ВВЕДЕНИЕ
В полном и своевременномудовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках, повышенииэффективности и качества работы транспортной системы страны важное значениеимеет повышение уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных искладских работ, прежде всего переход от использования отдельных машин кразработке, производству и массовому применению высокоэффективных машин иоборудования на всем пути перемещения груза от места добычи сырья до местапотребления готовой продукции.
Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособностиотечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке иувеличении торговых потоков через нашу территорию. На автомобильном транспортепродолжается концентрация автотранспортных средств на крупных автотранспортных предприятиях,расширение централизованных перевозок грузов автомобильным транспортом общегопользования, развитие междугородных автомобильных перевозок, совершенствованиетранспортно-экспедиционного обслуживания, внедрение контейнеров и пакетногоспособа перевозки грузов, улучшение структуры автомобильного парка и т.д.
1. ЗАДАНИЕ НАКУРСОВУЮ РАБОТУ
Задание на курсовую работу студента Типеева В.К.:Первая буква фамилии студента и наименование груза Кол-во груза, тыс.т Температурная зона ПРМ Ф Металлоконструкции 275 1 кран
Показатели продолжительности перерывов в работе механизмов из-занеблагоприятных метеоусловий и ремонта (в днях)Температурная зона Неблагоприятные факторы Дни простоя в техобслуживании и ремонте
Ветер
Более 10м/с ливень
t = -30о С
и ниже снежный буран 1 зона 31,4 9,1 – – 20
Задание на курсовую работу может быть индивидуальным в случае, еслипреподаватель занимается с одним или несколькими студентами научной работой поспециальности 050901- Организация перевозок, движения и эксплуатациятранспорта.
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части.
Графическая часть курсовой работы выполняется на двух страницах ивключается в ПРИЛОЖЕНИЯ курсовой работы и на двух листах формата А1.
Лист 1 содержит подвижной состав и ПРМ, рисунки и таблицы с краткойтехнической характеристикой.
Лист 2 содержит:
— схему погрузо-разгрузочного комплекса и погрузо-разгрузочный механизм,выполненную в масштабе с использованием условных обозначений (вид сверху исбоку),
— график выполнения рабочего цикла погрузо-разгрузочного механизма,
— в некоторых случаях необходимо выносить на 2 лист грузозахватноеустройство, поддон, контейнер, способ укладки груза, способ установки илиукладки груза на автомобиле и складе – весь материал представляется в таблицахи рисунках.
2. ВЫБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБА ЕГО РАССТАНОВКИУ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОГО ПОСТА
Для перевозки металлоконструкции выбирается автопоезд-трубоплетевоз всоставе тягача 64263 и прицепа-роспуска 90093, рисунок 1. Техническаяхарактеристика автомобиля приведена в таблице 1.
Автопоезд-трубоплетевоз предназначен для транспортировки длинномерныхгрузов (труб длиной 12 м и плетей длиной до 36 м диаметром 530–1420 мм) по дорогам с твердым покрытием, грунтовым и труднопроходимым, включаяучастки бездорожья. Перевозка длинномерных грузов осуществляется на поворотныхкониках автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. В транспортном положенииприцеп-роспуск может перевозиться на раме тягача.
Автопоезд комплектуется набором тяговых тросов для связиавтомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Коники тягача и прицепа-роспускаоборудованы передвижными стойками-упорами и увязочными механизмами,обеспечивающими надежное крепление грузов. Для исключения продольногоперемещения перевозимых грузов имеются стопорные устройства. Автопоезд-плетевозпоставляется в комплектации с наращенными стойками коников автомобиля-тягача иприцепа-роспуска.
Таблица 1 — Технические характеристики автопоезд-трубоплетевоз в составетягача 64263 и прицепа-роспуска 90093
Модель
64263 Грузоподъемность автопоезда, кг 30000 Длина перевозимого груза, м от 6 до 36 Погрузочная высота, м 1700 Снаряженная масса тягача, кг 13000 Распределение снаряженной массы тягача, кг: — на передний мост 5850 — на заднюю тележку 7150 Снаряженная масса прицепа-роспуска кг 4500 Распределение снаряженной массы роспуска, кг: нагрузка на коники роспуска, кг 15500 Полная масса роспуска, кг 20000 Допустимая полная масса автопоезда, кг 47500 Диаметр перевозимых труб, мм от 530 до 1420 Габаритные размеры тягача, мм: — длина 7445 — ширина. 2500 — высота 3200 Колеса дисковые 8,5–20 (216–508) Размер шин 12.00 R20 (320 R508) Максимальная скорость, км/ч 80 Базовое шасси: Модель КАМАЗ-6522
Двигатель: Модель 740.51-320 (Евро-2) Тип дизельный с турбонаддувом Максимальная мощность, л. с. (кВт), при 2200 об/мин 320 (235)
3. ВЫБОР ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Таблица 2 — Технические характеристики козлового крана электрического специального грузоподъемностью 20 тонн Технические характеристики: Грузоподъемность 20 тонн Пролет 32 метра Вылет крюка консоли 8,5; 10 метров Высота подъема крюка 9,0; 11 метров Режим работы средний (ПВ = 25%) Габаритные размеры — Длина 55,2 метра — Ширина 11, 5 метров — Высота 12,8 метров Скорость — Подьема крюка 8,0 метров/мин. — Передвижения тележки 38,0 метров/мин. — Передвижения крана 100,0 метров/мин Масса крана 90,0 тонн Напряжение 380 В Установленная мощность электродвигателей 65 кВт Наибольшее давление на ходовое колесо 180 Кн Климатическое исполнение +40С -40С
/>
Дляперегрузки металлических труб диаметром 400 мм и длиной 6—15 м применяют простейшие захватные устройства (рис. 35) Захват для труб диаметром 400 мм и длиной 6—10 м состоит из кольца 1 (внутренний диаметр 120 мм), которое навешивают на крюк перегрузочной машины, двух канатов 2 диаметром 17,5 мм, швеллера 3 и канатов 4 диаметром 13 мм для четырех труб. Аналогичный захват для тоуб длиной10—15 м состоит из одной пары канатов длиной 7000 мм каждый, которые кольцом соединены с четырьмя парами других канатов, на концах которыхподвешены специальные захваты с прорезями. Застропка и отстройка трубвыполняются вручную. Количество одновременно поднимаемых труб определяется ихразмером и массой и грузоподъемностью крана
Таблица 3-Технические характеристики металлических трубдиаметром мм 400 длиной м 6—10 Грузоподъемность т 6
/>
Рисунок 3 –Захват для перегрузки труб
4. ВЫБОР ГРУЗОВОГО ПУНКТА. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ УСТАНОВКИ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНОГОМЕХАНИЗМА И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНОМ ПУНКТЕ
Для хранения металлоконстукции применяются открытые склады. По заданию накурсовую работу объем перевозимого груза за год — 275000 т…
Склад имеет площадь, рассчитанную для хранения 10-ти дневного количествагруза от годового количества перевозимых грузов.
Исходя из годового запаса груза, рассчитаем запас груза на 10 дней:
/> (1)
Q’ = 275*1000*10/203 = 13546,8 т
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ
(СМЕННОГО, СУТОЧНОГО, ГОДОВОГО)
При определении режимов работы (ПРМ) необходимо учитывать:
продолжительность смены;
суточный режим сменности (односменный, двухсменный, круглосуточный);
режим работы грузового пункта (5-6-7дневный, без выходных и праздничныхдней, временный и др);
вид склада;
зависимость дней работы механизмов от климатических условий.
Режим работы ПРМ — это распределение календарного времени заданногопериода на основную работу и перерывы по различным причинам.
Режим работы машин в зависимости от календарного времени может бытьсменным, суточным или годовым.
Сменный режим (Тсм) машины зависит от ее типа и основных параметров.
Усредненный сменный эксплуатационный режим работы ПРМ в часах можетвключать в себя:
продолжительность рабочей смены — 8,2
простои по организационным и метеорологическим условиям — 0,3 ÷ 0,5
техническое обслуживание, перерывы смены — 0,5
технологические перерывы — 0,2 ÷ 0,4
время чистой работы машины — 7,2 ÷ 6,9
Суточный режим Тсут, ч предусматривает продолжительность сменыи количество смен работы машины в течение суток и зависит от организацииработы на пункте грузовой переработки.
Тсут = Тсм ×Nсм,ч (3)
где Ncm — количество смен за сутки.
Тсут = 7,2·1=7,2 ч
Годовой режим рассчитывается: в днях (Дгод) и в часах (Тгод), дляконкретных условий эксплуатации. Зависит от эксплуатационных особенностейтипов машин и вида выполняемых работ, здесь учитывают такие перерывы в работемашин, которые занимают целиком всю смену или целые сутки: праздничные,выходные дни; простои из-за неблагоприятных метеоусловий; время на техническоеобслуживание и ремонт, организационные причины.
Годовой режим работы ПРМ Дгод, (в днях)
Дгод = Дкал — Д1 — Д2 — Д3 — Д4, (4)
где Дкал — количество календарных дней в году;
Д1 — количество выходных и праздничных дней;
Д2 — дни простоя в ремонте;
Д3 — дни простоя по метеоусловиям (зависят от эксплуатационныхособенностей механизма, вида склада, от возможности выполненияпогрузочно-разгрузочных работ при определенных метеорологических и климатическихусловиях);
Д4 — непредвиденные простои по организационным причинам ииз-за пере – базировки ПРМ.
Дгод=365 – 96 –20–41–5= 203
Годовой режим работы ПРМ Тгод, в часах
Тгод= Тсут × Дгод(5)
Тгод=7.2·203=1462
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОГО МЕХАНИЗМА (ЧАСОВОЙ, СУТОЧНОЙ, ГОДОВОЙ)
Производительность подъемно-транспортных механизмов цикличного действия зависитот состава и продолжительности рабочего цикла.
Продолжительность рабочего цикла
tц = t застропка + t подъемкрюка + t перемещ.тележки+ t перемещ.крана+ t опускание+ t отстропка + t подъем хол.крюка+ t перемещ.хол.тележки+t перемещ.хол.крана+ t опускание
t застропка =25с
t подъем крюка = Н / V;
Н=11м;
V=10м/мин;
t подъем крюка =11м/10м/мин=66с;
t перемещ.тележки= L / V;
L=32м;
V=38м/мин;
t перемещ.тележки=32м/38м/мин=51с;
t перемещ.крана= L / V;
L=55,2м;
V=100м/мин;
t перемещ.крана=55,2/100=34с;
t опускание = Н / V;
Н=15м;
V=15м/мин;
t опускание =15м/15м/мин=60с;
t отстропка =10с;
t подъем хол.крюка= Н / V;
Н=11м;
V=10м/мин;
t подъем хол.крюка=66с;
t перемещ.хол.тележки = L / V;
L=32м;
V=38м/мин;
t перемещ.хол.тележки =32м/38м/мин=51с;
t перемещ.хол.крана= L / V;
L=55,2м;
V=100м/мин;
t перемещ.хол.крана=55,2/100=34с;
t опускание = Н / V;
Н=15м;
V=15м/мин;
t опускание =15м/15м/мин=60с;
tц =25+66+51+34+60+10+66+51+34+60=457с
Количество рабочих циклов за час
Nц = /> (7)
гдеtц — продолжительность одного рабочего цикла, с.
Nц = 3600/457 = 8
Теоретическая производительность механизма за час
Wчтеор = 3600· qн /tц, т/ч (8)
Wчтеор = 3600· 20/457 = 158т/ч
где qц — количество груза, перемещаемого за одинрабочий цикл, т.
Эксплуатационная производительность за час:
Wчэкс = Nц · qн·кг,ч (9)
Wчэкс =8 · 20· 0,9 =144 ч
где кг – коэффиент использование грузоподъемности (для электропогрузчика, кг = 0.8)
Эксплуатационная производительность за смену:
Wсмэкс = кв· Wчтеор ·Тсм·кг, ч (10)
Wсмэкс =0,6 · 158 · 8,2 · 0.9 = 700 ч
где Kв — коэффициент использования машины во времени втечении смены;
kг- коэффициентиспользования грузоподъемности (для ковша — 0,7; для крана — 0,9; дляпогрузчика — 0,8).
кв=tсм·∑tn/ Тсм (11)
где ∑tn — времяперерывов в работе машины в смену, ч
кв= 8.2 – 3 / 8.2 = 0.6
Эксплуатационная суточная производительность:
Wсутэкс=Wчэкс·Тсм, т/сут (12)
Wсутэкс= 144 ·8,2 = 1181 т/сут
Эксплуатационная годовая производительность:
Wгэкс = Wсутэкс ·Дгод, т/год (13)
Wгэкс=1181·203= 239743 т/год
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТОЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВАПОД ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОСТА И ПУНКТА,ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ МЕХАНИЗАЦИИ
Продолжительность погрузки-разгрузки автомобиля
tп = qн · γст / Wчэкс, ч (14)
где qн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
γст — коэффициент использованиягрузоподъемности;
Wчэкс — эксплуатационная производительностьмеханизма, т/ч.
tп = 30 ·1/144=0,21 ч
Пропускная способность поста за час
mч = />, авт/ч (15)
где mч — пропускная способность поста,
tп — расчетная продолжительность простоя одногоавтомобиля под погрузкой или разгрузкой, ч.
x — коэффициентнеравномерности подхода автомобилей под погрузку-разгрузку, принять от 1,0- 1,5
mч = 1/ 0,21*1,5=3 авт/ч
Пропускная способность поста за сутки
mсут = mч · Тсут, авт/сут (16)
mсут = 3 · 7,2=22 авт/сут
Пропускная способность поста за год
mгод = mсут · Дг, авт/г (17)
mгод =22 ·203=4466 авт/г
Потребность в средствах механизации (количество постов)
nп = ∑Q· ξ/ Wгэкс (18)
где — коэффициент неравномерности подачи автомобиля ( от 1,0 — 1,5);
Q — объем перерабатываемого груза за год, т;
Wг — годовая производительность механизма.
nп = 275000·1,5/239743=1,7=2 пост
Пропускная способность погрузочно-разгрузочного пункта
Мч = nп · m, авт/ч (19)
где Мч — суммарная пропускная способность пункта,
m — пропускная способность погрузо-разгрузочного поста, авт/ч;
nп — число постов.
Мч = 2 ·3=6 авт/ч
Пропускная способность пункта за сутки
Мсут = nп · mсут, авт/сут (20)
Мсут = 2 ·22=44 авт/сут
Пропускная способность пункта за год
Мгод = nп · mгод, авт/г (21)
Мгод = 2 · 4466=8932авт/г
8. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ
Рациональная организация труда на погрузочно-разгрузочных пунктахподразумевает точное определение обязанностей всего персонала, занятого напогрузочно-разгрузочных работах, обеспечение участников процесса необходимыминвентарем и средствами малой механизации и инструктаж рабочих по методампроизводства и технике безопасности.
В первую очередь, это относится к крупным складам и грузовым дворам, гдев многочисленных точках, находящихся в различных местах обширной складскойтерритории, могут одновременно находиться под погрузкой-разгрузкой десяткиавтомобилей. В этих случаях, особенно если комплексная механизация еще не завершена,к обслуживанию складов приходится привлекать наряду с водителямипогрузочно-разгрузочных механизмов, также и грузчиков, объединяемых в бригады,работающие в контакте с водителем соответствующего механизма под руководствомдиспетчера погрузочно-разгрузочных работ.
За рациональную организацию работ на погрузочно-разгрузочном пункте отвечаетначальник пункта. Начальник пункта с помощью находящегося в его распоряженииперсонала обеспечивает выполнение плана работ на всех постахпогрузочно-разгрузочного пункта. Тем самым в круг его обязанностей входятсоблюдение норм выработки и продолжительности простоя автомобилей, наблюдениеза правильным использованием подъемно-транспортных механизмов припогрузочно-разгрузочных работах организация систематического ухода замеханизмами и их своевременный ремонт.
Наряду с этим начальник погрузочно-разгрузочного пункта несетответственность за правильный учет в рабочих нарядах объема и характеравыполненных работ и за своевременную сдачу рабочих нарядов, обеспечиваетрегулярное проведение инструктажа по технике безопасности, а также выполняеттехнический контроль за выполнением работ, следит за созданием на пунктенормальных производственно-бытовых условии.
Бригадирами на погрузочно-разгрузочных пунктах назначают опытных рабочих,имеющих практический стаж и хорошо знающих правила и приемы безопасного веденияпогрузочно-разгрузочных работ с применением подъемно-транспортных механизмов.
На правах старшего в бригаде бригадир доводит сменные задания до каждогочлена бригады, следит за обеспечением членов бригады рабочим инвентарем,помогает водителю передвигать автомобиль для наибольшего удобства погрузки. Наобязанности бригадира лежит также расстановка рабочих внутри бригады.
Выполняя все эти функции, бригадир непосредственно связывается по работес заведующим складом, в обязанность которого входит подготовить к погрузкепогрузочную площадку, обеспечить необходимым инвентарем, указать бригадегрузчиков место работы и расположение груза. В случае неисправности механизмовбригадир должен требовать от начальника пункта устранения обнаруженныхдефектов.
Бригадир обязан следить за сохранностью груза в процессе выполненияпогрузочно-разгрузочных операции, заверять своей подписью правильность данныхоб объеме выполненных работ, заносимых в соответствующие графы рабочего наряда.
9. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МЕХАНИЗМАМИ
При обслуживании погрузочно-разгрузочных механизмов и устройствиспользуется система планово-предупредительного технического обслуживания иремонта. Она представляет собой комплекс организационно-техническихмероприятий, проводимых в плановой порядке для обеспечения работоспособности иисправности машин в течении срока их службы при соблюдении заданных условий ирежимов эксплуатации. Она устанавливает сложность техобслуживания и ремонта,его объем, структуру ремонтного цикла, нормы трудоемкости и др. показатели.
Планируют следующие мероприятия технического обслуживания и peмонта:
— периодическое техническое обслуживание;
— текущий ремонт;
— капитальный ремонт;
При планировании составляют:
— годовой план ТО, ТР. КР;
— годовой план-график КР;
— месячный «план-график ТО, ТР, КР.
Своевременное выполнение этих мероприятий основано на соблюденииустановленных нормативов по продолжительности работы машин между техническимиобслуживании и ремонтами. Норматив между ТО и ТР механизмов устанавливаетсялибо через календарными отрезки времени (сутки, месяцы, годы), либо через планируемоеколичество часов работы механизма в год, месяц.
Годовые и месячные планы ТО, ТР, КР разрабатывают на основаниипланируемого количества часов работы машины в год, нормальных данных о количестве,периодичности и трудоемкости ТО, ТР и КР.
Козловые краны этого типа предназначены для погрузочно-разгрузочных работна прирельсовых складах предприятий, погрузочных площадках, обслуживаемыха/транспортом, ремонтных предприятий и т.п.
В тех случаях, когда козловые краны выполняют самомонтирующимися(самоподъемными), опорные ноги крепятся к мосту на специальных шарнирах.Стягиванием нижней части ног полиспастной канатной системой достигается подъеммоста в проектное положение, после чего ноги неподвижно прикрепляются к ригелюболтами, а в нижней части связываются продольной балкой-растяжкой. Дляпредотвращения перекоса при подъеме моста в процессе самомонтажа каждаяпара ног обычно связывается между собой синхронизирующим устройством —зубчатыми секторами, параллелограммными тягами и т. д. Коробчатая конструкция,обладает высокой прочностью, а также опорная грузовая тележка в отличие отподвесной значительно увеличивает срок эксплуатацию и надежность крана,обеспечивается удобное его обслуживание и текущего ремонта.
Кран оборудован ручными противоугонными захватами, сигнализатором ветра иограничителем грузоподъемности ПС-80 с регистратором параметров.
Все козловые краны, передвигающиеся по рельсовым путям, кроме обычныхрабочих тормозов механизма передвижения, снабжены противоугонными захватами,рассчитанными на удержание крана в нерабочем состоянии от действия ветра. Используется как для работы внутри, таки вне помещений.
Диапазон рабочих температур от -40° до 40°С. Допускаемая скорость ветра,м/сек рабочее состояние — 14, нерабочее состояние — 27. Сейсмичность районаустановки до 6 баллов по СниП 11-7-81.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Нашей задачей являлась проектирования и организациипогрузочно-разгрузочных и складских работ на транспорте и подъездных путяхпромышленных предприятий. Склад спроектирован таким образом, что на нем можетнаходиться запас 10-и дневной работы в количестве тонн. Для обслуживанияданного груза используется необходимыйдля транспортирования подвижной состав автомобильного транспорта,удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к перевозке грузов с максимальнымиспользованием грузоподъемности транспортных средств, характера груза, сохранностигруза и т.д. автопоезд-трубоплетевоз в составе тягача 64263 и прицепа-роспуска90093. Дали полное описание транспортногосредства: вид кузова автомобиля, его специфические особенности,грузоподъемность, габаритные размеры и скоростные и тяговые характеристики ит.п. и выбрали погрузочно-разгрузочные механизмы (ПРМ) которая обеспечивает эффективнуюработу при погрузке и выгрузке грузов, их перемещение в пределах складскогопомещения, а так же дано описание правил технической эксплуатаций ПРМ и правилтехники безопасности при работе с ПРМ.
Годовая производительность склада 239743 т/год. Пропускная способностьсклада за год равна 4466 авт. А так же дано описание правил техническойэксплуатаций ПРМ и правил техники безопасности при работе с ПРМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЗенковР.И., Ивашков И.И. Машины непрерывного транспорта. М.: Машиностроение, 1987.431 с.
2. СпиваковскийА.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. М.: Машиностроение, 1983. 487 с.
3. В.И.Поляков, М.Д. Полосин. Машины грузоподъемные для строительно- монтажных работ.- М., Стройиздат, 1993
4. СНиП2.05.07-85* Промышленный транспорт – М., ЦНТП Госстроя СССР, 1990
5. Л.С.Голованенко. Справочник инженера-экономиста — М., Транспорт, 1986
6. И.И.Батищев.Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте — М., Высшая школа, 1988
7. М.П.Александров. Подъемно-транспортные машины — М., Высшая школа, 1985
8. К.И.Плужников. Транспортное экспедирование – М., Рос-Консульт.,1999
9. Л.Б.Миротин. Основные требования к перевозке грузов, М., Транспорт,1994
10. А.Д.Омариев, Р.А. Кабашев, С.В. Ли, М.А. Кобдиков. Механизация погрузочно-разгрузочныхработ на транспорте – Алматы, 2000
11. Дегтерев Г.Н. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работна автомобильном транспорте – М., Транспорт., 1980