Формирование и развитие рынка туристических услуг в национальной экономике (на примере Нижегородской области)

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг…………………………..6
1.2. Классификация туристической деятельности……………………………..10
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности…………..15
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России………….20
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области……………………33
2.3. Анализ деятельности отеля «Акватория»…………………………………45
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению………………………………………………………………………….52
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области……….…………74
3.3. Проект совершенствования отеля «Акватория»…………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………….………….92
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….94

 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.
В развитых странах мира большая часть валового национального продукта (свыше 70 %) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления от туризма составляют порядка 5,5 % ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие  происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода  и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.
Целью данной работы является изучение современного состояния  туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
– изучение теоретических основ туристической деятельности;
– анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
– исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Объектом исследования является современный туристический рынок России и Нижегородской области.
Предмет  исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.
Теоретические и методологические основы дипломной работы.
Конъюнктура  туристического рынка всегда находится в центре внимания многочисленных зарубежных и российских исследователей,  консалтинговых  компаний  и  научных  центров.
В последнее десятилетие уделяется большое внимание изучению проблем устойчивого экономического роста рынка туризма на уровне макропроцессов. Одновременно проводятся исследования на микроуровне, способствующие принятию эффективных корпоративных решений в сфере стратегического планирования деятельности туристических компаний, оптимизации и реструктуризации их деятельности.
Проведенное автором исследование базировалось на фундаментальных теоретических и научно-практических наработках в области проблем туристический отрасли, представленных в работах российских и зарубежных ученых − М. Б. Биржакова, А.Ю. Александровой, В.Г. Гуляева, Н.И.Волошина, М.В. Ефремовой, А.Д. Кауровой и д.р. 
Методология исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-генетического анализа и синтеза, исторического подхода.
Количественный анализ проведен на основе экономико-статистических, математических и графических методов.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования рынка туризма.
Во второй главе дана характеристика основных тенденций на российском рынке туризма, исследовано состояние туризма в Нижегородской области, охарактеризована деятельность отеля «Акватория».
В третьей главе изучены проблемы туристического рынка России, исследованы  пути достижения положительных изменений на российском туристическом рынке, охарактеризованы пути совершенствования функционирования на рынке туризма Нижегородской области в целом и отеля «Акватория» в частности.
В работе 28 приложений, 8 таблиц, 14 рисунков.
Список литературы состоит из 26  источников. 
 
 

 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг
 
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [3]
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: [5]
– туризм есть результат передвижения людей;
– туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
– путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
– путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
 
 
Основными критериями туризма являются следующие [10]:
1.  Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.
2.  Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские   поездки   (6—7   дней),   меньшую   долю   занимают 8—12-дневные поездки.
3.  Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или плани­рующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
4.  Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (на­пример, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму.
5.  Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в ка­кую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:
·        деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
·        туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм — это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет «Туристские услуги и GATS», в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
– Гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием);
– Услуги бюро путешествий и туристических агентств;
– Услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
1). Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно.
2). Услуги предприятий общественного питания.
3). Услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования.
4). Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов.
5). Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
6). Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха.
7). Различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги.
 
 
1.2. Классификация туристической деятельности