–PAGE_BREAK–Сходная ситуация в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно, потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров информатизации [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/form].
По прогнозу Мининформсвязи, в период с 2006 по 2010 гг. объем российского ИТ-рынка должен утроиться. Основная ставка делается на развитие отечественного инновационного производства. Специалисты отмечают, что только ускоренное развитие инновационных проектов и предприятий за счет привлечения достаточного финансирования при одновременном значительном увеличении числа выпускаемых специалистов современного уровня позволят выполнить поставленную задачу.
К 2010 г. российский рынок информационных технологий должен вырасти до $39 млрд. Об этом заявил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев, выступая на первом Всероссийском форуме инноваторов. В настоящий момент объем отечественного рынка ИТ составляет $13,3 млрд [http://www.nair-it.ru/forum.php].
Как заявил Дмитрий Милованцев, «в течение ближайших четырех лет нам удастся утроить объем рынка, прежде всего, за счет развития продуктовых линеек, которые основаны на наших отечественных инновациях». Свой оптимизм он подкрепил тем, что «темпы роста крупнейших компаний рынка информационных технологий и телекоммуникаций существенно превышают средние темпы роста по экономике в целом и находятся на уровне 30–40%».
Заместитель министра отметил, что в настоящий момент «мощные компании, такие, как „Ситроникс“, „Армада“ и т.д., получают достаточные инвестиционные ресурсы для того, чтобы покупать технологические решения и становиться технологически уникальными компаниями». Кроме того, в последнее время наметилась тенденция, когда «компании сектора информационных технологий, прежде всего, основанные на инновациях, становятся опережающим драйвером для развития фондового рынка» [http://pda.cnews.ru/news/index.shtml?top/2007/12/04/277969].
Итак, рост рынка ИТ в России по темпам роста давно обогнал естественные газонефтяные монополии и сырьевые компании, становясь самым высокодоходным по показателя «вложение — результат». Российский бизнес, хоть и с трудом, но начинает внедрять ИТ на своих предприятиях. Рост ВВП, на сегодняшний день, напрямую зависит от развития и внедрения ИТ. Но, к сожалению, эту простую истину не могут или не хотят понять руководители многих российских предприятий, пытающихся полумерами подойти к решению этого вопроса.
2. Интернет (Рунет)
2.1. Интернет, общая характеристика развития
К наиболее быстро растущим в мире, а в последние годы и в России, необходимо отнести сектор информационных технологий и отдельные сегменты электронных медиа услуг, таких как платное ТВ и Интернет услуги.
7 апреля 1994 года принято считать днем рождения домена .RU — именно в этот день появилась запись в международной базе данных национальных доменов верхнего уровня, поддерживаемой Уполномоченной организацией по распределению адресных ресурсов в сети Интернет (IANA). С тех пор в Рунете было зарегистрировано более 500 тысяч доменов. По данным RIPN по состоянию на 23 мая 2006 года их насчитывается 526 775 [http://www.ripn.net:8080/divss/2007/domain_2006.html].
По данным на 31 декабря 2005 года в зоне .RU было зарегистрировано 446730 доменных имен — на 46,31 % больше, чем в конце 2004 года (305339 доменных имен). Таким образом, в 2004 году наблюдались наиболее высокие темпы роста российского интернета за всю историю его существования. Они сохранились и в текущем году. Ожидалось, что полумиллионная отметка будет преодолена только осенью, однако это случилось уже в апреле [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/runet].
По экспоненте растет и индекс Рамблера — сводный показатель пользовательской активности в российском Интернете, который рассчитывается ежедневно на основе суммарного количества посещений Интернет-ресурсов, зарегистрированных в Rambler’s Top100. К настоящему времени показатель вырос с базовой отметки «1000», зафиксированной в феврале 2000 года, более чем в 1000 раз рис. 4 [http://www.rambler.ru/doc/about.shtml#promo].
Рис.3 Число зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005
В тройку самых посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler (20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).
Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.
Ожидается, что к 2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6 млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3 млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.
В России поставщики предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления тройных услуг (голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя различные технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.
Наибольший среди крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств. Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько сокращается [http://www.idc.com/russia/about/divss/rus_081107_pr.jsp].
Широкополосный доступ (ШПД) в Интернет продолжает развиваться в России стремительными темпами. Так, по оценке J’son & Partners количество широкополосных подключений в России выросло в течение 2005 года почти в 2 раза, с 890 тысяч до 1770 тысяч. В результате, дома или на работе в конце 2005 года скоростным интернетом могли пользоваться 5,5 млн россиян — на 47 % больше, чем в предыдущем году. На долю ШПД приходится 53 % всей недельной российской интернет-аудитории, что позволяет говорить о его победе над коммутируемым доступом по телефонной линии (dial-up). По темпам роста количества широкополосных подключений страна занимает 3 место в мире после Турции и Польши среди крупных (более 1 млн подключений) национальных рынков [http://www.json.ru/ru/info_pages/news/divss/1612/index.shtml].
Однако если доля ШПД в «офисном» сегменте оценивается на уровне 85 %, то большая часть «домашних» пользователей (порядка двух третей) по-прежнему предпочитают dial-up. В то же время именно в секторе частных пользователей наблюдается стремительный рост — за 2005 год количество «домашних» широкополосных подключений в России увеличилось в 2,35 раза (более чем на 750 тысяч) и достигло 1335 тыс домохозяйств. Доля индивидуальных («домашних») подключений от общего количества широкополосных подключений увеличилась в 2005 г. с 64 % до 75 %; индивидуальные абоненты обеспечили более 80 % роста рынка.
Рис. 5 Широкополосный доступ в России.
Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 % «домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/reg].
Рис.6 Технологии широкополосного доступа в Интернет «домашних» пользователей 2005 год
Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в Интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ [http://romir.ru/news/res_results/268.html].
Как бы то ни было, а краткосрочные и среднесрочные прогнозы по росту широкополосных подключений в стране весьма оптимистичны. Так, по оценкам J’son & Partners по итогам 2006 года количество «домашних» широкополосных подключений в России может увеличиться на 80 % и достичь 2,4 млн, а объем рынка приблизится к $350 млн. В 2006 году окончательно утвердится роль регионов как основного источника новых подключений к «быстрому» Интернету, при этом сохранится примерный паритет между ADSL и Ethernet по количеству новых подключений. Движение рынка в сторону регионов и менее обеспеченных пользователей приведет к дальнейшему снижению ARPU (примерно на 20 % в год), что, однако, будет с лихвой компенсироваться ростом абонентской базы.
Рис.7 Российский рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.
Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %. К 2010 г. быстрым Интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного Интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в Интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд. руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд. руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/reg].
Подводя итоги нужно отметить, рост рынка ШПД в России идет стремительными темпами. Компании провайдеры стремительно набирают обороты, охватывая не только крупные мегаполисы (Москва, С.- Петербург), но и регионы. Количество подключений к Интернет «домашних» пользователей неуклонно растет. Однако, компании провайдеры ШПД сталкиваются с рядом проблем. В частности: требуется охватить значительные территории страны, преодолеть проблему низкого развития коммуникационных сетей в регионах. Для дальнейшего развития ШПД в регионах – российской глубинке, необходимы очень крупные инвестиции, с большим по времени сроком окупаемости. Так же сильно тормозит внедрение ИТ в России низкая активность и ИТ-грамотность населения, вследствие неудовлетворительного уровня жизни.
2.2. Интернет, online– игры
О тенденциях развития такой ветки игровой индустрии как MMORPG (Massive multiplayer online roleplaying games) довольно сложно судить. Однако, несомненно, что рынок online-игр один из самых быстрорастущих в мире. В России данное направление повторяет динамику мирового, но значительно уступает США, Европе и некоторым странам Азии. По оценкам iKS-Consulting, в 2007 году объем российского рынка цифровых игр вырастет на 44% и превысит $460 млн. [http://marketing.rbc.ru/rev_short/31683955.shtml].
В последнее время аббревиатура MMORPG встречается все чаще. Многопользовательская ролевая онлайн-игра — разновидность онлайновых ролевых игр, позволяющая множеству людей одновременно играть в изменяющемся виртуальном мире через Интернет. MMORPG — это одна из разновидностей MMOG (англ. massive multiplayer online game). Собирая геймеров со всего мира в одном игровом пространстве, разработчики MMORPG позволяют миллионам пользователей общаться, создавать и совершенствовать своих героев, выполнять различные действия. Чтобы удержать и гарантировать интерес игроков в подобных онлайн — играх постоянно развиваются миры, сценарии, добавляются новые интересные возможности. Создатели игры постоянно поддерживают существование игрового мира.
Игры такого плана построены по клиент–серверной технологии. Клиентские приложения можно скачать в Интернете или купить на диске. В связи с тем, что многие игры являются коммерческими (в качестве примера можно выделить EverQuest и World of Warcraft) игроки должны приобретать клиентское приложение или вносить абонентскую плату за доступ к игровому пространству. В некоторых случаях затраты игрока включают как покупку клиентского приложения, так и абонплату, так стоимость одного аккаунта офф сервера Lineage II на 30 дней — 385 руб. [http://direct.cod.ru]. Также есть и бесплатные игры, однако их качество уступает платным аналогам. Кроме вышеперечисленных, можно выделить так называемые частные, пиратские сервера, для крупных платных игр, например, для Lineage II, но их игровое пространство значительно беднее легальных серверов. Есть разновидности подобных игр, где в качестве клиента выступает обычный браузер, такие игры называются ВBMMORPG.
Совершенно не удивительно, что большое число геймеров увлекаются online-играми. Людям гораздо интереснее состязаться друг с другом, чем с компьютером. По прогнозу Parks Associates, к 2010 году рынок online игр превысит 4,4 млрд долл. [http://www.habra.ru/lenta/729]. Такие показатели основаны на результатах наблюдений за нынешним развитием игровой индустрии в сети. Развитие и совершенствование компьютерных технологий, расширение возможностей доступа к сети Интернет способствуют тому, что MMORPG игры все больше пользуются спросом. По неофициальным данным, средний пользователь ПК тратит на игры 18,5 часа в неделю, в то время как с приставки играют в два раза меньше – 8,9 часа в неделю, а владельцы мобильных устройств — 4,6 часа в неделю.
Среди российской аудитории игроков пальму первенства удерживают такие игры как World of WarCraft, Lineage II, EverQuest II. За счет оригинального аниме–оформления и достаточно лояльной экономической политики растет популярность корейской игры Ragnarok. Несколько десятков тысяч россиян часами сидят перед мониторами, создавая ярких персонажей, получая профессии и занимаясь организацией игроков в гильдии, получая возможность принимать участие в войнах, рейдах и пр.
Интересен и тот факт, что online-игры привлекают внимание не только молодежь школьного возраста, но и тех, кому 25 и более, среди которых немало и женщин. Среди них наиболее популярны приключенческие игры.
Самые популярные бренды рынка online-игр: World of Warcraft, Lineage II, Ragnarok online, «Острова», Everquest II, «Война онлайн», «Дозоры.ру», EVE Online, «Астроникс. Мастера Вселенной», «Бойцовский клуб», «Жуки», «Сфера», Wizards World II … И это далеко не весь список online-игр, играя в которые, геймеры по всему миру тратят более чем 3 часа в день.
Эти и многие другие игры объединяет то, что в подобных играх одновременно могут участвовать несколько тысяч контролируемых людьми персонажей, которые обладают чрезвычайно гибкой системой настройки, что позволяет создать уникальную внешность для своего героя и, конечно, это море общения!
По подсчетам экспертов, оnline — игры входят в тройку лидеров в рейтинге сетевых развлечений, которые приносят значительные доходы. Число поклонников такого рода занятий растет, поэтому содержание сервера online-игр является неплохим источником дохода. Увлеченные геймеры составляют 11% общей аудитории и приносят 30% прибыли издателям игр [http://internet.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/10/10/269833]. Скромные доходы российских держателей игровых серверов объясняют отсутствие на российском рынке online-игр крупных западных инвесторов. Однако перспективы отечественного рынка развлечений привлекают в отрасль серьезные западные инвестиционные фонды.
продолжение
–PAGE_BREAK–Один из удобных способов выкачивания денег из игроков – привлечение бесплатной регистрацией и бесплатной игрой. Казалось бы, как здорово — все бесплатно.
Но, поиграв некоторое время, геймеру захочется усовершенствовать своего героя, поменять его внешность, установить аддон и так далее, а это уже стоит денег. Увлеченный красочной игрой игроман не станет жалеть средств на скачивание дополнительных возможностей.
Теоретически можно, конечно, их не оплачивать и продолжать играть без обновлений. Но без скачивания новых игровых пространств игра станет обыденной и серой и быстро надоест. Это самый очевидный способ выкачивания денег, однако далеко не единственный.
Получать доходы от игр могут не только создатели игр и владельцы серверов, но и сами играющие, скупая и продавая игровые ресурсы, редкие вещи и самих игровых персонажей. Прокачанные персонажи продаются на онлайновых аукционах за вполне реальные деньги. Продажа игровых артефактов, обмен предметами, обмен игровых денег на реальные – список возможных вариантов заработка. Подобный источник заработка стал довольно распространенным в последнее время. И, несмотря на то, что владельцы многих игровых серверов относятся к этому негативно, остановить это не так то просто. Стоит отметить еще и тот факт, что тех, кто пытается заработать реальные евро, доллары и рубли, продавая готовых персонажей и дополнительные атрибуты, владельцы серверов пытаются остановить. В игру нужно играть, а не зарабатывать на этом деньги, хотя некоторые с этим не согласны.
Тем не менее, разработчики не упускают возможности борьбы за упущенные доходы. Так, например, в прошлом году из-за подобных нарушений были заблокированы более 5000 игровых аккаунтов игры World of Warcraft. Известны и более серьезные попытки борьбы так называемыми «фермерами золота», которые игровые деньги продают за реальные. Пример тому, подача федерального иска против владельцев сайта Peons4hire.com. Эта новость была представлена на сайте игры World of Warcraft весной этого года. Поэтому пытаясь заработать таким образом, не стоит забывать, что подобная деятельность невыгодна владельцам серверов.
Среди online-игр есть и отечественная разработка, созданная специалистами из Nikita, под названием «Сфера». В нее сейчас уже играет более 60 тысяч россиян. Nikita.online — производитель компьютерных игр и online — сервисов, первая российская игровая компания — была выделена в самостоятельное предприятие из основанной в 1991 году концерна Nikita. Основное направление деятельности компании — разработка, запуск и поддержка online — проектов, а также создание игр для персональных компьютеров. Компания разработала более 100 игр различных жанров и локализовала более 50 зарубежных проектов для российского рынка [http://www.nikitaonline.ru/about.php].
Компания Web Interactiv World – одна из первых российских издателей и разработчиков многопользовательских онлайновых игр в России. Компания основана в 2004 году. На данный момент в издательском активе компании находиться 5 онлайновых игр. Игры WIW являются условно бесплатными, абонентской платы нет, однако можно купить дополнительные возможности. Это так называемая «корейская» бизнес-модель (в отличие от бизнес-модели «абонентская плата»), в России работает (зарабатывает) только она. Оплачиваемые услуги для игр предоставляются на основании публичного договора-оферты [http://wiw.ru/company/company.htm].
В 2003 году началась работа над многопользовательским проектом, который позже стал известен как «Территория». Компания IT-Territory была официально зарегистрирована в январе 2004 года. Компанией был создан игровой портал Игры.Mail.Ru, который пользуется популярностью среди пользователей Интернета, успешно запущено 8 многопользовательских online-игр: «Территория», «Жуки@Mail.Ru», «Легенда: Наследие драконов», «Драйв@Mail.Ru», «Берсерк@Mail.Ru», [email protected], «Хаддан», «Алератор», разработан агрегатор платежных систем TerraBank.ru. Всего во всех проектах компании зарегистрировано 3 076 тыс игроков. В день регистрируется от 500 до 3 тыс человек. В популярных играх, таких, как www.dwar.ru около 2 тыс. Игры работают по условно бесплатной модели, большинство из них браузерные (ВBMMORPG). Создание персонажа и регистрация, также как и дальнейшая игра – бесплатные. Пользователи платят только за дополнительные возможности [http://www.it-territory.ru].
Еще одна компания на российском рынке — GDTeam. Студия GDTeam была создана в апреле 2006 года. В данный момент компания занимается разработкой ряда online — игр и игровых ресурсов. Уже разработанный продукт – Arena online [http://gdteam.com/about].
Учитывая негативное отношение к пиратству и нарушению вопросов интеллектуальной собственности постоянно ведется борьба правообладателей на игры с нелегалами. По статистике 60 — 65% игр в Интернете — это пиратские копии. По этой причине в 2006 году прекратили работу несколько российских серверов Lineage 2.
По просьбам корейской компании NCSoft ФБР занималось вопросами по закрытию неофициальных серверов Lineage 2.В частности, на владельцев L2Extreme был подан иск в суд, и компания – разработчик игры попыталась отсудить за нарушение прав около миллиона долларов. В результате представителями ФБР была остановлена работа сайта и сервер был закрыт за незаконный доступ к многопользовательской ролевой игре Lineage 2. По данным ФБР, активных пользователей ресурса насчитывалось около 50 тыс человек. Однако даже такое незначительное число нелегальных игроков уменьшает прибыть компании – разработчика на миллионы долларов в год. По словам Мэтта Эсбера, представителя NCSoft в Северной Америке, «эти финансовые потери сказывались на функционировании службы поддержки, на разработке новых продуктов» [http://internet.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/10/10/269833].
Учитывая нынешние тенденции, можно заметить, что online-игра с простым сюжетом и красивой графикой приносит больший доход разработчикам и владельцам, чем продаваемые синглы. Если производитель сингл-игры получит доход только от продажи диска с игрой, то доход от online-игры будет включать в себя продажу диска с клиентом для игры на сервере, продажу серверной части, регистрацию аккаунта или доходы от продажи дополнительных возможностей к игре. По всей видимости, дальнейшее развитие оnline – сервисов сыграет решающую роль для дальнейшего роста и развития индустрии игр в России, что несомненно способствует развитию рынка ИТ.
3 Великая «черная дыра» российской экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе.
Сельское хозяйство. По признанию почти всех экономистов и управленцев, еще со времен СССР, сельскохозяйственный комплекс всегда был для экономики страны глобальной «черной дырой». Деньги вкладывались огромные, а отдача всегда оставляла желать лучшего, достаточно вспомнить реформаторскую деятельность Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева и многих других. Все попытки вывести «локомотив сельского хозяйства» на «светлый путь» оставались безрезультатными. Достаточно вспомнить, кукурузную и целинную эпопею, застройку типовыми пятиэтажками районов крайнего севера для коренных народов и т.д.
Однако, на дворе XXI век, современные ИТ технологии стали реальностью бытия. Быть может возможно сблизить город и деревню путем освоения новых ИТ в сельскохозяйственных коммуникациях. Возможно, что утечка молодежи из сельских районов не стояла бы так остро. Ниже описаны наиболее успешные иностранные опыты освоения ИТ на селе.
3.1. Иностранный опыт применения ИТ
в сельскохозяйственном комплексе.
Один из самых грандиозных в мире проектов по строительству беспроводной полносвязной IP-сети реализуется в провинции Брешиа на севере Италии. Сеть развертывается на базе решения Cisco Outdoor Wireless на территории площадью 4 800 кв. километров, на которой расположены 206 населенных пунктов, включая малые села в горной местности. Благодаря единой конвергентной сети с пропускной способностью 4-8 Мбит/с, к которой будут подключены тысячи различных объектов (в том числе школьные и медицинские учреждения), местные органы власти, предприятия и частные граждане смогут получать широкополосные коммуникационные услуги, начиная от простого доступа в интернет, позволяющего частным гражданам бесплатно пользоваться услугами на веб-сайтах госучреждений, до электронных закупок и онлайновых приложений для предприятий. Все это призвано создать новые стимулы для экономического развития и служит для преодоления технологического неравенства между различными слоями населения, повышения качества жизни.
Экономические выгоды проекта оказались более чем впечатляющими. Выяснилось, что, вложив в проект 2 млн. евро, провинция Брешиа в течение последующих шести лет сэкономит 27 млн. евро за счет сокращения безработицы и еще 30 млн. евро — благодаря внедрению различных общественных услуг. Кроме того, на 41 млн. евро увеличатся налоговые поступления и на 39 млн. евро возрастет продуктивность предприятий малого и среднего бизнеса. В целом же, по расчетам местных специалистов, применение решения Cisco Outdoor Wireless сулит провинции Брешиа в течение последующих 6 лет общую экономию и дополнительные доходы в размере 139 млн. евро [http://dkvartal.ru/news/870490].
Другой пример показывает, как современные технологии могут помочь улучшению медицинского обслуживания в развивающихся странах и реально улучшить здоровья бедного населения. При этом, что особенно важно, телекоммуникационные услуги могут быть безубыточными даже в беднейших районах. Здесь интересен опыт Индии, которая использует Wi-Fi для сельской телемедицины. Благодаря направленным антеннам и специальному ПО, с помощью которого синхронизировалась работа приемника и передатчика, стало возможным использовать эту близкодействующую технологию для связи на расстояниях до 50 и более километров. После того, как первые образцы дальнодействующей Wi-Fi-связи были созданы и протестированы в лаборатории Intel в Беркли, они были успешно внедрены в Индии и проходят тестирование в ряде африканских стран. Самая длинная линия такой беспроводной связи в 58 км работает в Гане.
В Индии модифицированная Wi-Fi-сеть используется в глазном госпитале Aravind Eye Hospital для проведения телемедицинских консультаций жителям небольших удаленных деревень. Для этой цели в пяти деревнях на расстоянии 10-20 км от госпиталя были оборудованы телемедицинские центры, на которые было затрачено около $7500 ($4000 — помещение, $1500 — телекоммуникационное оборудование, $2000 — вышки для антенны). На эксплуатацию каждого центра, где работает одна медсестра, ежемесячно расходуется около $150. Общий одного из таких центров за четыре с небольшим месяца составил около $1600; за это время было обследовано 1380 пациентов, 88 из которых направлено в госпиталь. Стоимость одного визита — 25 центов, в то время как из-за удаленности госпиталя один визит к врачу обходится пациенту примерно в недельный заработок. Правительство Индии при поддержке корпорации Intel планирует построить 50 таких центров, в которых можно будет оказать помощь 500 тысячам человек в год [http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/wimax.shtml].
3.2. Российские проекты ИТ в сельскохозяйственном комплексе.
Российские проекты по созданию беспроводных сетей в сельской местности носят единичный и локальный характер, и говорить о сколь-нибудь масштабных проектах не приходится. За технологическую основу внедрения в небольших населенных пунктах, включая села, универсальных услуг связи и подключения школ к Интернету в подавляющем большинстве случаев взят проводной доступ, который во многих случаях экономически не оправдан, и традиционные TDM-технологии, которые принципиально устарели.
Можно отметить лишь несколько проектов использования беспроводных технологий в сельской местности. Так, среди первопроходцев в области внедрения Wi-Fi на селе — инженерный центр «Геомир», который еще в 2003 году реализовал проект по созданию единой системы мониторинга управления в АПК «Ильинка» (Оренбургская область). В рамках проекта в хозяйстве была создана инфраструктура передачи данных, включающая в себя и беспроводную сеть передачи данных. Введение новой системы позволил АПК «Ильинка» сэкономить около 15 % годового оборота, который в 2002 г. составил 30 млн. рублей, а в 2003 г. увеличился до 60 млн. рублей. Это произойдет как за счет внедрения новых технологий в ведение хозяйства, так и за счет расширения посевных площадей и приобретения новой сельхозтехник. Проведение космической съемки в период подготовки полей к севу, период вегетации, созревания и сбора урожая позволяет оперативно обнаружить чрезвычайные ситуации на территории хозяйства – пожары, затопления, крупные аварии. Кроме того, снимки позволяют определять всхожесть озимых, обнаруживать признаки засухи, образование и рост оврагов, эрозию, засоление и заболачивание почв. Уже сейчас с помощью этой системы АПК «Ильинка» получил четкие карты полей, которые до этого никто не мог сделать, поскольку последние аэросъемки в Оренбургской области проводились в 1985 году. [http://gisa.ru/10183.html]. Своеобразный «Wi-Fi коровник» был создан и в поселке Швариха Богородского района Нижегородской области.
Статистика использования широкополосного беспроводного доступа в российских селах говорит сама за себя. Доля наземных радиотехнологий, включая WiMAX, для подключения сельских школ к Интернету в рамках нацпроекта «Образование» составляет менее 1%. А использование радиодоступа для подключения отделений «Почты России», на базе которых создаются коллективные пункты доступа в Интернет, находится на уровне 4% рис. 8.
Рис. 8. Телекоммуникационная инфраструктура отделений Почты России.
И это несмотря на то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет не более трех лет [http://wimax.livebusiness.ru/faq].
Рис.9. Динамика экономических показателей по проекту строительства региональных мини-сетей WiMax.
В технологическом плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.
Рис. 10. Схема организации беспроводного доступа в сельской местности.
Развитие беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании «Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. С другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей, которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется GPRS/EDGE.
Первый в России оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор (127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса (QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности (до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных, организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.
продолжение
–PAGE_BREAK–Там же, где сигнал от базовой станции сотовой связи отсутствует, а использование проводной инфраструктуры и сотовой связи затруднительно или невозможно по техническим и финансовым причинам, оптимальным решением являются системы спутниковой связи на основе технологии VSAT. В этом сегменте дела обстоят неплохо. Так, во втором квартале 2007 года закончился монтаж 743 спутниковых станций, а в третьем квартале 2007 года планировалось внедрить еще 225 станций. Наибольшее их количество пришлось на регионы Сибири и Дальнего Востока. Так, в Иркутской области установлены 179 станций, в Республике Саха (Якутия) — 245, в Хабаровском крае — 220
[http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/communication_rural.shtml].
3.3. Национальный проект «Образование» в сельской местности.
Другим важным драйвером количественного и качественного роста сельских коммуникаций является приоритетный национальный проект «Образование», который гарантирует подключение и предоставление круглосуточного неограниченного доступа к Интернет до конца 2007 года 52 752 образовательных учреждений (ОУ) на всей территории страны. На подключение к Сети и оплату трафика выделено 3 млрд. руб. По данным на 26 сентября 2007 года было подключено 51774 ОУ, т.е. более 98% плана на конец 2007 года [http://rost.ru/projects/education/ed7/ed_totals1_06.shtml].
Согласно «школьному» проекту итоговое соотношение между подключенными к Сети сельскими и городскими школами должно составлять 70% и 30% соответственно, эти показатели были достигнуты в августе 2007 года рис. 11.
Рис.11. Соотношение подключенных к Интернет городских и сельских образовательных учреждений, 2006-2007 гг.
Наиболее распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.
Рис. 12 Технология подключения сельских школ к Интернет.
Потребность подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в различных регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня и Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область, Чувашия и Кабардино-Балкария [http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/communication_rural.shtml].
Изначально проект выполнялся с возможностью расширения канала связи до каждой из школ. Скорость в 128 Кбит/с, обозначенная в госконтракте, ограничена программными средствами оконечного оборудования в образовательных учреждениях (как правило, это xDSL-модемы). Для расширения полосы необходимо изменение настроек оборудования. Увеличение скорости доступа по всем школам требует решения и ряда других задач, таких как выделение дополнительного ресурса спутниковой группировки, а также расширения полосы пропускания магистральных каналов связи, задействованных под реализацию проекта.
Вместе с массовым подключением школ к Интернету встает вопрос об оплате потребляемого ими трафика. До начала 2008 года всем учебным заведениям предоставлен неограниченный бесплатный доступ ко Всемирной паутине. Наиболее активно Интернетом пользуются удаленные регионы, для которых зачастую школьные компьютеры являются единственной оперативной связью с внешним миром.
Конечно, говорить о том, что после подключения школы к глобальной Сети телекоммуникационная инфраструктура в данном населенном пункте создана, нельзя. В более чем половине сел «школьный линк» — это единственный широкополосный канал доступа, а создание второго канала требует больших затрат. Тем не менее, по словам поставщиков оборудования, реализация данного проекта дала существенный импульс развитию сельских телекоммуникаций. Ведь часто избыточная емкость канала (там, где она есть) используется не только для школ, но и для подключения сельских администраций, больниц, телефонизации различных объектов.
В целом, как считают эксперты, создание беспроводных сетей — это самый экономичный по инвестициям и времени внедрения способ покрытия больших территорий связью, а разумное сочетание различных технологий (РРЛ, WiMAX, Wi-Fi и др.) предоставляет собой отличный инструментарий для оператора. При этом важно, что эволюция систем беспроводного доступа дает возможность реализовать современные принципы развития сетей (IP, NGN), которые закладывают фундамент для развития тех услуг, которые могут быть востребованы на селе в ближайшем будущем или уже сейчас (IP-телефония и IP TV, видеонаблюдение и пр.). Пусть пока сделано немного, но это первые и хочется верить не последние «ласточки». И главное, нельзя слепо копировать иностранный опыт. Да его необходимо изучать и анализировать, брать лучшее, учиться на чужих ошибках и внедрять в жизнь на территории России. Но слепо копировать в приказном порядке нельзя, чтобы не получилось второй «кукурузной эпопеи».
4. ИТ в торговле и общественном питании.
Предприятия российской торговли демонстрируют сегодня высокий спрос на «железо», а также телекоммуникационные и ИТ-услуги. При этом предпочтения варьируются в зависимости от сегмента. Если опт интересует консалтинг в области логистики, то розница больше внимания уделяет построению комплексных сетей, а общепит — разработке ИТ-стратегии. В любом случае, предприятиям торговли нужны как стандартные, минимально необходимые для ведения бизнеса ИТ, так и более «продвинутые», к которым они могут выдвигать нетривиальные требования. Сокращения затрат на высокие технологии в отрасли явно ожидать не приходится, что радует как аналитиков, так и компании предоставляющие ИТ-услуги.
4.1. Оптовая торговля.
Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов [http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/opt.shtml].
Оптовики сегодня демонстрируют самые масштабные ИТ-расходы, по сравнению с другими отраслями торговли — более 9,6 млрд руб. в 2006 году. Основную роль в информатизации оптовых предприятий играют решения по управлению цепочками поставок, а также системы автоматизации складов. Последние, отданные на откуп «человеческому фактору», рискуют превратиться в «черную дыру», и автоматизация — единственный способ обуздать этот процесс [http://www.osp.ru/cio/2007/09/4368702].
Оптовая торговля является важным посредническим звеном в движении товара от производителя к конечному (розничному) продавцу. Развитая оптовая торговля — показатель цивилизованности и зрелости рынка, для предприятий розничной торговли оптовые компании являются мощным рыночным инструментом, позволяющим сокращать транзакционные и транспортные издержки, связанные с поиском товара и его доставкой от производителя к месту конечной реализации, освободив средства и время для главной цели розницы — повышения качества обслуживания населения. Напротив, для оптовых компаний соответствующая деятельность по сведению на рынке конечных производителей продукции и розничных продавцов, является профильной, которая и определяет ИТ-потребности оптовых компаний.
Рис. 13 Информатизация сектора оптовой торговли*.
ИТ-расходы оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6 млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в 3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли, которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ в секторе была ниже 0,4%.
С точки зрения динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил 46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35% роста против 22,55 по экономике в целом [http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/warehouse.shtml].
Рис. 14 Темпы информатизации сектора оптовой торговли*.
Потребности предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны, определяется состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с поставщиками (производителями продукции). Поэтому основную роль в информатизации оптовых предприятий играют информационные системы, управляющие цепочками поставок, а также системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы).
Предприятия оптовой торговли крайне заинтересованы в грамотной организации работы складов и магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Специфика оптовых компаний также заключается в применении информационных технологий для организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров. Склад — явление довольно тонкое, в условиях интенсивного товарообмена, ускорения и роста числа сношений с хозяйствующими субъектами разных типов, роста номенклатуры хранящейся продукции, роста интенсивности отгрузок и прочих внешних факторов, склад, оставленный на откуп «человеческому фактору», по меткому выражению одного из экспертов, неотвратимо превращается «черную дыру». Автоматизация работы складов — единственный способ обуздать эти процессы.
Среди основных задач, которые решаются в оптовой торговле посредством автоматизации процессов — это оптимизация использования площади склада, сокращение затрат на хранение товара на складе, времени проведения всех складских операций, количества ошибочных складских операций, повышение точности учета товара, снижение потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшение зависимости от «человеческого фактора».
Оптимизация взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать цепочки поставок, состоящие из большого числа участников — производителей, дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости.
Автоматизация оптовых предприятий включает и традиционный для современной компании набор ИТ: кабельные сети, системы безопасности электропитания, кондиционирования, видеонаблюдения, телекоммуникационную инфраструктуру и проч. Однако, оптовые компании не столь критичны, как например, розничные предприятия, к фронт-офисным решениям — к установке программируемых контрольно-кассовых аппаратов с терминалами, поддержке высокотехнологичных систем оплаты, применению в работе мобильной связи, спутникового ТВ и т.п. При этом наличие в сall-центров, корпоративного портала, доступа в Интернет, услуг или поддержки услуг электронной торговли для оптовых компаний столь же важны, как и для предприятий других секторов торговли и сферы услуг.
Итак, крупные российские оптовые компании набирают обороты. Несомненно, влияние информатизации на торгово-административный процесс растет. Затраты на ИТ технологии растут с каждым годом. ИТ могут максимально уменьшить «человеческий фактор». Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.2. Розничная торговля.
Предприятия торговли вообще и розничной торговли, в частности, не относятся к числу отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям. Тем не менее, предприятии розницы одни из самых активных ИТ-заказчиков в торговле. По итогам 2006 года затраты на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты и расходы на телекоммуникационные услуги) составили около 4,7 млрд.руб., что соответствует доле 1,6% в общих затратах на ИТ в экономике и доле в 1,5% в валовой прибыли отрасли. Предприятия остальных секторов торговли инвестируют в ИТ гораздо меньшую часть прибыли: предприятия общественного питания — 1,3% от валовой прибыли, автодиолеры — около 1%, оптовики — чуть более 0,6% [http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/retail_taste.shtml].
Динамика ИТ-затрат предприятий розницы на всем протяжении 2000-х гг. была положительной, если не считать небольшого «провала» ИТ-потребления в 2005 году, что, впрочем, было не столько спадом интереса к ИТ, сколько естественной реакцией на двоекратное увеличение ИТ-расходов за год до того (в 2004 году). В итоге в 2005 год принес удвоение ИТ-расходов по сравнению с уровнем 2003 года рис.15.
Рис. 15. Информатизация сектора розничной торговли*.
При этом, надо отдать должное российским предприятиям розницы и в том, что на фоне экономики в целом, они сохраняют достаточно стабильные позиции по ИТ-развитию — не опережая, но и не отставая от большинства отраслей. В данном случае можно даже и не скромничать. Динамика темпов роста ИТ-расходов весьма впечатляет, особенно для классической капитало- и ресурсоёмкой отрасли. Достаточно рассмотреть временной отрезок 2003-2006 гг., чтобы убедиться в этом. По данным Росстата, в 2003 году прирост ИТ-затрат в рознице составил 14%, на фоне более чем скромного роста ИТ-затрат по экономике в целом — 2,7% (розничные операторы нарастили объем ИТ-затрат почти в 5 раз больше чем вся экономика). 2004 год удивил ещё больше: прирост ИТ-затрат составил 109% при всё тех же 2,3% прироста в целом по экономике. В 2005 году ИТ-затраты в рознице сократились на 2,6%, однако в действительности это означает, что сектор розничной торговли почти не сдал взятых в предшествующем году позиций, перейдя (с незначительными потерями) на этот новый уровень инвестиционной политики [http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/retail_taste.shtml].
Не в пример этому, в большинстве подобных случаев — после полуторо-, двое-, троекратных и т.п. «выбросов», рынок падает гораздо сильнее, чем на 2-3%, так как, как правило, имевший место «выброс» был связан с тем или иным ситуационным явлением (например, с реализацией какой-либо крупной программы господдержки) и никаких других механизмов, способных поддержать этот новый уровень расходов не существует — они возвращаются к исходному уровню вместе с исчезновением ситуационного фактора, приведшего к их появлению. В случае розницы всё оказалось иначе — уровень остался столь же высоким, и по предварительным итогам 2006 года положительная динамика ИТ-затрат по-прежнему сохранилась рис. 16.
Рис. 16. Темпы информатизации сектора розничной торговли*
Относительно высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговле является заслугой продолжающих расти торговых сетей, которые аккумулируют в своих штаб-квартирах огромные финансовые ресурсы. Крупным сетям нужны и стандартные ИТ (минимально необходимые для торгового павильона современного уровня), и более «продвинутые» технологии — нормальные для Запада, но экзотические пока для России.
продолжение
–PAGE_BREAK–