1. проблемы в окружающей среде В главе "Усиление служб защиты здоровья в связи с экологической обстановкой" и в других главах "Повестки дня на XXI век" рекомендованы сбор и обработка информации о влиянии экологических факторов на здоровье и оценка такого влияния. Однако сегодня официальная статистика даже в так называемых развитых странах непригодна для этих целей, а экологическая проблема не может быть идентифицирована без сбора соответствующей
информации о состоянии здоровья. Пример: онкологические заболевания, спровоцированные экологическими факторами, имеют длительный латентный период, а официальные данные о месте смерти жертвы не дают необходимой для исследования информации, потому что население в развитых странах высокомобильно. Такой механизм учета смертности работает на маскировку эффектов, связанных, например, с последствиями испытаний ядерного оружия в атмосфере: участники испытаний, отслужив, разъехались по домам, и данные
об эпидемии растворились в местной статистике. И если о возникновении инфекционных заболеваний требуется сообщать сразу же после установления диагноза, то нет никакой информации о заболеваемости лейкемией. Это лишь одна из аномалий существующей медицинской отчетности. Таким образом, необходимо провести серьезный обзор информации, которая собирается в плановом порядке, и определить, чего в ней не хватает, а выработанные требования по сбору данных приспособить к условиям
XXI века. Задача ООН – обеспечить совместимость статистических данных для их сравнения в международном масштабе и обнаружения причин заболеваний. Как только список ключевых индикаторов состояния здоровья будет готов, ООН обязан его обнародовать, а каждое государство – включить в свою плановую демографическую статистику. Если говорить об осуществлении контроля над загрязнением, о мерах по снижению воздействия загрязнителей на окружающую среду и людей, по предотвращению заболеваний, то во все процессы планирования должна быть включена оценка влияния экологической обстановки на здоровье. А поскольку различия между реакциями на вредные химические агенты у людей невелики, то при разработке новых проектов необходимо знать и учитывать информацию о смежных проектах, уже осуществленных где-либо в мире, и их последствиях. Однако, насколько мне известно, до сих пор ничего не было предпринято для создания таких баз данных. "Теоретические" обещания тех, кто ответственен за загрязнение окружающей
среды, "не причинять вреда" очень редко проверяются на практике. Это поддерживает статус-кво, а бремя поиска доказательств ущерба здоровью обрушивается на жертву, которая, как правило, не в состоянии эту задачу выполнить. Убийство ребенка инсектицидным спреем не столь очевидна, как гибель под колесами автомобиля, но трагедия столь же велика. И для привлечения к этой проблеме общественного внимания могут "потребоваться"
тысячи смертей и миллионы долларов, потраченных на исследования. 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА органа местного самоуправления Семеновского района 1. Администрация Семеновского района считает, что экологическое благополучие является основой жизнедеятельности населения и экономического развития, признает постоянным приоритетом своей деятельности планомерное снижение негативного антропогенного и техногенного воздействия на состояние
окружающей среды всеми доступными и разумными методами и средствами. 2. В Семеновском районе функционирует система управления окружающей средой и рациональным природопользованием, ориентированная на непрерывное улучшение качества окружающей среды на конкретных предприятиях и районе в целом. 3. В Семеновском районе действует система управления, базирующаяся на международных принципах концепции устойчивого развития и в соответствии с экологически ориентированной стратегией социально-экономического развития "Местная повестка дня на 21 век для Семеновского района". 4. Администрация Семеновского района обязуется постоянно совершенствовать систему управления окружающей средой, стремясь достигнуть международного уровня в эффективности ее функционирования. 5. Администрация Семеновского района обязуется регулярно определять целевые и плановые экологически значимые показатели, обеспечивающие непрерывное улучшение качества окружающей среды.
6. Администрация Семеновского района стремится к достижению целевого экологического показателя – снижению уровня загрязнений окружающей среды, путем совершенствования методов управления, принятия экологически ориентированных управленческих решений, а также разработки и выполнения мероприятий по снижению и предотвращению загрязнений окружающей среды. 7. Администрация Семеновского района стремится к выполнению всех природоохранных требований и обязуется обеспечивать экологический контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов
на территории района. 8. Администрация Семеновского района обязуется снизить относительное потребление природных ресурсов на единицу объема выпускаемой продукции. 9. Администрация Семеновского района обязуется стремиться к постоянному повышению жизненного уровня населения района, но не за счет роста потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, а принимая такие управленческие решения, которые не ставят под угрозу жизнь, здоровье людей и экологическое
благополучие будущих поколений. 10. Администрация Семеновского района обязуется стимулировать экономию энергоресурсов, поддерживать переработку отходов производства и потребления, внедрять инновационные технологии, ориентировать экономику района на рациональное природопользование, развивать экологический туризм и отказываться от реализации на территории района экологически опасных производств и инвестиционных проектов. 11. Администрация Семеновского района обязуется увеличить инвестиции и бюджетное финансирование в охрану окружающей среды. 12. Администрация Семеновского района обязуется принимать решения в сфере охраны окружающей среды гласно, открыто и при участии общественности района. 3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА По сравнению с 1997 годом за счет постоянного роста выбросов газообразных и жидких веществ на 8% увеличился объем промышленных выбросов в атмосферу. В структуре загрязняющих веществ в большей части присутствуют диоксид серы, оксид углерода, углеводороды.
Предприятия г. Семенова оказывают негативное влияние на качество воды в реке Санохта ниже сброса стоков с городских очистных сооружений. Особенно существенны загрязнения речной воды фосфатами, нитратами, нитритами, азотом аммонийным, сульфатами, хлоридами, сухим остатком. Влияние стоков на качество воды в р. Санохта, 1999г.мг/л Ингредиенты Выше сброса Ниже сброса 1.
БПК 5 4,0 4,0 2. Взвешенные вещества 4,9 3,7 3. Сухой остаток 189,0 205,6 4. Нефтепродукты 1,1 1,2 5. Жиры 1,14 0,7 6. Фосфаты 0,8 0,9 7. Нитриты 0,015 0,055 8. Нитраты 1,35 1,5 9. Азот аммонийный 0,37 0,85 10. Железо 1,43 1,43 11. Медь 0,009 0,008 12. СПАВ 0,16 0,19 13. Сульфаты 22,9 26,0 14. Хлориды 24,7 33,95 15. ХПК 23,4 33,2
В результате работы промышленных предприятий района образуются производственные отходы 4-х классов опасности, основную часть которых составляют различного рода шламы, получающиеся в результате чугунолитейного производства, гальванопроизводства, горелая земля и др. Некоторые шламы пускаются в дальнейшую переработку. Так, например, нефтешлам передается на асфальто-бетонный завод для изготовления асфальто-бетонной смеси,
шлам после чистки ванн фосфатирования и станции нейтрализации временно складируется на территории ЗАО "Семеновский арматурный завод", а затем также перерабатывается. Кроме того, на переработку направляются и нетоксичные отходы. ЗАО "Хохломская роспись" 300 т. опилок использует для изготовления п/ф мебели, остальное количество реализует населению. На территории Семеновского района находится 4 свалки: Семеновская городская свалка, находится в районе д. Медведево Семеновского района. На начало 2000 года накоплено твердых бытовых отходов – 60 тыс. куб. м.; И-Заборская поселковая свалка расположена в выработанном карьере. Накоплено 1,25 тыс. куб. м.; Сухобезводнинская поселковая свалка. Накоплено твердых бытовых отходов 10 тыс. куб. м.;
М-Зиновьевская свалка. Накоплено твердых бытовых отходов – 3,5 тыс. куб. м. 4.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ Совершенствование системы управления для эффективного решения задач экологической политики  Соблюдение обязательности проведения независимой государственной экологической экспертизы и экологического контроля и реализации хозяйственной и иной деятельности. 
Осуществление экологической политики района путем реализации программ и планов действий по охране окружающей среды.  Обеспечение целевого использования средств экологического фонда района на природоохранные мероприятия под контролем общественности.  Создание резерва финансовых средств в бюджете района для обеспечения льготного кредитования и банковских гарантий экологически ориентированного предпринимательства на территории муниципалитета. 
Обеспечение направления средств от штрафов за экологические правонарушения, платежей за загрязнение окружающей среды и природопользование в целевой экологический фонд района.  Повышение ответственности природопользователей за нарушение природоохранного законодательства.  Развитие и совершенствование производственного экологического контроля.  Обеспечение создания конкурентных условий и инвестиционной привлекательности района.  Снижение административных барьеров и содействие развитию малого и среднего предпринимательства.  Содействие внедрению на предприятиях и организациях района международных стандартов в области экологического менеджмента.  Обеспечение участия общественности в процессе принятии политических и управленческих решений и обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду объектов намечаемой хозяйственной и иной экологически значимой деятельности. 
Обеспечение стопроцентного возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного в результате осуществления хозяйственной, производственной и иной деятельности.  Обеспечение четкого разграничения прав собственности и сфер ответственности между муниципалитетом, юридическими и физическими лицами.  Ориентировать экономику района на экологически безопасное устойчивое развитие.  Создание условий, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку
промышленных и бытовых отходов.  Обеспечение реального доступа граждан к экологической и иной информации, важной для обеспечения их безопасности, обязательность опубликования решений органов местного самоуправления власти.  Обеспечение обязательности конкурсного подхода при распределении бюджетных ресурсов.  Экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта  Прекращение реализации проектов, не имеющих положительного заключения
государственной экологической экспертизы, либо не устранивших недостатки, отмеченные в экспертном заключении.  Отказ от реализации экологически грязных проектов на территории района, несмотря на краткосрочную экономическую выгоду.  Создание условий поддержки разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий в промышленности, ЖКХ, агропромышленном комплексе и других отраслях экономики.  Обеспечение снижения энергоемкости и потерь энергии в производстве и ЖКХ.  Стимулирование разработки инновационных методов и решений в промышленности и сельском хозяйстве.  Приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья и преимущественным использованием интеллектуального труда (условия для участия в конкурсе на выполнение муниципального заказа).  Приоритетное развитие производства, в процессе которого минимизируется расход энергии.  Приоритетное использование возобновляемых, альтернативных экологически
безопасных способов получения энергии за счет местных ресурсов.  Обеспечение экологически благоприятных условий проживания населения при реализации градостроительной деятельности.  Предотвращение угрозы причинения вреда здоровью граждан при обеспечении их питьевой водой, строительными материалами, топливом и пр.  Развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, выпускающего экологически безопасную продукцию
и не наносящего вреда окружающей среде.  Приоритет в развитии низкозатратных проектов в агропромышленном комплексе.  Развитие переработки сельхозпродукции на территории района.  Создание условий для поддержки малого предпринимательства в сельской местности, установление приоритетов бюджетной поддержки с учетом мнения граждан. 
Выявление зон экологического неблагополучия и отказ от производства сельхозпродукции на них.  Создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства.  Развитие внутригородского общественного транспорта, совершенствование организации движения и размещения автотранспорта.  Стимулирование экологизации и газификации автомобильного транспорта и развитие инфраструктуры по обслуживанию автотранспорта с учетом экологических аспектов.  Перевод муниципального автопарка на газомоторное топливо.  Система управления отходами производства и потребления  Формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование природных ресурсов.  Поддержка и создание механизмов стимулирования применения малоотходных технологий на действующих предприятиях. 
Внедрение принципа ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего его существования от производства до утилизации.  Последовательное использование принципа хранения и переработки в местах образования при обращении с опасными отходами и производства и потребления.  Стимулирование широкого использования вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ.  Развитие производств по переработке отходов прошлой хозяйственной деятельности.
 Приведение в соответствие с санитарными и экологическими требованиями городских свалок бытовых отходов.  Развитие сети пунктов приема твердых бытовых отходов.  Обеспечение контроля юридических и физических лиц при обращении с опасными отходами производства и потребления.  Сохранение биоразнообразия, зеленого фонда городских и сельских поселений и лесного фонда на территории Семеновского района Обеспечение сохранности всего природного разнообразия района. &
#61656; Сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий.  Сохранение и развитие системы историко-культурного наследия района.  Разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов животных, растений, экосистем и ландшафтов района.  Обеспечение комплексного управления зеленым фондом поселений района.  Обеспечение целевого расходования средств платы за снос зеленых насаждений на компенсационные, восстановительные мероприятия.  Обеспечение эффективного контроля за использованием участков зеленого фонда поселений района.  Обеспечение эффективного контроля за использованием лесного фонда района.  Приоритет в использовании вторичных ресурсов леса и побочного лесопользования.  Создание особо охраняемых природных территорий в зонах, имеющих историческую и культурную значимость.
 Создание инфраструктуры для развития экологического туризма. 5.Задачи Международного экологического агентства Перед Международным экологическим агентством будут стоять обширные и трудные задачи. Ему придется работать и над проблемами "микро", например, связанными с содержанием токсичных веществ в аэрозолях, и над проблемами "макро", такими как уменьшение рыбного промысла.
Вред, причиняемый окружающей среде и здоровью человека из-за неопределенности международных стандартов, стал уже очевиден. Первейшей задачей профессионального, компетентного Международного экологического агентства должен стать пересмотр всех используемых в настоящее время стандартов и выяснение их медицинской обоснованности. Это Агентство должно блюсти общественные интересы и быть независимым, особенно от промышленности, загрязняющей окружающую среду.
Его члены должны поклясться работать на всеобщее благо, то есть принадлежать к мировому общественному сектору. В настоящее время единственная организация, разрабатывающая международные стандарты защиты здоровья населения и трудящихся это Международная комиссия по радиологической защите (ICRP). Однако в состав этой неправительственной организации, действующей на принципах самофинансирования, входят представители пользователей ионизированного излучения, а также национальные координаторы из стран, имеющих собственные ядерные программы. ICRP разрабатывает такие стандарты, которые, как считается, скорее позволяют избегать риска в торговле, чем опасности для здоровья людей, и не предпринимает ни малейших попыток для уменьшения вреда, наносимого экосистемам или окружающей среде в целом. Эта Комиссия вполне могла бы быть распущена и заменена Международным экологическим агентством, которое разработало бы систему и условия членства профессиональных
организаций, включало бы в свой состав специалистов в медицине и токсикологии, представителей общественности. Большинство экологических проблем по сути своей международны, что вызвано циркуляцией воздуха и воды на планете. Международное экологическое агентство должно быть связано с Международным экологическим судом – отдельным судебным органом под эгидой Международного суда, как это было предложено судьей
Амедео Постиглионе из Верховного суда Италии. Устойчивое развитие окажется невозможным, если пытаться его достигнуть за счет здоровья и генетической наследственности человечества, экосистем и в целом окружающей среды, поддерживающей все формы жизни на планете. Пока нет агентства, ответственного за формирование международной экополитики, и суда, рассматривающего спорные вопросы, все попытки разрешить проблему "окружающая среда – здоровье" будут крутиться вокруг интересов экономики, конкуренции, торговли
и политической власти. В атмосфере "выгода, несмотря на риск", сопутствующей агрессивному капитализму, игроки, получающие выгоду (правительства и промышленность), будут склонны преувеличивать прибыли и преуменьшать риски в том ограниченном "мире", который приспособлен ими для решения понятных им проблем. Для организации противостояния силам торговли и корпоративной выгоды понадобится мощный и независимый голос, выступающий за человеческое выживание, будущие поколения и окружающую среду. Необходимо широко информировать неправительственные организации, чтобы обеспечить поддержку с их стороны. Литература 1. Выпуски альманаха "Участие. Социальная экология регионов России": 2. Место под солнцем. Пособие для экологических общественных организаций. Инструментарий деятельности; Халий И Аксенова О Лунева Л.; 1998 г.