Т. А. Степанова
Впоследние годы в ярославской системе образования происходят серьезныеизменения, направленные на обеспечение доступности, эффективности и качестваобразования. Шаги департамента образования и органов местного самоуправления вэтом направлении были и остаются целенаправленными и последовательными.
Вноябре 2000 года постановлением Администрации была утверждена «Программаразвития образования в Ярославской области на 2001-2003 г. и перспективы по2005 г.» Основанием для ее разработки стала программа социально-экономическогоразвития региона «От выживания к благополучию». В ней фактически былсформулирован заказ региональному образованию: оно должно стать важнейшимфактором социально-экономического развития Ярославской области. Очевидно, чтодля реализации новой миссии региональная система образования должна быть модернизирована.Направления и механизмы модернизации регионального образования обозначены намив областной программе развития образования. Программа развития образованияобласти полностью соотносится с Концепцией модернизации российскогообразования.
Основнаяцель нашей программы — достижение нового качества образования, соответствующеготребованиям государственного стандарта, ожиданиям местного сообщества, рынкатруда и самих учащихся.
Чтоже удалось сделать за два прошедших года?
1.Существенно повысились управленческие компетенции администраторов образования области.Как известно, успешные системные изменения невозможно осуществить безподготовки кадров. Для этого соответствующими структурами была развернутаспециальная деятельность по обучению руководителей органов управленияобразованием и образовательных учреждений основам стратегического управления,проектной деятельности, способам взаимодействия с социальными партнерами. Врезультате целой программы семинаров, которые проводили региональные специалистыи ведущие ученые г. Москвы и Санкт-Петербурга, наши администраторы образования«выросли» и научились организовывать деятельность по решению проблемобразовательных систем. Это обучение проходило в основном за счет средствИнститута «Открытое общество». Параллельно с этим велась переподготовка кадровадминистраторов образования на факультете менеджеров Ярославскогогосударственного педагогического университета.
2.Мы сумели подготовить общественность и родителей учащихся к предстоящим в образованииизменениям и теперь вправе рассчитывать на их поддержку. Мы активно работаем собщественностью, объясняя смысл и цели предстоящей модернизации образования.Благодаря взаимодействию органов управления образованием и региональных средствмассовой информации родители учащихся и общественность располагают достаточнойинформацией о нововведениях в образовании области. Конечно, далеко не всевопросы модернизации образования решаются безболезненно, но в целом политикадепартамента образования адекватно воспринимается нашей региональнойобщественностью.
Можносказать, что родители и местное сообщество приняли необходимость изменений врегиональной системе образования и в целом достаточно лояльно к ним относятся.Косвенное подтверждение тому − результаты интерактивного опроса,проведенного региональным телеканалом НТМ 14 августа 2002 года: 52%респондентов оценили школьное образование как хорошее, 26% − какудовлетворительное, 22% − как неудовлетворительное.
3.Переходим на новый механизм финансирования образовательных учреждений. Насегодня департаментом образования совместно с департаментом финансов разработанпакет документов по введению в области нормативного (подушевого)финансирования. Новый финансовый механизм в системе образования введен с января2003 года. Цель нововведения — упорядочение финансовых потоков в образовании,обеспечение их прозрачности и доведение до конкретного образовательногоучреждения. Кроме того, мы рассматриваем нормативное финансирование какэкономический рычаг управления качеством образования.
Сложившаясядемографическая ситуация позволила родителям учащихся реально выбирать тоучебное заведение, где, по их мнению, дети получат хорошие знания и будутчувствовать себя комфортно. Вслед за детьми в это учебное заведение придут иденьги.
4.Подготовили проекты организации образовательного пространства муниципальныхобразований области, которые стали основанием для начала оптимизация сетиобразовательных учреждений. Предложенная нами схема образовательногопространства позволила органам местного самоуправления и муниципальным органамуправления образованием посмотреть в динамике демографическую ситуацию,провести анализ учебно-материальной базы учреждений образования, затрат наобучение в них одного ребенка и определить перспективы развития каждой школы.Реализация этих проектов стала возможной благодаря губернаторской программе«Школьный автобус». Начало работ по оптимизации образовательного пространствамуниципальных округов — первый шаг по обеспечению доступности, качества иэффективности образования.
Приятноотметить и то, что главы администраций муниципальных округов и руководителиорганов управления образованием при разработке проектов не стремилисьсэкономить на образовании и во главу угла ставили обеспечение доступностиобразования для сельских школьников.
5.Существенно укрепили материальную базу наших учреждений в плане информатизацииобразования. В 2001 году за счет софинансирования Администрации области и Министерстваобразования сельские школы получили 420 современных компьютеров с обучающими программами.В 2002 году Администрация области, мэрия г. Ярославля и Министерствообразования РФ профинансировали поставку еще 1070 компьютеров для городских ипоселковых школ.
Крометого, за счет федеральных средств получили компьютерную технику для региональногои муниципальных центров учебного книгоиздания и до конца года надеемся получитькомпьютерный класс в региональный Институт развития образования для созданияцентра обучения информационно-коммуникационным технологиям. Мы благодарны завнимание к нашей области со стороны Министерства образования.
6.Начали деятельность по формированию новой региональной системы переподготовки иповышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
ИПКработников образования Ярославской области реорганизован в Институт развитияобразования. Он получил не только новый статус, но и дополнительные функции,реализация которых крайне важна в настоящее время для системы образования.Кроме повышения квалификации, ИРО занимается сегодня информационно-аналитическойи организационно-педагогической деятельностью, переподготовкой менеджеровобразования.
Свведением нового положения «О порядке финансирования системы повышенияквалификации» фактически снята монополию с ИРО на эту деятельность ипредоставлена возможность другим учреждениям, имеющим лицензию на этот виддеятельности, предложить свои программы повышения квалификации управленцам ипедагогам. На сегодняшний день за пределами Института развития образованияреализуется около тридцати таких программ, и, надеемся, их число будет расти.Такая система дает возможность педагогическим и руководящим работникамобразования выбирать не только программу, но и учреждение для повышенияквалификации.
7.В нашей области как пилотном регионе ведется отработка элементовгосударственно-общественного управления образованием. Это одно из важнейшихнаправлений Концепции модернизации российского образования. Закон РФ «Обобразовании» отмечает, что управление образованием носитгосударственно-общественный характер. Поэтому существующую системугосударственного управления, представленную департаментом образованияАдминистрации Ярославской области, Центром лицензирования образовательнойдеятельности и Центром оценки и контроля качества образования, «достраиваем»общественной составляющей, создавая механизм государственно-общественногоуправления качеством образования.
Считаем,что общественность, в том числе родительская, вправе участвовать в определениисодержания образования и предъявлять более высокие требования как к условиям образовательногопроцесса, так и к его результатам.
Девятьшкол области, имеющих статус региональных экспериментальных площадок,отрабатывают новую практику отношений школы и местного сообщества. Благодарядеятельности их педагогических коллективов возникли новые формы организацииродителей учащихся, развивается практика формирования образовательных программшколы с учетом местнго сообщества.
Крометого, привлекаем общественность, в том числе и педагогическую, для участия вкомиссиях по проведению аттестации учителей и администраторов образования,образовательных учреждений, проведения наших традиционных конкурсов «Школагода», «Учитель года» и «Лидер в образовании».
Хорошозарекомендовала себя на практике деятельность региональной стратегическойкоманды (РСК), которая представляет собой также уникальную общественнуюсоставляющую управления. Сейчас подобные команды формируются в отдельныхмуниципальных образованиях области. Члены РСК и специалисты Института развитияобразования проводят обучение муниципальных стратегических команд.
Нашиперспективы:
— для разработки системы показателей качества образования нами создана творческаягруппа из ученых и практических работников системы образования;
— планируем в ближайшее время развернуть деятельность по разработке моделейорганизации образовательного пространства и профильного обучениястаршеклассников;
— для отработки отдельных направлений программы развития образования планируемподготовить технические задания и заключить договоры между департаментомобразования и местными органами самоуправления. Естественно, эти договоры будутзаключаться на строго добровольной основе.
Запрошедший период получены весьма серьезные результаты, но сделать предстоит ещеочень многое.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru