/>Содержание
Введение
Глава 1. Государственная служба вРоссии
1.1Начало государственной службы в России
1.2Новейшая история государственной службы
1.3Принципы государственных служащих
Глава 2. Государственные служащие вСССР и РФ
2.1Государственные служащие в СССР
2.2Государственные служащие в РФ
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время вРоссийской Федерации сложились конституционные основы государственной службыкак механизма государственного управления страной, принципиально отличающегосяот действовавшей ранее административной системы управления. Государственныйаппарат является важнейшим проводником реформ экономической и политическойсистемы, осуществляемых сегодня в Российской Федерации. Он традиционнооказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственнойвласти, на все сферы общественной жизни.
Современная практикаобщественного развития выдвинула на передний план проблемы становления иразвития государственной службы. Только сильная власть, принимающая разумныерешения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, всостоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности передобществом. Решение стоящих перед государственной властью задач в значительноймере зависит от организации и результативности труда чиновников, особенноруководителей государственных органов. С учётом сложившейся в стране ситуации,новизны и трудностей текущих и стратегических задач, их изменения, следуетрассматривать как первостепенные и приоритетные проблемы кадрового обеспечениягосударственной службы Российской Федерации, управления её персоналом.
Формирование новойроссийской государственности сопровождается возрастающим значениемгосударственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые вРоссии, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовыхинститутов, к числу которых относится и государственная служба. Государственнаяслужба — один из древнейших институтов, вызванных к жизни объективнымиисторическими процессами. Функционирование современного государственногоаппарата невозможно представить без рационально разработанных, твердоустановленных и обязательных формальных правил, без строгой профессионализациимеханизма управления. Инструментом и одновременно результатом такойпрофессионализации, в частности, стали государственные служащие, деятельностькоторых основывается на принципах профессиональной компетентности, иерархии испециализации функций. В данном контексте, естественно, возникает вопрос осоотношении профессионализма и нравственности.
Такимобразом, можно сказать, что государственная служба как культурный институт — это такой уровень развития системы государственной службы, в которомкомпетентность, профессионализм, моральные принципы государственных служащихдолжны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния нареальную жизнь граждан.
При советскойвласти не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалосьлишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Послеутверждения «Положения о федеральной государственной службе РоссийскойФедерации» были раскрыты общие понятия и конституционные принципы построениягосударственной службы. По целому ряду существенных направлений принимаютсярешения, напрямую связанные с возрастающей ролью гражданского общества, еговзаимодействием с институтами государства.
В ходереформирования государственная гражданская служба Российской Федерацииприобретает новые черты. Укрепляются тенденции открытости государственнойслужбы, доступности ее для граждан, стабильности в интересах общества,деятельности только в рамках демократических законов. Государственные служащиеи другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которыеприменимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности,соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этическиенормы.
Одна изосновных обязанностей государственного служащего и иного должностного лица — это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государствуи ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц,партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональноеисполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и еегражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должнысовершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.
Целью данной работыявляется раскрытие отличительных характеристик государственных служащих в СССРи РФ.
Для достижения даннойцели были поставлены следующие задачи:
Проанализироватьначало государственной службы в России;
Проанализироватьновейшаю история государственной службы;
Рассмотретьпринципы государственных служащих;
Рассмотретьгосударственных служащих в СССР;
Рассмотретьгосударственных служащих в РФ.
Глава1. Государственная служба в России 1.1 Начало государственной службы в России
Еще во времена ИванаГрозного в России была сформирована система ведомств – Приказов, осуществлявшихруководство отдельными отраслями государственного управления. Однако началочиновничества в России связывают с эпохой Петра I. 24 января (4 февраля) 1722года императором Петром I была утверждена Табель о Рангах, которая сталаосновным законом о порядке государственной службы в Российской империи ипросуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
Начало серьезного ипоследовательного движения в сторону создания профессиональной государственнойслужбы связано с именем выдающегося реформатора М.М. Сперанского, которыйвпервые обратился к проблеме образования и подготовки служащих государственногоаппарата. В течение XIX века предпринималось еще несколько попытокреформировать систему государственной службы России. Наиболее решительными реформаторамиэтой эпохи были В.Н. Панин, граф Д.Н. Блудов, М.А. Корф, С.Ю. Витте.
После октябрьскойреволюции 1917 года чины государственной службы были формально упразднены. Насмену петровской Табели о рангах пришла номенклатурная система подбора ирасстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных,государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев. Выдвижениена руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижениемчиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии СоветскогоСоюза.
Все государственныеслужащие в СССР относились к административно-управленческому персоналу. В связис этим возникали определенные сложности в трактовке понятия «органгосударственного управления». По мнению правоведов, диапазон этих органов былавесьма широким — от правительства до администраций предприятий и учреждений.Это не позволяло дать однозначный ответ на вопрос, что представляет собойгосударственная служба, кто такой государственный служащий. Сложившаяся«нормативная база» государственной службы представляла собой комплекс актовразличной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни изних распространялись на всех госслужащих, другие — на отдельные группы лиц,чаще всего занятых в конкретной отрасли управления. Работа над правовымоформлением института государственной службы началась в конце 80-х годов, нораспад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпохуновой России. 1.2 Новейшаяистория государственной службы
В декабре 1993 года,сразу после принятия Конституции, Указом Президента Российской Федерации былоутверждено «Положение о федеральной государственной службе РоссийскойФедерации», раскрывающее общие понятия и конституционные принципы построениягосударственной службы. По целому ряду существенных направлений принимаютсярешения, напрямую связанные с возрастающей ролью гражданского общества, еговзаимодействием с институтами государства.
В реформе системы государственнойслужбы Российской Федерации можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризовалсяотказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровыхслужб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовкекадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации(Росглавкадры), РАГС – Российская академия государственной службы приПрезиденте Российской Федерации, появились первые институты и факультетыуниверситетов, в которых начали готовить студентов по специальности«Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативнаяправовая база государственной службы Российской Федерации. В июле 1995 годапринят Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же1995 году Указом Президента Российской Федерации был утвержден Реестрфедеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременнопринимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующиегосударственную службу субъектов Российской Федерации.
Второй этап (1997 г. – осень 1999 г.). В этот период АдминистрациейПрезидента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепцияадминистративной реформы (основные положения которой были озвучены в ПосланииПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этомдокументе впервые были проанализированы системные недостатки существующейгосударственной службы, и представлен замысел реформы – повыситьпрофессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органовисполнительной власти и гражданского общества.
Третий этап (зима 1999 г. – 2002 г.). Одним из значимых решений былоутверждение в августе 2001 года Концепции реформирования системыгосударственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственногоуправления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной частипредвыборной программы В.В. Путина как кандидата в Президенты РоссийскойФедерации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразованиягосударственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.
Четвертый этап (ноябрь 2002 г. — 2007 г.). В 2002 году была принятаФедеральная программа «Реформирование государственной службы РоссийскойФедерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003-2005 годы.Позже срок действия программы был продлен до 2007 года. Ко времени завершенияпрограммы был детально проанализирован отечественный и международный опыт,проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов.Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей,которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большоезначение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамкахэтих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектовФедерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилосьапробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценкидеятельности государственных служащих и оплаты их труда.
В 2003 и 2004 годах былиприняты федеральные законы «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,которые заложили основы становления государственной гражданской службы какинститута профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опытзарубежных государств по созданию системы государственной службы. Опытосуществления мероприятий федеральной программы «Реформированиегосударственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», выявилсложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы,необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования иразвития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственнойслужбы остался нереализованным, в том числе положения Концепции изаконодательства Российской Федерации о формировании системы управлениягосударственной службой.
В настоящее время задачи позавершению качественного преобразования системы государственной службы,оптимизации её организации и функционирования на основе установленныхзаконодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственнойслужбе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческихтехнологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитиесистемы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Цельюпрограммы стало «создание целостной системы государственной службы РоссийскойФедерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системыуправления государственной службой, формирования высококвалифицированногокадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективностьгосударственного управления, развитие гражданского общества и инновационнойэкономики». 1.3 Принципы государственных служащих
В ходе реформированиягосударственная гражданская служба Российской Федерации приобретает новыечерты. Укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности еедля граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамкахдемократических законов. Новыми принципами взаимоотношений между государством иобществом становятся:
Профессионализм и компетентность
Поступление гражданина нагосударственную гражданскую службу для замещения должности государственнойгражданской службы или замещение гражданским служащим другой должностигосударственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещениедолжности государственной гражданской службы, их соответствия установленнымквалификационным требованиям к должности государственной гражданскойслужбы. Служебная деятельность государственного гражданского служащегореализуется на основе должностного регламента, являющегося составной частьюадминистративного регламента государственного органа. В должностной регламентвключаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков,предъявляемые к государственному гражданскому служащему, замещающемусоответствующую должность государственной гражданской службы, а также кобразованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службыиных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. В целях определениясоответствия государственного гражданского служащего замещаемой должностигосударственной гражданской службы 1 раз в три года проводится аттестация.Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственнойгражданской службы, повышению профессионального уровня государственныхгражданских служащих, решению вопросов, связанных с определениемпреимущественного права на замещение должности, а также вопросов, связанных сизменением условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Наряду среализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства огосударственной гражданской службе, применением государственными органамимеханизмов, процедур и институтов, связанных с прохождением государственнойгражданской службы, которые до принятия федерального закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» предусмотрены не были, развертываетсяширокомасштабная система переподготовки и повышения квалификации гражданскихслужащих, причем с использованием принципиально новых программ и методовобучения.
Карьерный рост и профессиональное развитие
Профессиональнаяподготовка кадров для государственной гражданской службы осуществляется вобразовательных учреждениях высшего профессионального и среднегопрофессионального образования в соответствии с федеральным законом.Дополнительное профессиональное образование государственного гражданскогослужащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышениеквалификации и стажировку. Стажировка является как самостоятельным видомдополнительного профессионального образования государственного гражданскогослужащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышенияквалификации. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации истажировка государственного гражданского служащего осуществляются в течениевсего периода прохождения им государственной гражданской службы.
Гарантии и стабильность
Конкурсные процедурыобеспечиваются достаточным уровнем денежного содержания государственныхгражданских служащих. Помимо должностного оклада и оклада за классный чингосударственные гражданские служащие получают надбавки к должностному окладу заособые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии порезультатам работы. Для обеспечения правовой и социальной защищенностигосударственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективногоисполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильностипрофессионального состава кадров государственной гражданской службыпредусмотрен ряд основных и дополнительных социальных гарантий государственнымгражданским служащим, таких как единовременная субсидия на приобретение жилойплощади, например. Все это значительно увеличивает в реальном выраженииденежное содержание государственных гражданских служащих и делает государствоконкурентоспособным работодателем.
Глава2. Государственные служащие в СССР и РФ 2.1 Государственные служащие в СССР Основные нормативные акты
При советскойвласти не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалосьлишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел.
СуществовалиВременные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные:
1. Декретом СНКРСФСР от 21 декабря 1922 г., в котором указано, что не могут быть принимаемы исостоять на государственной службе лица, коим служба в государственныхучреждениях и предприятиях запрещена судебным приговором. Запрещается состоятьна государственной службе в одном учреждении или предприятии лицам, соединенныммежду собою близким родством или свойством (родители, супруги, братья, сестры,сыновья, дочери, а равно братья, сестры, родители и дети супругов), в случае,если одновременное состояние их на службе связано с подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому. Лица, принятые на службу повступлении в силу сего постановления с нарушением установленных в нем правил,подлежат увольнению без предупреждения и компенсации.
2. Указ о введенииклассных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях.
3. Единая номенклатура должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.), в которой сказано, что научная организация труда в сфере управления невозможна без четкого определения обязанностей и ответственности каждого работника, без рационального разделения труда служащих и на этой основе правильной их расстановки. В основу Единой номенклатуры должностей служащих положена их классификация по характеру труда. Исходя из этого признака, все служащие делятся на 3 категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Такое деление обусловлено тем, что функции служащих на предприятиях и в учреждениях сводятся к осуществлению руководства, выработке необходимых решений и подготовке информации.
4. Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.). Перестройка работы государственного аппарата применительно к новым условиям, обеспечивающим выполнение директив Партии и решений Правительства, требует укрепления трудовой дисциплины и повышения ответственности лиц, работающих по найму и по выборам за выполняемую ими работу.
Наложение дисциплинарных взыскании на работников учреждении и управленческого аппарата хозяйственных органов за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных зданий и помещений и правил хранения служебных документов производится на основании о том Постановления ЦИК и СНК СССР 7 июля 1932 г. (СЗ, N 53, ст. 319).
Названными актамиперечень основных источников института государственной службы, существовавшихдо 90-х гг., почти исчерпывался. Негативную роль в законодательномрегулировании и научной разработке этих вопросов сыграла Программа КПСС,принятая XXI съездом партии (1962). В ней говорилось: «Необходимо вести дело ктому, чтобы… навыками управления овладевали все более широкие массы, и работав этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».Законодательство о государственнойслужбе
Главной идеейсоветского периода выступают «нигилистические позиции в отношении государства иправа». Советская власть первыми же своими декретами разрушила дореволюционнуюправовую базу государственной службы. В послереволюционный период вопросыгосударственного управления рассматривались сквозь призму коммунистическойдоктрины. В СССР государственных служащих стали относить кадминистративно-управленческому персоналу. Одновременно, это не позволяло датьоднозначный ответ на вопрос, что представляет собой государственная служба, ктотакой государственный служащий. Разработка нового законодательства огосударственной службе началась с 1922 г. Однако долгое время законодательствоо государственной службе не было цельным: отдельные вопросы, касающиесяотношений в сфере государственной службы, затрагивались Конституциями 1924,1936, 1977 гг., другие регулировались Основами законодательства о труде инекоторыми другими подзаконными актами. В 50-60 гг. XX века впервые звучат идеио создании общесоюзного положения «О государственной службе».
Комплектованиекадрами органов государственной службы осуществлялось в соответствии сленинскими принципами, т.е. по политическим, моральным и деловым качествам.Вопросы морали рассматривались с классовых позиций. Практически всегосударственные служащие были членами партии и подчинялись партийнойдисциплине. Этика государственных служащих отождествлялась с этикой партийногоработника. Классовый подход к моральным оценкам позволял исключить разномыслиеи конструировать одинаковое для всех сознание. Главными качествамигосударственного служащего считались исполнительность, лояльность верховнойвласти, преданность идеям коммунизма. Первый акт, возводивший нормы морали вранг закона, — это Моральный кодекс строителя коммунизма, который был призванрегулировать моральный облик должностного лица в системе государственногоуправления.
Ведущимпринципом морального кодекса является преданность делу коммунизма, любовь ксоциалистической Родине. В нём определено новое, социалистическое отношениечеловека к труду, к общественной собственности, к общественным интересам,общению между людьми в условиях господства социалистических производственныхотношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота искромность), отношение человека к семье, к детям. Нетерпимость к порокамстарого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народовчеловека причисляет к важнейшим принципам коммунистической морали, выражающимеё революционную направленность и боевой дух.
Кодекс служилориентиром для выработки критериев оценки поведения государственного служащегои построения воспитательных систем, однако в практике поступки служащих невсегда основывались на постулатах кодекса, а зачастую противоречили им. Итак,управление государственной службой в советский период значительно затрудненоиз-за отсутствия прочной законодательной базы и должного контроля, а с другойстороны, упрощено в результате отсутствия плюрализма в идеологии. 2.2 Государственные служащие в РФ/> Принципы правовой этики государственных служащих и другихдолжностных лиц
В России бумна профессиональные кодексы случился в 90-е годы. Так, у нас появились Кодексчести банкира, Кодекс этики Российской гильдии риэлторов, Правиладобросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участниковфондового рынка, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутреннихдел. А вот общие принципы служебногоповедения государственных служащих оформлены Указом ПрезидентаРФ и представляют собой краткие основы поведения государственных служащих,которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных)обязанностей.
В последнемдополнении в этот документ, государственным служащим предлагаетсявоздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовойинформации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах)стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иныхобъектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации,показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного имуниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точнойпередачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации,международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.
Дальнейшееразвитие вопроса поведения государственных служащих получило в Указе ПрезидентаРФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственныхгражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтаинтересов», которым было утверждено Положение о комиссиях по соблюдениютребований к служебному поведению государственных гражданских служащихРоссийской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
Государственныеслужащие и другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения,которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять своиобязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положениемэтические нормы. Одна из основных обязанностей государственного служащего ииного должностного лица — это обязанность следовать высшим моральным принципам,быть преданным государству и ставить интересы государства выше личныхинтересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственностьза добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на негообязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие идругие должностные лица не должны совершать действия, которые противоречили быэтой обязанности. При исполнении своих обязанностей государственный служащий ииное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении каких бы тони было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанностии законные интересы других.
Финансовые интересы
Депутаты(члены) парламента, а также государственные служащие и иные должностные лица недолжны способствовать продвижению дел в палатах парламента и в другихгосударственных учреждениях за вознаграждение. Депутат (член) парламента,который имеет какой-либо интерес, прямой или косвенный, должен открыто объявитьо нем в палате или в комитете парламента, или в правительстве. Государственныйслужащий и иное должностное лицо не должно способствовать предоставлениюкому-либо специальных благ или привилегий, как за вознаграждение, так и безнего.
Государственныйслужащий и иные должностные лица ни при каких обстоятельствах не должны нипросить, ни принимать подарки, услуги, приглашения на банкет или в турпоездку,а также любые другие выгоды для его семьи, родственников при обстоятельствах,которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностныхобязанностей или способные повлиять или создать видимость влияния набеспристрастность, с которой должны исполняться служебные обязанности, иликоторые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения,имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Государственныйслужащий и иное должностное лицо обязаны не допускать коррупционных отношенийпри исполнении своих должностных обязанностей, вскрывать случаи коррупции приих обнаружении.
Еслигосударственному служащему и иному должностному лицу предлагается не должнаявыгода, то с целью обеспечения своей безопасности они обязаны принять следующиемеры:
— отказатьсяот не должной выгоды;
— попытатьсяустановить личность сделавшего такое предложение;
— избегатьдлительных контактов с предполагаемым взяткодателем;
— в случае,если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он долженхраниться по возможности с минимальны использованием;
— постаратьсяиметь свидетелей, например, в лице рядом работающих коллег;
— вкратчайший срок написать докладную о коррупционной попытке, предпочтительнозанеся ее в официальный регистрационный журнал;
— довести какможно скорее этот факт до сведения вышестоящего руководства или прямо докомпетентного правоохранительного органа;
— продолжатьработу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым былапредложена не должная выгода. Столкновение интересов
Государственныйслужащий и иное должностное лицо не должны допускать, чтобы их частные интересысталкивались с их публичными должностными обязанностями. На них лежитответственность за то, чтобы не допускать таких конфликтов, какими бы они нибыли – реальными или потенциальными. Во всех случаях из своего официальногоположения государственный служащий и иное должностное лицо не должны извлекатьне причитающуюся им личную выгоду. Когда личные интересы государственногослужащего и иного должностного лица, депутата (члена) парламента вступают впротиворечие с общественными интересами, каждый несет личную ответственность заразрешение возможного конфликта.
Столкновениеинтересов возникает в такой ситуации, когда государственный служащий,должностное лицо, депутат имеют личную заинтересованность, которая влияет илиможет повлиять на объективное и беспристрастное исполнение ими своихобязанностей. Личная заинтересованность государственного служащего,должностного лица, депутата включает любую выгоду для них лично либо для егосемьи, родственников, друзей, близких, а также для лиц и организаций, скоторыми они имеют или имели деловые или связанные с политикой отношения. В этопонятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, котороенесет государственный служащий, депутат и иное должностное лицо.
Имея дело сорганизациями, с которыми у него существуют финансовые отношения,государственный служащий, должностное лицо, депутат (член) парламента должнывсегда помнить о главной ответственности перед гражданами (избирателями) — соблюдение государственных интересов. Это особенно важно в деятельности,которая осуществляется непублично, например, на неформальных встречах. Еслигосударственный служащий и иное должностное лицо занимают такие должности, прикоторых их должностные обязанности задевают или могут задеть их личные иличастные интересы, то в соответствии с положением о государственной службе инастоящем Кодексом этики они обязаны заявлять о характере и размерах этихинтересов во время своего назначения и в дальнейшем при любом измененииситуации. Выполняя требования регламентов, обращений, деклараций,государственные служащие, должностные лица, депутаты (члены) парламента должныисполнять также цели этих требований. Злоупотребление служебнымположением
Государственныйслужащий и иное должностное лицо не должны предлагать никаких выгод, каким-либообразом связанных с их положением в качестве государственного служащего илидолжностного лица, если только у них нет на это законного разрешения.Государственный служащий и иное должностное лицо не должны пытаться влиять вчастных целях на какое то бы ни было лицо или организацию, в том числе и надругие государственных служащих и должностных лиц, пользуясь своим служебнымположением или предлагая им личные выгоды.
Государственныйслужащий и иное должностное лицо могут сообщать информацию, которой онивладеют, только при соблюдении норм и требований, применимых к тому органу, гдеони работают. Они обязаны принимать соответствующие меры для обеспечениягарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую они несутответственность и которая им стала известна. Государственный служащий и иноедолжностное лицо обязаны соблюдать любые ограничения, предусмотренные закономдля некоторых категорий государственных служащих и иных должностных лиц вотношении осуществления ими коммерческой или политической деятельности в связис занимаемым ими положением или характером их служебных обязанностей. Положениянастоящего Кодекса этики должны найти свое отражение в трудовом договоре(контракте) государственного служащего и иного должностного лица. Нарушениеэтих положений может повлечь за собой наложение санкций дисциплинарногохарактера.
Заключение
В данной работе былипроанализированы отличительные характеристики государственных служащих в СССР иРФ. Для этого были рассмотрены:
· начало государственной службы в России;
· новейшая история государственной службы;
· принципы государственных служащих;
· государственные служащие в СССР.
Изучив научнуюлитературу, можно сделать вывод, что после провозглашения в 1990 г.государственного суверенитета РСФСР, распада в 1991 г. СССР в России быласоздана новая, значительно расширенная, измененная нормативная базагосударственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции, рядафедеральных законов и значительного числа подзаконных актов, а также актовсубъектов Федерации. Новейший правовой материал отличается от того, который былдо начала 90-х гг. тем, что он:
• состоит из актовФедерации и ее субъектов;
• более полно регулируеторганизацию государственной службы, правовое положение служащих;
• в этом институтеповышена роль закона;
• воплотил многие идеиправового государства (разделение государственной власти, плюрализм в экономикеи политике и др.);
• по-новому решил вопросыо понятии государственной службы, государственных служащих, их защите, оклассификационных разрядах государственных служащих и об ограничениях их прав,об их отношении к политическим партиям. Важнейшее место в рассматриваемоминституте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи прямо или косвеннозакрепляют основы государственной службы.
Списоклитературы
1. Административнаяэтика. М: Изд-во РАГС, 2003.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право Российской Федерации. М.: ЗЕРЦАЛО, 2001.
3. АннаШонова, Марина Бровкина, Наталья Лебедева, Татьяна Кузнецова. Все по чину.Станет ли гражданам веселее от Этического кодекса госслужащего? // Российскаягазета — Федеральный выпуск №4965 (141) от 31 июля 2009 г.
4. Атаманчук Г.В. Методологическиепредпосылки концепции государственной службы Российской Федерации //Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М.:Изд-во РАГС, 2000.
5. Гегель Г.В. Философия права // Пер. снем. М.: Мысль, 2004.
6. Государственная служба (комплексныйподход). М.: Дело, 2003.
7. Государственная служба. Поискэффективности. Зарубежный опыт. Вып.13. М., 2006.
8. Гусейнов АА. Нравственный обликпартийца. // Коммунист. 2004. №5.
9. Декрет СНК РСФСР от 21.12.1922«Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях».
10. Денисов В. В.Политика и мораль. // Вопросы философии. 2003. № 5.
11. Закатнова Анна.Семь шагов Зюганова [Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Христос] //Российская газета — Федеральный выпуск №4849 от 13 февраля 2009 г.
12. Лазарев Б.М.Государственная служба. М., 2003.
13. ЛюбимовА.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц// Представительная власть. 2007. №6.
14. Материалы XXIсъезда КПСС. М.: Политиздат.
15. Программа КПСС,1973.
16. Социологическиеисследования в системе государственной службы. 1992-2002. М.: Орел. 2002.
17. Старилов Ю.Н.Служебное право. М.: Изд-во БЕК. 2006.
18. Тощенко Ж. Т.Социология. Общий курс. М.: Наука. 2004.
19. Указпрезидента Российской Федерации об утверждении общих принципов служебногоповедения государственных служащих (в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 N372).
20. УказПрезидента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 О комиссиях пособлюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и регулированию конфликта интересов // Российскаягазета — Федеральный выпуск N 4310 от 7 марта 2007 г.
21. Федеральныйзакон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) (ред. от 14.02.2010).