Обязательства из причинения вреда

ТЕМА: «ОБЯЗАТЕЛЬСТВАИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА»
 
1. Понятие обязательств,возникающих следствие причинения вреда.
2. Ответственностьюридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
3. Ответственность завред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами.
4. Ответственность завред, причиненный источником повышенной опасности.
5. Ответственность завред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
 
1. Понятиеобязательств, возникающих следствие причинения вреда
 
Подобязательством понимается правоотношение, в силу которого одно лицо обязаносовершить в пользу другого лица определенное действие, а другое лицо имеетправо требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательство можетвозникнуть в том числе из причинения вреда.
Правона возмещение вреда является конституционным правом гражданина. Вред,причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненныйимуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,причинившим вред.
Неподлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если приэтом не были превышены ее пределы.
Вред,причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности,угрожающей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данныхобстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещенлицом, причинившим вред.
Учитываяобстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложитьобязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовалпричинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частичнокак это третье лицо, так и лицо, причинившее вред. Можно выделить по субъектамответственность:
1)   юридического лица или гражданина завред, причиненный его работником.
2)   за вред, причиненный государственнымиорганами, органами местного управления и самоуправления, а также ихдолжностными лицами.
3)    за вред, причиненный незаконнымидействиями органов уголовного преследования и суда.
4)   за вред, причиненныйнесовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет.
5)   за вред, причиненныйнесовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
6)    за вред, причиненный гражданином,признанным недееспособным
7)    за вред, причиненный гражданином,признанным ограниченно дееспособным
8)    за вред, причиненный гражданином, неспособным понимать значения своих действий
9)    за вред, причиненный деятельностью,создающей повышенную опасность для окружающих.
2.Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный егоработником
 
Юридическоелицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнениисвоих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаютсяграждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), атакже граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если приэтом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующегоюридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведениемработ.
Хозяйственныетоварищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный ихучастниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской,производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.
 
3.Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособнымилицами
 
Завред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет(малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут,что вред возник не по их вине. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находилсяв соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальнойзащиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу актазаконодательства является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред,причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзоромобразовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанногоосуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основаниидоговора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вредвозник не из-за недостатков при осуществлении надзора. Обязанность родителей,усыновителей, опекуна, образовательных, воспитательных, лечебных и иныхучреждений по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетнимсовершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.Если родители, усыновители, опекун умерли или не имеют достаточных средств длявозмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сампричинитель, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд сучетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а такжедругих обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью иличастично за счет самого причинителя вреда.
Несовершеннолетнийв возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несетответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда унесовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходовили иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен бытьвозмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями илипопечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Еслинесовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийсяв попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждениисоциальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силуакта законодательства является его попечителем, это учреждение обязановозместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вредвозник не по его вине. Обязанность родителей, усыновителей, попечителя исоответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненногонесовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращаетсяпо достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него додостижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные длявозмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрелдееспособность.
Вред,причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекунили организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, чтовред возник не по их вине. Обязанность опекуна или организации, обязаннойосуществлять надзор, по возмещению вреда, причиненного гражданином, признаннымнедееспособным, не прекращается в случае последующего признания егодееспособным.
Еслиопекун умер либо не имеет достаточных средств для возмещения вреда,причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель обладает такимисредствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя, атакже других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностьюили частично за счет самого причинителя вреда.
Вред,причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствиезлоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либопсихотропными веществами, возмещается самим причинителем вреда.
 
4.Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
 
Юридическиелица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью дляокружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрическойэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ,сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной снею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источникомповышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимойсилы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности можетбыть освобожден судом от ответственности полностью или частично также, еслигрубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению вреда.
Обязанностьвозмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которыевладеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на иномзаконном основании, в том числе на праве аренды (за исключением арендытранспортного средства с экипажем, по доверенности на право управлениятранспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передачеему источника повышенной опасности и т.п..
Владельцыисточников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред,причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновениятранспортных средств и т.п.) третьим лицам.
Вред,причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности ихвладельцам, возмещается на общих основаниях.
Владелецисточника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этимисточником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результатепротивоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненныйисточником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправнозавладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятииэтого источника из его обладания ответственность может быть возложена как навладельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышеннойопасности.
 
5.Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина
 
Припричинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежатутраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно могиметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждениемздоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретениелекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение,приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии,если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и неимеет прав на их бесплатное получение.
Приопределении утраченного заработка (дохода) пенсии (кроме пенсии поинвалидности, назначенной потерпевшему в связи с соответствующим увечьем илииным повреждением здоровья), назначенные как до, так и после причинения вредаздоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера вреда (незасчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда незасчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после поврежденияздоровья.
Объеми размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены наосновании законодательства или договора.

Тема. Общиеположения о трудовом праве
 
1.Понятие трудового права. Предмет и метод трудовогоправа.
2. Система и источники трудового права.
3. Субъекты трудового права. Трудовое правоотношение.Основания возникновения трудовых правоотношений.
1.   Понятие трудового права. Предмет иметод трудового права
Право состоит из множества юридических норм, которыевзаимосвязаны между собой и образуют целостную систему. Связь различныхправовых норм обусловлена единством экономической и политической основыобщества, системой сложившихся общественных отношений. Однако, несмотря наединство системы национального права, правовые нормы регулируют различныеобщественные отношения, которые, имея одинаковую социально-экономическуюприроду, различаются между собой по содержанию, характеру той деятельности, всвязи с которой люди вступают в общественные связи. Исходя их вида и содержанияобщественных отношений, регулируемых теми или иными нормами права, право делитсяна отдельные отрасли, а последние – на правовые институты. Согласно общейтеории права, дифференциация права на отрасли осуществляется с учетом предметаи метода правового регулирования.
Предмет отрасли права отвечает на вопрос, какие виды общественныхотношений эта отрасль права регулирует. Предмет любой отрасли права составляютобщественные отношения, регулируемые этой отраслью. Для определения предмета ойили иной отрасли права необходимо определить, какой круг общественных отношенийподвергается правовому регулированию.
Метод правового регулирования – это способ, при помощикоторого государство воздействует на участников регулируемых общественныхотношений. Таким образом, отрасль права – это объективно обособившаясясовокупность взаимосвязанных норм, которая объединена общностью предмета иметода правового регулирования. Правовой институт – это совокупность норм,регулирующих однородные общественные отношения в пределах данной отрасли.
Трудовое право – одна из важнейших отраслейнационального права Республики Беларусь, регулирующая трудовые отношенияработника с нанимателем независимо от организационно-правовой формыорганизации. Трудовое право касается большинства населения государства.Трудовое право регулирует не отношения по труду вообще, а общественныеотношения по труду, т.е. трудовые отношения в общественной организации труда исвязанные с ними отношения на производстве. Труд в личном домашнем хозяйстве итруд как средство выполнения договорных обязательств в гражданском праве неявляется предметом трудового права.
Законодательство и наука трудового права выделяют рядгрупп общественных отношений, связанных с трудовыми и входящих в сферу действиятрудового права отношениями. Это отношения:
– по профессиональной подготовке работников на производстве;
– связанные с деятельностью профсоюзов и объединенийнанимателей;
– связанные с ведением коллективных переговоров;
связанными е с различными аспектами взаимодействиямежду работниками (их представителями) и нанимателями;
– связанные с обеспечением занятости;
– по надзору и контролю за соблюдением трудовогозаконодательства;
– связанные с государственным социальным страхованием;
– рассмотрением трудовых споров.
Предмет трудового права составляют общественные отношения,складывающиеся по поводу применения труда граждан, основанные на трудовомдоговоре и возникающие на предприятиях, в организациях всех форм собственности,и отношения, тесно связанные с организацией и применением труда.
Для метода трудового права характерно:
1)  наличиеособенностей, связанных с возникновением, изменением или прекращением трудовыхправоотношений. Они возникают на основе договора между работником инанимателем,
2)   участникитрудовых правоотношений выступают как равноправные субъекты,
3)  особый способформирования содержания прав и обязанностей субъектов трудовых отношений,
4)  особый характерсанкций, который применяются к нарушителям (дисциплинарная ответственность,материальная ответственность),
5)  разрешениетрудовых споров в особом порядке и при участии профсоюзов, и другие приемы испособы составляют метод трудового права.
2. Система иисточники трудового права
 
Система права – это внутренняя структура национальногоправа, которая выражается в единстве и согласованности норм, составляющих егои, и одновременном их разделении на отрасли и институты. Каждая отрасль права,в том числе и трудовое право, представляет собой обособленную совокупностьправовых норм, имеющих единство внутренней структуры и определеннуюпоследовательность их расположения. Вместе с тем, в зависимости от регулируемыхнорм общественных отношений отрасль права разделяется на составные части(институты).
Система трудового права делится на 2-е части: общую иособенную. В общую часть входят нормы, содержание общие положения,касающиеся труда всех работников и распространяющиеся на все общественныеотношения трудового права. Это нормы, определяющие основные принципы и задачатрудового права, сферу действия норм трудового права, источники регулированиятрудовых и связанных с ними отношений, применение к трудовым отношениям норммеждународного права и соотношение их с национальным законодательством,исчисление сроков в трудовом праве, основные права и обязанности работников инанимателей и некоторые другие вопросы. К общей части трудового права относятсянормы Конституции РБ по названным вопросам труда, положения раздела 1 Трудовогокодекса, а также нормы других законов РБ по Тим вопросам.
Названные правовые институты затрагивают всюсовокупность трудовых прав и обязанностей работников, основные условия труда,вопросы организации социально-экономической деятельности организации.
Особенная часть трудового права включает в себяправовые нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений, являющихсяпредметом данной отрасли права.
Совокупность норм, регулирующих однородныеобщественные отношения, образуют правовые институты. В особенную частьтрудового права входят такие институты, как трудовой договор, рабочее время ивремя отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина, материальнаяответственность и ряд других институтов.
Источник права – это государственно-официальнаяформа выражения, закрепления и существования юридических норм. Источникамитрудового права являются акты, в которых выражаются нормы трудового права.Конкретные формы выражения норм трудового права могут быть различными взависимости от органа, принявшего этот акт, степени важности регулируемыхобщественных отношений. Источники трудового права обозначают конкретные формыправовых предписаний в области трудовых отношений, принятых законодательныморганом, а также органами государственного управления, издающих во исполнение иразвитие действующего законодательства соответствующие нормативные акты впределах своей компетенции.
Источниками регулирования трудовых и связанных с нимиотношений являются: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и другиеакты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иныелокальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии сзаконодательством (ст. 7 ТК).
Конституция является основнымисточником прававообще, в том числе и трудового права. Она определяет позицию законодателя поважнейшим направлениям правового регулирования трудовых отношений. Она содержитряд статей, непосредственно устанавливающих основные положения трудовогозаконодательства. Основным законом гражданам гарантируется право на труд, какнаиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выборпрофессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями,образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественныхпотребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41).Конституция провозгласила право равного доступа граждан РБ к любым должностям вгосударственных органах в соответствии со своими способностями,профессиональной подготовкой (ст.39). В Основном законе закреплены также другиесоциально-экономические права граждан: право на защиту своих экономических исоциальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы,заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Конституциейзапрещен принудительный труд, кроме работы си службы, определяемой приговоромсуда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Конституция провозгласила, что Республика Беларусьпризнает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечиваетсоответствие им законодательства (ст. 8). Источниками трудового права в связи сэтим являются международные договоры Республики Беларусь и конвенцииМеждународной организации труда(МОТ). Нормы вступивших в силумеждународных договоров РБ или конвенций МОТ, участницей которых является РБ,являются частью действующего на территории РБ законодательства о труде,подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международногодоговора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется изданиевнутригосударственного акта.
Если те или иные отношения не урегулированызаконодательством о труде, то правила международных договоров РеспубликиБеларусь или конвенций МОТ применяются непосредственно. В случае, еслимеждународным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницейкоторой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чемпредусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяютсяправила международного договора или конвенции (ст. 8 ТК).
Развитие закрепленных Конституцией общих направленийправового регулирования труда работников осуществляется при помощикодифицированных (кодифицированный закон – это юридически и логически цельный,внутренне согласованный акт) и текущих законов.
После Конституции к числу основных источников праваотносятся законы Республики Беларусь. Главным законом, содержащим весь комплексправовых предписаний в области труда, является Трудовой кодекс.Трудовой кодексопределил задача, сферу действия трудового законодательства. Основными задачамиуказаны регулирование трудовых и связанных с ними отношений, развитиесоциального партнерства между нанимателями, работниками и органамигосударственного управления, установление и защита взаимных прав и обязанностейработников и нанимателей.
Трудовой кодекс применяется в отношении всехработников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории РеспубликиБеларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормамиратифицированных и вступивших в силу международных договоров РеспубликиБеларусь или конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь.Кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а такжесвязанные с ними другие отношения. Кроме того, кодекс регулирует трудовые исвязанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организацияхлюбых организационно-правовых форм. Вместе с тем, для работников, трудовыеотношения которых связаны с членством, регулирование трудовых отношений сможетосуществляться в учредительных документах и локальных нормативных актах.
Трудовой кодекс устанавливает не только общие правиларегулирования индивидуальных трудовых отношений и связанных с ними отношений,но и особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В кодексеурегулированы также коллективные трудовые отношения, ответственность работникови нанимателей.
К трудовому праву относится такжеЗакон «О занятостинаселения Республики Беларусь». Этот закон устанавливает правовые,экономические и организационные гарантии государства по реализации гражданамиправа на труд. Отдельные трудовые отношения регулируются законами РеспубликиБеларусь.
 В настоящее время новым источником трудового праваявляются декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона. Президентвправе издавать два вида декретов: временные и делегированные. Согласно ст. 101Конституции временные декреты, имеющие силу закона, издаются ПрезидентомРеспублики Беларусь в силу особой необходимости. Делегированные декретыПрезидент вправе издавать, если Парламент делегирует ему законодательныеполномочия на издание декретов.
Совет Министров Республики Беларусь – Правительство – издаетпостановления. Постановления Правительства издаются на основе и воисполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации. Они содержат иновые нормы права, не противоречащие законам, декретам, указам.
Большое значение в сфере регулирования трудовыхотношений имеют нормативные акты Министерства труда и социальной защиты.Оно обязано разрабатывать и реализовывать единую государственную политику вобласти труда, занятости и миграции населения, предоставление ем социальныхгарантий и компенсаций, осуществлять государственный контроль за соблюдениемзаконодательства о труде. Министерство труда и социальной защиты издаетпостановления и разъяснения, как по поручении. Совета Министров, так и по своейинициативе.
Особое место среди источников регулирования трудовых исвязанных с ними отношений занимают локальные нормативные акты. К нимотносятся коллективные договоры, соглашения, уставы, учредительные договоры,правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностныеинструкции и др. Они принимаются нанимателем совместно либо по согласованию спрофсоюзом. Эти акты конкретизируют. Дополняют нормативные акты, принятые насоответствующем уровне, применительно к конкретным условиям данногопредприятия, учреждения, организации. Их действие ограничивается пределамиданного предприятия, учреждения, организации.
Следует отметить, что в законодательстве смещеныприоритеты с централизованного на локальное регулирование трудовых отношений.На законодательном уровне обеспечивается лишь минимум гарантий, которыенаниматель обязан выполнять. В то же время в локальных нормативных актахнаниматель вправе устанавливать дополнительные трудовых и иные гарантии дляработников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные актымогут содержать иные по сравнению с законодательством условия регулированиятрудовых отношений, но только в сторону улучшения условий. Локальные акты,ухудшающие положение работников, по сравнению с законодательством о труде,являются недействительными.
Особо следует остановиться на ЗаключенияхКонституционного суда. Согласно Конституции и Закону «О Конституционном СудеРеспублики Беларусь», Конституционный Суд осуществляет контроль законституционностью нормативных актов в государстве. Нормативные акты или ихотдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.Конституционный Суд в этом случае «выступает в роли «негативного законодателя»,выводя из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы»).
Важное значение в обеспечении единообразногоприменения норм трудового права имеют постановления Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь. Общепризнанно, что постановления Пленума Верховного Суда неявляются источниками права, поскольку суд не имеет права создавать правовыенормы. Постановления Пленума Верховного Суда – это акты официальногонормативного толкования. Они являются обязательными не только для судов, но идля других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому даноразъяснение.
Судебный прецедент источником права, в том числе итрудового, не является. Вместе с тем решения судебных коллегий Верховного СудаРеспублики Беларусь по конкретным делам помогают судьям овладеть мастерствомполного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела,способствуют уяснению смысла соответствующих правовых норм. (В некоторыхстранах, например, в Германии и во Франции, решение судов высшей инстанцииявляется источником права).
3. Субъектытрудового права. Трудовое правоотношение. Основания возникновения трудовыхправоотношений
Общая теория праваопределяет круг субъектов права как участников общественных отношений, которыепо своим особенностям могут быть носителями субъективных юридических прав иобязанностей. Поскольку правоотношения, урегулированные трудовымзаконодательством многообразны, круг субъектов трудового права широк. Субъектытрудового права – это участники общественных отношений, регулируемыхтрудовым законодательством, которые могут обладать определенными правами иобязанностями и реализовывать их.
Виды субъектовтрудового права:
– органы занятости итрудоустройства,
– работники (гражданеРеспублики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства),
– наниматели (юр. ифиз лица),
– трудовые коллективыработников,
– профсоюзныекомитеты, их совместные органы и иные уполномоченные работниками органы, действующиеу нанимателей,
– социальные партнерына республиканском, отраслевом и территориальных уровнях в лице соответствующихпрофсоюзов, их объединений, нанимателей и их объединений,
– органы правоохраны ипринуждения – суды, КТС, рудовые арбитражи и др.
Трудовое правоотношение –это урегулированное трудовым законодательством отношение между работником инанимателем по применению труда работника, основанное на трудовом договоре.
Субъектами трудовогоправоотношения являются работник и наниматель.
 Содержание трудовогоправоотношения составляют права и обязанности субъектов, которые приобретаютсяс момента возникновения трудового правоотношения.
Основанием возникновения,изменения и прекращения трудовых правоотношений являются юридические факты (этофакты, с которыми закон связывает действие правовых норм в отношенииопределенных субъектов. Юридические факты делятся на события и действия). Чащевсего в основе возникновения трудового правоотношения лежит трудовой договор (внекоторых случаях трудовое правоотношение возникает из совокупности юридическихфактов, например, при приеме на работу по конкурсу).