Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними

Курсоваярбота
Тема: Лидерыдетского коллектива, воспитательная работа с ними

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический анализ научных источников исовременное состояние
изучаемой проблемы
1.1. Сущностьлидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной изарубежной психолого-педагогической литературе
1.2. Лидерство каксоциально-психологический феномен
1.3. Важнейшиесредства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлениюлидерского потенциала подростков
2.1. Диагностика межличностных отношений в детскомколлективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
2.2.Воспитание лидеров детского коллектива
2.3. Оценка эффективности разработанной программы по воспитаниюлидеров детского коллектива
Заключение
Литература
Приложения
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Главнымии наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятсямобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку,для которого именно это время является определяющим в его становлении иразвитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающиймир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуменеобходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определятьсобственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определеннойдеятельности. Предлагаемые обучающие занятия во временном детском объединениисоздают благоприятные условия для социализации подростка[8,55].
Актуальность даннойкурсовой работы определяется проблемой, представленной тремя направлениями:
1.   Общее состояние дел в современныхтеоретических исследованиях лидерского потенциала (разрешение противоречий).
2.   Потребность в изучении основныхнаправлений и путей в развитии лидерских качеств подростка.
3.   Необходимость создания условий дляреализации лидерского потенциала подростка
Предыдущие рассужденияпозволяют выделить объект, предмет, субъект комплексного монографическогоисследования.
Объект – личностьподростка.
Предмет – воспитаниелидерских качеств личности подросткового возраста.
Субъект – группаподростков 13-15 летнего возраста.
Цель:создание условий для реализации лидерского потенциала подростка черезактивное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающегоблока занятий «ШИК».
Эта цель конкретизируетсяследующими задачами:
1) Изучитьтеоретические концептуальные положения по предложенной проблеме.
2) Создатьблагоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерскогопотенциала.
Изучение теоретическихконцептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинутьследующую гипотезу: воспитание и реализация лидерского потенциала подростка будетболее эффективным если:
— учитывать возрастные ииндивидуальные особенности детей;
— создавать исвоевременно изменять условия развивающей среды (включение разнообразныхупражнений, игр, этюдов, соответствующих целям занятия);
— организатор будетпонимать значимость проводимых занятий, проводить детальный анализ сложившейсяситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем желающимвысказывать свою точку зрения.
В ходе исследования былиспользован ряд методов. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный), наблюдение (сплошное, выборочное), беседа(фронтальная, опрос анкетирование), тестирование (стандартизированное), методграфического отображения результатов, метод статистической обработки данных, атак же среди теоретических методов: метод теоретического анализа литературы.
Методологической основойисследования являются труды Э. Эльконина, согласно которым развитию человеканет пределов, предположения Я.Л. Коломинского о положительных и отрицательныхчертах личности, исследования В.В. Абраменковой, Е.А. Аркина, О.М. Гостюхиной,А.С. Замужного, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, О.О. Папир, А.А. Роляк, Т.А.Репиной, Т.В. Сенько, Р. К. Терещук, на основе которых можно выделить качества,значимые для высокого и низкого статуса подростков в коллективе сверстников.
Вся работа над даннойкурсовой работой состоит из нескольких этапов.
На теоретическом этапе (ссентября по октябрь) изучалась психолого-педагогическая и методическаялитература по проблеме, состояние практики в Нижне-тавдинском Доме творчества, формировалиськомпоненты введения (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза),подбирались методы и методики исследования.
На собственноэкспериментальном этапе (с марта по май) проводились констатирующий иформирующий этапы эксперимента
На интерпретационно — оформительском этапе (май) выполнялся количественный и качественный анализрезультатов, полученный материал систематизировался и обобщался, формировалисьвыводы, и оформлялась курсовая работа.
Исследование проводилосьс апреля по май на базе Нижнее-Тавдинского Дома творчества, исследованием былоохвачено 15 подростков 13-15 летнего возраста.
Теоретическая значимостьзаключается в уточнении понятий, обобщение их характеристик, выявлениефакторов, обуславливающих воспитание лидерского потенциала личности.
Практическая значимостьзаключается в составлении и разработке программы «Я лидер» по воспитанию и развитиюлидерского потенциала личности подростка.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка используемых источников литературы,исследуемых при подготовке к написанию работы, приложения.

Глава 1.Теоретический анализ научных источников и современное состояние изучаемойпроблемы
 
1.1.Сущностьлидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной изарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природылидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З.Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательномстремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»;йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по проблематикифранк-фуртской (Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм), анализировавший факторывзаимодействия лидеров и их последователей, механизмы формирования лидерскоговлияния; в социальной психологии масс(Г. Тард, Г.Лебон), где лидер предстаеткак гипнотизер, вожак толпы, умело использующий механизмы массового заражения,убеждения и внушения[10,91].
Так или иначе, нопроблема обретения лидерских способностей через определенную просвещающуюмодель всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков. В этойсвязи можно выделить теорию общих черт лидерства, зародившуюся в 20-40-е гг.XIXв. И представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализациилидерского потенциала качеств. Данная теория основывается напсиходиагностическом тестировании личности, определение лидерских предпосылокхарактера испытуемого. И хотя четкое объяснение наличие в характере человекатех или иных задатков превосходства и находится в области туманных рассуждений,но, тем не менее, допустимость эмпирического измерения лидерского потенциала ине наличие ряда коррекционных процедур по его «наращиванию» позволяетпричислить данную теорию к разряду «раскрывающих загадку» феномена[4,78].
Эта теория обнаруживаетособую производимость и в концепциях современных авторов при определении того,что было названо Л. Стаутом «лидерским капиталом», — т.е. совокупностью«личностных качеств и талантов, позволяющих лидеру эффективно вести за собойокружающих».
В конце XIX – начале XXв.большое распространение получают поведенческие теории лидерства,концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манереповедения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороныокружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случаестроилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, атакже индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своегоруководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, такимобразом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другимисловами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческийаспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р.Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и др.[8,56].
Еще одним вариантомповеденческой теории можно признать получившие широкое распространение вовторой половине XXв атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х.Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). основное значение в них придается степенисвободы лидера, находящихся в прямо прямопропорциональной зависимости отожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль вмоделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействиярассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятияуправленческого решения[15,47].
Обратный поворот проблемы– влияние лидера на поведение группы и формирование соответствующих лидерскомузамыслу последствий, поднимается в рамках мотивационной теории лидерства,разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерстваисследуется в рамках бихевиористской дихотомии «стимул – реакция».
Теория обмена итрансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли идр.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодногообмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя,получая за это определенную форму вознаграждения – группу, организацию, социум.В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет своезначение, становясь равноправным партнером трансактности. Наиболеепоказательной в этом смысле предстает операциональная концепция лидерства Дж.М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидертрансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных формсогласия лидера и его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействииего на группу, второй предполагает творческое изменение окружения, выражаемое вразвитии каждого члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия[6,34].
Изучение преломлениялидерского потенциала в связке с его окружением предопределило развитие целойгруппы ситуативных теорий (Е. Уэсбур, Дж. Браун, К. Джибб), акцентрирующихвнимание на социальном контексте, порождающем лидерскте качества илипорожденном в результате новаторских инициатив лидера.
Поворот в сторонурациональной основы лидерского поведения происходит в 80-90-е гг. XXв. В руслеценностных моделей лидерства (К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С.и Т. Кучмарские).Здесь основное значение в формировании команды лидера придается уже неэмоционально-личностным контактам, а совподению индивидуальной (лидер) иобщественной (группа) ценностных систем. Взаимодействие осуществляется нестолько на основе поведенческого доминирования лидера, сколько на осознанииобщих целей инициирующего и принимающих. Лидер – это тот, кто с одной стороны,перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой – предпринимаетпопытки его разумной коррекции путем конструирования и внедренияценностно-нормативного ядра[8,57].

1.2.Лидерствокак социально-психологический феномен
 
В обществе развивающейсярыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условияхконкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализироватьинформацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, приниматьадекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальнойактивности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже сдошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка всобственных силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерствадолжна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети –лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни.Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходятвлияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в ролиофициально избранного лидера коллектива выступал малоавторитарный учащийся,который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органысамоуправления коллектива входили авторитетные и уважаемые школьники. Появлениетак называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда этопедагогическое условие не соблюдается[19,356].
Лидер – это личность, закоторой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственныерешения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характердеятельности всей группы. Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью,лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности ирегулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя,занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлениемею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений,возникающих в группе с точки зрения доминирования – подчинения. Лидер можетбыть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным являетсяслучай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходиморассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегдавыступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может бытьдостаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности другихчленов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидерана группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствахлидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.
В зарубежной психологиисуществует множество различных теорий лидерства, наиболее популярными средикоторых являются теории черт и ситуационная теория лидерства. Согласно теории черт,лидером может быть не любой человек, но лишь обладающий определенным наборомличностных качеств, набором или совокупностью психологических черт.Ситуационная теория предполагает, что лидерство – это продукт ситуации. Вразличных конкретных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которыепревосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но посколькуименно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, имобладающий, становится лидером. Таким образом, теория черт или качеств лидера взависимости от ситуации. Основной порок этих подходов заключается в недооценкетого, что лидерство как социально-психологический феномен возникает врезультате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленныхобстоятельств предметной деятельности. За точку отсчета должны быть взяты непросто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которыхопределенные члены группы могут продемонстрировать способность организовать еедля решения этих задач[1,482].
Едва ли не важнейшаяхарактеристика лидера связана с избирательностью, которой ее наделяют членыгруппы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащимпсихологическому изучению. Что же составляет основу этого выбора?Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чемвыше группа по урвоню развития, чем в большей степени межличностные отношения вней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданнойдеятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группепроисходят как реализация именно этих отношений. По существу лидер – этонаиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некийобщий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние наэффективность ее деятельности[16,131].
Если иметь в идупсихологическую характеристику личности в коллективе, то ценностные ориентациилидера, к которым обращается группа, характеризуется прогрессивностью в широкомсмысле этого слова, проникнуты демократизмом и гуманностью. Независимо от того,облечен ли лидер официальной властью, группа наделяет его атрибутамиавторитета, т.е. признает за ним право оценивать значимые обстоятельствасовместной деятельности, а также принимать решения, которые становятсяопределяющими для всей группы[16,159].
А.С. Залужный, изучаявзаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных(лидер – интеллектуал, лидер – организатор, эмоциональный лидер) и постоянных.Он не согласен с тем, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству,- лидером может быть – и бывает в действительности при соответствующих условияхпрактически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д.Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в различных ситуациях групповойжизни, выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, покрайней мере, в каком-то одном качестве. Но, поскольку именно это качество иоказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становитсялидером[16,159].

1.3.Важнейшиесредства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива
Впсихолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развитиялидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует дветочки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение ивоспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что ина врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характервоспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или инойчеловек, сформировать их на основе определенные способности можно лишь вдеятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежденеобходимо создать ситуацию в которой ребенок впервые пережил бы соответствующиеданной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделатьустойчивой чертой личности ребенка.
Таким образом, основнымдвигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развитиялидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуютпроявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут статьспортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные)игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точностии скорости запоминания и воспроизведения информации[7,24].
Начинать следует с самыхэлементарных игр, основной целью родителей и педагогов должно стать развитие уребенка ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Ямогу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искреннеодобрять их.
Роль успеха в развитииличности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходиттогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность.
Личность ребенка словновырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться,сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьяновпишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы,уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирования в характераборца, верящего в свои силы» [6,32].
Таким образом, секретвоспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своегороста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможностьпохвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха.Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями инеудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха,поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный,завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуяпроиграть!, «Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям онескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испыталигоречь разочарований[18,280].
Ощущение компетентности ивера в собственные силы формируется в младенчестве. Согласно исследованиям Э.Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всегожизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума сблагоприятными возможностями окружающей среды.
Таким образом, каждыйможет развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал.Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления иприобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главноеопределить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достиженияуспеха[5,129].
Проблемавоспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера(лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.
Происходящиев современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активнаягражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человекаесть проявление «лидерских» качеств личности.
Однойиз основных предпосылок является создание условий для развития инициативы илидерских способностей подростков и реализации их посредством участия ворганизации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данномслучае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органыдетского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специальносозданного для реализации педагогического смысла пространства[9,76].
Какизвестно, в подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность всотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, впроявлении чувства единства и сотрудничества.
Самоуправление– это способ жизнедеятельности коллектива, обеспечивающий активное участие врешении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена коллектива. Этоозначает раскрытие перед ребенком мира человеческих взаимоотношений во всей егосложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведутк успеху, к самоутверждению.
Участиев жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей,возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач,помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления –подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важноуметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подросткомряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности[16,157].
Педагогистараются подобрать такие формы и средства воспитания, чтобы максимальнововлечь подростков в предлагаемые виды деятельности, которые способствуютразвитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциалаподростков, а также помогают педагогам увидеть и проявить свои скрытые таланты,тем самым повышается их мастерство.
Такимобразом, основная идея педагогической деятельности на сегодняшнийдень – это создание условий для развития активной гражданской позиции иактуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социальнозначимой деятельности[19,448].
Воспитание отличаться разнообразием видов деятельности,предлагаемой подросткам для проявления своих гражданских качеств, тем самымучитываются возрастные особенности и потребности подростков в самореализации.
Важную педагогическуюроль целей и перспектив в методике воспитания лидеров детского коллектива можнопонять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласноэтой теории, каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту идостижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность,наполняет жизнь радостью достигаемых успехов[16,349].
В качестве перспектив всистеме учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметныхвечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, искусства. Еще большиевозможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются всистеме внеклассной работы.
Для расширения перспективбольшое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить,не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякаяделовая задача в учебной или внеклассной работе, которая выдвигается передлидерами и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов,воспринимается ими как увлекательная перспектива[10,90].

Глава 2.Экспериментальное исследование по выявлению лидерского потенциала подростков
 
2.1.      Диагностикамежличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидерови изучение их личностных качеств
 
Исследовательская частькурсовой работы проводилась на базе Детского дома творчества в г. Нижняя Тавда,директор – Легоставеа И.А.
Исследование проводилосьсреди подростков 13-15 летнего возраста.
Основные задачиэксперимента:
1.   Выявить лидера детского коллектива,проявляющегося в практической деятельности и общении.
2.   Определить лидерские качестваличности подросткового возраста на основе анкетирования.
3.   Содействовать воспитанию и развитиюлидерского потенциала.
4.   Формировать активную социальнуюпозицию школьников.
5.   Учить подростков воспринимать себячерез результаты собственной деятельности.
В соответствии с задачамиисследование имеет следующие этапы:
1.   Констатирующий, на котором изучалосьположение испытуемых в системе межличностных отношений, их лидерские качества.
2.   Формирующий, на котором подростки — лидеры стали участниками тренинговых занятий, направленных на развитие лидерскихкачеств.
3.   Контрольный, на котором изучались лидерскиекачества подростков и проводился анализ об эффективности тренинговых занятий.
Для выявления лидеровдетского коллектива была использована социометрическая методика (см.приложение1). Просматривая содержание социометрической матрицы, появляетсявозможность определить как формального, так и неформального лидера в даннойгруппе.
Результаты диагностикипоказали, (см. приложение2, таблица1), что количество лидеров в группе отобщего числа ленов составляют 20%. Явными лидерами в детском коллективе оказалисьКопытов Артем, Раневских Марина и Москоленко Павел.
Для выявления и изученииличностных качеств лидеров была использована анкета по выявлению качествличности (см. приложение3).
Обработка результатов по изучениюличностных качеств,) показала, что положительными качествами обладают Копытов Артеми Раневских Марина, что составило 67% от общего числа лидеров. В отличие от нихМосколенко Павел обладает рядом отрицательных черт, которые не характерныформальному лидеру(33%).
2.2.Воспитаниелидеров детского коллектива
 
Длявоспитания лидеров детского коллектива при Доме детского творчества быларазработана программа «Я — лидер». Программа ориентированна на выявление иреализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им болееполно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития врамках лично- и общественно полезной деятельности.
Цель: создание условий для реализациилидерского потенциала подростка через активное включение его в общественнополезную деятельность в рамках обучающего блока занятий.
Задачи:
1)выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
2)создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерскогопотенциала;
3)организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методикамии формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
4)включить подростка в систему аналитической деятельности;
5)организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер — класса;
6)определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерскогопотенциала.
Предполагаемыйрезультат:
–подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя вопределенном социуме,
– унего сформирована четкая позиция в вопросе лидерства,
–владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства,
–знает формы работы в коллективе и основы формирования команды,
–владеет алгоритмами основных досуговых форм.
Целеваягруппа: детишкольного возраста (13–15 лет).
Системазанятий:ознакомительное занятие, 6 обучающих занятий, итоговое занятие.
Местои время проведения: Домдетского творчества, продолжительность занятия – 1 час 20 минут.
Оборудование: ватманы, листы формата А4, цветнаябумага, ножницы, фломастеры, столы, стулья, пуговицы (см. приложение4).
2.3.Оценка эффективности разработанной программы по воспитанию лидеров детскогоколлектива
Для выявления и изучениялидерских качеств была использована анкета по выявлению качеств личности (см.приложение3).
Обработка результатов поизучению личностных качеств,) показала, что положительными качествами сталиобладать все испытуемые, что составило 100% от общего числа испытуемых.
Следовательно, стоитотметить, что для развития и формирования лидерских качеств у подростковнеобходимо заблаговременно продумать комплекс заданий, упражнений, этюдов. Таккак только комплекс занятий позволит добиться эффективного результата вразвитии лидерских качеств личности подростка. Реализация программы «Я – лидер»оправдала предполагаемые результаты (см. приложение5).

Заключение
 
В условиях Дома детскоготворчества перед подростками может выдвигаться большое разнообразие перспектив.Прежде всего, они должны охватывать творческую работу группы. Школьники, какправило, хотят добиваться высоких результатов в различных видах деятельности.Поддержать эту перспективу, педагогам — организаторам необходимо содержательнои эффективно осуществлять творческий процесс, проводить индивидуальную работу стем, чтобы каждый подросток добивался успехов в овладении изучаемым материалом[14,210].
Таким образом, появлениелидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которыхчеловек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества такимобразом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешностидеятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколькопризнание этой успешности со стороны последователей. К тому же Я.Л. Коломинскийв процессе исследований выявил интересный факт, чтобы завоевать благоприятноеположение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многимиположительными чертами: для того же, чтобы попасть в число изолированных детей,ему часто достаточно обладать одной – двумя отрицательными чертами при всеммногообразии положительных качеств[8,57].
Характерной особенностейпоследних лет стали получившие распространение тренинги лидерства, идеологиякоторых укладывается в общий девиз: «Лидерами не рождаются!». Лидерствопонимается как совокупность приобретенных способностей, а такжепоследовательность действий, обеспечивающих достижение успеха как впрофессиональной, так и в личной жизни. Именно данная область постижениялидерского потенциала и является актуальным направлением поиска современныхпедагогических исследований[16,130].

Литература
1.   Абрамова, Г.С. Возрастная психология.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- с.с. 476-493.
2.  Алифанов, С.А. Основныенаправления анализа лидерства.//Вопросы психологии. – 1991. — №3. – с.с.90-98.
3.  Андерсон, Д.Ж. Сделайтевашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. – 1994. — №2. с.с.13-15.
4.  Андреева, Г.М.Социальная психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006. –363с.
5.  Возрастная ипедагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. –с.с.121-130.
6.  Вульфов, Б.Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. – 1991. — №1.с.с.32-34.
7.  Емельянова, М.Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006. — №5. с.с.23-25.
8.  Зубанова, Л.Б. Сущностьлидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука иобразование. – 2007. — №2. – с.с.53-57.
9.  Кретов, Б.И.Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. – 2000. — №3. – с.с.73-78.
10.            Кузякин, А.П. Чтотакое лидер и лидерство?//Образование. 2000. — №4. с.с.89-99.
11.            Курочкина, М.И.Деловая игра в воспитании качеств лидера.//Almamater. – 2001. — №8. с.с. 18-11.
12.            Лубовский, Д.Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. //Воспитание школьников.– 1997. — №2. – с.с.43-46.
13.            Маврина, И.В.Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательногопроцесса. //Психологическая наука и образование. — 2005. -№2. с.с. 94-100.
14.            Макова, Л.П.Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь кпреодолению межличностных конфликтов подростков.// Вопросы гуманистическихнаук. – 2008. — №1. — с.с.209-212.
15.            Немов, Р.С.Психология. – М.: Просвещение, 1998. – с.с.83-113.
16.            Общая психология:Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Рогов, Е.И. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – с.с.129-160.
17.            Петровский, А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Академия,2002. – 225с.
18.            Психологическаяхарактеристика лидерства.//Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. – Теоретическаяпсихология. – 2001. – с.с.267-281.
19.            Харламов, И.Ф.Педагогика. -7-е изд. – Мн.: Университетское,2002. – 560с.
20.            Юдина, Н.Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной      культуры у учащихся.//Школьный психолог. Приложение к пер. сент. – 2007. -№12. с.с.18-32.