ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Содержание Введение… 1. Значение внедрения новой техники и технологии для повышения эффективности производства…2. Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии….3. Экономическая эффективность мероприятий по технике и технологии….13

Заключение….17 Список литературы…18 Введение Объективные внешние глобальные процессы, такие как: рост населения и его возрастающие потребности, развитие науки и техники, всеобщее расширенное воспроизводство и конкуренция вынуждают современные производственные предприятия вводить новшества во все сферы своей деятельности. Развитие рынка и рыночных отношений, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили меха-низм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы

и харак-тер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности органи-зации и экономики в целом. Вполне очевидно, что одним из основных условий формирования конкурен-тоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия может стать его инновационная активность. Во всем мире инновации сегодня – это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности

и дальнейшего процветания. Именно потому проблема внедрения новой техники и технологии на предприятии актуальна и чрезвычайно значима в наши дни. Актуальность данной проблемы определила тему нашей работы. Целью нашей работы является анализ экономической эффективности внедрения новой техни-ки и технологии на предприятии. 1. Значение внедрения новой техники и технологии для повышения эф-фективности производства. Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности
производимых товаров, поддержания высо-ких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Существует множество определе-ний инновационной деятельности. Так, согласно Проекту Федерального Закона “Об инновационной деятельности” от 23 декабря 1999 г инновационная дея-тельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результа-тов научных

исследований и разработок либо иных научно-технических дос-тижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Н.А. Сафронов даёт следующее понятие инновационной деятельности: инно-вационная деятельность есть система мероприятий по использованию науч-ного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения

как индивидуального спроса, так и потребностей общест-ва в новшествах в целом. Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена дву-мя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих оте-чественную и международную природу. Иными словами, на предприятия ока-зывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в из-менении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как

след-ствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Прежде чем говорить о значимости нововведений для повышения эффектив-ности производства необходимо дать определение понятию инновация, обозна-чить виды инноваций, а также дать описание основным формам организации инновационного процесса. Инновации (нововведения) – это новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта, в результате разработки и освоения произ-водства новых
или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Принято различать следующие виды инноваций: Технологические инновации – это деятельность предприятия, связанная с разра-боткой и освоением новых технологических процессов. Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенст-вованных продуктов. Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или существен-но улучшенных производственных

методов, включающих применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов органи-зации производственного процесса или их совокупности. В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы органи-зации инновационного процесса: административно-хозяйственную, программ-но-целевую и инициативную. Административно-хозяйственная форма предпо-лагает наличие научно-производственного центра – крупной

или средней кор-порации, объединяющей научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Программно-целевая форма предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой. Инициативная форма состоит в финансирова-нии деятельности и административной помощи изобретателям – одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для разработки и освоения нововведений. Основными формами организации инновационной деятельности в настоящее

время являются: – научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур; – временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических про-блем; – государственные научные центры; – различные формы технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы.
Необходимо также отметить, что инновационная деятельность может осуще-ствляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества представляют собой жизненный цикл инновации, который определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализован-ного на её основе инновационного продукта. В своём жизненном цикле иннова-ция проходит ряд стадий, а именно: • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объёма на-учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; • рост (промышленное освоение

с одновременным выходом продукта на рынок); • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объёма продаж); • насыщение рынка (максимальный объём производства и максимальный объём продаж); • упадок (свёртывание производства и уход продукта с рынка). Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жиз-ненного цикла новой техники и технологии производительность труда

низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быст-рого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. Частая смена техники и технологии создаёт большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую техни-ку и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффек-тивности всех подразделений предприятия.
Именно поэтому инновациям в об-ласти технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный и подетальный расчёт эко-номической эффективности. Н.А. Сафронов выделяет факторы, определяющие значимость инновацион-ной деятельности: • необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйст-вования; • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских пред-почтений,

т.е. давление спроса; • активизация конкурентов; • конъюнктурные колебания; • структурные отраслевые изменения; • появление новых дешёвых ресурсов, расширение рынка факторов произ-водства, т.е. давление предложения; • стремление увеличить объёмы продаж; • расширение доли рынка, переход на новые рынки; • улучшение конкурентоспособности фирмы; • экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия; • максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Процесс распространения инноваций называют диффузией

технологий. Ско-рость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инно-вации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную иннова-цию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более то-го, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предпри-ятиям полезно разрабатывать новые

товары. Такими критериями являются: уг-роза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребно-стей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции. Среди внутренних фак-торов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: • способность руководства и персонала выделять и оценивать экономиче-ские, социальные и технологические изменения во внешней среде; • ориентация руководства на долгосрочную перспективу и
наличие четких стратегических целей; • развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; • осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи. 2. Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии. В условиях жестокой конкуренции ни одно предприятие не сможет долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В резуль-тате внедрения новой техники и технологии

в деятельность предприятия повы-шается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенст-вуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям: • освоение новой и модернизация выпускаемой продукции; • внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, ин-струмента и материалов; • использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;

• совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством. Задачи комплексного совершенствования техники и организации производ-ства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь опреде-ляется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику.

На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться. Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освое-нию новшеств включает: • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разра-ботке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготов-лению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; • подбор необходимых видов сырья
и материалов для изготовления новых видов продукции; • разработку технологического процесса изготовления новой продукции; • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; • исследование, разработку или приобретение необходимых информацион-ных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы

подбора персонала; • проведение работ или приобретение необходимой документации по ли-цензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвиже-нию инноваций и т.д. Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Цель подобной политики заклю-чается в предоставлении предприятию существенных преимуществ по сравне-

нию с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта. Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инно-вационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокуп-ность различных ресурсов, включая: • интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа пред-приятия); • материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей); • финансовые

(собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, гран-товые); • кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведе-ния процедур нововведений; опыт управления проектами); • инфраструктурные (собственные подразделения, отдел главного техноло-га, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, инфор-мационный отдел, отдел конкурентной разведки); • иные ресурсы, необходимые для осуществления
инновационной деятель-ности. От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стра-тегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности вы-полнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фарма-цевтические предприятия, неспособны

самостоятельно разрабатывать новые ле-карственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Нововведения в сфере материального производства тесно связаны с инвести-циями. Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и техно-логии становятся реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиции, условно делятся

на предприятиях по следующим направлениям: • освоение и выпуск новой продукции (в данном случае почти всегда вно-сятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производ-ства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство); • техническое перевооружение (форма обновления производственного ап-парата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями); • расширение производства

(предполагает строительство новых дополни-тельных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков); • реконструкция (мероприятия, связанные как с заменой морально уста-ревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совер-шенствованием и перестройкой зданий и сооружений); • новое строительство (целесообразно только для ускорения развития наи-более перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производ-ства, а также для освоения принципиально
новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры). При внедрении новых товаров или новой технологии предприятия подверга-ются высокому риску. Уровень риска значительно варьируется и находится в прямой зависимости от степени новизны продукта или технологии. Не секрет, что чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят рынком. Существуют различные подходы к классифицированию и выявлению разнохарактерных неопределенностей,

которые воздействуют на эффективность инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические и другие риски. Ос-новными неудачами с выведением новых изделий на рынок принято считать: • недостаточный анализ внешних факторов среды функционирования пред-приятия, перспектив развития рынка и поведения конкурентов; • недостаточный анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых и других возможностей; • неэффективный

маркетинг и недостаточная (или непрофессиональная) поддержка нового товара при выведении его на рынок. При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновации на рынок можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности. Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой тех-ники, технологии и организации

производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники» расширилось и вошло со-ставной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения
постав-ленных социально-экономических и политических задач. 3. Экономическая эффективность мероприятий по технике и технологии. Качество технологического процесса реализуется в его способности создать новшество. Оно оценивается как с позиций технико-технологических характе-ристик, так и системой экономических показателей. Для того, чтобы внедрение новой техники и технологии было эффективным, необходимы такие

их качества как адаптивность, гибкость, способность к “встроенности” в старое производство, возможности синергизма, чёткая страте-гия, наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти по-нятия невозможно свести к какому-то единому показателю, поэтому качество технологии определяет непосредственно рынок, а критерием всего многообра-зия свойств выступает экономическая эффективность.

При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии процедура определения экономической эффективности этих мероприятий со-стоит из четырёх этапов. Первый этап – определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий; второй – определение возможных ис-точников финансирования; третий – оценка экономического эффекта от внедре-ния новой техники и технологии; четвёртый – оценка сравнительной эффектив-ности новшества путём сопоставления экономических

показателей. Таким обра-зом, экономическая эффективность характеризуется соотношением экономиче-ского эффекта, полученного в течение года, и затрат на внедрение данного ме-роприятия. Широко применяемые технико-экономические и функционально-стоимостные метода анализа позволяют установить зависимость между техни-ческими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм опти-мального функционирования производственных систем. В отдельности решить проблему качества и экономической эффективности
новой техники и техноло-гии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщённую технико-экономическую модель, которая выявляет воздействие показателей техническо-го уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведённые затраты и т.д. Для этого необходимо на са-мом начале проектирования новшества избрать альтернативный вариант: 1) оп-тимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективно-сти или 2) максимально

совершенный уровень новшества при удовлетворитель-ной экономической эффективности. Эффективность любого инновационного проекта оценивается на основании “Методических рекомендаций по оценке эффективности инновационных проек-тов и их отбору для финансирования”, утверждённых Госстроем, Министерст-вом экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ от 31 марта 1994 г.

Установлены следующие основные показатели эффективности иннова-ционного проекта: • финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней; • бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия реа-лизации проекта для его непосредственных участников; • народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая за-траты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интере-сов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.

Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы региона или страны) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность. Эффективность введения новой техники и технологи на предприятии опре-деляется оценкой условий успеха инновационной деятельности предприятия по сравнению с прошлым опытом и сложившимися ранее тенденциями. Анализ эффективности новой техники и технологии требует исследования не только новизны и приоритетности,
но и таких важных свойств, как способность к адап-тации в уже имеющихся условиях, способность к переналаживанию производ-ственного аппарата. Особо следует выделить такое свойство техники, техноло-гии и организации, как гибкость. Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется в уровне использования основных элементов производствен-ного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие эко-номические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материа-

лоёмкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования производственных ресурсов, являются показателями экономиче-ской эффективности повышения уровня применяемой новой техники и техноло-гии. Среди показателей повышения экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию можно выделить следующие: • приращение производительности труда, относительное отклонение чис-ленности работающих и фонда оплаты труда; • приращение материалоотдачи (снижение материалоёмкости),

относитель-ное отклонение в затратах материальных ресурсов; • приращение фондоотдачи (снижение фондоёмкости) основных средств, относительное отклонение основных средств; • приращение скорости оборота оборотных средств, относительное откло-нение (высвобождение или связывание) оборотных средств; • приращение объёма выпуска продукции за счёт интенсификации исполь-зования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; • приращение прибыли или себестоимости продукции; • приращение показателей финансового состояния и

платёжеспособности предприятия. Предлагаемая система показателей экономической эффективности новой техники едина для всех отраслей материального производства. Заключение Совершенно очевидно, что в современных условиях формирования рыноч-ных отношений необходимы революционные качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений. В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла това-ров и услуг, развития
новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы промыш-ленного предприятия все больше становится его инновационная активность. Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе ин-новационного подхода, главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завое-вать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сокра-тить уровень издержек,

добиться высоких показателей прибыли. Анализ стратегического поведения инновационного продукта на рынке пока-зывает, что промышленным предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от исполь-зуемой устаревшей продукции и технологии ее производства. Источниками ин-формации о среде могут служить отраслевые конференции, специализирован-ные газеты и

журналы, сеть научной информации, профессиональные совеща-ния, деловые отчеты, личный опыт и другие каналы. Список литературы 1. Волков. О.И Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций – М.: ИНФРА – М, 2005 – 280 с. 2. Проект Федерального Закона РФ

Российской Федера-ции>//Инновации 1998 № 2-3. 3. Скляренко В.К Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005 – 528 с. 4. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 608 с. 5.

Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина – М.: ИНФРА – М, 2003. – 601 с.