–PAGE_BREAK–
В Курской области,так же, как и в целом по стране, уменьшается численность занятых в экономике. Однако, в сельском хозяйстве темпы сокращения численности работающих значительно выше. Если в целом за пять лет, с 2001 года по 2006 год, численность работающих сократилась на 2% (с 606,4 тыс. человек до 594,3 тыс. человек), то в аграрном секторе — на 29,73% (с 150,5 тыс. человек до 120,8 тыс. человек)[2].
Одновременно возрастает удельный вес сельских жителей в региональной структуре безработицы. За пять лет этот показатель по данным обследования населения вырос с 28,5% до 32,2%, по данным Федеральной службы по труду и занятости — с 17,1% до 35,4%. Обращает на себя внимание тот факт, что эта цифра существенно ниже, чем по стране в целом (42% и 51,1% соответственно). Это является отражением общей тенденции на рынке труда Курской области. В отличие от общероссийской ситуации роста безработицы, в Курской области этот показатель стабилизировался, а по данным обследования населения даже снизился. Это означает, что ситуация на рынке труда в области в целом и в сельском хозяйстве, в частности, более благоприятна по сравнению с другими регионами.
Таким образом, анализ статистических данных и результатов социологических исследований позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Социально-экономическое развитие России в 2001-2006 годах имеет позитивный характер. Одновременно с ростом ВВП происходит улучшение основных индикаторов качества жизни населения. Однако в аграрном секторе доминируют противоположные тенденции. По всем основным показателям, прямо или косвенно определяющим качество жизни сельского населения, наблюдается стагнация или нарастание негативных тенденций.
2. Курская область является показательным примером проявления общефедеральных тенденций. Вместе с тем, по основным показателям, влияющим на качество жизни сельского населения, область в сравнении с общероссийскими показателями имеет некоторые преимущества.
3. Системный кризис сельского хозяйства, начавшийся на рубеже 80-90-х годов XXвека, не завершён. Это означает, что под угрозой находится само существование российской деревни как социокультурного феномена, а сельского населения России как специфической социальной страты российского общества. Процесс обнищания и вымирания деревни в настоящее время носит необратимый характер. Влияния на данную ситуацию эффекта от реализации национального проекта «Развитие АПК» оказывается недостаточно. Необходима реализация целого комплекса мер социального и экономического характера.
4. Повышение качества жизни сельского населения возможна при создании для сельского населения адекватных условий жизнедеятельности, восстановлении и развитии инфраструктуры сельских территорий. В настоящее время основное бремя забот по поддержанию нормального состояния сельской инфраструктуры возложено на сельские муниципальные образования, не имеющие финансовых возможностей для реализации данных полномочий.
Предложения:
1. Расширить содержание национального проекта «Развитие АПК». Включить в него в качестве приоритетных направлений развитие сельской инфраструктуры, в том числе строительство дорог районного и местного значения, совершенствование пассажирского автотранспортного сообщения, обеспечение сельских жителей электро-, тепло-, водоснабжением, снабжением топливом, развитие сферы культуры и досуга, обеспечение сельских жителей услугами связи, общественного питания и бытового обслуживания.
2. Включить в качестве приоритетных направлений в национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» развитие материально-технической базы и совершенствование кадровых ресурсов системы сельского образований и здравоохранения.
3. Внести изменения в методику предоставления населению права на льготы, дотации и субсидии, позволяющие всем семьям, в том числе сельским, находящимся за чертой бедности, получить статус нуждающихся.
4. Внести изменения в Бюджетный кодекс и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающие создание условий для надлежащего финансирования деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. [9]
1.3.Анализ государственного управления и политики в области жилищной инфраструктуры.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ»1)
(миллионов рублей)
1)Наименование программы и подпрограмм приведены в соответствии с приложением № 56 к Федеральному закону от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год». [1]
Прокуратурой Курской области приняты меры по устранению нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органами прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа за период 2007 -2009 г.г.Результаты прокурорской проверки свидетельствуют, что со стороны органов власти Курской области, органов и должностных лиц местного самоуправления, а также администраций учреждений, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются определенные меры по исполнению законодательства о выявлении, постановке на учет, предоставлении жилья гражданам данной категории.
Установлено, что по состоянию на 01.01.2010 года на жилищном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состоят 3566 человек, при этом во внеочередном предоставлении жилья в настоящее время нуждаются 654 человека. Многие из них ожидают предоставления жилого помещения в течение длительного времени, в отдельных случаях — до 15 лет.
За проверяемый период в связи с предоставлением в установленном порядке жилых помещений, возвращением в семью, усыновлением, улучшением жилищных условий за счет собственных средств с учета снято 247 лиц. Причинами образовавшейся очередности граждан данной категории и длительного необеспечения их жильем являются отсутствие свободного муниципального жилья в жилищном фонде Курской области, недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» за счет средств областного бюджета, а также низкий процент софинансирования произведенных затрат на приобретение жилья из федерального бюджета.
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Железногорского, Курчатовского, Курского, Рыльского, Обоянского и других районов допускались нарушения порядка и сроков постановки на учет нуждающихся в жилье граждан указанной категории.
Не во всех необходимых случаях органами опеки и попечительства, администрациями школ-интернатов, профессиональных училищ принимались меры по сохранению в пригодном состоянии жилых помещений, закрепленных за детьми, оставшимися без попечения родителей. В результате бездействия уполномоченных органов некоторые жилые помещения пришли в ветхое, непригодное для проживания состояние.
Так, прокурором Сеймского административного округа г.Курска установлено, что в результате отсутствия контроля со стороны органов опеки и попечительства квартира, находящаяся в собственности воспитанника ОГОУ «Школа-интернат № 2», пришла в состояние, непригодное для проживания, требует капитального ремонта.
Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Конышевского и Поныровского районов.Всего по результатам проверки прокурорами выявлено 140 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 40 представлений, принесено 3 протеста, объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения закона.
Об исполнении законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа проинформирован Губернатор Курской области. [2]
О ПОДПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ»,
ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002-2010 ГОДЫ ( ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 августа 2002 г. N 638 (НТЦС)
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей
в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму «Обеспечение жильем молодых
семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на
2002-2010 годы.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления,
заинтересованным в реализации подпрограммы, указанной в пункте 1
настоящего постановления, принять участие в ее финансировании за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и
внебюджетных средств.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Касьянов
28 августа 2002 г.[1]
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в
состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее
именуется – подпрограмма), предусматривает создание системы
государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных
тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно
подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной
политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи
молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего
времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику
субъектов Российской Федерации приемлемых экономических механизмов
государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Россия – одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение
численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце
прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель
рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году
составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической
тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к
2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. Особенно интенсивно
будет сокращаться численность населения восточных регионов страны.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть
преодолены только в случае изменения демографического поведения
населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования
соответствующей политики государства.[4]
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии,
лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе
условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были
выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить
детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив
улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно
отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи.
Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень
рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру
или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или
проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране
необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для
решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую
актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века),
когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного
состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка
вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой
численности за прошедший период, при этом согласно результатам
статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации
рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в
Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет
20,7 млн. человек.
Действующей системой государственного статистического наблюдения
не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных
обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской
Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа
семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых
семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет
возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется
продуманная и реалистичная политика в отношении оказания
государственной поддержки молодым семьям в приобретении или
строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на
репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие
органов государственной власти всех уровней, а также органов местного
самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость
применения программных методов.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, может осуществляться путем:
предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на
приобретение жилья;
компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья
в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного
строительства (в первую очередь в сельской местности);
предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых
помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по
договорам социального найма;
воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской
Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи,
подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным
кооперативам.[7] продолжение
–PAGE_BREAK–