Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. “Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена”, “если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки”, “от кривой палки прямой тени не бывает”. Гамзатов убежден, что нельзя “засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь”. Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье: Нет, не люблю стихов я о любви, Когда о ней кричат, как о несчастье! Нет, не люблю я песен о любви, Когда, как о беде, поют о страсти! Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья: Чтобы люди с улыбкой встречались, А прощались грустны и тихи, Чтобы дети без боли рождались, Чтобы с болью рождались стихи. Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме “Горянка”, рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит: Вот так и сидеть им в ауле При людях и наедине, Осману, как мужу, на стуле, Супе на полу, как жене. Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в “Стихах о Гамзате Цадаса”, поэме “Брат”. На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова – “заставить” каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений: Вокруг цветам цвести и птицам петь, Омоют грозы твой могильный камень. Я здесь, отец мой! Я учусь смотреть На жизнь твоими ясными глазами. Не оставил Гамзатов без внимания и “процесс мельчания человеческих душ”. Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее “многие из них орлами стали, а иные превратились в змей”. Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности: О ты, моя комедия, что плачешь? Смеешься что, трагедия моя? Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход: Пью чашу жизни я, того не зная, Что, может быть, отравлена она… Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времени… Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно: Часы идут, и тикают, и бьют … Что сделал ты, прислушиваясь к бою? Или пришлось вести им счет минут, Бессмысленно растраченных тобою?! Само тиканье часов – образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник – время: Мой друг, нельзя нам жить неторопливо, Свободных дней у нас в запасе нет … Летит скакун! Схвати его за гриву, Вскочи ему, упрямцу, на хребет. Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит: И я сквозь утреннюю дымку Мог разглядеть в туманной мгле, Как смех и плачь сидят в обнимку На темной и крутой скале. Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение “Цадинское кладбище”. Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии. Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.
Похожие работы
Бессоюзная связь в немецком языке
Бессоюзная связь в немецком языке Содержание Введение 1. Проблема бессоюзной связи в современной науке 1.1 Общее языкознание о бессоюзной связи 1.2 Бессоюзное предложение в системе…
Стилистический аспект перевода Средства выражения экспрессии
–PAGE_BREAK–Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Для того, чтобы…
Мысль народная как основа художественного содержания романа-эпопеи Л Н Толстого Война и мир
В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир». По словам И. С. Тургенева,…
Единство цикла рассказов И А Бунина Темные аллеи
Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений.…
Осторожно. Hot Dog. – Михаил Голденков
Михаил Голденков ОСТОРОЖНО HOT DOG! СОВРЕМЕННЫЙ АКТИВНЫЙ ENGLISH 2-е издание, испр. и доп.- М.: ЧеРо, 1999. — 272с.: ил. Содержание СЛЭНГ, ИДИОМЫ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И…
Фантастическое в ранней прозе НВГоголя
Сперва настроим оптику, наведем фокус. Чем удаленней от нас автор, тем больше риск совместить его собственную жизнь с жизнью его персонажей. Bозможно, через сто лет…