М.К. Тенишева как крупнейшая русская меценатка

План
1)
Введение
М.К. Тенишева как крупнейшая русская меценатка

2)
Основная часть
Мария Клавдиевна Тенишева: жизнь и деятельность

а)
Расположение Талашкино

б)
Краткая биография

в)
Талашкинские художественные мастерские

г)
Музей «Русская старина

д)
Творческая деятельность Тенишевой

е)
История «Храма духа»

ж)
Судьба наследия Тенишевой

3)
Заключение
Значение и роль тенишевских дел

4)
Список литературы

М.К. Тенишева как крупнейшая
русская меценатка
Имя Марии Клавдиевны Тенишевой относится к именам, незаслуженно забытым. Оно, как некоторые другие, как бы «выпало» из истории отечественной культуры. Даже сама память о ней не сохранялась. Улица в Смоленске, названная именем Тенишевой в 1911 году, когда Мария Клавдиевна стала почетным гражданином города, после ее смерти была переименована. Но к счастью не все люди забыли труды Марии Клавдиевны, и уже сейчас эта улица восстановила свое первоначальное название. И мне кажется, что Тенишева заслужила это, ведь она очень многое сделала для Смоленска. Так в 1911 году ею был подарен Смоленску музей «Русская старина». Здание музея сохранилось, но тенишевских коллекций в нем.
А что же Талашкино – имение М.К. Тенишевой под Смоленском? Талашкино – всемирно известный в свое время центр русской культуры рубежа XIX – XX веков. Но и здесь замерла духовная жизнь, последним, чудом уцелевшим памятникам архитектуры грозит гибель от разрушительной реставрации .
Так кем же была Тенишева? Крупнейшим коллекционером. Она оставила нам три коллекции: русской графики (государственный Русский музей), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). Кроме этого, она была оперной певицей; художницей акварели и эмали; писательницей, создавшей две пьесы, либретто оперы, книгу воспоминаний; исследовательницей, написавшей диссертацию «Эмаль и инкрустация»; педагогом, общественной деятельницей, или, как кратко, но ёмко выразил её натуру Н.К. Рерих, «созидательницей» во всех своих проявлениях.(1) Она была равна Рериху и по устремлениям – наивысшим, по затрате сил – допредельным, по талантам – разнообразным. Вот как о ней писал коллекционер С. Л.Щербатов: «Это была одна из самых незаурядных женщин, с которыми пришлось мне в жизни встретиться. Неустойчивого и далее несколько взбалмошного нрава, широко образованная и начитанная, властолюбивая, с большими запросами и, безусловно, с искренней любовью к искусству, она была не только выдающейся меценаткой, субсидирующий лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских и иностранных мастеров, помогавшей щедро художникам, но и крупной общественной деятельницей и, кроме всего этого, серьёзной работницей в искусстве в очень специальной области. Она очень основательно изучила историю и технику эмали и специализировалась в работах по эмали».(2)
Я считаю, что она была уникальным человеком. И конечно заслужила славу не только на родине, в России, но и в Париже, где память о Тенишевой сохранилась лучше, чем на её родине. Я бы хотел узнать побольше о Тенишевой и её творчестве, именно поэтому я решил написать реферат на тему: «Мария Клавдиевна Тенишева: жизнь и деятельность». Для создания реферата я использовал несколько книг. Например, «Впечатления моей жизни» – книга исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Е.К. Святополк-Четвертинской, записки не предназначались Тенишевой для печати.(3) Это были дневниковые записи.
Но сразу удивляет их не дневниковая особенность – отсутствие дат. Нельзя предположить, что это дело случайное. Нет ни одного письма Марии Клавдиевны или написанной ею записки, где бы не была проставлена дата. А в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. Финал же книги сфокусирован на дате, и не только на дате, но и на часе «писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года».(4) «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год»?
«Княгиня Мария Тенишева»- книга написанная Л. Журавлёвой. В этой книге подробно описано вся биография Тенишевой. Здесь рассказывается о её муже, творчестве и эмиграциях Марии Клавдиевны.
В книге «Талашкино» я нашел замечательные фотографии, на которых изображены природа Флёнова, Талашкина; фотографии Марии Клавдиевны; работы Тенишевой, Малютина: «Садко – богатый гость», Рериха: вазочка, эскизы росписи церкви св. Духа, «Спас Нерукотворный» – мозаика церкви св. Духа; Васнецова и Прахова: «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил», Врубеля и т.д. Перед всеми этими фотографиями кратко написано о Талашкине и о деятельности Тенишевой.
«По Смоленщине» – книга, где совсем кратко написано о музее «Русская старина», художниках М.А. Врубеле и С.В. Малютине в Талашкине, Талашкинском парке, «Теремке» и церкове св. Духа.
В книге «Смоленск – краткая энциклопедия» я прочитал об основных биографических сведениях Тенишевой и в честь неё названой улице.
Расположение Талашкино
Талашкино – историко-художественный заповедник, известный художественный центр на Смоленщине, тесно связанный с развитием русского искусства конца XIX – начала XX века. Талашкино расположен в 18 километрах от Смоленска по дороге в Рославль. Это старинная смоленская усадьба, принадлежащая некогда роду Тенишевых. По своей необыкновенной красоте и значении в истории русского искусства Талашкино часто сравнивают с подмосковным Обрамцевым. М.К. Тенишева, организатор талашкинского чудодейственного центра, которую современники называли «гордостью всей России»(5), сыграла значительную роль в развитии русского искусства конца XIX- начала XX века. Ее имя, к сожалению, незаслуженно забыто. Из-за многолетнего забвения в нашей стране потеряно много времени, и значительная часть фактов биографии уже невосполнима. Почему же сейчас нам кажется таким необходимым восстановить всю созидательную деятельность М.К. Тенишевой? Ведь благодаря ей Талашкино как бы фокусировало в себе в миниатюре все те обновления и противоречия, которые существовали в русском искусстве на рубеже веков. Но никакое дело неосу1цествимо в одиночку. Многие соратники своей верой, соучастием, любовью и прямым сотрудничеством помогали Марии Клавдиевне осуществить задуманное. Не даром она пишет в своем дневнике: «Дружба – это чувство положительнее всех остальных. Люди не прощают Вам недостатки, дружба – всегда: она терпелива и снисходительна. Это – редкое качество избранных натур. В минуту, когда я погибала в разладе с собой, теряя почву под ногами, встреча расположенного ко мне человека, примирителя с жизнью, была для меня равносильна возрождению.»(6)
В Талашкино бывали и работали выдающиеся деятели русской культуры: И.М. Репин, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, С.В. Малютин и другие. Особенно княгиня, была расположена к Врубелю и Рериху, чувствуя в них родственные души, одаренные «редкой по богатству фантазией». Благодаря этой дружбе родились мозаики и фрески «Храма Духа», выполненные Рерихом, и чудесные врубелевские росписи балалаек. Также возникли Теремок и Театр Малютина, балалаечный оркестр Лидина и многое другое.
В Талашкино сложилось духовное сообщество художников, давшее нам ценнейшие произведения искусства, «Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю», – писала Тенишева.(7)
Саму усадьбу в Талашкино Тенишева купила в 1893 году у своей лучшей подруги Е.К. Святополк-Четвертинской, с которой они вдвоем взялись за создание «идейного имения». Идейность принималась как просветительство – существовавшая в Талашкине школа грамотности усовершенствовалась и преобразовалась в сельскохозяйственную школу 1 разряда, ставшую вскоре центром просвещения на Смоленщине. Также идейность включала в себя осознание необходимости возрождения традиционного народного творчества как живительной жизнетворческой силы.

Краткая биография
Что касается биографии самой Тенишевой, то в ней встречается много до сегодняшнего дня неизвестного и запутанного. Например, сама дата ее рождения. В своих записках она указывает свой год рождения, как 1867, но это никак не соответствует другим событиям ее жизни – неправдоподобно раннему первому замужеству, рождению дочери, отъезду в 1881 году в Париж. Л.С. Журавлева (одна из немногих исследователей жизни и деятельности Тенишевой) нашла в документах другую дату рождения – 1864. В статье же Джона Боулта «Два русских мецената: Савва Морозов и Мария Тенишева» под фотографиями княгини стоят даты 1857-1928. Тайной остается и ее происхождение. Своего отца Мария Клавдиевна не знала, росла в доме отчима Фон-Дезена. В своем дневнике она пишет: «Странно . Росла Я под именем Аварии Морисовны, и тут же, как во сне, мне припомнилось, что давным-давно, в туманном детстве, меня звали Марией Георгиевной».(8) Во время замужества при росписи в официальной книге ее мать, которую она всю жизнь боялась и которая всегда была так строга и холодна к ней, велела расписаться как Мария Клавдиевна. А если верить воспоминаниям Ольги де Клапье, ученицы Тенишевой в годы эмиграции, то ее отцом был сам император Александр II.
В доме своего отчима еще девочкой, Тенишева получала первые уроки музыки и живописи, много читала в его обширной библиотеке. Ее первыми книгами были: сочинение Фомы Кемпейского «О подражании Христу», произведения Гете, стихи Никитина и Кольцова. Дальнейшее воспитание Марии Клавдиевны проходило в гимназии М.П. Спешневой. В этой гимназии, открытой в 1869 году, девочкам открывался путь к высшему образованию, так как их обучение впервые в России приравнивалось к курсу мужских гимназий. Вскоре у Марии Тенишевой проявились вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И. Прянишникова она едет в Париж, чтобы брать уроки пения в известной студии Матильды Марнези. Там она провела три года. Во Франции Тенишева познакомилась с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном, с актрисой Александринского театра М.Г. Савиной, с великим русским писателем И.С. Тургеневым.
К 80-м годам относятся первые уроки рисования, которые она брала в Лувре у французского художника Габриеля Виктора Жильбера. Позже в течение непродолжительного времени Тенишева занималась в студии Штиглица в Петербурге, в Парижской академии Жюлъена у Жана Поля Лоранса и Бенжамена Констана. В Петербурге она также брала частные уроки акварели у М. Гоголинского, пользовалась советами Я.Ф. Ционглиского и И.Е. Репина.
В 1892 году Мария Клавдиевна выходит замуж за В.Н. Тенишева, покупает у Святополк-Четвертинской имение, и с этого момента, начинается ее великое созидательное дело в Талашкине.

Талашкинские художественные мастерские
В конце 90-х годов Тенишева принимается за создание в Талашкине учебных художественных мастерских: столярной, резьбы, росписи по дереву, чеканке по металлу, окраске тканей и вышивания. Довольно скоро малоизвестное барское поместье превратилось в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которого взаимно обогащалось и декоративно-прикладное профессиональное искусство прославленных корифеев, и народное творчество. Не даром Н.К. Рерих так писал о Талашкине: «В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Дело широкое открыто всему одаренному, всем хорошим поискам. Слышатся там речи не только про любимцев минуты, но и про многих других, чьи имена случайно сейчас не на гребне волны. Княгиня Тенишева Мария Клавдиевна стремится истово ставить дело в своем Талашкине .»(9) С этого и начались в Талашкине практические поиски пути возрождения русской старины для того, чтобы, по возможности, никому не подражая, «сказать свое слово», дать что-то новое.
Тенишеву вскоре увлекла идея развития, художественного народного ремесла, так как это могло дать возможность деревенской молодежи прийти к творчеству, кроме того, такая работа также приносила дополнительный заработок в крестьянскую семью. Только по шитью, крашенью, в Талашкинских мастерских и на дому работало более двух тысяч крестьянок примерно из пятидесяти Смоленских деревень. Художники, наезжавшие в Талашкино, не ограничивались работой в какой-либо одной мастерской. Работа их была необычайно разнообразна. Пример тому подавала сама МК Тенишева, которая расписывала красками ларцы, шкафчики, создавала новые рисунки для крестьянского платья, для вышивок шелком по холсту, а также новые образцы мебели и домашней обстановки с обязательной резьбой на них и необычной инкрустацией. Здесь же она начала самостоятельно осваивать эмалевое дело.
Попытка применения к современным изделиям художественных древнерусских традиций делались и в керамической мастерской. Здесь изготавливались главным образом предметы декоративного характера: вазочки всевозможных форм, ковшики с ручками в виде животных, подсвечники, солонки, «писании», небольшие объемные композиции. Художники, делавшие рисунки для этих изделий, творчески перерабатывали образцы кустарного гончарного промысла, бытовавшего в смоленской деревне. Так скульптор Д.С. Стрелецкий выполнил в этих мастерских несколько работ, которые сейчас находятся во Фленове в «Теремке».
Во главе Талашкинских мастерских стал С.В. Малютин, затем Авария Клавдиевна пригласила руководить мастерскими молодого художника А.И. Зиновьева, только что окончившего Строгановское училище. Студенты и преподаватели этого промышленно-художественного учебного заведения интересовались тем, что делалось в Талашкино. По эскизам Зиновьева писались декорации для Талашкинского народного театра. Вместе с Зиновьевым в качестве мастеров-художников приехали его товарищи по Строгановскому училищу Бекетов и Стрелецкий. Из местных художников продолжит работать в мастерских Мишонов и Самусев – ученики Малютина.
Начало Талашкинских мастерским положила сельскохозяйственная школа, открытая Тенишевой в соседнем Фленове. Министерский школьный устав не отвечал намеченным Тенишевой задачам, и она самостоятельно разработала для школы такие учебные планы, в которых значительное место отводилось различным ремеслам и рисованию. Девочкам помимо общих предметов преподавались еще и рукоделие. Для занятий с учениками в школьных мастерских были приглашены опытные мастера: столяры, резчики по дереву, гончары, а для обучения девочек рукоделию – искусные швеи, вышивальщицы, кружевницы. В Талашкино всячески поощрялись и развивались художественные наклонности учащихся, и это способствовало тому, что из этой школы вышли не только отличные мастера кустарных изделий, но и художники. При школе был организован балалаечный оркестр, управлял которым В.А. Лидин, ученик создателя первого оркестра народных инструментов В.В. Андреева.
Марию Клавдиевну давно волновала красота старинной крестьянской одежды, особенно женских нарядов Смоленской губернии. Тревожило лишь то, что на всю эту одежду в деревнях «мода ушла». И все же Тенишева решила попробовать собрать в Талашкино женщин постарше, которые еще не разучились прясть, ткать, вышивать старинные узоры. Нашлось немало мастериц, обладавших хорошим вкусом и богатой фантазией. Драпировка окна, двери, обивка для мебели, сделанной в столярной мастерской, скатерти, полотенца, дорожки, отделка на платье – вот далеко не полный список того, что выходило из их рук. Росла и ширилась известность тенишевских мастериц, изделиями которых интересовались даже за границей. И.Ф. Барщевский, большой знаток русской старины и к тому же человек весьма осведомленный в технологии окраски тканей, помог Тенишевой найти для окраски многочисленных изделий мастерских специальные химические краски, оказавшиеся во много раз лучше и дешевле растительных.
Искусной ажурной работой издавна славились смоленские резчики по дереву. Трудно было не восхищаться подлинным шедеврами их мастерства – изящно выполнениями, по-настоящему художественными всевозможными «порезками», щедро украшавшими наличники, фронтоны, калитки, ворота и многое другое в деревенском жилье. Мария Клавдиевна высоко ценила самобытное искусство крестьянской деревянной резьбы, лучшими образцами которой пополняла свое собрание русского народного творчества. Красивые и недорогие изделия своих мастерских Тенишева пыталась противопоставить той мещанской безвкусице, которая захлестывала тогдашний быт всех споев населения. Она организовала в Смоленске выставку изделий своих мастерских, где можно было купить или заказать любую из выставленных там вещей.
В Талашкино Мария Клавдиевна начала осуществлять свой замысел возрождения древнерусских традиций в прикладном искусстве. К непосредственному участию в этом она привлекла крупнейших русских художников: Поленова, Врубеля, Васнецова, Коровина, Рериха и других. Когда возникла необходимость поставить во главе человека талантливого, знающего, влюбленного в идею возрождения народных промыслов, то Тенишева, по совету Врубеля, пригласила Сергея Васильевича Малютина. Под его начало она передала свои мастерские. В этих мастерских по эскизам самого Малютина стали выпускать разнообразные изделия из дерева и керамики. В «Теремке» во Фленове хранится сделанное по рисунку Малютина большое, сквозной рельефной резьбы по дереву, с много красочной росписью панно «Садко – богатый гость».
Среди изделий столярной мастерской большое место занимали балалайки с росписью, выполненной крупными художниками. Из них вполне можно было составить не один оркестр. Больше чем кто-либо сделал таких росписей сам Малютин. Но основной заслугой этого великого мастера является создание в 1901 году знаменитого «Теремка». В строение всего два этажа. Окна, двери, карнизы, наличники и все остальное убранство – все это искусно выпилено, ажурно вырезано и разрисовано красками, и выполнено не по-пустому, не ради красоты, а с глубоким внутренним смыслом, на сюжетах русских народных сказок. В «Теремке» Малютина как бы воплощена идея приближения современного искусства к старине, но приближения не простого, а творчески живого, рассчитанного на долгую память потомков. Года за полтора до строительства «Теремка» во Фленове, Малютин соорудил при въезде в Талашкино нечто подобное. Из устного рассказа его дочери, известной художницы О.С. Малютиной, следует, что многое из сказочного облика «Теремка» было опробовано ее отцом именно на постройке дома для семьи.

Музей «Русская старина»
М.К. Тенишева, помимо ее прочих многочисленных занятий, была величайшим коллекционером древнего русского искусства. В своем рвении собирательницы она исходила из ясно осознанного стремления создать общедоступный музей, который мог бы служить научным целям, общеобразовательным и художественным, в котором можно было бы показать широкому кругу людей все богатство древнерусской культуры и народного искусства. Так как в Талашкино развернуть такой музей бело не возможно, то Мария Клавдиевна решила организовать его в Смоленске. Тенишеву очень привлекала мысль создания своего музея в одной из немногих уцелевших башен Смоленской крепостной стены, а именно – в Никольской, расположенной почти в самом центре города. Но эта башня, как и все «каменное ожерелье Ключ – города», находилось в ужасном состоянии. Идея открыть музей в стенах древнего Смоленского кремля не понравилась чиновникам из археологической комиссии, и Тенишева получила отказ. Затем она обратилась к городским властям с просьбой отвести земельный участок для постройки здания историко-этнографического музея, но они также не проявили к этому делу ни малейшего интереса. Однако выход был найден. Музей был построен на Рославльском шоссе, за Молоховскими воротами, там, где раньше находилась рисовальная школа.
Проект здания был разработан Малютиным, Васнецовым и самой Тенишевой. Строительство, начатое в 1904 году, велось быстрыми темпами и было завершено уже к началу 1908 года. Двухэтажное каменное здание напоминает по своим архитектурным формам гражданские сооружения псковских зодчих ХVII века. За строительством наблюдал И.Ф. Барщевский, им же сделана вся внутренняя планировка экспозиционной площадки и служебных помещений. Как только строительство закончилось, талашкинские коллекции были переведены в Смоленск и размещены в новом здании для широкого обозрения. Крестьяне, солдаты и учащиеся посещали музей бесплатно, а все поступления от остальных посетителей передавались городским благотворительным учреждениям.
Историко-этнографический музей «Русская старина» действительно являлся одним из богатейших музеев России. В нем были собраны чрезвычайно ценные коллекции предметов, отражающих историю, культуру и быт русского народа. Здесь были собраны образцы народной резьбы и росписи по дереву, например, наружный декор, украшавший крестьянские избы. Широко было представлено внутреннее убранство изб: деревянная утварь, предметы хозяйственного обихода (столы, лавки, шкафы для посуды, сундуки, ларцы, шкатулки, прялки), формы для «печатных» пряников с затейливыми рисунками и многое, многое другое.
Из русской керамики экспонировались, прежде всего, прекрасная коллекция изразцов с росписью XVI, XVII и XVIII веков: например, смоленский изразец темно-зеленой поливы с лепными фигурами зверей, или расписной изразец, на белом фоне которого изображены зеленое дерево, лиловое здание и лиловая птица с женской головой. Среди них были и белые изразцы синей поливы с изображениями цветов, трав, зверей и человеческих фигур, изразцы с зеленой росписью, представляющей пейзажи и жанровые сценки. Всевозможные глиняные изделия (фигурные сосуды и др.) ярко демонстрировали замечательную работу деревенских гончаров. В большом собрании фарфора и фаянса выделялись искусные образцы гжельской керамики с художественной росписью и лепными фигурами: кувшины, масленки, чайники, чашки.
Многочисленные изделия из хрусталя с гравировкой, резьбой, огранкой, отличались тонкой работой и изяществом. Экспонировались здесь и народные музыкальные инструменты крестьянской работы: покрытые красным лаком гусли из елового дерева в 31 струну, старинная белорусская 3-струнная лира, дудки, рожки, свирели.
В этнографических коллекциях музея Тенишевой большое место было отведено крестьянской одежде, собранной из всей Смоленской губернии и многих районов России. Здесь представлены разные типы распространенной на Смоленщине традиционной женской одежды: домотканые шерстяные клетчатые синие или красные поневы, сарафаны самого разного покроя, из разных материалов, телогрейки из бледно-розового атласа с розовыми цветами и многое другое. Неотразимое впечатление производили собранные в большом количестве женские головные уборы, различные типы крестьянской и боярской верхней одежды, старинные украшения (золотые серьги с жемчужинами, серебряные с эмалевой росписью – XVII век, яхонтовые бусы с подвесками в виде листочков с бирюзой – XVIII век).
Исключительную ценность в коллекциях Тенишевой составило богатое собрание икон, древнего русского письма (XVI -XVII в.в.), старинных церковнослужительских облачений, покровов, крестов и церковной утвари. В ее собрании также находились старопечатные и рукописные книги с заставками и рисунками: Библия, в деревянном переплете, обтянутом кожей (1580г.), рукописное Евангелие (1396г.) и других исторических мест днепровской поймы на Смоленщине, производившихся Тенишевой, Барщевским и Рерихом.
Кроме того, Мария Клавдиевна разместила в музее наиболее интересные образцы изделий талашкинских мастерских. Эти предметы составили оригинальный раздел, говоривший о содружестве профессионального искусства и народного творчества, центром которого являлось Талашкино.
Музей «Русская старина» открылся в разгар бурных событий 1905 года, В городе происходили революционные выступления рабочих молодежи, ширилось крестьянское движение. Тенишева закрыла свою школу во Фленове, талашкинские мастерские и переехала в Смоленск. У нее возникли серьезные опасения за сохранность экспонатов музея. Одна попытка нападения на музей была уже предпринята. Наиболее ценные экспонаты Тенишева переправила в Париж. Выставка, открывшаяся в мае 1907 г. в Лутере и продолжившаяся несколько месяцев, прошла успешно и получила огромный резонанс не только во Франции. Европейский зритель впервые по-настоящему соприкоснулся с русским народным искусством. Восхищение коллекциями Тенишевой было заслуженным.
В 1908 г. коллекции были возвращены в Смоленск, и историко-этнографический музей открылся для публики. Когда же стало известно о намерении Марии Клавдиевны передать музей в дар городу, Городская дума, побоявшись лишних расходов, никак на это не откликнулась, в то время как известнейшие музеи России и Франции, обращались к княгине с просьбой о передачи им коллекции и были готовы предоставить свои помещения. Несмотря на все это, Тенишева решила оставить музей в родном ей Смоленске. Но в мае 1911 г. музей был передан в ведение Московского археологического института.
В настоящее время в здании Тенишевского музея находится Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, основу которого составляет богатая картинная галерея, где экспонируется и значительная часть произведений русских и иностранных художников из собрания Тенишевой. Небольшая часть историко-этнографической коллекции княгини находится в талашкинском теремке и в Смоленском историческом музее. Большинство же ценных экспонатов хранится в музейных фондах на Соборном дворе.

Творческая деятельность Тенишевой
С Талашкино связано и начало большой творческой деятельности Марии Клавдиевны в области эмалевого дела, в котором она достигла высокой степени совершенства и приобрела широко заслуженную известность. Художественными эмалями она заинтересовалась еще зимой 1884-1885 гг. во время обучения пению в Париже. Посещая музеи, она восхищалась эмалевыми работами древних мастеров, и в особенности – эпохи Средневековья. Позднее ее внимание привлекла старинная русская финифть, интересные образцы которой были представлены в ее музейных коллекциях. Когда развернулась работа в Талашкинских мастерских, в одной из них Тенишева соорудила муфельную печь и начала самостоятельно, «на ощупь работать и делать опыты с эмалью». В начале 90-х гг. XIX в. эмалевое дело находилось в упадке и слава знаменитых эмалей стала лишь достоянием музеев. Старинная техника была в значительной мере утеряна, в ходу были лишь самые примитивные инструменты, скудный набор красок снижал художественную ценность изделий. Поэтому ключ к обновлению этого древнего искусства она видела в том, чтобы найти новые краски для эмалей. В результате торных поисков и длительных опытов в сотрудничестве с художником Жакеном она создала новую палитру – более 200 оттенков непрозрачной огнеупорной эмали, стойкой в отношении любых кислот. Больших успехов достигла Тенишева в изготовлении выемчатой эмали (заполняющей углубления, выдолбленные на поверхности металла), техника наложения которой являлась наиболее трудной. Этот старинный способ не практиковался в эмалевом деле с XIII века.
Изготовив в своей мастерской большое количество различных художественных изделий, главным образом в технике выемчатой эмали, Мария Клавдиевна выступала с ними в 1907 году на выставке в Париже. В 1908-1911 гг. Тенишева создала монументальное произведение – большую дверь из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями.

История «Храма духа»
Еще в начале 90-х годов княгиня решила построить в Талашкино храм. Наиболее удобным местом для его строительства оказалась вершина большого холма во Фленове, поросшего старыми елями и липами, откуда открывался вид на необозримые смоленские дали. Здесь в 1902 г. и был заложен храм-усыпальница. Его строительство стало естественной кульминацией деятельности Тенишевой в Талашкино. Частично строительство было закончено к концу апреля 1903 года, а полностью – в канун Первой мировой войны. Вот что сообщала о начале строительства газета «Смоленский вестник»: «В четверг, 7 сентября в имении Талашкино совершена закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружена для нужд местной сельскохозяйственной школы . Строится по личным указаниям владелицы в строгом древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикой, и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением».(10)
Работу над созданием Храма Мария Клавдиевна продолжает в сотрудничестве с Рерихом « . в прошлом году Вы делали планы, что приедете по близости нашей церкви, мечтали совокупно созидать «Духа» .».(11) Церковь, переименованная в Храм Святого Духа, неизменно называлась Тенишевой и Рерихом «Храмом Духа» – искались вершины проявления человеческого духа. Рерих писал: «Последнее время ее увлекала мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать Храмом Духа».(12)
К сожжению, церковь так и не была освящена, хотя уникальные рериховские фрески уже покрывали большую часть Храма. Вход в церковь украшала рериховская же мозаика, а семиметровый крест в дар церкви и в память В.Н. Тенишева, был создан ювелирами-художниками Фаберже.
Росписи стен внутри храма во Фленове до нас не дошли. Остались лишь фоторепродукции с них и несколько уцелевших эскизов Рериха.
В 1938 г., в десятую годовщину смерти М.К. Тенишевой, Русское Историко-генеалогическое общество во Франции издало в память о ней сборник «Храм Святого Духа в Талашкино» с богатейшим иллюстрированным материалом.

Судьба наследия Тенишевой
Подробное описание архитектуры и убранства Храма А. Калитинский завершает следующими словами: «После же большевистского переворота Храм был осквернен, обезображен и превращен в какое-то помещение».(13)
К сожалению, это соответствует истине. Крест с церкви был сброшен, а помещение Храма долгие десятилетия служило зернохранилищем с обязательной ежегодной обработкой стен дезинфицирующими химикатами. Поэтому сегодня не осталось и следа от рериховской росписи. Еще более страшная участь постигла прах хозяина усадьбы – князя Вячеслава Николаевича Тенишева.
После революции богатейшие собрания М.К. Тенишевой стали народным достоянием Хранителем музея оставался неутомимый собиратель его коллекций И.Ф. Барщевский, деятельность которого получила должную оценку со стороны Советского правительства (позднее ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР).
Во время фашистской оккупации Смоленска много культурных и художественных ценностей города было разграблено гитлеровцами. После освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943г., одновременно с восстановлением разрушенного города, в нем начала снова интенсивно развиваться культурная жизнь, прерванная войной. Вскоре открылись для посетителей историко-краеведческий музей и картинная галерея. В 1946 г. усадьба Талашкино была объявлена художественным заповедником. А в 1948 г. Совет Министров РСФСР включил фленовскую церковь в число памятников архитектуры всероссийского значения, подлежащих государственной охране.
Талашкинский «Теремок» стал филиалом областного музея изобразительных и прикладных искусств, и в нем разместились некоторые из замечательных изделий тенишевских мастерских, а также мемориальные экспонаты, отражавшие в какой-то мере жизнь и деятельность Тенишевой.
Значение Талашкино как крупнейшего в прошлом художественного центра огромно. Оно было одним из самых известных пунктов дореволюционной России, где работали над возрождением народного искусства ряд крупнейших художников прошлого: Врубель, Малютин, Поленов, Васнецов и многие другие.
Талашкино, в свое время, сыграло важную роль в развитии народного искусства, и его возрождение сейчас имеет огромное значение для дальнейшего развития русской культуры. Надеюсь, что в современной России найдется, меценат, подобный Марии Клавдиевне Тенишевой, способный продолжить дело, начатое великой княгиней.
Значение и роль тенишевских дел
Итак, при составлении реферата я узнал очень много нового и могу сделать некоторые выводы о значение тенишевских дел.
Я считаю, что не каждый человек открыл бы бесплатную рисовальную студию, как это сделала Мария Клавдиевна Тенишева. В Смоленске и Талашкине финансировала многие выставки, археологические раскопки, открыла лазареты в 1905 и 1914 годах, помогала бедным людям, открыла во Флёнове прогрессивную сельскохозяйственную школу. В 1911 году передала Смоленску свой музей «Русская старина». Приобретя в 1893 году в Смоленском уезде имение Талашкино, превратила его в художественный центр, где были созданы художественные мастерские, театр, жили и работали многие выдающиеся художники, деятели искусства.
Большой заслугой М.К. Тенишевой явилось открытие в Талашкине художественных мастерских, где учились наиболее способные ученики. Тенишева вложила много сил в создание лучшего будущего своих учеников, так А.П. Мишонов (1882-1938) благодаря ей стал профессиональным художником.
И мне кажется, что не только ее ученики должны быть благодарны Тенишевой за её труды и относиться с любовью к плодам её творчества, а все люди, для которых она сделала все то, что смогла. Но не заслуженно храм св. Духа был осквернён, обезображен и превращен в какое-то служебное помещение после большевистского переворота. Хочется думать, Мария Клавдиевна не узнала, что случилось с телом её мужа, что стало с Храмом Духа .
Список литературы:
1) Л.С. Журавлёва Княгиня Мария Тенишева 1994г. с.320.
2) Л.С. Журавлёва Талашкино 1979г. с.30.
3) З.И. Пастухова По Смоленщине 1985г. с.160.
4) Смоленск. Краткая энциклопедия 1994г. с.575.
5) М.К. Тенишева Впечатления моей жизни 1991г. с.287.

Сноски:
1 – Л.С.Журавлева Княгиня Мария Тенишева с. 5.
2 – Л.С.Журавлева Княгиня Мария Тенишева с.5.
3 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с.8.
4 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с.8.
5 – Смоленск. Краткая энциклопедия с.491.
6 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с. 14.
7 – З.И. Пастухова По Смоленщине с. 133.
8 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с.9.
9 – Л.С. Журавлева Талашкино с.4.
10 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с. 12.
11 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с. 12.
12 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с. 12.
13 – М.К. Тенишева Впечатления моей жизни с.12.