Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения

В процессеобучения и научного поиска формируются знания, навыки и  умения, происходит всестороннееинтеллектуальное развитие  личностиобучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу —  умственную деятельность студентов: ощущение,восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психическиепроцессы. В результате мыслительного функционирования все это анализируется,синтезируется путем гармоничного действия высшей нервнойдеятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения,объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи  и отношения между предметами и явлениямиобъективного мира.
          Условиемпостроения теории обучения в высшей школе является взаимосвязь трех формирующихначал:
1)     накопление опытногоэмпирического материала исходя из оценки практики учебного процесса, еготипизации, классификации и группировки;
2)     установление эмпирическихсвязей и элементов, составляющих учебный процесс;
3)     формирование теоретических,обобщенных, объективных отношений, составляющих учебный процесс, выявление ихпричин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучениясодержательную основу, достаточную научную определенность и объективность.
          Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ееразвитие-это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и ксамому широкому  понятию образования, и клюбому конкретному факту обучения.
          Весьмасущественным является также и то обстоятельство, что обучение происходитнаправленным, организованным путем. А это значит, что сам процесс обучения какпроцесс мыслительного развития требует опоры на основополагающие данные науки офункциях и природе мышления, опоры на физиологию  высшей нервной деятельности и психологию. Тоесть, теория обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологиейи психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активнойпсихической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческоймыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому занятиюи, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию, управлять еепознавательной деятельностью.
          Педагогическийсмысл связи теории обучения в высшей школе с закономерностями психофизиологии ипсихологии заключается главным образом в обосновании путей всестороннегоразвития творчески мыслящей и творчески действующей личности специалиста высшейквалификации. Это обоснование требует предварительного рассмотрения некоторыхобщих связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности ипсихологии. К таким понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разуми психика.
          Сознание в психофизиологиирассматривается как свойство человека отражать действительность в ощущениях,восприятиях, представлениях, представлениях, суждениях и понятиях. Сознаниепозволяет нам оценивать и устанавливать взаимоотношения людей друг с другом,окружающей средой и совершенствовать его в процессе многообразной деятельности.Сознание человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, онопозволяет нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строитьдогадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образобъективного мира в определенном творческом представлении.
          Мышление — это свойство мозга человека, особым образом организованной материи, отражатьобъективную действительность в понятиях, суждениях, образах обобщенныхпредставлений. Мышление и его развитие имеют неразрывную связь с трудовойдеятельностью и языком людей. Для мышления свойственны такие процессы, каканализ и синтез, гипотетический поиск, абстракция, формулирование понятий изаконов, доказательств, умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активнопримыкает понятие «разум» — активный процесс мышления, характеризующий глубокоепонимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития.
          Психика – специфическая функция мозгачеловека, обеспечивающая его многообразное приспособление к изменяющимсяусловиям окружающей действительности. Психические функции включают оперированиеощущениями, восприятием, представлениями, чувствами и мыслительнойдеятельностью. Психика, так же как сознание, выражает субъективный образобъективного мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так какпсихика рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.
          Ввысшей школе наиболее существенными прикладными задачами  психологии являются:
–        психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
–        организация и управление процессами мыслительной и трудовойдеятельности;
–        психологическое обоснование путей совершенствование методовпреподавания;
–        обоснование особенностей возрастного развития студентов;
–        оценка психических свойств студента;
–        выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностейстудентов;
–        оценка душевного и морального состояния студентов.
Выявление закономерностейпсихологической теории обучения в высшей школе теснейшим образом связано срассмотрением особенностей психологиистуденческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцветафизического и умственного развития человека. Но расцвет — еще не зрелость.
С приближением зрелостипроисходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активнойдеятельности, продуктивности. В  то жевремя моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами понижениядругих функций. В этом возрасте наблюдается развитие вербального интеллекта,динамичность возбуждения. Повышается уровень наблюдательности и общая культуранаблюдения. Совершение действий, поступков преобладает над их обоснованием. Вэтом возрасте характерны проявление максимализма, стремление к скорейшемупроявлению себя в сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценкивероятных последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдаетсябезразличное отношение к опыту других людей, советы, замечания, указаниястарших воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерностремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегдапрогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своихвозможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности, негативизме идаже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы товарищества идружеской солидарности.
          Нарядус любознательностью, стремлением к новому, проявлением интереса к определеннойдеятельности и области знаний имеет место отрицание и скептицизм как следствиеповерхностных взглядов. Категоричность мнений в этом возрасте легко можетизмениться, особенно под влиянием «авторитетных» друзей.
          Возраст17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний, научного ипрофессионального развития, совершенствования всесторонней мыслительнойкультуры.
          Нарядус возрастными особенностями необходимый интерес представляет оценка  свойств личности по темпераменту.
          Средистудентов, как и вообще среди людей, различаются:
–        холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);
–        сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены,общительны);
–        меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям исостояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);
–        флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной работе выявилисьспецифические студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей, романтики,подражатели и даже перехватчики мыслей.
Существенным являетсяиспользование психологических обоснований для управления познавательнойдеятельностью студентов, путем организации интересов, мотивов, установок,активной мыслительной деятельности и применения методов рефлексивноговоздействия.
Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет интереск познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и мотивировканеразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной деятельности. Спозиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки характеризуетсявозникновением в коре больших полушарий очага сильного раздражения. То, чтовступает во взаимодействие с ним, включается во временные связи исоответствующим образом закрепляется.
Мотивация познавательной деятельности характеризуетсобой отношение человека к тому или иному проявлению действительности и связанас возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение направленностисознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных систем отражениядействительности. Если такая связь существует, процесс познания совершаетсяактивно, если она нарушается, то интерес к учению ослабевает, а затем можетисчезнуть совсем.
Интерес и мотивы являютсядля учебного процесса основой, на которой возникают, закрепляются и развиваютсязнания, навыки и практический опыт студентов. Мотивация, интерес, потребностьпознания – все это необходимые условия учебной деятельности. Учебная информацияболее активно воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность вее восприятии. Одно  и тоже содержаниеизучаемого предмета одинаковой степени сложности, в одном и том же объеме можетусваиваться по-разному, в зависимости от способа его подачи, мотивов восприятияи интереса студентов.
Учебный процесс совершаетсяболее активно в тех случаях, когда он связан с решением задач проблемныхситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес кпредмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебнуюдеятельность. Значительный интерес представляет мотивация для организациипроцесса обучения и направления мыслительной деятельности студентов.
Существенный интерес представляетвыяснение того, какие мотивы направляют познавательную деятельность студентов,что они имеют в своей основе. Значительный интерес при этом представляетвыяснение конкретных причин, вызывающих проявление интереса, мотивов ипотребности изучения.
Современная нейрофизиологияи психология считают весьма существенным, что человек всегда действует по установке, возникающей в результатевнешнего воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемогорезультата. Установка в обучении является условием организации и направлениямыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда существуетчеткая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то мыслительнаядеятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой деятельности –сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом случае оказываетсяболее эффективным.
Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому важномудля обучения психологическому качеству, каким является восприятие. Психологиярассматривает восприятие как процесс отражения в сознании человека предметов иявлений.
Весьма существенным для процесса обучения являетсяи то обстоятельство, что в состав восприятия входит речевая деятельность,определяющая содержание восприятия. Физиология высшей нервной деятельностирассматривает восприятие как аналитикою — синтетическую деятельность коры головногомозга, характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойствпредметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие представляетсобой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как модель той илииной совокупности признаков объекта восприятия
Психологически каждоевосприятие рассматривается как синтез входящих в него ощущений и представленийсо своей определенной структурой и выделением роли и места каждого компонента вэтом целом.
Процессы восприятиянаходятся в тесной связи с представлениями, которые психология рассматриваеткак воспроизведенные образы восприятия. В отличие от восприятия представлениявозникают на основе памяти, без непосредственного участия органов чувств. В учебномпроцессе представления обычно возникают под влиянием направленной мыслительнойдеятельности, речи и условного языка науки.
Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения свойствамышления – внимания. Внимание является начальной ступенью понимания. При возникновениивнимания происходит разделение реального и воображаемого, возникаетпредложения, догадки. Организация внимания и наблюдения есть одно из главныхусловий успеха обучения. Если преподавателю удастся привлечь внимание студентовк предмету изучения, то это значит, что он добился половины успеха.
Память.Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с рациональным использованиемпсихофизиологической теории памяти. Психология рассматривает память какустройство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было всознании. Память, запоминание и забывание находятся в функциональной связи спрошлым содержанием, опытом, впечатлениями и активной мыслительной деятельностичеловека.
********************************************************************
          Теорияобучения в высшей школе немыслима без обращения преемственности своегоисторического развития и учебно-познавательной деятельности, обращения кметодам и средствам обучения в определенной их роли, возможностей и путей ихразвития.
          Существеннымпоказателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновениеновых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм,средств и методов обучения, — на основе которых возникают новые теоретическиеположения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогическихдействий. 
ЛИПЕЦКИЙ  ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Педагогические основыпроектирования вузовских  технологийобучения
СТУДЕНТ                                                ФАУСТОВ  В.В.
ГРУППА                                                  МОД- 97
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                                                     ОКОЛЕЛОВ О.П.
ЛИПЕЦК  –  1998