадиционнойсексуальной ориентации; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельностиисправительных учреждений, массовые беспорядки; бывшие участники преступныхсообществ и незаконных вооруженных формирований; склонные к нападению напредставителей администрации; склонные к совершению поджогов и порче имущества;на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательновлияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС;
– выявляют организаторов и активных участников группировокотрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иныхлиц, намеревающихся совершить правонарушения;
– совместно с другими службами принимают меры к пресечениюконфликтных ситуаций среди осужденных, ежедневно уточняют и обновляют списокподучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;
– выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудниковучреждений УИС, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к нимпредметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;
– совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказуот противоправных намерений и действий осужденных;
– во взаимодействии с правоохранительными органами проводятмероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС.
Вучреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся ихсовершить, выявляются путем:
изучения ихличных дел, сбора информации, полученной сотрудниками отделов воспитательнойработы, режима, охраны, оперативного и специального отделов, психологическойлаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части,а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензурыкорреспонденции), заявлений осужденных, изучения записей в Книге учетазаявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета информации опроисшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления оботказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбываниянаказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, вкоторой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намеренияхосужденных.
Собранные материалы рассматриваются комиссией учрежденияежемесячно в один из специально выделенных дней.
В состав комиссии входят заместители начальника исправительнойколонии, начальники отделов безопасности, оперативного, воспитательного,специального и начальник медицинской части. На комиссии обязательно присутствиесоответствующих начальников отрядов, психолога, представителя производственногоотдела, в необходимых случаях разрешается присутствовать руководителямсамодеятельных организаций осужденных, мнение которых должно учитываться.
На основании анализа имеющихся материалов, причин правонарушений иусловий способствующих их совершению разрабатываются меры по их устранению ипрофилактические мероприятия.
Напрофилактический учет берутся осужденные:
– готовящиеся совершить побег или ранее их совершавшие;
– относящиеся к так называемой категории «вор в законе»;
– лидеры и активные участники группировок отрицательнойнаправленности;
– организующие и провоцирующие групповые эксцессы;
– склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотическихвеществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов иалкогольных напитков;
– признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании иалкоголизма;
– имеющие психические отклонения, связанные с возможностьюпричинения существенного вреда своему здоровью и проявление агрессии кокружающим;
– занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных;
– организующие или активно участвующие в азартных играх с цельюизвлечения материальной или иной выгоды;
– нетрадиционной сексуальной ориентации;
– отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельностиисправительных учреждений, массовые беспорядки;
– бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженныхформирований;
– склонные к нападению на представителей администрации;
– склонные к совершению поджогов и порче имущества;
– на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц,отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС.
В ходепроведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационныесистемы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические ииные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющиевреда окружающей среде.
В каждомисправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатомсотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативныхотделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность имприходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения состороны осужденных.
Те или иныеоперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другиеуполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Обоперативно-розыскной деятельности».
Если указанныморганам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскныемероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативныхработников или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и ихсамостоятельные действия.
3.3 Мероприятия взаимодействия отделов и службучреждений по предупреждению нарушений режима
Приоритетными мероприятиями при взаимодействии структурныхподразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений установленногорежима отбывания наказания являются следующие:
– организация эффективного обмена сведениями о лидерах, авторитетахуголовной среды, активных членах преступных группировок, их связях висправительном учреждении и за его пределами, по другим направлениям борьбы сорганизованной преступностью и сферам взаимных интересов с целью принятиясвоевременных превентивных мер;
– осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленныхна выявление и пресечение деятельности преступных групп и их лидеров;
– разработка дополнительных мероприятий по предупреждениюформирования преступных групп в исправительном учреждении, устранению причин иусловий, способствующих данному виду преступной деятельности, оказаниюиндивидуально-профилактического воздействия на лидеров и членов преступныхгрупп;
– создание в необходимых случаях совместных оперативных групп дляразоблачения и пресечения противоправной деятельности наиболее опасныхорганизованных преступных групп;
– выработка единой стратегии борьбы с нарушителями режима висправительном учреждении.
Взаимодействие структурных подразделений исправительногоучреждения по предупреждению нарушений режима отбывания наказания включает всебя организацию и проведение совместных комплексных мероприятий:
– еженедельное проведение совместных инструктажей караула и дежурнойсмены отдела безопасности под руководством начальника учреждения, спривлечением начальников отделов и служб на котором доводится оперативнаяобстановка на охраняемом объекте, с доведением конкретных мер по профилактикенарушений режима;
– массовое привлечение к проведению обысков, при досмотрах, осмотрахзданий, помещений, территорий учреждений сотрудников всех отделов и службучреждений;
– ежемесячное проведение тренировок по действиям при чрезвычайных обстоятельствахс отработкой действий сотрудников отделов ислужб в составе групп боевого порядка, служебных нарядов (в том числе совзаимодействующими органами);
– ориентирование сотрудников всех структурных подразделений навыявление членов преступных групп, совершающих преступления, способных напреступные действия, которые могут дестабилизировать оперативную обстановку.
Следующим этапом совместных профилактических действий со стороныструктурных подразделений учреждений является проведение комплексных согласованныхмероприятий, т.е. нанесение массированных «ударов» по определенным объектам,механизмам преступной деятельности организованных структур с использованиеммаксимального количества сил и средств на конкретно-определенных направлениях икриминогенных местах.
Применительно к разрабатываемым проблемам можно отнести, например,изолирование лидера в ЕПКТ с целью нейтрализации его негативного влияния наостальных осужденных.
Следует отметить, что четко налаженное взаимодействие структурныхподразделений исправительного учреждения при реализации результатовпрофилактической деятельности является гарантией успеха в борьбе с нарушителямирежима. Как показывает практика, по преступлениям, совершенным в исправительныхколониях, требуемые для доказывания данные можно получить лишь при помощипредварительно добытой оперативной информации. Это могут быть результатыпроведения оперативно-розыскных, режимных, воспитательных и иных мероприятий, спомощью которых могут устанавливаться возможные свидетели, местонахождениевещественных и письменных доказательств. Поэтому в целях соблюденияконспирации, а также реализации принципов внезапности и наступательностидеятельность всех структурных подразделений должна быть согласована по времени,месту, средствам и методам, в случаях крупномасштабных операций использованиедополнительных сил становится объективно необходимым фактором.
Таким образом, взаимодействие структурных подразделенийисправительного учреждения по предупреждению нарушений режима в исправительныхколониях представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативныхактах согласованную деятельность криминологического, уголовно-исполнительного,оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера сиспользованием присущих им сил, средств и методов для успешного решения этихзадач.
С цельюсовершенствования организации взаимодействия структурных подразделений попредупреждению нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказанияи совершения преступлений необходимо осуществить комплекс следующих мер:
– разработать единую инструкцию по организации взаимодействияотделов и служб исправительного учреждения;
– в должностные инструкции для всех работников учреждения внестидополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушениярежима в исправительных учреждениях;
– создать в исправительном учреждении единую информационную базу сцелью непрерывного информационного взаимодействия всех структурныхподразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;
– ввести в исправительном учреждении для информационного обменажурнал взаимного обмена информацией.
 
Заключение Режим есть порядок, основанный науголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах,который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбыванияуголовных наказаний, связанных с лишением свободы.Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в немосуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупрежденияи правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всехсубъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие поповоду исполнения и отбывания наказания.Строгое соблюдение режима отбывания наказания создаетусловия для применения других средств исправления осужденных.В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики,более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, висправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных,совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этих условиях для повышениясоблюдения установленного режима отбывания наказания я предлагаю:- увеличивать наращивание плотностиприменения технических средств охраны и надзора с целью предупреждение побегов и других преступлений,нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимойинформации о поведении осужденных;- перевод на прогрессивные способыохраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы, что позволитсократить штатную численность УИС и сократит влияние человеческого фактора напрофилактику правонарушений в местах лишения свободы;- шире использовать средства технического контроля для организациипроведения проверок посылок-передач, досмотров осужденных;- проводить планомерную работуоперативных служб учреждений среди осужденных направленных на предупреждение нарушений установленного порядкаисполнения и отбывания наказания с их стороны;- активизировать работу, направленную на получение упреждающей информациио преступных намерениях осужденных по поставке запрещенных предметов, в томчисле средств мобильной связи, выявлениена ранней стадии готовящихся правонарушений;
– ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журналвзаимного обмена информацией.
– в должностные инструкции для всех работников учреждения внестидополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушениярежима в исправительных учреждениях;
– создать в каждом исправительном учреждении единую информационнуюбазу склонных к правонарушениям осужденных с целью непрерывного информационноговзаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всехотделов и служб;
– разработать единую инструкцию по организации взаимодействияотделов и служб исправительного учреждения с целью участия всех структурныхподразделений учреждений в поддержании установленного режима содержанияосужденных.

Списоклитературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Собраниезаконодательства РФ, 1997. №2. Ст. 198.
2. Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (ред. от 03.11.2010) «Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» //Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, №33, ст. 1316.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Обоперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) « // Собраниезаконодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349,
4. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: ПриказМинюста РФ от 03.11.2005 №205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009).
5. Правила внутреннего распорядка воспитательных колонийуголовно-исполнительной системы: ПриказМинюста РФ от 06.10.2006 №311 (ред. от 15.12.2010) // Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №44, 30.10.2006.
6. Наставление по организации и порядку производства обысков идосмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: ПриказМинюста России от 25.08.2006 г. №268-дсп.
7. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися висправительных колониях: Приказ Минюста РФ от 13.07.2006 г. №252-дсп.
8. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися ввоспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ МинюстаРФ от 23 июня 2005 г. №95 // Бюллетень нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти», №30, 25.07.2005.
9. Инструкция об организации службы по обеспечению надзора заподозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственныхизоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 3ноября 2005 г. №204-дсп.
10. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке вучреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступленияхи происшествиях: Приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. №250.
11. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительноеправо: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. – 368 с.
12. Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительноеправо: Вопросы и ответы. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – 192 с.
13. Громов М.А. Обеспечениепорядка и безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие. Рязань:Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. – 154 с.
14. Детков М.Г., Глазунов И.С., Шамис А.В., Чепелев А.В.,Хребтов А.В. Организация надзора вучреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие.М.: ВНИИ МВД России. 1995. – 184 с.
15. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РоссийскойФедерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубкови др.; под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2008. – 496 с.
16. Рябова Л.В. Проблематика режима в исправительныхучреждениях // Вестник СевКавГТУ. – 2007. – 1. – С. 1–5.
17. Штаненко В. Основные направления служебной деятельности поорганизации режима отбывания наказания осужденными и обеспечению безопасности вИУ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2007. – 12. – С. 2–5.
18. Пенин О.В. Характеристика нарушений режима, связанных спроникновением запрещенных предметов в исправительные учрежденияуголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право,экономика, управление. – 2010. – 1. – С. 29–31.
19. Чекулаев С.Ю. Режим исполнения наказания //Законность. – 2009. – 10. – С. 48–50.
20. Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим ввоспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – 5. – С. 29–31.
21. Раськевич А.А. Режим и условия отбывания наказания висправительных учреждениях // Известия Российского государственногопедагогического университета имени А.И. Герцена. – 2007. – 8. – С. 97–105.
22. Казак И.Б. Роль оперативных аппаратов в профилактикеправонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительнойсистемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.– 2008. – 3. – С. 40–48.
23. Кутуков С.А. Взаимодействие структурных подразделенийисправительного учреждения по противодействию группам криминальнойнаправленности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика,управление. – 2008. – 3. – С. 34–37.
24. Дергачев А.В. Технические средства видеонаблюдения в организациирежима исправительного учреждения // Уголовно-исполнительное право. –2009. – 1. – С. 47–49.
25. Цаплин И.С. Организация охраны объектовуголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современныхинженерно-технических средств охраны и надзора // Средства охраны,безопасности и телекоммуникационного оборудования на службе УИС России. – 2009.– С. 20–22.