Передвижники

1.Возникновение Товарищества передвижных выставок. Его цели и задачи. Передвижники- художники, входившие в товарищество передвижных выставок, представители демократического реализма в русском искусстве. С целью осуществления своей просветительской и выставочной деятельности они объединились в творческое содружество, которое заявило о себе как о независимой организации, противостоящей официальному центру искусства – петербургской

Академии художеств. Товарищество было основано в Петербурге в 1870 году. Этому предшествовало возникновение в 1863 году, после знаменитого «бунта 14-ти» петербургской художественной Артели- первой артели свободных художников, которую возглавил И.Н.Крамской. Вслед за ней в 1864 году появилась вторая Артель, «максимовская». Это были попытки организования самостоятельных творческих союзов.

К сожалению, эти объединения, сыграв безусловно позитивную роль, полностью себя не оправдали. Поэтому к концу 60х годов назревает потребность в новой форме организации, которая позволила бы быть художнику свободным от официальной опеки и в то же время обеспечила бы ему тесные и прямые связи с широким зрителем. С предложением создать такое объединение выступил Г.Г.Мясоедов в 1869 году. Своим замыслом он увлёк В.

Г.Перова, А.К.Саврасова, многих московских художников. Г.Г.мясоедов заручился так же поддержкой И.Н.Крамского, порвавшего к тому времени с петербургской Артелью. Сама идея организации передвижных выставок, по словам Н.А.Ярошенко, сводилась к тому, чтобы «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в котором оно было достижением не многих, и сделать его достоянием всех…»

Желание приблизить искусство к народу для художников 60х- 70х годов было теснейшим образом связано с воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты, и изобразительный язык, своих произведений художники старались сделать доходчивым, доступными пониманию каждого. Именно стремление к широкой популяризации произведений искусства, правдиво отражающих
действительность и выносящих на суд зрителя коренные вопросы русской жизни, убеждённость в общественной полезности этого дела побудили организаторов Товарищества избрать новую, передвижную форму выставочной деятельности, хотя связанные с этим трудности были для них очевидны. Делу организации передвижных выставок способствовало осознание того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель, заинтересованный в развитии именно такого направления в искусстве.

Учредители нового содружества сформулировали свою задачу вполне конкретно: создать такое объединение, которым управляли бы сами художники, сплочённые общностью идейных и творческих устремлений, и которое взялось бы решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений. И вот инициативное ядро московской группы художников направило 23 ноября 1869 года письмо в петербургскую Артель с предложением объединить усилия с целью устройства «подвижных» (слово «передвижные» появилось

позже). К письму был приложен проект Устава. Проект Устава содержал положения, касающиеся вопросов творческой свободы и материальной независимости художников. Основная цель объединения была изложена в первом пункте Устава: «доставление обитателям провинций возможностями следить за успехами русского искусства». После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской

Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была достигнута договорённость об основании фактически новой организации. С необычайной энергией и страстностью взялся за это дело И.Н.Крамской. Если Г.Г.Мясоедов был главным инициатором создания Товарищества, то признанным идейным руководителем стал

И.Н.Крамской как теоретик, критик, публицист. Много сил и искреннего увлечения привнёс в дело Товарищества Н.Н.Ге. Идея образования Товарищества в целом была встречена сочувственно художественной молодёжью конца 60х годов. Однако круг художников ,вошедших в Товарищество, по сравнению с первым составом сузился и видоизменился. Вот перечень непосредственных членов-учредителей первого
Устава, утверждённого 2 ноября 1870т года. В нём указаны следующие имена: В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Л.Л.Каменев, А.К.Саврасов. И.М.Прянишников, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.И.Шишкин, К.Е.Маковский. В.Е.Маковский, В.И.Якоби (он был только учредителем и в выставках участия не принимал),

А.И.Корзухин, К.В.Лемох. Из числа членов петербургской Артели в состав учредителей Товарищества вошли только четверо: И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.В.Лемох, К.Е.Маковский. Формально петербургская Артель как организация непосредственно в создании товарищества не участвовала. Впоследствии неоднократно возникали споры о связи между «14 бунтарями» и передвижниками.

Теперь, в свете исторической перспективы, ясно, что по своей идейной направленности, по художественной программе передвижники в период возникновения Товарищества выступали фактически как продолжатели дела Артели. И то обстоятельство, что Крамской играл в обоих случаях руководящую роль. Говорит о прямой преемственности. Демократический характер деятельности художников, вошедших в Товарищество, был очевиден. С именами многих из них связан предыдущий период развития русской реалистической

живописи, например, с В.Г.Перовым, В.И.Якоби, Н.Н.Ге. В.Г.Перов вошёл в русское искусство как представитель критического реализма, на рубеже 50х-60х годов. Тогда и появились его резко обличительные произведения: «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Творчество В.И.Якоби в начала 60х так же носило критический характер( «Привал арестантов»), и ещё ничто не предсказывало того идейного перерождения, которое оно перетерпит

в дальнейшем. Третий из названных мастеров, Н.Н.Ге – в этот период одна из наиболее ярких фигур художников-демократов. Его «Тайная вечеря» – выдающееся событие художественной жизни той поры. Наряду с художниками, уже успевшими заявить о себе, приобретали известность и другие: И.Н.Крамской, И.И.Шишкин. А.К.Саврасов, М.К.Клодт. Однако подлинное признание придет к ним позже. Как уже было сказано, список учредителей объединения
в последствии не соответствовал тому составу, который сформировался в первые годы существования. Некоторые из членов- учредителей порвали с Товариществом (например, Якоби), другие оказались от него в стороне, например Корзухин. В то же время Товарищество пополнялось новыми именами, такими как московские пейзажисты С.Н.Аммосов, В.Ф.Аммон, как жанристы В.М.Максимов,

К.А.Савицкий и ряд других. Все они пришли из той же разночинной среды. Передвижники готовили картины специально к передвижным выставкам, поскольку согласно Уставу, картина, показанная где-нибудь раньше, на выставку не принималась. Многие картины продавались ещё до открытия выставок, но в этих случаях, права Устава на картину сохранялись. Большинство членов Товарищества на этом настаивали.

Сама передвижка картин не давала сколько-нибудь значительных доходов для Товарищества. Об этом говорит, в частности, такой факт: почти все картины, представленные на первой передвижной выставке, были проданы уже в Петербурге. Это и в дальнейшем поглощало львиную долю произведений. Остальные картины продавались в Москве. Другие города, как правило, покупали мало.

И хотя, с коммерческой точки зрения «передвигать» картины после центра было уже не целесообразно, члены Товарищества считали, что делать это необходимо, и, прежде всего для того, чтобы обеспечить доступ к искусству широкому демократическому зрителю. Первая передвижная выставка открылась в Петербурге в залах Академии художеств, 29 ноября 1871 года; закрылась в январе 1872 года. Её участниками стали: С.Н.Аммосов, В.Ф.Аммон, А.П.

Боголюбов, Н.Н.Ге, К.Ф.Гун, Л.Л.Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор). М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Н.Крамской, В.М.Максимов, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Соврасов, И.И.Шишкин. 2.Первая передвижная выставка и её значение. Первая выставка передвижников прозвучала как необычайно новое и отрадное явление и вызвала бурный по
Ому времени отклик. Причин было несколько. Главная заключалась в том, что это был первый выход в свет первого в России вольного творческого содружества. Выставка воспринималась как программное выступление художников-демократов и действительно являлась таковым. Сочувствовавшая им пресса приветствовала просветительский, идейно-демократический характер их искусства, активность его вторжения в жизнь. Широкий отклик встретила выставка и в

Москве, где была открыта с середины апреля вплоть до июня 1872 года в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь экспозиция выставки несколько пополнилась. Кроме Петербурга и Москвы выставка посетила два крупнейших украинских города – Киев и Харьков. Первый экзамен перед зрителями передвижники с честью выдержали. Успех выставки, живой интерес к ней подтвердили жизненность нового начинания.

Для того чтобы в полной мере оценить общественный резонанс не только первой, но и последующих выставок Товарищества, надо принять во внимание, что население даже крупнейших городов того времени знало современную живопись только по отзывам в печати или по плохим репродукциям. До организации Товарищества произведения демократического искусства появлялись на выставках редко и разрозненно. Такого единого творческого выступления, каким явилась

Первая передвижная выставка, демократическое искусство ещё не знало. Художественный уровень Первой передвижной выставки был достаточно высоким. Её лучшие произведения поднимали животрепещущие, актуальные проблемы того времени. Первая передвижная выставка послужила началом успешного сотрудничества передвижников с московским коллекционером П.М. Третьяковым. Он приобрёл с выставки такие картины как «Петр
I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К.Соврасова. Эта выставка стала общественной трибуной для передовых русских художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своего времени. Широкое общественное признание их первого выступления способствовало притоку в Товарищество новых членов, а также тех, кто пожелал участвовать в выставках передвижников в качестве

экспонентов. Товарищество теперь становится идейным и творческим центром всего демократического русского искусства. Выставка показала, что в итоге предшествовавшей борьбы складывалась демократическая школа реалистической живописи. Школа эта была во многом ещё в стадии становления, но в лице Товарищества уже доказала свою дееспособность. 3.Начальный этап деятельности Товарищества. Семь выставочных лет – с 1871 по 1878 год – можно условно считать начальным этапом деятельности

Товарищества. Это были трудные, но плодотворные годы – время расширения сферы публичных выступлений, закрепление идейных и творческих позиций, привлечения к объединению прогрессивных художественных сил. В период между первой и шестой выставкой товарищество приняло в свои ряды, сначала в качестве экспонентов, а потом и членов, В.М.Максимова, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко, В.М.Васнецова, А.И.Куинджи и других. Так постепенно, в течение 1870х годов формировалось

надёжное ядро Товарищества. Выставочная деятельность товарищества неуклонно расширялась, что свидетельствовало об успехах в осуществлении просветительской миссии. Прибытие выставок на места превращалось в настоящее событие художественной жизни. Наибольшее внимание обычно привлекали произведения, отражающие современную действительность. От художников ждали ответа на волнующие жизненные вопросы.
Одобрительные отзывы зрителей обычно получали такие картины, как «Земство обедает» Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и другие полотна, посвященные крестьянской тематике. Главными достоинствами представленных на выставке пейзажных работ назывались их реалистический характер, обращённость к поэтическому раскрытию темы родной природы, преодоление черт отвлечённой романтики, свойственных академическому пейзажу. Конечно, критика не была единодушной в оценке произведений.

Имели место и отрицательные отзывы, но в целом показателен большой интерес к выставляемым работам. Надо сказать, что русская демократическая критика выдвинула не только мыслителей, но и борцов – людей яркого, неуёмного темперамента, какими безусловно являлись В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и В.В.Стасов. Для передвижников, принадлежащих к поколению

Репина, Стасов, так же как и Крамской, был очень высоким авторитетом. Третьим признанным ценителем русского реалистического искусства стал П.М.Третьяков. Без систематической и моральной поддержки Третьякова передвижническое дело продвигалось бы с бОльшими трудностями. 4.Развитие и расцвет передвижничества. Основной период развития и расцвет деятельности

Товарищества падает на 1870 – 1880е годы. В многообразии тем и сюжетов, которые предлагала современная действительность, передвижники выбирали те, которые отражали наиболее глубинные стороны жизни русского общества. Обобщая увиденное и выделяя в нём главное, они стремились к раскрытию самой сущности явлений – вот почему изображаемое ими казалось столь убедительно-достоверным. В 70-е годы в русском искусстве возрастает роль портрета.

Созданные В.Г.Перовым портреты вполне отвечают общей тенденции портретной живописи передвижников – формированию галереи выдающихся людей эпохи. В портретах А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, М.П.Погодина, В.И.Даля воплотился присущий Перову исключительный дар наблюдательности, его умение раскрыть своеобразие характера модели. Семидесятые годы – период творческой зрелости
И.Н.Крамского. Написанные им портреты современников – представителей передовой русской интеллигенции, отмечены глубиной психологической характеристики, духовной сосредоточенностью и внутренней значительностью образов. К концу 1870х годов Товарищество сплачивает лучшие художественные силы России. Шестая по счёту передвижная выставка демонстрирует произведения, качественно отличающиеся от всего того, что экспонировалось ранее. Выставка принесла известность

Н.А.Ярошенко благодаря его работам «Кочегар» и «Заключённый». Происходит как бы возрождение В.М.Васнецова. Он в последний раз выступает как жанрист и впервые – как зачинатель нового жанра русской живописи, как вдохновенный художник сказки, былины, эпоса («Витязь»). Десятая выставка – важная веха в истории Товарищества и всего русского искусства. На ней появилась картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Это неожиданное выступление Сурикова, по словам В.В.Стасова, о том, что «народился новый великий талант». Суриков сразу же был принят в члены объединения. Крупным событием стала и одиннадцатая вставка. На ней состоялось знакомство с такими шедеврами, как «крестный ход в Курской губернии» Репина и «Меньшиков в Берёзове» Сурикова.

На двенадцатой выставке зрители увидели «Не ждали» Репина, на тринадцатой – его же работу «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», на пятнадцатой выставке экспонировались «Христос и грешница» В.Д.Поленова, «На бульваре» В.Д.Маяковского, и, наконец, грандиозное полотно Сурикова «Боярыня Морозова» – лучшее из того, что было создано русским реалистами в области исторической

живописи. Приведённых примеров достаточно, чтобы оценить энергию развития передвижничества. Русская школа демократического реализма достигла блестящего расцвета, который был обусловлен высоким уровнем профессионального мастерства, и в частности «коренников» – Мясоедова, Максимова, Ге и других зачинателей передвижничества, пик творческой деятельности которых падает в основном на 70е годы. Восьмидесятые годы весьма обогатили и разнообразили все живописные жанры.
Поиски «типов» и «характеров», рождённых современностью или историческим прошлым, являются теперь самостоятельной творческой задачей. Развивается жанр социального портрета-картины. Обогащается галерея крестьянских типов. Создаются собирательные портретные образы разночинной интеллигенции, борцов за народное счастье. В то же время наблюдается расцвет картины-новеллы. Продолжается работа над монументальными полотнами, герои которых не одиночные фигуры и не группы людей,

а народные массы. В этих произведениях наиболее выпукло проявилось тяготение к эпическому, которое в той или иной мере сказалось также в портретной и пейзажной живописи. Тема народа и, главным образом крестьянства (поскольку вопрос о судьбах крестьян был важной частью вопроса о судьбе русского народа), открыла художникам возможность для воплощения широких социальных обобщений. Девяностые годы Товарищество встретило в расцвете своей творческой и выставочной деятельности.

Это время долго рассматривалось как время неуклонной деградации передвижничество после высокого подъёма предшествующих лет. В действительности это не так: 1890е годы и начало 1900х годов были периодом хотя и сложным, но важным для всего русского искусства. Авторитет товарищества в 90е годы был достаточно высок. Группа мастеров старшего поколения (Ярошенко, Мясоедов,

В.Маковский, Шишкин, Савицкий, а отчасти и Ге, Суриков, Поленов) была в эти годы вполне спаянной. В первой половине 90х годов она ещё направляла деятельность Товарищества. Принятые в Товарищество в начале 1890х годов художники Остроухов, Светославский, Левитан, Серов, Архипов, Касаткин достигли творческой зрелости. Сложилась целая плеяда блестящих мастеров, которые усвоили все
то ценное, что досталось им от предшественников, и в то же время внесли много нового в развитие русского искусства. Те художники, что были в начале 90х лишь экспонентами выставок (А.М.Корин, В.Н.Башкеев, Н.П.Богданов-Бельский, И.П.Богданов), к середине 90х тоже становятся членами Товарищества. Серов, Левитан, Иванов и многие другие мастера почитают честью для себя участие в передвижных выставках. Некоторые из живописцев (такие как Левитан,

Серов, Нестеров) сыграли выдающуюся роль в искусстве 90х годов. Но не все они остались в кругу Товарищества, поскольку жизнь внутри этого объединения была сложной и напряжённой. Пересматривают свои идейные позиции и уходят из Товарищества или устраняются от его деятельности Н.Н.Ге, М.К.Клодт, А.И.Куинджи, В.М.Васнецов. Вторично предпринимает попытку порвать с

Товариществом Репин. Все эти факты можно расценить как следствие идейных колебаний и противоречий. К тому же творческое лицо Товарищества заметно оберегалось, и на выставки допускались преимущественно произведения тех художников, которые разделяли эстетическое кредо объединения. Поэтому трудно складывались взаимоотношения с молодёжью. С одной стороны, «старая гвардия» хорошо понимала, что ей нужна достойная смена, иначе дело

Товарищества некому будет продолжить, но, с другой стороны, не могла принять много из того, что несли с собой молодые, в частности, чрезмерного увлечения проблемами профессионального мастерства и нового видения. Но это были ещё не все расхождения, наметившиеся между «отцами» и «детьми». Позже выяснилось, что причины противоречий гораздо серьёзнее и затрагивают мировоззрение. И хотя нельзя было отталкивать молодёжь (будущих продолжателей дела
Товарищества), в то же время не возможно было безоговорочно принять то, что было чуждым по духу. Поэтому позиция Товарищества по отношению к молодёжи выглядит двойственной и противоречивой. В этом отражались не только трудности в жизни Товарищества, но и сложность творческих исканий и те противоречия, которые были характерны для всего русского искусства 90х годов. 5.Последний период существования Товарищества. Деятельность

Товарищества 1900-1910 годы изучена не достаточно основательно. Это объясняется тем, что произведения, созданные передвижниками в это время, редко попадали в основанную Третьяковым галерею. Отчасти это происходило оттого, что в этот период для многих художников, особенно молодых, было характерно выйти из рамок передвижнического движения на иные пути. В отечественном искусстве появился ряд течений, отличающийся по своим идейным творческим установкам

от передвижнической программы. Образовался водораздел между передвижниками и художниками других ориентаций (например, художниками «мир искусства» – «мирискусниками»). Острые идейные размежевания достаточно чётко наметились уже в конце 1890х годов. В борьбе против чуждых им влияний передвижники терпели поражение. Тяжёлым ударом был выход из Товарищества в 1901 году целого ряда одарённых молодых художников, которые

в 1890х внесли значительный вклад в развитие русского искусства (среди них бы Серов, Иванов, Нестеров, Виноградов, Архипов, Васнецов). Силы передвижников были подорваны также рядом других потерь. Ещё в 1882году умер В.Г.Перов, в 1887м – И.Н.Крамской. В 1898 году Товарищество лишилось Н.А.Ярошенко, фактически нёсшего на себе всю тяжесть руководства

Товариществом. Тяжёлой утратой была смерть И.И.Левитана, прошедшего с передвижниками весь свой творческий путь. Большой победой товарищества стало сближение с ним Репина после очередного разрыва. Не только Репин, но и Суриков шёл вместе с передвижниками в это трудное время. Безусловно, он искал большую тему. В 1900е годы все ещё активно работает
В.Маковский. В основном он верен традициям небольшой картины-новеллы. С годами положение Товарищества всё более осложнялось. Тяжёлая потеря для передвижников – смерть Стасова. Один за другим уходили из жизни последние представители «старой гвардии» – Савицкий, Мясоедов, Киселёв. Перестал участвовать в передвижных выставках

Суриков. Сокращался приток экспонентов. Выставки заметно тускнели. Резко уменьшилось количество произведений, поднимающих большие проблемы. Одна из причин – снижение идейных требований Товарищества. Всё более устойчивые позиции пейзаж-этюд, оттесняя жанр и портрет. Последние годы деятельности Товарищества связаны всего лишь с двумя выставками.

Особо следует остановиться на сорок седьмой, организованной в 1922 году. Её значение, безусловно, историческое. Здесь впервые встретились со старшими передвижниками основатели АХРР (ассоциация художников революционной России). Декларация 1922 года констатировала приверженность демократическим идеалам прошлого и намечала пути дальнейшего развития реалистического искусства. Принятие этой декларации ознаменовало историческую значимость

творческого вклада передвижников в русское искусство. 6.Заключение. Творчество передвижников, рассматривавших свою деятельность как подвиг общественного служения, было посвящено интересам трудового народа. Оно отличалось демократизмом, гуманистическим, подлинно народным содержанием, патриотизмом, богатством образов, высоким профессиональным мастерством. В произведениях передвижников воплотились лучшие черты

русской национальной художественной культуры. Они явились вершиной русского дореволюционного искусства и одной из вершин мирового реалистического искусства вообще. Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ, особенно в Польше, Болгарии, Чехии, Румынии.