Аналитический инструментарий оценки финансовых возможностей коммерческой компании

Пояснения
В условии задания:
1) часть приведенныхданных в балансе и отчете не соответствует ни российским стандартам, низападным;
2) активы предприятия(ряд других параметров) за отчетный год должны быть оценены по среднегодовойостаточной стоимости. Это можно было бы сделать на основе баланса. Если быраспоряжении имелся годовой баланс, то среднегодовую стоимость активов можнобыло бы рассчитать как полусумму их стоимости на начало и конец периода. Этотрасчет представляет собой частный случай для двух точек более общей формулысредней хронологической. Но. в задании нет начала 2007 года…. Поэтому врасчетах полагается, что используется средняя величина;
3) нет ставки налога наприбыль, поэтому она вычислялась по формуле «Подоходный налог» (из условия)/«Доход от уплаты налогов»… не совсем понятно: «Подоходный налог» и «Доход отуплаты налогов»…поэтому далее в таблице 2 используются: «Прибыль, подлежащаяналогообложению», «Налог на прибыль» и «Ставка налога на прибыль, % (СНП)»,которая в 2007 году равна 30%, а 2008 году 35%;
4) нет количества акций;
5) нет количествавыпускаемой продукции в натуральных показателях;
И т.д.
6) часть поясненийприведена по ходу расчетов и анализа.

Содержание
Введение
1. Основные аналитические инструментыфинансовых решений
2. Расчетная часть. Анализ и выводы
Заключение
Список литературы

/>/>Введение
В условиях рыночнойэкономики в России, самостоятельности предприятий в принятии решений по ведениюбизнеса, а также ответственности за результаты своей деятельности возникаетнеобходимость непрерывного стратегического развития предприятия и внедрениясистемы стратегического управления предприятием, способствующей определениюэффективных направлений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельностипредприятия, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, возникающих всложившейся экономической системе страны.
Овладение общепринятымиинструментами финансового менеджмента и методологией их построения позволитспециалистам-менеджерам адаптироваться к любому возможному изменению системыучета и статистики предприятия.
Указанными положениямиобъясняется актуальность курсовой работы
Цель курсовой работы — научиться определять показатели, изученные в курсе «Теоретические основыфинансового менеджмента», на базе данных отчетности конкретных предприятий, анализироватьполученные данные и делать выводы.
Для достижения цели былипоставлены следующие задачи:
— проанализироватьосновные аналитические инструменты повышения достоверности финансовых решений,оценки расчетных и отчетных величин, финансового состояния конкретной фирмы;
— выполнить расчеты ипроанализировать полученные результаты.
Объект исследования —анализируемое предприятие.
Предметом исследованияявляются финансовые процессы предприятия.
Теоретическую иметодологическую основу исследования составили нормативно-правовые документы,научные труды отечественных и зарубежных специалистов, материалы периодическойпечати, методические разработки в области финансового анализа, бухучета, аудитаи управленческого учета.

/>/>/>/>1. Основные аналитические инструментыфинансовых решений
В системе управлениякоммерческой организацией анализ предназначен для обоснования управленческихрешений в области финансового менеджмента. Содержание финансового менеджментаобычно рассматривается применительно к деятельности открытых акционерныхобществ, но универсальность методологии финансового анализа позволяетиспользовать его применительно к деятельности коммерческой организации любойорганизационно-правовой формы реального сектора экономики, финансовой сферы, атакже к неприбыльным организациям.
В российской науке ипрактике достаточно широко распространена точка зрения о том, что финансовыйанализ охватывает все разделы аналитической работы, входящие в системуфинансового менеджмента, т.е. связанные с управлением финансами хозяйствующегосубъекта в контексте окружающей среды, включая и рынок капитала. В то же времяфинансовый анализ нередко понимается как анализ бухгалтерской (финансовой)отчетности организации, анализ ее финансового состояния, что представляется невполне корректным, поскольку сужает цели, содержание финансового анализа, егоинформационную базу и возможности использования результатов анализа вуправлении.
Если рассматриватьфинансовый анализ как инструмент финансового менеджмента, то прежде необходимоопределить содержание последнего как прикладной науки, которая сформироваласькак наука о методологии и практике управления финансами крупной компании.Традиционный подход к определению сути финансового менеджмента заключается втом, что в качестве объектов управления рассматриваются:
— функционирующие активыи инвестирование капитала;
— структура капитала ипривлечение необходимых источников финансирования.
Как, например, считаютДж.К. Ван Хорн и Дж.М. Вахович (мл.), финансовый менеджмент, или управлениефинансами, заключается в действиях по приобретению, финансированию и управлениюактивами, направленных на реализацию определенной цели. Следовательно,управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести кследующим основным сферам операций с активами: инвестиции, финансирование иуправление ими[1].
В.В. Ковалев[2] используетобъектно-процедурный подход к определению финансового менеджмента каксамостоятельного научно-практического направления, основанного на двух ключевыхидеях:
1) финансовый менеджментпредставляет собой систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы, илив более узком смысле его баланса, который позволяет выделить все объектывнимания финансового менеджера;
2) динамический аспектдеятельности финансового менеджера определяется формулированием пяти ключевыхвопросов, определяющих суть его работы:
— благоприятно лиположение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие мерыспособствуют его неухудшению;
— обеспечивают лиденежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины;
— эффективно лифункционирует предприятие в среднем;
— куда вложить финансовыересурсы с наибольшей эффективностью;
— откуда взять требуемыефинансовые ресурсы.
Рассматривая баланс какфинансовую модель компании в контексте управленческих решений финансовогоменеджмента, покажем на схеме взаимосвязь баланса и управленческих решений поинвестированию и привлечению капитала (рис. 1).
/>
Рис. 1 Баланс какфинансовая модель организации
финансовый менеджмент аналитический инструмент отчетный
Потребность в активах,величина, структура и качество которых позволяет реализовать стратегическиецели компании, покрывается за счет собственных и заемных источниковфинансирования. Структура постоянного капитала хозяйствующего субъекта можетбыть оптимизирована с учетом следующих ограничений. Ориентация на максимальнуюдолю собственного капитала, с одной стороны, обеспечивает независимость отпоставщиков заемного капитала, с другой — снижает возможности по инвестированиюкапитала, не способствует росту рентабельности инвестированного капитала иувеличивает средневзвешенную стоимость капитала. Стремление чрезмерноувеличивать долю заемного капитала и тем самым снижать средневзвешеннуюстоимость капитала приводит к риску потери финансовой устойчивости, увеличиваетфинансовые расходы по обслуживанию долга, снижает прибыль после налогообложенияи возможности выплаты дивидендов.
Оптимальная величина иструктура функционирующих активов, технико-экономические параметры, отражающиесостояние и уровень использования основного капитала, а также оборачиваемостьоборотного капитала определяют величину получаемого дохода. При этоминвестирование капитала всегда потенциально содержит риск неполученияожидаемого дохода, снижения рыночной стоимости акций (стоимости компании),который может быть обусловлен неверными стратегическими решениями инедостаточной эффективностью текущей деятельности. Неоптимальные управленческиерешения по выбору вариантов инвестирования капитала, так или иначе, приводят кпревышению средневзвешенной стоимости привлекаемого капитала по сравнению суровнем отдачи инвестированного капитала.
Прибыль как приросткапитала формируется в процессе текущей деятельности по производству товара иреализуется после его продажи. При этом функционирование активов какинвестированного капитала является фактором, определяющим величину доходов.Одновременно характер потребления ресурсов и величина заемных источниковфинансирования определяют уровень текущих производственных издержек ифинансовых расходов. Поэтому в сферу управления включаются не только издержкипо приобретению ресурсов (активов), но и доходы как результат инвестированиякапитала, а также расходы как издержки по потреблению ресурсов. Превышение доходовнад расходами и уровень отдачи инвестированного капитала в конечном итогеопределяют величину прибыли от операционной деятельности и приростнераспределенной прибыли, а следовательно, и собственного (акционерного)капитала. Прибыль является не только результатом функционирования активов, но иусловием дальнейшего развития организации, экономическим обоснованием выплатыдоходов собственникам на вложенный капитал.
Инвестирование ипривлечение капитала, полученные доходы и произведенные расходы сопровождаютсяденежными потоками, управление которыми относится к числу важнейших задач вфинансовом менеджменте.
Показатели прибыли,рентабельности инвестированного капитала, денежного потока являются ключевымипри обосновании управленческих решений и рассматриваются как факторы,определяющие достижение цели финансового менеджмента — увеличениеблагосостояния акционеров, а критерием эффективности реализуемых управленческихрешений является стоимость, качественное и количественное определение которойпредставляет достаточно сложную задачу.
Субъект управления вфинансовом менеджменте — это финансовый руководитель высшего звена (финансовыйдиректор), роль которого в управлении крупной компанией весьма значительна, афункции многообразны. Они обусловлены задачами в области финансового анализа ифинансового планирования как инструментов реализации цели финансовогоменеджмента с учетом внутренних условий функционирования организации и фактороввнешней среды.
В России статусфинансового директора, общий перечень его должностных обязанностей иквалификационные требования определены в Квалификационном справочникедолжностей руководителей, специалистов и других служащих. В соответствии с этимдокументом в должностные обязанности финансового директора (заместителядиректора по финансам) входят определение финансовой политики организации,разработка и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости;руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей иперспектив развития организации. Помимо выполнения других важных функцийфинансовый директор принимает меры по обеспечению платежеспособности,рациональной структуры активов, обеспечивает предоставление необходимойфинансовой информации внутренним и внешним пользователям, организует работу попроведению анализа и оценке финансовых результатов деятельности организации иразработке мероприятий по повышению эффективности управления финансами.Финансовый директор должен знать методы анализа и оценки эффективностифинансовой деятельности организации, методы и порядок планирования финансовыхпоказателей.
Характер требований,предъявляемых к финансовому директору организации, обусловлен ее размером иструктурой, отраслью деятельности, стратегией развития и другими факторами. Нов общий перечень обязанностей финансового директора средней и крупной компании,безусловно, входит финансовый анализ, мониторинг финансовых показателей,позволяющих оценивать достижение ее стратегических целей и показателейоперативного финансового управления, обоснование управленческих решений вобласти финансового управления, обобщающая оценка рисков.
С этой точки зренияпредставляется необходимым определить предмет и содержание финансового анализа,что важно не только с научной, но и с практической точки зрения — правильноорганизованная аналитическая работа имеет исключительное значение длясвоевременного принятия управленческих решений.
На наш взгляд, финансовыйанализ следует понимать как анализ эффективности операционной деятельности,способов привлечения капитала и инвестирования капитала в целях поддержанияпостоянной платежеспособности, получения прибыли и увеличения стоимостиорганизации. Такое определение позволяет увязать факторы увеличения стоимостикомпании с финансовыми показателями, выделить стратегические и оперативные аспектыфинансового анализа, а также его содержание в разрезе операционной,инвестиционной и финансовой деятельности.
Применительно ккоммерческой организации в задачи анализа по обоснованию управленческих решенийи оценке их реализации в области операционной деятельности входит:
— обоснование стратегиифинансирования текущих активов;
— анализ оборачиваемостиоборотного капитала для обеспечения его нормального кругооборота;
— оценка ликвидности иплатежеспособности организации;
— анализ формированияфинансовых результатов от продажи продукции, оценка факторов роста прибыли вкраткосрочном периоде, оценка эффективности текущей деятельности компании вцелом и ее отдельных сегментов.
Эффективное управлениеинвестиционной деятельностью связано с оценкой структуры и отдачи активов иобоснованием адекватных управленческих решений по выбору вариантапроизводственных и финансовых инвестиций для обеспечения требуемого уровнярентабельности инвестированного капитала. В свою очередь управленческие решенияв области финансовой деятельности должны быть основаны на изучении возможныхспособов привлечения капитала на финансовых рынках, а процедуры финансовогоанализа — направлены на оптимизацию структуры источников финансированияинвестиционных программ и средневзвешенной стоимости капитала.
Оперативные аспектыфинансового анализа проявляются в мониторинге состояния дебиторской икредиторской задолженности, обосновании наиболее рациональных форм расчетов сконтрагентами, поддержании остатка денежных средств, необходимого для ежедневныхрасчетов, анализе оборачиваемости отдельных элементов оборотного капитала,контроле показателей операционного и финансового циклов, анализе финансовыхбюджетов и оценке их исполнения. Эти задачи реализуются в процессе текущейфинансовой работы, что позволяет контролировать процесс реализации принятыхуправленческих решений и поддерживать финансовое состояние организации науровне, обеспечивающем платежеспособность организации.
Стратегические аспектыфинансового анализа связаны главным образом с применением методологиифинансового анализа в разработке и обосновании стратегии развития организации,которая невозможна без реализации инвестиционных программ, их финансовогообеспечения, соответствующей отдачи на вложенный капитал и финансовойустойчивости организации. К стратегическим вопросам финансового анализа такжеотносятся обоснование дивидендной политики и распределения прибыли посленалогообложения. В настоящее время усиление роли стратегических аспектовфинансового анализа обусловлено внедрением в практику управления концепцииуправления стоимостью компании и необходимостью анализа стратегических рисков.
Кроме того, принятиерешений в области финансового управления основано на изучении внешних условийфункционирования организации, оценке положения организации на рынке капитала, атакже внешнем анализе финансового состояния и деловой активности настоящих ипотенциальных контрагентов организации с точки зрения целесообразностиустановления и продолжения деловых контактов.
В таком контексте анализфинансовой (бухгалтерской) отчетности, на взгляд автора, следует рассматриватькак один из разделов классического финансового анализа, главным образомвнешнего, не потерявшего своего значения и в настоящее время, но неединственный инструмент обоснования деловых решений.
Говоря об оптимальностиуправленческих решений в области финансового менеджмента, мы имеем в видуэффективное управление операционной, инвестиционной и финансовой деятельностьюс точки зрения разумного соотношения затрат и выгод, риска и доходности всоответствии со стратегическими целями компании.
При этом под стратегиейорганизации (как субъекта рыночных отношений) понимается концепция егофункционирования на заданную перспективу, сформулированная в виде целей,приоритетов в направлениях развития, системы стратегических управленческихрешений и программы адекватных мероприятий, разработанных с учетом рисковвнешней и внутренней среды, могущих обеспечить достижение поставленных целей,формирование конкурентных преимуществ и увеличение стоимости организации придопустимой степени риска.
Вопросы разработкистратегии, ее пересмотра и оптимизации в современном менеджменте становятсянеразрывно связанными с управлением стоимостью компаний. Способностьменеджмента компании находить и эффективно использовать возможности длянаращивания стоимости формирует и принципиально новую сферу ключевойкомпетентности — умение «создавать» стоимость превращается в источникконкурентного преимущества. Стоимость рассматривается как экономическийкритерий, отражающий влияние принимаемых решений на все показатели, по которымоценивается деятельность компании (доля рынка, конкурентоспособность, доходы,инвестиционные потребности, операционная эффективность, потоки денежных средстви уровень риска), позволяющий ранжировать варианты в ситуации выбора.
Современная концепцияValue-Based Management (далее — VBM) направлена на качественное улучшениестратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счетконцентрации усилий на ключевых факторах стоимости для достижения цели — максимизации стоимости компании. Принцип максимизации стоимости не определяетнаправления развития бизнеса и источники роста стоимости компании, но задаетединое направление для анализа и оценки результатов деятельности, системукоординат для управления, как отдельными подсистемами, так и организацией вцелом в процессе реализации стратегии (рис. 2).
Т. Коупленд, Т. Коллер,Дж. Муррин считают: «Стоимость компании — лучшая мера результатов деятельности,потому что ее оценка требует полной информации»[3].
Ориентация стратегиикомпании на увеличение ее стоимости предполагает отбор и использование вфинансовом анализе наиболее информативных показателей, характеризующих аспектыоперационной, инвестиционной и финансовой деятельности; достижение целейкомпании и способы достижения целей как факторы эффективности.
/>
Рис. 2 Value-Based Managementкак система
При этом важно различатьстратегические показатели и показатели оперативного анализа и контроляхозяйственной деятельности; запаздывающие (отражающие прошлые события) иопережающие (отражающие прогнозные оценки) индикаторы. Оптимальное количествотех и других позволяет снизить объем избыточной информации и в значительнойстепени определяет качество анализа и управленческих решений. Бесконечноемоделирование производных показателей, их чрезмерная детализация, наделениепоказателей не свойственными им характеристиками, расширение объемауправленческой информации приводит к увеличению затрат на сбор и обработкуинформации, ее избыточности и неэффективному использованию.
Несмотря на разнообразиепоказателей стоимости, их достоинств и ограничений, все модели по существуимеют одну основу: новая стоимость создается тогда, когда компании получаюттакую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты напривлечение капитала. Вместе с тем единственный показатель в конкретной моделиуправления стоимостью не может выполнить информационную и оценочную функции,равно как и не может служить инструментом принятия управленческих решений исредством мотивации персонала на всех иерархических уровнях.
Проблема формированиясистемы показателей, наилучшим образом соответствующей задачам управления, ненова и давно обсуждается специалистами в области анализа и управления.Применительно к традиционным финансовым показателям, формируемым в системебухгалтерского учета и отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности,проблемные аспекты их применения связаны с их определенными ограничениями:
— величина финансовыхпоказателей может быть изменена методами ведения учета, способами оценкиактивов, применением налогового законодательства для целей бухгалтерского учета(последнее характерно для российской учетной практики), что искажает величинурасходов, прибыли и производных от них показателей;
— финансовые показателиотражают прошлые события и состоявшиеся факты хозяйственной жизни;
— финансовые показателиискажаются инфляцией, легко вуалируются и фальсифицируются;
— обобщающие финансовыепоказатели, получающие отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности, ипроизводные от них коэффициенты являются «слишком» обобщающими и не могут бытьиспользованы на всех уровнях управления организацией;
— бухгалтерская(финансовая) отчетность как источник информации для расчета относительныхфинансовых показателей не отражает в полной мере стоимость активов, не охватываетвсе доходообразующие факторы, связанные с интеллектуальным капиталом;
— прибыль какбухгалтерский результативный показатель не может быть критерием оценкидолгосрочных управленческих решений.
/>/>2.Расчетная часть. Анализ и выводы
Выполним необходимыерасчеты и сведем их в таблицу 1.
Таблица 1 Исходные данныеи расчет СОР, запаса финансовой прочности, порога рентабельности в.анализируемомпериоде 2007-2008 гг.№ Показатели Порядок расчета Значение, млн. руб. и % 2007 г 2008 г. А 2 3 4 5 1 Оборот Чистая выручка от реализации по условию Чистая выручка от реализации + Доход от инвестиций 67493 69621 2 Переменные затраты (VC) Себестоимость реализованной продукции 41240 40680 3 Валовая маржа (ВМ) или Маржинальный доход п.1 — п.2 26253 28941 4 Постоянные затраты (FC) Текущие расходы 13755 13742 5 Прибыль п.3 — п.4 12498 15199 6 Сила операционного рычага (СОР), безразм п.3/п.5 2,101 1,904 7 Запас финансовой прочности (1вариант) п.1 — п.4×п.1/(п.1-п.2) 32131 36563 8 Оборот при критическом объеме производства или Порог рентабельности (ПР) п.4×п.1/(п.1-п.2) 35362 33058 9 Запас финансовой прочности (2 вариант), % 1-п.8/п.1 47,61% 52,52% 10 Порог рентабельности (ПР) п.4/(п.1-п.2)/п.1 35362 33058

Пояснения к расчетам втабл. 1.
Говоря о связи переменныхиздержек с объемом выпускаемой продукции, мы не утверждаем, что здесь имеетместо жестко прямая связь: объем производства стал больше в 2 раза,следовательно, и величина издержек, связанных с приобретением сырья, вырослатоже в 2 раза. Маржинальный анализ подчеркивает только то, что направлениесвязи прямое.
Постоянные издержки — этоте, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. К ним следует отнестизатраты, связанные с погашением кредитов и выплаты процентов по ним, арендойземли и помещений, амортизацией средств труда, выплатой зарплаты руководителями некоторые другие.
Переменные же издержки —это те, величина которых связана с изменением объема производства фирмы. К нимследует отнести затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии,выплаты зарплаты работникам предприятия.
Часто возникает вопрос овключение в «Оборот» выручки (или доходов) от прочей реализации. В даннойкурсовой работе в значение «Оборот» входят «Чистая выручка от реализации» +Доход от инвестиций»
Для начала здесь следуетрассчитать общую сумму издержек предприятия за год. Она определяется поисходным данным «Себестоимость реализованной продукции» + «Текущие расходы
Общая сумма издержек 2007(млн. руб.): 41 240 + 4 950 + 4 202 + 803 + 935 + 2 865 = 41 240 + 13 755 млн.руб. = 54 995 млн. руб.
Общая сумма издержек 2008(млн. руб.): 40 680 + 5 005 + 4 235 + 825 + 935 + 2 742 = 40 680 млн. руб. + 13742 млн. руб. = 54 422 млн. руб.
Далее эту сумму нужноразделить на постоянные и переменные издержки. Переменные издержки (VC) =Себестоимость реализованной продукции = 41 240 в 2007 г. и 40 680 млн. руб. в 2008 г.
Величина постоянныхиздержек (F): 2007 год: 4 950 + 4 202 + 803 + 935 + 2 865 = 13 755 (млн. руб.).2008 год: 5 005 + 4 235 + 825 + 935 + 2 742 = 13 742 (млн. руб.).
Для расчета нампонадобится величина, называемая валовой маржой:
ВМi = Oi – Ипер.i,                          (1)
где Oi — оборот за i-йпериод (год) («Чистая выручка от реализации» + Доход от инвестиций»).
ВМi – валовая маржа заi-й год;
Ипер.i – переменныеиздержки i-го года.
Величина валовой маржи2007 год: 67 493 – 41 240 = 26 253 (млн. руб.)
2008 год: = 69 621 – 40 680= 28 941 млн. руб.
Выручка от реализации,при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей,называется порогом рентабельности (точкой безубыточности).
Продажи ниже точкибезубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточностиприносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятиюнеобходимо перешагнуть, чтобы выжить. Чем выше порог рентабельности, темтруднее его достичь.
С низким порогом рентабельностилегче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться отнеоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можнодобиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и (или) объем реализации принеизменных постоянных издержках) либо сокращением постоянных издержек.

ПРi = ПЗi / ВМi*,                            (2)
где ПРi — порогрентабельности i-го года;
ПЗi — постоянные затратыi-го года;
ВM*i — результат отреализации после возмещения переменных затрат в относительном выражении(коэффициент валовой маржи):
ВM*i = />                          (3)
Коэффициент валовой маржи2007: 26 253/67 493 = 0,3889;
Коэффициент валовой маржи2008: 28 941/69 621 = 0,41569;
Порог рентабельности 2007:13 755/0,3889 = 35 362 (млн. руб.).
Порог рентабельности 2008:13 742/0,41569= 33 058 (млн. руб.)
Таким образом, порог падает,что благотворно влияет на финансовое положение предприятия и на его финансовуюдеятельность.
Запас финансовойпрочности предприятия представляет собой разницу между фактической выручкой отреализации и порогом рентабельности.
ЗФПi = Оi — ПРi,                             (4)
ЗФП 2007 = 67 493 – 35 362= 32 131 (млн. руб.)
ЗФП 2008 = 69 621 – 33 058= 36 563 (млн. руб.)
где ЗФПi — запасфинансовой прочности в i-м году.
В процентном отношенииЗФП 2007: 47,6; ЗФП 2008 = 52,5%.
Сила воздействияоперационного рычага (СОР или СВПР) рассчитывается как отношение валовой маржик балансовой прибыли и показывает, на сколько процентов изменяется балансоваяприбыль при изменении выручки на 1 процент.

СВПРi (СОР) = ВМi / Балансоваяприбыль,                      (5)
СОР (СВПР) 2007 = 26 253/12498 = 2,1;
СВРП 2008 = 28 941/15 199= 1,90;
где СВПРi – силавоздействия производственного рычага в i-м году.
Действие операционного(производственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки отреализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Значит, в базовом периодена 2,10 процентов, а в отчётном периоде на 1,90 процентов изменяется балансоваяприбыль при изменении выручки на 1 процент. Таким образом, предпринимательскийриск постепенно снижается.
Сила операционного рычагасвидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия: чембольше сила воздействия производственного рычага, тем выше степень предпринимательскогориска. Высокое значение СОР говорит о высокой доле постоянных издержек взатратах предприятия, а следовательно и высоком пороге рентабельности, которыйнеобходимо преодолеть предприятию для осуществления безубыточной деятельности.
Финансовый рычаг — использование заемных средств для увеличения экономической рентабельностисобственных средств.
Как известно, увеличениесобственного капитала является конечной целью бизнеса и именно по данномупоказателю, оценивают собственники работу менеджеров. Финансовый рычаг полезен,но он может снижать финансовую устойчивость и увеличивает риск банкротства. Нофинансовый менеджмент от финансового рычага не отказывается, так как всегдасуществует разумный компромисс между ростом рентабельности и возрастающим рискомбанкротства. Смысл идеи финансового рычага состоит в том, что нужно взять вдолг столько, сколько позволят здравомыслящие кредиторы, и за счет этогоподнять рентабельность собственных средств на разницу между достигнутойрентабельностью активов и ставкой ссудного процента. Разумеется, возможен ипротивоположный результат, если анализируемое предприятие получитрентабельность меньшую, чем стоит заемный капитал. В соответствии с изложеннымрасчетные формулы имеют вид.
РСС = (1 -СНП) ´ ЭР + ЭФР                            (6)
/>       (7)
где:
РСС — рентабельностьсобственных средств;
СНП — ставка налога наприбыль (по расчету исходных данных равна ≈ 30%);
ЭР — экономическаярентабельность активов – формула расчета:
НРЭИ×100 /Актив                                   (8)
НРЭИ — Нетто-результатэксплуатации инвестиций. С экономической точки зрения — это показатель,наиболее близкий к прибавочному продукту предприятия[4].
ЭФР — эффект финансовогорычага;
СРСП (ССП) — средняярасчетная ставка процента или ставка ссудного;
ЗС — заемные средства;
СС — собственныесредства.
/>

Используем формулы (6) и(7) для расчетов РСС по данным, приведенным в таблице 2.:
ЗС/СС2007 = 15 357/12792= 1,20;
ЭР2007 = 15 363×100/28149 = 54,58% (0,5458)
Дифференциал или силафинансового рычага 2007: 54,58% — 18,66% = 35,92% (0,36)
Эффект финансового рычага(ЭФР) 2007: (1-0,3) × (0,5458 – 0,3592) × 15 357/12792 = 0,302(30,2%)
РСС2007 = (1-0,30) ´ 0,5458 + 0,302 = 0,684 или – 68,4%;
Выполненные расчеты за2007 и 2008 года сведены в нижеследующую таблицу 2.
Таблица 2 Исходные данныеи расчет: эффекта финансового рычага (1-й способ), рентабельности собственныхсредств, дифференциала или силу финансового рычага, плеча финансового рычага в 2007 г.№ Показатели Порядок расчета Значение, млн. руб. 2007 г 2008 г. А 2 3 4 5 1. Актив, млн. руб.   28149 25680 2. Пассив, млн. руб.   28149 25680 а) собственные средства, млн. руб.   12792 12348 б) заемные средства, млн. руб.   15357 13332 3. Нетто — результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) «Доход от уплаты налогов» + «Выплаты процентов» 15363 17941 3.а Экономическая рентабельность, % (ЭР) п.3/п.1×100 (НРЭИ×100 /Актив) 54,58% 69,86% 4. Финансовые издержки по заемным средствам (выплаты процентов) По условию задания («Выплаты процентов») 2865 2742 4.а Ставка ссудного процента или средняя расчетная ставка процента (ССП или СРСП) п.4/п.2.б 18,66% 20,57% 5. Прибыль, подлежащая налогообложению, млн. руб./год п.3-п.4 12498 15199 6. Налог на прибыль, млн. руб. Подоходный налог 3749 5320 6.а Ставка налога на прибыль, % (СНП) п.6/п.5×100 30% 35% 7. Чистая прибыль, млн. руб./год п.5-п.6 8749 9879 8. Чистая рентабельность собственных средств, % в год (п.7/п.2а)×100 68,39 80,00 9. Эффект финансового рычага (ЭФР) (1-СНП) × (ЭР-ССП) × (ЗС/СС) 0,302 0,346 10. Рентабельность собственных средств (РСС) (1-СНП) × ЭР + ЭФР 0,684 0,800 11. Дифференциал или сила финансового рычага, 1/год (ЭР-ССП) 0,36 0,49 12. Плечо финансового рычага, безр ЗС/СС 1,20 1,08
В соответствии с условиемзадания рассчитаем вторым способом значение финансового рычага. Дл этогопредположим, что анализируемое предприятие не использует заемные средства.Исходные данные и сам расчет приведен в таблице 3. Вариант 1 – бездолговоефинансирование, вариант 2 – с использованием заемного финансирования.
Таблица 3 Исходные данныеи расчет эффекта финансового рычага (2-й способ)№ Показатели Порядок расчета Варианты структуры финансового капитала Вариант 1 Вариант 2 А 1 2 3 4 1. Собственный капитал, млн. руб. из условия задания 28149 12792 2. Заемный капитал, млн. руб. из условия задания – 15357 3. Доход от основной деятельности из условия задания 14493 14493 4. Доход от инвестиций из условия задания 870 870 5. Ставка процента по заемному капиталу, % из расчета (табл. 2) — 18,66% 6. Сумма процентов по заемному капиталу, млн. руб. из условия задания — 2865 7. Ставка налога на прибыль, % из расчета (табл.2 ) 30% 30% 8. Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. из условия задания 15363 12498 9. Сумма налога на прибыль, млн. руб. из условия задания 4608,4 3749,0 10. Чистая прибыль, млн. руб. из условия задания 10755 8749,0 11. Чистая рентабельность собственного капитала, % п.10/п.1 0,382059458 0,683943089 11.а п.10×100/п.1 38,21% 68,39%   (10 754,6/28 149) (8 749/12 792) 12 Эффект финансового рычага, %  п. 11а столб.4 — п. 11а столб.3 — 30,19%
Краткий анализ таблиц2,3.
В исходных данных нетотраслевой принадлежности анализируемой компании. Тем не менее, можнозаключить, что если наше предприятие относится к фирмам, оказывающим разногорода услуги, в том числе коммунальные, то для них характерно плечо ≤ 1,5(у нашего предприятия – 1,2). Поэтому заимодавцы могут кредитовать нашепредприятие и далее и за счет не высокого риска увеличат плечо рычага ирентабельность собственных средств предприятия. Если же наша фирма относится кпромышленным компаниям, то плечо характерное для них составляет ≤ 1.Тогда заимодавцы откажутся кредитовать наше предприятие, из-за высокого рискасами ограничат плечо рычага и рентабельность собственных средств предприятия,так ЗС/СС2007 и 2008 > 1 (соответственно 1,20 и 1,08).
Расчетные данныепоказывают, что сила финансового рычага (или дифференциал) положительна.
Можно заключить —ожидания менеджеров по рентабельности активов оправдываются, т.к. ЭФР значителени платить за заемный капитал приходится меньше, чем дает заемный капитал. Темне менее, разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценой плечорычага, а будет регулировать его в зависимости от величины дифференциала.
В западных странах,оптимально, ЭФР должен быть в пределах /> уровня экономическойрентабельности активов. У нас ЭФР/ЭР2007 = 0,302/0,54 = 0,5531 и ЭФР/ЭР2008 =0,346/0,6986 = 0,495. Практически на грани верхней границы обусловленногопределами />.
Рассмотрим границы в 2/5оптимального состояния, т.е. до экономической рентабельности, необходимоуменьшить плечо рычага. Подсчитаем, до какого значения для 2008 года, чтобыспрогнозировать на 2009 год.
ЭФР/ЭР=0,4 тогда ЭФР =0,4 × ЭР = 0,4 × 0,6986 = 0,2795.
Используя формулу длярасчета ЭФР вычислим необходимое значение плеча финансового рычага:
0,2795 =0,65 × (0,6986 — 0,2057) × ЗС/СС, откуда ЗС/СС = 0,2795 / (0,65 *0,4930) = 0,872,
т. е плечо должно уменьшитьсядо 0,872 с 1,08.
Из уравнения /> находим новуюструктуру пассива предприятия, обеспечивающего соотношение ЭФР = 0,4 × ЭР.
СС = 13 716,8 млн. руб.
При этом рентабельностьсобственных средств РСС = 0,65 × 0,6986 +0,2795 = 0,7336.
Таким образом, изменяяструктуру пассива можно изменить (увеличить) рентабельность собственныхсредств.
Зона финансовойдеятельности находится в пределах, ограниченных полиномиальными значениямиЗС/СС (1) и ЗС/СС (2) (рис. 3, заштрихованная часть между кривыми).

/>
Рис. 3 Зоны финансовойдеятельности: рискованной, допустимой (затонирована) и неиспользованныхвозможностей (направление)
Зона неиспользованныхвозможностей получила свое название за недоиспользование потенциала финансовогорычага т. к. в ней прибыль, получаемая па собственные средства, облагаетсяналогом.
Следует отметить, что прианализе эффекта финансового рычага из объема актива необходимо вычитать объемкредиторской задолженности, т. е. тех заемных для предприятия средств. которыеработают на достижение данного объема нетто-результата эксплуатации инвестиций,но не обладают в полной мере всеми классическими характеристиками кредита:платностью, срочностью, возвратностью. Так как часть расходов предприятияпокрывается из средств, уже или еще не принадлежащих ему, но находящихся в егохозяйственном обороте из предоплаты, задолженности работникам по оплате труда,соответствующей задолженности по платежам в объединенный социальный фонд,задолженности государству по налогам из кредиторской задолженности, которая,тем не менее. не имеет отношения к эффекту финансового рычага. Последнийописывает платные заимствования предприятия, в то время как в самом общемслучае кредиторская задолженность для предприятия бесплатна.
Автор считает, что вповседневной практике руководители анализируемого предприятия должны учитыватьроль кредиторской задолженности, с целью последующего правильногоуправленческого решения.
Менеджерам можноиспользовать для выбора условий привлечения заемных средств рисунок. 4.
/>
Рис. 4 Варианты и условияпривлечения заемных средств
Продолжим наш анализ иоценим — коэффициент трансформации (оборачиваемость активов)
Обозначим

/> – коммерческая маржа за i-й год,%;
/> – коэффициент трансформации заi-й год, оборотов.
Коммерческая маржапоказывает, какой результат эксплуатации дает каждый рубль оборота. Коэффициенттрансформации показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубльактивов.
Тогда формулу (3) можнобудет переписать следующим образом:
/> или
/>                                      (9)
Выполненные расчетысведены в табл. 4.
Таблица 4 Исходные данныеи расчет коммерческой маржи, коэффициента трансформации№ Показатели Порядок расчета Значение, млн. руб. 2007 г 2008 г. А 2 3 4 5 1
Оборот[5] (Oi) Чистая выручка + Доход от инвестиций 67493 69621 2 Актив из условия 28149 25680 3 Коэффициент трансформации п.1/п.2 2,398 2,711 4 Коммерческая маржа НРЭИ/п.1 22,8% 25,8% 5 Коэффициент реинвестирования (норма распределения НР), Кре из условия 0,50 0,50 6 Внутренние темпы роста
Кре × (1- СНП) ×[(КМ×КТ +
КМ×КТ — ССП)×ЗС/СС] или ВТР = РСС х (1 – НР) 0,34 0,40

За анализируемый периодрентабельность продаж и оборачиваемость активов выросли. Рубль стал «эксплуатироваться»сильнее, то есть, приносить больший результат и при этом стал быстрееобращаться.
Для определения степениэтого влияния рассчитаем изменения экономической рентабельности соответственноза счет коммерческой маржи и коэффициента трансформации:
/> – изменение ЭР за счет Кт.
∆ЭРКт = (2,711 –2,398) × 25,8% = 8,08%;
/> – изменение ЭР за счет Км;
∆ЭРКм = 2,398× (25,8% – 22,8%) = 7,21%.
Общее изменение ∆ЭР= ∆ЭРКт + ∆ЭРКм = 8,08 + 7,21 = 15,29%. Таким образом на ростэкономической рентабельности положительно повлияли изменения коэффициентов:маржи и трансформации
Далее рассчитаем долиэтих изменений в изменении экономической рентабельности:
/> – доля изменения ЭР за счет Кт,%.
∆Кт = 8,08/15,29× 100% = 52,8%
/> – доля изменения ЭР за счет Км,%;
∆Км = 7,21/15,28× 100% = 47,2%,
то есть трансформация имаржа практически в равной мере влияют на изменение рентабельности.
В данном случае Ктизменяется сильнее в течение отчётного года, то есть трансформация имеетбольшее влияние на рентабельность, нежели коммерческая маржа.
Рассчитаем показательвнутренних темпов роста (ВТР) по формуле:
Кре × (1- СНП)×[(КМ×КТ) + (КМ×КТ — ССП)×ЗС/СС]   (10)
Внутренние темпы ростасобственных средств (ВТР) фактически дают информацию о нарастании собственныхсредств пассива и служат основанием для расчета темпов роста производства (чтоважно при определении производственной программы фирмы, так как после расчетаВТР можно подумать и о привлечении заемных средств в том или ином виде, в томили ином количестве).
В свою очередь, нормараспределения дивиденда (НР = 0,5 по условию) показывает, какую частьбалансовой прибыли фирма тратит на выплату дивидендов. Причем акционеры смотрятна этот процесс через призму определения дивидендов как части чистой прибыли.Технически несложно переходить от балансовой прибыли к чистой и наоборот, еслиэтого требуют интересы фирмы, интересы акционеров.
Попробуем привести вариант,полезный для финансового менеджера анализируемого предприятия при его попыткеразрешить противоречие между акционерами и менеджерами в связи с НР.
Все расчеты показывают,что в следующем периоде фирма может достичь 55%-го прироста выручки (следуетнапомнить, что при неизменной структуре пассива ВТР становятся и темпами ростаоборота фирмы, конечно, при неизменном коэффициенте трансформации). Кстати,существует связь между НР и ВТР:

ВТР = РСС х (1 – НР)                              (11)
Таким образом, чем вышеНР, тем меньше возможные ВТР. Результат вполне ожидаемый.
Итак, актив фирмы (поусловию задания и конечно же, за вычетом кредиторской задолженности) — 25 680млн. руб., пассив — 12 348 млн. руб. С + 13 332 млн. руб. З. Оборот — 69 621млн. руб. (табл. 4), НРЭИ — 17 941 млн. руб. (табл. 2), СРСП — 20,57% (табл. 2),необходимо “уговорить” акционеров согласиться на НР, равную 1/3.
В табл. 4 рассчитано, КМ— 25,77%, КТ — 2,71, ЭР — 69,86%, ЭФР (при норме налога на прибыль 35% — порезультатам 2008 г.) = (1 – 0,35) × (69,86% – 20,57%) × 13 332/12348 = 34,60%, РСС = 80,00%, ВТР = 80,00 × (1 – 0,35) = 52,00%.
При таких ВТР пассивдолжен быть равен 39 034,9 млн. руб. (без изменения его структуры! 25 680 млн.руб. × 1,5200), следовательно, 18 769,6 млн. руб. С + 20 265,3 млн. руб. З,т. е. без какого-либо ущерба для фирмы можно увеличить заимствование на 6 933,3млн. руб. (20 265,3 млн. руб. — 13 332 млн. руб.). Оборот (при неизменном КТ)будет равен 105 827,4 млн. руб. Мы же планируем прирост выручки (оборота) на 55%для того, чтобы чистая прибыль на акцию в будущем периоде устроила акционеров,а они, в свою очередь, дали бы свое согласие на собрании акционеров на НР = 1/3(это их удовлетворит вкупе с ростом чистой прибыли на акцию). Откуда взятьнедостающий прирост оборота будущего периода (69 621 млн. руб. × 1,55 – 105827,4) = 2 085,1 млн. руб.? При этом актив (пассив) должен быть 39 804 млн.руб. (у нас же —39 034,9 млн. руб., т. е. дефицит средств составляет 769,1 млн.руб.).
Самый простой способ —это увеличить заимствование фирмой в виде кредитов банков (если у фирмы имеетсявозможность наращивания заемной силы). Напомним, что оптимальное значение плечав условиях России примерно 1,5. То есть без ущерба для фирмы мы можем ещеполучить кредитов на (18 769,6 млн. руб. × 1,5 – 20 265,3 млн. руб.) = 7 889,0млн. руб. У нас же дефицит средств 769, 1 млн. руб., следовательно, мы можемвзять на эту сумму кредит в банке и у нас еще не будет полностью исчерпаназаемная сила (769,1 млн. руб.
Проанализируем совестныйэффект от действия финансового и операционного рычагов на анализируемомпредприятии. Прежде всего, определим чем вызывается предпринимательский и финансовыйриск с целью последующего использования совместного эффекта для прогнозированиярискованных ситуаций, возникающих на предприятии.
Предпринимательский рисквызывается:
— неустойчивостью спросаи предложения;
— колебанием цен на сырьеи э/энергию;
— высоким удельным весомпостоянных затрат в суммарных издержках предприятия и, следовательно, близостьюфактического сбыта и критического.
Финансовый рисквызывается:
— неустойчивостью условийкредитования;
— колебаниемрентабельности активов;
— большим плечомфинансового рычага.
Оба вида рисков тесновзаимосвязаны, хотя и трудно установить функционально характер связи. Нопроиллюстрировать это можно, например, таким образом:

­ФР= ­ ЭФР -> ­ Плечо ФР -> ­ % за кредит -> ­ ПостЗ (F или ПсИ) = ­ ПP.
Эффект финансового рычага(ЭФР) тождественен увеличению финансового риска (ФР). Повышенное значение ЭФРсвязано с увеличением доли заемных средств, т. е. плеча финансового рычага.Удлинение плеча финансового рычага ведет к росту процента за кредит, но этоувеличивает постоянные издержки (ПостЗ, F или ПсИ). Повышение постоянных издержектождественно росту предпринимательского риска (ПР).
Для расчета суммарногодействия финансового и операционного рычагов можно воспользоваться формулой
СДФОР =ДФФ ´ ДОР, безразм.,                     (12)
где: СДФОР — суммарноедействие финансового и операционного рычагов;
ДФР — действиефинансового рычага;
ДОР — действиеоперационного рычага.
/>            (13)
/>                                      (14)
Из формулы (12) видно,что финансовые и предпринимательские риски перемножаются и создаютотрицательный мультипликативный эффект с точки зрения рисков, но приблагоприятной ситуации это обещает и больший доход. Известно, что чистыеприбыли в будущем периоде и текущем сведены формулой

ЧПбуд= ЧПтек.´(1+ СДФОР ´ Относ, изменение ВP);      (15)
где ЧПбуд, ЧПтек. — чистые прибыли будущего и текущего периодов;
ВР — выручка отреализации;
СДФОР — суммарноедействие финансового и операционного рычагов.
Определим СДФОР анализируемогопредприятия.
ДФР = 1 + 2 742/15 199 =1,18
ДОР = 28 221/17 221 = 1,9
СДФОР = 1,18 × 1,64= 2,25
Чистая прибыль в текущемпериоде 2008 равна 9 879 млн. руб. (исходные данные). Менеджерами в 2009 годупланируется увеличение объема продаж на 55 %. Логично ожидать и увеличениячистой прибыли.
Таким образом, ЧПбуд = 9 879´ (1 + 2,25 ´ 0,55) = 22 091,5 млн. руб. / год.Ожидаемая чистая прибыть в 22 091,5 млн. руб./год возможно и не будет получена,так как риск достаточно высок (СДФОР = 1,93).
Для расчета чистойприбыли на акцию и оценки заимствования выполним расчеты и сведем их в таблицу5.
Таблица 5 Исходные данныеи расчет чистой прибыли на акцию№ Показатели Долговое финансирование (ЗС: СС=1,2) бездолговое финансирование (ЗС: СС=0     пессим. вар. оптим. вар. пессим. вар. оптим. вар. 1. Количество акций шт. 1000000 1000000 2000000 2000000 2. Номинал акций, руб.         3. Акционерный капитал, млн.руб./год 12792 12792 28149 28149 4. Заемный капитал, млн.руб. 15357 15357     5. Суммарный капитал, млн.руб. 28149 28149 28149 28149 6. Цена заемных средств, % 18,66% 18,66%     7. Цена заемных средств (п.4*п.6):100, млн.руб. 2865,0 2865,0     8. Прибыль до уплаты процентов и налога, млн.руб. 4222,35 15363 4222,35 15363 9. Прибыль, подлежащая налогообложению (п.8-п.7), млн.руб. 1357,4 12498,0 4222,4 15363,0 10. Сумма налога (п.9*ставку) млн.руб. 407,2 3749,0 1266,6 4608,4 11. Чистая прибыль (п.9-п.10), млн.руб. 950,2 8749,0 2955,8 10754,6 12. Рентабельность активов (п.8: п.5)*100, % 15,00% 54,58% 15,00% 54,58% 13. Чистая прибыль на акцию (п.11: п.1), руб./шт. 950,19 8749,00 1477,89 5377,30 14. Чистая рентабельность акционерного капитала (п.11: п.3)*100, % 7,43% 68,39% 10,50% 38,21% 15. Ставка налогообложения прибыли, % 30,00% 30,00% 30,00% 30,00%
Пояснения табл. 5.
В задании не даноколичество акций, поэтому автор курсовой принял решение о том, что количествоакций анализируемого предприятия равна 1 000 000 шт. Не учитывается нормараспределения дивиденда (варианты с НР = 0,5 и 0,3 рассмотрены выше)
Для оценки заимствованиярассматривается гипотетический вариант уменьшения экономической рентабельностидо 15,0%.
Следующих четырех точекдостаточно для нахождения зоны эффективности заемных средств. Координаты точеквзяты из п. 8 и п. 13 табл. 5 (х1=4 222,4 у1= 950,9; х2= 15 363 у2= 8 749; х3=4 222,4 у3= 1 477,9; х2= 15 363 у2= 5 377,3). Определенные: пороговое значениеприбыли (5 281,6 млн. руб.) и точка равной эффективности собственных и заемныхсредств – представлены на рис. 5.

/>
Рис. 5 Зона эффективностии неэффективности заемных средств
Из рис. 5 видно, что прималых объемах производства и сбыта (прибыль 4 222,4 млн. руб.) использованиезаемных средств дает худшие результаты, чем использование только собственныхсредств. Это связано с тем, что рентабельность активов (п.12) меньше ценызаемных средств (п.6) (15%
Используем инструментариймаржинального анализа, CVP – анализа.
По условию заданиянеобходимо
1) определить «процентмаксимального падения рыночного спроса на продукцию, при котором фирма сохранитбезубыточность производства». Расчет выполнен и представлен в табл. 1 п.9.№ Показатели Порядок расчета Значение, млн. руб. 2007 г 2008 г. А 2 3 4 5 . ………………. ………………. ………… ………. 9. Запас финансовой прочности (2 вариант), % 1-п.8/п.1 47,61% 52,52% . ………………. ………………. ………… ……….
2) «процент необходимогоувеличения объема производства (сбыта) для сохранения имеющего размера прибылипри снижении рыночной цены на производимую продукцию на 20%, 30%»
Самым простым являетсяанализ однопродуктового производства, т.е. производства, выпускающего лишь одинвид продукции как принято в анализе предпряития в соответствии с условиямизадания. В общем случае, без учета налоговых эффектов прибыль предприятия заотчетный период формируется так:
П = r – fc — vc,
где R — выручкапредприятия за период в денежных единицах, R = pQ;
р — цена реализацииединицы продукции;
Q — объем реализации внатуральном выражении (штук, килограммов и т.п.);
FC — постоянные затраты вденежных единицах;
VC — полные переменныезатраты в денежных единицах, VC = zQ;
z — удельные переменныезатраты (на единицу продукции), в денежных единицах.
Таким образом: П = (p — z) ´ Q — FC.
В соответствии с условиезадания можно записать:
Для случая до снижениярыночной цены на 20%:
П = (p1 — z) ´ Q1 – FC                    (16)
Для случая снижениярыночной цены на 20%:
П = (0,8×p1 — z) ´ Q2 – FC             (17)
Вычтем из уравнения (16)уравнение (17), тогда получим:
0 = (p1 — z) ´ Q1 – FC — (0,8×p1 — z) ´ Q2 + FC или после преобразований
(0,8×p1 — z) ´ Q2 = (p1 — z) ´ Q1.
Тогда Q2 /Q1.= (p1 — z)/(0,8×p1 — z).
Так по условию задания николичество товарной продукции ни удельные переменные затраты не приведены вчисловых значениях оценить «процент необходимого увеличения объема производства(сбыта)…» не представляется возможным.
3) «необходимый процентувеличения цены на продукцию для сохранения размера прибыли при планируемомснижении объема производства на 20%.».
Здесь также аналогичныерассуждения, что и для п. 2).

/>/>Заключение
Основные результаты.
1. Порог рентабельностипадает, что благотворно влияет на финансовое положение предприятия и на егофинансовую деятельность.
Порог рентабельности 2007= 13 755/0,3889 = 35 362 (млн. руб.).
Порог рентабельности 2008= 13 742/0,41569= 33 058 (млн. руб.)
Необходимо стремиться кположению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаровв натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращиваниеприбыли фирмы.
2. Запас финансовойпрочности предприятия представляет собой разницу между фактической выручкой отреализации и порогом рентабельности.
ЗФП 2007 = 67 493 – 35 362= 32 131 (млн. руб.)
ЗФП 2008 = 69 621 – 33 058= 36 563 (млн. руб.)
В процентном отношенииЗФП 2007 = 47,6; ЗФП 2008 = 52,5%.
3. Действие операционного(производственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки отреализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Значит, в базовом периодена 2,10 процентов, а в отчётном периоде на 1,90 процентов изменяется балансоваяприбыль при изменении выручки на 1 процент. Таким образом, предпринимательскийриск постепенно снижается.
4. Расчеты:
ЗС/СС2007 = 15 357/12792= 1,20; ЗС/СС2008 = 1,08
ЭР2007 = 15 363×100/28149 = 54,58% (0,5458); ЭР2008 =69,86%

Дифференциал или силафинансового рычага 2007: 54,58% — 18,66% = 35,92% (0,36); в 2008 году – 0,49
Эффект финансового рычага(ЭФР) 2007: (1-0,3) × (0,5458 – 0,3592) × 15 357/12792 = 0,302(30,2%); в 2008 году – 0,346 или 34,6%
РСС2007= (1-0,30) ´ 0,5458 +0,302 = 0,684 или – 68,4%; РСС2008 = 80,00%
5. Можно заключить —ожидания менеджеров по рентабельности активов оправдываются, т.к. ЭФРзначителен и платить за заемный капитал приходится меньше, чем дает заемныйкапитал. Тем не менее, разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любойценой плечо рычага, а будет регулировать его в зависимости от величиныдифференциала.
6. Изменение структурыкапитала. При ЗС = 11 963,2 млн. руб. СС = 13 716,8 млн. руб. — рентабельностьсобственных средств РСС = 0,65 × 0,6986 +0,2795 = 0,7336.
Таким образом, изменяяструктуру пассива можно изменить (увеличить) рентабельность собственныхсредств.
7. За анализируемыйпериод рентабельность продаж и оборачиваемость активов выросли. Рубль стал«эксплуатироваться» сильнее, то есть, приносить больший результат и при этомстал быстрее обращаться.
На рост экономическойрентабельности положительно повлияли изменения коэффициентов: маржи и трансформации.
8. При значительномувеличении роста выручки (на 55%) можно добиться сбалансированного роста,удовлетворяющего как менеджмент компании, так и акционеров.
Ожидаемая чистая прибытьв 22 091,5 млн. руб./год возможно и не будет получена, так как риск достаточновысок (СДФОР = 1,93).
9. Рост прибыли ведет кувеличению рентабельности активов и наращиванию дифференциала финансовогорычага. Отказ от использования заемных средств нецелесообразен, т.к. прибыль наакцию составит 8 749,0 руб. (а при бездолговом только 5 377 руб.).
Отмеченные тенденции вдеятельности анализируемого предприятия свидетельствуют о грамотной,сбалансированной деятельности финансовых менеджеров. Благодаря чему компаниядобивается значительных успехов в современных сложных этапах деятельности.

Список литературы
1. Бланк И.А.Финансовый менеджмент. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.
2. Ван Хорн, ДжеймсК., Вахович (мл.), Джон М. Основы финансового менеджмента. — 11-е изд.: Пер. сангл. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. – с. 20 (992 с.)
3. Друри К.Управленческий и производственный учет: Учебник / Пер. с англ. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 1071.
4. Аудит Монтгомери/ Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О’Рейлли, М.Б. Хирш / Пер. с англ. Под ред.Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — С. 542.
5. Ковалев В.В.Введение в финансовый менеджмент. — М.: «Финансы и статистика», 1999. — С. 768.
6. Ковалев В.В.,Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА. 2007. – 397 с.
7. Коупленд Т.,Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. — 2-е изд., стер.:Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. — С. 44.
8. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Новое знание 2003
9. Селезнева Н.Н.,Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов,—2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАЦА, 2006. — 639 с
10.  Финансы организаций (предприятий):учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям,специальности 080105 «Финансы и кредит»/[Н.В. Колчина и др.]; под ред. Н.В. Колчиной.– 4-е изд., перераб. и доп. с. 385
11.  Хоуп Дж. Финансовый директор новойэпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успехкомпании на рынке: Пер. с англ. Н.И. Кобзаревой; Под общ. ред. Д.А. Рябых. — М.: Вершина, 2007. — 304 с.

Приложение 1
Баланс на 1 январяАКТИВ 2007 год 2008 год Текущие активы Денежные средства 689 702 Легко реализуемые ценные бумаги 702 797 Счета к получению 4522 4752 Товарно-материальные запасы 3726 4022 Прочие активы 1134 1175 Общая сумма текущих активов 10773 11448 Долгосрочные активы Капитальные вложения 2232 2160 Земля 7200 6000 Здания и сооружения 5316 3708 Оборудование 2628 2364 Общая сумма долгосрочных активов 17376 14232 Итого: 28149 25680 ПАССИВ     Текущие обязательства Векселя к оплате 472 419 Часть долгосрочного долга к оплате 567 580 Счета к оплате 2336 2363 Задолженность по выплате налогов 905 864 Общая сумма текущих обязательств 4280 4226 Долгосрочные обязательства Долгосрочный долг 9480 7440 Отсроченный подоходный налог 1597 1666 Общая сумма долгосрочных обязательств 11077 9106 Общая сумма заемных средств 15357 13332 Собственный (акционерный) капитал Обычные акции 8040 7320 Оплаченный капитал 1092 1020 Нераспределенная прибыль 3660 4008 Общая сумма собственного капитала 12792 12348 Итого: 28149 25680

Отчет о доходахЧистая выручка от реализации 66623 68901 Себестоимость реализованной продукции 41240 40680 Валовая прибыль 25383 28221 Текущие расходы Заработная плата 4950 5005 Сбытовые и управленческие расходы 4202 4235 Другие расходы 803 825 Амортизация 935 935 Доход от основной деятельности 14493 17221 Доход от инвестиций 870 720 Выплаты процентов 2865 2742 Доход от уплаты налогов 12498 15199 Подоходный налог 3749 5320 Чистый доход 8749 9879