Реформа обязательного пенсионного страхования

Введение
Любаяпенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. Влюбом обществе в той или иной форме действует определенная система социальнойзащиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметробщественного устройства.
В 2002 годупо инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в странестартовала реформа системы пенсионного обеспечения. В силу вступили принятыеГосударственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Изъяны ипротиворечия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на гранькризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионногозаконодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новоймодели системы пенсионного обеспечения, которая была бы свободна от недостаткови противоречий, характерных для прежней модели.
Ведь запоследние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившиесоциально-экономический облик России, поставившие на повестку дня совершенноновые задачи. Можно назвать главные из них:
– социальныегарантии минимального обеспечения в старости;
– связьразмера пенсии с размером оплаты труда работников путем учета реального вклада(отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;
– регулярноеповышение пенсий нынешним пенсионерам и эффективный учет пенсионныхобязательств перед ныне работающими гражданами.
По сути делана решение именно этих задач, выполнив обязательства перед пенсионерами постарому пенсионному законодательству, были направлены изменения в законодательстве,открывающие новые возможности для повышения пенсионных выплат.
Вопрос орассмотрении и изучении пенсионной реформы в Российской Федерации в настоящеевремя актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи,которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы.Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровняпенсионного обеспечения граждан; формирование стабильного источника длядополнительных доходов в социальную систему.
Объектомданной курсовой работы является пенсионная система в РФ.
Предмет –процессы реформирования пенсионной системы в РФ.
Цель курсовойработы – изучить пенсионную реформу в РФ.
Задачи:
– Рассмотретьпредпосылки проведения реформы
– Изучитьаспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионногообеспечения;
– Рассмотретьразвитие пенсионной системы.
 

1.Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России
Поискиэффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутсяво всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальнойответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назадначала искать новую модель и Россия. Ныне действующая пенсионная системасложилась еще во времена существования советской системы, когда государствоявлялось единственным собственником и регулятором практически всех отношений вгражданской и хозяйственной сферах. За это время российская пенсионная системапережила не один кризис – затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ееглавного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок последефолта 1998 года и т.д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходовк решению проблемы.
Каковы жепредпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?
Уже на рубеже80-х и 90-х годов обнаружился целый ряд недостатков советской пенсионнойсистемы. Важнейшие из них:
• Низкийзапас прочности, проявившийся в условиях демографического кризиса и ростачисленности пенсионеров.
• Низкая дифференциацияпенсий как естественное следствие общей уравнительной политики.
• Относительноранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин),предопределяющий увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старениянаселения.
• Широкораспространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорийработников, означающая, что средний реальный возраст выхода на пенсиюзначительно ниже нормативного.
• Особнякомстоит вопрос о размере пенсий.
В Россиипенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишкоммаленькую – ниже прожиточного минимума – пенсию. За счет граждан, имеющихдостаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсиинестрахового характера. Однако не следует упускать из виду, что часть функцийпо материальному обеспечению пожилых людей была выведена за рамки пенсионнойсистемы и осуществлялась через политику льгот и привилегий, предоставлявшихсямногочисленным группам пенсионеров. Речь идет о бесплатных или частично оплачиваемыхуслугах: транспортных, жилищно-коммунальных, здравоохранительных и т.д. В этихусловиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материальногообеспечения большей части пожилых людей. Уровень пенсионного обеспечения меньшезависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поискувсе новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.[1]
Сегодняпенсионная система России – это рудимент распределительного сознания ираспределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство должно нестиответственность за пенсионное обеспечение.[2] Однакоследует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачиватьсвое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, котораяпредполагала прямую зависимость между числом работающих количествомпенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающихграждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринятьмер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будеттолько расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к2023 г. – 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количествоработающих и составит 108 человек![3] При этомуровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, скаждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременноследует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России.Еще в марте 2001 года Б. Грызлов, говорил о проблеме 2003 г.: «…Россиянаходится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти вдемографическую катастрофу».[4] В этомсмысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения обществараспределительная пенсионная система становилась все менее эффективнойэкономически, и более того, неплатежеспособной». Вместе с тем, неблагоприятноесоотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей странеопределяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении сразвитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.
Приустаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлятьвыплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел спенсиями – это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» – самупенсионную систему России.
Такимобразом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, посколькуих пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов вПенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывалперманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, нисубъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязываларегионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионныхобязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, чтоповысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. Аэто напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей частинаселения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласноконцепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной кнакопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин,«размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, ане от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».[5]
В чем же сутьновой концепции пенсионного обеспечения?
Как сказал водном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятиепредложенных Президентом В. Путиным законопроектов позволит «молодым самимзаработать себе пенсию и встретить безбедно старость». При этом и Президент, иПравительство шли по пути повышения пенсионного обеспечения: в течении 2000 и2001 гг. ежеквартально повышался размер пенсий.
Пенсионнаяреформа предполагала, что пенсия должна складываться из 3 составляющих:
1) базоваячасть – одинакова для всех, достигших пенсионного возраста (точнее, зависит отстепени ограничения трудоспособности и количества иждивенцев);
2) страховаячасть – зависит от страхового (трудового стажа), суммы уплаченных страховыхвзносов и финансируется за счет текущих поступлений в бюджет Пенсионного фонда,т.е. по распределительному принципу;
3)накопительная часть – финансируется за счет средств, накапливаемых наперсональном счете застрахованного лица и финансового результата от ихразмещения.
Такимобразом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер пенсии. Это и естьтот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когдаработающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же напогашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадиюнакопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными отинвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех,кто осуществлял отчисления в накопительную систему.[6]
Унакопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества передраспределительной – уравнительной системой. Назовем некоторые:
– накопительнаясистема пенсионного обеспечения не зависит от демографической ситуации встране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темповэкономического роста;
– обеспечиваетсправедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависиттолько от объема накопленных за время работы средств и от эффективностиинвестирования его накоплений;
– позволяет,в отличие от распределительной системы, «оживить» накопляемые пенсионныесредства, эффективно инвестировав их в экономику страны;
– сочетаетсяс системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, чтоприводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночныхначал в пенсионное страхование;
– позволяеткаждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии.
Предлагаемаяреформа пенсионного обеспечения – это стратегический вклад в будущее страны, всреднее и подрастающее поколение.
Что не можетстарая и сможет новая пенсионная система?
При нынешнейпенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, системарасчета запутанна, обязательства государства четко не определены.
В случаепоэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитатьсвою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионныхнакоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.
Враспределительной системе пенсионного обеспечения учитывались либо заработоктолько за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имеласьвозможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практическивсего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать опенсии и ее размере.
В новойсистеме зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовойдеятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%.Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательств государства передконкретным работником.
Враспределительной пенсионной системе отсутствовали реальные стимулы дляработника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховыхвзносов. В итоге взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты,составлявшей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышавшей 10% отобщего объема доходов.[7]
Согласноновой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплатыс нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальнойзарплаты из «тени».
Прираспределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимостижизни и прожиточного минимума пенсионера.
При новойсистеме появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровняпрожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и засчет ее повышения.
Распределительнаяпенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликтпоколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.
Новая системапенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколенийи социального партнерства.
Распределительнаяпенсионная система приводила к тому, что сборы на выплату пенсий ложилисьтяжким бременем на экономику.
Новая системапенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создаетинвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 – 30 лет).Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста,но и реально работает на развитие отечественной экономики.[8]
Итак, выделимосновные экономические причины пенсионной реформы:
1) устойчиваяна протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способностипенсии;
2) сужениедифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлениемзастрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е.занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранениемжестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимостиперманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательнойспособности пенсии;
3) окончательнаяутрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том,что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни отпродолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т. к. дляисчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина ссреднемесячной зарплаты;
4) снижениестимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но исамими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полнойсуммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионныхплатежей;
5) ухудшениедемографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись припрогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособномвозрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособномвозрасте;
6) сохранениенестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системыобязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производстваи периодических финансовых кризисов;
7) «замораживание»цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованногоевропейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записанов Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развитияотечественной экономики в долгосрочной перспективе[9].

2.Реформирование системы пенсионного страхования в рф
 
2.1Этапы реформирования
Пенсионнаяреформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходногопериода. Неудачи в ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам вцелом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированнаяпенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженнуюразрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.
Перваяофициальная попытка начать пенсионную реформу в России датируется 7 августа 1995 г.,когда вышло постановление Правительства РФ №790 «О мерах по реализацииконцепции реформы пенсионного обеспечения». К работе был привлечен широкий кругспециалистов. Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциациясоциального обеспечения (МАСО), Федеральное ведомство страхования служащих ФРГпредставили заключение, что «стратегия реформирования пенсионной системывыбрана правильно, отвечает мировому опыту». Критические замечания сводились «котдельным элементам системы и к отсутствию достаточно разработанных механизмовее формирования». Концепция реформы в общих чертах подразумевала трехуровневуюсистему. Часть намеченных мероприятий реформы была реализована. В частностибыла начата программа ввода персонифицированного учета. Но накопительныемеханизмы так и не были введены. Причиной стала проблема согласований междузаинтересованными государственными структурами на этапе выбора конкретныхмеханизмов. Концепция 1995 года была ориентирована на эволюционное изменениедействующей пенсионной системы и не предусматривала резких изменений «правилигры» на пенсионном поле[10].
Дебатывокруг пенсионной реформы на правительственном уровне привели к появлению в мае1998 г. новой правительственной концепции, менее радикальной по сравнениюс предыдущими, с более осторожным и длительным внедрением новых принципов.Концепция программы была подготовлена по заказу Минэкономики России группойэкспертов Центра макроэкономических исследований, Института социологии,экономики и права и Московского центра Карнеги в рамках подготовки займаВсемирного банка на структурную перестройку системы социальной защиты. Долгосрочныйэтап предполагал создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения,включающей: гарантированный государством всем нетрудоспособным гражданамсоциальный минимум (1-й уровень); обязательное пенсионное страхование (2-йуровень); дополнительные пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов (3-йи последующий уровни).
Следующимдокументом является принятая постановлением Правительством РФ от 20 мая 1998 г.Программа пенсионной реформы. Августовский кризис 1998 года резко, на некотороевремя, снизил актуальность накопительного и условно-накопительного подхода креформированию пенсионной системы. Однако конфликт между различными группамиинтересов, представлений о механизмах дальнейшего социально-экономическогоразвития России, а также сложившиеся условия в России не позволили довести дологического конца ни предложения, изложенные в Концепции 1995 года, нимероприятия, предусмотренные Программой 1998 года.
Третьяпопытка была начата в ходе разработки новой правительственной программы в 2000 г.Так называемая «программа Грефа» имела специальный раздел, посвященныйпенсионной реформе и механизмам введения накопительных принципов. В октябре 2000 г.на заседании Правительства Российской Федерации эти принципы были одобрены истали приобретать первые конкретные очертания.
Вданном документе предполагалось изменить принципы, на которых основывалась всясистема пенсионного обеспечения, являющаяся основным механизмом системысоциальной защищенности граждан после выхода на пенсию. Основные цели реформывыражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение,финансовая стабильность, создание предпосылок для устойчивого развитияпенсионной системы, адаптация системы к развивающимся рыночным отношениям,рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсии иповышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системыуправления.
Основусоциальной политики государства в сфере распределения и потребления составляетгарантированный минимум жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе,единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам вчасти обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходовпенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельностипенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая приопределении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислениизаработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности.Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить обеспеченияравных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.[11]
Пенсионнаясистема в Российской Федерации, как совокупность создаваемых государствомправовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих цельюпредоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, должнасостоять из следующих частей:
Государственноепенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет суммединого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, предоставлениебазовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцамумершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета – социальныхпенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а такжепенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе илипривлеченным к исполнению государственных обязанностей.
Обязательноепенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счетобязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частейтрудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой частипенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительноепенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающаяв дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательномупенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольныхвзносов работодателей и застрахованных лиц.[12]
Пенсионнаяреформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходногопериода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа,предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблемстратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий инорм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многиегоды отношение населения к реформам в целом. И, на наш взгляд, с учетом того,что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплатысвоей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведетк снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствиемпенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но исоциальной ситуации в стране.
2.2Современный этап реализации пенсионной реформы
С 1 января 2002 г. пенсионная система России действует вновых институциональных рамках, заданных следующими законами:
• ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[13](167-ФЗ от 15.12.2001);
• ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[14](173-ФЗ от 17.12.2001);
• ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[15](166-ФЗ от 15.12.2001);
• ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительнойчасти трудовой пенсии в РФ» (111-ФЗ от 24.07.2002);
• ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную частьтрудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»[16](56-ФЗ от 30.04.2008);
Эти законы устанавливают круг участников российской пенсионнойсистемы, порядок формирования пенсионных прав и величину тарифов, виды,основания и размер пенсии, а также источники их финансирования.
Основными участниками пенсионной системы в соответствии сдействующим с 2002 г. пенсионным законодательством выступают: работники,работодатели, государство, Пенсионный фонд России (ПФ), негосударственныепенсионные фонды (НПФ).
В соответствии с Законом о трудовых пенсиях трудовая пенсия работникаскладывается из трех частей: базовой, страховой (условно-накопительной) инакопительной.
Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере (450 руб.),дифференцированном по возрасту (900 руб. для лиц старше 80 лет), степени утратытрудоспособности (от 225 до 900 руб.), количеству иждивенцев.
Страховая часть зависит от суммы уплаченных взносов (в числителе) иожидаемого периода выплаты пенсии (в знаменателе). Страховая и базовая часть всумме не должны быть ниже 660 руб.[17]
Основания для назначения страховой пенсии – возраст (осталсянеизменным – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наступление инвалидностиили потеря кормильца. Пенсии за выслугу лет учитываются теперь в группе пенсийпо старости. Существенно сокращены требования к стажу для назначения пенсии по старости:минимальный период страхового стажа ограничен 5 годами.
Учет ранее заработанных пенсионных прав производится по нормамранее действовавшего законодательства с учетом ограничения на заработки вразмере 1,2 по отношению к средней в экономике зарплате. Поскольку в новомзаконодательстве отсутствуют прямые ограничения на размер трудовой пенсии(кроме опосредованного влияния на нее регрессивной шкалы пенсионныхотчислений), по мере увеличения в объеме пенсионного капитала прав,приобретенных в новой системе, дифференциация страховых частей пенсии будетрасти. Для тех, кто уже получал пенсию на момент начала реформы, установлено,что после перерасчета размер пенсии не может быть ниже ранее назначенного.
Накопительная часть определяется делением суммы отчислений иинвестиционного дохода на ожидаемый период выплаты пенсии, однако точныймеханизм определения и выплаты накопительной части пенсии детально не прописан.Учитывая то, что в законе выплата накопительных пенсий планировалась только с2012 г. (а затем этот срок был передвинут на 2022 г.[18]),Правительство полагало, что у него есть определенный временной резерв дляпринятия решения по данному вопросу.
Введение накопительного элемента сопровождалось рядом административныхпроблем, ставших предметом дискуссии первой половины 2002 г.
Во-первых, дифференциация пенсионных тарифов (по году рождения изаработной плате), направляемых в систему страховых и накопительных счетов,привела к увеличению транзакционных издержек для работодателей.
Во-вторых, распространение охвата пенсионной системой на малыепредприятия и самозанятых привела к увеличению налогового бремени, ложащегосяна последних.
Несмотря на то, что средства в накопительную систему уже началипоступать в 2002 г., институциональное устройство накопительного элементабыло неочевидно. В окончательной редакции закона об инвестировании разрешенпереход как в систему, созданную с участием негосударственных пенсионных фондов(далее по тексту НПФ), так и обратно, а все нормы, регулирующие участие НПФ всистеме обязательных накоплений, вынесены в Закон «О внесении изменений идополнений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах».[19]
Специфической российской проблемой в социальной сфере вообще ипенсионной, в частности, является значительная доля инвалидов, численностькоторых в настоящее время приближается к 11 млн. человек, что составляет 7,3%от всего населения страны и почти 30% от общего числа получателей пенсий.[20]
Другой особенностью российского пенсионного и трудовогозаконодательства является возможность совмещения получения пенсий и продолженияработы. Каждый пятый российский пенсионер является работающим пенсионером.Общая их численность составляет почти 8 млн. человек.[21]
Дляроссийской пенсионной системы принципиальным является вопрос о фактическомвозрасте выхода на пенсию и о масштабном распространении досрочного выхода напенсию. Согласно данных выборочных социологических обследований, среднийвозраст оформления пенсии – 53,1 лет. Мужчины оформляют пенсию в среднем в 54,5лет, а женщины в 52,6 лет. Фактический возраст выхода на пенсию, следовательно,почти на 2,5 года ниже общего у женщин и на 5,5 лет у мужчин.[22]
Всоответствии со статьей 7 ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[23]застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временнопроживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
• работающиепо трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметомкоторого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому илицензионному договору;
•самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели,частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
• являющиесячленами крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие.
К другимотносятся:
• работающиеза пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносовв соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации;
• являющиесячленами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихсятрадиционными отраслями хозяйствования;
• иныекатегории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованиювозникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Практическиэто означает, что под действие пенсионного страхования попадает все занятоенаселение, включая как регулярно занятых, так и самозанятых, за исключениемзанятых в силовых ведомствах. Точная численность этой категории населенияфиксируется в системе персонифицированного учета (далее по тексту – СПУ),однако эти данные, как уже отмечалось, доступны для использования только ПФ.
СПУ предусматривает обязательное открытие индивидуального счетакаждого застрахованного лица с фиксацией всех предусмотренных законом страховыхвзносов работника, а также выдачу каждому застрахованному пенсионногоудостоверения застрахованного лица. СПУ является необходимым административнымэлементом пенсионного страхования, и ее формирование заняло несколько лет. Витоге в стране была создана единая уникальная система, которая в принципедолжна была охватить все население, занятое по трудовым договорам и договорамгражданско-правового характера.
Другая проблема связана с широким распространением на российскомрынке труда феномена неформальной занятости. В условиях пенсионной системысмешанного типа, которая включает как страховой, так и накопительный элементы,неформальная занятость, при которой делаются пенсионные отчисления в обеподсистемы, приобретает особое значение. Для ПФ неформальная занятость означаетсужение доходной базы, а для населения любые неформальные отношения в частиуплаты обязательных пенсионных отчислений ведут к более низкому размеру будущейпенсии, если взять всех не – пенсионеров – трудоспособных и пенсионныхвозрастов – за 100%, то совсем не платят ЕСН (по причине занятости в армии, МВДи пр., или нелегальной занятости) 32%, платят его хотя бы с части своейзарплаты – 27% и, наконец, скорее всего, уплачивают налог со всего заработка – 41%.Основной контингент плательщиков находится при этом в возрастах 40 лет истарше. В целом доля вероятных плательщиков ЕСН составляет 63%, в том числе 38%– тех, кто не имеет устных договоренностей об оплате труда, то есть платят ЕСНв полном объеме (рис. 1).
пенсионный страхование реформирование правовой
/>
Рис. 1 Доля вероятных плательщиков ЕСН
и пенсионных взносов среди всех респондентов трудоспособныхвозрастов, %[24]
Из этого следует, что ожидаемой легализации доходов, в том числетрудовых доходов, в результате одновременного действия таких весомых факторов,как снижение ставки подоходного налога, введение новой пенсионной системы,стимулирующей декларацию доходов как базы формирования будущей пенсии, непроизошло, что, разумеется, сказывалось на финансовом состоянии пенсионнойсистемы.
Также следует отметить, что существование значительного помасштабу неформального экономического сектора и уклонение работников от взносовв ПФ снижает финансовую ответственность последнего перед будущими поколениямипенсионеров. Между тем в таких координатах выполнение задачи поддержанияразмера пенсий на достойном уровне в средне- и долгосрочной перспективесущественно осложняется.
Анализ охвата населения пенсионной реформой будет не полным, еслине рассмотреть группу населения, которая не относится ни к застрахованным, ни кпенсионерам. Эта группа лиц представляет особый интерес, поскольку поформальным основаниям они не являются участниками российской пенсионнойсистемы, но вопрос в том, обусловлен ли этот феномен действующим пенсионнымзаконодательством или, же отражает неформальные социальные и экономическиепрактики на рынке труда и в прочих экономических сферах.
Формально, т.е. с точки зрения законодательства, в группу «незастрахованныеили другие» входят не работавшие учащиеся очной формы, работники силовыхведомств, военнослужащие, а также домохозяйки, длительно занятые в личномподсобном хозяйстве. Как уже упоминалось, реально к ней относятся неформальнозанятые.
Так, в возрастах до 25 лет в классе «другие» находится 31,4%респондентов, а среди «застрахованных» – 10,6% или в три раза меньше. При этомданная группа более весома в сельских населенных пунктах по сравнению сгородскими, 28,1% работает за плату или получает доходы от собственнойдеятельности, 29% – безработные, домашние хозяйки и занятые в ЛПХ – 20,6%, 17,3%– учащиеся, 1,8% – женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам иуходу за ребенком, 1,5% – длительно или постоянно нетрудоспособные (см.приложение – Табл. 4).[25]Принципиально важным здесь является тот факт, что значительная частьпредставителей этой группы (чуть менее трети) имеет заработки и тем самым моглабы участвовать в пенсионной системе, однако, как уже отмечалось выше, ихзанятость имеет неформальный характер и не фиксируется системойперсонифицированного учета.
Необходимо отметить, что новая пенсионная система имела своейцелью создание страховых механизмов, которые позволили бы усилитьответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связьмежду ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни.Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось кчислу наиболее выраженных ее изъянов.
В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в2002–2004 гг. пенсионной системе удалось придать страховой характер, когдадоля страховой пенсии составляла более 60% от общего размера и имела тенденциюк росту. Однако события 2005 г. коренным образом изменили это соотношение.Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизациейсоциальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой частипенсии.
План действий Правительства Российской Федерации по реализации в2006 году положений Программы социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утвержденныйраспоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. №38-р[26]показал, что необходимо определить механизмы, стимулирующие добровольноеучастие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системеобязательного пенсионного страхования, и регламентирование порядка вступления втакие правоотношения.
В апреле 2008 года такой закон принят, он определяет порядокдобровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионномустрахованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительнуючасть трудовой пенсии и устанавливает порядок и условия уплаты дополнительныхстраховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя,а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионныхнакоплений.[27]
Цель настоящего Закона – стимулировать формирование пенсионныхнакоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.
Встала необходимость совершенствования государственного контроля инадзора в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений, уточнение прав иобязанностей субъектов отношений по формированию и инвестированию средствпенсионных накоплений, а также предоставление возможности инвестированиясредств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, не гарантированныеРоссийской Федерацией.
В рамках ФЗ «Об инвестировании средств для финансированиянакопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[28]необходимо взять направление на реализацию прав застрахованных лиц в системеобязательного пенсионного страхования на получение накопительной части трудовойпенсии, формируемой в негосударственных пенсионных фондах.

3.Состояние и развитие пенсионной системы в Российской Федерации
 
Входе пенсионной реформы, проведенной в 2002 г., сформирована современнаяроссийская пенсионная система, составными частями которой являются:
· государственноепенсионное обеспечение;
· обязательноепенсионное страхование;
· негосударственноепенсионное обеспечение (страхование).
Введеннакопительный компонент, полноправными участниками которого сталинегосударственные пенсионные фонды. Усилены страховые принципы в системеобязательного пенсионного страхования – размер значительной части трудовойпенсии поставлен в зависимость от объема страховых взносов, уплачиваемых втечение трудовой деятельности. Введены механизмы сохранения пенсионных правграждан, приобретенных до реформы – с учетом трудового стажа и заработка до 1января 2002 года.
Сегоднячисленность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органахПенсионного фонда Российской Федерации, составляет 38,5 млн. человек, из нихполучают трудовые пенсии – 35,7 млн. человек, в том числе по старости – 30 млн.человек.
Наибольшийудельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственномупенсионному обеспечению (2,8 млн. чел.), у получателей социальных пенсий – 86,6%(2,4 млн. человек).
Крометого, пенсии по государственному пенсионному обеспечению получают лица,пострадавшие вследствие радиационных и техногенных катастроф, и члены их семей(9,9%), пенсионеры – военнослужащие и члены их семей (2,7%), пенсионеры –госслужащие (1,4%).
Ожидается,что к 2010 году число получателей трудовых пенсий возрастет на 1,6 млн. чел., втом числе по старости – на 1 млн. чел. Исторический минимум численностипенсионеров пройден в России в 2005 году.
Чтокасается анализа состояния негосударственного пенсионного обеспечения,являющегося частью пенсионной системы страны, то можно отметить, то идет ростчисла вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых6,66 млн. человек добровольно формируют пенсионные накопления (6,8%экономически активного населения России), более 1 млн. человек получаютнегосударственную пенсию. За период 1998–2006 гг. вкладчиками перечисленов фонды свыше 219 млрд. рублей. Чистый инвестиционный доход от размещениясредств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд.рублей. При этом 3,27 млн. человек перевели средства обязательных пенсионныхнакоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственныепенсионные фонды.
Напредприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративныепенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчасобеспечить совместно с трудовой пенсией по старости индивидуальный уровеньпенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 процентов отразмера утраченного заработка. Средний размер негосударственной пенсии,выплачиваемой фондами, составил более 1245 рублей в 2008 г.[29]
Проблемыразвития пенсионной системы
Анализдолгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что если непредпринимать никаких дальнейших действий по развитию пенсионной системы, то:
— трудовая пенсия по старости до 2050 года не будет превышать 1,6–1,7 прожиточныхминимумов пенсионера – т.е. уровня, который планируется достичь к концу 2009года;
— материальное обеспечение 14–15% пенсионеров будет ниже прожиточного минимумадаже с учетом предоставляемых мер социальной поддержки;
— доходы обязательного пенсионного страхования в составе единого социальногоналога будут систематически снижаться по отношению росту фонда оплаты труда, ик 2050 году потребность в средствах на выплату страховой части трудовых пенсийна 86% должна будет обеспечиваться за счет федерального бюджета;
– соотношениеназначаемых трудовых пенсий с прежним заработком также будет систематическиснижаться: после 2020 года, например 3/4 работников будут иметь заработок свыше600 тыс. рублей в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости неболее 18% прежнего заработка;
–расходы на выплату пенсий сократятся с нынешнего невысокого для мировойпрактики показателя 4,6% ВВП (среднеевропейский показатель 12% ВВП) до 1,6% ВВПпритом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населениястраны.
Разумеется,такое прогнозируемое перераспределение ресурсов не в пользу пенсионеров исистемное ухудшение их положения не может являться целью государственнойсоциальной политики в сфере пенсионного обеспечения. Также государственнаяполитика не может сводиться к ежегодному обсуждению того, какой именно объем средствфедерального бюджета необходимо направлять на покрытие дефицита Пенсионногофонда.
ПоэтомуПравительство в рамках подготовки Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года с учетомбюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному СобраниюРоссийской Федерации от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года предложилоцелевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы ихдостижения.
Обэтих целевых ориентирах уже сказал Александр Дмитриевич.
Единственное,что хочу добавить, что тот показатель, который мы планируем обеспечить длянынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под правила«дореформенной» и «новой» пенсионной системы – в 2,5 прожиточного минимумапенсионера был характерен для «советской» системы пенсионного обеспечениянетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую. Тогдасредняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).
Понимая,что достижение достаточного уровня пенсионного обеспечения для лиц «старшего»поколения не терпит отлагательств, в 2011 г. средняя пенсия по старостидолжна обеспечивать 2, в 2016 г. – 2,5, в 2020 г. – 3 прожиточныхминимума пенсионера в Российской Федерации.
Асоздание для застрахованных лиц, полностью подпадающих под действие «новой»пенсионной системы условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы,соответствует международным стандартам – Конвенции №102 Международнойорганизации труда. Размер трудовой пенсии по старости по-прежнему будетопределяться объемом уплаченных страховых взносов, отраженных на индивидуальномлицевом счете, и ожидаемым периодом ее выплаты. Более того, мы не предполагаемкаким-либо искусственным образом повышать размер пенсии до 40% прежнегозаработка лицам, которые ограничились лишь незначительным участием в системеобязательного пенсионного страхования, и перераспределять в их пользу средствана обеспечение минимального норматива. Это было бы несправедливо по отношению кбольшей части граждан, уплачивающих взносы в течение 30–40 лет. А что касаетсяразвития негосударственного пенсионного обеспечения, то здесь в качествецелевого ориентира предлагается достижение размеров резервов негосударственныхпенсионных фондов 15–20% от стоимости капитализации в 2020 г. Этогодостаточно для обеспечения участников фондов (не менее 10% экономическиактивного населения) негосударственной пенсией в размере до 15% среднейзаработной платы в стране в ценах 2020 года. В рамках негосударственногопенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работодателя и работниковдолжна решаться задача замещения негосударственной пенсией до 40% прежнегозаработка, в части превышающей заработок, утрата которого страхуется в системеобязательного пенсионного страхования.[30]
Мерыпо развитию пенсионной системы
Длярешения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достиженияцелевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионнойсистемы предлагается следующий комплекс мер.
1)повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидациябедности среди пенсионеров за счет:
Первое– увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных кмоменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую частьтрудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный»трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существеннуючасть трудовой пенсии по новым правилам.
Здесьстоит подчеркнуть, что средний размер повышения пенсий за счет этой мерысоставит в 2010 году 1700 руб.
Ивалоризация будет проводиться в отношении всех лиц, имевших хотя бы месяцтрудового стажа и заработок до 01.01.2002 г., при назначении трудовойпенсии с учетом денежной оценки дореформенных пенсионных прав (т.е.приблизительно до 2042–44 года).
Второе– установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида,если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержкине обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, иадресного доведения размера совокупной выплаты неработающим пенсионерам доуказанной величины (установления социальной доплаты).
Третье– финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи свалоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета;
2)усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет:
Первое– перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионногострахования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации всоставе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионногофонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше ростасреднемесячной начисленной заработной платы, при этом трудовая пенсия (допоявления первых назначений ее накопительной части) будет состоять только изстраховой части и будет увеличиваться по единым, понятным для нынешнихпенсионеров правилам, опережая рост цен.
Второе– установления начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющейстраховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страховогостажа в момент ее назначения, в том числе установления принципа снижения ееразмера на 3% за каждый год, недостающий до нормативной продолжительностистрахового стажа (30 лет), и повышения на 6% за каждый год, превосходящийуказанную нормативную продолжительность.
Сегодня2/3 пенсионеров имеют стаж, превышающий 30 лет. При сохранении этой пропорциибольшинство пенсионеров, которым пенсия будет назначаться впервые начиная с2015 года, смогут увеличить размер трудовой пенсии с учетом страхового стажа.
3)изменение источников финансирования системы обязательного пенсионногострахования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованныхлиц в необходимом объеме, предусматривающее:
Первое – увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальныхлицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав, с 14процентных пунктов до 16;
Именнотакой размер тарифа взносов, учитываемый на индивидуальном лицевом счете, за 30лет уплаты взносов с учетом базовой составляющей страховой части трудовойпенсии и накопительной частью позволит достичь размера трудовой пенсии не менее40% прежнего заработка, на который начисляются страховые взносы, в реальномвыражении. Прежние заработки за соответствующий период переводятся в цены годаназначения пенсии, и с их усредненной величиной сопоставляется размерназначаемой пенсии по старости.
Сегодняиндивидуально учитываемые взносы в размере 14% уплачиваются в составе единогосоциального налога (20% на пенсионные цели). При этом с заработков сверх 280тыс. руб. в год взносы уплачиваются в размере 5,5%, с заработка сверх 600 тыс.руб. в год не уплачиваются. Это означает, что за 30 лет уплаты взносов с учетомбазовой части пенсии невозможно «заработать» право на пенсию по старости,выплачиваемую в среднем 19 лет, превышающую 32–34% прежнего заработка впределах 280 тыс. руб. в год. Для заработков сверх 280 тыс. рублей – втроеменьший показатель замещения этих заработков будущей пенсией. Однако простоскорректировать ставку и границы взноса в составе налога недостаточно. Налог посвоей природе является безвозмездным платежом. С объемом его уплаты невозможносвязать выплаты по обязательному социальному страхованию, основным принципомкоторого является эквивалентность взносов и страховых выплат. В рамкахналоговых платежей не может быть реализован принцип равенства правзастрахованных лиц и обязанностей страхователей, а также принцип достаточностивзносов для предоставляемого страхового обеспечения. Поэтому предлагаетсявосстановить страховой источник финансирования обязательного пенсионногострахования в качестве основного.
Второе– прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порогрегрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135%среднемесячной начисленной заработной платы в стране), определение указаннойвеличины в качестве предельного размера годового заработка, на которыйначисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельногоразмера в связи с ростом средней заработной платы. Заработок 82% работников непревышает 135% среднемесячной заработной платы в стране. При ежегоднойиндексации предела для начисления страховых взносов по росту средней заработнойплаты в системе обязательного социального страхования всегда будут полностьюохватываться заработки 82% работников. Страхование утраты заработка остальных 18%работников в части, превышающей 135% среднего в стране, на случай утраты имитрудоспособности должна осуществляться за счет средств работодателя илиработников вне рамок обязательного страхования – в системе негосударственногопенсионного обеспечения и в рамках иных формах добровольного страхования.
Третье– введение солидарной части тарифа страховых взносов, которая в совокупности сосредствами Фонда национального благосостояния и трансфертами из федеральногобюджета должна обеспечивать исполнение солидарных обязательств в системеобязательного пенсионного страхования, целевой источник финансирования которыхв настоящее время отсутствует.
Четвертое– установление единого для всех организаций и работодателей тарифа страховыхвзносов, независимо от отраслевой принадлежности, а также установлениепереходного периода до 2015 года, в течение которого для организаций в сферевысоких технологий и сельского хозяйства, применяющих специальные режимыналогообложения или имеющих льготы по уплате ЕСН, часть увеличенного тарифастраховых взносов компенсируется за счет средств федерального бюджета, споэтапным снижением размера компенсации[31].
Стоимостьстрахового года определяется как тариф, умноженный на минимальный размер оплатытруда и на 12 месяцев. Минимальный размер оплаты труда начиная с 01.01.2009будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособногонаселения, как это предусмотрено в Трудовом кодексе Российской Федерации (4330руб.). В 2010 году стоимость страхового года в системе обязательногопенсионного страхования составит около 16000 руб. Такой должна быть установленагодовая величина обязательного платежа в фиксированном размере дляиндивидуальных предпринимателей и приравненных к ним категорий самозанятыхграждан (сегодня 150 руб. в месяц, или 1800 руб. в год). Для взносовстрахователей эта мера будет носить страховочный характер, поскольку зарплатане может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Всравнении с зарубежными странами тариф взносов на обязательное пенсионноестрахование в размере 26% не является сколько-нибудь чрезмерным. Общий объемотчислений на все виды социального страхования в развитых европейских странахсоставляют 44–50%, при этом в среднем более 2/3 страхового тарифа приходится наработодателя, менее трети – на работников. В российских условиях вопрос обучастии работников в формировании средств обязательного социального страхованияставить преждевременно. Для этого необходимо достижение, по крайней мере,европейского уровня оплаты труда (минимальный при полной занятости – свыше 1100евро в пересчете на месяц (пересчет с почасового минимального норматива),средний – более 1500 евро в месяц). Кроме того, надо иметь ясные ответы, чтодаст система обязательного социального страхования сверх действующих норм, еслиработникам будет предложено участвовать в ее финансировании.
4)совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы за счет:
–стимулирования добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений всистеме обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счетсредств Фонда национального благосостояния;

– введениямеханизмов, гарантирующих передачу в негосударственные пенсионные фонды иуправляющие компании по выбору застрахованного лица сумм страховых взносов нанакопительную часть трудовой пенсии, начисленных, но своевременно не уплаченныхстрахователем;
– расширенияинвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставлениявозможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накопленийдо уровня, не ниже роста цен, при условии обеспечения надежности этих вложений.
Реализациямер по развитию пенсионной системы должна сопровождаться масштабной информационнойкампанией, с целью побудить работающих граждан к активному участию вформировании своих пенсионных прав на будущую пенсию и дать объективнуюинформацию о состоянии и перспективах пенсионного обеспечения.
По словам Т.А. Голиковой:«Конечно, было бы неправильным не сказать, что те временные трудности, скоторыми мы сегодня сталкиваемся, мы не учитываем при формировании предложенийпо совершенствованию пенсионного законодательства. Безусловно, все нашипредложения и все наши оценки, которые мы на сегодняшний день делаем, они такили иначе будут трансформированы на те прогнозные оценки, которые складываютсясегодня в условиях глобального финансового кризиса, но это не должно бытьповодом для того, чтобы мы останавливали работу по совершенствованию пенсионногозаконодательства»[32].

Заключение
Пенсионноеобеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильногоразвития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны. Важноезначение оно приобрело в период радикальной экономической перестройки в России,где в настоящее время проживает свыше 37,8 млн. престарелых, инвалидов и членовсемей, потерявших кормильца.
Пенсионная системасложилась, когда экономические отношения базировались исключительно нагосударственной собственности и государство жёстко регулировало все сферы жизниобщества. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные длянеё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные снеблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано былозаконодательство, которое предусматривало снижение установленного пенсионноговозраста. Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии завыслугу лет.
Недостаткифинансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняютсяотсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховыхвзносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что суммапоступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходилпроцесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.
На финансовуюустойчивость пенсионной системы оказало также влияние низкого соотношениячисленности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Числопенсионеров растёт, численность работающих снижается, что приводит к увеличениюнагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В настоящиймомент в РФ на одного пенсионера приходится только 1,4 работающих.
Основнымипричинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкийразмер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большиепенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства. Всеэти причины обусловили необходимость реформирования системы пенсионногообеспечения РФ.
Принятиепакета новых законов в конце 2001 года позволяют решить несколько возникших натот момент задач.
Первая задачапенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счётэтого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учётомразмеров скрытой части заработной платы возможен рост в 2 – 2,5 раза.
Второйзадачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полнойуплате взносов со всего объёма своих доходов. Для этого была отменена системаучёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последнихгода), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходыпенсионной системы. Новая пенсионная модель, во-первых, учитывает весь денежныйкапитал, внесённый каждым гражданином за каждый год и месяц своего трудовогостажа, и, во-вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персональноперед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательствадолжны выполняться в полном объёме, с учётом всех повышений и индексаций,проводившихся за годы его трудовой деятельности.
При этомсредства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданинуболее высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.
Третьязадача, которую должна решить реформа, это обеспечить прозрачность пенсионнойсистемы. Каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных импенсионных прав – в каком объёме перечислены взносы за него его работодателем,каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, вкаких объёмах он индексировался.
Стратегияреформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходныхпредпосылках концептуального характера, а также положениях КонституцииРоссийской Федерации:
– многоуровневыйхарактер пенсионной системы и возможность её развития;
– проектируемаясистема должна строиться на основе социального консенсуса и распределенияфинансового «бремени» между субъектами пенсионного обеспечения (государства,работодателей и работников).
Всё этоявляется элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное приэтом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только неснижались, но и укреплялись, а на переходный период государство предусмотрелокомплекс резервных мероприятий, направленных на предупреждение социальных ифинансовых кризисов пенсионной системы.
Реформированиепенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформироватьпенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системыналогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики.
Изменениемеханизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышениеустойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.Введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственныхструктур наряду с жёстким контролем за всем процессом позволяет существенноизменить состояние пенсионной системы в России, дав её гражданам возможностьреально влиять на размер своей будущей пенсии

Списоклитературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993. – М.: Издательский дом «Литера», – 2008. –64 с.
2. ЗаконРФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167 – ФЗ от15.12.01 г.
3. ЗаконРФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»: от 15 декабря 2001 №166-ФЗ(в ред. от 09.04.2007 №43-ФЗ)
4. ЗаконРФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовойпенсии в Российской Федерации» №111 от 24.07.02 г.
5. Одополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии игосударственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный законРФ от 30.04.2008 №56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №18. – Ст. 1943.
6.  Закон РФ «Обиндивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственногопенсионного страхования» №27-ФЗ от 1.04.96 г.
7.  Закон РФ «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.01 г.
8. Алехин М.О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospensia.ru
9. Городецкий В.С. Пенсионнаяреформа в России / В.С. Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. reformy.ru.
10. Колесник А.П. Вопросыразвития пенсионной системы России / А.П. Колесник // Пенсия, 2004. №3.-С. 53.
11. Малева Т.М.,Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты,перспективы / Т.М. Малева, О.В. Синявская / Аналитический доклад //Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005. – С. 23.
12. Михайлова О.Б. Пенсионноестрахование: теория и практика // Финансовый менеджмент. – 2008. – №1. – С. 25–33. 
13. Михальчук В.Ю. Пенсионнаясистема России: перспективы развития // Финансы. – 2007. – №7. – С. 59–62.       
14. Морро Г.И.О необходимости пенсионной реформы / Г.И. Морро [Электронный ресурс] /Режим доступа: http: //viperson.ru
15. Накопительнаясистема – благополучная старость [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospensia.ru
16. Недосекин А.О. Проблемыуправления инвестициями Пенсионного фонда РФ – На сайте www.finansy.ru.
17. ОПрограмме социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2006–2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19января 2006 №38-р // Собрание законодательства Российской Федерации. –2006. – №5. – Ст. 589.
18. РоикВ. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовойнестабильности // Человек и труд. – 2005. №9. – С. 36–41.
19. Россиянепризнают необходимость пенсионной реформы [Электронный ресурс] / Режим доступа:http: // www.vsl-gates.ru
20. Сведенияо численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по РоссийскойФедерации по состоянию на 1 января 2008 года [электронный ресурс] / Режимдоступа: http: //www.pfrf.ru
21. Статистическиеданные о развитии пенсионного страхования // Официальный сайт ПФ РФ[Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru