Региональное информационное вещание на примере работы телекомпаний

–PAGE_BREAK–И.Третьякова:
— Когда упал самолет под Ванаварой, этот сюжет шел самым первым в выпуске, потому что это очень серьезная информация, которая интересовала, скажем так, практически всю аудиторию «Новостей». Так, мы заявили, что наш корреспондент вернулся из командировки, буквально, тремя словами (он вернулся за несколько минут до эфира), а в «ночных» мы поставили этот сюжет вверх, с него открывали выпуск, и он шел практически 2 минуты с «копейками».
          Количество устных информаций в “Новостях Афонтово” заметно отличается от аналогичного показателя в “Новостях ТВК” и программе “ИКС”. Часто они являются лишь связующим звеном между сюжетами. Устные информации в “Новостях Афонтово”, как правило, короче, чем в “ИКСе”. С этим, кстати, связано и то, что ведущие “Новостей Афонтово” делают в эфире ошибки реже, чем ведущие “ИКСа”. Руководители “Новостей Афонтово” считают, что в идеале устных новостей должно быть как можно меньше.
И.Третьякова:
— Устные новости — это только то, что мы не смогли снять, не успели снять, или то, что еще только произойдет.
          Верстка выпуска “Новостей Афонтово” заметно отличается от верстки новостей двух других красноярских телекомпаний.
И.Третьякова:
— Наша верстка — верстка “Новостей Афонтово” — принципиально отличается от верстки новостей других телекомпаний в Красноярске. Это уже многие заметили, потому что, во-первых, она очень сильно зависит от рекламных включений (и погода у  нас тоже разбита, таким образом, на 3 блока), и, в зависимости от этих рекламных включений, весь выпуск новостей делится на 3 информационных блока.
          В первый блок, как правило, попадают официальные события из разряда наиболее важных для города или просто важные новости: экономические, деловые, визиты высоких гостей. Второй блок обычно начинается тоже с важной криминальной или экономической информации. В третий блок попадают новости спорта, культуры, различные хобби — то есть, по словам Ирины Третьяковой, «приятная» информация.
          Внутри строение блоков подчинено определенным законам. Каждый блок начинается с самой важной в блоке устной информации, за которой следует самый важный в блоке сюжет. Есть и свои тонкости. Например, какой бы важной ни была спортивная информация, она в лучшем случае может попасть лишь в начало третьего блока. В то же время, сюжеты к празднованию 50-летия Победы шли обычно в самом начале программы.
          Верстка выпуска начинается с утра, когда ответственный редактор делает так называемую «грубую верстку». Далее к верстке подключаются продюсер новостей, а затем и ведущий выпуска.
          Одна из уникальных особенностей “Новостей Афонтово” — использование так называемых «дразнилок». Чтобы не потерять зрительский интерес во время рекламных вставок, продюсер (С.Видов) или один из репортеров (чаще всего, К.Арутюнян) делают короткий анонс одного из наиболее важных сюжетов из следующего за рекламой блока новостей. Вот пример такой «дразнилки».
Пример «дразнилки».
          Для привлечения зрительского внимания служит и нестандартное построение прогноза погоды. Делается своеобразная «отводка» от предыдущего сюжета или рассказывается о чем-то, совсем не связанном с новостями. Чаще всего этим занимается режиссер “Новостей Афонтово” А.Абрамович.
Пример прогноза погоды
          Принципы отбора информации в “Новостях Афонтово” тоже своеобразны. Наибольшее внимание уделяется новостям, вызывающим у зрителя положительные эмоции. На фоне массы критических материалов “ИКСа” и “Новостей ТВК” в “Новостей Афонтово” подобное можно увидеть нечасто. В принципах “Новостей Афонтово” — давать больше, по словам С.Кима, хороших новостей.
И.Третьякова:
— Мы считаем, что зритель в Красноярске очень устал от «черноты», от безысходности, от тех проблем, с которыми он сталкивается каждый день. Мы стараемся щадить зрителя, стараемся заражать его положительной энергией.
          По нашему мнению, к одному из серьезных недостатков “Новостей Афонтово” относится излишняя фактологичность подачи информации, когда репортер лишь излагает само событие, причем, иногда ему даже приходится повторять в начитке видеоряд сюжета. Между тем Евгений Прохоров в учебнике по тележурналистике отмечает, что «в сюжете текст не должен описывать изображаемое на экране», и «в то же время, он не должен быть абстрактным» [17. — с.209-210], отвлекаться от основной идеи сюжета. Также авторы брошюры «Теле- и радиоинформация» уточняют: «текст… должен дополнять, конкретизировать, расшифровывать изображение, не повторяя того, что „прочитывается“ на экране» [3. — c.18].
          Не всегда продуманная верстка программы тоже нарушает логику восприятия новостей.
С.Ким:
— В большой степени у нас информации устные идут сами по себе, а видеосюжеты — сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были взаимосвязаны, после политики шла политика или, там, экономика (но никак не политика — культура), то есть, чтобы не было совсем мешанины. Но, тем не менее, нарезка достаточно «лапшой».
          В “Новостях Афонтово” понимают, что после пика зрительского интереса, который длится обычно 2-3 года, популярность программы начинает падать. Журналисты готовятся к этому и постоянно ищут новые формы подачи информации. Например, как только на основе данных социологического исследования они понимают, что заставка и выгородка “Новостей” надоели зрителям, появляются новые варианты оформления. Большие возможности открывает перед “Новостями Афонтово” новое здание в бывшем Дворце культуры завода медпрепаратов.
          Именно благодаря тому, что они не боятся экспериментов, “Новости Афонтово” и смогли стать ведущей информационной программой местного уровня.

Глава 2.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы “ИКС”
          После выпуска “Новостей Афонтово” в 20.30, занимающего 1-е место по городу Красноярску в рейтинге «БМ-рекламы», идет девятнадцатичасовой выпуск программы “ИКС”, который транслируется на весь край. У программы “ИКС” самое большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что на значительной части территории края у “ИКСа” просто нет конкурентов, за исключением местных программ новостей.
          Из редакций всех новостийных программ Красноярска редакция “ИКСа” — самая молодая. После ухода команды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором программы “ИКС” стал Мисак Нахшкарян, известный телезрителям как постоянный автор и ведущий программы «Де-юре». С 1 июня прошлого года и по сей день коллектив еще создается, что, безусловно, отражается на творческом процессе. Но несмотря на это, программа ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже в течение 5-ти лет практически в одно и то же время зрители “Информацонного Канала Событий” могут увидеть программу на своих экранах и, как отмечают некоторые критики, часть аудитории смотрит ее по старой памяти, вспоминая программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый, «старый „ИКС“.
          Но это — меньшая часть аудитории. Например, жители одной из деревень Красноярского края вообще не видят разницы между программами Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят „ИКС“ как московскую программу.
          Однако основная, на наш взгляд, причина того, что „ИКС“ стабильно популярен — его государственная принадлежность. Аудитория считает, что у государственной программы новостей всегда будет доступ к наиболее достоверной информации, и что эта программа выражает мнение властных структур. На самом же деле, это — заблуждение, поскольку слишком строгого контроля со стороны власти над редакцией нет. Зачастую в репортажах программы „ИКС“ журналисты подвергают весьма острой критике городскую, краевую и федеральную власти. Эта критика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ. Естественно, существует цензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют главный редактор „ИКСа“ и заместитель генерального директора КГТРК „Центр России“, без подписи которых ни один выпуск не может быть выдан в эфир.
М.Нахшкарян:
— Есть запрет, что в „ИКСе“ не появится ни одного сообщения о том, как судится та или иная компания с тем-то, или на кого в суд подали, или кто что купил, или куда поехал, или кого уволили, или кого назначили. Нет.
          Государственное подчинение программы обуславливает своеобразный стиль подачи информации как ведущими, так и репортерами.
          Солидность и сдержанность ведущих „ИКСа“ — принцип их работы. Стиль их одежды должен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно должен быть их языковой стиль.
М.Нахшкарян:
— Всегда „Новости“ воспринимались как официальная программа. То, что там сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это — позиция государства. А в России львиная доля людей — это, все-таки, люди-государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. И к ведущему они отнесутся как к представителю государства.
          В „ИКСе“, наверное, самая жесткая из всех 3-х краевых программ новостей верстка сюжетов. Если не случается ничего экстраординарного, в начале программы располагается блок сюжетов, связанных с политикой. Это, как правило, различные совещания городского и краевого уровня. С недавних пор принципом „ИКСа“ стало перекрывать видеоряд совещания видеорядом из архива, который касается конкретной темы сюжета.
          За политикой следует блок экономических сюжетов. Предпочтение отдается теме государственных предприятий и крупных акционерных обществ.
          После блока экономической информации идет блок, связанный с коммунальными услугами. Именно здесь появляются сюжеты о бытовых проблемах жителей Красноярска и края.
          Потом настает время блока сюжетов о социальных проблемах населения. Здесь же идут материалы о медицине и науке.
          Далее следует криминальная хроника „ИКСа“. В последнее время программа „ИКС“ отказывается от „голой“ статистики: сколько преступлений зафиксировано и сколько звонков о пожарах оказались ложными (как делают „Новости Афонтово“). Чаще всего дается несколько наиболее значимых фактов из краевых оперативных сводок.
          После криминальной хроники идет блок сюжетов о культуре. Здесь наиболее часты сюжеты о театральных премьерах и выставках художников. Неудачным является то, что после 19 часов очень редко происходят выезды журналистов „ИКСа“ на съемки. Это связано с не совсем продуманной организацией работы водителей. Но именно после 19 часов происходит очень много культурных событий.
          После новостей культуры следует блок спортивной информации. С недавних пор одним из принципов „ИКСа“ стало выделение спортивной информации в отдельную рубрику со специальным ведущим (В.Власов). Как показали последние рейтинги, этот шаг редакции был достаточно хорошо принят зрительской аудиторией. Выделение спорта в отдельный блок подняло общий рейтинг программы. Это связано с тем, что определенная часть зрительской аудитории интересуется спортом, и ежедневное его появление в эфире с постоянным ведущим способствует оценке программы в целом как стабильной.
          В каждом спортивном блоке присутствуют и федеральные новости, если они касаются краевого спорта. Верстка спортивного блока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные новости с участием красноярских спортсменов, затем результаты краевых и главных городских соревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты. Потом следуют анонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж спортивных сюжетов ограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не требует большего. В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты при монтаже. Здесь есть поле для эксперимента.
          Программе „ИКС“ свойственен очень пристрастный отбор сюжетов, идущих в эфир. Главным здесь служит то, что программа идет на весь край. (У нее — единственной из всех трех красноярских программ новостей есть свои штатные собкоры в городах и районах края. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в Лесосибирске, Татьяна Горейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный критерий отбора сюжета — это его актуальность для большинства телезрителей.
А.Соколов:
— События, как такового, сегодняшнего, может и не быть. Может быть освещен на данный момент какой-то процесс. Он имеет, соответственно, какую-то цену, значимость для зрителя. Если этот процесс  важный — независимо от того, то ли он начался сегодня, то ли он длится уже несколько лет и принял какой-то новый виток, его нужно осветить.
          Не в традициях „нового“ „ИКСа“ снимать небольшие мероприятия. О них, как правило, говорится в устных информациях. Это объясняется и относительной краткостью выпуска. Длина „среднего“ сюжета обычно не превышает 1-1,5 минут. Чуть больше дается особо важной политической или экономической новости. Например, в ситуации, когда был снят мэр Норильска Василий Ткачев, этому событию было уделено в программе около 5 минут.
          В программе „ИКС“ не принято просто пересказывать события. Наряду с самой новостью важной считается и ее оценка. Причем, естественно, без какой-либо подтасовки фактов из частного случая желательно сделать обобщающий вывод.
А.Соколов:
— Если в каждой телевизионной новости будет просто перечисление фактов, будет оставлено поле для размышлений, эта новость ничего не даст. А если будет какой-то комментаторский посыл, с ним можно согласиться или не согласиться (это не важно), но это, во-первых, будет каким-то стимулом подумать, а, во-вторых, человеку думать будет проще.
Впрочем, „Новости Афонтово“ с этим категорически не согласны.
          О событиях, на которые нет видеоряда, среди „сегодняшних“ съемок или в архиве, рассказывается в устных информациях. Так называемые „информушки“ обычно длинней, чем в „Новостях Афонтово“ и, как правило, они должны служить не просто для появления ведущего в кадре между сюжетами, а нести в себе информацию. Удельный вес устных информаций в программе „ИКС“ больше, чем у ее конкурентов, что, в конечном итоге, по нашему мнению, снижает зрительский интерес. Не способствует расширению аудитории „ИКСа“ и практически полное отсутствие оформления. Заставка, перебивка и отбивка программы давно уже морально устарели, так же, как и выгородка, на фоне которой сидит ведущий. Не используются широчайшие возможности компьютера. Единственное техническое средство, несколько оживляющее экран — аппарат для выдачи титров „Альфа“, тоже морально устаревший. Это, впрочем, не значит, что ни главный редактор, ни журналисты не понимают важности проблемы оформления и не стараются изменить ситуацию.  Просто редакция лишь недавно встала на ноги и получила моральное право разговаривать с начальством студии на равных.
          Еще один фактор, отрицательно влияющий на „смотрибельность“ „ИКСа“ — его не совсем удачное положение в программе. По некоторым оценкам, время эфира 19.00 — слишком раннее для местных зрителей. А что уж говорить о специальном „норильском“ выпуске, который выходит в 17.30, когда большая часть активной аудитории еще не вернулась с работы.
          Кстати, о „норильском“ выпуске. Название „норильский“ — условное. Фактически, его принимают во всем крае, кроме Красноярска. Его хронометраж — 10 минут без учета минуты рекламы. Верстка норильского выпуска, в принципе, не отличается от верстки 19-часового „ИКСа“. Кроме специальных материалов, подготовленных для Севера края, в него входят репортажи об основных событиях краевого уровня, которые успели смонтировать до выхода выпуска в эфир.
          Безусловно, всего один выпуск на Красноярск в условиях, когда конкуренты выходят с 2-3-мя выпусками в день, — серьезный недостаток „ИКСа“. Рассматривается вариант с выпуском в 22.30, и пробный эфир 9 мая показал, что редакции это вполне по силам. Но определенные проблемы с руководством телекомпании тормозят процесс развития программы. А пока нет третьего выпуска, на протяжении, примерно, 2-х недель апреля редакция без труда готовила 30-минутные эфиры в 19 часов. Это получило название „перевещание“, и руководство телекомпании поручило сектору выпуска, ответственному за техническую выдачу программ КГТРК в эфир, отключать студию от передатчика „на логической точке“. В связи с этим 2 или 3 раза блок рекламы даже не попал в эфир.
    продолжение
–PAGE_BREAK–          Особую критику специалистов вызывает недостаточно профессиональная работа операторов. Претензии предъявляются к устойчивости картинки и к неоправданно частому использованию «наездов» и «отъездов». Причем, иногда картинка теряет фокус, потому что операторы пользуются автоматической фокусировкой (!), что недопустимо для профессионалов.
          Нарекания связаны и с работой режиссеров. Длинные панорамы, панорамы разнонаправленные — все это мешает нормальному восприятию видео в сюжете. Но обычно это все же связано с нехваткой качественного видеоматериала (операторская проблема). Невозможность выбрать хорошие планы тоже играет свою отрицательную роль.
          К числу других проблем “ИКСа” можно отнести жесткую сетку вещания телекомпании в целом. Очень сложно прервать передачи как московские, так и красноярские, и выйти в эфир с экстренным выпуском. Кроме того, приоритеты компании лежат в области рекламы, а не новостей, что осложняет творческий процесс. Не способствует улучшению программы и очень сложная внутренняя структура телестудии в целом. Как транспорт, так и монтажное оборудование принадлежат не редакции программы новостей, а телекомпании «Центр России». Как правило, это нормально, но в данном случае мешает творческой работе. И нужно также отметить, что руководство КГТРК «Центр России» не до конца понимает нужды программы новостей.
          Тем не менее, редакция не собирается останавливаться на достигнутом. У журналистов много идей по поводу «нового» “ИКСа”, хотя от идей до их материального воплощения еще не один шаг.

Глава 3.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы “Новости ТВК”
          Программа “Новости ТВК” впервые вышла в эфир в мае прошлого года. Однако, несмотря на ее молодость, в ней работает слаженный, хорошо сработавшийся коллектив. Практически, “Новости ТВК” — это команда «старого „ИКСа“, которая почти в полном составе ушла с государственного телевидения. Ирина Долгушина, как на „ИКСе“, первоначально руководившая „Новостями ТВК“, вскоре углубилась в финансовые проблемы, а должность главного редактора службы новостей передала Дмитрию Чечкину, по утверждению ТВК, самому молодому главному редактору информации в мире.
          „Новостям ТВК“ не пришлось создавать новые связи, что часто является большой проблемой для молодой команды, делающей новостную программу. Также и те зрители, которые смотрели „старый“ „ИКС“ из-за людей, делавших программу, вскоре увидели любимую программу новостей на новом 6-м канале. Этому способствовала неплохо проведенная рекламная кампания.
          С переходом на 6-й канал концепция программы не претерпела существенных изменений. Некоторые ее принципы лишь усилились.
          Принцип постоянного информационного потока воплотился в появление 3-го оригинального выпуска новостей в 15.00, причем, самого раннего на красноярском телевидении, а также в возможность в любое время выходить с экстренным выпуском, используя шансы, которые дает собственный канал.
          Общеизвестен принцип „Новостей ТВК“, получивший название „новости с продолжением“. Это значит, что в идеале программа может в течение дня отслеживать событие в продолжении. К примеру, в 15-часовом выпуске можно сообщить о начале некоего совещания и о его предполагаемой повестке, а в 20 часов рассказать о его результатах. В выпуске в 23 часа можно прокомментировать это совещание, используя мнение экспертов.
          Очень помогают в работе „Новостей ТВК“ старые и сильные связи с источниками информации. Особенно во властных структурах. Примером тому может послужить случай с самолетом рейсом Красноярск — Абакан, упавшим зимой этого года под Красноярском. Съемочную группу „Новостей ТВК“ пропустили прямо к месту крушения. Журналистов же „Новостей Афонтово“ пропустить отказались.
          Хорошо знакомая с представителями органов правопорядка еще со времен работы на „Приме-ТВ“ Марина Добровольская регулярно делает в программе „Новостей ТВК“ репортажи о сенсационных преступлениях и происшествиях. В то же время журналисты других красноярских телекомпаний часто не имеют доступа к подобной информации.
          По мнению некоторых специалистов, одной из отличительных черт „Новостей ТВК“ является желание найти какую-либо сенсационную новость или скандал.
          Отказываться от оценки „Новости ТВК“ считают неуместным. Оценка присутствует как в репортажах, так и в комментариях ведущих.
И.Долгушина:
— Любая наша информация, поданная даже интонацией. — ну, не роботы же люди сидят в эфире — он все равно дает какую-то свою индивидуальную оценку.
          Можно отметить достаточно агрессивный стиль ведения „Новостей ТВК“. Появляясь в кадре после сюжета, ведущий старается усилить определенный психологический настрой, вызванный материалом. Можно даже сказать, что на протяжении программы зритель чувствует некий психологический прессинг. Много внимания уделяется в „Новостях ТВК“ саморекламе. Например, только у них используется следующий прием: репортер после интервью с известным в масштабе страны человеком предлагает ему сказать в камеру, что „Новости ТВК“ — лучшие новости. Затем это миниинтервью тоже идет в эфир. Кроме того, в оперативных сюжетах репортеры „Новостей ТВК“ всегда стараются подчеркнуть, что они приехали на событие первыми, по возможности упоминая, что милиция или пожарные появились уже после них.
          Верстка выпуска „Новостей ТВК“, по словам Ирины Долгушиной, довольно традиционна. В то же время она отличается от верстки „ИКСа“  и „Новостей Афонтово“ тем, что в случае необходимости еще до анонса ставится сюжет, в котором рассказывается о главной новости дня.
И.Долгушина:
— Не обязательно это будет событие из области политической или экономической жизни. Это может быть пожар какой-то серьезный, это может быть чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие; это, в конце концов, может быть скандал какой-то, связанный с кадровыми передвижениями. Мы идем от того, насколько интересно и важно это событие для нашего зрителя.
          Далее следует короткий анонс остальных сюжетов выпуска.
          Принципы верстки программы в целом, впрочем, не отличаются от верстки „ИКСа“. Хотя есть и своя специфика из-за четырехразового выхода в эфир (3 оригинальных выпуска и в 7.00 — повторение 23-часового выпуска прошедшего дня).
          Первый оригинальный выпуск начинается в 15.00. Он обычно короткий, 15-20 минут. В нем, в среднем, 8-9 сюжетов. Более половины новостей в выпуске — репортажи, снятые в день эфира. Остальная информация — повторение „вчерашней“, однако с новыми деталями.
          В 20 часов начинается „главный“ выпуск. Он идет полчаса, и, кроме сюжетов дня, в нем обязательно присутствуют курсы иностранных валют, информация КЭС и службы „005“.
          Последний, 23-часовой выпуск отличается от предыдущих более легким характером информации. Предпочтение отдается новостям из области культуры. Кроме того, обязателен в этом выпуске коллаж.
И.Долгушина:
— Это коротко, где-то, секунд по 15, но где-то 7-8 сюжетов, которые прошли у нас в 3-часовом и 8-часовом выпуске, но не вошли в 11-часовой. Мы в коллаже даем суть, очень фрагментарно — самую суть события.
          Если происходит какое-то особенно важное событие, то этот сюжет, как правило, ставится в выпуске первым. Обычный лимит времени — 1-1,5 минуты — в этом случае может быть увеличен.
          Устные информации в „Новостях ТВК“ обычно несколько короче, чем в программе „ИКС“. При верстке выпуска должно приблизительно соблюдаться следующее соответствие: 70% — видеорепортажей, 30% — »устных”.
И.Долгушина:
— Изначально мы для себя определили, что у нас должно быть картинки гораздо больше, чем устной информации. Мы лучше сократим устные информации, если у нас их нечем прикрыть.
          Время от времени как полноценные сюжеты в “Новостях ТВК” появляются комментарии к каким-либо событиям. Как правило, их видеоряд берется из эфира центральных программ.
          Иногда в сюжетах используются фрагменты из мультфильмов и кинофильмов. Однако нужно отметить, что в части графического оформления экрана “Новости ТВК” пока не придумали ничего радикально отличающегося от “Новостей Афонтово”. Так же, как и в «Афонтово», в “Новостях ТВК” есть отдельные рубрики для курса валют и сообщений службы «005».
          В течение нескольких месяцев спорт в “Новостях ТВК” выходил как самостоятельный блок в выпуске, с отдельным ведущим. Однако с течением времени “Новости ТВК” отказались от такой подачи спортивной информации, и сейчас ее читает ведущий выпуска.
          Как любая негосударственная телекомпания, ТВК напрямую зависит от денег спонсоров. Но здесь ситуация несколько иная, чем в «Афонтово». Одним из принципов программы новостей ТВК является отказ от бегущей строки и рекламных блоков в программе. Поэтому внимание зрителя не отвлекается от новостей, что, в конечном итоге, позволяет следить за внутренней логикой развития выпуска.
          К числу недостатков “Новостей ТВК” можно отнести некую излишнюю саморекламу, то есть, положение, при котором программа старается не замечать собственных недостатков и, наоборот, акцентирует внимание на собственных достоинствах.
          Несомненно, что у программы “Новости ТВК” есть своя информационная ниша и собственный зритель. По словам ведущего программы В.Вострова, это — «зритель, уставший от прозападного телевидения»[10. — с.4].

Глава 4.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКИХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ
          «Если журналист газеты при подготовке материала имеет дело только с героем репортажа, то журналист телевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, оператором, ведущим» [8. — с.48] и техническими работниками. Здесь встает вопрос команды. Ни для кого не секрет, что даже при наличии прекрасных ведущих, режиссеров и операторов программа может не получиться из-за их личной неприязни друг к другу. На красноярском телевидении достаточно явно виден процесс «миграции» телевизионщиков из программы в программу. Из “Новостей Афонтово” в программу “ИКС” перешел режиссер Тимур Овчаренко, таким же образом поступила и репортер «Афонтово» Виктория Касатова, которая, кстати, уже ушла и из “ИКСа”. Здесь же можно отметить интересную ситуацию с «Примой-ТВ». Во всех красноярских программах новостей работают бывшие «примовцы» — это и Марина Добровольская в “Новостях ТВК”, и Ирина Андреева в “Новостях Афонтово”, и Елена Андреева в программе “ИКС”. Там же работает и Татьяна Паршинцева. Все телекомпании относятся к процессу «миграции» нормально, потому что понимают: становление коллектива — вещь непростая. У каждой новостийной команды есть свой лидер. Во многом от него зависит, насколько удачно сложатся отношения в программе, а значит, насколько интересным будет эфир.

ВЕДУЩИЙ
          На красноярском телевидении ни одна программа новостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни у кого не возникало мысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь убедила в неправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса не позволяет оперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом эфире, новости, поступившие во время трансляции. Ведущий должен уметь читать новости, что называется, “с листа”. Хотя, иногда случаются казусы. Многие телезрители “ИКСа”, наверное, помнят случай, произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин не смог прочитать в «прямом» эфире информацию на только что смонтированный, но не «начитанный» сюжет Вадима Иогансона о новогодней елке. Объяснение случившемуся простое: текст был написан неразборчиво, от руки. Этот единичный пример показывает, конечно, не непрофессионализм ведущего, а недостатки в программной организации. В любом случае, профессиональный ведущий должен уметь читать любую новость, отпечатанную на бумаге.
          Для восприятия программы в целом не менее важно психологическое лицо ведущего. Одно из названий ведущего на американском телевидении — «anchorman», то есть, «человек-якорь». Как говорит московский специалист Г.Кузнецов, «ведущий новостей, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен. Демократичен, но не вульгарен. Не принадлежит к высоколобым интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность — умело и тактично подать их. Он — сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации. Неуловимым образом он заботится о том, чтобы зрители почувствовали себя единым сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше и умнее всех: просто он поставлен у источника новостей и старается приобщить к нему всех. Именно всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов» [17. — с.224].
          Однако на красноярском телевидении трудно выделить сегодня какого-нибудь ведущего, который отвечал бы всем предъявляемым требованиям.
          Если говорить о популярности местных ведущих среди зрительской аудитории, можно отметить «феномен Кима» (термин наш), ведущего “Новостей Афонтово”. Из года в год Сергей Ким занимает в рейтингах популярности телеведущих первое место. На наш взгляд, это, в большей степени, объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых, ежедневным появлением в эфире в одно и то же время («прайм тайм», 20.30). Фактор возраста очень важен для зрительской аудитории. Одно время телекомпании США пытались сделать ставку на молодых, энергичных ведущих, но позже им пришлось вернуться к более зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось, зритель видит в ведущем средних лет более надежный, по американской терминологии, «якорь», человека, который притягивает к экрану. Более того, информация, идущая от опытного, зрелого человека, психологически воспринимается как более достоверная. Кстати, этот прием активно использовался на советском телевидении. Например, в то время одним из любимых у зрителей телеведущих был Игорь Кириллов, человек «в возрасте». Кроме того, «феномен Кима» может быть объяснен еще и его доброжелательным отношением к аудитории. Однако нужно признать, что, по мнению некоторых, он иногда «переигрывает», что не остается незамеченным телезрителями. Тем не менее, цифры показывают, что для красноярского телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем, чем какой-либо другой.
          Тем не менее, сейчас на красноярском телевидении явно виден процесс «омоложения» ведущих новостийных программ. Из 12 постоянных ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий “Новостей Афонтово” Сергей Видов и ведущие “Новостей ТВК” Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга Альберг. Что касается программы “ИКС”, трое из четырех постоянных ведущих — Алексей Соколов, Владислав Власов и Анжелика Бендина — моложе 30-ти.
          Можно предположить, что, вопреки исследованиям американских специалистов, в среде российских телезрителей сформировалась другая психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, с популярной в свое время программой «Взгляд», где молодые ведущие показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход к освещению новостей.
          Последние рейтинги показывают, что в Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 лет выше, но пока еще рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению рейтингов молодых.

РЕПОРТЕР
          Если определять ведущего как «лицо программы», то репортер в новостях — человек номер один. Сразу оговоримся, что понятие «репортер» на красноярском телевидении довольно новое, и принято лишь в “Новостях Афонтово”. В программе “ИКС” и в “Новостях ТВК” есть должность «редактор», но функции репортера и редактора одинаковы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–