Социальная защита населения в РФ

Содержание
Введение
1. Социальная защита населения
1.1 Социальное страхование в РФ
1.2 Реформирование пенсионнойсистемы в РФ
1.3 Инфраструктура социальногообеспечения государства
Заключение
Список литературы
Введение
Экономика и социология труда объединяет две науки, имеющие различныепредметы исследования. Предметом экономики труда являются труд в егоисторически определенной форме, общественная организация труда. Экономика трудаотносится к числу конкретных дисциплин, она изучает трудовую деятельностьчеловека и определяет пути повышения ее эффективности. Предметом социологиитруда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, социальныевопросы в сфере труда. Экономика труда и социология труда тесно связаны,постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга своими выводами, позволяют получитьболее дифференцированные представления о сущности труда и его месте в жизниобщества и человека.
Методы анализа трудовых отношений включают:
— методы формальной логики – анализ, синтез, сравнение, индукция,дедукция, гипотеза и др.,
— общенаучные методы – историко-генетический, математическоемоделирование, статистический метод,
— экономические методы – категориальный анализ, метод абстракции и др.
Тема «Социальная защита населения в РФ» как никогда актуальнадля нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей(пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленнойсоциальной помощи и защите.
1. Социальная защита населения
Социальная защита – политика и целенаправленная деятельность, а такжесредства государства и общества по обеспечению индивиду, социальной группе, вцелом населению комплексной, разносторонней поддержки в решении различныхпроблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или ужепривели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностейреализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности исоциального благополучия, а также их оптимального восстановления илиприобретения.
Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворениена основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходовнаселения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальныеуслуги, целевые социальные программы.1.1 Социальноестрахование в РФ
Социальное страхование – институт социальной защиты экономическиактивного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потеритрудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы илидополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют двеформы социального страхования: обязательное по закону для субъектов страхования(государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования –пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи сбезработицей.
По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качествууслуг социальное страхование служит базовым институтом социальной защиты. ВРоссии на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.
Современная система государственного страхования в России включает:страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временнойнетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинскоестрахование.
Финансирование всех видов социального страхования основано на страховыхвзносах работодателей, работников, самозанятого населения.
В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социальногострахования. Это означает необходимость изменения структуры затрат нареализацию социальных программ, более равномерного распределения бременирасходов между государством, работодателями и трудящимися.
Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательныхактов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондомРоссийской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельнойфинансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансированиеподготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест,выплата пособий по безработице и т. д.
Формирование принципиально новой для нашей страны системы социальногострахования (если не брать во внимание короткого исторического периода егосуществования в 1912-1917 г.г.) происходит на законодательной основе. Принятыновые законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990г. и 1997 г.), Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличениягосударственных пенсий» (1997 г.), «О Медицинском страховании гражданв Российской Федерации» (1991 г.), «О занятости населения вРоссийской Федерации» (1991 г.), Федеральный закон «Об основахобязательного социального страхования» (1999 г.).
Переход на обязательное медицинское страхование следует такжерассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантийгосударства.
Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социальногострахования.
Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фондбольшую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможностьперераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фондсоциального страхования на федеральном уровне централизует только 26 % общихпоступлений. Фонд обязательного медицинского страхования — территориальный, нафедеральном уровне сосредоточивается всего 0,2 % при общем взносе 3,6 %. Фондзанятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службупоступает только 20 %.1.2Реформирование пенсионной системы в РФ
Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенныеизменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительнораспределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе,построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный инакопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится фактпоявления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не толькоявляющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, нои регулирующих финансовые основы пенсионной системы.
Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервыеустанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования вРоссийской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионноестрахование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениямиуказанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средствдля финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховыхвзносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаютсяправовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядокучета и направления страховых взносов для финансирования накопительной частитрудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом иновацией в пенсионном законодательстве.
Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены нареализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранениенакоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любойчеловек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибыльюдля себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые наинвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсамибольших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор вбольшей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а такженехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во вниманиемировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительныхсоставляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение оследующем порядке формирования трудовой пенсии.
Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:
— базовой части, которая будет иметь фиксированный размер для каждойкатегории получателей государственных пенсий;
— страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека,отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала,под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связис уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности сучетом индексации;
— накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальнойчасти индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществлятьсяпутем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо.Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие зазастрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальнойчасти его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учетаПенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.
Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспеченияв соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «Онегосударственных пенсионных фондах». Суть создания таких фондов состоит втом, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы наименные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированныекомпании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечиватьсохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеровдоходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондовпроисходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционнойдеятельности.
Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы отбанкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечиватьтолько сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятиезаконов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.1.3Инфраструктура социального обеспечения государства
В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системысоциального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.
В ст. 39 Конституции РФ упоминается лишьденежная форма социального обеспечения — государственные пенсии и социальныепособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либодополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием вдомах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах длядетей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные государственныеорганы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты инегосударственные учреждения.
Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих ихгосударственных и негосударственных организационных структур по предоставлениюнаселению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации ипобуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой,регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральныйзакон «Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб посоциально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых,медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлениюсоциальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся втрудной жизненной ситуации.
К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь(денежная и продуктово-товарная); социальный патронаж в стационарныхучреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставлениевременного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационныеуслуги и т. д.
Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы:общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживанияжителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона,поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержкувсем обратившимся за помощью.
Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее времяявляются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделениясоциальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центрысоциальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центрысоциального обслуживания и др.
К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенныегруппы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) илиоказывающие специфические услуги. К ним относятся:
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
— социальные приюты для детей и подростков;
— центры экстренной социальной помощи по телефону;
— центры (отделения) социальной помощи на дому;
— дома ночного пребывания;
— специальные дома для одиноких престарелых;
— стационарные учреждения социального обслуживания;
— геронтологические центры и др.
Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, наблаготворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или бытьна смешанном финансировании.
Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социальногообслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержкинаиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения.Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективностиих функционирования.
В то же время экономическая эффективность деятельности социальных службзависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материальногои морального поддержания работающих.
Заключение
С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяютсятеоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенноновые основы жизнедеятельности и развития общества. Будучи важнейшейэкономической категорией, понятие труд является многоплановым, многоаспектным,требующим постоянного исследования и уточнения.
Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любогоцивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связанос экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось,и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения,помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовныепотребности в новых условиях рыночных отношений.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Обосновах обязательного социального страхования.
2. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. Огосударственном пенсионном обеспечении в РФ.
3. Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.:Поиск, 2002. – с.165.
4. Арво Куддо. Политика занятости в России в контекстемеждународного опыта. – М.: Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги,1998, декабрь.
5. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В.Экономика труда: Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Криворученко К.С. Непрерывное иопережающее профессиональное образование. Сборник «Научные труды аспирантов и докторантов».– М.: Изд-во Московского Гуманитарного университета, 2004, № 15.
7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник /Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен»,2004.