Региональная экономка. Ответы

–PAGE_BREAK–

Вопрос 6.

Районирование— деление территории на регионы. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что для одной терри­тории может быть построено множество видов районирования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслужи­вающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Национальный принцип, учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство эко­номического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает ус­ловия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

ВИДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ(административно-территориальное, общее экономическое, проблемное экономическое районирование)

Вся история Российского государства связана с изменениями ее тер­ритории и административно-территориального устройства.

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 88 регионов (на 1 января 1999 г.)  — субъектов федерации,

Эти регионы резко различаются по территории, числен­ности населения, экономическому потенциалу. Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

Каждый регион — субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, адми­нистративно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

В мае 2000 г. на территории России образовано семь федеральных округов:

Северо-Западный

Центральный

Приволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента Российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-террито­риальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

Общее экономическое районирование.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты феде­рации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономи­ческого взаимодействия (МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром.

В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций. Терри­тории (регионы) ассоциаций в основном совпадают с крупными экономи­ческими районами. Основными исключениями являются ассоциация «Северо-Запад» (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), ассоциация «Большая Волга» (объединяет Волго-Вятский и Поволжский экономический районы), ассоциация «Сибирское соглашение» (объединяет Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы). Кроме того, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прог­нозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны:

Запад (европейская часть и Урал);

Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5—8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например выделение европейского «ядра» и периферийных северных, южных и восточных регионов.

Таким образом, общее экономическое районирование — это отнюдь не механическое деление территории (например, на заданное число регионов); оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности на­ционального рынка. Поэтому экономическое районирование является одной из важных частей теории региональной экономики.

Проблемное экономическое районирование.

Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС и т.п. Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера. Это необходимо в первую очередь для компенсации живущему здесь населению неблагоприятных климатических условий в виде повышенной заработной платы и пенсий, других льгот. Специальный закон Российской Федерации относит к зоне Севера полностью или частично 27 субъектов федерации (6 республик, 3 края, 10 областей, 8 автономных округов).

ИЕРАРХИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

В соответствии с изложенными представлениями о районировании любой регион (за исключением мира в целом) является элементом некоторой иерархической системы регионов. Первичным элементом системы является место — предельно малый регион (теоретически это географическая точка).

1.Мир – Евразия и ее экономические союзы 2. РФ – макроэкономическая зона 3. экономический район – субъект РФ  4.административный район – первичный регион.

Вопрос 7.

Региональная политика— система намерений и действий, которая реализует интересы госу­дарства в отношении регионов и внутренние интересы самих ре­гионов методами и способами, учитывающими природу современ­ных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., приводится следующее определение: «Под региональной политикой в РФ понима­ется система целей и задач органов государственной вла­сти по управлению политическим, экономическим и соци­альным развитием регионов страны, а также механизм их реализации».

В «Ос­новных положениях региональной политики в РФ» определены основные цели региональной по­литики в РФ:

1.     обеспечение основ федерализма;

2.     обеспечение единых минимальных стандартов и рав­ной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан;

3.     выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4.     предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения;

5.     приоритетное развитие регионов, имеющих стратеги­ческое значение;

6.     максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7.     обеспечение гарантий местного самоуправления.

Глобальной целью региональной политикиявляется достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической активности по территории страны. Эта формулиров­ка характеризует две стороны регионального социально-экономи­ческого развития:

ü   экономическую эффективность, которая требует экономичес­ки рационального распределения производства в пространстве и ис­пользования производственного потенциала каждого региона в це­лях общенационального благосостояния;

ü   социальную справедливость, т.е. такое пространственное рас­пределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния.

Обе эти цели региональной политики, как правило, противо­речивы.

Система реализации региональной политики включает:

·   государственное регулирование территориального развития,

·  законы и нормативы, обеспечивающие выполнение региональной политики

·  эко­номические регуляторы (льготы, гарантии и т. п.)

·  программные методы регулирования развития регионов.

При разработке региональной политики необходимо учитывать следующие аспекты:

— неравенство регионов;

— использование выгод от разнообразия условий региона;

— сочетание национальных и местных интересов.

                Важно также иметь в виду, что, определяя региональную поли­тику, необходимо учитывать:

во-первых,огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн км2, страна занимает первое место в мире;

во-вторых, сложные природные условия (11 млн км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% зе­мельной площади);

в-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосре­доточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России, равной 8 че­ловек на 1 км2, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 человека на 1 км2;

в-четвертых,неравномерность экономического развития реги­онов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных раз­мерах регионов, в численности населения.

Принципы  формирования региональной политики:

ü    переориентация деятельности всех структур на развитие че­ловека, повышение уровня и качества жизни;

ü    постановку целей и задач, которые должны быть решены, чтобы обеспечить достижение главной цели;

ü    выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества;

ü    выделение ресурсов для решения поставленных задач и дос­тижения цели;

ü    выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

ü    проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от размеров затрат;

ü    разработку стратегических планов, программ развития;

ü    применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, мониторинг, управление по резуль­татам);

ü    закрепление законодательными актами и нормативами заре­комендовавших себя методов управления.

Условия, необходимые для проведения эффективной региональной политики:

а)государственно-правовые,состоящие в создании согласо­ванного, идентично организованного и правового простран­ства;

б)социально-психологические, которые включают в себя осо­знание новых ориентиров, уход от иллюзий, т. е. опора на реалии жизни;

в)деятельно-практические, которые выражаются в том, что на самом деле решения, действия, процедуры, поступки совер­шаются в целях и русле государственной политики, способ­ствуют этой политике, раскрывают ее ценность для общества.

Виды региональной политики:

— по целям: выравнивание уровней развития регионов, расши­рение спектра социальных ролей в регионах, рационализа­ция использования местных ресурсов, рационализация меж­районного сотрудничества и др.;

— по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по специальным программам), целевая (по кон­кретным регионам);

— по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.), административная (разделения и запреты), инфраструктур­ная (строительство дорог и т. д.);

— по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства; суживание конкуренции регионов, снижение остроты проти­воречия «регион—страна», сглаживание контрастов «бедные» и «богатые» регионы;

— по адресату: региональные власти, предприятия, организа­ции, граждане.

Вопрос 8.

Инструментарий региональной политики
включает все средства, используемые в экономической политике, которые могут быть условно разделены на две группы:

***Средства макроэкономической политикивключают в себя налоговую (фискальную); бюджетную; ценовую; кредитно-денежную; социальную; внешнеторговую и др. политики

Меры макроэкономической политики могут быть реализованы двояким образом: либо частичный контроль над теми или иными инструментами региональной политики передается на уровень от­дельных регионов, либо он сосредоточивается в руках центральной власти

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

*Кредитно-денежная политикатрадиционно определяется на на­циональном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные ре­гионы выступают как ценополучатели, попытки дифференциро­вать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются.

*Внешнеэкономическое регулированиетакже осу­ществляется, как правило, на национальном уровне, за исключе­нием случаев особого регулирования в отдельных регионах, напри­мер, в СЭЗ.

Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фис­кальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.

*Государственная фискальная политикасостоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок:

ü                  рост государственных расходов (государственные закупки, социальные выплаты) увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

ü                  увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него — к снижению объема выпуска продукции и занято­сти.

Инструменты фискальной политики используются на регио­нальном уровне, также как и на национальном, в двух формах: как автоматические стабилизаторы и какактивные регулирующие меры.

Автоматические стабилизаторы— это такие механизмы в эконо­мике, действие которых уменьшает реакцию производства на изме­нения совокупного спроса. Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог.

Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискаль­ной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.

Дифференциация фискальной политикиосуществляется по сле­дующим направлениям:

• региональная дифференциация налоговых ставок,

• региональная дифференциация государственных расходов, касающаяся как государственных закупок, так и социальных транс­фертов.

Влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.

За счет действия межрегиональных эффек­тов распространения влияние проводимых мер фискальной полити­ки может оказаться существенно меньшим или просто не дать ре­зультатов, если, например, дополнительный спрос будет стимули­ровать только импорт товаров в регионе и не скажется на местном производстве и занятости.

В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные рас­ходы являются более гибким инструментом.

***Средства микроэкономической политики, используемые при проведении региональной политики, определяются в зависимости от выбора объекта воздействия: труд или капитал, и выбора на­правлений воздействия: внутренняя или внешняя перестройка ус­ловий деятельности.

Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или регио­нальном уровнях, поэтому естественной является постановка воп­роса о результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка результатов экономической политики являет­ся чрезвычайно сложной.

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Вопрос 9.

Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики: 

оценка отдельных индикаторов;

сравнение действительных результатов политики с возмож­ными результатами развития без осуществления политики;

соизмерение издержек и выгод;

степень достижения поставленных целей.

Однако ни один из перечисленных методов не является обще­признанным и полностью разработанным.

Первый,наиболее простой подход основывается на оценке от­дельных экономических индикаторов, которые численно характе­ризуют результаты проведенных мероприятий, таких как количе­ство рабочих мест, созданных в регионах, получавших государ­ственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регио­нов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение без­работицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реа­лизации, однако он не дает системного представления о результа­тивности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость так­же различна.

Второй подходосновывается на идее сравнения результатов развития региона, достигнутых под влиянием проводимой регио­нальной политики, с теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой региональной политики определяется как разница действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической поли­тики.

Третий методв отличие от второго, который концентрируется на агрегированной оценке результатов региональной политики, нацелен на микроэкономическую оценку результатов экономичес­кой политики. Этот метод основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий региональной политики. Проблемы в его использовании связаны с тем, что не все результаты региональной политики можно оценить количественно.

Четвертый методоснован на оценке степени достижения по­ставленных перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более привлекательный метод, поскольку дает непосредствен­ную оценку достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно только в том случае, если цели региональной политики были определены количественно.

Экономической наукой пока не предложено универсальных способов оценки результатов региональной политики, поэтому при оценке могут использоваться либо один из указанных методов, либо все вместе.

Вопрос 10.

Программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хо­зяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при под­держке государства

Региональные программыотли­чаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д.

Особое значение в условиях перехода к рынку и формирова­ния новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отноше­ний имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Особенность федеральных программ — государст­венная значимость программных проблем. Их цель — реали­зация социально-экономической политики развития регионов при поддержке государства. Они весьма распространенные, и их количество возрастает. За годы реформ такими программами бы­ла охвачена примерно половина субъектов Федерации.

Программно-целевой метод хозяйственного и террито­риального управленияслужит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваивае­мых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.

Целевая комплексная программапредставляет собой комплекс мероприятий, согласованных по срокам их исполнения, и обосно­ванный объем ресурсов, обеспечивающих реализацию данной или нескольких целей развития экономического объекта.

1,2 ЭТАПЫРазработка программы начинается с экономического анализа проблем развития, которые предполагается разрешить на основе программных методов, а также возможных ограничений, которые существуют в функционировании самого программного объекта либо в его связях с внешней средой.

3 ЭТАПОпределение целей и задач

Первичным составляющим программыявляются ресурсы, кото­рые характеризуют затраты, связанные с реализацией программы. В отличие от ее элементов ресурсы не являются результатом дея­тельности в рамках программы, а выступают по отношению к ней как внешние параметры.

4 ЭТАП.Комплекс целей программы может быть реализован различны­ми вариантами программных мероприятий.

Критерии оценка и выбор варианта программы в зависимости от содержа­ния программы являются:

ü  минимизация времени реализации программы при заданных ограничениях на ресурсы и фиксированных конечных программных показателях;

ü  минимизация затрат на ее реализацию при фиксированных конечных программных показателях и времени реализации;

ü  минимизация отклонений конечных программных показате­лей от целевых нормативов при фиксированных затратах и времени реализации.

5 ЭТАПВыбор варианта программы

6 ЭТАПОценка затрат

7 ЭТАПОпределение результатов решения проблемы

8 ЭТАППостроение программы как комплекса взаимоувязанных по целям и ресурсам мероприятий

9 ЭТАП.Разработанный проект программы должен быть обеспечен эффективным механизмом его реализации, который предполагает определение источников финансирования програм­мы, а также определение управленческих структур, ответственных за реализацию программы.

ВАЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ при подготовке региональных программ:

1.   Методика определения программной проблемы (проблем).Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщатель­ное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целе­сообразности ее решения.

Критериями отбора программной проблемы следует считать:

·  особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населе­ния, обеспечением экологической безопасности и рационального
природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);

·  межотраслевой и многоплановый характер проблемы, нали­чие многих участников решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);

·  принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидае­мые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

Один из возможных приемов отбора проблем — их ранжиро­вание по количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой в данном регионе или каждым регионом в стране по данной про­блеме.

Процедура выполняется по всем критериальным призна­кам с последующим суммированием полученных баллов.

2.Определение целей регио­нальной программы.Заданная вначале гене­ральная цель доводится в процессе разукрупнения (декомпози­ции) до уровня конкретных адресных подцелей — заданий (под­программ).

3.Оценка эффективности про­грамм.Общая результативность разработки и реализации регио­нальной программы — ее экономическая, социальная, научно-техническая, экологическая и иная эффективность — выражается конкретными показателями (абсолютными, относительными, стоимостными, натуральными) итогов достижения программной цели.

В социальных и экологических программах применяются характеристики ка­чественных изменений в результате осуществления программ­ных мероприятий — увеличение продолжительности жизни, улучшение структуры питания, оздоровление окружающей сре­ды и т. д.

Условия использования результативных показателей:

во-первых, среди них должны быть сквозные, позволяющие сравнивать различные программы между собой и с показателями по стране;

во-вторых, следует включить и макроэкономические оценки;

в-третьих, си­стемы установленных показателей необходимы для определен­ных типов программ — экономических, социальных, экологиче­ских и др.

В условиях рынка на первый план выходят количественные оценки итогов коммерческой деятельности, однако для мак­роэкономического анализа необходимо выявление общенаци­ональной (народнохозяйственной) результативности.

Среди важнейших результатов любой программы обязательно следует учитывать влияние на соседние и другие регионы, обеспе­чение национальной безопасности и устойчивости развития стра­ны, а производственной программы — еще социальные и эколо­гические последствия.

вопрос 11.

Финансовые ресурсы, циркулирующие в регионе, оказывают мощное воздействие на все стороны социально-экономической жизни региона. В этой связи их оценка является важной составля­ющей регионального анализа.

К региональным финансам относят финансы государственного и муниципального управления.

На терри­тории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными еди­ницами. В  регионе производятся и финансовые потоки межрегио­нальных  институциональных единиц.

Объем финансовых ресурсов территории является одновременно измерителем экономического потенциала региона и платежно-финансового спроса региональной экономи­ческой системы.

Под финансовыми ресурсами, созданными на территории регио­на, понимаются финансовые ресурсы, которые были получены в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона.

Они складываются из следующих частей:

• ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финан­сирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

• ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финан­сирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствую­щих субъектов хозяйствования);

• ресурсы внебюджетных фондов;

• кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансо­вых структур (используются для срочного и возвратного финанси­рования оборотных средств и капиталовложений);

• дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или фе­деральных инвестиционных фондов).

Финансовые ресурсы, образованные на территории, характеризуют финансовые ресурсы, созданные хозяйству­ющими субъектами, и денежные средства населения региона.

Финансы региона делятся на:

централизованные (государственные (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных образова­ний);

децентрализованные (финансы юридических и физических лиц).

Финансы юридических и физических лиц не находятся в пря­мой ведении региональных или муниципальных органов влас­ти, но в значительной мере являются объектом регулирования и объектом региональной финансовой политики.

Финансы региона представляют собой систему экономи­ческих отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономическо­го развития территории.

Центральным звеном региональных финансов являются терри­ториальные бюджеты.

Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры.

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Вопрос 12.

СОСТАВ  РЕГИОНАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

В состав региональных финансо­вых ресурсов включаются три основных элемента:

• региональные бюджеты;

• региональные внебюджетные фонды;

•средства субъектов хозяйствования, направляемые на соци­ально-экономическое развитие региона.

Финансовые ресурсы региона, формирующиеся у субъектов хо­зяйствования, составляют:

• финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональ­ной или муниципальной собственности (как правило, это комму­нальные предприятия);

• финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, ис­пользуемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Внебюджетные фонды местных органов власти формируются за счет:

• добровольных взносов и пожертвований организаций и населения;

• доходов от местных займов и местных денежно-вещевых ло­терей, аукционов;

• привлечения на добровольной основе средств предприятий, организаций и граждан;

• штрафов за загрязнение окружающей среды и т.д.
В большинстве субъектов Федерации формируется три вида эко­номических фондов:

• собственно внебюджетный фонд территории;

• валютный фонд;

• территориальный дорожный фонд.
Основными статьями расходов внебюджетного фонда террито­рии являются:

• социальная поддержка малообеспеченных групп населения;

• дополнительное финансирование объектов социально-куль­турного назначения;

• финансовая поддержка органов правопорядка;

• научно-исследовательские работы по ключевым для террито­рии проблемам;

• формирование резервных фондов.

Территориальный валютный фонд представляет собой совокуп­ность валютных ресурсов в виде средств в иностранной валюте и других валютных ценностей.

Формирование фонда происходит за счет:

выручки от реализации на внешнем рынке добытых на данной территории драгоценных металлов;

штрафов и иных финансовых санкций, налагаемых на недобро­совестных партнеров, осуществляющих внешнеэкономическую де­ятельность по поручению администрации территории;

добровольных пожертвований и благотворительных взносов.

Формирование дорожных фондов производится с целью акку­мулирования средств для содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильного дорожного полотна, приобретения дорожно-строительной техники, формирования резерва дорожного фонда.

В бюджет дорожного фонда зачисляются: налоги с владельцев транспортных средств, налоги на приобретение транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог (автотранспортные предприятия).
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования направляются на социально-экономическое развитие региона в различных фор­мах.

Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий.

Вопрос 13.

Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс.

Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов пред­приятий и организаций, территориального бюджета, баланса де­нежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдель­ные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Основная задача территориального сводного финансового ба­ланса — это определение объемов финансовых ресурсов, создан­ных, поступивших и использованных в регионе.

В сводный финансовый баланс территории включаются не только финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фон­дов, а также внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.

Финансовый баланс состоит из доходной и расходной части:

·          Источники доходов

Собственные доходы региона:

прибыль

амортизационные отчисления

подоходный налог с физ. лиц

косвенные налоги

ресурсные платежи

отчисления в социальные внебюджетные фонды

прочие доходы

Привлеченные средства

субсидии

долгосрочные кредиты банков

внешние частные инвестиции

иностранные инвестиции

·          Направления расходов

Расходы на территорию:

затраты на капвложения

расходы на народное хоз-во

расходы на социально-культурные мероприятия

расходы на содержание органов власти и органов правопорядка

Отчисления в федеральную систему:

отчисления в федеральный бюджет

отчисления в федеральную финансовую систему
Региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:

• сопоставить финансовые потребности территории и реальные возможности для их покрытия;

• определить финансовую обеспеченность конкретной террито­рии;

• представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;

• выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фон­дов;

• отслеживать процесс формирования, аккумулирования, рас­пределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

Информационной базой составления финансового баланса яв­ляются статистические данные отчетов предприятий и организаций по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данные налоговых инспекций, отчеты по фор­мированию и использованию внебюджетных фондов, данные тамо­женных управлений и другая информация.

Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономи­ческого содержания делятся на текущие и капитальные.

Капиталь­ные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая иннова­ционную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть оформлен бюджет развития.

Теку­щие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечиваю­щая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование/

Все субъекты РФ можно разделить на регионы-реципиенты (до­тационные) и регионы — доноры. Регионы-реципиенты не в состо­янии полностью обеспечить расходы своих бюджетников и полу­чали из федерального Центра трансферты — безвозмездные дотации.

Вопрос 14.

Бюджетно-налоговая система – это финансовая основа государственного регулирования территориального развития, которая включает в себя федеральный бюджет и региональные бюджетно-налоговые системы.

Универсальный принципов Бюджетного устройства РФ — принцип разделения бюджетов.

На федеральном и территориальном уровнях составляются два типа бюджетов.

По одному — собственному бюджету — финансиру­ются расходы, относящиеся к компетенции того или иного уровня управления.

По другому — консолидированному — сводятся в единый документ все доходы и расходы нижестоящих бюджетов.

Консолидированный бюджет субъекта РФ состоит из: областного бюджета, бюджетов городов областного подчинения( городской бюджет и бюджеты городских районов) и бюджеты районов области( районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения).

Региональные бюджетные системы включают в себя:

— бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты)

  — бюджеты муниципальных образований, которые включают в свой состав бюджеты городов и районов.

Механизм установления и регулирования федеративных отноше­ний на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей получил название «бюджетного федерализма».

Бюджетный федера­лизм— это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного само­управления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере, в форме образования и расходования средств.

Три подхода к решению проблемы разделения собираемых налогов в федеративном государстве:

·    закрепление налогов за определенным уровнем власти и раз­граничение полномочий по взиманию налогов;

·    совместное использование базы налогообложения;

·    долевое распределение налогов.

Два основных способа передачи региональным бюд­жетам причитающихся им долей налогов:

1. Налоги остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они были собраны.

2. Поступления могут направляться в централизованный фонд с последующим нормативно-расчетным распределением, например, по численности населения или среднедушевым доходам.

Реальные бюджетные системы государств со сложным террито­риальным устройством строятся, как правило, путем комбинирова­ния всех трех указанных подходов.

Перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами яв­ляется обычным элементом «бюджетного федерализма», оно осуще­ствляется в двух формах:

·  перераспределение по вертикали, используется в случаях, когда расходы, закрепленные за определенным бюджетом, определенного уровня не могут быть обеспечены получаемыми в регионе доходами.

·  перераспределение по горизонталиимеет целью уменьшение неравенства между бюджетной обеспеченностью населения регио­нов, вызванного неравномерным размещением источников поступ­ления средств.

Вопрос 15.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

К собственным доходамтерриториальных бюджетов относятся те виды доходов, которые полностью или в фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующие бюджеты.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, неналоговые доходы, определяемые норма­тивными актами, а также безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы— это федеральные и региональные нало­ги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от­числений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговремен­ной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов

                  Нормативы отчислений регулирующих доходов определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который пе­редает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относят­ся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов.

Для сбалансированности территориальных бюджетов используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотации— средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция— это средства, которые предоставляются бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для фи­нансирования целевых расходов

Субсидия— это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическим или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов терри­ториальных бюджетов. По действующему в России законодатель­ству за консолидированными бюджетами краев и областей закреплены:

·                подоходный налог с физических лиц,

·                некоторые акцизы,

·                налог на имущество предприятий,

·                плата за воду,

·                лесной доход,

·                все местные налоги.

Регулирующие доходы — то налоги на прибыль, НДС, акцизы, земельный налог, плата за недра и т.п.

Поступившие в территориальный бюджет денежные средства направляются на нужды финансирования производства, социаль­ной сферы и управления.

Вопрос 16.

Главное назначение всех звеньев бюджет­ной системы— финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти на соответствующем уровне управ­ления.

Расходы бюджетов:

·      государственное и муниципальное управление;

·      правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

·      поддержка отраслей хозяйства территории;

·      содержание учреждений социальной сферы и социальная за­щита населения;

·      охрана окружающей среды и природных ресурсов.

Основными направлениями использования средств региональ­ных бюджетов являются:

·      финансирование деятельности органов государственного управления субъекта Федерации,

·      правоохрани­тельных органов и обеспечение безопасности,

·      финансирование промышленности,

·      сельского хозяйства,

·      транспорта,

·      жилищно-коммунального хозяйства,

·      образования и здравоохранения.

Основную часть расходов местных бюд­жетов составляют 4 статьи:

·      расходы на жилищно-коммунальное хозяйство,

·      образование,

·      здравоохранение и физическую культуру

·      социальные программы.

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на текущие и расходы на развитие.

К бюджету текущих расходовотносятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, учреждений об­разования, здравоохранения и социального обеспечения, физи­ческой культуры и спорта, культуры и искусства, средств мас­совой информации, органов государственной власти и управле­ния, правоохранительных органов и иные расходы этой катего­рии.

К бюджету развитияотносятся ассигнования на инновацион­ную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территории (но­вое строительство, реконструкцию и обновление существующего производства и объектов социально-бытовой инфраструктуры), на экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство.

Вопрос 17.

Региональная бюджетная система – обособленная часть соответствующей государственной системы, она связана с последней генетически и структурно.

Бюджетные системы регионов РФ аккумулируют около половины всех бюджетных потоков государства.

Функций региональных бюджетов:

  — закрепление определенного порядка движения бюджетно-на­логовых потоков по уровням территориальной организации госу­дарства (направления этих потоков, пропорции их разделения,
целевое назначение и т.д.);

  — аккумулирование и использование в общерегиональных це­лях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетные системы одноканально (большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций);

  — средств, образованных на территории и поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распре­деления между бюджетно-налоговыми системами разного уровня;

  — средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяемых по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих систем (дотации и субвенции); «местных» средств, которые по разрешению вышестоящих организаций им не перечисляются;

  — обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти;

  — финансовое обеспечение внутрирегиональных целевых про­грамм;

  — формирование инфраструктуры территорий;

  — регулирование   состояния    и    использования   природноресурсного и экологического потенциала;

  — стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров у населения, условий для роста его деловой активности путем стимулирования структурных преобразований, повышения
инвестиционной привлекательности региона и т.д.

Бюджет региона — это особая форма образования и рас­ходования фонда денежных средств для обеспечения финансирова­ния экономического и социального развития территорий в пределах компетенции государственных и муниципальных органов управления.

Бюджет региона – финансовая основа деятельности территориальных органов управления, в том числе местного само­управления.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов, опреде­ляемых закрепляемыми за ними полномочиями, бюджеты должны иметь соответствующие доходы.

Вопрос 18.

Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

Социально – экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, административной и социальной структурой общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.

Процесс социально – экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

§   повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

§   создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономический и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства

§   увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Цели социально – экономического развития региона.

В качестве целей социально – экономического развития региона используются такие, как:

/>  увеличение доходов

/>  улучшение образования, питания и здравоохранения

/>  снижение уровня нищеты

/>  оздоровление окружающей среды

/>  равенство возможностей, расширение личной свободы

/>  обогащение культурной жизни.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели.

Долгосрочные цели – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце.

Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии социально-экономического развития.

Соответственно целям развития региона строится схема критериев и показателей, которые измеряют данные критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.

Одним  из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках программы ООН. При этом расчете используются три показателя экономического развития:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения), величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона (национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, уровень физического здоровья, уровень образования, степень счастья населения).

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, ВНП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально – экономической развитее региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе..

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

/>      ВВП или ВНП и темпы роста этих показателей

/>      Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации

/>      Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей

/>      Уровень образования

/>      Уровень потребления материальных благ и услуг, обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования

/>      Уровень здравоохранения

/>      Состояние окружающей среды

/>      Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса.

Методы управления региональным развитием.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу.

Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

1.создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности (рыночная инфраструктура, наличие земли и соответствующих прав на нее, хорошо развитые транспорт, связь и офисное хозяйство)

2.регулирование деловой активности (формирование побудительных мотивов  предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений).

3.прямая кооперация администрации региона и бизнеса (в случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций).

1.    

Вопрос 19.

«Результатом взаимодействия объективных экономико-географиче­ских условий, с одной стороны, и проводимой в отношении региона социально-экономической политики — с другой, является складыва­ющаяся в регионе ситуация.

Важнейшими составными частями региональной ситуации являются:

2.     Экономическая ситуация.

3.     Социальная ситуация.

4.     Финансовая ситуация.

5.     Политическая ситуация.

6.     Экологическая ситуация».

Характеристики экономической ситуации

Показатели

Ди­намика производства

Индексы физического объема промышленной продукции

Состояние рынка труда

Уровень безработицы, коэффи­циент напряженности рынка труда, уровень средней заработной платы

Инвестиционная активность

Динамикой объема капитальных вложений

Внеш­неэкономическая активность

Структура экс­портно-импортных операций, в том числе в расчете на душу населе­ния региона
    продолжение
–PAGE_BREAK–