На правах рукописиКузнецова Вера НиколаевнаCовместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукСаратов 2008Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор^ Железовская Галина ИвановнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Тельтевская Нателла Вахтанговнадоктор педагогических наук, профессор^ Прохорова Татьяна НиколаевнаВедущая организация Волгоградский государственныйпедагогический университет Защита состоится 24 декабря 2008 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул.Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312.С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.Автореферат разослан « 23 » ноября 2008 г.Ученый секретарь диссертационного совета Кондаурова И.К.^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной средней общеобразовательной школы. В законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями. Сегодня необходимы мобильные, компетентные и конкурентоспособные выпускники, которые в короткое время могут овладеть необходимыми для рынка труда специальностями. Решение данной задачи тесным образом связано с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности к быстрой адаптации в окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и работу. Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обусловливают необходимость все более раннего профессионального самоопределения школьников. К моменту окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования, проведенные учеными разных специальностей, показывают, что за последнее время возрастает число выпускников общеобразовательных школ (по результатам некоторых исследований оно составляет фактически около половины), не имеющих осознанного адекватного профессионального намерения. Данные обстоятельства обусловливают потребность в изменении традиционно сложившихся подходов и технологий профориентационной работы в средних общеобразовательных учреждениях, определяют актуальность исследований в этом направлении. Исследованию проблем профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников в отечественной науке всегда уделялось и уделяется сегодня значительное внимание. Методологические основы профориентационной деятельности представлены в трудах А.Г. Асмолова, С.Я. Батышева, Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, И.С. Кона, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Психологические аспекты формирования готовности к профессиональному самоопределению исследованы в работах Е.И. Головахи, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеера, Л.А. Кандыбовича, Е.А. Климова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой, П.А. Шавира и других. Отдельным проблемам профориентации и профессионального самоопределения школьников посвящены диссертационные исследования М.В. Белявкиной (педагогические условия развития интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию), Б.С. Бурняшова (профессиональное самоопределение старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования), С.И. Вершинина (педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе), Н.Ф. Гейжана (индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старшеклассников), В.И. Новиковой (формирование конкурентоспособной личности старшеклассников), М.С. Савиной (педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся), Е.В. Таточенко (специфика организации профориентационной работы в старших классах), и других. В работах (Б.С. Бурняшов, В.Ф. Витиньш, Н.Э. Касаткина, Е.М. Павлютенков, М.В. Ретивых) рассматриваются аспекты совместной деятельности школы и профессионального учебного заведения по профессиональной ориентации учащихся. Этому же посвящены диссертационные исследования В.С. Бавыкина (совместная деятельность школы и вуза в ориентации на специальность учителя трудового обучения), В.Н. Великого (совместная деятельность школы и вуза по психолого-педагогической подготовке школьников к учительской профессии). Совместная деятельность школы и промышленного предприятия, как условие самосовершенствования профориентации школьников, рассмотрена в работах П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, И.И. Бака, Ю.А. Васильева, В.А. Полякова и других. Вместе с тем, анализ представленных работ показывает, что проблема совместной работы школы и высшего профессионального учебного заведения по профессиональному самоопределению не нашла должного решения. В большинстве из них совместная работа нацелена только на старшеклассников (11 класс) и поэтому может рассматриваться не как «профориентационная», а как «профагитационная» для поступления в то или иное профессиональное учебное заведение. Из совместной работы школы и вуза зачастую выпадает важнейший этап профессионального самоопределения подростков – 5-9 классы, где и формируются способности, интересы, наклонности учащихся, их готовность к осознанному, в соответствии со своими способностями и потребностями рынка труда, выбору профессии. Изолированность работы школы от вуза в этот период ведет к тому, что формирование в 10-11 классах профильных (углубленного изучения отдельных циклов дисциплин) классов, способствует не профессиональному самоопределению учащихся, а подготовке их к поступлению в вуз на «престижные» профессии, без учета потребностей рынка труда конкретного региона. Указанные обстоятельства выявили объективно сложившиеся противоречия между: необходимостью в современных условиях более активной работы по раннему профессиональному самоопределению школьников и реальным состоянием дел по формированию готовности учащихся к профессиональному выбору; потенциальными возможностями совместной работы школы и вуза по раннему профессиональному самоопределению учащихся и недостаточной разработанностью подходов к их взаимодействию и сотрудничеству. Вышеизложенные противоречия позволили сформулировать проблему: какой должна быть совместная работа среднего общеобразовательного и высшего профессионального учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся, чтобы она способствовала не только отбору в вуз будущих абитуриентов, но и их раннему профессиональному самоопределению по широчайшему спектру современных профессий. Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы, наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся».Цель исследования – совершенствование профессионального самоопределения учащихся посредством совместной работы школы и вуза.^ Объект исследования – профессиональное самоопределение учащихся.Предмет исследования – совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся.^ Гипотеза исследования – профессиональное самоопределение учащихся будет более эффективным, если: – осуществляется, начиная с ранних этапов профессионального самоопределения на основе совместной с вузом программы организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мероприятий по подготовке их к выбору будущей профессиональной деятельности; – совместная программа работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся разработана на принципах гуманизации, интеграции, индивидуализации, дифференциации, непрерывности и обеспечивает педагогическое сопровождение на всех этапах профессионального самоопределения школьников, осознанное, активное отношение учащихся к выбору профессии, ее соответствие интересам, способностям, потребностям личности; – осуществляется постоянный мониторинг хода и результатов совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся. Цель, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили следующую совокупность задач исследования: 1. Уточнить сущность и роль совместной работы среднего общеобразовательного и высшего профессионального учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся. 2. Разработать программу совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся, педагогические условия ее реализации. 3. Определить критерии и показатели оценки эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся для проведения мониторинга хода и результатов этой работы. ^ Теоретико-методологической основой исследования являются: – педагогические концепции профессионального самоопределения (С.Я. Батышев, Л.В. Ботякова, С.И. Вершинин, Е.М. Павлютенков, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, С.М. Чистякова); – психологические исследования профориентационной деятельности и профессионального самоопределения (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Е. Голомшток, Н.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Б.В. Кулагин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чебышева и др.); – концепции формирования готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Н.Н. Дьяченко, Т.В. Кудрявцева, Л.А. Кандыбович, П.А. Шавир, В.Д. Шадриков); – идеи системного подхода к анализу педагогических явлений (Т.А. Ильина, М.С. Каган, И.С. Кон, В.С. Леднев, В.Н. Садовский, И.Д. Чечель и др.); – концептуальные положения личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.И. Железовская, И.С. Якиманская и др.).^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы. На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документов, регламентирующих организацию профориентационной работы в среднем общеобразовательном учреждении и вузе, анализ и синтез результатов поиска в информационно поисковых системах, с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути её оптимального решения. В ходе разработки авторской программы совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование. На этапе опытно-экспериментальной работы: анкетирование, беседы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, самооценка учащихся, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов. Данные методы позволили адекватно диагностировать эффективность совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся.^ Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2003 по 2008 годы, на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Балаково Саратовской области и Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. На первом этапе (2003-2004 г.г.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, исследовалась практика работы по профессиональному самоопределению учащихся в ряде средних общеобразовательных учреждений, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. На втором этапе (2005-2006 г.г.) был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление степени подготовленности учащихся к выбору профессии в условиях традиционной профориентационной деятельности в школе, научно обосновывалась авторская программа совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся. На третьем этапе (2006-2008 гг.) проведен формирующий эксперимент, направленный на оценку эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся, уточнялись задачи исследования, формулировались выводы, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования, велась апробация результатов исследования и внедрение их в практику, осуществлялся контроль реализации профнамерений учащихся, участвующих в эксперименте.^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нём уточнена сущность совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся, представляющая собой комплекс организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мероприятий, обеспечивающих педагогическое сопровождение на всех этапах профессионального самоопределения школьников, осознанное, активное отношение учащихся к выбору профессии, ее соответствие интересам, способностям, потребностям личности; разработана программа совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся, представляющая собой совокупность целей, задач, комплекса мероприятий, согласованных в едином пространственно-временном континууме (педагогический процесс среднего общеобразовательного учреждения) и реализуемых при наличии необходимых для этого педагогических условий: личностно ориентированный подход в профориентационной работе, осознанное и активное отношение учащихся к выбору профессии, применение разнообразных форм работы профориентационного содержания; определены критерии эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся (степень подготовленности к выбору профессии, адекватность выбора будущей профессиональной деятельности, степень реализации выпускниками своих профнамерений) и их показатели. ^ Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации и углублении теоретических представлений о сущности и роли совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся; в теоретическом обосновании структуры и содержания программы совместной работы школы и вуза, системы критериев и показателей этой работы, что вносит определенный вклад в развитие педагогических концепций профессионального самоопределения школьников.^ Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса профессионального самоопределения учащихся, в востребованности авторской программы, позволяющей в условиях реального педагогического процесса среднего общеобразовательного учебного заведения значительно повысить эффективность этой работы. Материалы исследования, полученные в целях разработки и реализации авторской программы, могут быть использованы в практике подготовки будущих учителей в педагогических вузах, переподготовки работников образования в учреждениях повышения квалификации.^ Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования, широким внедрением результатов исследования в педагогический процесс средних общеобразовательных учебных заведений, вариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ им. Н.И. Вавилова (Саратов, 2006-2008), пятой заочной международной научно-методической конференции «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, 2008), двенадцатой научно-технической конференции Московского военного института радиоэлектроники космических войск (Москва, 2007), научно-практической конференции Вольского высшего военного училища тыла (Вольск, 2007). Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова (2006-2008), на заседаниях педагогического совета средней общеобразовательной школы № 20 г.Балаково. Программа совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся используется в педагогическом процессе Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, Вольского высшего военного училища тыла (Военного института), средних общеобразовательных школ № 3, 20 г.Балаково. Основные положения диссертации изложены в 12 публикациях автора.^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Совместная работа среднего общеобразовательного и высшего профессионального учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся представляет собой комплекс организационных, психолого-педагогических, дидактических, воспитательных и иных мероприятий, обеспечивающих педагогическое сопровождение, осознанное, активное отношение учащихся к выбору профессии, его соответствие интересам, способностям, потребностям личности и характеризующаяся: перманентно-циклическим характером; сотрудничеством субъектов совместной работы, выраженном в активном стремлении к достижению общих целей и задач; разделением совместной работы на функционально связанные составляющие и распределение их между субъектами; ориентацией на личностные потребности и интересы как учащихся, так и региона, страны в целом. 2. Программа совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению включает в себя взаимосвязанную совокупность общих, локальных и текущих целей и задач, комплекс мероприятий по профессиональному информированию, просвещению, консультированию и отбору учащихся, развитию у них потребностей и интересов к профессиональной деятельности, разработанных на принципах гуманизации, интеграции, индивидуализации, дифференциации и непрерывности и реализуемых на основе необходимых для этого педагогических условий (личностно ориентированный подход в профориентационной работе, осознанное и активное отношение учащихся к выбору профессии, применение разнообразных форм работы профориентационного содержания). 3. Эффективность совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению оценивается в ходе мониторинга на основе следующих критериев и их показателей: степень подготовленности к выбору профессии (высокая, средняя, низкая), адекватность выбора будущей профессиональной деятельности (коэффициент субъективной оценки [учащегося] и коэффициент объективной оценки [эксперта]), степень реализации выпускниками своих профнамерений (коэффициент реализации). ^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 161 источник, и приложений. Содержит 4 рисунка и 23 таблицы.^ Основное содержание работыВо введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Выделены методологические основы, представлены методы изучения проблемы, охарактеризованы этапы работы, положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлена структура работы.^ В первой главе «Теоретико-методологические аспекты совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся» исследуются сущность феноменов «профориентационная работа» и «профессиональное самоопределение учащихся», критерии и показатели эффективности работы по профессиональному самоопределению, разработана программа совместной работы среднего общеобразовательного учебного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся. Профориентационная работа и профессиональное самоопределение учащейся молодежи относятся к числу «вечных» педагогических проблем, имеющих актуальное значение как для каждого, отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Это обусловлено самим назначением школы: дать ученику не только основы знаний наук, но и, что, пожалуй, более важно, помочь ему сориентироваться в мире профессий, сделать осознанный и верный выбор «своей» будущей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и большое количество исследований посвящённых данной проблематике. Психологические основы профессиональной ориентации учащихся разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, А.В. Петровского, Б.А. Федоришина, В.В. Чебышевой и др. Философско-социологические проблемы исследуются в работах И.С. Кона, И.Н. Назимова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина и др. Собственно педагогический аспект профориентации сложился благодаря исследованиям П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.В. Голомштока, Ю.К. Васильева, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой и др. Сущность профессиональной ориентации в большинстве исследований этих и других авторов понимается как система взаимодействия личности и педагога (педагогического коллектива, общества), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. При этом отмечается, что профориентационная работа – это, во-первых, процесс взаимодействия, а не какого-либо одностороннего действия, только, допустим, педагога; во-вторых, основу этого взаимодействия составляют потребности как личности, так и общества, которые не всегда совпадают, поэтому педагог выступает в этом взаимодействии как бы посредником между ними, согласуя и примеряя эти потребности; в-третьих, цель профориентационной работы – достижение профессионального самоопределения учащихся, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения. Следует заметить, что профессиональное самоопределение в отечественной педагогической литературе не сводится только к акту выбора профессии, оно имеет динамический характер. В работах современных исследователей выделяются семь этапов в развитии профессионального самоопределения человека: эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям и первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности; пропедевтический (1-4 классы), когда формируется трудолюбие, понимание роли труда в жизни человека и общества, развиваются интересы к профессиям родителей и ближайшего окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практической включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности; поисково-зондирующий (5-7 классы), когда решаются задачи формирования профессиональной направленности, происходит осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; развития профессионального самосознания, формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями и ценностями с их реальными возможностями (8-9 классы); уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы); вхождения в профессиональную деятельность (учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений); развития профессионализма в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширения сферы профессионального труда, освоения новых специальностей (работающая часть населения). В отечественной педагогике в контексте совместной профориентационной работы школы и вуза большое внимание уделяется периоду уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы), этому посвящено большое количество работ. В тоже время по двум предшествующим этому периодам: поисково-зондирующему (5-7 классы) и активного развития профессионального самоопределения, формирования личностного смысла выбора профессии (8-9 классы) специальных исследований в контексте совместной работы школы и вуза еще не проводилось. Поэтому целью нашего исследования является совершенствование профессионального самоопределения учащихся посредством совместной работы школы и вуза именно в эти периоды профессионального самоопределения человека. Совместную работу школы и вуза по профессиональному самоопределению мы понимаем как комплекс организационных, психолого-педагогических, дидактических, воспитательных и иных мероприятий, проводимых ими в целях оказания помощи учащимся в сознательном выборе профессии и подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Содержательно она включает в себя: профессиональную ориентацию, профессиональное просвещение, преоптацию (формирование первоначальных профессиональных представлений), профессиональную консультацию, профессиональное воспитание, профессиональную диагностику, первичный профессиональный отбор (подбор). Совместная работа школы и вуза при таком понимании обеспечивает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся и характеризуется: перманентно-циклическим характером; сотрудничеством субъектов совместной работы, выраженном в активном стремлении к достижению общих целей и задач; разделением совместной работы на функционально связанные составляющие и распределение их между субъектами; ориентацией на личностные потребности и интересы, как учащихся, так и региона, страны в целом. При разработке программы совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся мы исходили из признаков «совместной работы» как социально-психологического феномена, основных принципов системного подхода, сущности «профессионального самоопределения» как компонента процесса и конечного результата профориентационной деятельности. Программа совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению включает в себя взаимосвязанную совокупность общих, локальных и текущих целей и задач, комплекс мероприятий по профессиональному информированию, просвещению, консультированию и отбору учащихся, развитию у них потребностей и интересов к профессиональной деятельности, разработанных на принципах гуманизации, интеграции, индивидуализации, дифференциации и непрерывности, создание необходимых для её реализации педагогических условий. Структура предлагаемой программы представлена на рис. 1. Цели реализации программы совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся мы разделяем на общие, преследуемые как средним общеобразовательным учреждением, так и вузом, локальные, к достижению которых стремится среднее общеобразовательное учреждение и вуз, «независимо» друг от друга, и текущие, решаемые в ходе совместной работы при реализации комплекса согласованных мероприятий.Рис.1. Программа совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся.К общим целям мы относим: достижение высокой степени подготовленности учащихся к выбору профессии, получение социального, экономического, дидактического, воспитательного и морально-психологического эффектов в результате реализации согласованного комплекса мероприятий. К локальным целям: для школы – формирование у учащихся профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии, информирование их о мире профессий и требованиях, предъявляемых разными профессиями к человеку (5-7 классы); формирование у школьников профессионального самосознания, изучение у них уровня развития профессионально важных качеств, формирование у школьников личностного смысла выбора профессии (8-9 классы); для вуза – изучение и вероятностная оценка пригодности потенциальных кандидатов к обучению в вузе по выбранной ими специальности, осуществление индивидуального профессионального консультирования школьников в выборе ими профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам вуза. Текущие цели обуславливаются непрерывным характером процесса профессионального самоопределения, определяются учителем в процессе профориентационной работы, возникают в связи с различными формами ее организации и отражают их внутреннюю содержательную динамику. К основным задачам реализации программы совместной работы мы отнесли три интегративные задачи: разработка согласованного комплекса мероприятий, осуществление постоянного контроля и своевременной коррекции на всех этапах совместной работы, итоговый ежегодный анализ результатов совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся. Разработка согласованного комплекса мероприятий позволяет осуществить совместную работу на плановой основе, тесно увязав её с учебно-воспитательным процессом в школе, определить конкретных исполнителей каждого мероприятия, как из числа педагогического коллектива школы, так и профессорско-преподавательского состава вуза. Совместный с вузом комплекс мероприятий разрабатывается на период обучения с 5 по 9 классы. Именно в этот период наиболее интенсивно проходит развитие интересов, склонностей и способностей учащихся к тому или иному виду профессиональной деятельности, выбор большинством из них будущей профессии. Реализация совместной программы невозможна без постоянного контроля и коррекции хода профессионального самоопределения учащихся. Начиная эту работу, нельзя учесть все обстоятельства, факторы, которые могут возникнуть, и поэтому, чтобы реализация программы достигла определённых целей, нужен постоянный контроль на каждом этапе реализации и необходимая, в соответствии с изменившимися обстоятельствами, корректировка. Ежегодный анализ совместной работы с необходимостью вытекает из двух предыдущих задач. Реализация начатой совместной программы действий растягивается на несколько лет с 5 по 9 классы, но анализ её результатов необходим ежегодный, он позволяет оценить эффективность, как всей программы в целом, так и каждого её мероприятия, и внести необходимые корректировки в структуру и содержание элементов программы. Центральным компонентом программы совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и вуза по профессиональному самоопределению учащихся является согласованный комплекс мероприятий. Этот комплекс должен отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям: 1) обеспечить действенность и эффективность совместной работы вуза и среднего общеобразовательного учреждения по профессиональному самоопределению учащихся; 2) в полной мере учитывать реальные возможности и интересы общеобразовательных учреждений, содействовать повышению качества их учебно-воспитательного процесса, стимулировать профориентационную деятельность педагогических коллективов; 3) содействовать формированию у будущих абитуриентов вуза высоких деловых, морально-психологических и нравственных качеств, уверенности в правильности выбора профессии, что позволит им успешно обучаться в вузе; 4) совместная работа вуза и среднего общеобразовательного учреждения должна осуществляться в рамках образовательного процесса школы, базироваться на его принципах, имеющихся финансовых возможностях и не требовать дополнительных ассигнований. Основными принципами разработки комплекса мероприятий являются принципы образовательного процесса школы: гуманизации, интеграции, индивидуализации, дифференциации, непрерывности. Содержательно он включает в себя дифференциацию целей, педагогических задач, содержание работы, определение форм совместной деятельности, показатели результативности на все время его реализации для каждого этапа профессионального самоопределения (5-7, 8-9 классы) в отдельности. Реализация данной программы невозможна без создания в среднем общеобразовательном учреждении необходимых педагогических условий. К ним мы относим: личностно ориентированный подход в профориентационной работе; осознанное и активное отношение учащихся к выбору профессии; применение разнообразных форм работы профориентационного содержания. Эффективность совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся оценивалась в ходе опытно-экспериментального исследования на основе следующих критериев и их показателей: степень подготовленности к выбору профессии (высокая, средняя, низкая), адекватность выбора будущей профессиональной деятельности (коэффициент субъективной оценки [учащегося] и коэффициент объективной оценки [эксперта]), степень реализации выпускниками своих профнамерений (коэффициент реализации).Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности совместной работы среднего общеобразовательного учреждения и в
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…