Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях

Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Формы организации активного отдыха
2 Физкультурныйдосуг в детском саду
2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастныхгруппах дошкольных учреждений
3 Физкультурный праздник
3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастныхгруппах дошкольных учреждений
4 Дни здоровья, каникулы
4.1 Методика проведения дня здоровья, каникулы, в разных возрастныхгруппах дошкольных учреждений
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
«Берегиздоровье смолоду» — это девиз отражает необходимость укрепления здоровьяребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.
Невозможнопредставить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов иразвлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательныхаттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи-воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенкапотребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенокпознает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем,совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это непросто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработкаимевших место впечатлений, комбинирование их и построение новойдействительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Сложившаясясоциально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям состороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современногочеловека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно жездоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучияв дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшениювозможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей вустановлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условияхактуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре испорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.
Одной изосновных задач физического воспитания дошкольников является использованиеразнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональномусовершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делаютего стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями кнеблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобывсе дети росли здоровыми.
Физкультурныйдосуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, ана воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей,свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организацииактивного отдыха
Работа пофизическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплексоздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которыхсоставляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы,удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добитьсяхорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладениедошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниямио физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят ивоспитания у них потребности к систематическим занятиям физическимиупражнениями.
Существуютразные формы организации физического воспитания и в системефизкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное местозанимают:
— физкультурный досуг;
— физкультурные праздники;
— дниздоровья, каникулы.
Интересноесодержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостнаяатмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организацииактивного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона,природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условиитесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе ивремени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее,с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку [4].

2 Физкультурный досуг в детском саду
Физкультурныйдосуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интереск занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляетдвигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту,ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развиваетвыдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
Физкультурныйдосуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детямматериале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу(старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2раза в месяц, длительность по 30-50 минут.
Припроведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводититоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в созданииположительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворновлияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться,согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Физкультурныедосуги могут быть различные по содержанию и организации.
Первыйвариант.
Физическийдосуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначалепредлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется»,«Сделай так», «Ровным кругом», «Ручеёк», «Светофор». В таких играх детямпредоставляется возможность проявить свой замысел фантазию. Затем детиучаствуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровойформе. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активностидетей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры-упражнения на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание «Помни свое имя»,«Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностьюпредлагаются игры- упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки»,«Догони меня».
Вначале однаподгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков.После двигательных заданий подгруппы меняются местами.
После короткогоотдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера: «Ктобыстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Кто быстрее допрыгает сзажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка»,«Перетягивание каната».
В конце сдетьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай поголосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.
Второйвариант.
Физкультурныйдосуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея,настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь вэтом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесьтакже необходим индивидуально- дифференцированный подход. Так, детям с высокими средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностьюпредлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокойфизической нагрузкой. К этим детям предъявляются более строгие требования покачеству выполнения задания. Детям с низким уровнем двигательной активностью ис отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания спостепенным увеличением физической нагрузки. Например, игру в баскетбол, сучетом индивидуально- дифференцированного подхода, можно организовать следующимобразом. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга истроятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье(воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание. Первойкоманде (детям с высоким и средним уровнем двигательной активности) даютсяследующие задания: отбивая мяч о землю, продвинуться вперед на расстояние 4-5м., стараясь не потерять его; подбросить и поймать мяч 10 раз подряд. Второйкоманде (с низким уровнем двигательной активности) даются такие задания:отбивать мяч на месте или продвигаясь вперед, стараясь не потерять его; бросатьмяч в корзину любым способом.
Третийвариант.
Физкультурныйдосуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивныхупражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание начетвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основуорганизации также должен положен принцип индивидуально- дифференцированногоподхода. Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняетупражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений,такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкойдорожке с изменением темпа катания. Вторая подгруппа детей (с низкойдвигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости,быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.
Четвертыйвариант.
Физкультурныйдосуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомыхдетям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержаниеи объем физических нагрузках. Для первой подгруппы (с высокой двигательнойактивностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точностивыполнения. Например, игра- эстафета «Построй эстафету»: дети стоят в двеколонны (команды), первый ребенок по сигналу воспитателя бежит в конец площадкидо обозначенного места (большой куб), смотрит на рисунок, лежащий возле куба(разноцветная пирамида), берет из корзины, находящейся рядом, маленький кубиксоответствующего цвета, ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своейколоны, дотронувшись рукой до первого стоящего. Каждый последующий кубик нужнопоставить так, чтобы получилась пирамида, соответствующая рисунку. Выигрываетта команда, которая правильно построила пирамиду в соответствие с требованиямизадания. Второй подгруппе (с низкой двигательной активностью) предлагаетсяболее простая эстафета- «Кто быстрее прокатит мяч». Дети становятся в двеколоны (команды). Первый ребёнок стоит у линии старта с мячом в руках (весом0,5 кг.), по сигналу прокатывает его по узкой дорожке (выложенной из палок) допротивоположной стороны площадки (стены), ударяет мячом о стену, бежит с ним кколоне, передает мяч следующему игроку и встает в конец колоны. Другой ребёноквыполняет те же действия. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнитзадание. Игры- эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ниминеобходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложитьдетям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.
Пятыйвариант.
Физкультурныйдосуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческуюинициативу, воображение музыкальный слух. Вначале дети под музыку выполняютпроизвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками,обручами). Воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можносоставить даже целую танцевальную команду. После 10-15 минут занятий звучитмузыкальный сигнал, дети убирают все пособия на место и встают в большой круг.В центре круга стоит воспитатель (ведущий) с мячом, называет кого- либо издетей по имени и бросает ему мяч. Если ребёнок поймал мяч, то он встает в центркруга и становится ведущим. После игры воспитатель предлагает послушатьмелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. Послепрослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придуматькомпозицию, разные произвольные движения под музыку. Можно предложить детямфрагмент из разученного на занятиях музыкально- ритмического комплекса («танецпетушков», «пингвинов», «медвежат»). Успех проведения такого вариантафизкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной ифизкультурной работы.
2.1 Методика проведенияфизкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений
Перваямладшая группа
Физкультурныеразвлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня.Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняютфизические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркиевпечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народныхпраздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо приэтом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобысовместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка вдвижениях, доставляла ему радость, удовольствие.
Втораямладшая группа
Физкультурныйдосуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут.Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забави развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию вколлективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержаниядосуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас вгостях», «Петрушка».
Основноевремя досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основномфронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной иэмоциональной нагрузки.
Средняягруппа
Физкультурныйдосуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и впервой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельномуучастию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнкак проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогомработы за прошедший месяц.
С особоодаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец ииспользуется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляетсобой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которыечередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 — 2,5 минут.
Старшаягруппа
В старшемвозрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свойдвигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучатьпроявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому можетспособствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: детиоформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню,строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветныельдинки.
Требование ковремени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность –30 минут.
Содержаниефизкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач иусловий его проведения.

3 Физкультурный праздник
Физкультурныепраздники являются эффективной формой активного отдыха детей.
Физкультурныепраздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту,совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, какколлективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Во времяфизкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижныхи спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементамиакробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разныхигровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведенийспособствует положительному эмоциональному настрою детей активному применениюприобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижныхдетей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность идобиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободноориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх,проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.
Нафизкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанникидошкольного учреждения, родители, сестры, братья.
Праздникипроводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (вбассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. Вмероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темыпраздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселыестарты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.
Совместнаядеятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижениеобщего командного результата – все это сплачивают детский коллектив. Детисопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживаютхорошее отношение между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым инеловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам.Воспитатель должен заботиться, чтобы все дети были вовлечены в действие, чтобыникто не оставался в стороне. Во время праздника необходимо обеспечиватьвысокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должноуделяться малоподвижным, застенчивым детям, их необходимо чаще подбадривать,поощрять, оказывать помощь, давая возможность поверить в свои силы.
Физкультурныепраздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения,но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многомзависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:
— обозначитьзадачи праздника, дату, время, место его проведения;
— подготовитьпоказательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
— выделитьответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей,методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей,представителей микрорайона);
— определитьколичество участников каждой возрастной группы детского сада, а такжеприглашенных гостей;
— обозначитьпорядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участниковпраздника.
Успешностьпроведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколькоподробно и четко спланирована его программа.
При любойформе организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнитьследующее:
— недопустимоперерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых поинициативе спортивных организаций;
— недопустимоотбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобыучаствовали все дети;
— приподготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Неследует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельныхзаданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;
— необходиморациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (сучетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленностидетей).
Наибольшуюпользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники,организованные на открытом воздухе.
3.1 Методика проведенияфизкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений
Втораямладшая группа
Физкультурныйпраздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однакоон может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.
Необходимо вначале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику.Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года иконкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимоиспользовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках,игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большогопространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии вразных условиях.
Задачифизкультурного праздника — привлечь детей к посильному участию в коллективных ииндивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радостьот ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.
Средняягруппа
Физкультурныйпраздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию впраздниках, организуемых для старших дошкольников.
Однако неменьше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детейсамостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.
В программепраздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы,хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальныевыступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжкичерез снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение всодержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы,Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостноенастроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.
Старшаягруппа
Физкультурныйпраздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Цельюпраздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всегоколлектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленностьдетей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.
В программупраздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижныеигры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины изагадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активнымиего участниками являются родители.
Содержаниепраздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается сгруппой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмическойгимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлениемнаиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действийостальных участников танца.
Проведениепраздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить вразнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегуреки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, наберегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленныхк плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и безних. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и уводы.
Приразработке сценария физкультурного праздника нужно придерживаться определенногопорядка расположения материала:
— открытиепраздника, парад участников;
— поздравительные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения;
— массоваячасть праздника с участием всех детей и присутствующих людей в играх –аттракционах;
— «сюрпризный» момент праздника, способствующий созданию хорошего настроения,поддерживанию интереса;
— окончаниепраздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
Широкоеиспользование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким,запоминающимся событием в жизни ребёнка.

4 Дни здоровья, каникулы
Дни здоровьяи каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждениюутомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщаетсяактивной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальнымиразвлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе повозможности удлиняется. В теплое время года — вся жизнь детей переносится наоткрытый воздух.
День здоровьяначинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной,шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые,задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий»,загадывание загадок о спорте и так далее.
На утреннююгимнастику приглашаются родители, работники детского сада.
Дальнейшаяпрограмма первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаютсяпростейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования,конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новыхфизкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформлениетерритории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения,повышению активности детей в играх.
Во второйполовине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурныйдосуг.
В дни каникулсоздаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной ихудожественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другиефизкультурные мероприятия.

4.1 Методика проведениядня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений
Втораямладшая группа
День здоровьяпроводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот деньнаправлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяютсявсе занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находилисьна открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей навоздухе по возможности увеличивается.
В деньздоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активностьдетей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которыхосновным видом движения являются прыжки, метание, лазание, бег. Всамостоятельных играх эти виды движений занимают незначительное место.
Количествоигр в течении дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6 – 8минут.
Обогащениюдвигательной деятельности способствует вынос на прогулку разнообразныхфизкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования,целесообразно выносить легкие переносные пособия типа досок, лесенок, легкихящиков, из которых дети могут по желанию составлять разнообразные спортивныекомплексы для выполнения тех или иных движений. Такие пособия как обруч,скакалка, кегли, мяч для младших дошкольников вполне доступны.
Особоевнимание следует уделить второй половине дня. Целесообразно включить в этотпериод физкультурный досуг длительностью 15 – 20 минут, прогулки за пределамиучастка детского сада. Положительные эмоции снимают утомление.
Средняягруппа
День здоровья– день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.
В этот деньотменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дняздоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределыучастка детского сада, физкультурные досуги.
Прогулкипроводятся в первой половине дня, продолжительностью 20 минут в одну сторону,общая продолжительность 1 – 1,5 часа. Во время прогулок широко используетсяприродный материал (камушки, шишки, песок, вода). Требование к подбору ипродолжительности игр такие же, как и в младшей группе. Помимофизкультурно–оздоровительной работы, в дни здоровья включаются и различные видытрудовой деятельности детей (работа в огороде, уборка территории, сбор урожая итому подобной).
Каникулы
Проводятся втечение первой недели января и последней недели марта.
Во времяканикул снимаются традиционные учебные занятия за исключением музыкальных ифизкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся вразнообразных интересных формах. Особое внимание нужно уделить рациональнойорганизации ежедневной двигательной деятельности, как одному из условийоздоровительной работы с детьми. Этому способствует широкое использованиеразных видов физических упражнений: гимнастика, подвижные и спортивные игры,спортивные упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны физкультурныедосуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимныепосещения разных возрастных групп – «приход в гости», выставки детских работ,драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с участиемвзрослых. Следует предоставлять больше возможности для свободного обучениядетей в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности.
Старшаягруппа
День здоровьяпроводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры,спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты,пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детейинтерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнованийсо своими сверстниками, поощрять стремление к достижению высоких результатовпри выполнении разнообразных физических упражнений, элементов спортивных игр, вподвижных играх, играх – эстафетах. В день здоровья с детьми старшегодошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. В теплыйпериод года общая их продолжительность не должна превышать 2,5 – 3 часа, спривалом не менее часа и отдыхом после каждых 25 – 30 минут по 5 – 10 минут.Детей во время похода сопровождают не менее 2 – 3-х взрослых. На привалеорганизуется активный отдых детей – игры и упражнения в природных условиях,солнечные ванны, купание, эстафеты. Желательно проводить поход в видеувлекательной тематической игры или использовать заранее разработанныйсценарий.
В зимнийпериод можно проводить лыжные походы продолжительностью до 2,5 км (в дваперехода). В содержание лыжного похода включаются игры с элементами спортивногоориентирования (ориентировка на местности с использованием карт – схем).
Можноорганизовать детей для участия в республиканских днях бегуна, лыжника,велосипедиста, пловца. Такие мероприятия проводятся на территории учрежденияили используется стадион, бассейн, парк.
Каникулы
Организуютсяканикулы в начале первой недели января и последней недели марта, что связано соснижением работоспособности детей и повышением заболеваемости детей в этотпериод. Организация режима дня и содержания педагогической работы должны бытьнаправлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей;увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по укреплениюздоровья, закаливанию организма. Важно не только снять утомление детскогоорганизма, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей.
Так же, как ив средней группе, снимаются на каникулярное время традиционные учебные занятия,за исключением физкультурных и музыкальных. Освободившееся время используетсядля различных форм и видов организационной и самостоятельной деятельностидетей.
Наиболееэффективны для старших дошкольников физкультурные праздники и досуги свыполнением упражнений соревновательного характера, всевозможные викторины идетские концерты. Пользу приносят и разные виды трудовой деятельности:дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельныхпоручений и тому подобное. При этом важно не только организовать коллективныйтруд, но и создать условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативесамих детей (уход за животными и растениями, подклейка книг, изготовлениеподелок и много другое).

Заключение
Такимобразом, методически правильно организованная работа по физическому воспитаниюпризвана удовлетворить естественную потребность детей в движении испособствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями,формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работас детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально– психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитиеума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовныйнастрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшемуусвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскуюпсихику.
Припроведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получаютвозможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу вдействиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимостьдавать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами,как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети безсуеты, спокойно и уверенно выполняют задания.
Практикаработы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошопродуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинскимперсоналом и семьёй.
Родителипроявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольногоучреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья вомногом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту,активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детейи родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместнаядеятельность: осуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач,спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционыв дошкольных учреждениях и на договорных площадках.
Дети особенновосприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизнисемьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствоватьметоды педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно– образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретнойработе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровьяребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями ииграми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованиемразнообразных играх и упражнений, у детей развиваются определенныеположительные склонности и интерес.

Список используемыхисточников
1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивныепраздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. С. 198 – 199
3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка вдетском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культурадошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В.Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детскомсаду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательныепраздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.:1973. 196с
9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация ипроведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.:Издательский центр «Академия», 1987. 197 с
10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультуранужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
День здоровья
(Проводится во второй половине дня)
Объявление для родителей!
13 апреля в нашем детском саду проводится день здоровья.
Программа
1. Зарядкана улице в 7.40- 8.10 (по группам).
2. Конкурсчистюля в 9.30.
3. Кроссдля средней и старшей групп в парке.
4. Праздникздоровья в 16.00.
5. Вставкалитературы по физическому воспитанию.
Просим родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек прийти к намв этот день.
Доктор Айболит.
В день проведения дня здоровья, до завтрака, оповещается приказдоктора Айболита. Его зачитывает Глашатай детям, собравшимся в зале.
Глашатай. «Этим документом извещаю, что сегодня открывается «День здоровья».
Всем разрешается:
1 бытьздоровыми, веселыми, дружными, ловкими;
2 дружитьсо спортом, водой, мылом, расческой, зубной щеткой.
Запрещается:
3 ходитьс грязными руками, в неопрятной одежде, не чистить зубы, плакать, хныкать,ссориться и драться.
Приглашаю всех на «Конкурс чистюль», праздник здоровья, кросс всквере.
Главными судьями праздника назначаются: доктор Пилюлькин,очаровательная Мальвина, опрятный поросенок Чуня, заведующая детским садиком.
Доктор Айболит».
Главные судьи посещают группы, где смотрится общее состояниегруппы, порядок в игровых уголках.
Положение о «Конкурсе чистюль».
Задачи конкурса:
1. Воспитыватьв детях понимание необходимости соблюдения санитарии, потребность в чистоте.
2. Вформе игры расширять знания детей о правилах гигиены, профилактики клиническихзаболеваний.
Условие конкурса:
1. Участвуютсредняя и старшая группы.
2. Проверяюти учитывают санитарное состояние группы: порядок в игровых уголках, личныхшкафчиках, столах, умение застилать постели; у детей: ногти, прическу, костюм.
Награждение:
1. Вымпелс указанием занятого места вручается няне группы- победителя.
2. Грамотыполучают воспитателя.
3. Дипломами(1-3-е места) награждают детей- победителей.
Мойдодыр приглашает детей на спортплощадку для участия в праздникездоровья. Дети строем выходят, выстраиваются.
Мойдодыр. Я- великий умывальник. Знаменитый…
Дети. Мойдодыр!
Мойдодыр. Дорогие дети, сегодня у нас с вами особый праздник. Мы будемвеселиться и многому учиться: как здоровыми быть, как фрукты и овощи мыть, каквитамины принимать и про спорт не забывать. Вы к празднику готовы?
Дети. Готовы!
Мойдодыр. После сна все умывались? Зарядку делали? Молодцы! А теперьпосмотрим, как вы любите заниматься физкультурой, какие вы выносливые и ловкие.Все на полосу препятствий, шагом… марш!
Ведущий. Молодцы, ребята! Первое испытание выдержали. Чтоб простуды небояться, надо спортом…
Дети. Спортом заниматься.
Ведущий. Приготовьтесь к эстафете «Бег в обруче парами».
— Тише, ребята, я слышу звон колокольчика. К нам едут гости! (Всеприслушиваются.) А вот кто к нам едет, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
А сейчас он к нам спешит,
Добрый доктор…
Дети. Айболит.
Приезжает Доктор со зверями.
На дуге привязаны колокольчики, по краям дуги привязаны ленты.Дугу держат дети в шапочках масок лошадок, края лент держат 2 детей в костюмахзверей. Айболит и остальные зверята «едут» в середине.
Доктор Айболит.
Я приехал к Вите,
Я приехал к Оле,
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Ведущий. Здравствуй, дорогой Доктор! Здравствуйте, зверята! Все ребятаздоровы, потому что со спортом дружат и любят овощи и фрукты кушать. Ребята,перед тем как кушать, что надо сделать?
Дети.
Каждый раз перед едой
Надо руки мыть водой!
Ведущий. А что еще?
Дети.Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом!
Доктор Айболит. Молодцы, ребята! Все знаете! Давайте праздник продолжать.Моих друзей зверюшек возьмите к себе в команду?
Ведущий. Сейчас мы проведем игру- эстафету «Не сбей кегли».
Ведущий. Ребята, где-то я слышу стоны, видимо, кому-то нужна помощьДоктора Айболита.
Охая, со стонами идет Карлсон.
Карлсон. Я самый несчастный, я самый больной!
Ой, не могу, помогите!
Доктор Айболит. Что с тобой случилось?
Карлсон. Мой самый красивый живот болит. Пропадаю!
Доктор Айболит. Карлсон, что ты сегодня ел?
Карлсон. И яблоки самые красивые ел!
Доктор Айболит. Да… А фрукты ты мыл перед едой?
Карлсон. А зачем? Они и так были красивые и вкусные.
Дети. Каждый раз перед едой
Нужно фрукты мыть водой.
Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом!
Доктор Айболит. Слышал, Карлсон?!
Карлсон. Я самый лучший в мире понимальщик, я все понял! А как же мойсамый лучший в мире живот?
Доктор Айболит. Сейчас полечим. Выпей микстуру!
Карлсон. А может лучше варенье?
Доктор Айболит. Да нет, дорогой Карлсон, варенье тебе непоможет. Придется выпить микстуру, а теперь я тебе сделаю укол.
Карлсон протягивает дрожащую руку, морщится, отворачивается.
Дети (скандируют). Не бойся, Карлсон, не бойся Карлсон!
Карлсон от поддержки детей веселеет, улыбается, перестаетморщиться.
Карлсон. Вот видите, я же говорил, что я лучший в мире неболельщик. (Поглаживаетживот.) Спасибо, Доктор! Спасибо, дети! Теперь я здоров, хочу с ребятамипоиграть, посоревноваться.
Ведущий. Давай проведем игру- эстафету.
Эстафета. Прилетает Ласточка (девочка).
Ласточка. Доктор Айболит! Вам срочная телеграмма.
Доктор Айболит (читает).
Приезжайте, Доктор,
В Африку скорей
И спасите, Доктор,
Наших малышей.
Ах, беда, у них ангина, малярия и бронхит.
Приезжайте поскорей, добрый Доктор Айболит.
Айболит прощается и уезжает.
Ведущий. Карлсон, ты хочешь с ребятами поиграть?
Проводится подвижная игра.
На велосипеде приезжает почтальон Печкин.
Печкин. Драсти! Посылочки вам, значит, пришли. Доктор Айболит прислал.
Карлсон. Это хорошо! А что там? Варенье, пирожные? (Бежит к посылкам,заглядывает.)
Печкин. Не могу знать. Мое дело доставить.
Карлсон. Я так не играю!
Ведущий. А мы сейчас откроем и посмотрим. (Открывает, а там яблоки.)
Доктор Айболит.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку-
Вот вам, дети, наш совет.
Яблоки, ребята, съедите за ужином. Только не забудьте помыть рукиперед едой и фрукты. Карлсон, а ты не забудешь.
Все вы сегодня хорошо поиграли, посоревновались, молодцы!
Печкин. А еще письмо! Получите, распишитесь.
Ведущий (читает).
Чтобы вырасти здоровым,
Энергичным и толковым,
Чтоб прогнать усталость, лень,
Ешьте витамины каждый день!
Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!
Помогают нам всегда солнце, воздух и вода
Крепла чтоб мускулатура,
Занимайтесь физкультурой.
До свиданья, детвора, всем привет,
Физкульт-ура.
Дети. Ура! Ура! Ура!
Ведущий. Пора нам, ребята, праздник заканчивать.
Карлсон. А мы с Печкиным еще потренируемся. Я же лучший в мирефизкультурник. Я и его научу- будет и Печкин соревноваться с вами в следующийраз.
Дети уходят, а Карлсон и Печкин, прощаются, машут им руками.
День здоровья
 
Действующие лица: Ведущий, Грязнулькин, Фея чистоты.
Ведущий. Дети, у нас сегодня праздник- День здоровья! На этомпразднике мы узнаем, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми, смелыми,сильными. Итак, мы начинаем наш праздник.
1-й ребенок.
Чтоб расти нам сильным,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
2-й ребенок.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем. (Все вместе.)
Зарядка под музыку.
Песня «Все спортом занимаются», муз. Е.Туманян, сл. В.Викторова.
Ведущий.
Кто из вас, ребята, знает,
Что закалка помогает
И полезны нам всегда
Дети (хором). Солнце, воздух и вода!
Песня «Физкультр- ура», муз. Ю. Чичкова, сл. Петровой.
Стук в дверь.
Ведущий. Что за шум? Что случилась?
Входит Грязнулькин.
Грязнулькин.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку- свечка в печку,
Я за книжку- та бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Ведущий.
Мальчик только носик мочит.
Умываться он не хочет.
Как, ребята, называется
Тот, кто плохо умывается?
Дети (хором). Грязнулькин.
Ведущий (обращается к Грязнулькину).
Ах ты, гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросенок,
Где ты живешь?
Грязнулькин. На станции Грязнулька.
Ведущий. Интересно посмотреть, поехали, ребята, на станциюГрязнулька.
Дети исполняют частушки.
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова-
Причесала языком.
У неряхи- растеряхи
Все не эдак, все не так-
И рубашка нараспашку,
И без пуговиц пиджак.
Я над краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы нам похлопали.
Ведущий. Дети, которые умываются, моют руки перед едой, чистятзубы, — молодцы. Никакие микробы не попадут к ним в организм. Недаром говорят:«Здоровые зубы- здоровью любы». А на станции Грязнулька не чистят зубы, потомуони у них болят.
3-й ребенок.
Плачет Костя: ноют зубы,
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи, ни внутри.
Развалились сразу три.
Финская народная песня «Мальчик- замарашка», обработка Г. Попатенко,русский текст М. Кравчука.
Рано утром поутру
Расцвела ромашка,
Распахнула на ветру
Белую рубашку.
Припев: Вот так, вот так,
Вот так- так-
Белую рубашку
(2 раза).
У пушистого кота
Тоже есть забота,
Лижет кисточку хвоста-
Трудная работа.
Припев.
Только мальчик поздно встал,
Умываться он не стал-
Он ведь замарашка.
Припев.
Ведущий. Ребята, надо скорей уезжать с этой станции. Вот мы иприехали на другую станцию. На этой станции дети разбрасывают свои вещи и немогут их найти.
4-й ребенок.
Жил человек рассеянный
На улице Бассеянной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать-
В рукава просунул руки,
Оказалось. Это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассеянной!
5-1 ребенок.
Надевать он стал пальто,
Говорят ему- не то,
Стал натягивать гамаши,
Говорят ему- не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассеянной.
6-й ребенок.
Вставать по утрам
Неохота и лень,
Я спал бы все утро,
Я спал бы весь день,
Я спал бы весь вечер,
Я спал бы всю ночь,
А встану, опять завалиться не прочь.
Ведущий. Ребята, это же Лентяйка.
4-й ребенок.
Все пропадает у девочки Вали.
Сегодня у Вали перчатки пропали,
Их дедушка ищет у Вали в кармане,
Их бабушка ищет на кухне, в чулане,
Их нет под плитою, где варится ужин,
Зато под плитою башмак обнаружен.
Быть может, упали они за буфет?
Там Валина кукла, перчаток там нет.
Сестра говорит: «Загляну под кровать я».
Там Валина лента и Валино платье.
Вдруг мама воскликнула: «Вот они, Валенька!»-
И вынула обе перчатки из валенка.
Ведущий. В город Чистоты и Порядка нас не пустят с Грязнулькой иЛентяйкой.
Стук в дверь.
Ведущий. Кто там?
Это я, Почтальон Печкин, принес посылку от Мойдодыра.
Ведущий (берет посылку, вскрывает, читает). Приглашаю вас вступитьв общество друзей чистоты. Членами его могут стать все, кто дружит с мылом,расческой, мочалкой, для этого надо отгадать загадки.
Загадки.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
(Мыло.)
Светленько, чистенько,
Посмотришь- любенько.
(Зеркало.)
Говорит дорожка-
Два вышитых конца:
«Поймайся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня».
(Полотенце.)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа.)
Ведущий. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки, поэтому теперьвас можно считать членами общества «Друзей чистоты».
Песня «Кто умеет чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высоцкой.
Ведущий. Ленивых людей встречали и раньше. Не зря народ ихвысмеивал:
Проснулась Ульяна не поздно, не рано.
Люди косить, а она голову мыть,
Люди грести, она косу плести,
Люди жать, а она на месте лежать.
А обедать пойдут, а она тут как тут.
К нам еще одна гостья- Фея чистоты.
Фея чистоты.
Посмотрю, проверю,
Как у вас в саду
Мальчики и девочки
Любят чистоту.
Вижу я, ребята,
Что нерях здесь нет,
Все красивы, ладны-
Любо посмотреть.
Игра «Завяжи кукле бантик» (на двух стульях сидят куклы и лежат ленты).
Ведущий. Наша новая игра только для мальчишек. Бантик куклезавязать, чтоб красивым вышел.
Ну- ка, мальчики, идите,
В руки ленточки возьмите.
По сигналу: раз, два, три-
Не зевай, вперед беги.
Фея чистоты.
Вот еще одна игра,
Вам понравиться она.
Вам вопрос хочу задать,
Ваше дело- отвечать
Если вы со мной согласны,
Отвечайте хором, братцы:
Это я, это я, это все мои друзья!
Если не согласны вы,
То в ответ молчите.
1. Отвечайтехором вмиг, кто здесь самый баловник?
2. Яспрошу сейчас у всех, кто здесь любит песню, смех?
3. Ктопривык у нас к порядку? Утром делает зарядку?
4. Ктоиз вас, скажите, братцы, забывает умываться?
5. И ещеодин вопрос: Кто себе не моет нос?
Ведущий. А теперь, ребята, потанцуем.
Танец «Утята», французская народная песня, сл. Ю. Энтина.
Ведущий. Ребята, к нам в сад пришло письмо замечательного поэта Ю.Тувима. Сейчас я вам его прочитаю.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
Я прошу вас, мойте чище
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою-
Кипяченной, ключевою,
Из реки иль из колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите, не беда-
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода!
Дорогие мой дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще-
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнуле,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто-
До свиданья! Ваш Тувин!
Фея чистоты вручает детям зубные щетки, мыло, расчески.

Папа, мама, я – спортивная семья»
 
Участвуют две команды (дети вместе с родителями). Команда«Мячики», команда «Солнышко».
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы еще разубедится, какие мы выросли крепкие, здоровые, сильные, ловкие. Сегодня у наснеобычные соревнования, так как вместе с нами будут соревноваться наши мамы ипапы.
1-й ребенок.
Родители такой народ…
На занятость спешат сослаться!
Всем надо спортом заниматься!
И вот, чтоб ставить всем рекорды,
А о больницах забывать,
Над взрослыми в вопросах спорта
Решили дети шефство взять.
Ведущий. Празднику спортивному рада детвора,
Юным физкультурникам…
Все. Ура! Ура! Ура!
1-й ребенок.
Спортсмены-
Всегда впереди,
Блестят у них медали
И звезды на груди.
2-й ребенок.
Те звезды и медали
Они завоевали,
Но все спортсмены наши
Вот так же начинали!
Ведущий. Сегодня у нас все, как на настоящих соревнованиях. Оценивать наширезультаты будет жюри. (Ведущий представляет жюри.)
Конкурсы, эстафеты, соревнования будут оцениваться по двухбалльнойсистеме, т.е. если команда выигрывает, получает 2 очка, проигрывает – 1 очко.
Желаем вам успехов!
Командам приготовиться к приветствию!
Команда «Мячики».
1. Мырады солнцу,
Мы рады ветру,
Мы- страны своей весна,
Нам, ребятишкам,
Жизнь счастливая нужна.
2. Готовяськ боям спортивным,
Сильней и отважней сейчас мы стали.
Соревнования кому-то из нас,
Быть может, подарят медали.
3. Надо,надо заниматься
И привычку завести:
Умываться не бояться,
Физкультурой заниматься
И здоровыми расти!
Это всем понять пора,
В добрый час!
Физкульт-ура!
Все. Ура!
Команда «Солнышко».
1. Ещене рекордсмены мы,
Еще мы дошколята,
Растем мы все спортсменами,
Мы- дружные ребята!
2. Мыгуляем и играем,
Греет солнышко всех нас.
Физкультурниками мы стали-
Что покажем вам сейчас.
3. Статьчемпионом, все мы знаем,
Задача сложная для всех!
Соревноваться начинаем-
И твердо верим в ваш успех.
Ведущий. Вот и встретились наши команды, пожелаем им успехов! А сейчас мыпроведем, как полагается перед соревнованиями, разминку.
Ведущий ставит «Танец утята», все танцуют.
Ведущий. Команды на старт!
1.Соревнование «Гонка обручей».
Участвуют все дети и один папа.
2. Соревнование «Кто быстрее принесет погремушку».
Участвуют все (перепрыгивают через мячики).
3.Проползти в матерчатом тоннеле.
4.Конкурс для пап «Назови женское имя». (Назвать 10 имен, неповторяясь, за 30 с.)
5. «Посадка картофеля». (Участвуют дети и одна из мам.)
6. Бег с двумя стаканами (один с водой, другой пустой). Во время бегапереливать воду. (Участвуют только мамы и папы.)
7. Для детей «Почетное проползание». (Участвуют только дети.)
Дети стоят в колонне, широко расставив ноги, а стоящие последнимипроползают вперед (между ног). Как только прополз первый, ползает второй.
8. Конкурс- соревнование «Кому достанется скалка?» (Участвуют тольковзрослые.)
9. Комбинированная эстафета.
1)  «Переправа» — пронестисвоего ребенка на руках и обратно до пирамидки.
2) Мальчикибегут вдвоем в обруче.
3) Девочкивезут кукол в коляске.
4) Мамыпроносят мяч между головами, зажав его.
5) Мальчикиотбивают мяч.
6) Участникинесут на ракете мяч.
В заключение все танцуют «Танец утят». Жюри подводит итогисоревнований. Звучит спортивный марш, все выстраиваются для награждения. Детинаграждаются медалями и сувенирами, взрослые- медалям, семья – грамотами.
Ведущий (поздравляет команду победительницу и всех участников). Желаю вамбыть оптимистами в этой жизни.
Папам и мамам желаем в дальнейшем спортивных успехов, надеемся чтобудем видеться часто с вами не только во время приема и ухода детей, но и натаких вот детских праздниках.
Физкультурный досуг
«Волшебные превращения»
 
Задачи:
— побуждать детей использовать свой двигательный опыт в условияхэмоционального общения со сверстниками;
— развивать ловкость, выносливость, смелость;
— развивать у детей чувство ритмичности, координации, культурыдвижений, фантазии, учить их владеть своим телом, двигаться в такт музыки;
— поощрять проявление дружеских взаимоотношений;
-развивать логическое мышление, использовать нетрадиционноеоборудование, внесение нового нестандартного оборудования.
Оборудование: классы из веревки, бильбоке 5 шт., ходули 3 шт., надувныешары, обруч- сито, коньки, мяч, бумага, кисти, 2 карандаша, полки,гимнастические скамейки.
Ход досуга
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов», дети заходят в зал сшарами, мячами, выполняют танцевальные движения с ними, бегают, кружатся,приседают, выполняют наклоны. Музыка прекращается. Ведущий (воспитатель)подзывает детей к себе, предлагает убрать мячи в сторону.
Ведущий. Ну что, ребята, послушали прекрасную музыку, разогрелись? Выочень любите смотреть телевизор? По каналу БТ есть передача «Уроки НатальиНовожиловой». Так вот мы сейчас с вами выполним комплекс ритмической гимнастикипод музыку, на скамейках.
Воспитатель поворачивает детей к себе так, чтобы все смотрели нанего, а в это время воспитатель старшей группы выносит «телевизор» на столе,быстро устанавливает его (на экране лицо «Волшебника».) На аудиокассете-говорит голос (запись).
Волшебник. Я очень хочу к вам в гости, но появляюсь я всегда там, гдезвучит веселая музыка.
Ведущий. Ребята, вы сегодня ждете кого-нибудь в гости?
Ответ детей.
Ведущий. Я тоже никого не жду. Кто же к нам собирается, даже интересно?Давайте поставим веселую музыку.
Песня «Летка-енька» Т. Мионсарова.
Р. Пихтенем- русский текст М. Плецковского.
Воспитатель предлагает детям стать в колону и немного потанцевать,в хвост колонны в это время подстраивается Волшебник и танцует.
Волшебник.
Я в детский сад пришел из сказки,
Веселье тоже я люблю,
Слышу песни, игры, пляски.
Меня послушайте, молю.
Я, ребята, пришел без приглашения. Но вы простите, правда? Я оченьхочу показать фокусы.
Волшебник показывает фокусы.
I фокус- протыкает шар (на надутый шар с обеих сторон параллельнодруг другу наклеивается скотч, берется острая спица и осторожно протыкается втом месте, где скотч, затем показывается зрителям, что спица внутри шара;аккуратно прокалывается другая сторона).
II фокус- превращение молока и чая в чернила (молоко – крахмал,разведенный в воде), чай – йод (несколько капель). Смешав «чай» и «молоко»,получаем чернила.
Волшебник раздает детям кисточки и бумагу, дети рисуют (ктохочет).
Волшебник. Ну что, ребята, посмотрели мои фокусы, а теперь я хочу посмотреть,какие вы ловкие и умелые.
Волшебник.
Iэстафета «Усатый кот». Первому участникуэстафеты вручается карандаш, который он зажимает верхней губкой к носу. В такомположении быстро бегает до стойки, обходит ее и возвращается обратно, передаетэстафету следующему участнику, а сам становится в конце колоны. Расстояние отлинии старта до финиша 15 метров. Побеждает команда, первой выполнившаязадание.
IIэстафета «Палочка- скакалочка».
На линии старта лежит гимнастическая палка. 1-й участникперешагивает палку, приседает, берет палку и укладывает снова впереди себя ит.д., огибает стойку и обратно возвращается таким образом.
IIIэстафета «Построение пирамидки».
На столе, на виду у двоих команд, стоит образец пирамидки.Участники получают конструктор (крупный), который лежит на линии старта. Посигналу ведущего 1-й участник берет одну деталь конструктора и бежит до стойки,стоит (укладывает основу) 1-ю деталь (смотрит на образец). Возвращаетсяобратно, передает эстафету следующему участнику, который берет 2-ю детальконструктора, достраивает и возвращается обратно и т.д.
IVэстафета. Упражнение для капитанов «Силачи».
Капитанам дается гимнастическая палка.
И.п.- сидя на полу, стопы упираются друг в друга, палка посередине(капитаны держат ее руками).
По сигналу каждый участник тянет палку на себя. Как только один изучастников подымается от пола, значит он проиграл.
Волшебник предлагает детям упражнение на дыхание. Открываетпокрывало, а под ним лежат бутылки из-под кока-колы (пластиковые 0,5), внутрикоторых конфетти и соломка.
Волшебник говорит детям подуть в соломку, чтобы конфетти«заиграли» в бутылке.
Волшебник. Набираем воздух через нос (глубоко вдыхаем), затем медленновыдыхаем через соломку (повторить 3-4 раза). Убираем все, подводим итог.
Волшебник. А в награду для всех я предлагаю последний фокус. Вот у менямаленький сундучок. Закройте глаза (произносит заклинание).
В это время воспитатели выносят из-за ширмы большой сундук, вкотором лежит нестандартное оборудование: ходули коньки, бильбоке, классы, ситообруч.
Сито-обруч изготавливают следующим образом. На обыкновенном обручеделаются отверстия на одинаковом расстоянии, через которые протягивается нить ввиде квадратиков. Используют для метания. Двое прокатывают обруч-сито другдругу, третий старается попасть в него.
Волшебник прощается, уходит, дети свободно по выбору играют с темоборудование, которое им нравится.

Будем спортом заниматься
 
Дети под музыку, с флажками, перестраиваются и встают в триколоны. Выполняют зарядку под музыку.
Ведущий.
Пусть мороз трещит,
Вьюга в поле крутит.
Малыши- крепыши
Не боятся стужи.
Молодцы у нас ребята-
Сильные, умелые,
Дружные, веселые,
Быстрые и смелые!
Песня «На зарядке», муз. М. Старокадомского, сл. А. Кузнецовой.
Ведущий.
На спортивную площадку
Приглашаем, дети вас.
Праздник спорта и здоровья
Начинаем мы сейчас.
Дети по очереди читают стихотворение.
1-й ребенок.
Мы выходим на площадку.
2-й ребенок.
Начинается зарядка.
3-й ребенок.
Шаг на месте, два вперед.
4-й ребенок.
А потом наоборот.
5-й ребенок.
Зарядка всем полезна,
6-й ребенок.
Зарядка всем нужна.
7-й ребенок.
От лени и болезней
8-й ребенок.
Спасает нас она!
9-й ребенок.
Не надо бояться,
10-й ребенок.
Что будут смеяться.
11-й ребенок.
Зарядку свою не бросай никогда.
12-й ребенок.
Лишь тот, кто не плачет,
13-й ребенок.
Добьется удачи.
14-й ребенок.
Ничто не дается
15-й ребенок.
Легко без труда!
Песня «Флажки», муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой.
Песня «Обручи», муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой.
Ведущий.
Есть у нас игра одна-
Всем понравиться она.
Игра- аттракцион «Завяжи и развяжи» (завязать ленту бантикомза ножку стула и передать следующему, дети строятся в две шеренги, чьявыиграет).
Инсценирование «Три поросенка».
Голос ведущего.
Поросята, на зарядку!
На зарядку, поросятки!
Выбегают три поросенка и делают зарядку. Затем бегут погимнастической скамейке. Вдруг вбегает волк, хватает одного поросенка, обападают.
Поросенок.
Помогите! Помогите!
Поросята освобождают его, волк просит пощады и, хромая, убегает.
Поросята (вместе).
Чтобы волка не бояться,
Надо спортом заниматься.
Ведущий.
А сейчас, дети, отгадайте загадки.
1. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски прибил я планки-
Дайте снег! Готовы (санки).
2. Обгонять друг друга рады,
Ты смотри, дружок, не падай.
Хороши они, легки-
Быстроходные (коньки).
3. Ноги от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи.)
4. Он и круглый,
Он и гладкий.
Очень ловко скачет.
Кто же это? (Мячик.)
Входит девочка с мячом в руке.
Песня «Мяч», муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой.
Ведущий.
Нам лениться не годится.
Помните, ребята:
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Дети. Как?
Ведущий. А вот так!
Встаньте все, ребята, и свободно разойдитесь по всему залу.Проведем игру- упражнение «У всех своя зарядка».
Ведущий.
Раз присядка, два- прыжок
И опять присядка,
А потом опять прыжок-
Заячья зарядка!
Покажите, как? (Дети показывают.)
Птичка скачет,
Словно пляшет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки-
Это птичкина зарядка!
Покажите, как? (Дети показывают.)
А щенята, как проснуться,
Очень любят потянуться.
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком махнут!
Как? (Дети показывают.)
А котята спинки выгнут
И не слышно с места прыгнут.
Перед тем как прогуляться,
Начинают умываться.
Как? (Дети показывают).
Ну а мишка косолапый
Широко разводит лапу:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало-
Начинает все сначала!
Как? (Дети показывают.)
Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым,
Целый час играют в прятки-
Это беличья зарядка!
Так сумеете? (Дети показывают.)
Ведущий.
А сейчас, ребята, вам
Я вопрос один задам.
Школу юных космонавтов
Собираемся открыть.
Вы хотели бы, ребята,
В эту школу поступить?
Дети. Да хотим!
Ведущий.
А теперь пора летать.
Вы не станете реветь?
Дети. Нет! Не станем!
Ведущий.
Очень рады, но сначала,
Говоря без лишних слов,
Одного желанья мало-
Каждый должен быть здоров.
Ну, а все ли вы здоровы?
Дети. Все здоровы! Все здоровы!
Ведущий.
А к проверке вы готовы?
Дети. Да, готовы!
Ведущий (обращается к доктору).
Доктор! Эти все ребята
В нашу школу кандидаты.
Я прошу вас дать ответ,
Все готовы или нет?
Доктор.
Прошу сидящих встать
И команды выполнять.
Дети встают и выполняют движения.
Доктор.
Все дышите!
Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо,
Улыбнитесь!
Обращается к Ведущему.
Да, осмотром я доволен.
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
Ведущий. Спасибо доктору за осмотр.
Начинаем подготовку,
Выходи на тренировку.
Игры- аттракционы «Полет на луну», «Ракетодром».
Ведущий.
Ну, ребята, тренировку
Провели мы очень ловко.
Получайте-ка награды.
Поздравляем! Очень рады!
Двое детей выносят красиво оформленную коробку, где лежатшоколадные медали, и раздают детям.
Дети.
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься.
Ведущий.
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Дети. Физкульт-ура!
Песня «Физкульт-ура», муз. Ю. Чичкова, сл. Петровой.
Все участники, маршируя, покидают зал.