ПЛАН.
1. Проанализируйтетеории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняетсямножественность теорий происхождениягосударства?………………………………………….2
2. Социальные нормыродового строя…………………………………….5
3. Цивилизационныйподход к типологии государства…………………6
4. Понятие формы(устройства ) государства и ее элементы…………8
5. Соотношение функцийгосударства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10
6. Понятие механизмагосударства и его роль в осуществлении задач и функцийгосударства……………………………………………………11
7. Прокомментируйтеследующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, длянарода и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?………………12
8. Проведитесравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественногопроявления указанных в таблице признаков…………………………………………………………13
9. Представьте в видесхемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14
10. Государственнаясимволика Российской Федерации……..…15
11. Списокиспользованной литературы…………………………….17Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?
Наименов
теории Сторонники
Основное
содержание Достоинства Недостатки
1. Теологи-
ческая
Ф.Аквинс-кий,
Ф. Лебюфф,
Д. Эйве Бог создал государст-во. Придавая государству ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности. Данная теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория недоказуема, т.к. основана на вере. 2. Патриа-рхальная
Аристо-тель,
Конфуций,
Р. Филмер,
Н.К. Михай-ловский Государство как продукт развития семьи.
Так как изначально признается божественное происхождение власти «патриарха»,
подданные должны покорно подчиняться государю. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для человека.
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается,
не назначается и не смещается поданными,
ибо они – его дети. 3. Договор-ная
Б. Спиноза,
Т. Гоббс,
Дж. Локк,
Ж.Ж. Руссо,
А.Н. Радищев Государст-во как продукт соглашения между людьми. Теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и полит. власти. Это был серьезный шаг вперед в познании государства. Так же она имеет и демократичес-кое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя. Слишком схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. 4. Психо-логическая
Л.И. Петра-жицкий,
Д. Фрезер,
З. Фрейд,
Н.М.Корку-нов Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой психики. Психологичес-кие закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать. Роль психологических свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин.
5. Теория
насилия
Е. Дюринг,
Л. Гумпло-вич,
К. Каутский Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких факторов. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств.
Насилие следует все же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным[U1] .
Множественность теорий происхождениягосударства можно объяснить так:
Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснениеэтому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовалиразный объем накопленных человечеством знаний;
Во-вторых, объясняя процесс возникновениягосударства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли,в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
В-третьих, зачастую мыслители, восхищенныедостижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукамобщественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях,по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они этоподчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества другихфакторов. Одним словом, мыслили односторонне;
И, наконец, нельзя исключит и того, что навзгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские иидеологические пристрастия.
Мы постарались рассмотреть некоторыеизвестные на сегодняшний день теории происхождения государства. Прирассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели –это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремилисьпроникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верноеобъяснение причин возникновения государства. *
*ЛюбашицВ.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52Социальные нормы родового строя.
Социальные нормы – это правила поведения,определяющие взаимные отношения между людьми.
К ним относятся:
1. Ритуалы – правила поведения, в которыхакцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма являетсястрого канонизированной.
2. Обряды – правила поведения, заключающиесяв символичных действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие впсихику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.
3. Мифы – предания, сказания, повествования обогах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшие в первобытномобществе.
4. Моральные нормы – правила поведения,определяющие, что есть добро и что есть зло.
5.Нормы этикета – правила поведения,касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношенияблагоприятного, располагающего к общению.
6. Мононормы – различные по своему характеруправила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозныенормы и другие) единые для всех его членов.*
*Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С.185-215.Цивилизационный подход к типологии государства.
Типология государств – это их классификацияпо одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типомпонимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретнойгруппе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Суть цивилизационного подхода состоит в том,что при характеристике развития конкретных государств и народов следуетучитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но идуховно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни,форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразиеобычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», котороеслужит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретнойчеловеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизационный подход позволяет объяснитьмноговариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества игосударства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения кпрогрессу.
Достоинство цивилизационного подхода состоитв том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущихконкретному обществу.
Выделяют следующие этапы цивилизации:
1. локальныецивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов(шумерская, эгейская, индская и др.);
2. особенные цивилизации(китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)
3. всемирнаяцивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время наоснове принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальныхособенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. п. Однакона первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие,его благо.
4. В юридическойлитературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационномукритерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичнойцивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе,социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизациихарактерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Этообъясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономическойсферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозныйкомплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую,ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
5. Государство вторичнойцивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляетэлемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозныйкомплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую,восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Как видно, критерии разграничения государствпервичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, вомногом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологиюгосударств по цивилизационному критерию.*
*Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. С.33-37Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы.
Форма государственного устройства –территориальная организация государственной власти, указывающая на характервзаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральнымии местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.*
Теория государства выделяет несколько видовтерриториального устройства государства. В частности, по форме государственногоустройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в)конфедерацией, г) содружеством.
К унитарным государствам относятся те,которые представляют собой единое целостное государственное образование, частикоторого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная формагосударственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуетсяединой структурой государственного аппарата на всей территории страны.Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию натерриторию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная,территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиямикаких-либо местных органов.* 114
Унитарные государства бываютцентрализованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными– Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкойавтономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органамивопросы.
Федерация – сложное, союзное государство,части которого являются государственными образованиями и обладают в той илииной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности;в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательствомсуществуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, напримерв Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены понационально-территориальному (Россия), по территориальному принципу (США).
В настоящее время в мире существует 26федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия,Россия, Югославия, включающая теперь две республики – Сербию и Черногорию,Швейцария и созданная в 1995 г. Сербско–хорватско-мусульманская федерация вБоснии ); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан);
ЛюбашицВ.Я. Указ. соч. С. 111
в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия,Танзания, Эфиопия); в Океании(Папуа – Новая Гвинея, Соединенные штатыМикронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализмаприсущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
Конфедерация – временный союз государств,образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий дляобъединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствуетединая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаватьсясоюзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых ониобъединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочныегосударственные образования и существует сравнительно недолго: они либораспадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединение Сенегала и Гамбии в1982 – 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это,например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз,существовавший в 1815 – 1848 гг. трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированногогосударственного объединения, названное содружеством государств. Примером можетявляться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого –государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма,чем конфедерация.
Кроме названных форм государственногоустройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы –империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственнымиобразованиями, отличительными особенностями которых являются обширнаятерриториальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричныеотношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородныйэтнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская,Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.*
___________________________________________________________Матузов Н.И. Указ. соч. С. 74-76Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства.
Функции государства – это основныенаправления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей изадач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, егоприрода и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делаетданное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы онипреимущественно решают.
К наиболее значимым признакам функцийгосударства относятся:
1. устойчиво сложившаяся предметнаядеятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2. непосредственная связь между сущностнойхарактеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь)реализуется в деятельности государства;
3. направленность деятельности государства навыполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческомэтапе развития общества;
4. определенные формы реализации функцийгосударства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числевластно-принудительных методов (Л.А.Морозова)
Понятие функций государства не следуетотождествлять с такими понятиями как цели и задачи государства. Если цельгосударства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства еедостижения, то функции – это основные направления деятельности государства порешению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяютфункции.
Последовательность возникновения функцийзависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческомразвитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальныхусловий:
потребностей и интересов населения;
экономических возможностей общества;
нравственного и культурного уровня общества;
профессионализма государственных служащих иструктур и др.*
*Матузов Н.И. Указ. соч. С.56-57Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства.
Механизмгосударства – это специально созданная и постоянно действующая системагосударственных органов, государственных организаций и служащих, находящихся вовзаимной зависимости осуществляющих от имени государства его компетенцию, цели,задачи, функции, права и обязанности.*
Механизмгосударства играет непосредственную роль в осуществлении задач и функцийгосударства.
Механизмгосударства(Государственные органы; Администрация государственных предприятий,учреждений и организаций; Государственные служащие (чиновники);Организационные, финансовые и иные средства) является средством дляосуществления задач и функций государства.
* ИванниковИ.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г. С. 138Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?
Действительно, демократия означает властьнарода. Правочеловека избирать и быть избранным — одно из величайших достижений демократии,но прямое «правление народа» не может быть реализовано практически, посколькуправление осуществляется политиками.Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков.Характеристика признаков Унитаризм Федерация Конфедерация Межгосударст-венный союз 1.Целостность государства Единое, цельное государство. Союзное государство. Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач. Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач. 2.Статус субъектов или иных единиц государства Не имеет в своем составе каких либо государствен-ных образо-ваний, облада-ющих элемен-тами суверен-ности. Части, входящие в это объединение, обладают элементами государствен-ности, определен-ной политической самостоятель-ностью. Сохранение каждым государством своего суверенного существования. Полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. 3.Организация государственной власти Действует единая конституция. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. Нет единой конституции. Нет единой конституции. 4.Организация системы законодательст-ва Единая система законодательства. Субъекты федерации могут принимать свои законы. Нет единого законодательства. Нет единого законодательства. 5.Устойчивость юридической связи с населением Единое гражданство. Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны. Каждый человек есть гражданин своего государства. Каждый человек есть гражданин своего государства. 6.Организация денежной, финансовой, налоговой систем Единая денежная, финансовая, налоговая системы. Единая организация денежной, финансовой, налоговой систем. Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем.
Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем[U2] . Представьте в виде схемы классификацию государственных органов.
Виды государственныхорганов:
1. в зависимости отпорядка формирования:
· первичные– органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственнонаселением (парламент, президент);
· производные– органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);
2. в зависимости отобъема полномочий:
· высшие– правительство, парламент и др.
· центральные– министерства;
· местные– государственные органы субъектов Федерации и т.п.
3. взависимости широты компетенции:
· органыобщей компетенции – президент, правительство и др.;
· органыспециальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4. взависимости от числа государственных гражданских служащих:
· коллегиальные– правительство;
· единоличные– президент;
5. взависимости от организационно-правовых форм деятельности:
· законодательные;
· исполнительные;
· судебные;
· контрольно-надзорныеорганы;
6. взависимости от действия в пространстве:
· федеральныегосударственные органы;
· органыгосударственной власти субъектов федерации;
7. взависимости от длительности действия:
· постоянные;
· временные;
8. взависимости от правовых форм деятельности:
· правотворческие;
· правоприменительные;
· правоохранительные.*
* Шпаргалка потеории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2006 г. С. 15
10. Государственнаясимволика Российской Федерации.
Кгосударственной символике РФ относятся: герб, флаг и гимн.
Герб.
Федеральныйконституционный закон РФ, принятый Государственной думой в декабре 2000 г.Установил государственный герб РФ, его описание и порядок официальногоиспользования. Закон о гербе одобрен 20 декабря 2000 г. Советом Федерации и 25декабря 2000 г. Подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Встатье 1 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символнашей страны описан следующим образом:
«Государственныйгерб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами,заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и надними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр,в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синемплаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутогонавзничь и попранного конем дракона.»
Флаг.
Федеральныйконституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» принятГосударственной Думой 8 декабря 2000 г., 20 декабря он одобрен СоветомФедерации, а 25 декабря того же года подписан Президентом РФ В.В. Путиным.Закон установил описание государственного флага и порядок его официальногоиспользования. В ст. 1 говорится: «Государственный флаг РФ представляет собойпрямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней –белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага кего длине 2: 3». В последующих статьях разработаны принципы использованияГосударственного флага, который постоянно поднят на зданиях федеральных органовзаконодательной и исполнительной власти, а в дни государственных праздников РФГосударственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления,общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо отформ собственности, а также на жилых домах.
Статья10 особо подчеркивает, что использование Государственного флага с нарушениемправил, указанных в Федеральном законе, надругательством над флагом ведет кнаказанию в соответствии с законодательством РФ.
Гимн.
Россия — священнаянаша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!*
*Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность.Москва, «Владос», 2003 г. С. 96, 166, 189.
11. Список использованной литературы.
1. Иванников И.А. Теориягосударства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.
2. Кашанина Т.В.Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г.
3. Любашиц В.Я. Теория государства и права.Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г.
4. Матузов, А.В. Малько. Теория государстваи права. Москва, «Юристъ». 2001г.
5. Морозова Л.А. Теория государства и права.Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
6. Радько Т.Н. Теория государства и права.М., «Закон и право», 2004г.
7. Соболева Н.А. Российская государственнаясимволика. История и современность. Москва, «Владос», 2003 г.
8. Шпаргалка по теории государства и права.Москва, «Окей-книга», 2006 г.