Правовые основы проведения процедур банкротства

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
КАФЕДРАЭКОНОМИКИ
Контрольнаяработа
подисциплине: «Правовые основы проведения процедур банкротства»
Вариант 7

Выполнила: ст. гр.АУС-08-2
Филимонова Н.А.
Проверил:
Чита 2010

Содержание
1. План внешнего управления и включенные в него мероприятияпо восстановлению платежеспособности должника.
2. Банкротство отсутствующего должника
3. Задача
Список использованных источников

1. План внешнегоуправления и включенные в него мероприятия по восстановлению платежеспособностидолжника
Внешнее управление сэкономической точки зрения представляет собой реструктуризациюорганизации-должника: введение моратория на удовлетворение требованийкредиторов к должнику, восстановление платежеспособности за счет реализациикомплекса специальных мер по существу являются элементами финансовогореструктурирования.
В соответствии с пунктом2 статьи 74 и пунктом 1 статьи 82 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» (далее по тексту — Закон) назначенный арбитражным судом дляреализации процедуры внешнего управления арбитражный (внешний) управляющийдолжен разработать план внешнего управления. При этом Законом непредусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнегоуправления.
План внешнего управления— план особого вида, при его разработке необходимо одновременно учитывать:
— требования Закона кданному документу,
— требования,предъявляемые к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица.
План внешнего управления,как и любой иной план, — это документ, который должен содержать описаниепоставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательноосуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленныесроки. Приводимые в плане показатели, характеристики и расчеты, должны бытьобоснованными и взаимоувязанными.
Поскольку внешнееуправление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности (статья 2 Закона), то для оценки ее результативности большоезначение имеет законодательно установленный критерий восстановленияплатежеспособности должника.
Из данных нормФедерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в планевнешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов поденежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим всоответствии со статьей 70 Закона под мораторий.
При этом необходимоучитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пени) ииные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащееисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащиеуплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежнымобязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введениявнешнего управления, начисляются проценты в размере и порядке, которыепредусмотрены ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценка размера требованийкредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведениекоторого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерскогобаланса должника на последнюю отчетную дату.
Для того чтобы иметьнеобходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнегоуправления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчетыпроцентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежнымобязательствам и (или) обязательным платежам.
Кроме мораториальныхтребований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику овозмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взысканиизадолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могутпогашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величиныпотребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнемууправляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, котораяне может быть погашена в течение внешнего управления.
Так формируется оценкавеличины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершениивнешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требованийкредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнегоуправления — найти и показать в плане основные источники формирования удолжника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.
Данные средства могутбыть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных навосстановление платежеспособности должника. Предусмотрены следующие меры повосстановлению платежеспособности должника:
— перепрофилированиепроизводства;
— закрытие нерентабельныхпроизводств;
— ликвидация дебиторскойзадолженности;
— продажа части имуществадолжника;
— уступка прав требованиядолжника;
— исполнение обязательствдолжника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьимлицом (третьими лицами);
— продажа предприятия(бизнеса) должника;
— иные способывосстановления платежеспособности должника.
Процедура внешнегоуправления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника — юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов ирезервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности.Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер имероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности,оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание.Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации всопоставлении с необходимыми затратами, позволит определить общие подходы кпрогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.
При прогнозированиипоступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основныеисточники.
Так например, одним изважнейших источников поступления средств к должнику является выручка поосновной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетомрезультатов реализации мер, направленных на повышение эффективностипроизводственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных сперепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции иуслуг, изменением объемов выпуска и др.
Кроме того, в качествеисточников поступлений следует рассматривать реализацию части имуществадолжника, взыскание дебиторской задолженности и т. д. Необходимо особо отметить,что одним из источников поступлений (притоков) являются амортизационныеотчисления. В ряде случаев для реализации плана внешнего управления удаетсяпривлечь финансовые ресурсы третьих лиц.
В целях повышенияобоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когдастратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса)должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия попроведению оценки бизнеса должника.
В то же время дляпроведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки планавнешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, посколькуиспользование данного методического подхода позволяет наиболее адекватнооценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретенияданного бизнеса. При проведении оценки стоимости бизнеса в частипрогнозирования денежных потоков следует базироваться на положениях статьи 86закона.
Прогноз расходовдолжника, помимо затрат на осуществление его хозяйственной деятельности, долженучитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлениюплатежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств,снижение производственных и непроизводственных издержек и др.
Кроме того, в числерасходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализациючасти имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы нареализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебныеиздержки и осуществление внешнего управления, а также расходы на удовлетворениетребований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни издоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.
Результатомпрогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управленияявляется определение величины свободных средств, которые по завершении внешнегоуправления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов поденежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Для повышения обоснованностипрогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам,что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования.При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления,позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника впроцессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнегоуправления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных навосстановление платежеспособности должника, в зависимости от измененияконкретных условий.
При разработке планавнешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедурывнешнего управления:
план внешнего управлениядолжен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Следуетотметить, что данное требование Закона зачастую имеет существенное значение прирешении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановленияплатежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоковдолжника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляетсярасчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.
Исходя из установленнойЗаконом процедуры продления срока внешнего управления (статья 84), следуетпредположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточныеоснования (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяютсделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет квосстановлению платежеспособности должника.
Разработчики планавнешнего управления должны учитывать следующие требования Закона:
в соответствии со статьей87 Закона в плане внешнего управления может быть предусмотрен порядок продажиимущества должника и установления его начальной цены, которые могут бытьизложены в разделе плана, посвященного реализации данных мер;
в соответствии со статьей88 Закона в плане внешнего управления (в его соответствующем разделе) можетбыть предусмотрен порядок уступки прав требования должника;
в соответствии со статьей95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные надостижение соглашений об отступном или о новации обязательства, либо опрекращении обязательств иным образом;
в соответствии со статьей120 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные надостижение мирового соглашения между должником и его кредиторами.
План внешнего управлениядолжен содержать порядок, в котором внешний управляющий отчитывается передкредиторами о ходе внешнего управления.
Таким образом,основываясь на требованиях закона к разрабатываемому арбитражным управляющимплану внешнего управления, можно сделать вывод о том, что в план внешнегоуправления целесообразно включать следующие разделы:
— Общая характеристикадолжника.
— Финансовое состояниедолжника.
— Прогноз величиныденежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов.
— Меры по восстановлениюплатежеспособности должника.
— Обоснование возможностивосстановления платежеспособности должника (в пределах установленного срокавнешнего управления либо при продлении срока внешнего управления).
— Порядок и срокиреализации плана внешнего управления.
Разумеется, в каждомконкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы,отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторамистратегии восстановления его платежеспособности.
Кроме того, приразработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедурбанкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, и, в первуюочередь, сельскохозяйственных и градообразующих организаций.
Особой спецификой, вневсяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые,например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В то же время необходимоподчеркнуть, что от обоснованности и проработанности плана внешнего управленияво многом зависит успех реализации процедуры внешнего управления.
Основная сложностьразработки плана внешнего управления заключается в жестком ограничении периода,отведенного на реализацию программы финансового оздоровления должника.
Очевидно, чтоформирование и реализация плана внешнего управления требует высокойэкономической и юридической квалификации разработчиков, а также значительныхтрудозатрат, что обуславливает необходимость привлечения арбитражнымуправляющим к решению данной задачи соответствующих специалистов.
2. Банкротствоотсутствующего должника
Особенности подачизаявления о признании отсутствующего должника банкротом
В случаях, если гражданин- должник или руководитель должника — юридического лица, фактическипрекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахожденияне представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должникабанкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимоот размера кредиторской задолженности.
Заявление о признанииотсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только приналичии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле обанкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле обанкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознагражденияконкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае обнаруженияпризнаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющийобязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре,применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный судвыносит соответствующее определение.
Рассмотрение дела обанкротстве отсутствующего должника
Арбитражный суд принимаетрешение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства в течение месяца с даты принятия к производству заявления опризнании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражнымсудом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре,применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Наблюдение, финансовоеоздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника неприменяются.
Конкурсный управляющийуведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всехизвестных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца содня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсномууправляющему в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федеральногозакона.
Дополнительноестрахование ответственности арбитражного управляющего в отношенииотсутствующего должника не осуществляется.
Конкурсный управляющийпри обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрытьсудебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязаннаправить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры,применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле обанкротстве.
По ходатайствуконкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должникаарбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры,применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле обанкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Дело о банкротствеотсутствующего должника рассматривается судьей единолично.
Применение положений обанкротстве отсутствующего должника
Положения,предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, еслиимущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебныерасходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцатимесяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводилисьоперации по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков,свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельностидолжника.
Задача
Прирассмотрении 16 июня 2007 г. дела о банкротстве должника по кредитномудоговору, принятого по заявлению кредитора – коммерческого банка, должникпредставил дополнительное соглашение с кредитором, в соответствии с которымсрок возврата кредита был продлен с 4 января 2007 г. до 4 мая 2007 г.
Имеются ли в данном случае основаниядля отказа в признании должника банкротом?
Согласност 55 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) решение арбитражного суда об отказев признании должника банкротом принимается в случае:
— отсутствияпризнаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федеральногозакона;
— установленияфиктивного банкротства;
— виных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Статья56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признаниидолжника банкротом
Принятиеарбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основаниемдля прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящимФедеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признаниидолжника банкротом и (или) введения наблюдения.
Статья3. Признаки банкротства
1.Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им втечение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если суммаего обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2.Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполненыим в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Вданном случае нет оснований считать должника банкротом, т.к срок неуплаты платежане превышает трех месяцев.

Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Андреев С.Е. Комментарий кФедеральному закону о несостоятельности (банкротстве). М.: Издание г-наТихомирова М.Ю. 2003.
3. Баренбойм П. Правовые основыбанкротства: Учебное пособие. М., 1995.
4. Белых В.С., Дубинчин А.А.,Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001.
5. Беспечный А.А. Требования кзаявлению кредитора: сравнительный анализ положений двух законов // Антикризисноеуправление. 2003. № 1 (6) март.