–PAGE_BREAK–Столь существенное значение данной сферы общества и государства выделяет ее в качестве важнейшего объекта конституционного регулирования и одновременно выражает содержание установленных в Конституции основ осуществления правосудия. Объективная необходимость регулирования названных отношений именно на высшем правовом уровне, уровне Конституции, определяется их особой социальной значимостью в процессе формирования правового государства. Они служат основополагающим звеном во всем механизме социального управления обществом, требующим конституционного выражения. Вместе с тем значимость данной сферы отношений предопределяет необходимость их повышенной охраны с помощью особой системы конституционных гарантий, что, в свою очередь, возможно лишь при условии их закрепления в Конституции. Независимость правосудия — одно из главных условий его осуществления, а потому ее обеспечение находится в эпицентре особых форм конституционно-правовых гарантий.
Сама потребность для общества в особой сфере правосудия определяется в первую очередь неизбежностью и систематичностью возникновения в нем целого ряда конкретных ситуаций преимущественно конфликтного характера, которые нуждаются в постоянном разрешении на основе установленных государством правил, подводящих конкретные обстоятельства под наиболее типичные возможности урегулирования поведения людей. В силу этого осуществлять отправление правосудия, призваны судебные органы, которые действуют в названной сфере в качестве механизма защиты гражданского общества и отдельной личности.
Осуществление правосудия, обусловлено стремлением государства защитить от посягательств установленный им правопорядок, обеспечить утверждение социальной справедливости путем предупреждения правонарушений и наказания за уже совершенные правонарушения. Именно в этой сфере государство имеет возможность определить систему особо важных социальных ценностей, которые подлежат его защите, и выразить их в нормах различных отраслей материального права в качестве объектов возможных правонарушений (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, гражданские и политические права человека, собственность, нерушимость конституционного строя и т.д.).
Ограничение личной свободы человека в случаях, исключающих применение мер уголовного наказания за совершение общественно опасного деяния (лицом, признанным невменяемым в силу психического расстройства), обусловливает необходимость принудительных мер медицинского характера. Ввиду исключительной важности для человека его конституционного права на свободу и личную неприкосновенность решение о принятии принудительных медицинских мер может быть вынесено только в порядке осуществления правосудия.
Длительное время именно в этой области происходило нарушение прав человека, поскольку отсутствовали четкие механизмы обеспечения судебного порядка недобровольного помещения людей в психиатрические учреждения. Ныне законодательно определяется, что государство доверяет решение этих вопросов только суду и устанавливает строгую процедуру подобных дел.
Наряду с этим законодательство устанавливает правила лишения или ограничения дееспособности граждан, которые также может применять только суд, вследствие душевной болезни или слабоумия человека либо злоупотребления им спиртными напитками и наркотиками (ст.258 ГПК РФ).
Власть государства использует сферу осуществления правосудия также при решении вопросов, связанных с отбыванием, досрочным освобождением, отсрочкой исполнения и т.д. уголовного наказания. В судебном порядке происходит и снятие судимости.
Потребность в судебной юрисдикции возникает и при необходимости официального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение. Под контроль суда также поставлена деятельность органов загса и нотариата по установлению некоторых фактов. Наконец, только судом гражданин может быть признан умершим или безвестно отсутствующим.
Качественно новый уровень правосудия связан в настоящее время с противодействием злоупотреблению исполнительной власти, бюрократизму и дегуманизации отношений в обществе с целью надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Дальнейшее развитие институт судебной защиты прав граждан получил после принятия Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В нем расширен круг субъектов, чьи действия (независимо от того, выражены они в решениях или совершены без издания какого-либо акта) подлежат судебному обжалованию. Данный Закон расширил рамки своего функционирования, распространив права судебного обжалования не только на органы управления, но и органы власти в случае издания ими нормативных актов, нарушающих права и свободы граждан. Отмена такого акта при признании судом жалобы обоснованной влечет восстановление прав не только конкретного гражданина, но и широкого круга лиц, подпадающих под его действие. Тем самым впервые суд становится арбитром между гражданином и властью, что служит важным проявлением правовой государственности.
Таким образом, социальная обусловленность сферы осуществления правосудия свидетельствует о ее значительной роли во всем механизме социального управления и конституционного регулирования в стране.
§2. Принципы судопроизводства.
В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.
Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.
К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности;
Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, — на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.
Организация судов в Российской Федерации строится на основе закрепленной в Конституции РФ и федеральных конституционных законах системы принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования.
Принцип законности.
Законность — универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.
Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.
Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.
Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство.
Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.
Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена — Президентом России, а судей высшего звена по его представлению — Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10),[8] но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.
Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
Суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).
Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие.
Принцип независимости судей.
Независимость судей — важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.
Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.
Принцип состязательности и равноправия сторон.
Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123). Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты — другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.
Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Стороны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: по обвинению (уголовному преследованию) и защите; по поддержанию гражданского иска и возражений против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению истины по делу.
продолжение
–PAGE_BREAK–Идея состязательности и равноправия сторон четко выражена в ст. 6 Закона об арбитражных судах (1995 г.), в ст. 7 АПК РФ. Нашел этот принцип отражение и в действующих ГПК и УПК России.
Наиболее ярко регулирование принципа состязательности представлено в нормах десятого раздела УПК (ст. 426, 428, 429, 430 и др.), которыми предусмотрено, что при осуществлении правосудия судом присяжных обеспечивается не только процессуальное равенство сторон (при предварительном слушании дела и в судебном разбирательстве), но и обязательное участие защитника и государственного обвинителя. Законодатель установил, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соответствующей части (ч. 2 ст. 430 УПК).
Приведенные и некоторые другие положения десятого раздела УПК свидетельствуют о том, что в суде присяжных принцип состязательности действует в большей степени, чем при общем порядке рассмотрения дела в суде первой инстанции. Но из этого не вытекает, что состязательность в уголовном процессе Российской Федерации появилась лишь в 1993 г., с введением суда присяжных.[9] Такую позицию нельзя признать правильной, так как и при общем порядке судопроизводства принцип состязательности действовал и действует, включая в себя: равные права сторон по представлению суду доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и отводов, отстаиванию своих позиций.Для реализации этих возможностей субъекты уголовного процесса наделены широкими процессуальными правами при установлении категорического запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК). При этом функции сторон четко отделены от функции суда, разрешающего дело.
Принцип гласности разбирательства дела в суде.
Конституцией Российской Федерации установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т. е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство — как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ не ограничился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, но и конкретизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В ст. 9 АПК установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.[10]
В свою очередь законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.
Гласность судебного разбирательства — один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.
При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса — обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст. 262 УПК).
Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.
Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдение действующих законов.
Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность — она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.
Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.
Установленное ст. 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч.4 ст. 15),[11] Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).
В ст. 19 УПК, в частности, указанный принцип представлен в следующем виде: «Действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке заинтересованными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями». Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 19 УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав участников процесса УПК обязательно указывает это право (ст. 46, 51, 52, 53, 54, 55), а рядом с перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе обращено внимание на обязанность государственных органов не только разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления.
Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы (ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела. Имеются в виду решения Конституционного Суда: а) по вопросу признания права гражданина на обжалование в суд постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела; б) в отношении признания не соответствующими ст. 46 Конституции РФ положений ст. 220 УПК, ограничивающей круг лиц, имеющих право на судебное обжалование постановлений о применении на предварительном следствии и дознании меры пресечения в виде заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей. Такое право было признано и за лицами, в отношении которых вынесены такие постановления, хотя и не приведены в исполнение. Тем самым решение Конституционного Суда, ориентирующего суды на применение ст. 46
Конституции, способствовало расширению круга лиц, имеющих право в рассматриваемых случаях на жалобу. Такое решение целиком соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей прямое действие и высшую юридическую силу конституционных норм (в данном случае — норм, содержащихся в ст. 46).
Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности и установлению истины по делу.
Принцип презумпции невиновности.
Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».[12] Нельзя сказать, что презумпция невиновности до 1993 г. не была присуща российскому правосудию и уголовному судопроизводству. Она признавалась наукой, судебной практикой.[13] Положения, вытекающие из принципа невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 14). С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе:
а) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 16 УПК);
б) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);
Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.
Конституция РФ предусматривает два положения, вытекающих из презумпции невиновности:
а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции);
б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции).
Оба положения распространяются на предварительное расследование (следствие, дознание), на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.
Принцип охраны чести и достоинства личности.
Именно в Конституции получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется государством, при этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным делам и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти. Но их значение выходит за пределы судопроизводства и деятельности суда.
Действующий УПК также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия.
Глава II. Система судебных органов в РФ.
§1. Суды общей юрисдикции.
Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на самую многочисленную и развитую подсистему территориальных судов, возглавляемую Верховным Судом РФ. Конституция РФ называет эти суды судами общей юрисдикции и устанавливает, что надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.
К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Они рассматривают подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел. Их деятельность регулируется Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 года, ГПК РФ, УПК РФ и др.
Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев:
1) основное звено — районные (городские) суды, мировые судьи;
2) среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;
3) высшее звено — Верховный Суд РФ.
Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел.
Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). До недавнего времени решение об образовании районного суда принимала местная администрация по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, т.е. вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в соответствии, с которым, Судебный департамент в установленном порядке вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных.
продолжение
–PAGE_BREAK–Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).
В Великобритании, например, где отсутствуют специальные возрастные требования, лица, впервые претендующие на должность судьи, должны обучаться в школах при адвокатских корпорациях. Во Франции кандидат в судьи должен окончить специальную судебную академию. Требуется стажировка в течение 2-4 лет, длительная (не менее 5 лет) адвокатская практика или иные условия, после соблюдения, которых лица старше 25 лет достигают судебных должностей. По неписаному праву во Франции судьей не назначается лицо моложе 40 лет. В Италии кандидат в судьи должен пройти стажировку в качестве судебного аудитора, для чего проводится конкурс по результатам письменных экзаменов. К конкурсу допускаются лица не моложе 21 года и не старше 30 лет, имеющие диплом о высшем юридическом образовании.
Численный состав районных судов различен. До принятия законов «О судебной системе Российской Федерации» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» он определялся органами юстиции исходя из численности населения обслуживаемой территории, экономики района, социального состава населения. В настоящее время, учитывая полномочия, которыми наделяется Судебный департамент по определению потребности судов в кадрах, следует предположить, что именно он будет определять численный состав районного суда.
Основным критерием определения численного состава районного и приравненного к нему суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью.
В зависимости от объема работы и численности населения в составе суда работает один или несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды (их более 200) и многосоставные районные суды. В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители. В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.
В районных судах дела по первой инстанции рассматриваются либо единолично судьей, либо коллегиально.
Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские, уголовные дела, и ряд дел об административных правонарушениях.
Например, статьей 24 ГПК РФ к подсудности районного суда в качестве суда первой инстанции, подведомственны гражданские дела, за исключением дел, которые отнесены к подсудности мирового судьи, военного и специализированного судов, а также областных и приравненных к ним судов. Подсудность гражданских дел районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.
Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими, а также за исключением дел, подсудных мировым судьям. Подсудность уголовных дел установлена в ст. 31 УПК РФ.
В то же время районный суд впервые становится судом второй инстанции, наделяется контрольными функциями по отношению к нижестоящему суду. В соответствии с ч. 2 статьи 21 Закона о судебной системе, районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Но это лишь общее принципиальное положение, относящее районный суд к судам второй инстанции. Функции районного суда в качестве суда второй инстанции конкретизируются процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ).
Наделение районного суда контрольными функциями повышает оперативность судопроизводства, приближает суд к населению, тем самым делает судебную власть доступной каждому, поскольку упрощается порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.
Районный суд изучает и обобщает судебную практику. Судебная практика включает организацию, процесс и итоги деятельности судов по осуществлению правосудия, но, прежде всего объектом ее изучения и обобщения является правоприменительная деятельность суда и анализ качества судебной работы.
По результатам аналитической работы районного суда разрабатываются меры по совершенствованию его работы, устранению недостатков, повышению эффективности работы.
Непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации являются Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, которые также являются федеральными судами общей юрисдикции.
Согласно ч. 1 статьи 20 Закона о судебной системе, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебная система субъекта Федерации включает соответствующий высший суд субъекта в лице верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, районные суды как суды общей юрисдикции, арбитражный суд субъекта Федерации, мировых судей, конституционный (уставный) суд.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата, суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа могут быть упразднены лишь федеральным конституционным законом. Никакой суд среднего звена судебной системы не может быть упразднен, если отнесенные к его компетенции вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Например, п.9 ст. 1 Федеральным законом № 144-ФЗ от 19.07.2007 года «Об упразднении и создании некоторых районных судов Саратовской области» упразднен Воскресенский районный суд Саратовской области, а вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию Саратовского районного суда Саратовской области. (в сноску СЗ РФ,23.07.2007, № 30, ст. 3758)
Судьей суда среднего звена судебной системы РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации (ст. ст. 4, 6 Закона о статусе судей).
Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Федерации ( ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе).
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Являясь вышестоящей инстанции по отношению к районным (городским) судам, суды среднего звена судебной системы призваны осуществлять функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных (городских) судов в кассационном и в надзорном порядке.
В порядке надзора эти суды могут пересматривать также вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации подлежит надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.
Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входит осуществление следующих инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
В составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа действует президиум соответствующего суда, а также могут быть сформированы судебные коллегии и постоянно действующие судебные составы.
Судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает жалобы и представления на приговор или иное судебное решение первой или апелляционной инстанции районного суда. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее воздействие на судебную практику судов первой инстанции.
Суды среднего звена рассматривают дела по жалобам на решения районных судов и мировых судей, вступившие в силу, а также на решения, принятые верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений перечисленных судов.
В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входят председатель суда, его заместители (заместители — председатели судебных коллегий) и члены суда (председательствующие судебных составов) в количестве, определяемом Президентом РФ.
Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего суда (ст. 32 Закона «О судоустройстве РСФСР»).
На президиум возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениям сторон на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления мировых судей, на приговоры, постановления районных судов, а также на кассационные определения судебных коллегий самого вышестоящего суда.
Президиум заслушивает также информацию председателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации, о деятельности соответствующего районного суда; заслушивает управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ об организационном обеспечении деятельности районных судов и финансировании мировых судей соответствующих субъектов Федерации.
Президиум областного и равного ему суда осуществляет надзор за судебной деятельностью подведомственных ему судов общей юрисдикции субъекта Федерации. Процессуальной формой выполнения этой функции является рассмотрение президиумом надзорных жалоб или представлений на приговор и постановление мирового судьи, приговор, решение, определение и постановление районного суда, вступившие в законную силу, а если дело рассматривалось в коллегии областного суда в кассационном порядке, то проверяется также законность и обоснованность кассационного определения.
Судебные коллегии — основные структурные подразделения суда среднего звена судебной системы — образуются президиумом областного суда и подотчетны ему в организационном отношении.
Судебные коллегии рассматривают: 1) в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2) дела по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой и апелляционной инстанции и не вступившие в силу; 3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых соответствующей судебной коллегией и вступивших в силу.
Например, в Калужском областном суде образованы две судебные коллегии: уголовная и гражданская.
В судебных коллегиях судов среднего звена могут быть созданы судебные составы по территориальному либо предметному принципу.
Так, в большинстве областных и равных им судов созданы составы для рассмотрения дел по первой инстанции и в кассационном порядке.
Предназначение Верховного Суда РФ определенно статьей 126 Конституции РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Юридическое значение понятия «высший судебный орган» заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверять в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.
Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции осуществляется в предусмотренных федеральным процессуальным законодательством формах.
УПК РФ предусматривает, что пересмотр дел в порядке надзора осуществляется коллегиями Верховного Суда РФ, кроме судебных постановлений, вынесенных этими коллегиями.
Пересмотр судебных постановлений коллегий Верховного Суда РФ, вынесенных по первой, второй инстанциям и в порядке надзора, осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть обжалованы.
Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружныи и приравненными к ним судами.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Особое место в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум.
В его состав входят все судьи Верховного Суда, а задачей является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.
В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.
В состав Верховного Суда входят три судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам и Военная коллегия.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей: Председатель Суда, его заместители, шесть судей, представляющих судебные коллегии.
Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, как правило, по зональному принципу. Работу судей обеспечивает аппарат Суда.
В соответствии с требованиями Закона о статусе судей, судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
продолжение
–PAGE_BREAK–Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Судьи Верховного Суда РФ, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей РФ в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместители входят в состав Президиума Суда по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел, осуществления судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и дачи разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РФ имеет ряд других полномочий.
Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Верховный Суд РФ может направить в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других перечисленных в этой статье правовых актов.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). В связи с тем что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о судебной системе, процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.
В комплекс общих судов включается также занимающая особое место в судебной системе группа военных судов.
Военные суды входят в единую судебную систему РФ, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил РФ по территориальному принципу — по месту дислокации войск и флотов и располагаются в открытых для свободного доступа местах.
Создание и упразднение военных судов производится федеральным законом.
Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
В систему военных судов входят гарнизонные и окружные (флотские) военные суды. По состоянию на 2001 г. в Российской Федерации действуют 138 гарнизонных военных судов, 10 окружных и три флотских военных суда общей штатной численностью 1147 военнослужащих (судей и работников аппаратов судов).
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов установлены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».
Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Они действуют в качестве судов первой инстанции на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, и рассматривают все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим военным судам, а также все гражданские дела, отнесенные к компетенции военных судов.
Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.
На территории Калужской области осуществляет правосудие Калужский гарнизонный военный суд, (ПРО ВОЕННЫЙ СУД, Численный состав количество заместителей)
Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве судов кассационной и надзорной инстанций. Они обслуживают воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующиеся на территории одного или нескольких субъектов Федерации.
Окружные (флотские) военные суды образуются в составе председателя, его заместителей и других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и судебные составы.
Согласно ст. 14 Закона о военных судах, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, и гражданские дела, связанные с государственной тайной.
В настоящее время военный суд является единственным государственным органом, на который Федеральным конституционным законом возложена обязанность по защите прав и свобод военнослужащих. Это направление в работе военных судов стало основным.
Этим судам подведомственны административные и гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В отношении всех судей судов общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения.
Согласно ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 6 Закона о статусе судей судьи военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения на должности председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах, судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
На должности судей военных судов и Военной коллегии назначаются военнослужащие, прикомандированные, соответственно, к военным судам и Верховному Суду РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», с учетом положений Закона о военных судах. Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
§ 2 Арбитражные суды.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами
Относимость дел к экономическим спорам раскрывается через подведомственность дел арбитражным судам, которая устанавливается федеральными законами, и прежде всего АПК РФ (ст. 1).
Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
В этой связи арбитражные суды рассматривают связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности дела:
— возникающие из гражданских правоотношений;
— возникающие из административных и иных публичных правоотношений, включая оспаривание нормативных правовых актов;
— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
— об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
К исключительной подведомственности арбитражных судов, т.е. независимо от субъектного состава правоотношений, относятся дела:
— о несостоятельности (банкротстве);
— по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
— по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
— о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает также, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием не только организаций и граждан-предпринимателей Российской Федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации. Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существуют две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.
Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом РФ судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.
Пересмотр судебных актов осуществляется Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Дело передается в Президиум, если оспариваемый судебный акт:
— нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
— препятствует принятию законного решения по другому делу;
— нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Высший Арбитражный Суд РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Это положение относится не только к актам, принятым в первой инстанции, но распространяется и на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Полномочие Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики закреплено и в Конституции РФ, в соответствии с которой Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
— Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
— Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями, которые, однако, не распространяются на рассмотрение конкретных судебных дел.
Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ.
Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется, как уже указывалось, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют 10 Федеральных арбитражных судов округов. Федеральный арбитражный суд Центрального округа является кассационной инстанцией для арбитражных судов Центрального Федерального округа (Белгород, Брянск, Калуга, Тула, Орел, Воронеж и др. областные центры).
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
В Российской Федерации их действует 20 Арбитражных апелляционных судов. Так, в Центральном судебном округе действует девятнадцатый и двадцатый апелляционные суды. Двадцатый апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей (ч. 2 ст. 33.1. Федерального Конституционного закона № 1-ФЗ от 28.04.1995 г. « Об Арбитражных судах в Российской Федерации».
§ 3 Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции
Введение института мировых судей в качестве судей общей юрисдикции, максимально приближенных к населению, было одним из важных направлений судебной реформы, предусмотренным еще Концепцией судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Однако практическое возрождение мировой юстиции в России стало возможным только после принятия Закона о судебной системе. Этот закон закрепил два принципиальных положения, вокруг которых шли серьезные споры:
1) мировая юстиция возрождается как суды общей юрисдикции субъектов Федерации;
2) мировые судьи входят в единую судебную систему, и следовательно, судом второй инстанции по отношению к ним является федеральный районный суд.
Мировые судьи является самым молодым институтом в судебной системе Российской Федерации.
Требования к кандидатам в мировые судьи определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. От сдачи экзамена и рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, проработавшие федеральным судьей не менее пяти лет.
На мировых судей налагаются те же ограничения на участие в общественной и политической жизни, а также на совмещение должности судьи с другой оплачиваемой работой, что и на судей федеральных судов. Мировые судьи имеют гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а кроме того, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом о статусе судей.
Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» определил порядок наделения этих судей полномочиями. Согласно Закону, мировой судья либо назначается на должность законодательным органом субъекта Федерации, либо избирается населением.
Что характерно, во всех субъектах Федерации наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения законодательными органами.
Полный отказ от выборов мировых судей противоречит природе этого института как максимально приближенного к населению. Представляется, что необходимо изменение федерального законодательства в целях перехода на прямые выборы мировых судей населением, что обеспечит укрепление демократических начал в их деятельности, будет способствовать развитию примирительных тенденций в судопроизводстве мировой юстиции.
Общее число мировых судей и количество участков субъекта Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации.
Принятие Федерального закона № 218 – ФЗ от 29 декабря 1999 года «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» определило общее число судебных участков мировых судей на территории РФ. В связи с принятием этого закона в РФ было учреждено 6451 должность мировых судей в 84 субъектах РФ.
продолжение
–PAGE_BREAK–