Особенности разработки и принятия Конституции России 1993 года

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: «Особенности разработки ипринятия Конституции России 1993 года»

Москва 2009 год
ВведениеВ истории Российской Федерации насчитывается пять конституций- соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция1993 года.
КонституцияРФ (англ. Constitution of RF) — конституция, единый правовой акт, обладающийнаибольшей юридической силой в правовой системе РФ, посредством которого народопределил основные принципы устройства общества и государства, субъектагосударственной власти, механизм ее формирования и осуществления на основепринципа разделения властей, закрепил охраняемые государством правагражданского общества, человека и гражданина, установил основы местногосамоуправления.
Конституция РФимеет прямое действие, т.е. ее нормы не нуждаются в опосредовании иконкретизации другими правовыми актами и применяются всеми, кому ониадресованы, а также судами непосредственно. Законы и др. правовые акты,принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации
В КонституцииРоссийской Федерации закреплено новое государственное устройство. Исключенклассовый подход к различным группам населения, закреплено и гарантированомногообразие форм собственности, обеспечено действие институтов частнойсобственности, в т.ч. на средства производства, провозглашена свобода предпринимательскойдеятельности; введена система конституционных гарантий экономической свободы. Гражданскиеправа и свободы признаются и гарантируются теперь не только в соответствии с КонституциейРФ, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права,считающихся частью правовой системы РФ. Новая Конституция РФ призванаобеспечить необратимость демократизации общества, сбалансированное развитие Федерации,создать условия для социального прогресса. РФ по своей сущности как конституциядемократического правового государства отражает волю многонационального народаРФ, выраженную путем всенародного голосования, направленную на учреждение такихоснов жизни государства и общества, которые воплощают общедемократическиепринципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
1. Особенностиразработки Конституции Российской Федерации 1993 годаВесной 1992 г. планируется созвать VI Съезд народныхдепутатов РФ, которому предстояло решить ряд важных вопросов. Предполагалосьпредставить на рассмотрение этого Съезда проект Конституции. постановлением от4 апреля 1992 г. «О проекте Конституции Российской Федерации»,обсудив доработанный проект, Верховный Совет решает внести его на рассмотрениеVI Съезда. Одновременно готовился Закон об изменениях и дополненияхКонституции.VI Съезд народных депутатов, не принимал новой Конституции,хотя и обращался к этому вопросу. Однако он внес обширные изменения вдействующую, которые в сильной степени отразили то, что было заложено впроекте. Причиной было то, что по ряду принципиальных положений об организациивласти выработать единую концепцию еще не удалось. Верховный Совет и Конституционная комиссиядолжны были завершить доработку проекта и внести его на очередной Съезднародных депутатов. По ряду исходных положений о разделении власти и роли,отдельных ее ветвей не складывалось единого мнения, особенно наглядно стало кконцу 1992 г. так как на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г.остро выявилось противостояние депутатов и Президента.Был подготовлен проект Закона об изменениях и дополнениях Конституции,который существенно усиливал позиции Верховного Совета в части контроля заформированием и деятельностью Правительства, а также несколько ослаблял влияниеПрезидента на Правительство.У Президента было сложное положение. Съезд требовал от негокандидатуры Председателя Правительства. Президент хотел бы предложить на этотпост Е.Т.Гайдара, именовавшегося тогда и.о. Председателя Правительства.Президент был против согласования с Верховным Советом такого широкого кругачленов Правительства, как это обозначалось в проекте поправок к Конституции. 8декабря 1992 г. выступил с предложением о том, чтобы согласие ВерховногоСовета, кроме кандидатуры Премьер-министра, было еще на четырех министров — этоминистры иностранных дел, внутренних дел, безопасности и обороны. 9 декабрядатируется и Закон об изменениях и дополнениях Конституции, который (хотя иучел предложение Президента) в целом усилил контрольные позиции ВерховногоСовета и Съезда по отношению к Президенту, ослабил президентскую власть. 9 декабря принимается постановление Съезда «Одальнейшей работе над проектом новой Конституции Российской Федерации».Впостановлении говорилось — считать важнейшим условием завершения подготовкипроекта новой Конституции РФ достижение согласия социальных и политических силв РФ Этого не получилось, что привело к серьезным конфронтационным событиям в1993 г В постановлении VII Съезда было предложено Верховному Совету завершитьпостатейное рассмотрение доработанного проекта Конституции в феврале-марте 1993г. Однако события в декабре 1992 г. — апреле 1993 г. развивались так, чтопринятие новой Конституции как единого текста было просто невозможно. Президент не согласился с мерами, которые ослабляли егоположение. 10 декабря 1992 г. Президент взял слово сразу после начала работыСъезда и выступил с «Обращением к гражданам России и ко всемизбирателям», в котором обвинил Съезд и Верховный Совет в том, что онитормозят реформы и пытаются взять на себя чрезмерные функции. С участиемКонституционного Суда РФ и его Председателя предпринимаются шаги по«примирению» двух ветвей власти. В итоге появляется совместноезаявление Президента РФ и Съезда от 11 декабря, в котором они заявляют о своейбезусловной приверженности решать спорные вопросы между законодательной иисполнительной властями исключительно конституционными методами и способами.12 декабря 1992 г. VII Съезд принимает постановление«О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Онназначил на 11 апреля 1993 г. проведение всероссийского референдума по основнымположениям новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. Идянавстречу Президенту, Съезд определил, что поправки к Конституции, принятые 9декабря, — в части возможности приостановления Верховным Советом действияуказов и распоряжений Президента, предоставления права законодательнойинициативы Правительству и немедленного прекращения полномочий Президента по ст.121-6 — не вступают в действие до проведения референдума, но противостояниеорганов не прекратилось.Согласованный проект основных положений, выносимых нареферендум, так и не появился. Свой вариант подготовила Конституционнаякомиссия. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 29 января 1993 г.проект «Основных положений новой Конституции Российской Федерации,выносимых на всероссийский референдум 11 апреля 1993 года» был имнаправлен в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета длярассмотрения, а также Президенту и Конституционному Суду РФ. В качествеальтернативы референдум для достижения согласия Президент 23 февраля 1993 г.предложил текст согласительного документа под названием «Соглашениефедеральных органов законодательной и исполнительной власти РоссийскойФедерации по стабилизации конституционного строя на период до принятия новойКонституции Российской Федерации». В итоге референдум не мог примирить две ветви власти.Основная масса основ конституционного строя уже была включена в Конституцию. Ановые формулировки, которые отражали бы баланс властей и устраивали бы их, таки не были найдены. В постановлении от 13 марта 1993 г. «О всероссийскомреферендуме» Съезд”, постановил «считать в настоящее времянецелесообразным проведение всероссийского референдума».Ответный шаг Президента РФ последовал 20 марта 1993 г. Втелевизионном обращении к народу в этот день в 20-00 он объявил о введенииособого порядка управления страной, назначил на 25 апреля 1993 г. голосование одоверии Президенту и вице-президенту, а одновременно — голосование по проектуновой Конституции и проекту закона о выборах федерального парламента. Причемголосование за доверие Президенту и вице-президенту считалось одновременноголосованием за выносимые акты. На период особого порядка управления актыПрезидента и его деятельность по управлению страной приобретали приоритетныйхарактер, попытки их отменить объявлялись не имеющими юридической силы, но ужев тот же вечер в телевизионном выступлении ряда высших должностных лиц страныбыла дана негативная оценка этого шага Президента.Конституционный Суд дал свое заключение 23 марта 1993 г. Внем констатировалось, что Конституцией и законодательством РФ не предусмотренавозможность введения особого порядка управления. И что Обращение Президента кгражданам России от 20 марта 1993 г., в котором он обнародовал свои действия ирешения по введению особого порядка управления до преодоления кризиса власти, вряде своих положений не соответствует Конституции РФ и Федеративному договору. Президент назначил своим Указом референдум на 25 апреля1993 г. — о доверии Президенту РФ (вице-президент не упоминался), аодновременно по проектам Конституции и Закона о выборах в федеральныйпарламент. Между тем по действовавшей Конституции он не имел права назначатьреферендум, это была компетенция Съезда и Верховного Совета. Многие депутаты были недовольны действиями не только ПрезидентаРФ Б.Н. Ельцина, но и Председателя Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатова. Былорешено провести голосования по вопросам об отрешении от должности Президента РФи об отзыве Председателя ВС. Оба голосования не дали требуемого большинства. IXСъезд принял 29 марта 1993 г. постановление «О всероссийском референдуме25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализациирезультатов референдума».Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента идепутатов не прошли. Президент по результатам референдума мог продолжать своюполитику. Однако это не означало, что он уже вправе был не считаться с инымиконституционными органами, которые в рамках своих полномочий могли участвоватьв формировании государственной политики и ее осуществлении. Президент пришел к выводу, что он вправе предложить народусвой вариант Конституции, в котором были бы усилены позиции Президента какглавы государства, его определяющая роль по большинству ключевых вопросовгосударственной жизни. О намерении Президента в кулуарах говорили еще в ходеподготовки к референдуму, а сразу после оглашения его результатов это уже иофициально стало известно. Верховный Совет РФ исходил из другой позиции:поскольку избиратели в своем большинстве решили — пусть Президент и Съездработают дальше, надо, следовательно, завершить подготовку Конституции и прийтик согласованному варианту текста. В оперативно принятом постановлении от 29 апреля1993 г. «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации.»Верховный Совет предложил Конституционной комиссии совместно с палатамизавершить до 20 мая 1993 г. доработку и согласование с Президентом основныхположений новой Конституции РФ и направить их на согласование субъектам РФ.
Но Президентрешил представить свой проект Конституции. Он был опубликован 5-6 мая вбольшинстве газет. В проекте отражены позиции сильного Президента РФ. Согласно ст.70 он является главой государства. Президент — гарант Конституции, прав исвобод граждан. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости игосударственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие всех государственных органов.
С моментаопубликования президентского проекта по существу пошла параллельная работа наддвумя проектами — президентским и проектом Конституционной комиссии. Вмае-начале сентября 1993 г.2. Особенностипринятия Конституции Российской Федерации 1993 года
конституцияпроект государственный устройство
Постановлением ВерховногоСовета РФ от 3 июня 1993 г. «Об участии официального представителяВерховного Совета Российской Федерации в работе Конституционного совещаниятаким официальным представителем был избран Председатель Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов. А 4 июня 1993 г. принимается постановление Верховного Совета РФ»О порядке согласования и принятия проекта Конституции РоссийскойФедерации, которым подтверждается необходимость соблюдения конституционногопорядка принятия новой Конституции. Учитывая наличие проекта Конституционнойкомиссии, проекта, подготовленного по инициативе Президента, а также другихпроектов Конституции, подготовленных в порядке законодательной инициативы,Верховный Совет предложил Конституционной комиссии согласовать с Президентом непозднее 30 июня 1993 г. основные положения проекта новой Конституции. При этомучесть предложения: полномочных представителей органов государственной властиРФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, партий и иных общественныхобъединений, религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей,научных центров, поступающие в Конституционную комиссию; участников совещанияпредставителей субъектов РФ, проходившего в Верховном Совете РФ с 25 мая по 3июня 1993 г.; Конституционного совещания, а также предложения иныхсовещательных органов. В постановлении Верховного Совета от 4 июняпредусматривалось: проект Конституции опубликовывается Верховным Советом ивыносится на всенародное обсуждение сроком на 3 месяца; соответствующиепредложения граждан РФ учитываются Конституционной комиссией в едином проекте КонституцииРФ; в месячный срок после всенародного обсуждения проект согласовывается междуПрезидентом, Конституционной комиссией, Верховным Советом, субъектами РФ;окончательно согласованный проект публикуется для всеобщего ознакомления и наосновании ст. 110 Конституции выносится на Съезд народных депутатов,«созываемый 17 ноября 1993 года для принятия этого проекта в первомчтении» (п. 7). Конституционное совещание открылось 5 июня 1993 г. Сдокладом выступил Президент РФ Б.Н. Ельцин*(206). Он отметил, что с принятием Конституциизавершится учреждение подлинной демократической республики в России. Судьбебыло угодно, чтобы этот процесс растянулся на многие десятилетия. Республика внашей стране была провозглашена 1 сентября 1917 г. декретом Временногоправительства. Ее становление сразу было прервано Октябрьской революцией,которая провозгласила республику Советов. Сейчас рождается новая республика — федеративное демократическое государство народов России.
Но по мнению Президента,конструкция власти в России по своей сути не изменилась, осталась прежней. Внее были встроены лишь отдельные, хотя и важные, элементы. И, в конце концов,стало очевидно, что «советский тип власти не поддается реформированию. Советыи демократия несовместимы», потому и пришлось созвать Конституционноесовещание, что действующими институтами власти для завершения работы надпроектом Конституции нельзя воспользоваться — «представительная власть,оставленная нам советским строем, не способна найти так необходимое сегоднясогласие. Она без него не может предложить Конституцию, которая внесет вобщество стабильность и обеспечит его динамичное продвижение вперед». Б.Н.Ельцин обвинил представительные учреждения не только в том, что они«направляют свои разрушительные усилия на исполнительную власть иПрезидента». По его мнению, «в противоборстве находятся не разныеветви власти, а по существу две самостоятельные политические системы».
Во второй части докладаПрезидент говорил о достоинствах своего проекта Конституции, которая, по егомнению, обеспечивала сохранение целостности Российского государства ипреодоление слабости государственной власти.
По ряду вопросов этот проектКонституционного совещания содержит новые решения, отличные от президентскогопроекта., Постановлением от 25 июня 1993 г. «О работе над проектом новойКонституции Российской Федерации» Верховный Совет констатировал, чтоосновные положения проекта доработаны Конституционной комиссией с учетом проекта,представленного Президентом, предложений субъектов РФ.
ОдобренныйКонституционным совещанием проект Конституции был направлен в субъекты РФ;планировалось Президентом, что до конца августа — начала сентября он будетобсужден или одобрен, но этого не произошло.
21 сентября 1993 г.появляются Указ N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РоссийскойФедерации» и «Обращение к гражданам России»constitution.garant.ru/DOC_1676651.htm- sub_para_N_99211. В нихвысказано множество упреков в адрес Съезда народных депутатов и ВерховногоСовета РФ: они противодействуют осуществлению социально-экономических реформ,устроили обструкцию Президенту, предпринимают систематические усилияузурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции. Есть немалонедостатков в парламентской деятельности Верховного Совета, чемдискредитируется сам принцип парламентаризма.
Никому не было позволенона то время давать официальную оценку актам Президента. Для этого Президентпошел на такую крайнюю меру, как «предложение» Конституционному СудуРФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания. КонституционныйСуд не согласился с этой «рекомендацией». На своем заседании 21сентября 1993 г. он сформулировал заключение о том, что Указ 1400 и«Обращение Президента к гражданам России» от 21 сентября 1993 г. несоответствуют многим статьям Конституции РФ и служат основанием для отрешенияПрезидента от должности или приведения в действие иных специальных механизмовего ответственности в соответствии со ст. 121.10 или 121.6 Конституции РФ. Впоследующем Председатель КС В.Д.Зорькин прилагал немало личных усилий к тому,чтобы преодолеть возникший кризис, чтобы Президент действовал в рамках Конституциии появились зачатки взаимопонимания между законодательной и исполнительнойвластями. Однако все оказалось безрезультатным.
Ход событий в концесентября — начале октября 1993 г. известен. Народные депутаты РФ в своембольшинстве отказались подчиниться Указу N 1400. 21 сентября 1993 г. ПрезидиумВерховного Совета РФ постановил на основании ст. 121.6 Конституции считатьполномочия Президента Б.Н. Ельцина прекращенными с момента подписанияназванного Указа. В постановлении Президиума говорится: признать, что, согласност. 121.11 Конституции, вице-президент А.В. Руцкой приступил к исполнениюполномочий Президента. 22 сентября на своем заседании Верховный Совет РФ принялпостановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации ЕльцинаБ.Н.», в котором говорится, что в соответствии со ст. 121-6 его полномочияпрекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г. Другим постановлением от22 сентября «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерациивице-президентом Российской Федерации Руцким А.В.» Верховный Совет РФопределил, что А.В. Руцкой исполняет обязанности Президента с 20 часов 00 минут21 сентября 1993 г. Днем 22 сентября датирован Указ исполняющего обязанности РФА.В. Руцкого о том, что в соответствии со ст. 121.6 и 121.11 он приступил кисполнению обязанностей Президента.
В постановленииВерховного Совета от 22 сентября «Об Указе Президента Российской ФедерацииN 1400 от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе вРоссийской Федерации“ записано: оценить действия Президента РФ ЕльцинаБ.Н. как государственный переворот. Верховный Совет направил Указ в КС РФ,давший заключение об акте, о котором ранее уже шла речь. Собравшийсянезамедлительно Х Съезд народных депутатов РФ в постановлении от 24 сентября1993 г. „О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственнымпереворотом“ оценил действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот,одобрил действия, предпринятые Верховным Советом РФ и исполняющим обязанностиПрезидента РФ А.В. Руцким и также подтвердил, что полномочия Б.Н. Ельцинапрекратились.
Возложение полномочийПрезидента на А.В. Руцкого, своим Указом от 22 сентября Б.Н. Ельцин, охарактеризовалкак „присвоение“ полномочий Президента А.В. Руцким, назвал это»незаконным” и «недействительным» Народные депутатыотказались покинуть Дом Советов — резиденцию Съезда и Верховного Совета. Тогдаздание было окружено милицией и военными, плотным заграждением из автомашин, азатем и колючей проволокой. Периодически (а можно сказать и систематически)отключались энергоснабжение, водоснабжение, не было нормального питания.Регулярно через громкоговорители депутатам и сотрудникам предлагали покинутьздание, обрушивая в остальное время на людей, находившихся на пределе нервныхсил, веселую популярную музыку.
Переговоры сторон, ксожалению, не привели к мирному исходу. 3 октября блокада Дома Советов былапрорвана демонстрантами, пробившимися через кордоны. Тут же они взяли штурмомздание мэрии г. Москвы, находящееся рядом с Домом Советов, исходя из информациио том, что здание использовалось для дислокации военных, оружия и снайперов.Возмущенные потоком неправдивой информации о событиях, демонстранты двинулись вОстанкино, чтобы получить телеэфир и рассказать правду. До сих пор нет ясностив том, хотели ли они ограничиться мирным получением телеэфира или взять телецентрштурмом. Во всяком случае очевиден исход: вечером 3 октября спецподразделенияприменили против них оружие. А 4 октября в силовом конфликте Б.Н. Ельцинпоставил точку. Здание Дома Советов было обстреляно из танков и захваченосилами спецподразделений. Р.И. Хасбулатову, А.В. Руцкому и ряду других лиц былауготована участь узников Лефортовской тюрьмы. В г. Москве на некоторое времявводится чрезвычайное положение
Вскоре Б.Н. Ельцинконцентрирует в своих руках всю полноту власти в государстве и прекращаетдеятельность многих органов в центре и на местах, правда, подчеркивая в своихактах необходимость либо реформирования соответствующих органов, либо созданиявместо них новых структур.
Указом от 7 октября 1993г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы вРоссийской Федерации» на период до начала работы Федерального СобранияПрезидент принял на себя все полномочия по правовому регулированию вопросовфинансов, бюджета, собственности и др., принадлежавшие ранее Съезду и ВерховномуСовету РФ.
Другим Указом от 7октября «О Конституционном суде Российской Федерации» Президентобвинил КС в том, что тот «дважды в течение 1993 г. своими поспешнымидействиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. НадКонституционным судом нависла угроза ликвидации.
Ряд указов Президента былнаправлен на прекращение деятельности представительных органов власти субъектовРФ и представительных органов местного самоуправления
Указом от 26 октября 1993г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», прекращенадеятельность также районных и городских Советов.
Таким образом, в историиконституционного развития России есть и такие печальные и трагические страницы.Можно с уверенностью сказать, что события сентября-октября 1993 г. отнюдь небыли столкновением сил, желавших разной социально-экономической системы дляРоссии. Наоборот, и те, и другие были противниками социалистической моделиустройства страны, сторонниками политического плюрализма и многопартийности,рыночной экономики, частной собственности, предпринимательства и т.д. Этонельзя назвать столкновением сторонников социалистической и, так сказать,демократической конституций. По сути это была борьба за конституционную модельс более сильным президентом или за модель с неслабым президентом, но всочетании с достаточно влиятельным парламентом.
В итоге вариантконституции Б.Н. Ельцина был принят. Конституцию нужно было выносить нареферендум. Работа над проектом Конституции возобновляется. Доработка проекта Конституциивелась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельнымиучеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам Президент,некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках. 15 октября1993 г. появляется Указ „О проведении всенародного голосования по проектуКонституции Российской Федерации“ (Голосование по проекту назначается натот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федеральногопарламента.
Однако многиеконституционные начала новой организации власти вводились уже актамиПрезидента. Согласно Положению от 21 сентября 1993 г. о федеральных органахвласти, на переходный период, законодательным и представительным органом РФстановилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — ГосударственнойДумы и Совета Федерации. Первоначально в Положении был определен лишь срокполномочий ГД — 4 года, поскольку для СФ предусматривалось не избрание, аформирование по должностному принципу. Затем Б.Н. Ельцин установил, что и СФизбирается. 11 октября 1993 г. в Положение внесено изменение: СФ и ГДизбираются сроком на 4 года.
Б.Н. Ельцин отказался отформирования СФ как палаты Федерального Собрания по должностному принципу иназначил выборы.
Ориентация была взята наконституционную модель верхней палаты, состоящей из лиц, обладающихзаконодательной и исполнительной властью в субъектах РФ, более склонных ксотрудничеству с Президентом и Правительством РФ.
Конституционный суд былсохранен, только его полномочия существенно скорректированы.
В конечном итоге, проектКонституции РФ был разработан Конституционным совещанием и предложенПрезидентом РФ для всенародного голосования, а не вынесен на референдум.
Проект Конституции не былрассмотрен и принят Съездом народных депутатов, не был направлен Президентом РФсубъектам РФ для обсуждения и одобрения.
Проект Конституции,выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. В УказеБ.Н. Ельцина „О проекте Конституции Российской Федерации, представляемомна всенародное голосование говорилось: установить, что текст проекта Конституции,выносимый на всенародное голосование, представляется Президентом РФ 9 ноября1993 г. для официального опубликования в газетах “Российские вести» и«Российская газета», в ИТАР, а также для издания массовым тиражомиздательством «Юридическая литература». Одновременно подписанныйПрезидентом проект направляется в ЦИК РФ. Проект был опубликован 10 ноября 1993г.
В голосованииприняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятиеКонституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявшихучастие в голосовании, против — 23431333 человека, или 41,6%. В постановленииот 20 декабря 1993 г. «О результатах всенародного голосования по проектуКонституции Российской Федерации» ЦИК записала: признать всенародноеголосование по проекту Конституции состоявшимся; признать, что Конституция РФпринята всенародным голосованием. Это постановление ЦИК, так же как и текстпринятой Конституции, опубликованы в «Российской газете» 25 декабря1993 г. Следовательно, 25 декабря 1993 г. — официальная дата вступления в силу Конституции1993 г., как это предусмотрено Указом от 15 октября 1993 г. о проведенииреферендума. Напомним также, что, согласно п. 1 раздела второго«Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, она вступаетв силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародногоголосования, а день этого голосования (12 декабря 1993 г.) считается днемпринятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12декабря (день принятия Конституции) государственным праздником — Днем КонституцииРоссийской Федерации.

Заключение
 
Ныне действующаяКонституция позволяет, наконец, разрешить вековую проблему российскойцивилизации. Во все периоды ее существования человек и общество находились вжестоком противостоянии с государством. Вся наша история – это нескончаемыйпоиск ответа на вопрос в духе размышлений одного из героев романа МихаилаБулгакова «Мастер и Маргарита»: способен ли человек сам управлять своей судьбойили же с ним неизбежно должен «управиться» кто-то другой – государство, монарх,диктатор, самопровозглашенный «представитель Бога на земле». И ответ на негобыл, как, правило, не в пользу человека, не в пользу общества. Для России былихарактерны два состояния – либо анархия, либо властный, бюрократическийпроизвол.
В настоящее время созданывсе условия для того, чтобы государство и гражданское общество уравновешивалидруг друга. При разумном сохранении этого баланса государство не впадает впроизвол и рутину, а общество не скатывается в безответственную анархию.
Впервые в истории Россиинаша Конституция обеспечивает основу для постоянного формирования гражданскогообщества. Она гарантирует развитие демократических начал политической жизни,основы частной собственности и свободы предпринимательства, существованиенезависимой судебной системы, правовое оформление и реализацию социальныхобязательств государства.
Именно эти факторывыступают катализатором процесса формирования самостоятельной личности,гражданственности, стремления людей к самоорганизации для удовлетворения общихи групповых интересов.
Впервые в истории Россиислово «народ», чрезвычайно важное для национального менталитета, наполняетсяконкретным смыслом, становится работающим понятием нашей культуры иобщественной жизни.

Список литературы
1. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации М., НОРМАИНФРА-М, 2004.
2. Исаев И.А. История государства иправа России М., Юристъ, 2002.
3. Конституционное право РоссийскойФедерации / под ред. Лазароевой В.В. М., Юристъ, 2004.
4. Конституция Российской Федерации:Научно-практический комментарий // под ред. Топорина Б.Н. — М., Юристъ, 2004.
5. Конституция Российской Федерации:Научно-практический комментарий // под ред. Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. — М.,Юристъ, 2002.