Конституционно-правовая система Англии и Франции в XX веке

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Государство и право»

Содержание
 
1. Основные изменения в конституционно-правовой системеФранции и Англии в XXв.
2. 25 марта 1817 года Мари Дебрен во время свадебнойцеремонии подарила старинные золотые сережки своей дальней родственнице КаклинКюзак. Муж Мари Дебрен – Симон Дебрен обратился в судс иском о признании дарения недействительным. Что решит суд по ФранцузскомуГражданскому Кодексу 1804 года?
Список использованных источников

1. Основные измененияв конституционно-правовой системе Франции и Англии в XX веке
 
В XX веке в политическом мире произошлоразмежевание на три основные группы стран с соответствующей формой правления:классические либерально-демократические государства, социалистические ипереходные от традиционного, в том числе колониального, управления кнезависимой современной государственной организации в виде монархической илиреспубликанской формы правления[1].
Историческипервая разновидность государств – это современные либерально-демократическиегосударства, которые отличаются от всех других характерными особенностями своейполитико-управленческой структуры, в частности способом осуществлениягосударственной власти, внутренней и внешней политики. Прежде всего, это такиеполитические системы, в которых главным средоточием верховной властиобъявляется народ, осуществляющий свою верховную власть через посредствовыборных и представительных учреждений (парламент, национальное собрание). Длялиберально-демократических государств характерно также гарантированноеобеспечение пользования гражданскими правами и свободами, включающими такжеестественные (неотчуждаемые) права человека – право на жизнь, свободу, в томчисле на свободное владение собственностью. Именно для этой группы странвыражение «конституционное право» – означает одновременно высшее по силедействия нормированное право в виде общегосударственного установления, а такженеотъемлемое право индивида и некий свод (хартию) или перечень привилегий иполномочий индивида и полномочий властных учреждений государства. Неотъемлемоеправо индивида предстает некой совокупностью признаваемых данным обществом изащищаемых прав человека, которые не подлежат незаконному стеснению, а если иподлежат таковому, то исключительно во имя большего блага для индивида или вобеспечение общего блага всех сограждан.
ИФранция и Англия относятся к данной группе стран. Важнейшими особенностямиорганизации и деятельности либерально-демократических государств можно считатьпровозглашаемое верховенство власти народа и уважительное отношение к правамчеловека и гражданина. Все эти государства можно подразделить также на страны сединой письменной конституцией и страны без таковой. Для тех и других, тем неменее, характерны следующие сходные черты[2]:
• верховенствовласти народа, осуществляемой посредством выборной представительной власти вцентре и на местах;
• провозглашениегосударства не только демократическим, но и социальным, что подразумеваетдостижение общего блага для всего общества и отдельного гражданина;
• обособление, взаимноеконтролирование и уравновешивание властных полномочий трех ветвей единойгосударственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Здесьособенно существенно право граждан на беспристрастный суд как важную гарантиюсдерживания властного произвола;
• официальноепризнание и конституционно-правовое гарантирование пользования гражданскимиправами и свободами, включая также пользование правами человека – личными,гражданскими, социальными, экономическими, культурными;
• судебный или инойспециальный надзор за конституционностью законов и актов исполнительной власти,обеспеченный судебной юрисдикцией общих судов либо специальными уполномоченнымилицами (народный защитник, омбудсман, уполномоченный по
• правам человека,блюститель справедливости и др.);
• преемственныйхарактер конституционно-правовых принципов и основополагающих норм,регулирующих организацию и деятельность государственных властных учреждений вих взаимоотношениях между собой и гражданами на протяжении одного илинескольких
исторических периодов;
• парламентская исудебная ответственность носителей правительственной власти (кабинет министров,отдельные министры, высшие должностные лица государства);
• партийныйплюрализм (партийное многовластие) с противостоянием правящей коалиции иоппозиционной партией (союзом партий).
Подполитическим режимом обычно понимается способ осуществления политической властичерез посредство организующей и управляющей деятельности учрежденийгосударства, партии или авторитарного национального лидера. Основнымиразновидностями таких режимов в современный период стали демократический и авторитарный.Для демократического характерным является властвование при помощи организующейи управляющей деятельности представительных демократических учреждений в современныхмонархиях и республиках. Такой режим частично опирается и на использованиегруппового давления посредством партий и других заинтересованных групп(лоббисты, профсоюзы и др.), на баланс обособленных и соподчиненных повертикали и горизонтали властей. В зависимости от способа оформления властных ииных полномочий основных учреждений политической организации можно различатьлиберальные парламентарно-демократические и парламентарно-монархические режимыправления, а также президентско-республиканские.
Англияпредставляет собой парламентарно-монархический, а Францияпарламентарно-демократический режим правления.
Дляданной категории современных политических систем и режимов властвованияхарактерна чувствительность к необходимым и назревшим переменам и способностьадаптации к новым социально-историческим и политическим условиям. Так,например, Конституционный совет Франции, начиная с 70-х гг. создал своимирешениями или уточнил практически новую Декларацию прав и свобод, поскольку всамом тексте Конституции 1958 г. (раздел о правах и свободах) содержится лишьположение о приверженности «правам человека и принципам национальногосуверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.».
Другойпример: идя навстречу требованиям совершенствования государственногоустройства, английские политические партии и парламент наметили программуреформы конституционного законодательства и полномочий Палаты лордов.
Важнейшимв конституционно-правовой системе Англии и Франции нового времени сталообозначение преемственной связи между новейшими текстами и положениями ипредшествующим конституционным опытом.
ВПреамбуле к Французской конституции, принятой в 1946 г. было объявлено, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является составной частью текста этой конституции. В Преамбуле к Французской конституции 1958 г. также отмечено, что Декларация прав 1789 г. и Преамбула к конституции 1946 г., перечисляющая ряд новых прав человека и гражданина социального и социально-экономическогохарактера, по-прежнему составляют неотъемлемую часть корпуса конституционноготекста.
Впослевоенных конституциях расширен классический набор свобод и прав гражданина –прав избирательных, свобод политических и религиозных, судебно-процедурных(равенство перед законом, презумпция невиновности и др.). К ним были добавленыправо на труд, на равноправие мужчин и женщин, на объединение в профсоюзы, набесплатное образование, на уважение достоинства человеческой личности и др. Вомногом подобное расширение перечня прав стало возможным благодаря влияниюсоциал-демократических правительств и организаций, заручившихся поддержкой массв осуществлении таких перемен.
Англия,или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, в настоящеевремя имеет самую сложную совокупность конституционных законов, куда входятВеликая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль прав 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. – это наиболее древняя часть неписанойконституции, в которую за последние 100 лет вносились различные уточнения иизменения парламентскими статутами. Среди них самыми важными следует считатьАкты о парламенте 1911 и 1949 гг., окончательно закрепившие верховенство Палатыобщин в утверждении финансовых и иных биллей в том случае, если Палата лордовзамедляет процесс их утверждения или намерена их отклонить.
Другиминаиболее важными статутами стали Акты о чрезвычайных полномочиях 1920 и 1964гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о Палате общин 1978 г., Акт о народном представительстве 1983 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт о расовых отношениях 1986 г., Акт о равноправии мужчин и женщин 1990 г.
Сприходом к власти в 1996 г. лейбористской партии вновь оживилась дискуссия обританской конституции. Было объявлено о намерении, выработать ее безупразднения монархии, а затем о намерении существенно сократить числонаследственных обладателей титула лорда, имеющих право голоса в Палате лордов,оставив им 91 место. К этому времени Палата лордов насчитывала 1205 лордов,имеющих право голоса, причем только 40% из них причисляли себя к консерваторам,остальные же разделились на сторонников лейбористов, либерал-демократов истоящих вне партий. Отмена права лордов на наследование кресла в Вестминстере,просуществовавшее почти 800 лет, произошла осенью 1999 г. Она лишила права заседать большинство палаты, в которое вошли 759 графов, герцогов и баронов.Утратив ряд существенных функций по вопросам бюджета, Палата лордов впослевоенный период заметно активизировала свою законопроектную работу и уже вконце 80-х гг. вносила в течение сессии до двух тысяч поправок кправительственным законопроектам. Эта новация отчасти вызвана заметным ростомчисла пожизненных пэров, которые назначались правительством и, естественно,способствовали усилению партийных позиций правительства в Палате. Так, запериод с 1958 по 1987 г. пожизненными пэрами было назначено 544 человека.
В конце 1998 г. в обстановке информационного и политического прессинга Палата лордов проявила редкую в нашевремя настойчивость, самостоятельность и приверженность доктрине правлениязакона и независимого правосудия, когда дала верховную судебную санкцию назадержание и привлечение к судебному разбирательству бывшего чилийскогодиктатора и сенатора с продолжающимся сроком полномочий генерала А. Пиночета,прибывшего в Англию на лечение.
Кабинетминистров, существующий благодаря конституционному соглашению, насчитываетсегодня два десятка министров во главе с премьером (их общее число такжеопределяет премьер). Кворум для принятия решений в кабинете – три человека.
В 1967 г. учрежден институт парламентского уполномоченного по делам правительственной администрации (примерзаимствования шведского института омбудсмена, возникшего еще в XVIII в.). Английский омбудсмен от именидепутатов парламента проводит расследования различных нарушений в учрежденияхисполнительной власти. В настоящее время здесь функционируют четыре омбудсмена,специализирующихся на различных областях исполнительной деятельности (военной,гражданской).
Англияпродолжает оставаться страной прецедентного права, сочетающегося спарламентскими статутами (законами), конституционными обычаями и соглашениями,а с 1992 г. также с правом Европейского Союза. Обращает на себя внимание тотфакт, что и в XX столетии роль конституционныхсоглашений иной раз значительнее роли статутов. Статуты установили, например,что обладатель короны утверждает билли, принятые парламентом, и тем самымобладает абсолютным вето. Однако на основе этих статутов возникликонституционные соглашения, которые сильно переиначили содержание самихстатутов. Фактически королева должна утверждать билли, т. е. не прибегать киспользованию своего права вето. По статуту она назначает и смещает министров,которые перед ней ответственны, но фактически королева должна назначатьпремьер-министра из числа лиц, которые пользуются поддержкой большинства членовПалаты общин, а по совету премьера – назначать других членов кабинета, которыенесут коллективную и индивидуальную ответственность перед Палатой общин.
2. 25 марта 1817 года Мари Дебрен во время свадебной церемонии подарила старинныезолотые сережки своей дальней родственнице Каклин Кюзак. Муж Мари Дебрен –Симон Дебрен обратился в суд с иском о признании дарения недействительным. Чторешит суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 года?
 
В Гражданском кодексефранцузов 1804 г. законодательно устанавливалось, что «всякий французпользуется гражданскими правами» (ст. 8), и тем самым подтверждалосьупразднение феодального правопорядка с его сословными привилегиями и ограничениями.Принцип формального равенства лиц в имущественном обороте был закреплен в ст.7: «… осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина; это качествоприобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону».
ОднакоГражданский кодекс французов сильно принижал права женщин, им, в частности,закреплялось неравное положение женщины в браке. Ей запрещалось бытьсвидетельницей при составлении актов гражданского состояния, она не она немогла дарить, отчуждать, закладывать или приобретать без участия мужа. Внарушение общего правила о режиме общности имущества для мужа и жены муж поКодексу «один управляет имуществом, входящим в общность. Он может его продать,отчуждать и установить на него ипотеку, без участия жены» (ст. 141).
Муждолжен был оказывать жене покровительство, а жена – быть послушной и повсюду заним следовать (ст. 213). Супруги обязывались ко взаимной верности, помощи иподдержке, но при этом открыто закреплялось привилегированное и господствующееположение мужчины: он имел право определять место жительства, требовать разводав случае обнаружения факта прелюбодеяния жены и даже направить такую жену висправительный дом на срок не меньше трех месяцев, но не свыше двух лет.
Мари Лебрен на моментдарения была замужем за Симоном Лебреном. Следовательно, суд признает договорюридически ничтожным.

Список использованных источников
 
1.        Гражданскийкодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона)//История государства и правазарубежных стран (Развитие права в новое и новейшее время):Пособие./Автор-составитель Л.П. Хоришко. – Ростов н/Д., 2005.
2.        Графский В.Г.Всеобщая история права и государства. – М., 2005.
3.        Историягосударства и права зарубежных стран. /Отв. ред. – доктор юридических наук,проф. С.А. Чибиряев. – М., 2002.
4.        Косарев А.И.История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.,2002.
5.        Федоров К.Г.,Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие.В 2-х частях. Ч.2. – Ростов-на-Дону, 2004.